День Достоевского 2 июля 2022 года в Санкт-Петербурге
День Достоевского 2 июля 2022 года в Санкт-Петербурге 350
mix» data-ping-position=»1″ data-featured-url=»https://kudago.com/movie/kryim-nebesnyij/?erid=Pb3XmBtzstFHqAWsrVQ9WKGZcR6qh5LbuALxnHU» data-item-url=»https://kudago.com/movie/kryim-nebesnyij/» data-featured-path=»/spb/entertainment/»>- 1 557
263
mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/luchshie-kontsertyi-festivali-spb/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/luchshie-kontsertyi-festivali-spb/» data-featured-path=»/spb/entertainment/»> 1
1 424
com/spb/event/kontsert-kontsertyi-v-evangelichesko-lyuteranskoj-tserkvi-svyatoj-ekaterinyi/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/event/kontsert-kontsertyi-v-evangelichesko-lyuteranskoj-tserkvi-svyatoj-ekaterinyi/» data-featured-path=»/spb/entertainment/»> 2 554
Фото: vk. com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
В начале июля петербургские музеи и библиотеки объединятся, чтобы отметить День Достоевского — традиционный фестиваль, которому в этом году стукнуло 13 лет. Как обычно, душой и сердцем праздника станет Кузнечный переулок, где расположен памятник писателю и музей его имени. Всё самое интересное тут запланировано на 2 июля.
Будут и зрелищные шоу с живыми марионетками и живыми скульптурами, и масштабные постановки о крупных фигурах отечественной и мировой литературы, и экскурсии по местам Достоевского, и флешмобы, и торжественное возложение цветов к монументу.
Среди самых интересных событий в программе: выставки к 200-летию со дня рождения Аполлона Григорьева, «Творческий путь Валерия Бабанова» и передвижная экспозиция «Мир Достоевского», лекции и творческие занятия от проекта «Молодёжь — Достоевскому», интерактивный онлайн-квест «По следам Раскольникова», виртуальный аудиотур по Петербургу Достоевского в романе «Идиот», интерактивная выставка «Достоевские раскраски», спектакль-променад «Случаи в городе Достоевского», интерактивная программа «Живые памятники — герои Достоевского» и уличное шоу «Достоевский карнавал в Кузнечном переулке» на подиуме у здания музея.
Подробнее с программой можно ознакомиться на сайте и ВКонтакте.
Самые интересные события в городе.
Лучшие концерты, выставки и спектакли по версии редакции KudaGo.
Посмотреть
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Когда было?
5–6 июля 2019 | |
3 июля 2021 | весь день |
2 июля | весь день |
Где было?
Место проведения
Музей Достоевского (ФМД-театр)
Адрес музея Достоевского
пер. Кузнечный, д. 5/2
Ближайшее метро
Владимирская, Достоевская
Дополнительная информация
Вид экскурсии
- Пешеходные
- Тематические
Вид фестиваля
- Open Air
- Городские
Цена
Бесплатно!
Сайт
vk.com/dostoevskyday
Выберите рассылку:
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.
Где и когда в Петербурге пройдет День Достоевского в 2022 году, программа — 1 июля 2022
Афиша Plus
Книги
1 июля 2022, 13:27
4 комментарияФото: организаторПоделиться
Фестиваль «День Достоевского» развивает формат с десятками локаций и программой, в которой современные иммерсивные спектакли соседствуют с классическими экскурсиями. «Фонтанка» изучила программу праздника и выбрала семь самых нестандартных событий.
Если вам ближе современный подход
Что: водная феерия театра «КУКФО»
Почему интересно: фестиваль вновь начнется под покровом тьмы: с наступлением полночи от одного из причалов на Фонтанке отойдёт речной кораблик «Неточка Незванова», палуба которого станет сценой для гигантских кукол — героев романов Достоевского. Корабль пройдёт мимо Новой Голландии, по Мойке. Мимо Чижика-Пыжика и коней Клодта, мимо мостов, на которых бывали Раскольников, Сонечка и другие герои «Преступления и наказания». «Партер» шоу — воды Невы, рядом с Сенатской площадью и разведёнными мостами — Дворцовым и Благовещенским. Они станут фоном, на котором актёры будут читать отрывки из «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых» — «Легенду о Великом инквизиторе» и «Сон Раскольникова о моровой язве».
Где и когда: в центре города, 1 июля, 23:59 — 2 июля, 01:00
Поделиться
Что: чтения классики в общественном транспорте
Почему интересно: актёры петербургских театров и студенты мастерской режиссуры Людмилы Героевой СПбГИКа в субботу сольются с потоком горожан в трамвае «Чижик», чтобы в нужный момент достать микрофон и зачитать отрывки из романов Достоевского. Точного расписания импровизированных выступлений нет, так что желающим увидеть шоу нужно сесть в салон и чуть подождать. После окончания акции в «Чижике» откроется выставка по мотивам комикса «Фёдор Достоевский. Иронически-трагическая биография в картинках». Она останется там на несколько недель.
Где и когда: маршрут «Чижика» № 8, 2 июля, с 12:00 до 14:00.
Поделиться
Что: спектакль-хоррор «1866 / Преступление / 2022»
Почему интересно: в предыдущие годы в Дне Достоевского участвовали только отдельные герои «Преступления и наказания» — например, Родион Раскольников и старуха-процентщица. Организаторы решили это изменить и показать зрителям образы нескольких основных персонажей, собрав их в «театральном хорроре». Идея постановки возникла, когда, читая роман, режиссёр Илья Дель обратил внимание на мистические детали. Например, Раскольникову пришлось пройти «13 ступеней», а двигался он «как кошка». В постановке Раскольников сегодняшний, из XXI века, встретится с собой прошлым, и столкновение веков приведёт к неожиданным результатам. Постановщики напоминают: сам Достоевский наверняка был бы только за любую театрализацию истории. На просьбу «переделать роман в драму для представления в Имперских театрах» он в письмах отвечал согласием, хотя и добавил при этом, что, по его мнению, «есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдёт себе соответствия в драматической».
Где и когда: 2 июля в Кузнечном переулке у дома Достоевского, в 12:15 и 14:00.
Поделиться
Что: иммерсивный спектакль «Один день из жизни двух сестер»
Почему интересно: спектакль — по сути, зарисовка из жизни старухи-процентщицы Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы — продлится без остановки всю субботу. Зайдя в комнату, воссозданную по точному книжному описанию, зритель попадёт «внутрь» истории и сможет понаблюдать за тем, чем, скорее всего, занимались героини романа до того, как в квартиру пришёл неожиданный гость. Сам Раскольников в конце концов появится в пространстве не раз, сделает то, что должен, и увлечёт присутствующих за собой — в тёмные дворы-колодцы и подворотни. Начать путь предлагают в 13:00, 15:00, 16:00 и 21:30. Бесплатно, но нужна регистрация.
Где и когда: Культурное пространство «Где бабуля?», 2 июля, 12:00–22:00
Что: серия экскурсий «Молодёжь — Достоевскому»
Почему интересно: водить желающих двумя литературными маршрутами — «Раскольников в городе» и «Петербург в романе «Идиот» на празднике собираются не профессиональные гиды, которым не положено отходить от канона, но молодые волонтёры. Путь от ступенек станции метро «Сенная», дворами через Кокушкин мост, обозначенный в «Преступлении и наказании» как «К-н мост», — это основа первой программы. Второй путь начнётся от Владимирской площади, и горожан поведут дорогой князя Мышкина. Обе прогулки ведущие разрабатывали на курсах и старались сделать их максимально авторскими. Третья экскурсия, созданная по этой же схеме, — «Владимирская площадь и её окрестности в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского». Её авторы покажут места, где в Петербурге есть мосты, скульптуры-«двойники», и объяснят, как найти своего близнеца в большом городе.
Где и когда: по всему городу, 1 и 2 июля, по мере формирования групп.
Фото: организаторПоделиться
Что: кулинария по Достоевскому, лекция «Кухня писателя»
Почему интересно: чай, хлеб и его разновидности фигурируют в каждом произведении Достоевского: Степана Верховенского в «Бесах» угощали «известными крестьянскими полупшеничными» блинами, Алёша Карамазов покупал «трёхкопеечную французскую булку», а Неточка Незванова в десятом часу вечера ходила в лавку за дрожжами по поручению матери. Экскурсию о кулинарных пристрастиях самого писателя и его героев в городе проводят только в День Достоевского.
Где и когда: «Музей хлеба», 2 июля
Поделиться
Что: специальная программа Русского музея
Почему интересно: фестиваль в честь писателя стал поводом вспомнить о том, что Достоевский несколько лет прожил в здании, ставшем одним из нынешних филиалов Русского музея, — Михайловском замке. Дело в том, что с 1823 года там располагалось Главное инженерное училище — одно из самых престижных военных заведений того времени, где будущий писатель учился в 1838–1843 годах. Экскурсоводы Русского музея готовы рассказать о залах, в которых больше всего времени проводил Достоевский в молодости и где сидел над литературными сюжетами. Нужен билет, купленный в Русском музее.
Где и когда: 2 июля, 12:00, 14:00, 16:00
Ольга Минеева, специально для «Фонтанки.ру»
Больше интересных новостей в нашем официальном телеграм-канале Фонтанка SPB online. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.
По теме
- Суд Линченко: на месте опального граффити с Достоевским в Кузнечном переулке появилось изображение вице-губернатора
17 января 2022, 17:45
- Во Флоренции открыли памятник Федору Достоевскому
14 декабря 2021, 21:17
- Маршруты Достоевского в Петербурге. Как пройти «в гости» к писателю
11 ноября 2021, 10:10
- «Разорвать на куски». Кто из знаменитостей ненавидел Достоевского
10 ноября 2021, 17:03
- «Перед вами то, что никто не видел 100 лет!» Музей Достоевского обновился к юбилею писателя
17 сентября 2021, 19:50
УДИВЛЕНИЕ0
ПЕЧАЛЬ0
Комментарии 4
читать все комментариидобавить комментарийПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
- ВКонтакте
- Телеграм
- Яндекс.Дзен
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости СМИ2
сообщить новость
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.
- Группа вконтакте
Новости компаний
Комментарии4
Новости компаний
Когда музей закрыт. Петербуржцев приглашают на концерты в Манеж
МТС представляет серию музыкальных концертов и аудиовизуальных перфомансов в рамках проекта МТС Live Sessions(16+), которые пройдут в ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге. В пространстве одного из крупнейших выставочных залов России выступят Тося Чайкина, POLE и Zventa Sventana. Проект «МТС Live Sessions» нацелен на знакомство массового зрителя с многогранностью и разнообразием музыкальных жанров и других форм искусства через живые выступления артистов на известных творческих площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Вот уже второй раз проект проходит…
20 и 21 сентября – «Турандот» и «Золушка» Ростовского музыкального театра на сценах Мариинского театра
С 20 по 22 сентября в Санкт-Петербурге состоятся Дни культуры Ростовской области. В честь 85-летия, которое в этом году отмечает Ростовская область, ведущие учреждения культуры Дона представят свое творчество на одних из крупнейших площадках Северной столицы. В Мариинском театре две свои яркие премьеры покажет Ростовский музыкальный театр. Оперу «Турандот» Дж.Пуччини ростовчане покажут 20 сентября на сцене Маринский-2. В ростовской постановке задействованы видеопроекция и LED-экраны, неон, мобильные двухуровневые декорации, футуристичные…
Заслуженный коллектив России исполнит две великие симфонии ХХ века
7 и 13 февраля в Большом зале Петербургской филармонии Заслуженный коллектив России выступит под управлением народного артиста России Николая Алексеева. Прозвучат две великие симфонии XX века — Девятая Густава Малера и Пятая Дмитрия Шостаковича. Концерт Заслуженного коллектива 7 февраля входит в цикл «Филармония — 100. История в зеркале десятилетий», посвященный 100-летию Петербургской филармонии, которое она отмечает в 2021 году. Цикл объединяет программы знаменитых дирижеров, исполненные в разное время в Большом зале. 7 февраля прозвучат. ..
ТОП 5
1В ожидании свиного гриппа. Как его распознать и чем лечить
202 373
122FT: После введения потолка цен на нефть из России у берегов Турции образовалась пробка из танкеров
84 910
133В Петербурге таксист бросил пассажирку на КАД. Она просила не болтать за рулём
74 451
874ТАСС: В ДТП в Донбассе погибли 16 человек
63 569
105Путин ответил на вопрос о новых волнах мобилизации
63 237
65Новости компаний
Виртуальный День Достоевского! – Блогеры Карамазов
День Достоевского приближается! В первую субботу июля, каждый июль с 2010 года, в Музее Достоевского в Санкт-Петербурге проводится День Достоевского — праздник жизни, творчества и персонажей Достоевского, который стал любимым ежегодным праздником в городе. Запланированный день является отсылкой к началу Преступление и наказание , которое начинается жарким днем в начале июля.
Если вы не знакомы с Днем Достоевского, вы можете посмотреть постановки прошлых лет на канале мероприятия в YouTube или посмотреть фотографии на их Facebook или Вконтакте. Однако в прошлом лучший способ познакомиться с Днем Достоевского всегда заключался в том, чтобы посетить День Достоевского (ИЛИ прочитать рассказ очевидца Томи Хаджи о праздновании Дня Достоевского в 2017 году).
Но в этот год глобальной пандемии фестиваль переезжает в онлайн, так что поймать его можно из любой точки мира. Плюс! Учитывая часовой пояс России, некоторые мероприятия будут особенно актуальны для жителей Северной Америки, страдающих бессонницей. Вы можете найти полное расписание в Интернете, но для тех, кто не умеет читать по-русски, вот что и когда произойдет:
Пятница, 3 июля – ДЕНЬ ДО
15:00 Санкт-Петербург (8:00 Восточная, 5 утра по тихоокеанскому времени)
Документальный фильм «Достоевский как бренд» (трансляция на странице Стремянной библиотеки вконтакте)
Суббота, 4 июля – ДЕНЬ – официальные мероприятия
10 )
Инстаграм-тур «20 адресов Достоевского в 2020 году» (через хэштег #20адресовДостоевского2020 в Instagram)
с 12:00 Санкт-Петербург (5:00 по восточному времени, 2:00 по тихоокеанскому времени)
Лекции о Достоевском от ведущих ученых (через официальный YouTube-канал Дня Достоевского):
- 12:00: Наталья Ашимбаева, «Достоевский и его молодые современники»
- 12:15: Борис Тихомиров, «Первое петербургское обращение Достоевского»
- 12 :45pm: Мария Михновец, «Жил ли Достоевский на ул. Достоевского?»
- 13:15: Наталья Чернова, «Литературные чувства героев Достоевского»
с 14:30 Санкт-Петербург (7:30 Восточное, 4:30 Тихоокеанское)
Видеоэкскурсии по Петербургу Достоевского от ведущих ученых (через официальный YouTube-канал Дня Достоевского):
- 14:30: Александра Чернышовая, «Достоевский на Владимирской площади: место писателя в городе»
- 15:30: Мария Михновец, «Раскольников в городе: почему преступление может быть только в Петербурге?»
19:00 Санкт-Петербург (12:00 по восточному времени, 9:00 по тихоокеанскому времени)
Превью новой постановки Театра ФМД (через официальный YouTube-канал Дня Достоевского)
20:00 Санкт-Петербург (13:00 по восточному времени, 10:00 по тихоокеанскому времени)
Документальный фильм «Маршрут Достоевского» (15 мин.) из дневника писателя — путешествие из Петербурга в Даровое — будет выполнено в стиле Instagram-историй. (подробнее здесь)
Суббота, 4 июля – ДЕНЬ – мероприятия в музеях и библиотеках-партнерах
3:00 Санкт-Петербург (20:00 пт по восточному времени, 17:00 пт по тихоокеанскому времени )
Видеоэкскурсия по могиле Достоевского (из Государственного музея городской скульптуры через YouTube)
с 9:00 Тихого океана)
Государственный музей «Разный Петербург» проводит серию виртуальных экскурсий и мероприятий на своем сайте и страницах в социальных сетях. К ним относятся события, связанные с: районом Петербурга Достоевского и местами из романа Подросток , Фельетон и «музыка старого Петербурга», а также небольшая (виртуальная) театрализованная акция и фотоконкурс (подробнее на сайте музея).
11:00 Санкт-Петербург (4:00 по восточному времени, 1:00 по тихоокеанскому времени)
«Свидание с Достоевским» — виртуальное мероприятие, посвященное цитатам Достоевского по «самым насущным вопросам», чтобы представить, что было бы, если бы Достоевский стал психолог (из ЦДБ Петроградской стороны через Вконтакте и Инстаграм)
12:00 Санкт-Петербург (5:00 по восточному времени, 2:00 по тихоокеанскому времени)
Викторина о жизни и творчестве Достоевского (из филиала Русского музея в Михайловской крепости через Instagram)
Викторина на тему «Мир Достоевского» (из Невской центральной библиотеки) Филиал через Вконтакте)
«Час Достоевского» – викторина (из ЦРБ им. А. С. Пушкина через Вконтакте)
Видеоэкскурсия по «Петербургу Достоевского» (из Библиотеки О. Ф. Берггольц № 3 через Вконтакте)
15:00 Санкт-Петербург (8:00 по восточному времени, 5:00 по тихоокеанскому времени)
Виртуальная экскурсия по Михайловской крепости с особым вниманием к тому времени, когда Достоевский был там студентом-инженером (из филиала Русского музея «Михайловская крепость» через Instagram)
«История одного преступления» — виртуальный квест по роману Достоевского Преступление и наказание (из Библиотеки Б. А. Лавренева через их ВКонтакте)
16:00 Санкт-Петербург (9утра по восточному времени, 6 утра по тихоокеанскому времени)
«Достоевский на островах» — онлайн-мероприятие, организованное Библиотекой Кировских островов (все проходят через группу библиотеки Вконтакте), в том числе:
- презентация книги Взгляд сквозь время . Фёдор Достоевский: Три петербургских романа автора и фотографа Юрия Пантелеева
- квест
- короткие видео
Мероприятия Библиотеки Фёдора Абрамова (все проходят в группе библиотеки ВКонтакте):
- Город Достоевского в творчестве Бориса Костыгова: презентация альбома архитектурно-графических иллюстраций
- По следам героев Достоевского: онлайн-экскурсия
- «Красота спасет мир»: виртуальная викторина по Достоевскому Цитаты в нашей жизни
«Достоевский в самоизоляции» интерактивная онлайн-прогулка местами Достоевского в Санкт-Петербурге, организованная Центральной районной библиотекой им. А. С. Пушкина (в зуме, необходима регистрация — подробнее в Вконтакте библиотеки)
с 10:00 до 18:00 Санкт-Петербург (с 3:00 до 11:00 по восточному времени, с 00:00 до 8:00 по тихоокеанскому времени)
Мероприятия, организованные Центральной городской детской библиотекой им. ев на тему «Два взгляда на преступление и наказание эпохи Достоевского»
Дополнительная информация и ссылки на мероприятия на сайте библиотеки.
с 12 до 18 часов Санкт-Петербург (с 5 до 11 часов по восточному, с 2 до 8 часов по тихоокеанскому времени)
«День Достоевского в библиотеке имени В. И. Ленина на Петроградской стороне» — онлайн-программа с квестами, викторинами и лекциями, :
- Видеоэкскурсия по важным для Достоевского местам на Петроградской стороне
- Спецрепортаж из книги Льва Лурье Петербург Достоевского
- Живой визит к праправнуку Достоевского, чтобы узнать, каково это быть связанным с великим автором
- Специальная командная викторина
- Репортаж об иллюстрациях к романам Достоевского Мстислава Добужинского, Михаила Шемякина и Ильи Глазунова
Все будет онлайн, в прямом эфире (через YouTube-канал Библиотеки Петроградского края)
Несколько вольно переведено с русского на английский Кэтрин Бауэрс. Изображения и текст взяты с сайта «День Достоевского».
Доктор Кэтрин Бауэрс — адъюнкт-профессор славистики Университета Британской Колумбии. Она является вице-президентом Североамериканского общества Достоевского и редактором этого блога. К сожалению, она никогда не была на Дне Достоевского лично, но очень рада онлайн-мероприятиям!
Нравится:
Нравится Загрузка…
День Достоевский во сне открыл смысл жизни – маргинал
Ноябрьской ночью 1870-х, легендарный русский писатель – 9 февраля 1881 г.) открыл во сне смысл жизни – или, по крайней мере, это сделал главный герой его последнего рассказа. Произведение, впервые появившееся в откровении Дневник писателя ( публичная библиотека ) под названием «Сон чудака» и позже опубликованный отдельно как Сон смешного человека , исследует темы, аналогичные тем, что в романе Достоевского 1864 года Notes «Из подполья » считается первым настоящим экзистенциальным романом. В соответствии с утверждением Стивена Кинга о том, что «хорошая выдумка — это правда внутри лжи», эта история проливает свет на личные духовные и философские наклонности Достоевского с необычайной ясностью — возможно, в большей степени, чем любая из его других опубликованных работ. Созерцание в его основе находится где-то между толстовской борьбой со смыслом жизни и галлюцинаторной экзегезой Филипа К. Дика.
«Портрет Федора Достоевского» Василия Перова, 1871Рассказ начинается с того, что рассказчик бродит по улицам Петербурга в «мрачную ночь, самую мрачную ночь, какую только можно себе представить», останавливаясь на том, как над ним всю жизнь насмехались другие, и поскользнувшись в нигилизм с «ужасной тоской» веры в то, что ничто не имеет значения. Он всматривается в хмурое небо, смотрит на одинокую звездочку и думает о самоубийстве; двумя месяцами ранее, несмотря на свою нищету, он купил «отличный револьвер» с тем же намерением, но с тех пор пистолет оставался в его ящике. Внезапно, пока он смотрит на звезду, маленькая девочка лет восьми, в рваной одежде и явно в беде, хватает его за руку и невнятно умоляет о помощи. Но главный герой, разочаровавшись в жизни, прогоняет ее и возвращается в убогую комнату, которую он делит с пьяным старым капитаном, обставленную «диваном, покрытым американским сукном, столом с книгами, двумя стульями и креслом, старым , невероятно старое, но все же кресло».
Когда он опускается в кресло, чтобы подумать о том, чтобы покончить с собой, его преследует образ маленькой девочки, заставляющий его усомниться в своем нигилистическом характере. Достоевский пишет:
Я знал наверняка, что застрелюсь в эту ночь, но долго ли буду сидеть за столом — этого я не знал. Я бы, конечно, застрелился, если бы не эта маленькая девочка.
Видите ли: хотя мне было все равно, я, например, почувствовал боль. Если бы кто-нибудь ударил меня, я почувствовал бы боль. Точно так же и в нравственном смысле: если бы случилось что-нибудь очень жалкое, я бы пожалел, как и прежде, чем все в жизни стало мне все равно. Только что я почувствовал жалость: конечно, я непременно помог бы ребенку. Почему же тогда я не помог девочке? Это было из-за идеи, которая пришла мне в голову тогда. Когда она тянула меня и звала меня, вдруг передо мной возник вопрос, на который я не мог ответить. Вопрос был праздный; но это меня разозлило. Я рассердился из-за своего заключения, что если я уже решил, что покончу с собой сегодня ночью, то теперь более чем когда-либо прежде все на свете должно быть мне все равно. Почему я чувствовал, что мне не все равно, и жалел девочку? Помню, мне было ее очень жаль: до того, что я почувствовал боль, даже странную и невероятную в моем положении…
Казалось ясным, что если я был человеком, а не шифром еще, и пока меня не превратили в шифра, то я был жив и потому мог страдать, злиться и испытывать стыд за свои поступки. Очень хорошо. Но если бы я покончил с собой, например, через два часа, что мне до девушки и какое мне дело до стыда и до чего бы то ни было на свете? Я собираюсь быть шифром, абсолютным нулем. Мое сознание, что я скоро совершенно перестану существовать и, следовательно, ничего не будет, нисколько не влиять на мое чувство жалости к девушке или на мое чувство стыда за совершенную мною подлость?
От морального он переходит к экзистенциальному:
Мне стало ясно, что жизнь и мир как бы зависят от меня. Можно даже сказать, что мир существовал только для меня одного. Я должен застрелиться, и тогда не будет мира вообще, по крайней мере для меня. Не говоря уже о том, что, может быть, действительно ничего ни для кого после меня не будет, и весь мир, как только мое сознание погаснет, так же погаснет, как призрак, как часть только моего сознания, и совершенно упразднится, так как быть может, весь этот мир и все эти люди — я один.
Глядя на «эти новые, толпящиеся вопросы», он погружается в размышления о том, что на самом деле означает свобода воли. В отрывке, который напоминает знаменитый афоризм Джона Кейджа о смысле жизни — «Нет, почему. Просто здесь.» — и утверждение Джорджа Лукаса о том, что «жизнь выше разума», Достоевский внушает через своего главного героя, что смысл жизни придает сама жизнь:
Мне вдруг пришло в голову одно странное соображение. Если бы я прежде жил на Луне или на Марсе и был бы там так обесчещен и обесчещен, что это можно представить себе иногда только во сне или в кошмарном сне, и если бы я потом очутился на земле и сохранил еще сознание то, что я сделал на другой планете, и если бы я знал, кроме того, что я никогда не вернусь случайно, то, если бы я смотрел на луну с земли — было бы мне все равно или нет? Буду ли я стыдиться своего поступка или нет? Вопросы были праздные и бесполезные, ибо револьвер уже лежал передо мной, и я знал всем своим существом, что это произойдет наверняка: но вопросы возбуждали во мне ярость. Я не мог умереть сейчас, не решив этого сначала. Одним словом, эта маленькая девочка спасла меня, потому что мои вопросы заставили меня отложить нажатие на курок.
Пока он размышляет об этом, главный герой засыпает в кресле, но этот сон похож на бодрствующий сон. В одном из многих замечательных полуотступлений Достоевский всматривается в вечный вопрос, почему мы видим сны:
Сны необычайно странны. Одно предстает с ужасающей ясностью, с деталями, отточенными, как драгоценные камни, а вы перескакиваете через другое, как будто совсем его не замечая, — например, пространство и время. Кажется, что сны — дело не ума, а желания, не головы, а сердца… Во сне происходят совершенно непонятные вещи. Например, мой брат умер пять лет назад. Иногда я вижу его во сне: он принимает участие в моих делах, и мы очень волнуемся, а я, все время, пока продолжается мой сон, прекрасно знаю и помню, что мой брат умер и похоронен. Почему я не удивляюсь, что он, хотя и мертвый, все еще находится рядом со мной и хлопочет обо мне? Почему мой разум допускает все это?
В этом странном состоянии главному герою снится, что он берет свой револьвер и направляет его себе в сердце, а не в голову, куда он изначально собирался застрелиться. Подождав секунду или две, его снобличие быстро нажимает на курок. Потом происходит нечто замечательное:
Изображение галактики 1845 года, которое вдохновило Ван Гога на создание «Звездной ночи», из книги Майкла Бенсона Cosmigraphics: Pictureing Space Through Time девушка прочь. По мере того как сон продолжается, главный герой описывает своего рода трансцендентность, похожую на то, что происходит во время психоделических трипов или в состояниях глубокой медитации:Я не чувствовал боли, но мне казалось, что с докладом все во мне содрогнулось, и все вдруг погасло. Вокруг меня было ужасно темно. Я как будто ослеп и оцепенел и лег на спину на что-то твердое. Я ничего не видел и не мог издать ни звука. Люди шли и шумели около меня: бас капитана, крики хозяйки… Вдруг перерыв. Меня несут в закрытом гробу. Я чувствую, как качается гроб, и я думаю об этом, и вдруг в первый раз мне приходит в голову мысль, что я мертв, совсем мертв. Я знаю это и не сомневаюсь в этом; Я не могу ни видеть, ни двигаться, но в то же время я чувствую и думаю. Но я скоро смирился с этим и, как обычно во сне, без вопросов принимаю действительность.
Теперь меня закапывают в землю. Все покидают меня, и я остаюсь один, совсем один. Я не шевелюсь… Я лежал и — странно сказать — ничего не ждал, принимая без вопросов, что покойнику нечего ожидать. Но было сыро. Не знаю, сколько времени прошло — час, несколько дней или много дней. Вдруг на мой левый глаз, который был закрыт, упала капля воды, просочившейся через верх могилы. Через минуту упал еще один, потом третий и так каждую минуту. Внезапно в моем сердце воспылало глубокое негодование, и вдруг в сердце я почувствовал физическую боль. «Это моя рана, — подумал я. «Здесь я застрелился. Пуля там». И все это время вода капала прямо на мой закрытый глаз. Внезапно я воззвал не голосом, ибо был неподвижен, а всем существом своим к вершителю всего, что делается со мной.
«Кем бы ты ни был, если ты есть, и если существует цель более разумная, чем происходящее сейчас, пусть она присутствует и здесь. Но если ты мстишь мне за мое глупое самоубийство, то знай, по неприличию и нелепости дальнейшего существования, что никакая пытка, какая бы ни постигла меня, никогда не сравнится с тем презрением, которое я буду молча чувствовать, даже через миллионы лет мученичества».
Я вскрикнул и замолчал. Глубокое молчание длилось целую минуту. Еще одна капля даже упала. Но я знал и верил, безгранично и непоколебимо, что в одно мгновение все непременно изменится. Внезапно моя могила открылась. Не знаю, было ли оно раскрыто и раскрыто, но меня унесло какое-то неведомое мне темное существо, и мы оказались в космосе. Внезапно я увидел. Была глубокая ночь; никогда, никогда не было такой темноты! Мы неслись сквозь космос и были уже далеко от земли. Я ничего не спрашивал у того, кто вел меня. Я гордился и ждал. Я уверял себя, что не боюсь, и сердце мое таяло от восторга при мысли, что я не боюсь. Я не помню, сколько времени мы носились по пространству, и не могу себе этого представить. Случилось как всегда во сне, когда перескакиваешь через пространство и время, через законы жизни и разума, и останавливаешься только там, где радуется твое сердце.
Внезапно знакомая, но очень подавляющая эмоция потрясла меня. Я видел наше солнце. Я знал, что это не может быть наше солнце, породившее нашу землю, и что мы находимся на бесконечном расстоянии, но как-то всем своим существом я узнал, что это было точно такое же солнце, как и наше, его копия и двойник. Сладкое и трогательное наслаждение восторженно отозвалось в моей душе. Дорогая сила света, того самого света, который меня породил, коснулась моего сердца и оживила его, и я почувствовал жизнь, прежнюю жизнь, впервые после моей смерти.
Он попадает в другой мир, похожий на Землю во всех отношениях, за исключением того, что «все казалось светлым праздником, с великим и священным торжеством, наконец достигнутым» — мир, населенный «детями солнца», счастливыми людьми, чьи глаза «светились ярким сиянием» и чьи лица «сияли мудростью и некоторым сознанием, завершившимся в спокойствии». Главный герой восклицает:
О, мгновенно, при первом же взгляде на их лица я все понял, все!
Признавая, что «это был всего лишь сон», он, тем не менее, утверждает, что «ощущение любви этих прекрасных и невинных людей» было очень реальным и что-то, что он перенес в бодрствующую жизнь на Земле. Проснувшись на рассвете в своем кресле, он вновь восклицает с возродившейся благодарностью за жизнь:
О, теперь — жизнь, жизнь! Я воздел руки и призвал вечную истину, не призвал, а заплакал. Восторг, невыразимый восторг возвысил все мое существо. Да жить…
Достоевский заканчивает размышлением главного героя об общей сущности жизни, о нашем общем завоевании счастья и добра:
Все стремятся к одной и той же цели, по крайней мере все стремятся к одной цели, от мудреца до самый низкий убийца, но только разными путями. Это старая истина, но в ней есть и новая: я не могу далеко заблудиться. Я видел правду. Я видел и знаю, что люди могут быть красивыми и счастливыми, не теряя способности жить на земле. Не буду, не могу поверить, что зло есть нормальное состояние людей… Я видел истину, я не придумал ее умом. Я видел, видел, и ее живой образ навсегда наполнил мою душу. Я видел ее в таком совершенном совершенстве, что не могу поверить, что она не была среди мужчин. Как я могу тогда заблудиться? …Живой образ того, что я видел, всегда будет со мной, и всегда будет поправлять и направлять меня. О, я силен и свеж, я могу продолжать, продолжать даже тысячу лет.
[…]
И это так просто… Одно дело — возлюби ближнего, как самого себя, — это одно. Вот и все, больше ничего не нужно. Вы сразу найдете, как жить.
Столетие спустя Джек Керуак повторит это в своем великолепном размышлении о доброте и «Золотой вечности».
Дневник писателя — прекрасное чтение во всей его полноте. Дополните его рассказом Толстого о поиске смысла в бессмысленном мире и прозрением Маргарет Мид о том, почему жизнь похожа на голубое желе.