Dia de Los Muertos — День Мертвых. История Катрины.: selyanka1 — LiveJournal
В прошлом году писала в октябре посты про Хэллоуин, в этом напишу про мексиканский День Мертвых — Dia de Los Muertos, благо он празднуется примерно в то же время.Первый пост будет про Катринy, которая на сегодняшний день является одним из главных персонажей празднования Dia de Los Muertos и часто возглавляет шествие или даже парад, устраиваемый на праздник.
История ее появления не такая уж и давняя и довольно интересная.
Культура и праздники современных мексиканцев — это, как известно, смесь наследия культуры майя, тольтеков, и ацтеков и католицизма.
Древние ацтеки в середине лета проводили жертвоприношения в знак уважения мертвым, загробному миру и его покровительнице — богине Миктлансиуатль.
Вообще древние ацтеки придерживались верований, что для нормального поддержания жизни на Земле нужна кровь, которая эту жизнь питает. И если перестать кормить богов кровью, то жизнь прекратится и мир погибнет.
На протяжении веков общей чертой мексиканских масок была двойственность — в форме жизни и смерти.
Кроме того, у них загробная жизнь считалась чем-то вроде рая, ада у них не было, то есть, умирая, человек просто переходил жить в другой хороший мир, причем этих миров еще было и целых девять. И между мирами была связь.
«Другие миры ацтеков» (Aztec Otherworlds), деталь из росписи Р. Ангиано (1964), Национальный музей антропологии, Мехико
Миктлансиуатль проглатывает душу умершего.
Древние ацтеки верили, что в теле человека находится 3 души — «духовных центра», каждый из которых был связан со своим местом во вселенной.
Сердце было домом для души TEYOLIA, необходимой для существования в человеческой оболочке. Это была единственная душа, которая после смерти перемещалась в загробный мир типа рая.
Мозг был домом для души TONALLI, нужной для любви и тепла как огня. Она после смерти оставалась на земле в доме родственников в виде праха. Кстати, именно поэтому ацтеки хранили дома черепа умерших родственников. И именно поэтому ритуальные места жертвоприношений были украшены черепами жертв.
Печень была домом для души IHIYOTL, нужной для отваги, страсти, чувств, а также холода, после смерти она уносилась ветром, духами и болезнями
Таким образом смерти древние ацтеки не боялись. Смерть была с одной стороны началом новой жизни, а с другой, если была пролита кровь, то она служила для поддержания рода и жизни следующих поколений.
Жизнь и смерть идут рука об руку. Смерть режет пуповину, чтобы началась новая жизнь. (Codex Laud, оригинал находится в Бодлеанской библиотеке, Оксфорд)
Когда территория современной Мексики была завоевана испанцами, католическая церковь с данными верованиями начала нещадную борьбу, уничтожив для начала почти все памятники письменности индейцев и огромное количество других культурных артефактов, запретив жертвоприношения и перенеся празднования в честь мертвых на 1 ноября — День всех Святых и 2 ноября — День Всех Душ
Но современный праздник все-равно сохранил в себе некоторые древние традиции, даже в виде «новоделов», в частности считается, что знаковый персонаж современного праздника по имени Катрина — это как бы воплощение Миктлансиуатль.
Слева: Миктлансиуатль (владычица девятого мира мертвых Миктлана, миров у мертвых было много) встречает (проглатывает) мертвую душу. Иллюстрация Мигеля Коваррубиаса на основе Codex Fejervary-Mayer pl. 28
Справа: самое известное изображение Миктлансиуатль из Borgia Codex. Это доколумбовая ацтекская религиозная рукопись, предположительно из региона Пуэбла, Мексика. Кодекс был обнаружен в 1805 году среди личных вещей итальянского кардинала Стефано Борджиа. Сейчас он находится в Ватиканской библиотеке.
Миктлансиуатль часто изображалась в виде женщины с черепом вместо головы, она днем проглатывала звезды, а вечером выпускала их обратно. Кроме того, она встречала в своем мире души мертвых, проглатывая их.
C внешним видом нынешней Катрины у Миктлансиуатль конечно же почти ничего общего, ну кроме черепа.
Современная интерпретация, как должна выглядеть повелительница загробного мира, восходит к началу 1900-х годов, когда мексиканский литограф и принтер Хосе Гуадалупе Посада прославился своими сатирическими иллюстрациями с калаверами, в которых он высмеивал образ жизни мексиканских высших классов во время правления Порфирио Диаса. Эпоха его правления получила название порфириат и окончилась Мексиканской революцией 1910—1917 годов.
Тут еще, наверное, надо углубиться в лингвистику и объяснить, что такое литературная калавера.
Калавера в переводе означает «череп». Но в конце 18-го и начале 19-го веков слово «калавера» получило второе значение как шуточная надгробная эпитафия. Литературная калавера использовалась для описания коротких, юмористических стихотворений, которые часто были саркастическими эпитафиями, опубликованными в газетах, в которых умерших вспоминали с юмором и шутками.
Ну а в предреволюционные годы сатирические стихи стали частью революционной борьбы и насмешек над правящим классом, так как правящему классу многие искренне желали смерти.
Одной из сатирических калавер Хосе Гуадалупе Посады стала “ La Calavera Garbancera» (1912), высмеивающая дам из высшего мексиканского общества, стремящихся во всем подражать европейцам.
И в сопровождаемой брошюре описывается дама, которая стыдится своего происхождения и национальных корней, одета в одежду, имитирующую французский стиль, а также носит много макияжа, чтобы ее кожа выглядела белой.
Именно это описание связано с первоначальным названием garbancera, которое стало прозвищем для людей местного происхождения, которые подражали европейскому стилю и отрицали свое собственное культурное наследие
A каким образом La Calavera Garbancera вдруг стала La Calavera Catrina?
А этим мы обязаны известному мексиканскому художнику Диего Ривере (мужу не менее известной Фриды Кало) и его знаменитой фреске «Sueño de una tarde dominical en la Alameda Central» («Сон о воскресном вечере в парке Аламеда»), датируемой 1946 — 1947 годами.
На фреске изображены фигуры известных мексиканских деятелей, а в центре находится женская фигура в красивом платье, шляпе с перьями и черепом вместо головы. Диего Ривера назвал ее La Catrina и посвятил этот образ тому, как спокойно, свободно и с юмором мексиканцы относятся к смерти.
Таким образом у современной повелительницы мира мертвых появилось тело и наряд.
Впрочем, появились то они на картине, а потом на куклах, как вот здесь
А вот живые люди в Катрину еще очень долго не наряжались и никакие шествия, а уж тем более парады не возглавляли.
Так откуда взялись современные парады в ярких нарядах? У древних индейцев никаких парадов не было, у католиков тоже.
Или вот такие танцы?
Продолжение Dia de Los Muertos — День Мертвых. Что такое Компарса
Катрина со Дня мертвых в мексиканской Пуэрто-Вальярте признана самой большой в мире — Новости Мексики
Написать комментарий
Катрина — непременный атрибут праздника День мертвых в Мексике. А монументальная Катрина, установленная в этом году в мексиканской Пуэрто-Вальярте, стала не только главной достопримечательностью празднования Дня мертвых в этом городе, но и попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая статуя Катрины в мире. Ее высота — 22,67 метра, что почти на 4 метра превышает предыдущий рекорд в 18,77 метра, установленный в городе Сапотланехо, штат Халиско, еще в 2015 году.
Измерение монолитной Катрины состоялось в среду, 2 ноября 2022 года, под руководством представителя Книги рекордов Гиннеса. Группа экспертов по измерениям использовала дрон для подтверждения высоты скульптуры.
С Катриной из Пуэрто-Вальярты за звание самой высокой боролась другая Катрина, из штата Веракрус, которая была даже выше. Однако, лишь Катрина из Пуэрто-Вальярты отвечала всем техническим требованиями Книги Гиннеса. Среди прочих правил, скульптура должна была иметь пропорциональные размеры, то есть быть увеличенной во всех измерениях версией классической фигурки Катрины нормального размера. Кроме того, дизайн должен быть предварительно одобрен Книгой рекордов Гиннеса еще до того, как скульптура была создана.
