Dia de Los Muertos — День Мертвых. История Катрины.: selyanka1 — LiveJournal
В прошлом году писала в октябре посты про Хэллоуин, в этом напишу про мексиканский День Мертвых — Dia de Los Muertos, благо он празднуется примерно в то же время.Первый пост будет про Катринy, которая на сегодняшний день является одним из главных персонажей празднования Dia de Los Muertos и часто возглавляет шествие или даже парад, устраиваемый на праздник.
История ее появления не такая уж и давняя и довольно интересная.
Культура и праздники современных мексиканцев — это, как известно, смесь наследия культуры майя, тольтеков, и ацтеков и католицизма.
Древние ацтеки в середине лета проводили жертвоприношения в знак уважения мертвым, загробному миру и его покровительнице — богине Миктлансиуатль.
Вообще древние ацтеки придерживались верований, что для нормального поддержания жизни на Земле нужна кровь, которая эту жизнь питает. И если перестать кормить богов кровью, то жизнь прекратится и мир погибнет.
На протяжении веков общей чертой мексиканских масок была двойственность — в форме жизни и смерти.
Кроме того, у них загробная жизнь считалась чем-то вроде рая, ада у них не было, то есть, умирая, человек просто переходил жить в другой хороший мир, причем этих миров еще было и целых девять. И между мирами была связь.
«Другие миры ацтеков» (Aztec Otherworlds), деталь из росписи Р. Ангиано (1964), Национальный музей антропологии, Мехико
Миктлансиуатль проглатывает душу умершего.
Древние ацтеки верили, что в теле человека находится 3 души — «духовных центра», каждый из которых был связан со своим местом во вселенной.
Сердце было домом для души TEYOLIA, необходимой для существования в человеческой оболочке. Это была единственная душа, которая после смерти перемещалась в загробный мир типа рая.
Мозг был домом для души TONALLI, нужной для любви и тепла как огня. Она после смерти оставалась на земле в доме родственников в виде праха. Кстати, именно поэтому ацтеки хранили дома черепа умерших родственников. И именно поэтому ритуальные места жертвоприношений были украшены черепами жертв.
Печень была домом для души IHIYOTL, нужной для отваги, страсти, чувств, а также холода, после смерти она уносилась ветром, духами и болезнями
Таким образом смерти древние ацтеки не боялись. Смерть была с одной стороны началом новой жизни, а с другой, если была пролита кровь, то она служила для поддержания рода и жизни следующих поколений.
Жизнь и смерть идут рука об руку. Смерть режет пуповину, чтобы началась новая жизнь. (Codex Laud, оригинал находится в Бодлеанской библиотеке, Оксфорд)
Когда территория современной Мексики была завоевана испанцами, католическая церковь с данными верованиями начала нещадную борьбу, уничтожив для начала почти все памятники письменности индейцев и огромное количество других культурных артефактов, запретив жертвоприношения и перенеся празднования в честь мертвых на 1 ноября — День всех Святых и 2 ноября — День Всех Душ
Но современный праздник все-равно сохранил в себе некоторые древние традиции, даже в виде «новоделов», в частности считается, что знаковый персонаж современного праздника по имени Катрина — это как бы воплощение Миктлансиуатль.
Слева: Миктлансиуатль (владычица девятого мира мертвых Миктлана, миров у мертвых было много) встречает (проглатывает) мертвую душу. Иллюстрация Мигеля Коваррубиаса на основе Codex Fejervary-Mayer pl. 28
Справа: самое известное изображение Миктлансиуатль из Borgia Codex. Это доколумбовая ацтекская религиозная рукопись, предположительно из региона Пуэбла, Мексика. Кодекс был обнаружен в 1805 году среди личных вещей итальянского кардинала Стефано Борджиа. Сейчас он находится в Ватиканской библиотеке.
Миктлансиуатль часто изображалась в виде женщины с черепом вместо головы, она днем проглатывала звезды, а вечером выпускала их обратно. Кроме того, она встречала в своем мире души мертвых, проглатывая их.
C внешним видом нынешней Катрины у Миктлансиуатль конечно же почти ничего общего, ну кроме черепа.
Современная интерпретация, как должна выглядеть повелительница загробного мира, восходит к началу 1900-х годов, когда мексиканский литограф и принтер Хосе Гуадалупе Посада прославился своими сатирическими иллюстрациями с калаверами, в которых он высмеивал образ жизни мексиканских высших классов во время правления Порфирио Диаса. Эпоха его правления получила название порфириат и окончилась Мексиканской революцией 1910—1917 годов.
Тут еще, наверное, надо углубиться в лингвистику и объяснить, что такое литературная калавера.
Калавера в переводе означает «череп». Но в конце 18-го и начале 19-го веков слово «калавера» получило второе значение как шуточная надгробная эпитафия. Литературная калавера использовалась для описания коротких, юмористических стихотворений, которые часто были саркастическими эпитафиями, опубликованными в газетах, в которых умерших вспоминали с юмором и шутками.
Ну а в предреволюционные годы сатирические стихи стали частью революционной борьбы и насмешек над правящим классом, так как правящему классу многие искренне желали смерти.
Одной из сатирических калавер Хосе Гуадалупе Посады стала “ La Calavera Garbancera» (1912), высмеивающая дам из высшего мексиканского общества, стремящихся во всем подражать европейцам.
И в сопровождаемой брошюре описывается дама, которая стыдится своего происхождения и национальных корней, одета в одежду, имитирующую французский стиль, а также носит много макияжа, чтобы ее кожа выглядела белой.
Именно это описание связано с первоначальным названием garbancera, которое стало прозвищем для людей местного происхождения, которые подражали европейскому стилю и отрицали свое собственное культурное наследие
A каким образом La Calavera Garbancera вдруг стала La Calavera Catrina?
А этим мы обязаны известному мексиканскому художнику Диего Ривере (мужу не менее известной Фриды Кало) и его знаменитой фреске «Sueño de una tarde dominical en la Alameda Central» («Сон о воскресном вечере в парке Аламеда»), датируемой 1946 — 1947 годами.
На фреске изображены фигуры известных мексиканских деятелей, а в центре находится женская фигура в красивом платье, шляпе с перьями и черепом вместо головы. Диего Ривера назвал ее La Catrina и посвятил этот образ тому, как спокойно, свободно и с юмором мексиканцы относятся к смерти.
Таким образом у современной повелительницы мира мертвых появилось тело и наряд.
Впрочем, появились то они на картине, а потом на куклах, как вот здесь
А вот живые люди в Катрину еще очень долго не наряжались и никакие шествия, а уж тем более парады не возглавляли.
Так откуда взялись современные парады в ярких нарядах? У древних индейцев никаких парадов не было, у католиков тоже.
Или вот такие танцы?
Продолжение Dia de Los Muertos — День Мертвых. Что такое Компарса
Что такое День мёртвых. Мексиканский праздник, который шокирует
Пока часть планеты активно готовится к Хэллоуину, в Мексике прошел парад-подготовка («Ла Катрина») в честь другого удивительно «страшного» и очень самобытного праздника Dia de Los Muertos — «Дня Мёртвых».
Фото: iPhones.ruiPhones.ru
Рассказываем, что это за дичь и чем интересен праздник. Поехали.
Видео дня
1. День Мертвых – многовековая традиция, которую не смогли искоренить История праздника восходит к индейцам майя и ацтекам. Их вера была тесно связана с ритуалами смерти и воскрешения. Местные жители (до завоевания Мексики испанцами) часто держали в домах настоящие черепа умерших, как символы смерти и воскрешения.
Каждый год ацтеки устраивали настоящий месяц жертвоприношений (современный август), в знак уважения мертвым, загробному миру и его покровительнице — богине Миктлансиуатль.
Индейцы верили, что смерть только знаменует переход человека из одного состояния в другое. Другими словами, смерть для них – лишь трансформация, после которой жизненный путь не заканчивается.
Несмотря на то, что коренное население Центральной Америки принудительно обратили в католицизм, искоренить сильную традицию не удалось. Не помогло ни 500 лет католической пропаганды, ни скрещивание с религиозным календарем, ни мягкая интеграция в христианские каноны.
Все что удалось католической церкви – сдвинуть праздник на первый день ноября, когда церковь отмечает День всех Святых. Так себе достижение.
День Мертвых остался самобытным языческим праздником, со своими символами и традициями.
2. Современная интеграция и символ Дня Мертвых В современном обществе символом Дня Мертвых стала цинковая гравюра «Калавера Катрина» мексиканского художника Хосе Гуадалупе Посады. Он изобразил женщину с лицом скелета в одежде высшего общества и назвал ее «La Calavera de la Catrina», показывая, что богатые и модные так же смертны, как и все остальные.
Фигурки Катрины стали неотъемлемым атрибутом праздника и отличным мексиканским сувениром.
Считается, что именно так должна была выглядеть та самая Миктлансиуатль, в честь которой индейцы совершали жертвоприношения.
3. У мексиканцев с детства абсолютно дружеские отношения со смертью Современные мексиканские дети с юных лет видят изображения Катрины, играют в скелетов, едят шутливые пирожные в виде гробов и черепов. Дичь! Но таким образом, маленькие мексиканцы не бояться представления смерти, для них она абсолютно обычна. 4. Мексиканцы отмечают праздник два дня подряд День мертвых отмечают два дня подряд 1 и 2 ноября. Считается, что именно в эти дни души покойных родственников навещают родной дом. Мексиканцы 1 ноября общаются с душами умерших детей, а на следующий день – с душами взрослых родственников. 1 ноября — День маленьких ангелов (Día de Angelitos), когда почитают усопших детей и младенцев
2 ноября — Día de los Muertos – день, когда поминают умерших взрослых Никакого траура и дней скорби. Считается, что этот праздник – отличный повод посмеяться над смертью и активно наслаждаться жизнью.
5. Традиции, которые могут шокировать Ко Дню Мертвых мексиканцы готовят ярко украшенные цветами алтари в память об умерших родственниках. На постаменты кладут любимые вещи, еду, напитки почившего родственника, сладости, зажигают свечи. Считается, что душа умершего родственника должна вспомнить вкус земных блюд. Многие выставляют алтари прямо на улицах, проводятся конкурсы(!) на определение лучшего пьедестала.
Также алтари можно увидеть в офисах, общественных местах на улицах и площадях городов. Традиционная выпечка к празднику – Pan de muerte (Хлеб Мёртвых) – посыпанная сахарным песком булка, сверху которой впекается хлебный шарик, символизирующий череп. Этакий мексиканский «кулич для мертвых».
Кульминация праздника — посещение кладбища. Мексиканцы устраивают там шумные вечеринки с песнями и танцами. Также ведутся долгие беседы с усопшими родственниками и вспоминаются веселые факты из жизни умершего. 6. Города мертвых. Не страшные В дни праздника его символы (черепа и скелеты) рисуются практически везде. Чаще всего они улыбаются и выполнены в ярких праздничных цветах. В преддверии праздника в магазинах в виде сладостей и десертов можно обнаружить разнообразные вариации скелетов, черепов и гробов.
Кроме того, продаются масса тематических украшений сувениров и других атрибутов праздника.
В крупных городах организуются зрелищные уличные шествия, шумные карнавалы, импровизированные выставки и ярмарки, в маленьких — кладбищенские пикники. 7. Голливуд и «День Мертвых» «Мертвые» карнавалы не раз обыгрывались в голливудских фильмах. Один из самых известных – вступительная сцена в последнем фильме о Джеймс Бонде «Спектр». Экзотический антураж и эффектная постановка. В ноябре на большие экраны выйдет новый красочный мультик студии Pixar «Тайна Коко» (Coco), в которой обыгрывается столь необычный праздник. «День Мертвых»— это неотъемлемая часть жизни каждого мексиканца*. Мексиканский поэт Октавио Пас однажды сказал: «Мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею. Это его любимая игрушка и непроходящая любовь». Каждый сходит с ума по-своему.
*Праздник популярен во многих странах Латинской Америки: Эквадоре, Гватемале, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре.
Кстати, в 2003 году праздник «День Мертвых» был внесен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества. Это вам не попсовый Хеллоуин.
Интересные материалы: Что такое «Burning Man». Самый дикий фестиваль в мире
Что происходит на Burning Man 2017, самом диком фестивале мира #catrina #parade #kids #children #son #dayofdead #mexicocity #mexico #party #festival #family #crowd #costume #parents #galery #documental #mexicanculture #mexicanparties #photography #life #culture
Публикация от Ameyalli Diaz (@amediaaz) Окт 24 2017 в 2:34 PDT #Díademuertos #Ofrenda #México #Dayofdead
Публикация от Yoasini (@yoasini) Окт 24 2017 в 1:40 PDT ️In Mexico, death is personified and jokes are made around it. It is not a faux pas topic as in other countries. José Guadalupe Posada created what today has become an icon of an upcoming celebration here (day of the dead): cheeky skulls (calaveras). In preparation towards November 1st & 2nd, some parades are being organized in Mexico City. I took part in one of them dressing up as a mariachi skull ️ #mexico #mexicocity #cdmx #diademuertos #dayofdead #dead #life #death #calavera #mariachi #music #culture #folklore #traditions #celebration #toussaints #fiesta #makeup #parade #jolgorio #iphonography #iphotography #wunderbar #wunderlust #alive
Публикация от Os, the hermit crab (@droswito) Окт 24 2017 в 8:43 PDT La CDMX está de pie!! Este 28 de octubre en punto de las 15 hrs. asiste al segundo desfile monumental de Día de Muertos “Carnaval de Calaveras”. Este año será un homenaje a José Guadalupe Posada. Lleva tu mejor disfraz y sigamos preservando nuestras tradiciones! #diadelosmuertos #posada #catrina #lacatrina #desfilediademuertos #carnavaldecalaveras #cdmx #viajesbazal #viajes #retrato #traditional #tradiciones #muerte #dayofdead #zocalo #reforma #quehacer #finde #puente
Публикация от Viajes Bazal (@viajes_bazal) Окт 24 2017 в 7:09 PDT Se acerca el Día de Muertos y las calles de Guadalajara lo saben. The Day of the Dead is coming and the streets of Guadalajara know it. #doyoutravel #lonelyplanet #photography #dayofdead #dayofthedead #diademuertos #diadelosmuertos #guadalajara #mexico #skull #80mundos #travellife #vivamexico #vivemexico #passionpassport #travelphoto #travelworld #travelgram #photographer #streetphotography #streetphotographer #beauty #wanderlust #fotografia #adventure #culture #catrina #bodypaint #fashion #photographyislife
Публикация от David Fernando López (@davidfernando.lopez) Окт 23 2017 в 11:50 PDT La catrina y sus miradas. 2 #diademuertos #catrinas #catrinasmx #calavera #enfocando #dayofdead #mexico #tradiciones #skull #folkor #elegancia #porte #lamuerte #sefelizyvivelavida #momentosdevida
Публикация от Yeyo Michel (@yeyomichel) Окт 23 2017 в 6:17 PDT Parejas de amigos, hermanos y amantes se dieron cita en el Ángel de la Independencia para poder disfrutar de un domingo familiar, caracterizados como catrinas y catrines quienes participaron en el #desfiledecatrinas de mil colores para conmemorar #díademuertos | #dayofdead is almost here… that’s why severas citizens enjoyed during this weekend a parade composed of several «catrinas». Foto: @checo_paredes / @obturadormx www.obturador.mx . . . . . . . . . . . . . . . . #mexicantraditions #mexico #photojournalism #photography #portraitphoto #dayofdead #visitmexico
Публикация от Obturador MX (@obturadormx) Окт 23 2017 в 7:08 PDT 版 死者 日 死者 日特集 題 死者 日関連 画像 UP 死者 日 様子 中心 紹介 ️ . #死者 日 #死者 日 #dayofthedead #dayofdead #diademuertos #diadelosmuertos #diademuertos #死者 祭 # # 祭 #骸骨 #骸骨祭 # # #colorfulskull #museodeartepopular #mexicoinmypocket #skullsofinstagram # 仕様 # # #mexicanhalloween # 限定 # 飾 # 雑貨 # 旅行 #祭 # # 雑貨 # 参考 … ?(笑)
Публикация от VIVA! MEXICO (@vivamexico.collection) Окт 23 2017 в 3:23 PDT #cdmx #dayofdead #mexico #streetphotography #mexicolors #catrina #octubre #mexicomagico #mexicodf #mexicocity #diademuertos #mexicomaravilloso #october #tradiciones #palaciodebellasartes #df #picoftheday
Публикация от El Diablo Te Ama (@eldiablo_te_ama) Окт 22 2017 в 6:51 PDT #Mexico #catrina #papelmache #tradiciones #tradicionesmexicanas #mexicantradition #diadelosmuertos #dayofdead #miyana
Публикация от Steph Alatriste (@stephlacid) Окт 21 2017 в 9:48 PDT México #mexico #picoftheday #photography #like4like #likeforfollow #instagram #instagood #instagramer #party #dayofdead #diademuertos #selfie #goodmorning #dead #calabera #carnaval #club #gym #city #travel #travelblogger #friends #love #beautiful #beauty #beach #lifestyle
Публикация от C. G. (@cg932017) Окт 21 2017 в 1:01 PDT Día de muertos is coming. #dayofdead #traditions #tradiciones #mexico #cdmx #dead #sugarskull #skull #diademuertos
Публикация от Dayan Molina (@dayanjair) Окт 19 2017 в 9:32 PDT Calaveritas de #DiaDeMuertos #2denoviembre #painting #fun #dayofdead #kidsworking #artwork
Публикация от T.A.P. ZONE MX (@tapzonemx) Окт 18 2017 в 3:49 PDT
Другие мультфильмы: Книга Жизни
Одновременно с католическим Днем всех святых, про который сейчас все реже вспоминают из-за его чрезвычайно яркого кануна, в самом начале ноября отмечали еще один праздник — День Мертвых. Празднуют его в Мексике и центральной Америке, причем празднуют пышно и совсем не грустно: это день памяти умерших близких, в котором нет места печали и слезам.
Если вы знаете об этом ярком празднестве только понаслышке или не знаете совсем — самое время приобщиться к самобытной культуре другой страны и заодно познакомить с ней ребенка, для чего отлично подойдет красочный и оригинальный мультфильм «Книга Жизни». Режиссер Хорхе Гутьеррес, продюсер Гильермо день Торо.
В начале прошлого года лента собрала у нас в кинотеатрах неплохую кассу, однако оказалась несколько обделенной вниманием родителей и их детей — в кино шли все больше ценители творчества «мексиканского Тима Бертона» дель Торо.
Итак, почему мы рекомендуем посмотреть на выходных данный мультфильм вместе с ребенком?
Чему учит детей
Прежде всего «Книга Жизни» — это комплексное погружение в яркую культуру Мексики. Духом страны пропитано все, от классической корриды до веселого праздника в честь умерших предков.
К этому дню и смерти в целом у мексиканцев отношение особое: они верят, что души мертвецов пребывают в чудесной Стране Незабытых до тех пор, пока о них помнят живые. Тех, кого на земле никто не вспоминает, ждет мрачная Страна Забытых. Сам День Мертвых — время, когда грани между мирами размываются, и может произойти все, что угодно. И происходит: божественные правители обеих стран заключают судьбоносное пари; предметом спора становится классический любовный треугольник — кого из двух друзей выберет девушка?
Сюжет примечателен еще и тем, что он по принципу матрешки рассказывает историю внутри истории.
Вместе с детьми из школьной экскурсии зрители смотрят «кукольное представление», внутри которого правители загробного мира Катрина и Шибальба тоже наблюдают за смертными. Все это делает историю насыщенной, захватывающей и почти не провисающей по динамике.Несмотря на тематику смерти, обилие черепов и другой символики, характерной для этого праздника, сам мультфильм совсем не мрачный и ни в коем случае не «десакрализирует» смерть. Напротив, основной посыл «Книги Жизни» максимально жизнеутверждающий и позитивный: добро и отвага — самые главные качества героев, любовь побеждает смерть, а еще ярко представлена линия отношений отца и сына на тему «быть тем, кем заставляют, или быть собой». Аналогично сюжету мультфильма «Как приручить дракона», второй вариант побеждает.
Ко всему перечисленному можно прибавить модный сегодня образ сильной девушки, который выгодно оттеняет двух вполне традиционных «правильных» парней, и обилие «детского» юмора — на героев часто что-то падает, звучат соответствующие шутки и другие реверансы для маленьких зрителей.
А еще там поросенок говорит «бе». Ручной поросенок — отдельная изюминка повествования, любители сериала Гравити Фолз поймут, о чем речь.
Что понравится взрослым
Как и младшему поколению, старшему будет интересно посмотреть на яркие и с любовью перенесенные на экран детали мексиканской культуры. Почему черепа — из сахара, кто такая Катрина, какими жестокими были матадоры и многое другое, причем всей этой горой фактов никто настырно не машет перед зрителем, напротив, они являются естественным фоном для разворачивающейся истории.
Нельзя не выделить и стиль анимации — оригинальный, смелый и даже эксцентричный. Герои выглядят как деревянные куколки, это оправдано самим сценарием, и создатели «Книги Жизни» со своим экспериментом не прогадали. Мультфильм визуально является глотком свежего воздуха и ярким примером того, как нестандартный взгляд на вещи может быть хорош.
«У меня аллергия на смерть. Особенно на лице!»
Отдельного упоминания заслуживает саундтрек. Без позитивной мексиканской народной музыки — никуда, но ей звуковое сопровождение ленты не ограничивается. Внезапными и приятными сюрпризами будут неожиданные каверы известных песен (например, на легендарную «Creep» группы Radiohead, или мелодия Энио Морриконе из «Хороший, плохой, злой», звучащая невероятно к месту), отсылки в репликах персонажей (герой, голосом которого стал Айс Кьюб, цитирует песню известного репера) и даже Пласидо Доминго, озвучивший одного из предков главного героя. В дубляже голос ему подарил Никита Прозоровский.
Местами не лишенный штампов, особенно в образах персонажей, сюжет мультфильма тем не менее изобилует неожиданными поворотами и остроумными ходами. Итого «Книга Жизни» — «вещь в себе», необычная и колоритная работа талантливых творцов.
Интересные факты:
- Сначала мультфильм хотели назвать «Матадор». Потом решили попробовать с ключевым праздником — «День Мертвых». И только после осознания всей возможной мрачности такого названия для картины категории 6+ лента получила свое окончательное название. Что характерно — сама Книга Жизни в сюжете пусть и участвует, но мимолетно.
- «Книга Жизни» могла бы выйти из-под крыла DreamWorks, однако из-за разногласий режиссер предпочел работать с тандемом Reel FX и 20th Century Fox.
- Одного из главных героев, Хоакина, озвучивал Ченнинг Татум. Для него это была первая и долгожданная роль в анимации. Голливудский мачо так проникнулся происходящим, что активно вносил свои предложения, например, настаивал увеличить усы его героя. Создатели, впрочем, решили, что на усах Хоакина и так акцент слишком сильный, и оставили «среднюю» длину.
Интересное по теме:
Новые и лучшие мультфильмы про море
5 причин сходить на «Кубо. Легенда о самурае»
Фото предоставлены: filmpro.ru.
La Catrina: мрачная история бессмертной иконы Дня мертвых
Куда бы вы ни посмотрели на улицы во время празднования Дня мертвых в Латинской Америке, вы увидите знакомое лицо. Лицо, которое сочетает в себе мрачное и элегантное, в гриме на лицах детей, в изысканном платье женщин, в праздничном «хлебе мертвецов» и в каждой витрине, где продаются сувениры и эмблемы этого уникально атмосферного праздника.
У этого лица есть определенная эстетика: череп, одетый в богато вышитую шляпу, сияющую цветами. это La Calavera Catrina — «элегантный череп» — часто просто La Catrina. И каким бы праздничным это ни казалось на первый взгляд, присутствие Ла Катрины в мексиканской мифологии Дня Мертвых является гораздо более глубоким заявлением о смертности, судьбе и социальном разделении на классы.
Рисунок ацтекской богини Миктекациуатль, которая упоминается в рукописи Кодекса Борджиа, руководства по месоамериканскому культу, которое, как считается, было написано до испанского завоевания.
Фотография
Дама МертвыхЛа Катрина не была первой великой дамой Латинской Америки в загробной жизни. Эта честь принадлежит Миктекациуатль — королеве подземного мира ацтеков Чикунамиктлана. Ее роль заключалась в том, чтобы следить за костями мертвых, и ее присутствие было в центре внимания во время любого опознания тех, кто ушел из жизни.
И куда делись эти души? Среди мезоамериканцев было поверье, что мертвые совершают путешествие, которое спускается на девять уровней в глубины Чикунамиктлана. Взгляд древних на смерть не был скорбным: они рассматривали ее как часть цикла жизни и чествовали усопших, оставляя подношения на импровизированных алтарях или ofrendas , которые помогут им в дальнейших испытаниях.
Эти ofrendas по-прежнему связаны с Днем Мертвых, который на протяжении веков также впитал в себя языческие и католические обычаи празднования, в том числе даты праздника, охватывающего канун Дня всех святых, День всех святых и День поминовения душ. Но определяющий образ современного фестиваля придет позже — и из неожиданного источника.
Происхождение иконыИнгредиенты современного образа «Катрины» были собраны воедино еще в 1910 мексиканского иллюстратора Хосе Гуадалупе Посада. Посада, родившийся в Мексике в 1852 году, создавал мультяшные литографии и гравюры для сатирической иллюстрации политических и социальных проблем; его работы часто публиковались в мексиканской прессе.
Что объединило эти иллюстрации воедино и сделало славу Посады особенно отличительной, так это центральный мотив эскизов: фигуры Посады, независимо от рода занятий, класса или статуса, изображались с черепами вместо лиц. Эти карикатуры на черепа, или калаверас, изображали бы что угодно, от национальных трагедий до текущих событий и деятелей, исторических событий и литературных персонажей. Эскизы Посады иногда были пророчески-апокалиптическими, например, опубликованный в 1899 году, изображающий извержение вулкана, передний план которого разбросан хаотичной погребальной сценой из калаверас , в том числе одного, поднимающегося из могилы.
«Кавалера болезненной холеры» — один из газетных зарисовок Посады.
Фотография Антонио Ванегаса Арройо
Еще одно изображение «калаверас» Посады изображает извержение вулкана в 1899 году. очевидное сообщение заключается в том, что «в основе мы все одинаковые».
В сочетании с более мрачными последствиями черепа иллюстрации Посады стали самыми грубыми уравнителями общества. Опубликовано во время пандемии болезни, характерной для холеры в 1910 эскиз La calavera del cólera morbo (калавера патологической холеры) — это не череп, а фантастический гуманоид с телом змеи. Однако вокруг «холеры» находится дюжина черепов, на всех изображены мирские эффекты различных профессий, от ювелиров до портных и кузнецов, бухгалтеров и судей. Опять же, сообщение было нейтрализующим: независимо от того, какую часть общества вы занимаете, смерть убивает всех.
Ла Калавера КатринаПервоначальный набросок Ла Калавера Катрина, сделанный Посадой примерно в 1910 году. Он был задуман как сатира, отсылающая к навязчивым идеям высшего европейского общества лидера Порфирио Диаса, чья коррупция привела к мексиканской революции 1911 года и свержению его режим. Оригинальное название наброска отражало это культурное присвоение, принятое некоторыми членами мексиканского общества: La Calavera Garbancera, , причем в некоторых источниках последнее слово упоминается как сленг для женщины, которая отказывается от своей мексиканской культуры и принимает европейскую эстетику. Более позднее крещение также произошло от сленга со словом ‘ catrin ‘или ‘ catrina ‘ часто используется для обозначения хорошо одетого мужчины или женщины, или «денди». Катрина в показном длинном платье держится за руки с самим Посадой, а также с женой Ривьеры, художницей Фридой Кало. Фреска — Сон о воскресном дне в Центральном районе Аламеда — стала культурным достоянием и еще больше усилила образ Ла-Катрины в национальном сознании.
Оригинальный мультфильм Ла Калавера Катрина, мексиканский художник Хосе Гуадалупе Посада. Считается, что он был нарисован примерно в 1910 году, когда мексиканская революция набирала обороты.
Фотография Хосе Гваделупе Посада
Фольклорный герой фестиваля
Принятие «Катрины» в качестве эмблемы Дня мертвых сегодня принимает множество форм — от сахарных черепов на каждой витрине магазина до макияжа и платьев, демонстрируемых посетителями фестиваля везде, мужчина и женщина, Catrin и Катрина . Во многом она связывает воедино времена и их интерпретацию смерти: ее элегантное платье предполагает празднование, ее улыбка, хотя и неизбежная, напоминает нам, что, возможно, есть утешение в принятии смертности и что умерших следует помнить, а не бояться. Кем бы ты ни был, у всех нас одна судьба. И, возможно, в знак возврата к самым ранним верованиям этой культуры, что хранитель всего, что приходит после жизни, принимает определенно женскую форму.
День мертвых: кто такая Ла Катрина?
Мексика!
Мексика – это страна, полная красочных традиций и яркой культуры, которая выходит за рамки прекрасных пляжей для отдыха, курортов и дружелюбных людей. Страна стоит посетить по многим причинам; как его необыкновенная кулинарная самобытность, археологические достопримечательности, а также разнообразие фестивалей. В Мексике есть много местных обычаев, типичных для определенных районов страны, но некоторые глубоко укоренившиеся традиции и события отмечаются по всей стране.
Одним из самых известных ежегодных событий, отмечаемых по всей Мексике, является Día de los Muertos. Этот праздник богат ритуалами и выражает уникальные и исключительные отношения мексиканцев со смертью и со своими предками.
Это особое духовное время года, когда мы собираемся вместе, размышляем и вспоминаем членов нашей семьи, которых больше нет с нами. Это счастливый праздник, призванный почтить память наших дорогих усопших близких и ценить жизнь, пока мы еще живы.
День Мертвых
Это событие День Мертвых на самом деле представляет собой набор традиций и символов, которые могут немного отличаться в зависимости от региона в Мексике. Эти праздники проходят в течение нескольких дней, обычно в первые несколько дней ноября, когда празднования в стране достигают своего пика. Некоторые символы, такие как скелеты, сахарные черепа, алтари и красочные ленты, вырезанные из бумаги, можно увидеть в настоящее время во всех частях Мексики.
День Мертвых — это не «мексиканский Хэллоуин», как его иногда ошибочно принимают из-за времени года. Это не имеет ничего общего с традиционными обычаями Хэллоуина, хорошо известными в США и других частях мира. На самом деле, украшать свой дом пауками и летучими мышами и носить страшные костюмы не принято в большинстве районов Мексики. Хэллоуин больше всего напоминает традиционные мероприятия Хэллоуина и отмечается в более современных районах Мексики, где дети ходят от двери к двери, прося калаверитас (маленькие черепа), ожидая конфет или фруктов.
День мертвых недавно стал еще более известным благодаря отмеченному наградами компьютерному 3D-анимационному фильму «Коко», выпущенному в 2017 году. История о 12-летнем Мигеле, которого переносят в страну мертвых. и встречает своих предков. Фильм красиво и мастерски раскрывает традиции празднования Дня Мертвых в Мексике.
La Catrina
Одним из самых ярких и узнаваемых символов празднования Дня Мертвых является высокий женский скелет в причудливой шляпе с перьями. Вы наверняка видели ее в разных контекстах, потому что яркий уникальный макияж стал очень модным в последние годы.
Считается, что ацтеки поклонялись богине смерти, которая, как они утверждали, защищала их умерших близких, помогая им перейти на следующие этапы. Мексиканская традиция почитания и чествования умерших глубоко укоренилась в культуре ее народа.
Скелет в шляпе, который мы видим сегодня, был создан в начале 1900-х годов художником Хосе Гуадалупе Посада. Посада был противоречивым и политическим карикатуристом, которого любили люди, и который сатирически рисовал и выгравировал скелеты (калаверас), чтобы напомнить людям, что в конце концов все они умрут. Говорят, что он нарисовал женский скелет в модной шляпе с перьями, потому что некоторые мексиканцы стремились выглядеть богатыми и аристократичными, как европейцы того времени. Сатирический рисунок, напоминающий людям о том, что нужно быть собой и перестать пытаться быть кем-то, кем они не были.
Неважно, насколько вы были богаты или бедны, неважно, какого цвета ваша кожа и к какому обществу вы принадлежали, вы все в конечном итоге станете скелетами. Это было посланием Посады с его многочисленными карикатурами на кавалеров, нарисованных во время различных повседневных занятий. Одним из его самых популярных высказываний было «Смерть демократична». Просто, но так очень верно!Известный художник и муж Фриды Кало Диего Ривера увековечил Катрину в одной из своих фресок, изображающих 400-летнюю историю Мексики. Фреска «Сны воскресного дня в парке Аламеда» была написана в 1940-х годах, и на ней изображены несколько важных мексиканских персонажей, а на 15-метровой фреске изображена Ла-Катрина. Он нарисовал себя в детстве, держась за руки с ней в первом ряду. Ривера нарисовал ее в изысканной одежде и экстравагантной шляпе с перьями, создав таким образом образ, которым она хорошо известна сегодня. Фреску можно увидеть в Музее фресок Диего Риверы в Мехико. Очень стоит посетить, если вы когда-нибудь будете в Мехико!
С тех пор Ла-Катрина стала сильным символом многочисленных мероприятий Дня Мертвых. Женщины красят лица красочным макияжем и одеваются в элегантные наряды, напоминающие знаменитый символический скелет. Торжества проходят на кладбищах (пантеонах), где царит веселое настроение, и люди весело поминают своих потерянных близких, предлагая им цветы и некоторые из своих любимых блюд и напитков, когда они были еще живы.
Ла-Катрина — популярное увлечение туристов, ее можно найти в виде статуи во многих местных магазинах по всей Мексике, сделанной из дерева, глины или папье-маше. Они красноречиво расписаны, а на шляпы добавлены настоящие перья. Многие люди покупают эти статуи и привозят их в качестве сувениров о времени, проведенном в Мексике. В ее личности нет сомнений, Ла Катрина на 100% мексиканка!
Она представляет собой сильный визуальный образ, показывающий, как мексиканцы видят смерть и загробную жизнь. В разных культурах существуют разные традиции в отношении смерти и того, как они справляются с ней индивидуально и в семье. Мексика очень уникальна в своих взглядах на этот факт жизни и предпочитает относиться к нему добродушно и страстно. Это не значит, что они не скорбят и не скучают по умершему любимому человеку. Это означает, что они предпочитают праздновать жизнь и воспоминания, созданные человеком, пока они были с ними, вместо того, чтобы потворствовать тому факту, что они ушли навсегда.
Планируя свою следующую поездку в Мексику во время Диа-де-лос-Муэртос, вы обязательно получите хорошее представление о мексиканцах и их взглядах на жизнь и образ жизни.
La Catrina о том, как жить своей истинной сущностью, а также о том, чтобы не притворяться тем, кем ты не являешься. Неважно, как ты выглядишь и откуда ты родом, в конце концов ты окажешься скелетом вместе со всеми остальными!
Санта-Муэрте, Катрина и диа-де-лос-муэртос |
День мертвых сочетает в себе европейские католические традиции Дня всех святых с ацтекскими ритуалами.
Традиция зародилась на юге Мексики более трех тысяч лет назад с первыми празднованиями умерших душ. Когда испанцы прибыли много лет спустя, они попытались остановить празднование, потому что не соответствовали их собственным убеждениям. Но ничто из того, что они пытались сделать, не могло остановить любовь и энтузиазм туземцев к этому дню, и со временем дата расцвела и развилась.
По мере того, как люди переезжают в разные части мира, День Мертвых признают за пределами Мексики. Он привлек особое внимание в Соединенных Штатах благодаря широкому освещению в СМИ и растущему населению мексиканского происхождения.
Несмотря на название, День Мертвых — это не день скорби, а радость. По сути, день признает смерть частью человеческого опыта. Он стремится почтить жизнь умерших, чтобы они выделили день и пробудились от своего вечного сна, чтобы разделить еду, питье и празднование со своими семьями.
Некоторые из традиций: приготовление подношений, украшение черепами и приготовление пан-де-муэрто.
Алтари традиционно создаются в домах, в могилах на кладбищах, а в последнее время — в общественных местах и музеях Мексики и США. Эти общественные алтари демонстрируют искусство создания алтарей для Дня Мертвых и в процессе прославляют близких.
При подготовке алтаря для умершего некоторые люди кладут подношения, в которые входят еда и другие любимые личные вещи умершего, а также их фотопортреты. Наличие этих предметов позволяет близким почувствовать себя помолодевшими после долгой поездки. Известно, что святой обожает сигареты!
Подношения также включают:
Копал, или традиционные благовония (восходящие к доиспанским религиозным церемониям в Мексике).
Цветок Cempazúchitl или календула (иногда используются другие виды цветов).
Религиозные предметы, такие как распятие или изображение Девы Гваделупской.
Четыре элемента природы: земля, ветер, вода и огонь в различных формах, но часто включают в себя глиняный горшок или чайник (земля) и свечи (огонь).
Подношения многое расскажут вам об умерших членах семьи и о том, что им нравилось на Земле.
Известно, что святой обожает сигареты!
Черепа
Черепа можно увидеть повсюду в День Мертвых, от сладостей до изделий из папье-маше, украшающих дома и алтари. У некоторых черепов на лбу написаны имена умерших близких, чтобы помнить о них.
Смысл черепа и скелета в этот день в том, чтобы чтить непрерывную природу жизни, радостно смеяться над смертью и принимать ее как часть нашего повседневного существования.
Сахарные черепа
Черепа, еще одна традиция ацтеков, изготавливаются из прессованных сахарных и водяных черепов с именем умершего, написанным на лбу. Черепа — это красочные черепа народного творчества, украшенные цветной бумагой, глазурью, бисером, лентами и перьями. Они напоминают о циклах жизни.
Хлеб смерти
Хлеб мертвых является важной частью подношения и очень ценится во время этого пира. Круглая форма хлеба представляет собой человеческое тело, в то время как длинные фигуры, помещенные на хлеб, представляют собой человеческое тело, а круглый узел в центре представляет собой череп.
Существуют разные виды пан де муэрто. Некоторые на основе аниса, другие на основе апельсинового экстракта и цедры; другие покрыты семенами кунжута, а третьи — сахаром. Легенда гласит, что хлеб восходит к доиспанским временам и мог заменить человеческие жертвоприношения, первоначально требуемые ацтеками в честь праздника.
День мертвых сегодня
Поскольку явление миграции отделило многие семьи от могил предков и от кладбищ, где проводились процессии и возводились алтари, празднование Дня мертвых сильно изменилось за последнее время. года. В некоторых сообществах также возникли разногласия по поводу растущей коммерциализации праздника.
Одной из главных фигур Диас-де-лос-Муэртос является Теа Санта Муэрте. Он также отмечается в течение всего года и является предметом большого поклонения. Представление о смерти в Мексике существовало задолго до испанского вторжения: ацтеки поклонялись Миктлантекутли и его жене Миктлансиуатль, богам смерти, правившим Миктланом, своего рода царством теней.
Человеческий череп очень часто использовался в ацтекских церемониях и культах. Во время испанского вторжения католическая культура с ее многочисленными memento mori пришла на смену представлениям ацтеков, ассимилировав их. Эта смесь двух культур сегодня придает фигуре скелета и черепа статус национального символа и самобытности.
Культ Святой Муэрте зародился в 20 веке в мексиканских тюрьмах.
Это будет связано, среди прочего, с культом Катрины и Миктекациуатля. Он зародился в мексиканских тюрьмах, среди преступников, у которых больше нет надежды и которые отвергнуты Церковью. Среди последователей есть люди, которые регулярно рискуют своей жизнью (а позже и те, кто рисковал и избежал наказания, например, женщины, у которых была трудная беременность и т. д.) и которые являются частью игры. заброшенного населения, составляющего своего рода подобщество, подпольное общество, подобное Inframundo, за пределами ацтеков и инков, которое посвящает культ Святой Смерти, Santa Muerte. Потому что, если жизнь свята, смерть должна быть святой.
Открыто популярный культ Святой Муэрте появился относительно недавно. Святой очень долго молились, но она оставалась в тени, и о ее точном происхождении известно относительно немного. Только в 1960-х годах этот культ стал по-настоящему публичным. И только в 2001 году в Мехико в районе Тепико была установлена первая статуя Санта-Муэрте. Это внезапное увлечение можно объяснить тем, что Санта-Муэрте — покровительница отчаявшихся, маргиналов: ее призывают против несчастных случаев, насильственных смертей, нападений. Она святая, которая принимает всех верующих без осуждения. Поэтому она считается самой честной и чистой святой.
Ла Санта Муэрте является результатом обожествления, связанного с опасностью и насилием, и по этой причине статуя была установлена в Тепико, одном из самых опасных районов Мехико. Ла Санта Муэрте считается покровителем банд. Несмотря на большую живость ее культа и легкость пересечения всех границ, Санта-Муэрте осуждается католической церковью по нескольким причинам. Действительно, Церковь вряд ли ценит почитание скелета, не являющегося ни мучеником, ни признанным святым: почитается смерть, а не человеческая фигура. Этот тип поклонения слишком пропитан языческими культурами и верованиями, чтобы его могла принять католическая церковь. Кроме того, культ Санта-Муэрте не требует посредников: здесь нет ни священников, ни церквей, а алтари находятся на улице. сегодня он отмечается на улицах и привлекает множество последователей каждый первый день месяца. Энрикета Ромеро, также называемая Донья Кета, была одной из первых, кто в 2001 году установил алтарь с изображением святого, который вскоре стал местом паломничества, а затем и настоящим пантеоном. Идея провести этот ритуал пришла ей в голову, когда ей подарили статую Санта-Муэрте в человеческий рост. Затем она одела его, надела парик и аксессуары, чтобы максимально женить скелет.
С тех пор Нинья Бланка встраивается в стену ее дома со стороны улицы каждый месяц в новом наряде. Более того, смена одежды — это праздник, отмечаемый верующими. Обычно статуя держит косу в одной руке и глобус в другой; но его аксессуарами также могут быть весы, песочные часы или сова.
Таким образом, это и частное богослужение (можно иметь алтарь дома), и публичное богослужение, которое открыто. Поэтому этот культ трудно контролировать, тем более что Святой не посвящен конкретной задаче и не творит чудес. Он предоставляет услуги всех видов, связанных с повседневной жизнью мексиканских жителей.
Это еще больше сближает ее с языческими богами, осужденными Церковью.
Однако некоторые аспекты культа Санта-Муэрте близки к культам католических святых: одежда, которой украшается святой, процессии, пожертвования деньгами и натурой, символы, связанные со святым, являются элементами, которые святой украшен. мы находим в католической церкви. Однако Санта-Муэрте окружен аурой серы: пожертвования в натуральной форме от жителей не являются ex-votos, предлагаемыми другим святым. В случае с Санта-Муэрте на алтарях можно увидеть сигареты, наркотики, сладости и шоколад, алкоголь, драгоценности. Зелья и рецепты, связанные с его культом, слишком близки к магическим обрядам, чтобы быть принятыми католической церковью, которая также осуждает Dias de los Muertos, как еретические и языческие проявления. Можно задаться вопросом, не является ли тот факт, что культ популярен, особенно среди маргинализированных слоев мексиканского общества, одной из причин осуждения культа католической церковью (хотя Санта-Муэрте почитается многими католиками). Поскольку уровень бедности в Мехико очень высок, культ Санта-Муэрте очевиден: устав от веры в святых, которые достаточно далеки от их обычных забот, маргинализированные и забытые мексиканские общества решают возродить новый культ. популярные, более доступные, со святым ближе к ним.х.
Ла Катрина (или Кавалера Катрина, или Кавалера Гарбансера). Фигура Катрины продолжает оказывать влияние на хэллоуинскую косметику, татуировщиков (о которых мы поговорим позже) и художников поп-сюрреализма.
Катрина происходит от испанского слова catrin, обозначающего элегантного и со вкусом одетого человека (этот термин также обозначает в Мексике своего рода денди). Эта скелетообразная фигура, одетая в большую шляпу со страусиными перьями и надетая по европейской моде 1900-х / 1910-х годов повторяется в иконографической традиции Мексики, а сегодня и на Западе.
Запад, однако, забывает из-за переинтерпретаций Катрины, которые он использует, что эта является прежде всего карикатурой и, следовательно, символом бунта (если только эта функция не проявляется бессознательно, и что она не участвует в успех La Catrina за пределами Мексики).
ХОСЕ ГУАДАЛУПЕ ПОСАДА, Ла-Калавера-Катрина, гр. 1910 г., литография
Первое исполнение «Катрины» принадлежит мексиканскому гравёру и иллюстратору Хосе Гуадалупе Посаде в 1910 году. На него повлиял Мануэль Марилья, тоже иллюстратор, вдохновлённый европейскими танцами смерти. Именно по этой причине, в частности, у Катрины есть фигура скелета и, следовательно, функция memento mori, поскольку с
года она напоминает нам, что даже самые богатые должны однажды умереть, точно так же, как средневековые европейские танцы смерти. La Catrina действительно гарбансера. Этот термин относится к женщинам из числа коренных народов, которые продают или едят продукты на основе нута (гарбанза и гарбанзо), не обращая внимания на свой социальный класс и происхождение и копируя европейские обычаи и моду для достижения более высокого социального положения.