День смерти мексика – Dia de Los Muertos — День Мертвых. Что такое Компарса: selyanka1 — LiveJournal

Dia de Los Muertos — День Мертвых. Что такое Компарса: selyanka1 — LiveJournal

В продолжение Dia de Los Muertos — День Мертвых. История Катрины.

Прошлый пост про историю Катрины был неким экскурсом в древнюю историю Мексики и закончился 1947 годом, а следующей важной датой в создании современного праздника стали 1960-е годы, потому что именно в это время мексиканское правительство в культурных и политических целях решило сделать День Мертвых национальным праздником и распространить традиции на всю страну.

Дело в том, что этот праздник первоначально в Мексике имел большое значение только в южных ее частях, а также в соседних Белизе и Гватемале, там, где когда-то существовали древние индейские цивилизации майя и ацтеков.

Более того, этот праздник до такой степени был связан с местными локальными обычаями, что даже местные названия у него могли быть разными. На полуострове Юкатан его называли Ханал Пиксан (Hanal Pixan на языке майя «Путь души через сущность пищи»), в горах Мичоакан  его называли Джимбанква (Jimbanqua), а в штатах Сан-Луис-Потоси, Идальго и Южной Оаксаке использовали название Ксантоло (Xantolo). А вот на севере Мексики, где индейцы больше напоминали североамериканских, то есть кочевников, День Мертвых как-то особо не был популярен и не праздновался.

В 1960-e годы в мире, как известно, рушилась колониальная система, страны во всем мире обретали независимость и национальное самосознание.

И хотя Мексика в то время уже была независимой страной, с национальным самосознанием возможно были некоторые проблемы.

Лично мне кажется, что мексиканцам не хотелось выглядеть потомками варваров-дикарей, какими их в свое время описывали испанцы. Мексиканцам хотелось выглядеть потомками многовековой цивилизации с собственными корнями, культурной идентичностью и традициями.

И какой-то национальный праздник или праздники могли стать базисом для такой вот объединяющей страну идеи o мексиканской цивилизации.

Видимо, Дня Независимости Мексики было недостаточно, а День Мертвых был связан с древней индейской цивилизацией, жившей на территории Мексики до прихода испанцев и имел явно выраженный культурный фон, уходящий в века. И он был объявлен национальным праздником.

И теперь это любимейший национальный праздник, посвящённый памяти умерших, в который по поверью души умерших родственников посещают родной дом. Для того, чтобы их встретить как можно более  радушно, семьи сооружают алтари в честь покойных родственников, как дома, так и на кладбище, украшают их черепами из сахара (напомню, что у древних ацтеков череп умершего часто хранился дома, как жилище души TONALLI, которая отвечала за любовь и огонь, об этом было в предыдущей части), любимыми продуктами и напитками умершего, свечами, игрушками и цветами, в первую очередь оранжевыми бархатцами.


Сахарные черепа


Украшение могилы на кладбище

С точки зрения значимости и денежных трат это самый главный мексиканский праздник года, семьи часто тратят все свои заработки за пару месяцев, чтобы соорудить приличный алтарь, за который не будет стыдно, и который покажет пришедшим в гости умершим родственникам, как их в семье помнят и любят.


Алтарь для умершего

Еще в Мексике есть традиция, по крайней мере в деревнях, одеваться в одежду умерших и мазать лицо белой краской, чтобы пришедший в гости умерший родственник не чувствовал себя как-то уж сильно «другим» со своим черепом вместо лица. И нарядные костюмы часто называют «Щеголеватый скелет» или «Элегантный череп», в связи с чем эти слова сейчас являются синонимами для Катрины.


Алтарь для умершего

А еще популярно устраивать гуляние с компарсами.

Компарса (Comparsa) — это в испанском и латиноамериканском мирe группа самодеятельных артистов, певцов, музыкантов и танцоров, которые принимают участие в каких-то народных гуляниях, часто каких-то специфических карнавалах.