Получая награду из рук предствителей Гиннеса, мэр Пуэрто-Вальярты заявил, что его курорт является одним из трех самых важных туристических направлений в Мексике, и чтобы сохранить высокую репутацию, в следующем году он постарается побить свой рекорд, установив еще более высокую статую Катрины.
Загружается
Смотреть на Instagram
Катрина стала непременным аттрибутом празднования Дня мертвых в Мексике в начале XX века, когда этот образ впервые изобразил на гравюре мексиканский художник Хосе Гуадалупе Посада. Катрина представляет собой череп в украшенной цветами шляпе, модной в начале XX века, и на то время была призвана показать, что богатые так же смертны, как и все остальные. Катрина быстро стала символом уникального мексиканского искусства, её начали воспроизводить в большом количестве экземпляров и вариантов, но в них всегда присутствует женский череп в головном уборе, украшенном цветами и лентами. Раскашенные под череп женские лица во время празднования Дня мертвых — это тоже образ Катрины.
Есть вопросы?
Задайте свой вопрос в комментариях к этой публикации.
С основными услугами, которые мы предоставляем нашим клиентам, вы можете ознакомиться на странице Наши услуги
Чтобы всегда быть в курсе последних публикаций, подпишитесь на нашу рассылку и наши страницы в соцсетях
Приходите в наши группы для общения в Facebook и Telegram
© 2018-2023 Go to Mexico! При полном или частичном использовании материалов сайта прямая индексируемая гиперссылка на https://gotomexico. today обязательна.
La Catrina: мрачная история бессмертной иконы Дня мертвых
Куда бы вы ни посмотрели на улицы во время празднования Дня мертвых в Латинской Америке, вы увидите знакомое лицо. Лицо, которое сочетает в себе мрачное и элегантное, в гриме на лицах детей, в изысканном платье женщин, в праздничном «хлебе мертвецов» и в каждой витрине, где продаются сувениры и эмблемы этого уникально атмосферного праздника.
У этого лица есть определенная эстетика: череп, одетый в богато вышитую шляпу, сияющую цветами. это La Calavera Catrina — «элегантный череп» — часто просто La Catrina. И каким бы праздничным это ни казалось на первый взгляд, присутствие Ла Катрины в мексиканской мифологии Дня Мертвых является гораздо более глубоким заявлением о смертности, судьбе и социальном разделении на классы.
Рисунок ацтекской богини Миктекациуатль, которая упоминается в рукописи Кодекса Борджиа, руководства по месоамериканскому культу, которое, как считается, было написано до испанского завоевания.
Фотография The Picture Art Collection, Alamy. Эта честь принадлежит Миктекациуатль — королеве подземного мира ацтеков Чикунамиктлана. Ее роль заключалась в том, чтобы следить за костями мертвых, и ее присутствие было в центре внимания во время любого опознания тех, кто ушел из жизни.
И куда делись эти души? Среди мезоамериканцев было поверье, что мертвые совершают путешествие, которое спускается на девять уровней в глубины Чикунамиктлана. Взгляд древних на смерть не был скорбным: они рассматривали ее как часть цикла жизни и чествовали усопших, оставляя подношения на импровизированных алтарях или ofrendas , которые помогут им в дальнейших испытаниях.
Эти ofrendas по-прежнему связаны с Днем Мертвых, который на протяжении веков также впитал в себя языческие и католические обычаи празднования, в том числе даты праздника, охватывающего канун Дня всех святых, День всех святых и День поминовения душ. Но определяющий образ современного фестиваля придет позже — и из неожиданного источника.
Происхождение иконыИнгредиенты современного образа «Катрины» были собраны воедино еще в 1910 мексиканского иллюстратора Хосе Гуадалупе Посада. Посада, родившийся в Мексике в 1852 году, создавал мультяшные литографии и гравюры для сатирической иллюстрации политических и социальных проблем; его работы часто публиковались в мексиканской прессе.
