Искусство Дагестана в Государственном Эрмитаже
Фотографии экспонатов из двух залов Эрмитажа, посвященных искусству дагестанского села Кубачи. Сейчас это село известно своими мастерами, специалистами по художественной металлообработке. Но в средние века жители села славились как искусные резчики по камню.Рельефы из села Кубачи очень интересны, они почти не встречаются в других районах Дагестана. И очень похожи на подобные изображения в городах Сельджукского султаната в Малой Азии, я выкладывал их фото раньше здесь и здесь. В селе есть легенда, о том, что их предки пришли сюда из Рума, т.е. из Малой Азии, из Румского султаната, созданного турками-сельджуками. Все архитектурные детали, украшенные резьбой, из села Кубачи датируются 14-15 веками. Можно предположить, что румийцы появились в горах Дагестана после разгрома Румского султаната монголами, как раз в 13-14 вв. Возможно выходцы из Малой Азии пытались укрыться от монголов в труднодоступных горах, в это же время (примерно в 1305 г.) появились первые свидетельства проникновения в Кубачи ислама. На данный момент, эти рельефы плохо исследованы, и четкого мнения о их происхождении нет.
Неизвестно из каких сооружений были взяты эти фрагменты архитектурного декора. Когда они были обнаружены в 19 веке исследователями из России, все камни использовались уже вторично, и были встроены в жилые дома. Но традиция изготовления каменных рельефов в селе Кубачи оказалась очень стойкой, известны изображения 16 и даже 19 веков, имеющие стилистику схожую с камнями 14 века.
Но большая часть рельефов датируется именно 14-15 вв.
Интереснейший фрагмент, слева борющиеся богатыри, в центре флажки и щит с какой-то «птичьей» символикой, справа воин стреляет назад, это так называемый парфянский выстрел, который применяли все кочевники.
Сельджуки принесли в Дагестан и свой главный символ — двуглавого орла. Кроме села Кубачи больше в Дагестане он нигде не встречается.
Кроме каменных рельефов в Кубачи остались бронзовые котлы, они тоже датируются примерно 14 веком. Правда, сейчас доказано, что некоторые из них могли быть сделаны ранее, и не Дагестане, а в Иране. Об этом говорят имена мастеров, их отливших. Например, Казвини, выходец из иранского города Казвина, Марвази — человек из Мерва, Туси — человек из Туса. Но остались котлы и отлитые в ауле Кубачи.
Воин, стреляющий из лука в солнышко, оккупированное злыми четвероногими)
Танцующие люди.
Фигуры, видимо, львов, или каких-то кошачьих, с длинными шеями. Лев, наряду с двуглавым орлом, был важным символом Сельджукского султаната.
Эти кошачьи головы сохранились лишь отдельно, каким фигурам они принадлежали неизвестно.
Фигуры оленей из села Кубачи 16 века.
На этих фрагментах прослеживается стилистика Византии, Ирана, и даже Китая.
Дракон или змеи, вьющиеся кольцами — очень характерные персонажи в искусстве сельджуков. Подобными драконами украшали входные двери, например известные Змеиные ворота — главный вход в цитадель Алеппо.
Усатые люди пляшут с питьевыми рогами. Ислам очень долго пускал корни на Кавказе, язычники горцы сопротивлялись вплоть до 19 века. Поэтому повальное пьянство здесь было неудивительно.
Фасад дома Ахмада и Ибрахима в Кубачи (по рисунку Н.Б. Бакланова, около 1925 года). Видно, что архитектурные элементы с рельефами располагались весьма хаотично, что доказывает их вторичное использование.
И интересный фрагмент с резьбой по камню, выполненной в 1870 годах. Здесь мы наблюдаем змееборчество главного персонажа и женщину в платье, характерном скорее для русской культуры. При этом эстетика средневековья сохраняется. Это как если мастера Румского султаната пытались бы изобразить персонажей русских народных сказок и барышень Российской империи 19 века.
Крышка котла, конец 19 века. Кубачи.
Серебряная пряжка из села Кубачи, конец 19 века. Именно такие ювелирные изделия из серебра прославили Кубачи уже в наше время.