Компарса на ходулях во время празднования Dia de Los Muertos

Как я уже писала в предыдущем посте, на День Mертвых в Мексике популярно придумывать и читать литературные калаверы — шуточные поэмы — эпитафии в честь умерших. Кроме того Мексика, это страна мариачи и очень красивой музыки. Так вот в мексиканской культуре существует огромное количество песен, исполняемых специально на День мертвых, так же как в англоязычных странах существует огромное количество песен, исполняемых специально на Рождество.

И раз уж я взялась знакомить тут народ с мексиканской культурой и этим конкретным праздником, то выложу я некоторые самые известные из этих песен, исполняемых на День Мертвых.


Автор песни La Llorona (Плачущая женщина) неизвестен, но создана она где-то на перешейке Техуантепек в Оахаке. Песня рассказывает историю любви и боли в стиле, характерном для времён мексиканской революции.

История La Llorona отсылает к легенде о мексиканской богине Чихуаатль, которая как-раз перед прибытием испанцев, зная ужасающее будущее своих мексиканских детей, которое ждало их после завоевания испанцами, громко рыдала на стенах Теночтитлана, и ее крик был услышан


Песня La Bruja была написана Хосе Гутьерресом и братьями Очоа и рассказывает о незамужней женщине, которая пыталась найти себе мужчину и завладеть им. За этой песней стоит легенда о женщине, известной как «Ведьма из Уастеки», очень популярная в Веракрусе.


Песня «El día de Muertos» или «День мертвых» очень хорошо передает идею о том, как индейцы относились к смерти, рассказывая о боли, вызванной безответной любовью. Это одна из самых популярных романтическиx мелодий в песенных книгах «pireris», которая всегда исполняется на праздник


Песня «La Calaca» («Скелет»), которая была написана Хосе Эрнандесом и увековечена Ампаро Очоа, рассказывает о том, что происходит на крупнейшем кладбище Мехико Сити «Пантеоне Долорес». Она повествует о различных событиях, происходящих вокруг смерти и калаки. У мексиканцев есть выражение se lo (la) llevó la calaca — его забрала калака/скелет, что означает, что человек умер, смерть его забрала.


Песня «Viene la Muerte Echando Rasero» рассказывает о том, что цвет кожи, раса, религия, возраст или что-то еще не имеют значения перед лицом смерти, смерть настигнет каждого из нас и в конце концов мы все там будем.

Ну вот такие популярные песни поют на народных гуляниях в Мексике во время празднования Дня Мертвых.

B большинстве деревень и мелких населенных пунктов Мексики компарса — это просто группа местных жителей без каких-то сногсшибательных театральных или вокальных талантов. Это в чистом виде народное гуляние с художественным исполнением именно на уровне самодеятельности.

Однако, в Мексике есть туристические места, где компарсы сделали более профессиональными и коммерческими именно в целях привлечь туристов. В частности, одним из таких очень известных мест является город Оахака, где выступление компарс называют фестивалем.

А вот так выглядит компарса в городе Темпоаль-де-Санчес

Эти два видео — традиционные выступления компарс.  То есть традиционно никаких тебе специальных парадов и шествий специальной колонной на кладбище или еще куда-то. В конце-концов посещение кладбища — дело личное и семейное, колонной туда не маршируют. Сцена (площадь в центре города/деревни) для выступлений, народные танцы, народные костюмы.

Так традиция карнавала-парада во главе с Катриной откуда взялась?

А судя по всему взялась она из США, причем пришла разными способами из нескольких разных мест.

Но об этом в следующий раз

Продолжение  Dia de Los Muertos — День Мертвых. Американское влияние

selyanka1.livejournal.com

Как отмечают праздник мертвых в Мексике?

Есть страны, в которых к смерти относятся с юмором. Мексика – наверное, самая яркая из них. Исторически сложилось так, что здесь смерть рассматривают немного с другой стороны, нежели в типичной Европе, к примеру. Для мексиканцев смерть — это не конец, а начало. Поэтому усопших здесь не поминают и не оплакивают. Один раз в год их встречают с радостью на лице. В этот день все переворачивается с ног на голову: день меняется с ночью, город заполняют люди, облаченные в костюмы мертвецов, а кладбище становится наиболее посещаемым местом. Так проходит праздник мертвых в Мексике. Как называется это действо? Возможно, вы уже слышали эту фразу: Dia de los Muertos. А теперь давайте поближе познакомимся с этим бесшабашным мероприятием и попробуем разобраться, в чем его философия.

История

Праздник мертвых в Мексике уходит своими корнями во времена ацтеков и майя. В системе их верований смерть обретала вид некого ритуала, как и воскрешение. Еще до того, как Мексику завоевали испанцы, в домах у ацтеков хранились черепа их усопших родственников, которые активно использовались в ацтекских церемониях.

Летом ацтеки выделяли целый месяц, на протяжении которого устраивалась череда жертвоприношений. Тем самым они отдавали дань мертвым и вообще загробному миру с его владычицей – богиней Миктлансиуатль.

Первые завоеватели Мексики заметили, что ацтеки насмехаются над смертью в своих обрядах. Эти ритуалы были признаны кощунственными, и против тех, кто их применяет, начали вводить санкции. Коренное население Центральной части Америки по принуждению обратили в католицизм, однако древние традиции остались неизменными. Правительству удалось сократить период жертвоприношений и разгула ритуального действа до нескольких дней. Однако оно так и не смогло заменить радость людей на скорбь, а череп, который является главным атрибутом праздника мертвых, на крест. Что стало основанием для такого события, как праздник мертвых в Мексике: миф или действительность, сложно утверждать. Одно известно точно – этот день объединяет миллионы людей.

Когда проходит праздник?

Древний языческий праздник постарались по максимуму подстроить под христианский канон. Раньше его отмечали в 9-й месяц ацтекского календаря, но позже перенесли на 1-2 ноября. В этот день католики отмечают День усопших и День Всех Святых. Иногда праздник мертвых в Мексике начинают праздновать 31 октября. Так как данное действо имеет статус национального праздника, государственные предприятия и школы в эти дни не работают. Праздник условно делят на День маленьких ангелов (1 ноября) и собственно сам День мертвых (2 ноября). В первый день почитают усопших младенцев и детей, а во второй – взрослых.

Традиции

Согласно мексиканским верованиям, мертвые не уходят навсегда, а продолжают жить в загробном мире, который называется Миктланом. Поэтому смерть для них — такой же праздник, как и рождение. По сути, она и есть рождением, но уже в ином обличие. Мексиканцы считают, что раз в год усопшие приходят в свои дома, чтобы навестить родственников, заняться любимыми делами и ощутить прелесть жизни.

В крупных городах Мексики к Дню мертвых начинаются готовиться за несколько месяцев. В учебных заведениях и всякого рода сообществах делают костюмы, маски и ростовых кукол. Музыканты готовятся к выступлениям, алтари преображаются, а цветочные компании получают крупные заказы.

Алтарь и подношения

Символической дверью между миром живых и мертвых считается алтарь, выполненный из желтых бархатцев. Алтари устанавливают повсеместно, чтобы через них души усопших могли попасть домой. В последние годы, их можно встретить даже в школах, магазинах, ресторанах, больницах, на центральных улицах и в прочих людных местах. Бархатец в этой связи часто называют цветком мертвых.

К алтарю возлагают различные подарки: свечи, игрушки, фрукты, тамале (национальное блюдо из кукурузной муки) и прочее. Обязательными атрибутами считается вода (усопших мучает жажда после долгих путешествий) и сладкий «хлеб мертвых».

К празднику женщины готовят любимые блюда умершего родственника и заправляют кровать, чтобы он мог отдохнуть. Семья и друзья собираются вместе, чтобы с радостью встретить покойного.

Черепа и скелеты

Когда приближается праздник мертвых, в Мексике все заполняется его символами – черепами, скелетами и гробами. На любом прилавке можно встретить эти атрибуты в виде шоколадок, статуэток, брелоков и прочей мишуры. На витринах их часто укладывают в виде пирамид, символизирующих ацтекские цомпатли. Цомпатль – стена из черепов побежденных врагов, символизирующая неразрывную связь живого и мертвого.

Черепа и скелеты в этот праздник можно увидеть буквально везде: на дверях, стенах, асфальте, одежде и даже коже. Если вам в День мертвых подарят гроб с вашим именем, не обижайтесь – вам от всей души желают всего наилучшего. Такие подарки дарят близким и дорогим душе людям.

«Калавера Катрина»

Еще один интересный символ, которым может похвастаться национальный праздник мертвецов в Мексике. Представляет собой скелет, одетый в богатые женские наряды с широкополой шляпой. Фраза «Калавера Катрина» дословно переводится как «Череп Катрины». Часто этот символ называют «черепом модницы». Многие местные жители считают, что именно так выглядит богиня мертвых. Но в действительности данный символ стал известен из гравюры La Calavera de la Catrina 1913 года, которую выполнил художник Хосе Гуадалупе Посад. Таким образом он хотел проиллюстрировать, что даже самые богатые и успешные однажды станут жертвами смерти. Так или иначе, образ Катрины со временем прочно закрепился в статусе одного из главных символов такого мероприятия, как праздник мертвых в Мексике. Макияж у женщин в этот день часто символизирует ту самую Катрину.

Поход на кладбище

В этот праздник на парковках около кладбища практически нереально найти свободное место. Сюда приезжают целые семьи, чтобы поухаживать за могилами родственников, усыпать их букетами бархатцев, украсить свечами, принести любимые блюда и напитки покойного. Здесь же организовываются пикники и танцы под национальную музыку.

Вечерний поход на кладбище для мексиканцев является не грустным событием, а настоящим праздником. Они встречаются здесь с родственниками, веселятся и просто хорошо проводят время. Вокруг каждой могилы идиллия: мужчины душевно беседуют, женщины накрывают стол, старшие рассказывают младшим забавные истории из жизни, дети играют, и никто не боится того дня, когда смерть настигнет и его.

Парад мертвецов

Задушевные ночные посиделки на кладбище больше распространены в небольших городах. В мегаполисах же чаще устраивают настоящие карнавалы. Праздник мертвых в Мексике, фотографии которого поражают уровнем организации, проходит с большим размахом. Город, пустующий днем, с приходом ночи заполняется оркестрами. Классические и народные музыкальные инструменты создают колоритную атмосферу, которая, как считают местные жители, поднимает мертвых из могилы. По крайней мере, живых она вдохновляет на танцы до утра.

За бродячими оркестрами образуются огромные группы людей. Большинство из них наряжаются в красочные наряды и атрибутику, которой славится праздник мертвых в Мексике. Маски, которые можно встретить на людях в этом день, в основном олицетворяют смерть. Но все они, равно как и сувенирные черепа, наделены широкой искренней улыбкой. Шествие не имеет четкого направления и расписания. К нему может примкнуть любой желающий. Карнавал пленяет весь город, но с приходом рассвета 3 ноября он затухает на целый год.

Региональные отличия

Только представьте: на сегодняшний день в некоторых городах День мертвых затмевает по своему размаху Рождество. Однако в каждом из городов праздник встречают по-своему и с разным масштабом. К примеру, в городе Оахака-де-Хуарес, главным событием дня считается карнавальное шествие. Тем временем в долине Мехико больше всего ресурсов тратят на украшение домов и алтарей.

В городе Помучь соблюдают традиции доколумбовых времен. Здесь ежегодно эксгумируют тела усопших родственников и очищают их от плоти. В районе Тлахуак чтят древние сельские традиции и устраивают пышные гуляния на кладбищах. В Окотепеке в огромном количестве проводят жертвоприношения. А дороги от домов, где за последний год умерли люди, до кладбища усыпают лепестками цветов.

Сходство с Хэллоуином

Главный праздник в Мексике, День мертвых, проводится приблизительно в то же время что и Хэллоуин, и имеет с ним ряд сходств. Оба праздника зарождались во времена ранних культур и однажды, так или иначе, смешались с христианской верой. День мертвых, равно как и Хэллоуин, основан на вере в то, что мертвые возвращаются в наш мир. Атрибутика праздников, всецело напоминающая о смерти, также имеет общие черты.

Однако есть в этих двух мероприятиях существенное отличие. Хэллоуин символизирует страх перед смертью. Он изобилует персонажами с отрицательной репутацией: ведьмами, вампирами, демонами, зомби и так далее. Маски в Хэллоуин надевают для того, чтобы злые создания принимали людей за своих и не причиняли им вреда. В День мертвых все наоборот – умерших приветствуют, а смерть воспринимают как рождение чего-то нового, светлого и великого.

Праздник мертвых в Мексике: тату

День мертвых настолько популярен во всем мире, что даже в странах бывшего СНГ делают татуировки с его атрибутикой. Чаще всего на теле изображают ту самую Калаверу Катрину, которую многие считают воплощением богини смерти Миктлансиуатль.

Заключение

Сегодня мы познакомились со столь необычным праздником, как мексиканский День мертвых. Однозначно философия мексиканцев касательно смерти заслуживает внимания и, по крайней мере, заставляет задуматься о том, что, возможно, наш страх перед смертью сильно преувеличен. А усопшим, возможно, было бы гораздо приятнее видеть улыбки на лицах своих родственников, а не скорбь.

fb.ru

День Мертвых в Мексике. Уйти в отрыв с Виктором Набутовым, 25.10.2019

25.10. День 1: Мехико

После встречи с Александром в аэропорту, едем в отель. Перелет через океан был долгим, поэтому заселяемся, ужинаем, обсуждаем предстоящие планы и отдыхать!

26.10 День 2: Теотиуакан и парад Катрин

К восходу солнца уезжаем в Теотиуакан – столицу загадочной цивилизации. Чтобы увидеть все величие этого древнего города, поднимемся в воздух на воздушном шаре над пирамидами. Именно здесь сохранились самые большие постройки Мексики – пирамиды Солнца и Луны. После полета над Теотиуаканом обязательно заглянем в Собор Девы Марии Гваделупской. Собор (или Базилика) – главное место паломничества всех верующих католиков Латинской Америки. А с холма Тепеяк, который находится рядом с Собором, открывается красивый вид на Мехико. Одним из главных событий сегодняшнего дня станет Парад Катрин, который проходит по центральному проспекту столицы Пасео де ла Реформа и историческому центру города. Организаторы парада, воодушевившись кадрами из знаменитого фильма про Агента 007 и его приключениями в Мехико, решили воплотить в реальность фантазию сценариста, и таким образом появилась новая яркая традиция. Ежегодно в преддверии Дня Мертвых центр мексиканской столицы превращается в место сбора “скелетов” в костюмах. Мы сядем на балконе одного из ресторанов, чтобы наблюдать за шествием с хорошим обзором. Заодно и пообедаем. Другой неотъемлемой традицией Дня Мертвых, появившейся еще в доиспанские времена, является создание уникальных поминальных алтарей. Такие алтари делают во всех мексиканских домах и учреждениях, их щедро украшают оранжевыми цветами семпасучиль (бархатцы), различными угощениями и вкусностями, и обязательно в их центр ставят изображения покинувших наш мир родственников. По индейским верованиям, именно благодаря этому их души могут найти дорогу домой и навестить своих любимых потомков в дни праздника. Мы сами поучаствуем в создании алтаря ко Дню Мертвых.

27.10 День 3: Буритто, энчилада и чимичанги

С утра едем на прогулку по каналам Сочимилько (“место цветов” в переводе с индейского языка науатль), или как их еще называют «мексиканская Венеция». Это то немногое, что осталось от древнего ацтекского города Теночтитлан. Сегодня Сочимилько – это разветвленная сеть каналов (более 170 км), на берегах которых выращивают, в первую очередь, цветы, а разноцветные гондолы катают всех желающих сбежать от городской суеты. Это отличное место, чтобы попробовать угощения со всех концов страны, а также послушать романтичные песни традиционных мексиканских музыкантов мариачи. Слитая из индейских и европейских традиций кухня Мексики по праву завоевала титул одной из самых популярных и востребованных во всем мире. Мы отправимся в район Рома Норте, чтобы с шеф-поварами Бето и Хорхе приготовить самые интересные мексиканские блюда, которые едят на День Мертвых. Вечером перелет в город Кампече на побережье Мексиканского залива.

28.10 День 4: Кампече

С утра прогуляемся по центральной части Кампече. Когда-то он играл ключевую роль в развитии испанской колонии, а история самого города тесно связана с пиратами Карибского моря. Затем едем, чтобы увидеть пожалуй самую необычную традицию Дня Мертвых, которая на многих наводит ужас и которую в течение нескольких столетий пыталась искоренить католическая церковь. Сейчас она сохранилась только в этом регионе. Каждый год, в преддверии праздника, жители небольшого городка Помуч приходят на городское кладбище, чтобы достать из склепов кости и черепа умерших родственников, аккуратно почистить их и сложить в небольшие ящички, украшенные традиционной юкатанской вышивкой. Это мероприятие является семейной данью уважения к предкам, поэтому можно заметить как молодые девушки и юноши с неподдельным трепетом «общаются» с черепами своих дедов и прадедов. Заглянем к ним в гости, а к вечеру уедем в город Паленке.

29.10 День 5: Паленке

С рассветом мы идем гулять по одному из самых красивых городов майя – Паленке. Помимо самой археологической зоны, увидим лучшую на сегодняшний день реконструкцию гробницы древнего правителя этого города – Пакаля Второго, а затем углубимся в тропическую сельву, где искупаемся в 35-метровом водопаде Мисоль-Ха. Затем обед и дорога в культурную столицу штата Чьяпас – город Сан Кристобаль де лас Касас – где индейские племена Чьяпаса соседствуют с выходцами из Европы. Город обладает удивительной атмосферой, повсюду рассредоточены небольшие кафе и джаз-клубы с живой музыкой и самым вкусным в стране кофе. Мы непременно зайдем на чашку кофе и послушаем джаз.

30.10 День 6: Индейцы цоциль

Утром едем в индейскую деревню Сан Хуан Чамула, которая является центром племени майя-цоциль. Племя очень своеобразно, особенно в части своих религиозных ритуалов. Некоторые из них до сих пор включают в себя элементы жертвоприношений. Посетим главную святыню цоцилей – церковь святого Иоанна Крестителя. Религия здесь – невероятная смесь католической веры и древнего язычества. При желании сами сможем поучаствовать в одном из ритуалов цоцилей, и обязательно очистим свою ауру у местного целителя – курандеро. Затем уезжаем в каньон Сумидеро – одно из самых интересных мест Мексики. Прокатимся по каньону на лодке, пообедаем и едем дальше, на север. Впереди город Теуантепек – транзит к нашей следующей цели, городу Оахака.

31.10 День 7: Сьерра Мадре

После завтрака в отеле у нас запланирован живописный переезд по горам Сьерра Мадре, после которого мы приедем к одному из красивейших природных чудес Мексики – застывшему каменному водопаду Йерве эль Агуа, где можно будет искупаться и сделать отличные фотографии. Ну и, конечно , посетить исполинское дерево Туле возрастом более 2000 лет. Приезжаем в город Оахака, размещаемся в отеле.

1.11 День 8: Оахака. День Мертвых

Высыпаемся, ведь ночью нас ждет участие в таинстве Дня Мертвых, и пока не стало слишком жарко, выезжаем в Монте-Альбан – культовый центр индейских племен сапотеков и миштеков, который возвышается над городом Оахака. Вернувшись в Оахака, погуляем по живописному городу, который входит в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Обязательно заглянем на местный рынок, где в среде настоящей мексиканской жизни попробуем самые «изысканные» деликатесы этого штата – жаренных в соусе чили кузнечиков. По совету местных смотреть парад Дня Мертвых будем здесь, в городе Оахака, где до сих пор живы доиспанские традиции. Поэтому 1 ноября мы проведем в Оахаке и примем участие в праздновании: увидим большой карнавал, пройдем вместе с шествием, зайдем на ярмарку ремесленников штата, которая в эти дни проводится в Оахаке, а ночью – на главное кладбище города, которое в эту ночь превращается в место празднеств, народных гуляний и веселья.

2.11 День 9: Оахака. Алебрихе. Мескаль

Оахака – это родина причудливых деревянных фигурок мифических существ (алебрихе), которые изображают животных-хранителей человеческой души. Согласно поверьям местных индейцев, у каждого человека есть оберегающий дух. В семейной мастерской по производству алебрихе у нас будет возможность самим принять участие в создании персональных фигурок – “духов”. Затем едем на небольшую семейную фабрику по производству мескаля – второго по популярности крепкого алкогольного напитка Мексики, который готовят из агавы. По возвращении в Оахаку устроим заключительный ужин в одном из лучших ресторанов города.

3.11 День 9: Домой

С утра летим в Мехико, бросаем вещи в отеле и, пока есть свободное время, прогуляемся и посмотрим интересные сувениры в лавках ремесленников. К вечеру за нами приедет транспорт и выезжаем в аэропорт!

mktravelclub.ru

а что вы знаете об этом событии?

В начале ноября на территории Мексики проходит одно из самых неординарных и удивительных событий планеты – День мертвых. Однако шокировать этот праздник может только съезжающихся сюда со всего света туристов, так как местные жители воспринимают его как нечто естественное. Мексиканцы вообще склонны относиться к вопросам, связанным со смертью, совсем иначе, чем представители западной культуры. Не стоит бояться страшного названия, ведь само торжество способно подарить массу положительных эмоций, удивить своими красками и невероятными персонажами.

Как отмечают День Мертвых, а не страшно ли?

История праздника

Корнями День мертвых уходит в культурные обычаи таких древних племен, как майя и ацтеки. Один из летних месяцев они посвящали жертвоприношениям и ритуалам, целью которых было задобрить богиню Миктлансиуатль, господствующую в загробном мире. Когда на территорию нынешней Мексики вторглись испанцы, многие древние традиции были забыты под давлением со стороны католичества. Однако некоторые национальные праздники проживающих здесь когда-то племен сохранились и до наших дней, хотя и в измененной форме. Сегодня День мертвых проходит осенью и продолжается всего пару дней, обходясь при этом без кровавых ритуалов.

Атрибуты Дня мертвых

Ощущение предстоящего торжества появляется еще за несколько дней до самого Дня мертвых. Праздник затрагивает буквально всю Мексику. В каждом городе проходят ярмарки, на которых у каждого желающего есть возможность стать обладателем яркой праздничной атрибутики. Естественно, что эти атрибуты связаны со смертью, например, скелеты, черепа, гробы. Фигурки выполняются из самых разных материалов, а их цветовая гамма просто поражает воображение. Некоторые изделия даже можно есть, например, сладости в виде маленьких гробиков. То, что нас приводит в недоумение, воспринимается мексиканцами легко и свободно, ведь это неотъемлемая часть их культуры.

У Дня мертвых есть свой символ – Катрина. Она представляет собой скелет, украшенный разноцветной женской одеждой, а на голове у нее непременно должна быть яркая шляпа с широкими полями. По мнению мексиканцев, данное создание полностью отражает внешний вид самой богини загробного мира.

Согласно мексиканским верованиям, в День мертвых наш мир соприкасается с загробным, мертвые возвращаются, чтобы увидеть своих близких. Каждая мексиканская семья сооружает в своем доме алтарь с подношениями, предназначенными для родственников, закончивших свою жизнь в нашем мире. На таком алтаре можно увидеть вкусную еду, алкогольные напитки, вещи, которые что-то значили для умерших, а также элементы праздничной атрибутики: свечи, черепа с нанесенными на них узорами, а также всевозможные цветы. Самые популярные представители цветочного мира – это бархатцы. Мексиканцы уверены, что именно им отдает предпочтение сама смерть.

Во время празднования Дня мертвых алтари можно увидеть не только в домах местных жителей, но и прямо на улицах. Обычно они создаются специально для известных мексиканских деятелей искусства и политики, которые уже умерли. Еще одним шокирующим зрелищем для туристов становятся многочисленные разноцветные кресты, установленные прямо на городских улицах.

Костюмы и искусство

После обеда на улицах начинают появляться люди, облачившиеся в яркие праздничные костюмы. Их лица украшает грим, превращающий людей в ходячие скелеты. Самый популярный персонаж – это, конечно же, Катрина. Девушки стараются создать самый эффектный и красивый костюм, чтобы выделиться на фоне остальных Катрин, которых в День мертвых на улицах можно встретить на каждом углу. Некоторые костюмы выглядят настолько эффектно, что иногда создается впечатление, будто перед тобой реальный персонаж, пришедший к нам из загробного мира.

Также День мертвых в Мексике интересен тем, что на протяжении этого праздника улицы мексиканских городов больше похожи на выставки под открытым небом. Полотном для художников служит асфальт. К концу дня мостовые, улицы и тротуары покрывают потрясающие картины, вдохновением для которых, естественно, послужила тема смерти.

Посещение кладбища

Еще один обязательный ритуал этого праздника смерти – это посещение кладбища, желательно в темное время суток. Люди приходят навестить умерших близких, приносят множество свечей, цветов и угощений. Обычно в такие моменты звучат истории из жизни людей, лежащих в могилах. Причем рассказываются только веселые истории, на лицах людей можно увидеть улыбку, а в глазах нет даже намека на слезы.

Непременно стоит посетить День мертвых, чтобы познакомиться с этим невероятным взглядом мексиканцев на смерть и все, что с ней связано. Именно здесь, на другом конце света, приходит понимание, что мертвые остаются с нами до тех пор, пока мы храним о них воспоминания.

abzac.cc

День Мертвых. Кто такая Катрина (catrina)?

Продолжаем вдохновляться колоритом Мексики и одним из самых ярких и мистичных праздников, который называется День Мертвых. Сегодня мы с вами поговорим об одном персонаже, который стал частью праздника около 100 лет назад, но так органично вписался в атмосферу этого события, что сложно себе представить День Мертвых без… Катрины (Catrina).

Кто такая Катрина? Откуда она появилась и кто ее придумал?

Потерпите секундочку, мы сейчас об этом расскажем. Давайте для начала посмотрим на разных Катрин, выполненных умелыми руками мексиканских мастеров:

Кто такая Катрина и кто ее придумал?

Катрину придумал мексиканский художник-график и карикатурист Хосе Гуадалупе Посада (Jose Guadalupe Posada) приблизительно в 1910-13 годах 20-го века.

Знакомьтесь: перед вами Катрина в первозданном виде, какой ее выпустил в виде литографии Хосе Гуадалупе Посада.

На изображении женский череп в роскошной шляпе по последней европейской моде того времени. Так одевались в лучших французских и испанских домах в начале 20-го века и такому стилю старались подражать богатые мексиканские барышни.

То было предвестие смутного революционного времени, Посада сочувствовал беднякам и выступал на стороне повстанцев. Катрину он нарисовал как карикатуру на представительниц прекрасного пола от правящей аристократии.

Кто бы мог подумать, что в последствии Катрина превратится в один из главных символов Дня Мертвых, традиции которого насчитывают почти три тысячелетия.

Стать важной фигурой на праздновании Дня Мертвых Катрине помог знаменитый мексиканский художник Диего Ривера. Он нарисовал ее на своей знаменитой фреске, датируемой 1946-47 гг. «Sueño de una tarde dominical en la Alameda Central (Dream of a Sunday Afternoon in the Alameda Central)» — «Сон о воскресном дне в парке Аламеда«. Вы видите на фотографии небольшой ее фрагмент.

Благодаря Диего Ривера Катрина получила законченность образа, у нее появилось тело. С тех пор она постоянно меняет сногсшибательные наряды в самых разных стилях, часто богато украшенные цветами.

Больше разных Катрин, а также все ссылки на оригиналы страниц с изображениями из коллажа вы найдете в нашей подборке на Пинтересте, которая называется «Dia de los Muertos (День Мертвых)».

Подробнее о Дне Мертвых читайте нашей первой заметке серии «Вдохновение Мексики: День Мертвых»

Обсуждение статьи

Вы можете оценить статью, поделиться своим мнением, а также подписаться на комментарии к статье.

Что еще почитать по данной теме на «Рукодельном Рунете»:

www.darievna.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *