День достоевского: Журнал Театр. • На Дне Достоевского — 2023 на Сенной сыграют «буффонаду» Ильи Деля

Журнал Театр. • На Дне Достоевского — 2023 на Сенной сыграют «буффонаду» Ильи Деля

Завтра, 1 июля, в Петербурге пройдёт 14-й День Достоевского — традиционная общегородская культурная акция. В этом году, помимо театрализованных экскурсий и других событий, зрители смогут побывать на уличном «спектакле-сериале», который будет показан в пяти городских локациях, и на спектакле Ильи Деля «Достоевский/буффонада» с участием множества петербургских артистов.

Напомним, День Достоевского — петербургская городская акция, объединяющая артистов и театры северной столицы, а также музеи и библиотеки. Традиционно праздник проходит в первую субботу июля — выбор даты связан со временем начала действия «Преступления и наказания». Среди многочисленных событий Дня Достоевского — спектакли, экскурсии, концерты и выставки. Вход на большинство из них свободный по предварительной регистрации или даже без неё.

Хедлайнером смотра станет спектакль «ФМД-театра» и Музея Достоевского «Достоевский/буффонада». «ФМД-театр» — команда артистов, которая ежегодно собирается для создания новой постановки ко Дню Достоевского. В прошлом году актёр Илья Дель представил на празднике свою режиссёрскую работу — спектакль «1866/преступление/2022», «хоррор-импровизацию», где герои «Преступления и наказания» и их современные гротескно-инфернальные двойники помогали исследовать сегодняшний день. Постановка была высоко оценена зрителями и критиками, и в этом году Дель представит свою новую режиссёрскую работу «Достоевский/буффонада» в Пространстве SENO между Гороховой улицей и Сенной площадью. В описании говорится: «В новом спектакле „ФМД-Театра“ встретятся жильцы Гороховой и те, кто часто оказывался на Сенной: Обломов и Раскольников, Пиковая дама и Старуха-процентщица, Вера Павловна и Майор Ковалёв… Зрители удивятся совершенно новому герою из недописанного рассказа Достоевского, вспомнят давно знакомых персонажей».

Вместе с Ильёй Делем над постановкой работают автор идеи и сценария Вера Бирон, хореограф Александр Челидзе и ассистент хореографа Ксана Ковалёва, композитор Фёдор Пшеничный, художник по костюмам Ника Велегжанинова и художник по гриму Наталья Грачёва. В числе участников спектакля — актёры Сергей Азеев, Геннадий Алимпиев, Олег Алмазов, Женя Анисимов, Анна Арефьева, Пелагея Астафьева, Оксана Базилевич, Светлана Бакулина, Иван Батарев, Фома Бызгу, Маргарита Бычкова, Богдан Гудыменко, Артём Злобин, Татьяна Ишматова, Владимир Колганов, Александр Кудренко, Виталий Куликов, Александр Лушин, Михаил Николаев, Вера Параничева, Дарья Румянцева, Олеся Соколова, Дмитрий Хасанов, Полина Ченцова, Павел Юлку.

Также в театральной части программы Дня Достоевского — «Иди от», «site-specific спектакль-сериал» команды «ГостинаяХамс». Постановка также создана специально для акции и рассчитана на весь день: с полудня и до позднего вечера зрители побывают в пяти городских локациях, где увидят ключевые сцены романа «Идиот». Между каждой парой эпизодов будут почти двухчасовые перерывы — создатели предполагают, что за это время можно не только добраться до следующего места действия, но и успеть побывать на других событиях Дня Достоевского. Актёры Виталий Ковалёв, Артём Кисаков, Лиза Калинина и Дарья Мовельян покажут зрителям пять эпизодов: прибытие Мышкина сыграют на Витебском вокзале, местом действия дня рождения Настасьи Филипповны станет Театр имени Комиссаржевской, сон Мышкина и встреча с Аглаей произойдут в Инженерном парке, Аглая и Настасья Филипповна встретятся на углу Фонтанной улицы, а финальная сцена «после убийства» случится у входа в Музей Достоевского.

На фото — сцена из спектакля «Иди от» © соцсети театра «ГостинаяХамс» 

Кроме того, в числе событий Дня Достоевского — специальная программа в культурном пространстве «Где бабуля?», созданном актёром театра «Мастерская» Владимиром Карповым в доме старухи-процентщицы; представления «Математика страстей» во дворе музей «Разночинный Петербург»; монологи, игры и прослушивание аудиокниги во дворе-колодце, организованные Молодёжным Центром добрососедства театров «Дом»; спектакль Сергея Егорова и театра «Круг» «Раскольников. Сны»; постановка Татьяны Каретиной «Мечтатель» с Иваном Шарым в главной роли, «игра воображения» для десяти зрителей на движущемся катере; а также трибьют-концерт «Повести Гоголя» в Пространстве SENO — первое живое исполнение песен с альбома, вдохновлённого «Петербургскими повестями» (участники — Женя Любич, «Зимавсегда», Otto Dix, «ГАФТ», The Maugleez, Terelya, Misha Fomin, «Стинга», PRVZNST, «Бюро», TheySay).