Мои посты, посвященные музеям мира:
Национальный музей Грузии и его Золотая кладовая
Археологический музей в Измире
Музей Истории и Искусства в Измире
Музей турецкого и исламского искусства в Стамбуле
Сельджукская керамика. Конья
Каменная резьба Сельджукского султаната. Конья
Статуи кхмеров. Музей Метрополитен в Нью-Йорке
Национальный музей Алеппо.
Археологический музей города Конья.
Музей Древнего Востока в Стамбуле.
Кабульский музей.
Исторический музей в Москве. Древняя Евразия.
Археологический музей Стамбула. Византия.
Музей провинции Шэньси в Китае. Эпоха варваров.
Музей провинции Шэньси в Китае. Эпоха Древних Царств.
Музей погребального комплекса Янлин в Китае.
Коптский музей
ornament-i-stil.livejournal.com
| Raretes Кубачинский растительный орнамент
Кубачи — аул (село) в Дагестане, прославившийся художественной обработкой металла (меди, серебра). Название селу дали турки — оно означает «оружейники»: с раннего Средневековья кубачинцы были известны далеко за пределами Дагестана как отменные мастера кольчуг, панцирей, мечей и прочего вооружения.
Помимо предметов вооружения кубачинские мастера традиционно создавали также великолепные женские украшения и домашнюю утварь (кувшины, миски, чаши, котлы и т.д.).
Современные кубачинские мастера такие же искусные. Сегодня ассортимент кубачинских серебряных изделий весьма разнообразен: ювелирные украшения, столовое серебро (ложки, бокалы, чарки, стопки, рюмки, кувшины, тарелки, блюда и пр.), парадное оружие (сабли, шашки, кинжалы), различные декоративные предметы (шкатулки, туалетные коробочки, пряжки, оправы для зеркал, обложки для альбомов и пр.).
Изделия кубачинцев отличаются особенной неповторимой техникой. Основное место в ней занимает гравировка. Она выполняется короткими штихелями со специальной заточкой, с последующим нанесением черни. Применяется также позолота, зернь и скань, цветная перегородчатая и выемчатая эмаль, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, резьба по кости, насечка золотом и серебром.
Особенность кубачинской гравировки заключается в том, что вся поверхность изделия покрывается густой сетью орнамента. Кубачинский орнамент заслуживает отдельного внимания, он уникален, имеет свои характерные черты. Искусствоведы вводят даже понятие «Кубачинская орнаментальная школа», в рамках которой в течение веков выработался специфический, свойственный только этой местности, растительный орнамент. Основная находка данной школы — так называемый кубачинский вьюнок со спиральными побегами и мотив трилистника, имеющего особую форму. Средний лист такого трилистника косо срезан, конец его вытянут и закручен спирально или захватывает петлей стебель. По мнению исследователей, кубачинский вьюнок — не что иное, как переработка очень популярного орнаментального мотива — знаменитой «византийской ветви».
Кубачинский вьюнокПримеры мотива «византийская ветвь» на предметах византийского искусства:
Кроме того, в обилии прихотливых извивов, завитков, листочков, розеток роскошного кубачинского узора знатоки выделяют относительно небольшой набор основных орнаментальных мотивов. Эти мотивы носят традиционные названия, имеют свою историю и толкование.
Мотив «тутта» — симметричный древовидный мотив. «Тутта» переводится как «ветка», «стебель». Состоит из центральной оси (стебля) и нескольких пар симметричных завитков. Причем последующая пара завитков закручивается в направлении противоположном повороту предыдущей пары. Стебель и завитки такой ветки покрываются мелкими орнаментальными мотивами: листочками, головками, розетками. Стебель «тутты» может быть и чисто условным, представлять собою просто некую воображаемую, фиксированную ось симметрии. Очень широкое применение этот мотив получил в декорировании оружия, так как удобен для заполнения поверхности кинжалов и сабель, обладающих узкой длинной формой.
Мотив «мархарай» — асимметричный мотив, вьющийся стебель со спиралевидными побегами. «Мархарай» переводится как «заросль». Основа, костяк узора — это волнистая линия со сложными ритмичными завитками. На эту основу нанизываются мелкие растительные мотивы.
Мотив «тамга» или просто — медальон. Строится на основе упрощенной композиции, подобной «тутте», посредством ее многократного или однократного повторения.