Что объединило эти иллюстрации воедино и сделало славу Посады особенно отличительной, так это центральный мотив эскизов: фигуры Посады, независимо от рода занятий, класса или статуса, изображались с черепами вместо лиц. Эти карикатуры на черепа, или калаверас, изображали бы что угодно, от национальных трагедий до текущих событий и деятелей, исторических событий и литературных персонажей. Эскизы Посады иногда были пророчески-апокалиптическими, например, опубликованный в 1899 году, изображающий извержение вулкана, передний план которого разбросан хаотичной погребальной сценой из калаверас , в том числе одного, поднимающегося из могилы.
На одной из карикатур «калаверас» Посады изображено извержение вулкана в 1899 году.
Фотография Антонио Ванегаса Арройо, Библиотека Конгресса США
Сведение каждого человека к костям, независимо от времени, места, класса или деяния, придавало изображениям Посады гомогенизирующее качество, очевидное послание заключалось в том, что «внутри мы все одинаковы».
В сочетании с более мрачными последствиями черепа иллюстрации Посады стали самыми грубыми уравнителями общества. Опубликованный во время пандемии болезни персонаж холеры в очерке 1910 года La calavera del cólera morbo (калавера патологической холеры) представляет собой не череп, а скорее фантастического гуманоида с телом змеи. Однако вокруг «холеры» находится дюжина черепов, на всех изображены мирские эффекты различных профессий, от ювелиров до портных и кузнецов, бухгалтеров и судей. Опять же, сообщение было нейтрализующим: независимо от того, какую часть общества вы занимаете, смерть убивает всех.
Ла Калавера КатринаПервоначальный набросок Ла Калавера Катрина, сделанный Посадой примерно в 1910 году. 1911 г. и свержение его режима. Оригинальное название наброска отражало это культурное присвоение, принятое некоторыми членами мексиканского общества: La Calavera Garbancera, , причем в некоторых источниках последнее слово упоминается как сленг для женщины, которая отказывается от своей мексиканской культуры и принимает европейскую эстетику. Более позднее крещение также произошло от сленга со словом ‘ catrin ‘или ‘ catrina ‘ часто используется для обозначения хорошо одетого мужчины или женщины, или «денди». Катрина в показном длинном платье держится за руки с самим Посадой, а также с женой Ривьеры, художницей Фридой Кало. Фреска — Сон о воскресном дне в Центральном районе Аламеда — стала культурным достоянием и еще больше усилила образ Ла-Катрины в национальном сознании.
Оригинальный мультфильм Ла Калавера Катрина, мексиканский художник Хосе Гуадалупе Посада. Считается, что он был нарисован примерно в 1910 году, когда мексиканская революция набирала обороты.
Фотография Хосе Гваделупе Посада
Фольклорный герой фестиваля
Принятие «Катрины» в качестве эмблемы Дня мертвых сегодня принимает множество форм — от сахарных черепов на каждой витрине магазина до макияжа и платьев, демонстрируемых посетителями фестиваля. везде, мужчина и женщина, Catrin и Катрина . Во многом она связывает воедино времена и их интерпретацию смерти: ее элегантное платье предполагает празднование, ее улыбка, хотя и неизбежная, напоминает нам, что, возможно, есть утешение в принятии смертности и что умерших следует помнить, а не бояться. Кем бы ты ни был, у всех нас одна судьба. И, возможно, в знак возврата к самым ранним верованиям этой культуры, что хранитель всего, что приходит после жизни, принимает определенно женскую форму.
Кто стоит за Днем Мертвых?
Внутри: Кем была Ла Катрина и что она представляла?
«Смерть демократична. В конце концов, независимо от того, белый вы, темнокожий, богатый или бедный, мы все останемся скелетами».
– Хосе Гуадалупе Посада
Она высокий скелет, одетая в элегантное платье начала века. Экстравагантная шляпа, полная цветов, венчает ее ухмыляющийся череп, а шею украшает боа из перьев.
Многие люди во всем мире узнают ее по празднованию Дня мертвых в Мексике: La Calavera Catrina .
Она может украшать семью ofrenda , стоять в виде керамической куклы на витрине магазина или появляться с раскрашенным лицом на параде Día de Muertos .
Но откуда взялась и что она значит для мексиканской культуры?
Несмотря на то, что изображения из «Дня мертвых» становятся все более коммерческими и популярными в Соединенных Штатах и других странах, смысл «Катрины» весьма глубок.
Давайте посмотрим на историю La Calavera Catrina !
Содержимое:
1. Кем был Хосе Гуадалупе Посада?
2. Кем была первая Катрина?
3. Откуда современная Катрина?
4. Как она связана с Днем Мертвых?
5. Что символизирует Ла Катрина?
Кем был Хосе Гуадалупе Посада?
Прежде всего: чтобы понять значение «Катрины» и даже большей части образов «Дня мертвых», нам нужно немного узнать Хосе Гваделупе Посаду.
Посада был мексиканским гравером, иллюстратором и карикатуристом, родившимся в 1852 году. Он получил некоторую известность в 1871 году серией политических карикатур, в которых критиковался губернатор Агуас-Кальентес.
В 1888 году он переехал в Мехико, чтобы работать в различных газетах. Посада открыто выступал против коррупции в правительстве, а также претенциозности и излишеств богатых. Он часто использовал изображения на черепах и скелетах, чтобы представить единственное действительно демократическое состояние людей: смерть и загробную жизнь.
Иллюстрации Посады были доступны даже низшим классам, многие из которых не умели читать. Хотя в свое время он умер без славы, его изображения черепов и скелетов с тех пор олицетворяют дух Дня мертвых.
Кем была первая Катрина?
В 1910 году Посада создала « La Calavera Garbancera », свое настоящее имя. В это время ее изображали в виде скелета, одетого в элегантное французское платье с белым макияжем, причудливой шляпой и боа из перьев.
Она была карикатурой и критикой женщин из высшего общества, которые ценили европейские обычаи и пренебрегали своими мексиканскими.
« La Calavera Garbancera » — или Скелет гарбанзо , был основан на продавцах гарбанзо, которые достигли богатства. На карикатуре были изображены женщины, которые тогда стремились скрыть свои корни в пользу европейских стилей. Для контекста это было на пороге мексиканской революции, когда напряженность между аристократией и другими классами была особенно высокой.
Откуда современная Катрина?
«Музей Посады, Агуаскальентес» (CC BY 2. 0) от MollySVH
В 1947 году Диего Ривера включил эту фигуру в свою фреску Sueño de una tarde dominical en la Alameda Central.
Среди множества людей на фреске он поместил ее между Фридой Кало и Хосе Гуадалупе Посадой.
CC0 1.0 Universal (CC0 1.0), Посвящение общественному достояниюИменно тогда ее стали называть Ла Катрина. Катрина была популярным термином в то время, которым называли хорошо одетых аристократов. Фреска End of Alameda Park сейчас находится в Museo Mural Diego Rivera в Мехико.
Как она связана с Днем мертвых?
День мертвых, отмечаемый 1 и 2 ноября, уходит корнями в местные верования. Для доиспанских мезоамериканских групп смерть рассматривалась в более позитивном свете, а черепа ассоциировались с продолжением загробной жизни.
Таким образом, сегодняшний праздник изобилует символами загробной жизни, увиденными в декоративных черепах и танцующих калаках . Эти древние ритуалы, как правило, высмеивали и высмеивали смерть, точно так же, как Хосе Гваделупе Посада в своих иллюстрациях с использованием скелетов и черепов.
По мере того, как популярность символа Катрины росла, она начала появляться на праздниках Día De Los Muertos вместе с мужской версией, Катрин .
Другая связь может быть установлена между Ла-Катриной и древними традициями ацтеков. Богиня смерти Миктекасиуатль была первым женским воплощением смерти и королевой подземного мира Чикунамиктлан .
Миктекасиуатль, которого часто изображают с содранной кожей и зияющей скелетной челюстью, был связан как со смертью, так и с воскресением. Согласно одному мифу, Миктекасиуатль и ее муж собирали кости, чтобы они могли быть возвращены в землю живых и восстановлены богами.
– День мертвых: от поклонения ацтекской богине до современного мексиканского праздника, Разговор
В чем символизм Ла-Катрины?
Вездесущие Катрины остаются сатирическим символом тех, кто ценит статус и иностранные обычаи выше собственных мексиканских корней.