Среди экскурсионных проектов 2023 года — пешеходный квест по Петроградской стороне «История одного преступления», «Истории о Достоевском» в Некрополе мастеров искусств с исполнением отрывков из любимых сочинений писателя и оперных арий, экскурсии по Михайловскому замку, Музею-квартире Некрасова, а также «Кухня писателя» в Музее Хлеба. Музей «Разночинный Петербург» проведёт экскурсию «Время назад: от Кузнечного переулка к Семёновскому плацу» — традиционно в День Достоевского её посетители могут пройти путь от последней петербургской квартиры писателя к месту несостоявшейся казни петрашевцев. Музей Достоевского предложит три пешеходных маршрута, по которым желающие смогут пройти вместе с молодыми экскурсоводами-волонтёрами. Кроме того, свои авторские экскурсии предложит «NDT Tour» — команда артистов НДТ: Илья Тиунов будет сопровождать зрителей в автобусной поездке «Петербург Достоевского», Александр Муравицкий — в театрализованной пешеходной экскурсии «Безумный Петербург» по мотивам сочинений Достоевского, Гоголя и Пушкина, а также в ночной прогулке по местам «Преступления и наказания», на которой события будут представлены с точки зрения Раскольникова.

Что и когда будет на Дне Достоевского в Петербурге 1 июля, как попасть — 28 июня 2023

Афиша Plus

Куда пойдем сегодня
28 июня 2023, 17:26

обсудить

Фото: группа во «ВКонтакте» «День Достоевского»

Поделиться

Герои Достоевского 1 июля появятся на проспектах и во дворах, в культурных пространствах и на вокзалах, повсюду зазвучат цитаты из романов писателя. Рассказываем, зачем в этом году идти на фестиваль «День Достоевского» и на какие события обратить внимание.

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер» Раскольников вышел из дома и направился в путь по городу — так начинается «Преступление и наказание». Погружение в историю не только этого персонажа, но и его создателя в этом году, напротив, начнется не вечером, а незадолго до полудня: программа у «Дня Достоевского» традиционно обширная и успеть нужно многое.

После возложения цветов к могиле писателя в 11:20 и в 12:20 в субботу актеры проведут несколько театрализованных экскурсий о Достоевском и круге его друзей. На территории Некрополя мастеров искусств на Площади Александра Невского можно будет взять аудиогид, послушать рассказ о той эпохе и погрузиться в атмосферу: например, услышать отрывки любимых произведений и опер Достоевского, а еще заочно через сюжеты и истории познакомиться с его близкими.

Фото: группа во «ВКонтакте» «День Достоевского»

Поделиться

Начиная с полудня программа праздника ветвится на множество событий, и с этого момента гостям фестиваля придется тщательно выбирать, отправиться ли, например, на экскурсию более традиционную образовательную или еще глубже погрузиться в театральную действительность. Впрочем, кое-где два этих пункта соединились в один. У Витебского вокзала в 12:00 «Гостиная Хамс» представит первую сцену «спектакля-сериала «Иди от»», чтобы потом завести зрителей вглубь городского пространства и познакомить с историей князя Мышкина. Вторая картина — «День рождения Настасьи Филипповны» — будет сыграна в театре Комиссаржевской, а местом для третьей части прогулки — сна Мышкина и встречи с Аглаей Ивановной — станет Инженерный сквер. Другими точками действия артисты сделали Фонтанную улицу и Музей Достоевского. Между сценами предусмотрен перерыв в час. Специально, чтобы у зрителей было время сменить локацию.

«Когда вы читаете роман или большое произведение, то делаете паузы, герои в мире романа перемещаются, тоже делая паузы в действии, — поясняют решение разбить сюжет на части авторы театрализованного променада. — В нашем спектакле ожидание длится дольше, чем сами сцены, что способствует не оценивать спектакль по принципу понравилось или нет, а обдумать тексты Достоевского».

В самом Музее Достоевского экскурсоводы-волонтеры остановились на привычном «разговорном» жанре экскурсий: тут много месяцев готовились к фестивалю и разработали маршруты нескольких уличных прогулок. Программа «Раскольников в городе» проведет слушателей от ступенек станции метро «Сенная» по точным адресам из «Преступления и наказания». Прогулка «Владимирская площадь и ее окрестности в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского» сосредоточена на личности автора, его биографии и задевает столь любимую Достоевским тему «двойничества»: ведущие покажут «скульптуры-двойники, мосты-двойники» и даже петербургскую больницу-«отражение» той, в которой в Москве родился писатель. Суть третьего маршрута вполне отражена в его названии — «Петербург в романе «Идиот»». На пути выбравшим эту экскурсию попадутся дома главных персонажей романа и знаковые, полные безысходности дворы-колодцы.

Памятные здания здорово рассматривать не только снаружи, решили организаторы, и на целый день открыли двери Дома старухи-процентщицы. Внутри зашедших ждет яркое путешествие, «где перемешаются старухи, бабули, грешники, святые, реальность написанная и реальность случившаяся, истории непридуманного преступления и параллельная вселенная, где история развернулась абсолютно иначе». Художник и артист Денис Старков выставил в пространстве картины о жизни петербургских бабушек из Коломны, у каждой из которых своя история. Актриса театра «Мастерская» Кристина Куца в 13:00, 14:30, 16:00 и 18:00 разыграет сцены «будоражащих происшествий, случившихся на улице, где находится Дом старухи-процентщицы, в то самое лето, когда Федор Михайлович писал «Преступление и наказание»».

Привязка к текстам романа стала основой экскурсии «Кухня писателя» в Музее хлеба. В 15:00 на площадке напомнят, о каких блюдах, выпечке и правилах столового этикета он писал, что за «известные крестьянские, полупшеничные» блины, которыми угощали Степана Трофимовича в «Бесах», и что, кроме французской булки, которую ел Алеша Карамазов, можно было купить на копейки во второй половине XIX века. На эту экскурсию нужна регистрация, потому что количество мест ограничено.

Фото: группа во «ВКонтакте» «День Достоевского»

Поделиться

Акцент на биографии самого Достоевского сделали в программе музея «Разночинный Петербург». В 01:30 сотрудники проведут пешеходную экскурсию «Время назад: от Кузнечного переулка к Семеновскому плацу» от последней квартиры писателя к месту несостоявшейся казни петрашевцев. До 17:30 во дворе музея будут работать интерактивные зоны, в том числе об истории инженерного образования в России и музыкальной механике. Темы выбраны не зря: Достоевский учился в инженерном училище и в июне 1843 года успешно сдал выпускные экзамены. По случаю фестиваля в тему погружает Русский музей и подробно рассказывает об этом этапе жизни писателя на экскурсиях по Михайловскому замку — в 12:00, 14:00 и 16:00.

Ближе к вечеру в образовательном пространстве Doctrina et Nobiles на большом экране покажут авторские мультфильмы разных режиссеров по мотивам произведений писателя. Киновед и доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ Дмитрий Бакиров расскажет, как сегодня выглядят миры Достоевского на экране. Начало сеанса в 17:00.

Под конец субботы «День Достоевского» переместится в недавно открывшееся пространство SENO на Садовой. Хотя праздник и посвящен Достоевскому, организаторы и участники вновь и вновь через экскурсии и программы напоминают, что писатель не работал «в вакууме», а оглядывался на коллег и критиковал их, отталкивался от чужого творчества, пародировал и вдохновлялся. Особенно сложные отношения сложились у Достоевского с Гоголем, и теперь тому отдают дань молодые музыканты. Женя Любич, «Зимавсегда», Otto Dix, ГАФТ, The Maugleez, Terelya, Misha Fomin, Стинга, PRVZNST, «Бюро», TheySay вдохновились произведениями, которые традиционно объединяются в гоголевский цикл «Петербургских повестей», и записали целый альбом, который теперь представят. Каждый исполнитель выбрал повесть, сюжетную линию или персонажа и написал лирический оригинальный текст с прямыми цитатами и отсылками к авторскому тексту. Трибьют-концерт «Повести Гоголя» начнется в 18:00, вход свободный.

Фото: группа во «ВКонтакте» «День Достоевского»

Поделиться

Центр вечернего притяжения, пространство SENO, расположился во дворах позади Сенной площади: в дни Достоевского в XIX веке эти места были самыми контрастными в Петербурге. Шумная и богатая Гороховая улица с роскошными экипажами и дорогими магазинами примыкала к «чреву» города, где кишели торговцы, бездомные, завсегдатаи публичных домов. Вокруг площади теснились трущобы и ночлежки, а в доме за гауптвахтой находился знаменитый воровской притон «Малинник». В новом спектакле ФМД-Театра «Достоевский/буффонада», который начнут играть в SENO в 19:00, жильцы Гороховой встретят тех, кто часто оказывался на Сенной: Обломов поговорит с Раскольниковым, Пиковая дама познакомится со Старухой-процентщицей, Вера Павловна узнает о Майоре Ковалеве. Среди прочих на сцене покажется нестандартный герой из недописанного рассказа Достоевского. Его имя — пока что тайна.

После погружения в театральный и музыкальный водоворот закончить день и полюбоваться вечерним городом предлагают артисты «Небольшого драматического театра». Спектакль «Безумный Петербург» начнется у Медного всадника в 20:00. Актер театра и кино Александр Муравицкий воплотит характеры и непростые судьбы известных героев из произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского — теми, кто лишился рассудка. Чуть позже, в 22:30 Муравицкий сменит амплуа, перевоплотится в Родиона Раскольникова и в этом образе поведет группу в ночь по местам «Преступления и наказания».

Подробную программу и детали удобно смотреть на официальном сайте фестиваля или в социальных сетях.

Ольга Минеева, специально для «Фонтанки.ру»

Фото: группа во «ВКонтакте» «День Достоевского»

Фото: группа во «ВКонтакте» «День Достоевского»

Фото: группа во «ВКонтакте» «День Достоевского»

Фото: группа во «ВКонтакте» «День Достоевского»

По теме

  • В Музее Достоевского покажут «Петербург и его обитателей» глазами «русского Матисса» Арона Зинштейна

    03 июня 2023, 01:14

  • Как американка Пушкина, Гоголя и Достоевского в империалисты записывала. И что ей ответили

    02 февраля 2023, 13:13

  • Двое с наганом выносили золото из петербургского магазина. На это смотрел Достоевский

    13 января 2023, 08:00

  • Достоевский в японском стиле, Стоппард, Гессе. Каких премьер ждать от театров в 2023 году?

    07 января 2023, 14:19

  • Лев Лурье расскажет о настоящем «Петербурге Достоевского»

    22 декабря 2022, 16:56

Минеева Ольга

Федор ДостоевскийФестиваль

УДИВЛЕНИЕ0

ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

ВКонтактеТелеграмДзен

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Новости СМИ2

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

  • Группа вконтакте
Новости компаний

Комментарии

Новости компаний

Петербургская филармония отметит 120-летие со дня рождения Евгения Мравинского концертом Заслуженного коллектива России, выставкой и публикацией воспоминаний о выступлениях дирижера

4 июня Петербургская филармония отметит 120-летие со дня рождения Евгения Мравинского — легендарного дирижера, возглавлявшего Заслуженный коллектив Республики с 1938 по 1988 год. Дате посвящена программа Заслуженного коллектива России и главного дирижера оркестра, народного артиста России Николая Алексеева, в которой прозвучит музыка Бетховена и Брамса, солисткой выступит австрийская пианистка Ясминка Станчул. 4 июня, в день рождения дирижера, в фойе Большого зала филармонии также откроется выставка, посвященная годам его работы с…

Ак Барс Банк помог отреставрировать памятник Санкт-Петербургской конке

27 мая возле станции метро «Василеостровская» прошло открытие памятника конке — первому городскому рельсовому транспорту, активное участие в восстановлении которой принял Ак Барс Банк. Памятник конке установлен в городе в 2004 году, но в прошлом году пострадал от вандалов. Реставрацией памятника занималась компания «Глиссада» — клиент Ак Барс Банка. Теперь конка обновлена и вернулась на историческое место. Внутри нее расположилась арт-кофейня с читальным залом. Открытие обновленной конки приурочено ко Дню Санкт-Петербурга и вошло в состав…

Выступление Хора Сретенского монастыря и премьера кантаты ко Дню Победы

Международный музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» под руководством з. а. России Мария Сафарьянц приглашает 10 мая в Колонный зал Президентской библиотеки на концерт, посвященный Дню Победы. 10 мая в концерте состоится премьера кантаты «Весь под ногами шар земной» петербуржского композитора Виктора Соболева, на слова знаменитого фронтового поэта, проникновенные строки которого прочтет актер театра и кино, лауреат престижной театральной премии «Чайка» Сергей Астахов. Особенным подарком для петербуржцев в эти знаменательные. ..

ТОП 5

1Стекла биты, двери разворочены. В Петербурге нашли новый микроавтобус Пригожина с коробками

377 714

2212E1.RU: Опекун утверждает, что Далер утонул в ванной. Настоящей матери уже сообщили

366 853

1623Стало известно, в чьей «Газели» нашли коробки с миллиардами Пригожина

319 759

1094«Человек, похожий на Пригожина», улетел из центра Петербурга на неслучайном вертолете. Можно увидеть знакомый костюм

279 299

1765161.RU: Топ-менеджер Сбербанка задержана в аэропорту. Она носитель гостайны и отказалась проходить полиграф

223 421

97Новости компаний

Виртуальный День Достоевского! – Блогеры Карамазов

День Достоевского приближается! В первую субботу июля, каждый июль с 2010 года, в Музее Достоевского в Санкт-Петербурге проводится День Достоевского — праздник жизни, творчества и персонажей Достоевского, который стал любимым ежегодным праздником в городе. Запланированный день является отсылкой к началу Преступление и наказание , которое начинается жарким днем ​​в начале июля.

Если вы не знакомы с Днем Достоевского, вы можете посмотреть постановки прошлых лет на канале мероприятия в YouTube или посмотреть фотографии на их Facebook или Вконтакте. Однако в прошлом лучший способ познакомиться с Днем Достоевского всегда заключался в том, чтобы посетить День Достоевского (ИЛИ прочитать рассказ очевидца Томи Хаджи о праздновании Дня Достоевского в 2017 году).

