Делекторская: Love story in paintings. Henri Matisse and Lydia Délectorskaya

Содержание

120 лет со дня рождения Л.Н.Делекторской

6 июля 2020 года — 120 лет со дня рождения Лидии Николаевны Делекторской (псевдоним: Lydia Delt; 06.07(23.06).1910, Томск, Россия – 16.03.1998, Париж, Франция), деятеля культуры, дарителя, переводчика; музы, друга и секретаря А.Матисса. Ее биографические данные крайне скупы. Да и сама дата рождения вряд ли точная, точен только год. Родилась Лидия Николаевна в семье уважаемого в городе врача Николая Ивановича и его супруги, Веры Павловны. Будущее малышки представлялось тогда вполне благополучным, однако две революции, Гражданская война, тиф, а затем холера, разразившиеся в Сибири в 1920-х годах сделали девочку сиротой. Забрала ее к себе тетя, сестра матери, и вывезла вместе со своими детьми в 1923 году из России в Манчжурию.

Они поселилась в Харбине, где Лидии удалось окончить лицей. Затем всей семьей перебрались во Францию, осели в Париже в надежде на возможность, наконец, хоть как-то обустроиться в нелегкой беженской жизни.

Лидия хотела стать врачом, поступила на медицинский факультет Сорбонны, но денег на обучение не хватило. В девятнадцать лет она вышла замуж за русского эмигранта, однако брак оказался неудачным — уже через год они расстались. Без семьи, почти без денег, плохо говорящая по-французски, 22-летняя Лидия Делекторская волею судьбы оказалась в Ницце.

В мастерской Анри Матисса она появилась осенью 1932 года: пришла наниматься ассистентом к художнику по объявлению, которое прочитала на автобусной остановке. Он как раз работал над огромным панно «Танец» для Альберта Барнса, американского коллекционера. Ему было уже за шестьдесят, одному справляться в мастерской с крупным заказом было тяжело, нужна была помощь. К тому времени Матисс был знаменит, за его плечами — сорокалетний плодотворный и яркий путь в искусстве. Лидия об этом не знала. «До этого я над живописью вообще мало задумывалась, — говорила она впоследствии. — И даже тот факт, что Анри Матисс был художником с мировой известностью, долгие годы оставался для меня абстракцией: понаслышке я это знала, но я этим не прониклась, до меня это “не доходило”.

Матисс это видел, но в вину мне этого не ставил и не старался меня поучать. Он лишь поддерживал мой интерес к его работе» (цит. по: Новикова И. Уроки русского: Матисс и Лидия // Правда.ру. 2003. 25 апр.).

Лидия перебивалась случайными заработками, и была рада любой возможности заработать. Все, что поручал ей мастер, выполнялось аккуратно, тщательно и молча — по-французски она в то время говорила плохо. Через полгода прекрасное панно было закончено, и ей пришлось искать новое место, к счастью, недолго, ее снова позвали в дом Матисса, теперь ухаживать за тяжело заболевшей женой художника. Сначала она приходила каждый день, потом согласилась на работу в семье «с жильем и питанием» и ежемесячной оплатой труда. В октябре 1933 года Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и прожила в нем… почти 22 года до самой кончины великого мастера.

Поначалу Матисс не обращал никакого внимания на бледную с русыми волосами девушку, она была не в его вкусе — ему нравились южанки. А Лидия незаметной тенью скользила по дому, закупала продукты, вызывала врачей, подавала лекарства, накрывала на стол — словом, создавала семье домашний комфорт. Но однажды… с Лидией произошло еще одно чудо: она сидела в своей любимой позе, положив подбородок на скрещенные на спинке стула руки, когда художник вполголоса попросил ее: «Не шевелись!» и взялся за карандаш и бумагу. С тех пор она стала позировать Матиссу почти ежедневно. Совместная работа, — а Лидия во время сеансов сидела в 50 сантиметрах от Матисса, — невероятно сблизила 63-летнего художника и его 22-летнюю модель. И постепенно он уже буквально не мог без нее обходиться, скучал, если не рисовал ее. Только с 1935 до лета 1939 года он написал с нее около 90 картин и на этом не останавливался.

Мадам Лидия, как он ее называл, стала для художника не только натурщицей, а секретарем, помощницей, критиком. Только ей он доверял покупать бумагу, краски, камни для скульптур, вести переговоры с покупателями, готовить картины к работе, перевозить клетки с птицами и огромные банки из-под королевского табака, которые он всегда брал с собой, когда путешествовал. Матисс говорил Лидии, что она свет его очей, делился с нею своими воспоминаниями и замыслами. Жена видела, что это серьезно, и однажды поставила вопрос ребром: или я, или Лидия. Художник выбрал семью. Лидия не спорила, не боролась… Закрыв за собой дверь, она исчезла из жизни Матисса.

Но оказалось, что мастер не преувеличивал, называя Лидию светочем жизни. Он действительно не мог работать без нее — неделями не подходил к мольберту, рвал наброски, ходил мрачнее тучи. И жена сдалась. В марте 1939 года она написала художнику письмо о том, что уезжает по известным причинам, и он может продолжать работу в мире и тишине. Матисс послал за Лидией. И Лидия вернулась… С тех пор они — художник и его муза — практически не расставались. Даже тогда, когда полотна Матисса излучали свет и радость, когда, по словам Пикассо, у него в крови было солнце, он, как всякий творческий человек, нуждался в поддержке и одобрении. И находил их у Лидии.

В 1941 году Матисс перенес тяжелую операцию, и она днем и ночью ухаживала за ним. Всегда была рядом в его мучительные бессонные ночи, разговаривала с ним, гладила по руке и даже научилась снимать приступы астмы, «проговаривая с художником» мучавшие его проблемы. Он писал ей нежные записки, которые раскладывал по всему дому: «Кто вас не полюбит? Только тот, кто вас не знает», «Лидии, у которой нет крылышек, но которые она, безусловно, заслуживает». Она разрешила опубликовать их только после своей смерти. Всю жизнь они с Матиссом обращались друг к другу на «вы», окружающие называли их отношения «церемонными». Рисуя, художник вел с натурщицей бесконечный разговор.

В их доме бывали друзья художники — Пикассо, Шагал. Лидия училась разбираться в живописи, у нее развивался профессиональный вкус. Но самое главное — она понимала, что оказалась рядом с гением, и ощущала это как великое счастье. Матисс безжалостно уничтожал неудачные, по его мнению, наброски, и тогда Лидия придумала все их фотографировать. Благодаря этим снимкам, создание шедевров сегодня можно наблюдать в процессе, шаг за шагом.

Бесценный материал о творчестве художника Лидия обобщила в двух своих книгах — «Кажущаяся легкость» и «Против ветров и течений. Творчество Матисса с 1939 по 1943 год», которые поражают маститых искусствоведов глубиной художественного анализа.

Приближалось 70-летие художника, он был полон творческих планов, но многим из них не суждено было сбыться. В сентябре 1939 года началась Вторая мировая война. Случилось так, что в эту суровую пору Лидия Делекторская оказалась чуть ли не единственным близким художнику человеком, который поддерживал его, помогал переносить тяготы военного лихолетья, вдохновлял на творческие успехи. Дети и жена Матисса были оторваны от него. Старший сын Пьер еще до войны переехал в США. Другой сын, ставший скульптором, жил под Парижем. Дочь Маргарита — участница движения Сопротивления, едва не угодила в концлагерь Равенсбрук. Мадам Матисс сидела в тюрьме города Труа за печатание на машинке некоторых подпольных газет. К счастью, освобождение Франции от фашистских захватчиков вызволило из заключения и жену Матисса, и его дочь.

В последние месяцы своей жизни Анри Матисс работал, передвигаясь по мастерской в кресле на колесиках. В последний вечер он занимался любимым делом — рисовал Лидию. Утром 3 ноября 1954 года его не стало. В тот же день она ушла из дома, забрав только личные вещи. Ей было 44 года. Почти столько ей предстояло прожить без него, «провести в одиночестве». Она продолжала жить Матиссом — проводила выставки его работ, создавала музей в его родном городе Ле-Като-Камбрези. И еще — часто ездила в Россию. Она не стала писать мемуары, а начала собирать и покупать рисунки, гравюры и книги Матисса. Так составилось собрание, которое она начала переправлять в Россию, разделив его между Эрмитажем и московским Музеем изобразительных искусств им. Пушкина. После кончины Матисса Лидия Николаевна обратилась к советским властям за разрешением вернуться на родину. Ей было отказано.

Лидия Николаевна сумела объединить любовь к Матиссу с любовью к России. Ведь своей помощнице и другу Матисс платил заработную плату, иной раз давал щедрые премии. Два раза в год — на Новый год и летом, на день ее рождения, — Матисс дарил Лидии рисунки, для которых она позировала. Художник знал, что его работы стоят целое состояние, и таким образом заботился о ее будущем. Иногда Лидия и сама покупала у него рисунки в счет своего жалованья, при этом непременно брала расписку. Однажды кто-то из друзей спросил у художника: «Что будет с мадам Лидией, когда вас не станет? Она пойдет в домработницы?» Вместо ответа он подарил ей два живописных полотна — ее портрет и натюрморт «Раковина на черном мраморе», шедевры ценой в миллионы долларов.

Но Лидия работы Матисса не продавала. Она дарила их России. Себе, по собственному выражению, оставляла крохи — «водицу, чтобы напиться». Первый подарок Родине она сделала ко дню Победы в 1945 году. Только закончилась война. Россия праздновала победу, но ценой скольких потерь и страданий! «Что же до меня, то я пережила войну довольно пассивно, под теплым крылышком Матисса. Конечно, меня тоже не миновали какие-то трудности, но все же куда меньшие.

Я была апатридом, не имеющим французских корней и потерявшим их на родине, которую я по-прежнему очень люблю. Тогда меня обуял порыв братских чувств по отношению к России. К примеру, мне очень хотелось послать туда огромный букет цветов. Это, увы, невозможно, а жаль. И мне неожиданно пришла в голову мысль: купить у Матисса несколько лучших рисунков, пусть даже ценой самых неразумных долгов, и отослать этот драгоценный и, если так можно выразиться, неувядаемый (по сравнению с цветами) подарок московскому музею, где, без сомнения, знают Матисса. Я тайком порылась в его картонных коробках с рисунками в поисках чего-нибудь достойного музея и к тому же пришедшегося мне по вкусу и отобрала семь работ обычного для Матисса формата, которые могли бы достойно украсить стены музея. Затем я нацарапала Матиссу короткое письмо, в котором приблизительно обрисовала приглянувшиеся рисунки и попросила мне их продать, но при одном условии: он возьмет за них не “дружескую цену”, так как я не хочу его обременять, а цену, которую он запросил бы с торговца картинами.
Прочитав мое робкое послание, Матисс не выказал никакого удивления, выразил свое согласие с самим принципом и попросил показать ему отобранные мною рисунки. Он одобрил мой выбор, но за ту же цену семи работ отдал мне еще один рисунок в качестве “подарка”. Таким образом, в завуалированном виде он понизил ту цену, на что я, учитывая категорический тон моего письма, ни под каким видом бы не согласилась. Я очень обрадовалась и немедленно отправила в Москву письмо с вопросом, согласятся ли они принять мой дар. Кто знает… ведь дар был от “грязной” эмигрантки… Я получила благосклонный ответ…» (цит. по: Новикова И. Уроки русского: Матисс и Лидия).

Таким было начало. И она стала — одну за другой — передавать работы Матисса Эрмитажу и Музею изобразительных искусств им. Пушкина. Это занимало ее — выбрать, отвезти, подарить… Добавляла, что испытывает облегчение, что творения мастера теперь в надежном месте, и ей больше не нужно бояться воров и пожаров. И все-таки ей было грустно — рвались последние нити, связывающие ее с прошлым, с Матиссом. Когда отдавала последнюю маленькую работу, плакала.

Всего она подарила музеям России около 300 рисунков, живописных работ, скульптур. Среди подарков, в частности, были уникальные книги аппликаций «Джаз» ценой в несколько миллионов долларов. Лидия строго-настрого запретила упоминать свое имя в качестве дарителя. Глядя на нее, никто бы не мог подумать, что перед ним — обладательница бесценных богатств. В строгом костюме, в платочке… Она одевалась не просто скромно — бедно. Лидия Николаевна продала свою квартиру в Париже с условием, что сможет оставаться в ней до конца своих дней и жила на вырученные деньги. Узнав из газет, что в Париже с группой советских туристов гостят Константин Паустовский и Даниил Гранин, она пришла в гостиницу, чтобы взять у них автографы.

О знакомстве с Лидией Николаевной, которое произошло осенью 1956 года, Паустовский рассказал в своем очерке «Мимолетный Париж». «В этот вечер мы уезжали из Парижа. Один из нас вскользь сказал, что мы многое видели во Франции, но так и не успели посмотреть, как живет обыкновенный француз. “Я примерно так и живу”, — сказала, помолчав, Лидия Николаевна и позвала нас к себе. В маленькой квартире комнаты были расположены на разных уровнях. Все окна, когда мы вошли, оказались распахнутыми настежь, хотя в квартире никого не было, кроме черного кота. Оказывается, окна не закрывались все лето. По комнатам бродил теплый ветер. Лидия Николаевна щелкнула выключателем. Вспыхнула люстра, и я невольно вскрикнул, — комнаты были увешаны великолепными холстами, написанными смело, ярко, как то и подобает большому, хотя и неизвестному мне мастеру. “Что это?! — спросил один из нас. — Что это такое?” Я подошел к картинам и на каждой в правом углу увидел небрежную подпись черной краской: “Матисс”. Среди холстов было несколько портретов Лидии Николаевны с надписью по-французски: “Lidia”. “Дело в том, — сказала наконец с усилием Лидия Николаевна, — что в течение более чем двадцати лет я была очень близким Матиссу человеком. Эти картины он подарил мне. Часть из них я отослала в дар Эрмитажу, остальные после моей смерти будут национальной собственностью. Какой человек был Матисс, я рассказать не могу, нечего даже и пытаться”.

До вокзала Сен-Лазар Лидия Николаевна молчала. Молчала она и на вокзале. Изредка она украдкой взглядывала на кого-нибудь из нас. В этом взгляде мне чудилась непонятная мольба и тоска. О чем она безмолвно просила нас напоследок? О чем она могла нас просить? О милосердии, о том, чтобы мы считали ее своим, родным, русским человеком, несмотря на годы недобровольного изгнания… Поезд тронулся. Лидия Николаевна шла у самого вагона, вытянув левую руку, крепко прижимая пальцы к пыльной стене вагона, как бы боясь расстаться с ним, не обращая внимания на то, что кондуктор и какой-то человек в кепи с золотым галуном кричали ей, чтобы она отошла подальше от поезда… Прав был Тургенев, когда писал, что Россия может обойтись без каждого из нас, но никто из нас без нее обойтись не сможет. Горе тому, кто этого не понимает; двойное горе тому, кто действительно без нее обходится…»

Во время той встречи Паустовский и сказал Делекторской: «А вы бы попробовали перевести меня на французский…» Лидия загорелась. Она понимала, что это очень трудное дело, ведь язык Паустовского необыкновенно богат и сложен. Как передать его краски? Привыкшая жить в энергетическом поле духовности большого художника, Лидия с головой окунулась в поэтическую атмосферу художественного слова. Бывая в Москве с очередным подарком, она заезжала в Тарусу, к Паустовскому. Они подолгу сидели над переводом, обсуждали слова и нюансы и даже вместе ходили на рыбалку. Возможно, писатель масштабом своей личности напоминал Лидии Николаевне Матисса. Из письма Паустовского Делекторской от 9 апреля 1960 года, Ялта: «Дорогая Лидия Николаевна, спасибо за Ваши письма. Я перечитываю их, и у меня при этом всегда бывает такое чувство, что мы только что поговорили о многом и только что расстались. Может быть, поэтому я так опаздываю с ответами…» После парижского знакомства они расстались друзьями — Делекторская и Паустовский переписывались всю жизнь. Собрание сочинений Паустовского в переводе Лидии Делекторской вышло во Франции в 1986 году. Тридцать лет ушло у нее на эту работу. Лидия Николаевна была хорошим переводчиком, и благодаря ее стараниям проза Паустовского имела большой успех во Франции. Она предложила крупнейшему французскому издательству, выпускавшему произведения Константина Георгиевича, идею бесплатно разослать их во все публичные библиотеки предместий Парижа. Делекторская присылала ему из Франции книги, отзывы и статьи о его произведениях, не раз доставала для него лекарства от астмы, которой долгое время болел писатель. Среди вещей, которые Делекторская присылала писателю, были плакаты, книги и открытки. Она же, зная об увлечении друга фотографией, подарила Паустовскому английский фотоаппарат с ручной перемоткой и встроенной вспышкой. Это была последняя камера, которой он пользовался.

«Я подарила России Матисса, а Франции — Паустовского», — так одной фразой Делекторская подвела итог своей жизни.

Все, что выставлено сейчас в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа, подарено ею. Причем делала это Лидия Делекторская очень деликатно. В письме к директору Эрмитажа в 1963 году она просит, а не предлагает принять в дар книги Матисса с эксклюзивной графикой, и еще там была такая фраза: «…Если бы когда-нибудь было решено сделать, например, выставку книг, иллюстрированных Матиссом, я прошу прикрыть посвящение мне узенькой полоской белой же бумаги». А однажды она сама привезла в Ленинград свой портрет и подарила его Эрмитажу. За свои дары она допускала лишь одну форму благодарности — выставки.

Утром 16 марта 1998 года Делекторская, как обычно, позвонила в кафе в Париже на бульваре Порт-Рояль, в котором много лет питалась, чтобы узнать, что будет на обед. Но когда ей принесли еду, дверь она не открыла — покончила с собой. Ей было 88 лет.

Задолго до этого дня Лидия Николаевна поставила себе скромное надгробие на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже. Написала на нем фамилию, имя, год рождения и даже черточку поставила — чтобы других не затруднять. Наверно, она не надеялась, что будет выполнено ее завещание, в котором она просила похоронить ее в России и положить рядом рубашку Матисса. Племянница Делекторской все сделала, как она хотела. И даже больше. Галина Лавровская установила на могиле Лидии Николаевны в Павловске памятник, изготовленный по заказу Михаила Ильвеса, на котором выбита фраза Пикассо: «Матисс сохранил ее красоту для вечности». И обозначила место Лидии в жизни художника: «Муза. Друг. Секретарь Анри Матисса». Ни Эрмитаж, ни московский Музей изобразительных искусств в этой акции не участвовали. А на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа над пустой могилой стоит памятник с надписью: Лидия Делекторская 1910– .

В 1999 году в Париже вышел сборник ее памяти.

5 ноября 2002 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина открылась выставка «Лидия Делекторская — Анри Матисс. Взгляд из Москвы», на которой были представлены дары Лидии Николаевны музею — более двухсот различных произведений искусства, книг, фотографий, архивных документов, мемориальных предметов, в том числе две палитры художника; вышитые блузы, части костюмов и украшения, в которых Делекторская позировала Матиссу; фотоаппарат, с которым художник ездил на Таити, резиновый мячик, которым он в конце жизни тренировал руку, и другие предметы. К выставке подготовлено одноименное издание, посвященное памяти Делекторской.

4 октября 2005 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Дар бесценный. Посвящается Лидии Николаевне Делекторской. Живопись, скульптура, рисунки, эстампы, книги». Выставка представляла собой произведения Анри Матисса, переданные ею в дар Эрмитажу и насчитывала более ста экспонатов из собрания музея.

Вышли три документальных фильма о Лидии Николаевне Делекторской. В 2009 году Ираклий Кочламазашвили представил картину «Русская модель Матисса», а годом позже — еще два фильма — О.Фокиной «Лидия Д.» и Ю.Лурье «Свет очей (Анри Матисс и Лидия)». Все три фильма рассказывают о драматической жизни и судьбе удивительной русской женщины.

В.Р.Зубова

Лидия Делекторская. «Звезды», покорившие миллионы сердец

Лидия Делекторская

Муза Матисса

В санкт-петербургском Эрмитаже, в зале Maтисса, висят друг напротив друга два портрета одной и той же женщины, один – в молодости, другой – много позже. Под ними подпись – «Портрет Л.Н.Д.» Лидия Николаевна Селекторская. Подпись инициалами была сделана по се собственному настоянию, когда она передавала портреты в дар музею – всего же она подарила России десятки работ Матисса, и ни за одну из них не требовала благодарности…

Больше двадцати лет Лидия Николаевна была музой, секретарем, натурщицей, помощницей, другом и вдохновительницей великого художника, а после его смерти еще не один десяток лет служила его памяти, заботясь о наследии великого художника. В официальных монографиях ее роль в жизни Матисса долго обходили молчанием, упоминая о ней лишь как об одной из натурщиц, и только в последнее время о Лидии Делекторской пишут так, как она того достойна, – рассказывают о женщине, украсившей, согревшей и осветившей последние годы жизни великого художника.

Какой немалый путь нужно было ей пройти, чтобы из далекого от цветущей Европы сибирского города Томска оказаться в Париже, рядом с самим Матиссом! Сейчас эта дорога кажется фантастической, но в начале двадцатого века подобными путями прошли многие русские люди.

Лидия Делекторская родилась 23 июня 1910 года в семье детского врача Николая Ивановича и его супруги Веры Павловны. Ее детство в тихом Томске было счастливым и радостным, а жизнь обеспеченной и спокойной – казалось, так будет много-много лет, но Бог, как известно, вносит свои коррективы в людские планы. Сначала революция и гражданская война разметали неспешное томское бытие, а затем эпидемии – сначала тифа, затем холеры – лишили Лиду обоих родителей. В тринадцать лет она осталась круглой сиротой – заботу о девочке взяла на себя тетка, сестра матери. В 1924 году она вместе с детьми уехала в Манчжурию, в Харбин – и Лида, которой больше некуда было деваться, уехала с ними.

В начале двадцатых годов в Харбине – городе, основанном как станция Китайско-Восточной железной дороги, построенном и заселенном в основном ее служащими и их родственниками, – собралась самая многочисленная колония русских беженцев. Тут были русские школы и русские театры, церкви и магазины, а русская речь на улицах звучала чаще китайской. Однако со временем договоры между Китаем и СССР сделали жизнь эмигрантов весьма затруднительной, и семья Лиды перебралась во Францию.

Лида к этому времени едва успела окончить реальное училище. Она не знала французского языка (в школах Харбина преподавали английский), не владела профессией, не имела гражданства. В девятнадцать лет Лидия вышла замуж – от отчаяния, одиночества и ностальгии – за русского эмигранта, однако уже через год развелась. Оставшись без денег, без друзей и без семьи, она перебивалась случайными заработками: в то время эмигранты без гражданства имели право лишь на несколько профессий – модели, няни, статиста и тому подобное, так что выбор у молодой хорошенькой женщины был небогатый. Лидия несколько раз пробовала позировать разным художникам, но ей это занятие не нравилось: она была напрочь лишена необходимой для такой работы самоуверенности. Осенью 1932 года Делекторская в поисках работы оказалась в Ницце и случайно увидела на автобусной остановке объявление о том, что некоему художнику требовался помощник. Она ничего не понимала в живописи, однако ей была очень нужна работа – и она предложила свои услуги самому Анри Матиссу.

В то время Матисс работал над панно «Танец» для музея Барнаса в Филадельфии. Это масштабное полотно – точнее, три полотна – требовало огромных сил, к тому же из-за первоначальной ошибки в масштабах «Танец» пришлось переписывать заново. Матиссу в то время было за шестьдесят, и заниматься разом делами и живописью ему было уже трудно. Тогда он и написал то самое объявление о поиске помощника, которое попалась на глаза Лидии.

Удивительно, но из множества претенденток художник, всегда предпочитавший южных смуглых женщин, выбрал именно ее – статную светловолосую славянку, плохо говорящую по-французски. Как оказалось, Матисс увидел в ее приходе мистическое совпадение: над первым вариантом «Танца» Матисс работал по заказу русского коллекционера Щукина в 1910 году – именно тогда, когда в далеком Томске в семье врача родилась девочка Лидия… На полученный от Щукина гонорар Матисс смог построить на окраине Парижа свой первый дом – и, возможно, теперь увидел случай дать дом девушке из далекой России.

Через полгода панно было закончена, и Лидия снова оказалась без работы. Но через четыре месяца Матисс нашел ее: его супруге Амели, из-за болезни прикованной к постели, требовалась сиделка, и Матиссы решили снова пригласить Лидию, которая понравилась им молчаливостью, исполнительностью и мягким характером. Сначала она, как полагалось сиделке, приходила с утра и уходила вечером, однако в октябре 1933 года окончательно переехала в дом художника – где осталась на следующие двадцать два года. Матисс дал ей не только деньги и крышу над головой, но и общение, семью, любовь и дело, которому Лидия служила всю свою жизнь…

«До этого я над живописью вообще мало задумывалась, – вспоминала позже Делекторская. – И даже тот факт, что Анри Матисс был художником с мировой известностью, долгое время оставался для меня абстракцией: понаслышке я это знала, но я этим не прониклась, до меня это «не доходило». Матисс это видел, но в вину мне этого не ставил и не старался меня поучать. Он лишь поддерживал мой интерес к его работе». Поначалу Матисс не обращал на русскую девушку особого внимания, ценя ее лишь как хорошую помощницу в доме. Но однажды, когда Лидия беседовала с его женой, он набросал ее портрет: как писала Делекторская, он «сделал с меня зарисовку в очень привычной для меня позе: голова, опущенная на скрещенные на спинке стула руки. Такие импровизации стали повторяться все чаще и чаще. И вскоре Матисс попросил меня позировать ему».

Анри Матисс

За несколько лет Матисс сделал несколько десятков изображений Лидии: портретов, рисунков, набросков. «Честно говоря, – вспоминала Делекторская, – я не была женщиной в его стиле. За исключением его дочери, все остальные модели, которые вдохновляли Матисса, были южанками. А я была светлой и даже ярко-светлой». Но именно в ее изысканном лице он черпал вдохновение, в ее спокойствии – силу работать, а в женской мудрости – интерес к жизни. «Каждый раз, когда я скучаю, – признавался Матисс, – я сажусь за портрет г-жи Лидии – и тоски как не бывало». Со временем Лидия стала главной собеседницей и соратницей художника: многие исследователи до сих пор гадают, что связало молодую красавицу и престарелого художника. Известно, что в 1939 году Амели Матисс подала на развод после сорока лет брака, не выдержав постоянного пребывания Делекторской в доме, что в жизни Лидии больше никогда не было другого мужчины, что Матисс не отпускал ее от себя ни на шаг. Но несмотря на множество слухов, которые ходили вокруг их дружбы, сама Лидия настаивает на том, что известную грань они не перешли. В одном из писем она писала: «Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова – нет, но в душевном отношении – даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня – единственным смыслом жизни». Два раза в год – на Новый год и к дню рождения – Матисс дарил Лидии свои оригинальные рисунки. Таким образом он не только выражал ей признательность за все, чем она для него была, но и желал обеспечить ее будущее: он прекрасно видел, что, кроме него, у Лидии нет ни дома, ни друзей.

С началом Второй мировой войны Матиссу предлагали покинуть страну – один из его сыновей давно жил в США, где владел преуспевающей картинной галереей, бразильские власти приглашали его перебраться к ним – была даже готова виза, однако художник все же предпочел остаться во Франции. Была ли тому причиной невозможность оставить дом и картины, или нежелание оставлять Лидию, или ухудшившееся здоровье – кто знает?

В начале 1941 года у престарелого Матисса обнаружили рак желудка. После двух тяжелых операций в лионской больнице он был практически прикован к кровати: врачи считали, что не потянет и полугода. На пороге смерти Матисс, лишенный возможности в последний раз посетить любимые места, воскрешал их в памяти с помощью тканей и одежды, привезенных их разных стран: на его рисунках того периода красуются женщины в испанских шалях и румынских вышитых блузах, среди китайских шелков или турецких ковров. Может быть, именно возможность рисовать продлила жизнь Матисса еще на дюжину лет. Или то беспокойство, которое испытывал Матисс за своих близких. Из всей семьи только Лидия была рядом с ним: война разбросала детей художника по всей стране. Делекторская разбивалась в лепешку, чтобы обеспечить пожилому художнику достойную жизнь, и именно благодаря ей Матисс все это время продолжал работать. Он передвигался по мастерской в инвалидной коляске, быстро уставал, и Лидия стала его правой рукой, помогая ему во всем, от добывания денег до замешивания красок. «Когда Лидия Делекторская приближается, я исцелен. Когда Лидия Делекторская удаляется, я обессилен. Боже милостивый, не действует ли это то, что называют «славянским шармом»? А дело просто-напросто в том, что она добрая», – писал Матисс.

Всегда старавшийся быть вдалеке от политики, в 1944 году престарелый Матисс с ужасом узнал, что его дочь Маргарита за участие в Сопротивлении была арестована: ее выдал кто-то из своих. После мучительных допросов она оказалась в концлагере Равенсбрюк, где провела шесть месяцев. Амели Матисс тоже была арестована, но ей удалось сбежать из направлявшегося прямо в концлагерь поезда – несколько недель она скрывалась в лесах Вогезы, пока, наконец, ее не приютили сердобольные крестьяне. К счастью, скорое освобождение Франции спасло и мадам Матисс, и Маргариту, и самого художника, переживавшего за родных.

А. Матисс. Портрет Лидии Делекторекой

Когда война закончилась, Лидия была так счастлива за свою прежнюю Родину, что решила послать в подарок СССР рисунки Матисса. «Россия праздновала победу, но ценой скольких страданий! – вспоминала Делекторская. – Что же до меня, то я пережила войну довольно пассивно, под теплым крылышком Матисса. Конечно, меня тоже не миновали какие-то трудности, но все же куда меньшие. Я была апатридом, не имеющим французских корней и потерявшим их на родине, которую я по-прежнему очень люблю. Тогда меня обуял порыв братских чувств по отношению к России. К примеру, мне очень хотелось послать туда огромный букет цветов. Увы, это было невозможно. А жаль. И мне неожиданно пришла в голову мысль: купить у Матисса несколько лучших рисунков, пусть даже ценой самых неразумных долгов, и отослать этот драгоценный и, если так можно выразиться, неувядаемый (по сравнению с цветами) подарок московскому музею, где, без сомнения, знают Матисса». Она отобрала семь рисунков художника и предложила ему выкупить их – по той цене, которую заплатили бы за них торговцы предметами искусства. Матисс согласился – но от себя лично добавил восьмой, портрет самой Лидии. «Я очень обрадовалась и немедленно отправила в Москву дар «грязной» эмигрантки… Я получила благосклонный ответ…»

С тех пор и до самой своей смерти Лидия покупала на собственные деньги работы Матисса – картины, рисунки, скульптуры, книги – и передавала их в дар то московскому Музею изобразительных искусств имени Пушкина, то ленинградскому Эрмитажу. Чего ей это стоило, знала только она сама: «Учитывая то, что почти все время я посвящала Матиссу, у меня даже не было возможности тратить свое вполне достаточное, но и не очень высокое жалованье, – писала Делекторская. – Я не кокетка. Большую часть жизни я проводила в рабочем костюме, не сходила с ума от золота и драгоценностей, и мне не нужно было содержать престарелых родственников… Благодаря этой невольной экономии мне удалось приобрести произведения, о которых я ужасно мечтала». Лидия категорически отказывалась от того, чтобы Матисс дарил ей что-нибудь, кроме его обычных двух рисунков в год: она не хотела пользоваться благосклонностью художника, лишая его плодов труда, и к тому же, как она говорила, «если произведение будет подарено, то оно утратит часть своего очарования» – ведь тогда для его получения не будет приложено никаких усилий. Она всегда щепетильно выплачивала Матиссу реальную стоимость его работ: даже залезая в долги, выбирая зарплату на месяцы вперед, Лидия ни разу не позволила просить о снижении цены. Для того, чтобы купить одну из его скульптур, ныне украшающую собрание Пушкинского музея, она за полцены продала свою квартиру – правда, с условием, что ей будет позволено жить там до самой смерти.

Конечно, сам Матисс во многом служил ей образцом для подражания. Прекрасно знавший цену деньгам и умевший с ними обращаться, он обладал редким тактом – зная, что кому-то нужны деньги, он никогда не унижал человека подачкой, но находил способ помочь так, чтобы не обидеть.

А. Матисс. Лидия Делекторская

А. Матисс. Одалиска. Синяя гамма, 1937 г.

Одной из последних масштабных работ Анри Матисса был проект часовни Четок в Вансе, с которым связана интересная история. После войны Матисс встретился с одной из сиделок, которая ухаживала за ним после операции и иногда позировала художнику – Моник Буржуа. Оказалось, что она после перенесенного туберкулеза постриглась в монахини под именем Жак-Мари в доминиканском монастыре. Сестра Жак-Мари показала художнику свои эскизы для витражей новой монастырской часовни. По собственному признанию, он увидел в этом «поистине небесное предначертание и некое божественное знамение» и сам взялся за оформление капеллы, отказавшись от гонорара. Он всегда с удовольствием работал не за деньги, для него было радостью помогать другим, и он умел делиться этой радостью. «Матисс потому и Матисс, – говорил Пикассо, – что у него внутри есть солнце!»

Его теплом Лидия грелась до последнего дня, но и она сама поддерживала горящий в нем свет. Последние дни художника были очень тяжелыми; чтобы как-то отвлечь его от гнетущих мыслей, Лидия не без умысла заметила: «Завтра вы попросите у меня карандаш и бумагу». «Дайте мне бумагу и карандаш», – ответил Матисс и начал рисовать. На следующий день он умер на руках у Лидии. Это случилось 3 ноября 1954 года.

Сразу после его смерти она собрала чемоданы и уехала. На похороны ее не пригласили.

Лидия Делекторская просила разрешения вернуться в СССР, но ей не позволили. Тогда она переехала в Париж и продолжала скупать и дарить советским музеям произведения Матисса, хотя прекрасно знала, что искусство Матисса и его соратников было объявлено «социально вредным» и в рамках борьбы с космополитизмом убрано из музеев подальше в запасники. Но Делекторская верила, что со временем все политические ярлыки с картин будут сняты. «Однажды я поняла, что какой бы ни был в России политический режим, кто бы ни стоял у руля государства, многие люди там по-настоящему любят Матисса, – писала она. – И я испытала глубокую потребность поделиться с ними сокровищами, принадлежащими мне одной, и безотлагательно, не дожидаясь, пока уйдет одно или несколько поколений, познакомить их с одной из важных сторон творчества художника». В основном благодаря именно усилиям Лидии Делекторской в российских музеях хранится одно из наиболее полных собраний творчества Матисса, включающее картины, рисунки, скульптуру и коллажи разных лет, а также уникальные книги, иллюстратором и дизайнером которых был Матисс, – так называемые livre d’art, чей тираж составлял считанные экземпляры. Все свои дары – не требуя за них ни благодарности, ни признания, – она считала данью памяти Матисса, искренне уверенная, что ему самому было бы приятно знать, что его работы находятся в российских музеях. Со временем она подарила музеям и все то, что связывало ее с художником: платья и украшения, в которых она позировала для его картин, личные вещи и письма. В Эрмитаже пришлось даже создать специальный архив ее имени, потому что ее подарки было невозможно разбросать по разным отделам.

Пабпо Пикассо

И в Советском Союзе, и во Франции Делекторская считалась одним из виднейших специалистов по творчеству Матисса: к ней обращались, когда требовалось мнение эксперта при реставрации или определении подлинности его работ, ей присылали на рецензирование книги и монографии о его творчестве. И хотя там до недавнего времени почти ничего не говорилось о ней самой, Делекторская не добивалась признания – ей было довольно того, что она имела счастье долгие годы жить рядом с великим человеком. Первым, кто признал ее роль как музы Матисса, был искусствовед Раймон Эсколье, который написал в одной из своих книг, что главной вдохновительницей Матисса «благодаря великолепной пластике, красоте и выразительности лица, благодаря уму и характеру остается Лидия Делекторская». Со временем она сама написала о Матиссе две монографии: «Как бы легко и просто. Анри Матисс. Живопись 1935–1939» и «Анри Матисс. Наперекор стихиям. Живопись и иллюстрированные книги. 1939 – 1943 годы». Третья, охватывавшая последний период творчества художника, так и осталась незавершенной. Труд Лидии Делекторской был по достоинству оценен ее второй родиной: французское гражданство она получила с формулировкой «за заслуги перед культурой Франции» – и немало гордилась и гражданством, и такой формулировкой.

Лидия Николаевна дружила со многими искусствоведами и критиками, художниками и музыкантами. Ее называли своим другом Пабло Пикассо и Святослав Рихтер, Луи Арагон и Константин Паустовский. Когда Паустовский впервые приехал в Париж в составе советской писательской делегации, Лидия Николаевна, которая высоко ценила его литературный талант, специально пришла к нему в гостиницу, чтобы получить автограф. После долгих прогулок по Парижу Паустовский заметил: «А почему бы вам не попробовать перевести меня на французский?» Делекторская запомнила эту фразу: со временем она перевела почти всего Паустовского. «Я подарила Франции Паустовского, а России Матисса!» – гордилась она.

На долгие годы оторванная от России, она продолжала любить ее: с интересом прислушивалась ко всем новостям, опекала приезжавших из СССР туристов и эмигрантов, собрала значительную коллекцию русского народного искусства, которую после смерти завещала Франции.

В последние годы она тяжело болела, почти никого не принимала – словно боялась, что друзья отвлекут ее от тех дел, которые ей еще надо завершить. Не желая никого обременять даже после смерти, она заранее сделала все распоряжения относительно своей будущей судьбы – даже заказала надгробный камень, который заранее установили над ее пока еще пустой могилой на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Лидия Николаевна скончалась в 1998 году. Согласно ее последней воле, она была захоронена под заранее приготовленным надгробием. Усилиями ее родственников через несколько лет прах Лидии Делекторской перевезли в Россию – ныне она покоится на кладбище Павловска. На памятнике выбиты слова Пикассо: «Матисс сохранил ее красоту для вечности»…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Лидия Русланова

Лидия Русланова И все-таки упомянутыми двумя знаменательными встречами для меня 1908 год не закончился. На мои весенние каникулы мы с дедом поехали в Саратов.Прибыв в этот город на великой русской реке, остановились у друга деда — купца Евстигнеева.После завтрака хозяин

Лидия Русланова

Лидия Русланова Лидия Русланова

РУСЛАНОВА ЛИДИЯ

РУСЛАНОВА ЛИДИЯ РУСЛАНОВА ЛИДИЯ (певица; скончалась 22 сентября 1973 года на 73-м году жизни). В августе 1973 года Русланова выступила в сборном концерте в Ростове. Концерт проходил на огромном стадионе, и выход знаменитой певицы был обставлен соответствующим образом: она

Лидия РУСЛАНОВА

Лидия РУСЛАНОВА Лидия Русланова родилась в 1900 году в Саратове. Как она сама написала в своей автобиографии: «Я родилась в семье крестьянина Лейкина Андрея Маркеловича. Пяти лет от роду осталась сиротой и до 1914 года воспитывалась в сиротском приюте. (Ее отец погиб в

Лидия СМИРНОВА

Лидия СМИРНОВА Лидия Смирнова родилась 13 февраля 1915 года в Тобольске. Когда ей исполнилось четыре года, умерла ее мама. Это произошло после того, как 9-месячный братик Лиды упал головой на каменный пол и разбился насмерть. Мать не пережила этой гибели, сошла с ума и вскоре

Лидия СМИРНОВА

Лидия СМИРНОВА Смирнова уже в ранней юности пользовалась у сильного пола большим успехом. Порой на этой почве случались даже не очень приятные истории. Об одной из таких вспоминает сама актриса:«Училась я в Промышленно-экономическом техникуме при университете им.

РУСЛАНОВА Лидия

РУСЛАНОВА Лидия РУСЛАНОВА Лидия (певица; скончалась 22 сентября 1973 года на 73-м году жизни). В августе 1973 года Русланова выступила в сборном концерте в Ростове. Концерт проходил на огромном стадионе, и выход знаменитой певицы был обставлен соответствующим образом: она

Лидия и Клодомира

Лидия и Клодомира С Лидией я познакомился спустя всего полгода после начала нашей партизанской борьбы. Я был только что произведен в майоры и командовал 4-й колонной. В одну из проведенных нами молниеносных операций мы спустились в поисках продовольствия в деревушку

12.

 ЛИДИЯ ДЕЛЕКТОРСКАЯ И МАТИСС

12. ЛИДИЯ ДЕЛЕКТОРСКАЯ И МАТИСС В посольство «на огонек» частенько заходила эмигрантка «первой волны» Лидия Николаевна Делекторская. Она привлекала внимание и уважение к себе своей неброской чисто русской красотой, умением легко сходиться с людьми, природным тактом в

Лидия Коренева

Лидия Коренева «БЕСЕНОК» ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРАБывает, что звезды, однажды загоревшись на небосклоне, долго не гаснут. Бывает, что звезды падают, оставляя за собой длинный светящийся след в памяти человеческой. Случается и так, что, ярко вспыхнув, звезды гаснут –

ЛИДИЯ АРЕНС

ЛИДИЯ АРЕНС Лидия Аполлоновна Аренс (1889-1976) — техник-чертежник, мачеха писателя Вс. В. Вишневского. Текст ее воспоминаний дается по рукописи, хранящейся в ДМВ.

VI.

VI. Лидия Иванова

VI.VI. Лидия Иванова Как бы то ни было, Вульф не был ТВ-профи, считаю, хотя и высоко был оценен академиками «ЛЭФИ». Не берусь анализировать его литературный дар, это дело экспертов. Просто мне как зрителю он был непонятен. Столь же непонятен (опять же мне лично) был выбор Влада

Лидия РУСЛАНОВА

Лидия РУСЛАНОВА Л. Русланова родилась в Саратове 27 октября 1900 года (Скорпион-Крыса). Читаем в гороскопе:«Металлическая Крыса (ее год длился с 30 января 1900-го по 19 февраля 1901 года; повторяется каждые 60 лет) одарена честностью, амбициями и способностью прилагать длительные

Василий Шукшин и Лидия Федосеева Василий и Лидия, или Любовь под калиной красной

Василий Шукшин и Лидия Федосеева Василий и Лидия, или Любовь под калиной красной В первый раз Шукшин влюбился в 15 лет. Его избранницей стала его землячка из деревни Сростки Алтайского края 14?летняя Маша Шумская. Он тогда учился в автотранспортном техникуме в Бийске,

Лидия Мандель

Лидия Мандель У этой истории прекрасное начало и невероятно печальный конец. «Мое знакомство с Лидией Мандель произошло летом 1975 года, в Париже, – рассказывает профессор математики Виталий Мильман. – В свое время она была известной художницей. Была дружна с Маяковским

Об избирателях | Национальный архив

Веб-сайт Коллегии выборщиков теперь имеет легко запоминающийся адрес. Обязательно обновите закладки!


Что нужно для того, чтобы быть избирателем?

Конституция США содержит очень мало положений, касающихся квалификации избирателей. Статья II, раздел 1, пункт 2 предусматривает, что ни сенатор, ни представитель, ни лицо, занимающее трастовую или прибыльную должность в Соединенных Штатах, не могут назначаться избирателями. Исторически сложилось так, что 14-я поправка предусматривает, что государственные чиновники, которые участвовали в восстании или восстании против Соединенных Штатов или оказывали помощь и утешение их врагам, лишаются права быть избирателями. Этот запрет относится к эпохе после Гражданской войны.

Свидетельства об установлении личности каждого штата подтверждают имена назначенных им избирателей. Удостоверение штатом своих избирателей обычно достаточно для установления квалификации избирателей.

Кто выбирает выборщиков?

Выбор избирателей от каждого штата состоит из двух частей. Во-первых, политические партии в каждом штате составляют списки потенциальных избирателей незадолго до всеобщих выборов. Во-вторых, во время всеобщих выборов избиратели в каждом штате выбирают выборщиков от своего штата путем голосования.

Первая часть процесса контролируется политическими партиями в каждом штате и варьируется от штата к штату. Как правило, партии либо выдвигают списки потенциальных избирателей на съездах своих государств-участников, либо выбирают их голосованием центрального комитета партии. Это происходит в каждом государстве для каждой стороны в соответствии с теми правилами, которые государство-участник и (иногда) национальная сторона установили для процесса. Эта первая часть процесса приводит к тому, что у каждого кандидата в президенты есть свой уникальный список потенциальных избирателей.

Политические партии часто выбирают отдельных лиц для включения в список в знак признания их заслуг и преданности этой политической партии. Это могут быть должностные лица, избранные штатом, партийные лидеры штата или люди в штате, которые лично или политически связаны с кандидатом в президенты от своей партии. (Для получения конкретной информации о том, как выбираются списки потенциальных избирателей, свяжитесь с политическими партиями в каждом штате.)

Вторая часть процесса происходит во время всеобщих выборов. Когда избиратели в каждом штате голосуют за кандидата в президенты по своему выбору, они голосуют за выборщиков от своего штата. Имена потенциальных избирателей могут появляться или не появляться в бюллетенях для голосования под именами кандидатов в президенты, в зависимости от процедур выборов и форматов бюллетеней в каждом штате.

Список потенциальных избирателей победившего кандидата в президенты назначается избирателями штата, за исключением штатов Небраска и Мэн, где избиратели распределяются пропорционально. В Небраске и Мэне победитель штата получает двух выборщиков, а победитель от каждого избирательного округа (который может быть таким же, как абсолютный победитель или другой кандидат) получает одного выборщика. Эта система позволяет Небраске и Мэну награждать выборщиков более чем одним кандидатом.

Должны ли избиратели дважды голосовать за президента?

Выборщики не голосуют дважды за президента. Когда они голосуют на ноябрьских всеобщих выборах, они еще не избиратели; они голосуют за себя, чтобы быть выборщиками. Они единственные, кто фактически голосует за президента, что они и делают на собрании выборщиков (первый понедельник после второй среды декабря).

Существуют ли ограничения на то, за кого могут голосовать избиратели?

Нет конституционного положения или федерального закона, требующего от избирателей голосовать в соответствии с результатами всенародного голосования в их штатах. Однако некоторые штаты требуют, чтобы выборщики отдавали свои голоса в соответствии с общим голосованием. Эти обещания делятся на две категории: избиратели, связанные законами штата, и те, кто связан обязательствами перед политическими партиями.

Верховный суд США постановил, что Конституция не требует, чтобы избиратели были полностью свободны действовать по своему усмотрению, и поэтому политические партии могут требовать от избирателей обещания голосовать за кандидатов партий. Законы некоторых штатов предусматривают, что так называемые «неверные избиратели» могут быть оштрафованы или могут быть дисквалифицированы за подачу недействительного голоса и заменены другим избирателем. Верховный суд постановил (в 2020 г.), что штаты могут вводить требования о том, как голосуют избиратели. Ни один избиратель никогда не подвергался судебному преследованию за то, что не проголосовал в соответствии с обещанием. Однако в 2016 году несколько избирателей были дисквалифицированы и заменены, а другие оштрафованы за то, что они не проголосовали в соответствии с обещаниями.

Избиратели редко игнорируют голосование избирателей, отдавая свой голос за кого-то, кроме кандидата от своей партии. Выборщики обычно занимают руководящую должность в своей партии или были выбраны в знак признания многолетней верной службы партии. На протяжении всей истории нашей нации более 99 процентов избирателей проголосовали в соответствии с обещаниями.

Национальная ассоциация государственных секретарей (NASS) составила краткий обзор законов штатов о различных процедурах, которые различаются от штата к штату, для отбора списков потенциальных избирателей и проведения собрания избирателей. Вы можете загрузить документ «Краткое изложение: законы штата о выборах президента» с веб-сайта NASS.

Если избиратели голосуют за президента, почему я должен голосовать на всеобщих выборах?

Во время всеобщих выборов ваш голос помогает определить выборщиков от вашего штата. Когда вы голосуете за кандидата в президенты, вы на самом деле не голосуете за президента. Вы сообщаете своему штату, за какого кандидата вы хотите, чтобы ваш штат проголосовал на собрании выборщиков. Штаты используют эти результаты всеобщих выборов (также известные как всенародное голосование) для назначения своих выборщиков. Государственная политическая партия победившего кандидата выбирает лиц, которые будут избирателями.

Избирательное определение и значение – Merriam-Webster

выборщик i-lek-t(ə-)rəl 

ˌē-lek-ˈtȯr-əl

1

: избирателя или относящегося к нему

голосование выборщиков

2

: выборов или связанных с ними

избирательной системы

избирательно

и-лек-т(ə-)rə-lēˌē-lek-ˈtȯr-ə-lē

наречие

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Уокер избирательных недостатков особенно остро проявились в пригороде Атланты. Билл Бэрроу, al , 19 ноября 2022 г. Томас Фудзивара, профессор Принстонского университета, который недавно опубликовал статью о влиянии социальных сетей на выборы, сказал, что нет никакой связи между подписчиками в социальных сетях и результатами выборов. Ана Фаги, США СЕГОДНЯ , 19 ноября 2022 г. Республиканские лидеры в Вашингтоне и по всей стране открыто обвиняют Трампа в том, что он привел партию к третьему подряд провалу на выборах . Anchorage Daily News , 17 ноября 2022 г. За два пребывания Пелоси в качестве спикера, с 2007 по 2011 год и с 2019 года по настоящее время, демократы достигли больших целей, но также столкнулись с электоральными последствиями . Тайлер Олсон, 9 лет0076 Fox News , 17 ноября 2022 г. И что для этого существовал широкий избирательный округ . Джозеф С. Штернберг, WSJ , 17 ноября 2022 г. Избирательная комиссия объявляет, что кандидаты, поддерживающие Мадуро, получили контроль над национальным конгрессом после парламентских выборов, которые лидеры оппозиции бойкотировали из-за обвинений в мошенничестве. CNN , 17 ноября 2022 г. Основной успех Виолы был свидетельством силы этого избирательного блока, что нашло отражение в выборах достижений избранных членов Совета Юнисеса Эрнандеса и Сото-Мартинеса. Los Angeles Times , 17 ноября 2022 г. Если республиканцы намерены вырваться из своей нынешней избирательной колеи , изучение Флориды было бы хорошим местом для начала. Нейт Хохман, 9 лет0076 National Review , 17 ноября 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «электоральный». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1675, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование избирательного было в 1675 г.

Посмотреть другие слова того же года выборщик

избирательный

коллегия выборщиков

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Избирательный».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/electoral. По состоянию на 30 ноября 2022 г.

Copy Citation

Детское определение

избирательный

выборщик i-ˈlek-t(ə-)rəl

: или относящиеся к выборам или избирателям

Больше от Merriam-Webster на

избирательный

Нглиш: перевод избирательного для испанскоговорящих

Britannica 6 для 9007 9007 избирательный

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

любезность

См.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *