Цыганские легенды — монстры, волшебный клад и добрый Леший
“Бог подарил нам не одну страну, а целый мир”, – говорят цыгане, и с этим сложно поспорить. Представителей этого народа можно встретить в самых разных странах. Выходцы из Индии, цыгане смогли создать уникальную культуру, что состоит из самобытных черт и заимствований из фольклора и обычаев самых разных стран.
В цыганских легендах можно увидеть отголоски европейских и восточных сказаний, однако они по-своему необычны и своеобразны, ведь имеют уникальный цыганский колорит. Что же можно узнать из известных цыганских преданий?
Жуткие существа цыганского фольклора
Большая часть цыганских преданий напоминает волшебные сказки, ведь в них появляются мифические создания, происходят поистине невероятные вещи. Фольклор цыган насыщен историями о необычных существах, причём далеко не все они дружелюбно настроены по отношению к человеку.
Цыгане рассказывали, что в лесах проживают жуткие лошоличи. Согласно легендам, в лесных косматых чудовищ грешников обратил сам дьявол. Теперь же они выискивают путников и заблудившихся детей, чтобы расправиться с ними.
Цыгане рассказывали, что в лесах проживают жуткие лошоличи / © Lucas Graciano / artstation.comНе менее жуткий образ имеет Малало. Именно так цыгане называли жуткую двухголовую птицу. Внешне напоминает она крупную серую ворону, вторая голова которой растёт со спины вверх. Предания рассказывают, что эта страшная птица способна распространять самые разные опасные болезни, в частности, бешенство.
Прибывшие в Европу цыганские таборы переняли некоторые местные истории, преобразовав на свой лад мифических созданий. Примером тому являются дампиры – вампиры из цыганского фольклора. Они могут не только пить кровь из людей, но и околдовывать, уводя с собой. Известно немало рассказов о том, как дампиры завораживали юных девушек, а затем губили их.
Птица Малало способна распространять самые разные опасные болезни / © Sato Takahara / artstation.comВолшебный цветок
Однако жуткие предания – лишь часть богатого фольклора цыган. Не менее значимыми остаются легенды о жизни людей, судьбах и поразительных встречах. Примером тому служит сказание о волшебном цветке. В одной деревне проживала цыганская семья. Жили люди очень бедно, не на что было даже покосившуюся на избе крышу починить.
А тут вдруг рассказали односельчане, что неподалёку клад обнаружили. “Быть может, это и есть моя удача”, – решил глава семьи. Выбрал цыган лошадку посильнее, запряг её и поехал к указанному месту. Рассказали ему, где находится таинственный клад, но над ним – огромная плита лежит. Пытался поднять её мужчина, да сам не смог. Тогда возвратился он в родную деревню и позвал с собою всех родственников. Но даже всем селом поднять плиту не смогли.
Евграф Семёнович Сорокин «Испанские цыгане»,1853 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея Москва, Россия
К тому моменту подошёл праздник Ивана Купала. Цыган как раз вернулся из деревни, рассказал матери, что клад так и не поддался людям. И тогда старая женщина увидела на его лопате небольшой цветок. Она поняла, что это.
Неказистое растение было волшебным цветком, что расцветал лишь в купальскую ночь, а своему обладателю дарил несметные сокровища и помогал находить любой клад. Это она поведала сыну, и тот снова отправился к месту работ. Теперь, как ни странно, плита легко поддалась нескольким людям.
Не было предела радости работников. Набрали они золота и поехали домой. Вдруг видят: посреди дороги старичок стоит. Спросили они его, не ждёт ли он кого. А старик ответил, что ждёт – и именно цыган. Рассказал он им, что под мостом, переброшенным через реку, спрятана бочка золотых монет. Удивились такому цыгане, но всё-таки решил повернуть к реке.
А по дороге один из них заметил, что чудесный цветок исчез. “По дороге обронили”, – махнул рукой шурин цыгана. Увы, после пропажи цветка и удача отвернулась от людей. Как ни искали в реке золото цыгане, так и не смогли его найти. Но и тех сокровищ, что найдены были под плитой, цыгану хватило на всю жизнь, а также детям и внукам. До конца своих дней не забывали они об истории с волшебным цветком.
Цыгане – очень колоритный народСподенюк Сергей Иванович «Цыгане», 2015 год
Местонахождение: Частная коллекция
Цыгане и проделки Лешего
Неоднозначным было отношение цыган к хозяину леса – Лешему. С одной стороны, его остерегались, как и всякую нечисть. С другой, в некоторых цыганских легендах он предстаёт вполне мирным существом.
Как рассказывает одно из преданий, однажды табор цыган остановился у леса. Видимо, не понравилось это Лешему, отчего и стал он мешать жить людям. Если цыган собирался ехать через рощу – не мог тропы найти, всё плутал и выходил к месту отправления. Понимали цыгане, что это проделки Лесовика.
Порой его даже видели. Ходил по лесу в зелёном кафтане и тёплой шапке. Цыгане даже звали его к себе, приглашая к костру и надеясь задобрить, но властитель леса отказывался дружить с людьми.
Цыганский табор не понравился Лешему, отчего стал он мешать жить людям / © Klaher Baklaher / bestiary. usНаверное, так и пришлось бы табору конфликтовать с Лесовиком, да только была там красавица-цыганка. Когда пела она, даже ветер затихал, чтобы послушать чудесный голос. “Не волнуйтесь, – заявила она соплеменникам. – Попробую я Лешему песню спеть. Может, смилостивится тогда”.
Вошла девушка в лес, а Лесовик как раз на вершине деревьев притаился. Когда начала она петь, он постепенно стал спускаться всё ниже и ниже, принимая человеческий облик.
И вот – сидит он уже перед нею на пне, подперев голову рукой. Слушает песню цыганскую – о чём-то своём думает. Понравилась ему песня красавицы, а после того случая перестал мешать цыганам Леший. Напротив, подружились с ним люди, а сам он стал частым гостем в таборе.
Когда пела цыганская красавица, даже ветер затихал, чтобы послушать чудесный голосХаритон Платонович Платонов «Цыганка с бубном»,1877 год
Местонахождение: Национальная галерея искусств им.Возницкого, Львов, Украина
Эти легенды – только малая часть цыганского фольклора, который не менее пёстрый и яркий, чем его народ. Такие истории открывают нам особое видение, волшебство мира, что замечали цыгане и, конечно, верность культуре, благодаря чему эти предания дожили до наших дней.
На обложке: © Николай Бессонов / ziv.ru
Цыганские легенды – монстры, волшебный клад и добрый Леший | Мусагет — традиции, верования, обряды
“Бог подарил нам не одну страну, а целый мир”, – говорят цыгане, и с этим сложно поспорить. Представителей этого народа можно встретить в самых разных странах. Выходцы из Индии, цыгане смогли создать уникальную культуру, что состоит из самобытных черт и заимствований из фольклора и обычаев самых разных стран.
В цыганских легендах можно увидеть отголоски европейских и восточных сказаний, однако они по-своему необычны и своеобразны, ведь имеют уникальный цыганский колорит. Что же можно узнать из известных цыганских преданий?
Жуткие существа цыганского фольклора
Большая часть цыганских преданий напоминает волшебные сказки, ведь в них появляются мифические создания, происходят поистине невероятные вещи. Фольклор цыган насыщен историями о необычных существах, причём далеко не все они дружелюбно настроены по отношению к человеку.
Цыгане рассказывали, что в лесах проживают жуткие лошоличи. Согласно легендам, в лесных косматых чудовищ грешников обратил сам дьявол. Теперь же они выискивают путников и заблудившихся детей, чтобы расправиться с ними.
Цыгане рассказывали, что в лесах проживают жуткие лошоличи / © Lucas Graciano / artstation.comНе менее жуткий образ имеет Малало. Именно так цыгане называли жуткую двухголовую птицу. Внешне напоминает она крупную серую ворону, вторая голова которой растёт со спины вверх. Предания рассказывают, что эта страшная птица способна распространять самые разные опасные болезни, в частности, бешенство.
Прибывшие в Европу цыганские таборы переняли некоторые местные истории, преобразовав на свой лад мифических созданий. Примером тому являются дампиры – вампиры из цыганского фольклора. Они могут не только пить кровь из людей, но и околдовывать, уводя с собой. Известно немало рассказов о том, как дампиры завораживали юных девушек, а затем губили их.
Птица Малало способна распространять самые разные опасные болезни / © Sato Takahara / artstation.comВолшебный цветок
Однако жуткие предания – лишь часть богатого фольклора цыган. Не менее значимыми остаются легенды о жизни людей, судьбах и поразительных встречах. Примером тому служит сказание о волшебном цветке. В одной деревне проживала цыганская семья. Жили люди очень бедно, не на что было даже покосившуюся на избе крышу починить.
А тут вдруг рассказали односельчане, что неподалёку клад обнаружили. “Быть может, это и есть моя удача”, – решил глава семьи. Выбрал цыган лошадку посильнее, запряг её и поехал к указанному месту. Рассказали ему, где находится таинственный клад, но над ним – огромная плита лежит. Пытался поднять её мужчина, да сам не смог. Тогда возвратился он в родную деревню и позвал с собою всех родственников. Но даже всем селом поднять плиту не смогли.
Евграф Семёнович Сорокин «Испанские цыгане»,1853 годК тому моменту подошёл праздник Ивана Купала. Цыган как раз вернулся из деревни, рассказал матери, что клад так и не поддался людям. И тогда старая женщина увидела на его лопате небольшой цветок. Она поняла, что это.
Неказистое растение было волшебным цветком, что расцветал лишь в купальскую ночь, а своему обладателю дарил несметные сокровища и помогал находить любой клад. Это она поведала сыну, и тот снова отправился к месту работ. Теперь, как ни странно, плита легко поддалась нескольким людям.
Не было предела радости работников. Набрали они золота и поехали домой. Вдруг видят: посреди дороги старичок стоит. Спросили они его, не ждёт ли он кого. А старик ответил, что ждёт – и именно цыган. Рассказал он им, что под мостом, переброшенным через реку, спрятана бочка золотых монет. Удивились такому цыгане, но всё-таки решил повернуть к реке.
А по дороге один из них заметил, что чудесный цветок исчез. “По дороге обронили”, – махнул рукой шурин цыгана. Увы, после пропажи цветка и удача отвернулась от людей. Как ни искали в реке золото цыгане, так и не смогли его найти. Но и тех сокровищ, что найдены были под плитой, цыгану хватило на всю жизнь, а также детям и внукам. До конца своих дней не забывали они об истории с волшебным цветком.
Цыгане – очень колоритный народЦыгане и проделки Лешего
Неоднозначным было отношение цыган к хозяину леса – Лешему. С одной стороны, его остерегались, как и всякую нечисть. С другой, в некоторых цыганских легендах он предстаёт вполне мирным существом.
Как рассказывает одно из преданий, однажды табор цыган остановился у леса. Видимо, не понравилось это Лешему, отчего и стал он мешать жить людям. Если цыган собирался ехать через рощу – не мог тропы найти, всё плутал и выходил к месту отправления. Понимали цыгане, что это проделки Лесовика.
Порой его даже видели. Ходил по лесу в зелёном кафтане и тёплой шапке. Цыгане даже звали его к себе, приглашая к костру и надеясь задобрить, но властитель леса отказывался дружить с людьми.
Цыганский табор не понравился Лешему, отчего стал он мешать жить людям / © Klaher Baklaher / bestiary. usНаверное, так и пришлось бы табору конфликтовать с Лесовиком, да только была там красавица-цыганка. Когда пела она, даже ветер затихал, чтобы послушать чудесный голос. “Не волнуйтесь, – заявила она соплеменникам. – Попробую я Лешему песню спеть. Может, смилостивится тогда”.
Вошла девушка в лес, а Лесовик как раз на вершине деревьев притаился. Когда начала она петь, он постепенно стал спускаться всё ниже и ниже, принимая человеческий облик.
И вот – сидит он уже перед нею на пне, подперев голову рукой. Слушает песню цыганскую – о чём-то своём думает. Понравилась ему песня красавицы, а после того случая перестал мешать цыганам Леший. Напротив, подружились с ним люди, а сам он стал частым гостем в таборе.
Когда пела цыганская красавица, даже ветер затихал, чтобы послушать чудесный голосЭти легенды – только малая часть цыганского фольклора, который не менее пёстрый и яркий, чем его народ. Такие истории открывают нам особое видение, волшебство мира, что замечали цыгане и, конечно, верность культуре, благодаря чему эти предания дожили до наших дней.
На обложке: © Николай Бессонов / ziv.ru
Romani Mythology / Myth — TV Tropes
http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/myth/romanimythology
СледующийПерейти к
Индийские предки цыган были индусами; само их слово «крест» происходит от посоха Шивы, а святая Сара, их святая покровительница, никогда не канонизированная католической церковью, считается их версией Дурги или Кали.
По мере возникновения цыганской диаспоры отторжение от христианства и контакт с народными языческими традициями в Восточной Европе породили сложный синкретизм. Среди, казалось бы, христианских атрибутов, таких как Бог и сатана, есть также анимистические верования, такие как в Кешали, и довольно сложная демонология.
Общее введение в цыганскую мифологию можно найти здесь, здесь и здесь, а также интересную статью Боглича об определенном мифе.
- Анималистическая мерзость: Дети Аны варьируются от злой двуглавой птицы до волосатой миксины, жука-влагалища и массы кошачьих и щенячьих головок, всех демонов, ответственных за болезни.
- Черная смерть: Черная смерть олицетворяется в виде кошки и собаки во главе с Порескоро. Это не так мило, как кажется.
- Ребенок в результате изнасилования: Кешали Ана была изнасилована королем локоличей (люди, проклятые сатаной) много раз, что привело к появлению демонических сущностей, представляющих все болезни, известные человечеству. В этом случае изнасилование, кажется, иллюстрирует их отвращение, а не вызывает у них сочувствие, и старший из детей, Мелало, даже подстрекал своего отца к более частым изнасилованиям.
- Жуткая мерзость: Некоторые мясистые твари легко соперничают с Г. П. Лавкрафтом в плане отвратительности, от жуков-влагалищ до веретенообразных миксин и тварей с собачьими/кошачьими головами, ответственных за Черную смерть. Почти все они — дети короля локоличей (людей, проклятых сатаной) и Аны, королевы кешали; он несколько раз изнасиловал ее, иногда подстрекаемый его сыном, Пернатым Дьяволом Мелало, в результате чего все эти мерзости до сих пор размножаются инцестуально со своими братьями и сестрами под землей, производя поколение за поколением демонов болезней.
- Даже у зла есть стандарты: Король Локолико сожалеет о том, что изнасиловал Ану после того, как пришел в ужас от своего последнего детского взгляда, самого Порескоро.
- Справедливый Народ: Кешали — духи природы, способные как благословлять, так и проклинать. Интересно, что к ним относятся сочувственно из-за злоупотреблений Локоличей и демонов. Их королева, Ана, много раз подвергалась изнасилованию королем локоличей, несущих отклонения, которые представляют все известные чумы человечеству.
- Пернатый демон: Мелало — двуглавая птица, ответственная за все акты убийства и изнасилования.
- Героическая жертва: Ана вышла замуж за короля Локоличей, чтобы спасти свой народ. К сожалению, в долгосрочной перспективе это только ухудшило ситуацию.
- Мать Тысячи Детей: Ана, королева Кешали, породила все болезни, известные человеку, против своей воли.
- Был когда-то человеком: Локоличи — бывшие люди, проклятые Сатаной.
- Самая красивая женщина в мире: Согласно Мифы чешских цыган Нины Павелчик и Иржи Павелчик, Ана была самой красивой и желанной девственницей в мире.
Указатель цыганских сказок
Указатель цыганских сказокСвященные тексты Легенды/Саги Рома
Купить эту книгу на Amazon.com
[1899] |
Фрэнсис Хиндес Грум был одним из небольшой группы из 19 человек.век фольклористы, погрузившиеся в жизнь ромов (цыган). Это было в героический период изучения фольклора, когда ученые создали эту область с нуля. Однако уже тогда было очевидно, что существуют универсальные сюжетные мотивы. которые охватили континенты и культуры. Грум предположил, что кочевые рома были основным проводником для передачи общих историй через широкий регион Евразии.
Сегодня мы знаем, что многие из этих тем не только охватывают Евразию, но и присутствуют в фольклоре народов Африки, Полинезии, Австралии и Нового Света, которые отделены тысячелетиями и океанами от Европы. Сказочное повествование главного героя незнатного происхождения кто отправляется в волшебные путешествия трансформации, с помощью животных-поводырей встречаются рассказы о обманщиках и злых сводных родственниках. во всем мире. Так что диффузия менее привлекательна в качестве гипотезы. Эти истории, кажется, встроены в глубокую структуру нашего сознания.
Эта книга — кладезь классической «цыганской науки». и делает увлекательное чтение для всех, кто интересуется народом рома и фольклором в целом. Это не разбавленные «сказки», а изощренные и часто приземленные истории с «взрослыми ситуациями». Грум очень легко редактировал этот материал и не пытался исправить сюжетные дыры или несоответствия, как в некоторых из наиболее запутанных фольклорных книг 19 века.
Он просто позволяет рассказчику наложить на нас свои чары.Титульный лист
Pazorrhus
Посвящение
Введение
Распространение цыганПоявление на Западе
В Болонье
В Париже
В Англии
В Шотландии
В Северной Америке
В Южной Америке.
В Австралии
Транспорт
На Крите.
На Корфу.
На Пелопоннесе.
В Румынии
Халтсмид
Атингани
Ацинкан
Комодромои
Гвозди Распятия
Цыганский язык
Цыгане как кочевники
Калдарари
Сибур
«Греческие цыгане».
Восточные цыгане в Галлоуэе.
Цыганские народные сказки
Кэмпбелл из Айлея
Доктор Ф. Мюллер
Доктор Паспати
Доктор Барбу Константинеску
Влислоки
Доктор Р. фон Сова
Доктор Коперницкий
Джон Робертс
Джон Робертс
Острова
Мастера-лодочники
Кунавин
Теория цыганских народных сказок
Цыганские вариации
Уникальные черты
Литературные источники
Актуальные вопросы
Индийские параллели
Токены недавней диффузии
Антропологическая теория
Цыганская дикая дистанция
Цыганские миграции
Ирисорище живое цыганское искусство
Возможные цыганские влияния
Теория
Глава I.
Турецко-цыганские истории № 1. — Благодарность мертвеца№ 2. — Лысый
№ 3. — Загадка
№ 4.— История моста
Глава II. Румынско-цыганские истории
№ 5. — Вампир№ 6. — Божий крестник
№ 7. — Змея, ставшая зятем короля
№ 8. — Плохая мать
№ 9. — Наказание Матери
№ 10. — Три царевны и нечистый дух
№ 11. — Два вора
№ 12. — Цыган и священник
№ 13. — Часовщик
№ 14. — Красный король и колдунья
№ 15. — Принц и волшебник
№ 16.— Яблоки беременности
Глава III. Буковина-цыганские истории
№ 17.— Все приходит к свету№ 18.— Золотые дети
№ 19.— Двое детей
№ 20.— Кобылий сын
№ 21.— Заблуждающийся дракон
№ 22.- Цыган и дракон
№ 23.- Провидец
№ 24.- Принц, его товарищ и Настасья Прекрасная
№ 25.- Курица, несущая бриллианты
№ 26.- Крылатый богатырь
№ 27.- Тропсын
№ 28.- Прекрасная гора
№ 29. — Красивое лицо
№ 30.- Богатый и бедный брат
№ 31.- Три брата
№ 32.- Зачарованный город
№ 33.- Ревнивый муж
№ 34. — Передача дьяволу
№ 35. — Лживая история
Глава IV. Трансильванско-цыганские истории
№ 37.— Создание скрипки№ 38.— Три золотых волоса Короля-Солнца
№ 39.— Пес и дева
№ 40.— Смерть возлюбленной
Глава V. Истории словацких, моравских и чешских цыган
№ 41.— Три девушки№ 42.— Дракон
№ 43.— Принцесса и сын лесника
№ 44.— Три дракона
Глава VI. Польско-цыганские истории
№ 45.- Сказка о глупом брате и о чудесном кусте№ 46.- Сказка о девушке, проданной дьяволу, и о ее брате
№ 47.- Разбойники и мельник Дочь
№ 48. — Сказка о мудром молодом еврее и золотой курице
№ 49.— Золотая птица и добрый заяц
№ 50.— Ведьма