Мотив «Москов-накиш» (московский рисунок). Появился предположительно в XVI — XVII в., возможно под влиянием произведений искусства московских мастеров. Мотив представляет собой асимметричную ветку или букетик, украшенный мелкими растительными мотивами. «Москов-накиш» носит более реалистичный характер, чем ранее рассмотренные. Этот мотив обычно располагается на свободном, незаполненном фоне.
Решетчатый узор. Его рисунок состоит из заостренных овальных элементов с простейшим мотивом типа «тутта» внутри; имеет несколько вариантов и названий, из которых самым распространенным является «миндурма накиш». «Накиш» значит «узор», «миндурма» не переводится. Впрочем, некоторые исследователи связывают название «миндурма» с иранской парчовой тканью особого узора. Половинки мотива имеют вид сдвоенных кривых линий с небольшим утолщением в центре и напоминают силуэт птицы в полете. Многократно повторенные ряды подобных фигур могут вызывать ассоциацию с журавлиной стаей, а по-тюркски журавль — «мингдурна». Возможно, это и есть упрощенное кубачинское «миндурна».
Группа каемок — «лум» объединяет более десятка вариантов схем. Они могут быть симметричными или асимметричными, простыми и сложными. Симметричные:
Симметричные каемкиСимметричные каемки
Преобладают асимметричные, построенные на основе s-образных элементов. Зачастую сложные схемы имеют вид мотивов «тутта» или «мархарая».
В группу каемок входит также мотив вьюнка с полупальметтками.
Исследователи выделяют в кубачинском орнаменте и более мелкие элементы. Те самые мелкие растительные мотивы, которые «прорастают» из стеблей и веток костяка-основы крупных орнаментальных мотивов. Такие мелкие элементы достаточно сильно стилизованы и именуются чаще всего «бикь» (что значит «головка»). Их силуэты восходят к древним образам трилистника и пальметты.
Композиция некоторых головок — фиксированная симметричной формы, т.е. они имеют верх и низ. Но подавляющее большинство подобных элементов имеют асимметричное s-образное строение. Многие «головки» обладают определенными названиями, данными им по сходству с формами предметов окружающего мира. Например:
«Сулка-бикь» («кузнечный мех») — трилистник лилиевидной формы с закругленными боковыми листьями;
Мотив «сулка-бикь»«Мучал-бикь»
(«кувшин-голова») — сердцевидный трилистник; Мотив «мучал-бикь»«Кьяцала-бикь» («голова-козел») — головка с сильно закругленными боковыми листьями;
Мотив «кьяцала-бикь»«Ашаком-бикь» («голова-курдюк») — сильно расчлененная головка;
Мотив «ашаком-бикь»«Вавла-бикь» («голова-вав», вав — знак арабского алфавита) — фигура, имеющая форму запятой;
Мотив «вавла-бикь»«Паранг-бикь» («франкская голова», «голова барса») — фигура, похожая на предыдущую. Но отличается тем, что дуга у нее расширяется у места соединения с кругом.
Мотив «паранг-бикь»Орнаментальная система кубачинских ювелиров, естественно, не является застывшей: узоры постоянно обновляются, некоторая часть мотивов безвозвратно исчезает. В статье рассмотрены лишь некоторые, наиболее распространенные, традиционные.
Источник: Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. — Москва, 2001.
Народные промыслы. Дагестанские ковры.
Да будет мир над цепью гор,Да не коснется зло родного края.Так, заклиная, ты ткала коверЗа нитью нить в раздумье выбирая. В узор вплетались горы и снега,Крик журавлей и облачные перья,Цветущие альпийские луга,Старинные преданья и поверья. И расцветал ковер к цветку цветок,Как Дагестан родной в разгаре лета.За нитью нить, так из прекрасных строкРождается творение поэта.(Расул Гамзатов.)Первые упоминания о дагестанских коврах можно встретить в трудах «отца истории» — Геродота. В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев. Ведь, много веков европейцы снаряжали торговые экспедиции в Персию и Китай для того, чтоб привезти оттуда не только шелк, но и ковры. Любой уважающий себя аристократ или монарх имел целую россыпь красивейших ковровых изделий Востока.
Глупо думать, что ковры изначально были придуманы как предмет роскоши. Вначале они имели очень узкий функциональный характер. Подумайте сами, на Востоке в древности проживали, в основном, кочевники. А что самое главное для кочевника? Первое – большая мобильность, второе – быстрое обустройство жилища, третье – защита от климатических факторов, то есть, чтоб было тепло и сухо. Именно ковры в полной мере отвечали всем требования, которые были необходимы для жизнедеятельности кочевников. Понятно, что те ковры очень сильно отличались от того, что мы сегодня видим. Но, это так было положено начало ковроделию.
Уже потом люди поняли, что ковер – это не только защита от ветра, но и способ выделиться среди своих сородичей. Так пришли к тому, что стали ткать красивые и изысканные ковровые изделия. Дальше это привело к тому, что количество, качество и красота ковров определяло уровень богатства человека. Каждый правитель Древнего Востока старался окружить себя дорогими и изысканными коврами, подчеркивая, таким образом, свое превосходство над остальными.
Кстати, знаете ли вы, как в древности в Дагестане проверяли качество изделия?
1 – по только что вытканному ковру пропускали табун лошадей;
2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца;
3 – ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время.
Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло своих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу.
Вот это были технологии!
Говорят, что средняя «продолжительность жизни» знаменитых персидских (иранских) ковров равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «живут» — 300-400 лет.
В последние годы, к сожалению, качество изготовления табасаранских ковров стало ухудшаться за счет того, что за это дело взялись люди, которые хотят извлечь из этого прибыль. Как известно, в таких случаях о качестве и уровне сервиса никто не думает.
Хотя, нужно отметить, что до сих пор огромное количество умельцев ткут именно теми способами и методами, которым обучили их деды и прадеды. Процесс изготовления ковров ручной работы практически не изменился.
Создание ковра или даже небольшого изделия — очень трудоемкий процесс. В отличие от других видов народного искусства, где существовало определенное разделение труда, в ковроткачестве дагестанка все делала сама, начиная с приготовления пряжи. Для ковра использовалась шерсть осенней и весенней стрижки (наиболее качественной считалась осенняя), которую мыли, сушили, перебирали, затем трепали и расчесывали, скручивали пряжу, которую окрашивали натуральными красителями в разные цвета и оттенки.
Излюбленными цветами дагестанских ковров был красный и синий, символизирующие основные природные стихии. Необходимый цвет ковровщицы получали из листьев, коры, корней различных растений. Красный и его оттенки (от светло-розового до малинового) давала марена. Синий получали из привозного индиго, желтый добывали из луковой кожуры, коры барбариса, зверобоя, душицы. Его же использовали для получения зеленого цвета, окрашивая желтую пряжу синим. Особенно много оттенков — от желтого до буро-коричневого можно было получить из кожуры зеленого грецкого ореха. Белая шерсть иногда не красилась, а использовалась в натуральном виде.
Приобщать девочек к непростому искусству ковроделия в горах, особенно в Южном Дагестане, начинали очень рано, с пяти-шести лет. У каждого дагестанского народа ковры различаются по орнаменту и технологическим особенностям.
Основу узора дагестанских ковров составляет геометрический орнамент, изображающий символические силуэты животных, птиц и растительности из окружаюшей природы и быта.
В настоящее время изготавливаются ковры с изображением всевозможных рисунков, портретов, пейзажей, памятников архитектуры, исторических личностей и возможностью переноса практически любого изображения с фотографии на ковер, изготавливаются безворсовые ковры и ковры с рельефными изображениями. Им присуще контрастное сочетание теплых и холодных тонов, обведeнных контурным цветом, что придает узору четкую выразительность и изысканность.
Ворсовые ковры. Натуральные красители
Ворсовые ковры. Искусственные красители
Дагестанские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио, Брно, Измира и других городов. Дагестанские ковры, отличаясь своей самобытностью и узнаваемостью, являются неотъемлемой частью мирового ковроткаческого искусства.
Сейчас в республике свыше десяти ковровых фабрик с большим количеством цехов, они расположены даже в отдаленных горных селениях и объединяют более 3000 высококвалифицированных мастериц. Ковроткачество ныне – одна из ведущих экономических отраслей Республики Дагестан.
http://articles.agronationale.ru/
mypensiya.mirtesen.ru
Особенности вышивки на Кавказе. Вышивка народов Дагестана
Продолжая тему особенностей вышивки в разных регионах нашей страны, перенесемся из Поволжья на юг – на Северный Кавказ. Местные мастерицы, так же как и рукодельницы Чувашии, имеют свои собственные секреты вышивки. Да и как иначе – ведь Северный Кавказ – это место, где переплетается огромное количество культур многочисленных народов, живущих на сравнительно небольшой территории. Взаимопроникновение традиций Европы и Азии, христианского и мусульманского мира происходило на протяжении веков, и благодаря этому, именно здесь сформировался особый культурный пласт, об одном из его аспектов – о вышивке народов Северного Кавказа, а именно, о данном виде прикладного искусства дагестанских мастериц, мы и поговорим далее.
Почему в качестве примера особенностей вышивки северокавказских народов мы взяли искусство дагестанских рукодельниц? Как уже говорилось выше, население Северного Кавказа очень многонационально, и у каждого народа есть свои приемы вышивания. У мастериц Дагестана специалисты насчитали до 15 технических вариантов вышивки; при этом, самыми оригинальными, и наиболее известными за пределами Северного Кавказа, являются приемы кайтагской вышивки, а так же вышивка золотом и серебром. Но прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению особенностей данных видов искусства, хотелось бы сказать несколько общих слов об особенностях северокавказских вышивок.
Вышитые золотом и серебром национальные костюмы жителей Северного Кавказа, видели, конечно же, все. При этом стоит отметить, что в отличие от традиций многих других народов, где вышивкой украшались и праздничные (обрядовые), и повседневные костюмы, в случае с северокавказской одеждой, подобным образом оформлялись в основном только торжественные, для особых случаев, наряды. Связано это с тем, что вышивка золотом и серебром – а именно об этой разновидности вышивок (и не только) мы будем говорить далее более подробно, с учетом используемого материала, была достаточно дорогим видом рукоделия. Поэтому ею украшались праздничные наряды из дорогих тканей – шелка, бархата.
Одежда на каждый день не предполагала подобных украшений. Но, поскольку, как и в традициях других народов, орнаменты северокавказской вышивки являлись не просто рисунками, а знаками, несущими скрытый смысл, в ряде случаев — оберегами, ими украшались определенные бытовые предметы: поминальные покрывала, покрывала для младенцев (использовались как оберег), кисеты, сумочки, чепраки для седла и т.д.
Пожалуй, еще одной особенностью северокавказского костюма с вышивкой, можно считать обязательное его дополнение драгоценными украшениями, которые, как и вышивка, несли сакральный смысл, а так же подчеркивали социальное положение их владельца. Драгоценные подвески (височные и налобные) на головных уборах и диадемы, браслеты с бирюзой и жемчугом, украшенные зернью и эмалью пояса, с позолоченными (чернеными) ажурными пряжками – узоры, используемые при создании этих изделий, зачастую перекликались с орнаментами вышивки на одежде. Все эти элементы гармонично дополняли друг друга, создавая единый образ.
Говоря о северокавказской вышивке можно указать на то, что занимались ею исключительно женщины; при этом, многие вышитые обрядовые предметы передавались только по мужской линии. Несмотря на схожесть культур и традиций Северного Кавказа и Закавказья, на территории последнего некоторыми видами вышивки могли заниматься только мужчины (например, азербайджанские «посольские скатерти» создавали исключительно мужчины).
Особенностью вышивки народов Северного Кавказа, является использование геометрических и растительно-цветочных орнаментов. При этом изображение человека – в отличие от вышивок иных регионов России, никогда не используется.
Безусловно, помимо вышивки золотом и серебром, северокавказские рукодельницы вышивали и обычными шелком и шерстью – в этом случае, цветовая гамма подбиралась насыщенных, но не кричащих оттенков – темно-красных, темно-синих и темно-зеленых. Кроме того, в этом случае зачастую вышивка украшалась дополнительными металлическими блесками и прочей драгоценной и полудрагоценной фурнитурой. Так же, именно Северный Кавказ может похвастаться большим количеством вышивок жемчугом.
Как уже говорилось выше, техника и приемы северокавказской вышивки формировались под влиянием европейских и азиатских культур, поэтому здесь во всем своем многообразии нашли воплощения все виды декоративных швов и стежков: гладь (счетная и свободная), крест и полукрест, стебельчатый и тамбурный шов, стежка, узелки, мережка, плетеночный шов, шитье «вприкреп» и т.д.
Возвращаясь к вышивке, создаваемой кайтагскими мастерицами, следует указать, что на западе такая вышивка считалась восточной. Её техника заключается в следующем: узор плотно застилали шелковыми нитями, и с лицевой стороны простегивали крупными стежками, закрепляя с обратной стороны дополнительными нитями. Таким образом, гладь укреплялась дополнительной накладной нитью, при этом происходила экономия вышивальных ниток, за счет закрепления глади у контуров рисунка мелкими стежками, вместо пропуска их на всю изнаночную сторону. Такой же прием использовался и в золотом шитье.
Суть золотого шитья (ею так же занимались жительницы Дагестана – кумычки, ногайцы, лакцы, лезгинки) заключалась в том, что сначала, на натянутую на пяльцы ткань, наносили рисунок, на который потом делали настил из простых нитей. А затем уже на них создавалась вышивка из золотых или серебряных нитей. Далее вышивку вырезали и нашивали на одежду или прочие, украшаемые предметы. Подобный вид золотого шитья считается самым сложным. Нельзя не сказать, и об уникальном золотом шитье тамбурным швом по тонким тканям, оно так же было придумано дагестанскими мастерицами.
Хотелось бы заметить, что помимо классической вышивки нитями, на Северном Кавказе очень распространена вышивка шнуром и тесьмой. На сегодняшний день полюбоваться на вышивку северокавказских мастериц можно не только в музеях, где выставлены старинные (и не очень) экспонаты данного прикладного искусства. В вышитых национальных костюмах часто выступают местные артисты и коллективы; кроме того, многие девушки, предпочитают выходить замуж в своих национальных платьях.
Источник: http://www.remontpozitif.ru
www.remontpozitif.ru
Нужна помощь. Национальные узоры и символы Дагестана.
Samar 04-06-2017 15:47Доброго дня.
Возник такой вопрос:
кто может дать информацию по национальным узорам, символике Дагестана? Ошибка недопустима.)
p.s. Делаю подарок. Получатель подарка даргинец, проживал в Левашинском (Цудахарском) районе.
——————
https://vk.com/samarinvvs
https://www.facebook.com/samarinvvs
chiko_dag 05-06-2017 01:51на сайте местных музеев может можно связаться да и простой поиск может что-то дать,
darset 05-06-2017 19:55А вопрос в чем по существу?
Samar 05-06-2017 20:16quote:
Изначально написано chiko_dag:
на сайте местных музеев может можно связаться да и простой поиск может что-то дать,
Где вы видели «живой» сайт краеведческого музея?)
Искал. Очень много намешано. Большей частью преобладают домыслы эмоционального характера. Например, кто-то говорит, что символ Дагестана лев, а в ответ прилетает, что волк, т.к. лев в цирке выступает и т.д., и т.п.
quote:
Изначально написано darset:
А вопрос в чем по существу?
Например:
— какие именно варианты орнаментов (узоров) я могу нанести на ремень;
— какой символ (животное, птица, предмет и т.д.) я могу изобразить на сумке,
т.е. нужны изображения, которые подчеркнут принадлежность человека к данному региону.
Может есть смысл просмотреть узоры старых серебрянных ремней, тоадиция которых была сильно развита в дагестане, особенно кубачинской отделки?
darset 07-06-2017 01:45Поставишь орла не ошибешься так как он и на гербе дагестана изображен, традиция льва тоже имеет место в дагестане как веяние арабского мира, но при этом в старых традициях больше был развит растительный орнамент, так как живые существа в мусульманской традиции не изображались
Samar 07-06-2017 18:15Благодарю за предложенные варианты.
Не спорю:
-Кубачи — это визитная карточка;
-орел — бесспорно.
Главная задача в том, чтобы сделать привязку к народности (даргинец) и к местности (Левашинский (Цудахарский) район). Дагестан — многонациональный регион, а хотелось бы выделить четкую принадлежность, а не использовать общие символы и орнаменты Дагестана. Вот как-то так.))
Вообще, есть какие-либо отличия между народностями в плане символики и орнаментов или я многого хочу??? )))
——————
https://vk.com/samarinvvs
https://www.facebook.com/samarinvvs
darset 07-06-2017 19:50Попробую поискать для тебя более точную информацию
Samar 07-06-2017 20:10Буду признателен. Как я понимаю, в вопросе орнаментов (узоров) есть женская и мужская тема, свадебная, похоронная и т.д. Или я ошибаюсь?)))
darset 07-06-2017 20:33Думаю вы правы, но я не силен в этом вопросе
darset 07-06-2017 20:41Вот
darset 07-06-2017 20:43Не могу фото отправить
darset 07-06-2017 20:53Может на почту или ватсап?
Samar 07-06-2017 22:04guns.allzip.org
Татарские узоры вектор 🥝 Башкирские и Бурятские орнаменты и узоры, Восточный и Якутский рисунок
Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры. Множество изображений потрясающей красоты дошло до нас еще из глубины веков. У каждого народа присутствует свой неповторимый почерк, зависящий от многих факторов. Нарисовать казахский, чувашский, хантыйский, осетинский, дагестанский, марийский орнамент или узор в картинках не сложно, они считаются самыми красивыми. Свою роль играет культура, местоположение на планете и индивидуальные особенности каждого мастера. Нельзя не радоваться тому, что эти национальные графические и этнические орнаменты и узоры — искусство, добравшееся до наших дней, и не исчезнувшее до сих пор, это как раскраска.
Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры
Содержание материала
Использование орнаментов и узоров в бытовых условиях
Тенденция держать дома посуду с народной росписью, украшать интерьер орнаментами и удмуртским узорам, с каждым днем больше входит в моду. Даже если не быть художником, можно приобрести трафареты или распечатать их с помощью бумаги, лист а4. Затем уже готовые шаблоны использовать так, подскажет внутренний голос. Например сделать детские цветные открытки.
Народные мастерские, в которых можно заказать такие трафареты или пригласить художника, обычно существуют в глубинке. Но и в столице можно при желании можно найти мастеров, которые могут нанести как простой орнамент или узор, так и более сложный. Украсить, к примеру, комнату ребенка такой росписью – большая радость для детей.
Есть орнаменты геометрические, не несущие никакого подтекста. Есть такие, которые содержат в себе какие-то значения и символы.
Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому
Русский орнамент, например, на вышивке, известен каждому. Народные наряды в своей жизни видел хотя бы один раз каждый. Вот такая красота выходит из-под рук мастеров. И это еще не самые сложные варианты. Ничего не скажешь — искусство и есть искусство. А Русь на таланты была богата всегда.
Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще. И стоит для начала брать русский орнамент. Если не удастся приобрести трафареты, можно изготовить их самим или скачать в интернете. Вот такая схема легкая, ее сможет сделать любой, нужно только проявить усидчивость и терпение.
Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще
После того как станут получаться простые узоры, можно переключиться на более сложные
Галерея: орнаменты и узоры (25 фото)
Бурятские узоры: песня степи
Бурятский орнамент, как и росписи всех монголоязычных представителей, в основе своей состоит из немудреных геометрических фигур:
Также рекомендуем прочитать:
- ломаных линий;
- зигзагов;
- кругов;
- ромбов;
- других фигур.
Если рука хоть немного натренирована на самых простых рисунках, можно взяться за бурятский орнамент и монгольские рисунки. Вот некоторые из них. В них легко разглядеть и буддийские мотивы и башкирский стиль.
Якутский орнамент
Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой. Особенно трудно отвести взгляд от работ, выполненных золотом. Помня про якутское золото, удивительно было бы не увидеть его в народном творчестве.
Вроде бы, ничего сложного, а смотрится волшебно.
Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой
Как и в любом виде искусства, присутствуют и орнаменты попроще. Из геометрических фигур якутский народ очень любит использовать круги.
Татарский узор: шаблоны великого народа
Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах. Особенно это видно в национальной одежде (головных уборах, обуви с разноцветной мозаикой).
Украшение жилья коврами потрясающей красоты — одна из главных изюминок татарской нации. Любое жилье, будто сельское или городское, всегда было заполнено коврами, которые по красоте превосходили персидские. У татар всегда преобладали яркие цветочные мотивы.
Вышитые цветы можно увидеть не только на одежде, но и на предметах быта. Полотенца, наволочки, скатерти, фартуки, коврики для молитвы.
Про головные платки говорить можно говорить очень долго. В каждом доме по целому сундуку заполнено такими платками. Будничные, праздничные, свадебные — для каждого события есть свой платок, и для каждого платка — свой особенный узор. Вот такая красота — татарский и башкирский вышитый платок, что глаз не оторвать
Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах
Самым распространенным было искусство орнамента в резном деревянном зодчестве. Затем уже шла вышивка, узор на обуви и ковры. Очень малое место занимала у татарского народа тканевая аппликация. Но зато, в этой аппликации, что интересно, явно проглядывались восточные и греческие мотивы.
Самым популярным был и остается растительный орнамент. Трилистник, гвоздика, тюльпан, георгины, пионы и хризантемы – все это пользуется большой популярностью у татарских мастериц.
????????????????????????????
Глядя на эти произведения народного промысла, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз
Геометрические узоры в интерьере: тренд сезона
Геометрические решения в оформлении интерьера — самая модная тенденция года. Строгость, стройность, аристократическая эстетичность — все это восхищает и используется в работе дизайнеров все чаще.
Геометрический стиль пришел в дома в разных видах:
- как мебель
- как аксессуары
- как узоры и орнаменты.
Такие идеи воплощают сегодня дизайнеры в оформлении квартиры и офиса.
Геометрические решения в оформлении интерьера — самая модная тенденция года
Просто и красиво. И это становится девизом модных современных дизайнеров и стремящиеся к гармонии заказчиков такого интерьера.
Восточные узоры: в гости к сказке
Восточные узоры сегодня снова набирают популярность. Чаще они используются для росписи тканей, шелка, больших полотен. Восточный орнамент основан на ритме и построении элементов, на абстракции и стилизации реальных вещей. Корни этого искусства уходят в культуру Персии и Месопотамии. Каждый из узоров что-то символизирует. К примеру, обычная розетка — символ вселенского круговорота. Выполненная в форме цветка, она имела множество разновидностей. Это только один из немногих расшифрованных символов. Что скрывают в себе другие узоры, может остаться вечной тайной.
Восточные узоры сегодня снова набирают популярность
Самые частые мотивы восточных узоров — это растительный мотив, волшебные птицы и Мировое древо. В последнем соединяется масса символов наравне с реальными деталями. Восточный узор имеет еще одну особенность. Это ковровое заполнение. На поверхности узора сложно найти незанятое место. Линии, листочки, шишечки, колоски, травинки — ими заполнено все пространство. В частности это прием применяется в архитектуре, изготовлении декоративной посуды и одежды.
Узоры для детей: творим вместе с малышами
Развивать способности ребенка при помощи обучения его искусству узоров и орнаментов — способ, дающий отличные результаты. Попробуйте для начала сделать легкий растительный узор, это может быть рамка для текста или оконтовка для любого рисунка. Ниже приведена пошаговая инструкция, по которой сделать все очень просто.
Порядок работы следующий:
Разграфить выделенную область на восемь одинаковых участков. Провести горизонтальные линии и приступить к выполнению орнамента.
Выполнить следующий набросок.
Добавьте какие-то небольшие детали на свое усмотрение.
Уже ненужные линии, по которым делался набросок, необходимо стереть ластиком.
Далее, постепенно подбирая нужные краски или карандаши, закрасить полученный узор.
Вот и вся хитрость. Дальше уже можно использовать более сложные эскизы. Стоит потренироваться на создании единичных элементов.
Орнаменты и узоры украсят будни. Особенно, если они изготовлены своими руками. Стоит только посмотреть на них и настроение улучшится. Попробуйте сами это увлекательное и красивое искусство, добавьте в повседневность нотки новизны, и жизнь заиграет новыми красками. Попробуйте рассмотреть все виды орнаментов, например русско народные, алтайские, тувинские, их можно росписать на тарелке.
Как сделать рисунок на стене: мастер-класс (видео)
Как сделать трафарет своими руками (видео)
Другие виды росписи и рисования
Загрузка…1igolka.com