Но в этот год глобальной пандемии фестиваль переезжает в онлайн, так что поймать его можно из любой точки мира. Плюс! Учитывая часовой пояс России, некоторые мероприятия будут особенно актуальны для жителей Северной Америки, страдающих бессонницей. Вы можете найти полное расписание в Интернете, но для тех, кто не умеет читать по-русски, вот что и когда произойдет:


Пятница, 3 июля – ДЕНЬ ДО


15:00 Санкт-Петербург (8:00 Восточная, 5 утра по тихоокеанскому времени)

Документальный фильм «Достоевский как бренд» (трансляция на странице Стремянной библиотеки вконтакте)


Суббота, 4 июля – ДЕНЬ – официальные мероприятия


900 03 10:00 Санкт-Петербург (3:00 по восточному времени, полночь по тихоокеанскому времени) )

Инстаграм-тур «20 адресов Достоевского в 2020 году» (через хэштег #20адресовДостоевского2020 в Instagram)


с 12:00 Санкт-Петербург (5:00 по восточному времени, 2:00 по тихоокеанскому времени)

Лекции о Достоевском от ведущих ученых (через официальный YouTube-канал Дня Достоевского):

  • 12:00: Наталья Ашимбаева, «Достоевский и его молодые современники»
  • 12:15: Борис Тихомиров, «Первое петербургское обращение Достоевского»
  • 12 :45pm: Мария Михновец, «Жил ли Достоевский на ул. Достоевского?»
  • 13:15: Наталья Чернова, «Литературные чувства героев Достоевского»

с 14:30 Санкт-Петербург (7:30 Восточное, 4:30 Тихоокеанское)

Видеоэкскурсии по Петербургу Достоевского от ведущих ученых (через официальный YouTube-канал Дня Достоевского):

  • 14:30: Александра Чернышовая, «Достоевский на Владимирской площади: место писателя в городе»
  • 15:30: Мария Михновец, «Раскольников в городе: почему преступление может быть только в Петербурге?»

19:00 Санкт-Петербург (12:00 по восточному времени, 9:00 по тихоокеанскому времени)

Превью новой постановки Театра ФМД (через официальный YouTube-канал Дня Достоевского)


20:00 Санкт-Петербург (13:00 по восточному времени, 10:00 по тихоокеанскому времени)

Документальный фильм «Маршрут Достоевского» (15 мин.) из дневника писателя — путешествие из Петербурга в Даровое — будет выполнено в стиле Instagram-историй. (подробнее здесь)


Суббота, 4 июля – ДЕНЬ – мероприятия в музеях и библиотеках-партнерах


3:00 Санкт-Петербург (20:00 пт по восточному времени, 17:00 пт по тихоокеанскому времени )

Видеоэкскурсия по могиле Достоевского (из ГМЗ через YouTube) 23:00 пт Тихого океана)

Государственный музей «Разный Петербург» проводит серию виртуальных экскурсий и мероприятий на своем сайте и страницах в социальных сетях. К ним относятся события, связанные с: районом Петербурга Достоевского и местами из романа Подросток , Фельетон и «музыка старого Петербурга», а также небольшая (виртуальная) театрализованная акция и фотоконкурс (подробнее на сайте музея).


11:00 Санкт-Петербург (4:00 по восточному времени, 1:00 по тихоокеанскому времени)

«Свидание с Достоевским» — виртуальное мероприятие, посвященное цитатам Достоевского по «самым насущным вопросам», чтобы представить, что было бы, если бы Достоевский стал психолог (из ЦДБ Петроградской стороны через Вконтакте и Инстаграм)


12:00 Санкт-Петербург (5:00 по восточному времени, 2:00 по тихоокеанскому времени)

Викторина о жизни и творчестве Достоевского (из филиала Русского музея в Михайловской крепости через Instagram)

Викторина на тему «Мир Достоевского» (из Невской центральной библиотеки) Филиал через Вконтакте)

«Час Достоевского» – викторина (из ЦРБ им. А. С. Пушкина через Вконтакте)

Видеоэкскурсия по «Петербургу Достоевского» (из Библиотеки О. Ф. Берггольц № 3 через Вконтакте)


15:00 Санкт-Петербург (8:00 по восточному времени, 5:00 по тихоокеанскому времени)

Виртуальная экскурсия по Михайловской крепости с особым акцентом на время, когда Достоевский был там студентом-инженером (из филиала Михайловской крепости Русского музея через Instagram)

«История одного преступления» — виртуальный квест по роману Достоевского Преступление и наказание (из Библиотеки Б. А. Лавренева через их ВКонтакте)


16:00 Санкт-Петербург (9утра по восточному времени, 6 утра по тихоокеанскому времени)

«Достоевский на островах» — онлайн-мероприятие, организованное Библиотекой Кировских островов (все проходят через группу библиотеки Вконтакте), в том числе:

  • презентация книги Взгляд сквозь время . Фёдор Достоевский: Три петербургских романа автора и фотографа Юрия Пантелеева
  • квест
  • короткие видео

Мероприятия Библиотеки Фёдора Абрамова (все проходят в группе библиотеки ВКонтакте):

  • Город Достоевского в творчестве Бориса Костыгова: презентация альбома архитектурно-графических иллюстраций
  • По следам героев Достоевского: онлайн-экскурсия
  • «Красота спасет мир»: виртуальная викторина по Достоевскому Цитаты в нашей жизни

«Достоевский в самоизоляции» интерактивная онлайн-прогулка местами Достоевского в Санкт-Петербурге, организованная Центральной районной библиотекой им. А. С. Пушкина (в зуме, необходима регистрация — подробнее в Вконтакте библиотеки)


с 10:00 до 18:00 Санкт-Петербург (с 3:00 до 11:00 по восточному времени, с 00:00 до 8:00 по тихоокеанскому времени)

Мероприятия, организованные Центральной городской детской библиотекой им. ев на тему «Два взгляда на преступление и наказание эпохи Достоевского»

  • Видеоэкскурсия по дому купца А. П. Струбинского, где Достоевский жил три года, пока заканчивал роман Подросток
  • Выставка иллюстраций и книг на тему «Достоевский и его современники в Петербурге»
  • Выставка иллюстраций и книг на тему «Личность Достоевского в биографиях и мемуарах»
  • Виртуальная презентация «Петербургская мастерская Достоевского: тайна картины» Взгляд» о значении взгляда в творчестве Достоевского, особенно в Идиот
  • Онлайн-тест по Дневник писателя
  • Дополнительная информация и ссылки на мероприятия на сайте библиотеки.


    с 12 до 18 часов Санкт-Петербург (с 5 до 11 часов по восточному, с 2 до 8 часов по тихоокеанскому времени)

    «День Достоевского в библиотеке имени В. И. Ленина на Петроградской стороне» — онлайн-программа с квестами, викторинами и лекциями, :

    • Видеоэкскурсия по важным для Достоевского местам на Петроградской стороне
    • Спецрепортаж из книги Льва Лурье Петербург Достоевского
    • Живой визит к праправнуку Достоевского, чтобы узнать, каково это быть связанным с великим автором
    • Специальная командная викторина
    • Репортаж по иллюстрациям к романам Достоевского Мстислава Добужинского, Михаила Шемякина и Ильи Глазунова

    Все будет онлайн, в прямом эфире (на YouTube-канале библиотек Петроградского бокового)


    9000 2 Несколько вольно переведено с русского на английский Кэтрин Бауэрс. Изображения и текст взяты с сайта «День Достоевского».

    Доктор Кэтрин Бауэрс — адъюнкт-профессор славистики Университета Британской Колумбии. Она является вице-президентом Североамериканского общества Достоевского и редактором этого блога. К сожалению, она никогда не была на Дне Достоевского лично, но очень рада онлайн-мероприятиям!

    Нравится:

    Нравится Загрузка…

    День Достоевский во сне открыл смысл жизни – маргинал

    Ноябрьской ночью 1870-х годов, легендарный русский писатель 11 марта 1821 г. – 9 февраля 1881 г.) открыл во сне смысл жизни – или, по крайней мере, это сделал главный герой его последнего рассказа. Произведение, впервые появившееся в откровении Дневник писателя ( публичная библиотека ) под названием «Сон чудака» и позже опубликованный отдельно как Сон смешного человека , исследует темы, аналогичные тем, что в романе Достоевского 1864 года Notes «Из подполья » считается первым настоящим экзистенциальным романом. В соответствии с утверждением Стивена Кинга о том, что «хорошая выдумка — это правда внутри лжи», эта история проливает свет на личные духовные и философские наклонности Достоевского с необычайной ясностью — возможно, в большей степени, чем любая из его других опубликованных работ. Созерцание в его основе находится где-то между толстовской борьбой со смыслом жизни и галлюцинаторной экзегезой Филипа К. Дика.

    «Портрет Федора Достоевского» Василия Перова, 1871

    Рассказ начинается с того, что рассказчик бродит по улицам Петербурга в «мрачную ночь, самую мрачную ночь, какую только можно себе представить», останавливаясь на том, как над ним всю жизнь насмехались другие, и поскользнувшись в нигилизм с «ужасной тоской» веры в то, что ничто не имеет значения. Он всматривается в хмурое небо, смотрит на одинокую звездочку и думает о самоубийстве; двумя месяцами ранее, несмотря на свою нищету, он купил «отличный револьвер» с тем же намерением, но с тех пор пистолет оставался в его ящике. Внезапно, пока он смотрит на звезду, маленькая девочка лет восьми, в рваной одежде и явно в беде, хватает его за руку и невнятно умоляет о помощи. Но главный герой, разочаровавшись в жизни, прогоняет ее и возвращается в убогую комнату, которую он делит с пьяным старым капитаном, обставленную «диваном, покрытым американским сукном, столом с книгами, двумя стульями и креслом, старым , невероятно старое, но все же кресло».

    Когда он опускается в кресло, чтобы подумать о том, чтобы покончить с собой, его преследует образ маленькой девочки, заставляющий его усомниться в своем нигилистическом характере. Достоевский пишет:

    Я знал наверняка, что застрелюсь в эту ночь, но долго ли буду сидеть за столом — этого я не знал. Я бы, конечно, застрелился, если бы не эта маленькая девочка.

    Видите ли: хотя мне было все равно, я, например, почувствовал боль. Если бы кто-нибудь ударил меня, я бы почувствовал боль. Точно так же и в нравственном смысле: если бы случилось что-нибудь очень жалкое, я бы пожалел, как и прежде, чем все в жизни стало мне все равно. Только что я почувствовал жалость: конечно, я непременно помог бы ребенку. Почему же тогда я не помог девочке? Это было из-за идеи, которая пришла мне в голову тогда. Когда она тянула меня и звала меня, вдруг передо мной возник вопрос, на который я не мог ответить. Вопрос был праздный; но это меня разозлило. Я рассердился из-за своего заключения, что если я уже решил, что покончу с собой сегодня ночью, то теперь более чем когда-либо прежде все на свете должно быть мне все равно.

    Почему я чувствовал, что мне не все равно, и жалел девочку? Помню, мне было ее очень жаль: до того, что я почувствовал боль, даже странную и невероятную в моем положении…

    Казалось ясным, что если я был человеком, а не шифром еще, и пока меня не превратили в шифра, то я был жив и потому мог страдать, злиться и испытывать стыд за свои действия. Очень хорошо. Но если бы я покончил с собой, например, через два часа, что мне до девушки и какое мне дело до стыда и до чего бы то ни было на свете? Я собираюсь быть шифром, абсолютным нулем. Мое сознание, что я скоро совершенно перестану существовать и, следовательно, ничего не будет, нисколько не влиять на мое чувство жалости к девушке или на мое чувство стыда за совершенную мною подлость?

    От морального он переходит к экзистенциальному:

    Мне стало ясно, что жизнь и мир как бы зависят от меня. Можно даже сказать, что мир существовал только для меня одного. Я должен застрелиться, и тогда не будет мира вообще, по крайней мере для меня. Не говоря уже о том, что, может быть, действительно ничего ни для кого после меня не будет, и весь мир, как только мое сознание погаснет, так же погаснет, как призрак, как часть только моего сознания, и совершенно упразднится, так как быть может, весь этот мир и все эти люди — я один.

    Глядя на «эти новые, толпящиеся вопросы», он погружается в размышления о том, что на самом деле означает свобода воли. В отрывке, который напоминает знаменитый афоризм Джона Кейджа о смысле жизни —

    «Нет, почему. Просто здесь.» — и утверждение Джорджа Лукаса о том, что «жизнь выше разума», Достоевский внушает через своего главного героя, что смысл жизни придает сама жизнь:

    Мне вдруг пришло в голову одно странное соображение. Если бы я прежде жил на Луне или на Марсе и был бы там так обесчещен и обесчещен, что это можно представить себе иногда только во сне или в кошмарном сне, и если бы я потом очутился на земле и сохранил еще сознание то, что я сделал на другой планете, и если бы я знал, кроме того, что я никогда не вернусь случайно, то, если бы я смотрел на луну с земли — было бы мне все равно или нет? Буду ли я стыдиться своего поступка или нет? Вопросы были праздные и бесполезные, ибо револьвер уже лежал передо мной, и я знал всем своим существом, что это произойдет наверняка: но вопросы возбуждали во мне ярость.

    Я не мог умереть сейчас, не решив этого сначала. Одним словом, эта маленькая девочка спасла меня, потому что мои вопросы заставили меня отложить нажатие на курок.

    Пока он размышляет об этом, главный герой засыпает в кресле, но этот сон похож на бодрствующий сон. В одном из многих замечательных полуотступлений Достоевский всматривается в вечный вопрос, почему мы видим сны:

    Сны необычайно странны. Одно предстает с ужасающей ясностью, с деталями, отточенными, как драгоценные камни, а вы перескакиваете через другое, как будто совсем его не замечая, — например, пространство и время. Кажется, что сны — дело не ума, а желания, не головы, а сердца… Во сне происходят совершенно непонятные вещи. Например, мой брат умер пять лет назад. Иногда я вижу его во сне: он принимает участие в моих делах, и мы очень волнуемся, а я, все время, пока продолжается мой сон, прекрасно знаю и помню, что мой брат умер и похоронен. Почему я не удивляюсь, что он, хотя и мертвый, все еще находится рядом со мной и хлопочет обо мне? Почему мой разум допускает все это?

    В этом странном состоянии главному герою снится, что он берет свой револьвер и направляет его себе в сердце, а не в голову, куда он изначально собирался застрелиться. Подождав секунду или две, его снобличие быстро нажимает на курок. Потом происходит нечто замечательное:

    Я не чувствовал боли, но мне казалось, что с докладом все во мне содрогнулось, и все вдруг погасло. Вокруг меня было ужасно темно. Я как будто ослеп и оцепенел и лег на спину на что-то твердое. Я ничего не видел и не мог издать ни звука. Люди шли и шумели около меня: бас капитана, крики хозяйки… Вдруг перерыв. Меня несут в закрытом гробу. Я чувствую, как качается гроб, и я думаю об этом, и вдруг в первый раз мне приходит в голову мысль, что я мертв, совсем мертв. Я знаю это и не сомневаюсь в этом; Я не могу ни видеть, ни двигаться, но в то же время я чувствую и думаю. Но я скоро смирился с этим и, как обычно во сне, без вопросов принимаю действительность.

    Теперь меня закапывают в землю. Все покидают меня, и я остаюсь один, совсем один. Я не шевелюсь… Я лежал и — странно сказать — ничего не ждал, принимая без вопросов, что покойнику нечего ожидать. Но было сыро. Не знаю, сколько времени прошло — час, несколько дней или много дней. Вдруг на мой левый глаз, который был закрыт, упала капля воды, просочившейся через верх могилы. Через минуту упал еще один, потом третий и так каждую минуту. Внезапно в моем сердце воспылало глубокое негодование, и вдруг в сердце я почувствовал физическую боль. «Это моя рана, — подумал я. «Здесь я застрелился. Пуля там». И все это время вода капала прямо на мой закрытый глаз. Внезапно я воззвал не голосом, ибо был неподвижен, а всем существом своим к вершителю всего, что делается со мной.

    «Кем бы ты ни был, если ты есть, и если существует цель более разумная, чем происходящее сейчас, пусть она присутствует и здесь. Но если ты мстишь мне за мое глупое самоубийство, то знай, по неприличию и нелепости дальнейшего существования, что никакая пытка, какая бы ни постигла меня, никогда не сравнится с тем презрением, которое я буду молча чувствовать, даже через миллионы лет мученичества».

    Я вскрикнул и замолчал. Глубокое молчание длилось целую минуту. Еще одна капля даже упала. Но я знал и верил, безгранично и непоколебимо, что в одно мгновение все непременно изменится. Внезапно моя могила открылась. Не знаю, было ли оно раскрыто и раскрыто, но меня унесло какое-то неведомое мне темное существо, и мы оказались в космосе. Внезапно я увидел. Была глубокая ночь; никогда, никогда не было такой темноты! Мы неслись сквозь космос и были уже далеко от земли. Я ничего не спрашивал у того, кто вел меня. Я гордился и ждал. Я уверял себя, что не боюсь, и сердце мое таяло от восторга при мысли, что я не боюсь. Я не помню, сколько времени мы носились по пространству, и не могу себе этого представить. Случилось как всегда во сне, когда перескакиваешь через пространство и время, через законы жизни и разума, и останавливаешься только там, где радуется твое сердце.

    Изображение галактики 1845 года, которое вдохновило Ван Гога на создание «Звездной ночи», из книги Майкла Бенсона Cosmigraphics: Pictureing Space Through Time девушка прочь. По мере того как сон продолжается, главный герой описывает своего рода трансцендентность, похожую на то, что происходит во время психоделических трипов или в состояниях глубокой медитации:

    Внезапно знакомая, но очень подавляющая эмоция потрясла меня. Я видел наше солнце. Я знал, что это не может быть наше солнце, породившее нашу землю, и что мы находимся на бесконечном расстоянии, но как-то всем своим существом я узнал, что это было точно такое же солнце, как и наше, его копия и двойник. Сладкое и трогательное наслаждение восторженно отозвалось в моей душе. Дорогая сила света, того самого света, который меня породил, коснулась моего сердца и оживила его, и я почувствовал жизнь, прежнюю жизнь, впервые после моей смерти.

    Он попадает в другой мир, похожий на Землю во всех отношениях, за исключением того, что «все казалось светлым праздником, с великим и священным торжеством, наконец достигнутым» — мир, населенный «детями солнца», счастливыми людьми, чьи глаза «светились ярким сиянием» и чьи лица «сияли мудростью и некоторым сознанием, завершившимся в спокойствии». Главный герой восклицает:

    О, мгновенно, при первом же взгляде на их лица я все понял, все!

    Признавая, что «это был всего лишь сон», он, тем не менее, утверждает, что «ощущение любви этих прекрасных и невинных людей» было очень реальным и что-то, что он перенес в бодрствующую жизнь на Земле. Проснувшись на рассвете в своем кресле, он вновь восклицает с возродившейся благодарностью за жизнь:

    О, теперь — жизнь, жизнь! Я воздел руки и призвал вечную истину, не призвал, а заплакал. Восторг, невыразимый восторг возвысил все мое существо. Да жить…

    Достоевский заканчивает размышлением главного героя об общей сущности жизни, о нашем общем завоевании счастья и добра:

    Все стремятся к одной и той же цели, по крайней мере все стремятся к одной цели, от мудреца до самый низкий убийца, но только разными путями. Это старая истина, но в ней есть и новая: я не могу далеко заблудиться. Я видел правду. Я видел и знаю, что люди могут быть красивыми и счастливыми, не теряя способности жить на земле. Не буду, не могу поверить, что зло есть нормальное состояние людей… Я видел истину, я не придумал ее умом. Я видел, видел, и ее живой образ навсегда наполнил мою душу. Я видел ее в таком совершенном совершенстве, что не могу поверить, что она не была среди мужчин. Как я могу тогда заблудиться? …Живой образ того, что я видел, всегда будет со мной, и всегда будет поправлять и направлять меня. О, я силен и свеж, я могу продолжать, продолжать даже тысячу лет.

    […]

    И это так просто… Одно дело — возлюби ближнего, как самого себя, — это одно. Вот и все, больше ничего не нужно. Вы сразу найдете, как жить.

    Столетие спустя Джек Керуак повторит это в своем великолепном размышлении о доброте и «Золотой вечности».

    Дневник писателя — прекрасное чтение во всей его полноте. Дополните его рассказом Толстого о поиске смысла в бессмысленном мире и прозрением Маргарет Мид о том, почему жизнь похожа на голубое желе.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *