Отношение к феномену смерти в Мексике
В далёкой Мексике необычным кажется всё. Поэтому не стоит удивляться, прочитав название этой статьи. Смерть для мексиканцев – не табу, а наоборот – любимая тема для разговоров и даже шуток. «Она [смерть] одна из его [мексиканца] любимых игрушек и самых крепких привязанностей» — писал знаменитый мексиканский поэт Октавио Пас. Разберёмся, с чем связано это явление, и как оно проявляется в обычаях страны.
Говоря о мексиканских традициях, нельзя забывать, что Мексика – лоно древнейших цивилизаций майя и ацтеков. Бóльшая часть мексиканских культурных явлений связана с этими народами, и отношение к смерти – не исключение. Покорённые испанцами индейцы ежегодно отмечали праздник богини смерти Микаилуитонтли, принося человеческие жертвоприношения и тем самым отдавая дань уважения загробному миру. Атцтеки и майя воспринимали смерть как шаг вперед, переход на следующий «уровень», после которого человек может снова вернуться в мир людей и повлиять на ход истории. С приходом испанцев такое позитивное восприятие загробного мира слилось с христианскими традициями. И если сейчас мексиканцы не верят, что человек, умерев, возвращается жизни, то идея того, что в загробном мире ему несомненно лучше, чем на земле, и что за умершего можно только радоваться, – сохранилась.Очень часто на улицах города можно увидеть погребальные «шествия», которые сопровождаются веселой, праздничной музыкой и, как это ни удивительно, танцами. Перед погребением тела в Мексике принято осуществлять для мертвого прощальную прогулку по городу, во время которой близкие родственники несут гроб, а остальные приглашённые следуют позади под традиционную национальную музыку (как правило исполняемую в живую). После все собираются, чтобы поделиться воспоминаниями об ушедшем, ну а танцами в Мексике заканчивается чуть ли не каждая встреча. Важно отметить, что традиция прощальной прогулки сохраняется не во всех регионах, но если вам выпадет случай столкнуться с ней, то теперь, зная, что смерть в Мексике – это повод порадоваться за умершего и проводив, пожелать ему хорошего пути, вы не удивитесь, как настоящие мексиканцы.
Типичные мексиканские сувениры – раскрашенные черепа, разноцветные скелеты с сигарами в зубах и даже украшения в форме скелета-матери, держащей на руках маленького скелета-ребенка. Смерть и жизнь, умирание и рождение в сознании мексиканцев неразрывно связаны, что отображается и в мифах древних индейцев, и в современной латиноамериканской литературе, и в повседневных обычаях. Поэтому увидев на мексиканском рынке серьги в виде скелета с соской во рту – не пугайтесь, ведь цикличность мира, вечное возвращение к началу – основные понятия в древних мексиканских верованиях.
Говоря о разукрашенных скелетах вспомним знаменитый мексиканский праздник – День мёртвых (El día de los muertos) 1-2 ноября, который отмечается гуляниями и традиционными застольями, на которых подаются пирожные в виде скелетов и марципановые гробы с именами празднующих на марципановой крышке. Символ праздника – скелет, одетый в женскую одежду в широкополой шляпе по имени Катрина. Считается воплощениям богини смерти Миктлансиуатль, в честь которой атцтеки приносили человеческие жертвы. Другие атрибуты праздника – алтарь умерших в каждом доме, на котором развешиваются фотографии ушедших в иной мир и на который каждый несёт сладкие подношения.
Помимо непередаваемой атмосферы мексиканских похорон, разноцветных черепов, глядящих на тебя с каждого сувенирного ларька и пышного Дня Мертвых, в Мексике много и других традиций, связанных с темой смерти. В бедных регионах популярен культ Святой Смерти (Еl culto de Santa Muerte) или Черной Госпожи, которая уравнивает не только богатых и бедных, но и законопослушных граждан с теми, кто пошёл против закона. Наркоторговцы, шулеры и т.п. поклоняются божеству, персонифицирующему смерть, веря, что её милость принесёт им нескорую, а главное безболезненную кончину.
В повседневном общении распространены и шутки об умерших, показывающие, что умерший не тяготит живущих; и повсеместные разговоры о смерти, наводящие ужас на европейцев.
En la funeraria:
— ¿Cómo murió?
— En una pelea
— Tú, ¿cómo sabes?
— Porque el letrero dice «SEPELIO», pero no dice con quien.
— No le deseo el mal a nadie, pero espero que mi negocio prospere.
— Atte: La funeraria.
En la facultad de medicina y ante un cadáver, el profesor le pregunta a un estudiante:
— ¿Cuál ha sido la causa de la muerte de este individuo?
— De muerte natural.
— ¿Cómo que de muerte natural?¿Usted no ha visto las puñaladas?
— Si, claro. Es que con esas puñaladas lo natural es que se muriera.
Всё это — часть мексиканской культуры, в которой безусловно заложен философский смысл. Ведь всем нам придётся столкнуться с фактом смерти, так не лучше ли быть готовым к ней заранее и принимать её как нечто естественное, чем жить в страхе и сожалениях о том, чего мы не можем изменить?
Текст: Анастасия Лукьянова
espclubmoscu.com
День мертвых в Мексике | Мексика — интересно знать
© Marcie Gonzalez/Flickr
Мексиканский поэт и культуролог Октавио Пас однажды заметил: «Мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею. Это его любимая игрушка и непроходящая любовь». Связь местных жителей с этой дамочкой и впрямь особенная — и лучше всего ее можно постичь, посетив ежегодный праздник под названием «День мертвых».
© Nicolas Peña/Flickr
© Nicolas Peña/Flickr
Día de los Muertos, День мертвых (вернее, два дня) празднуется 1-2 ноября. Невзирая на столь унылое название, в Мексике это едва ли не самое радостное и семейное торжество, когда живые поминают добрым словом своих покойных родственников, зазывают их души в гости, не боятся подшучивать над смертью — и даже целовать ее. Ведь мексиканская смерть, как-никак, женщина.
© Nicolas Peña/Flickr
© Nicolas Peña/Flickr
Мексиканцы нежно называют смерть La Catrina. В их воображении Ла Катрина вовсе не похожа на безобразную старуху с косой, а, напротив, напоминает своим видом разодетую в пух и прах франтиху, грациозный девичий скелет, радушно усмехающийся землякам.
© Nicolas Peña/Flickr
© Nicolas Peña/Flickr
Крещение Миктлансиуатль
День мертвых — праздник, которому насчитывается не одна сотня лет. В нем удивительным образом сплелись воедино христианские традиции с ритуалами доколумбовской Америки, сохранившимися с тех самых пор, когда две величайшие индейские цивилизации, а именно ацтеки и майя, населяли территорию современной Мексики.
© farflungistan/Flickr
© Robert Miller/Flickr
Древние ацтеки с особым размахом чествовали богиню смерти. Миктлансиуатль, а именно так звучало ее имя в те времена, изображалась весьма миловидной барышней, правда с черепом вместо лица. Облачена она всегда была в юбку из гремучих змей, которые по верованиям индейцев выступали проводниками в загробный мир.
© Russell Cardwell/Flickr
© Alexandra/Flickr
© Dan Dvorscak/Flickr
После того как испанские конкистадоры, внезапно нагрянувшие на Юкатан, взялись огнем и мечом укоренять среди аборигенов веру Христову, языческий праздник был уподоблен католическому Дню всех святых и передвинулся в календаре с середины лета на первые числа ноября. Сама же Миктлансиуатль в крещении приняла имя Ла Катрины и сменила «гремучую» юбку на пестрый наряд богатой мексиканской дуэньи. Впрочем суть праздника не претерпела изменений — мексиканцы в этот день, как и сотни лет назад, поминают своих почивших родственников, а вовсе не святых.
© Ted McGrath/Flickr
© Victoria Pickering/Flickr
Сладкие жертвоприношения
Первый день праздника, который получил название Día de los Angelitos («День ангелочков»), посвящен поминовению умерших детей, а второй — всех остальных усопших. Главным атрибутом праздника является алтарь, сооруженный родными покойника. Алтарь непременно украшается цветами — белыми, сиреневыми или огненно-рыжими бархатцами. Каждая семья старается перещеголять своих соседей в украшении алтаря. Среди обожающих похвастаться мексиканцев даже проводятся конкурсы на определение лучшей «поминальной клумбы».
© Luz Gallardo/Flickr
© Juan Carlos/Flickr
Помимо украшений цветами и ароматическими свечами, алтарь заполняется предметами, связанными с умершим, теми вещами, которые будут полезны ему в загробном мире. В ожидании гостя с того света, заботливая родня готовит ему подношения в виде украшений, памятных фотографий, сигарет и, разумеется, съедобных гостинцев. Живые верят, что в эти праздничные дни души усопших навещают тех, с кем пришлось разлучиться. Они не прочь присоединиться к развеселому семейному застолью, вот почему мексиканцы стараются угостить дорогих сердцу гостей духом их излюбленных блюд.
© Rebeca Anchondo/Flickr
© Luz Gallardo/Flickr
Если первый день праздника принято проводить в семейном кругу, то второй посвящается безудержному веселью и карнавальным шествиям. На городских площадях расцветают тысячи бархатцев, центральные улицы заполняются ряжеными — духами, жизнерадостными привидениями, скелетами, гремящими костями в такт музыке. Мексиканки разных возрастов с удовольствием примеряют на себя образ Ла Катрины — роковой красотки смерти.
© Richard Borges Díaz/Flickr
© Richard Borges Díaz/Flickr
Витрины магазинов доверху забиты миниатюрными гробиками, черепами и скелетами, сотворенными из сахара, шоколада, бумаги, картона и глины, а также другими атрибутами праздника. Эта сувенирная продукция пользуется у туристов не меньшей популярностью, нежели у самих мексиканцев. В эти дни во всей Мексике не отыскать дома, где бы не упоминалось имя безносой дуэньи.
© Cori Bonnell/Flickr
© Luis Bujan/Flickr
Кульминация праздника — посещение кладбища. Мексиканцы приносят с собой цветы и свечи, фотографии и памятные вещи покойных, любимые блюда и напитки, которые вмиг превращают кладбище из обители скорби в уютное и «живое» место. Люди ведут долгие беседы со своими усопшими родичами, устраивают пикники, поют и танцуют прямо у могил. Отовсюду слышен звон колоколов, который помогает душам умерших не заблудиться и отыскать дорогу домой.
© John Strathdee/Flickr
© John Strathdee/Flickr
Día de los Muertos — коллективная тризна, когда покойных поминают не в тот день, когда их не стало, а всех вместе, всенародно — с песнями, шутками и плясками. Все это напоминает наивную попытку утопить в коллективном веселье боль конкретного человека.
© Richard Borges Díaz/Flickr
© Richard Borges Díaz/Flickr
Преодоление страха — ключевая идея праздника, и не случайно в нем принимают участие все, от стариков, которые вот-вот окажутся в объятиях Ла Катрины, до грудных младенцев. Маленьким мексиканцам по душе разгуливать по улицам в костюмах мертвецов, уплетать за обе щеки сахарные черепа и марципановые гробики, а также в буквальном смысле держать смерть за руку.
© Richard Borges Díaz/Flickr
© Richard Borges Díaz/Flickr
В этой кажущейся «дикости» есть нечто совершенно правильное. Мексиканцы знакомятся с Ла Катриной в самом нежном возрасте, поэтому у них нет страха перед смертью, а лишь дружеские отношения с ней.
© Richard Borges Díaz/Flickr
1 комментарий
Коммeнтировать
hellotraveler.ru
Dia de Los Muertos — День Мертвых. Что такое Компарса: selyanka1 — LiveJournal
В продолжение Dia de Los Muertos — День Мертвых. История Катрины.
Прошлый пост про историю Катрины был неким экскурсом в древнюю историю Мексики и закончился 1947 годом, а следующей важной датой в создании современного праздника стали 1960-е годы, потому что именно в это время мексиканское правительство в культурных и политических целях решило сделать День Мертвых национальным праздником и распространить традиции на всю страну.
Дело в том, что этот праздник первоначально в Мексике имел большое значение только в южных ее частях, а также в соседних Белизе и Гватемале, там, где когда-то существовали древние индейские цивилизации майя и ацтеков.
Более того, этот праздник до такой степени был связан с местными локальными обычаями, что даже местные названия у него могли быть разными. На полуострове Юкатан его называли Ханал Пиксан (Hanal Pixan на языке майя «Путь души через сущность пищи»), в горах Мичоакан его называли Джимбанква (Jimbanqua), а в штатах Сан-Луис-Потоси, Идальго и Южной Оаксаке использовали название Ксантоло (Xantolo). А вот на севере Мексики, где индейцы больше напоминали североамериканских, то есть кочевников, День Мертвых как-то особо не был популярен и не праздновался.
В 1960-e годы в мире, как известно, рушилась колониальная система, страны во всем мире обретали независимость и национальное самосознание.
И хотя Мексика в то время уже была независимой страной, с национальным самосознанием возможно были некоторые проблемы.
Лично мне кажется, что мексиканцам не хотелось выглядеть потомками варваров-дикарей, какими их в свое время описывали испанцы. Мексиканцам хотелось выглядеть потомками многовековой цивилизации с собственными корнями, культурной идентичностью и традициями.
И какой-то национальный праздник или праздники могли стать базисом для такой вот объединяющей страну идеи o мексиканской цивилизации.
Видимо, Дня Независимости Мексики было недостаточно, а День Мертвых был связан с древней индейской цивилизацией, жившей на территории Мексики до прихода испанцев и имел явно выраженный культурный фон, уходящий в века. И он был объявлен национальным праздником.
И теперь это любимейший национальный праздник, посвящённый памяти умерших, в который по поверью души умерших родственников посещают родной дом. Для того, чтобы их встретить как можно более радушно, семьи сооружают алтари в честь покойных родственников, как дома, так и на кладбище, украшают их черепами из сахара (напомню, что у древних ацтеков череп умершего часто хранился дома, как жилище души TONALLI, которая отвечала за любовь и огонь, об этом было в предыдущей части), любимыми продуктами и напитками умершего, свечами, игрушками и цветами, в первую очередь оранжевыми бархатцами.
Сахарные черепа
Украшение могилы на кладбище
С точки зрения значимости и денежных трат это самый главный мексиканский праздник года, семьи часто тратят все свои заработки за пару месяцев, чтобы соорудить приличный алтарь, за который не будет стыдно, и который покажет пришедшим в гости умершим родственникам, как их в семье помнят и любят.
Алтарь для умершего
Еще в Мексике есть традиция, по крайней мере в деревнях, одеваться в одежду умерших и мазать лицо белой краской, чтобы пришедший в гости умерший родственник не чувствовал себя как-то уж сильно «другим» со своим черепом вместо лица. И нарядные костюмы часто называют «Щеголеватый скелет» или «Элегантный череп», в связи с чем эти слова сейчас являются синонимами для Катрины.
Алтарь для умершего
А еще популярно устраивать гуляние с компарсами.
Компарса (Comparsa) — это в испанском и латиноамериканском мирe группа самодеятельных артистов, певцов, музыкантов и танцоров, которые принимают участие в каких-то народных гуляниях, часто каких-то специфических карнавалах.
Компарса на ходулях во время празднования Dia de Los Muertos
Как я уже писала в предыдущем посте, на День Mертвых в Мексике популярно придумывать и читать литературные калаверы — шуточные поэмы — эпитафии в честь умерших. Кроме того Мексика, это страна мариачи и очень красивой музыки. Так вот в мексиканской культуре существует огромное количество песен, исполняемых специально на День мертвых, так же как в англоязычных странах существует огромное количество песен, исполняемых специально на Рождество.
И раз уж я взялась знакомить тут народ с мексиканской культурой и этим конкретным праздником, то выложу я некоторые самые известные из этих песен, исполняемых на День Мертвых.
Автор песни La Llorona (Плачущая женщина) неизвестен, но создана она где-то на перешейке Техуантепек в Оахаке. Песня рассказывает историю любви и боли в стиле, характерном для времён мексиканской революции.
История La Llorona отсылает к легенде о мексиканской богине Чихуаатль, которая как-раз перед прибытием испанцев, зная ужасающее будущее своих мексиканских детей, которое ждало их после завоевания испанцами, громко рыдала на стенах Теночтитлана, и ее крик был услышан
Песня La Bruja была написана Хосе Гутьерресом и братьями Очоа и рассказывает о незамужней женщине, которая пыталась найти себе мужчину и завладеть им. За этой песней стоит легенда о женщине, известной как «Ведьма из Уастеки», очень популярная в Веракрусе.
Песня «El día de Muertos» или «День мертвых» очень хорошо передает идею о том, как индейцы относились к смерти, рассказывая о боли, вызванной безответной любовью. Это одна из самых популярных романтическиx мелодий в песенных книгах «pireris», которая всегда исполняется на праздник
Песня «La Calaca» («Скелет»), которая была написана Хосе Эрнандесом и увековечена Ампаро Очоа, рассказывает о том, что происходит на крупнейшем кладбище Мехико Сити «Пантеоне Долорес». Она повествует о различных событиях, происходящих вокруг смерти и калаки. У мексиканцев есть выражение se lo (la) llevó la calaca — его забрала калака/скелет, что означает, что человек умер, смерть его забрала.
Песня «Viene la Muerte Echando Rasero» рассказывает о том, что цвет кожи, раса, религия, возраст или что-то еще не имеют значения перед лицом смерти, смерть настигнет каждого из нас и в конце концов мы все там будем.
Ну вот такие популярные песни поют на народных гуляниях в Мексике во время празднования Дня Мертвых.
B большинстве деревень и мелких населенных пунктов Мексики компарса — это просто группа местных жителей без каких-то сногсшибательных театральных или вокальных талантов. Это в чистом виде народное гуляние с художественным исполнением именно на уровне самодеятельности.
Однако, в Мексике есть туристические места, где компарсы сделали более профессиональными и коммерческими именно в целях привлечь туристов. В частности, одним из таких очень известных мест является город Оахака, где выступление компарс называют фестивалем.
А вот так выглядит компарса в городе Темпоаль-де-Санчес
Эти два видео — традиционные выступления компарс. То есть традиционно никаких тебе специальных парадов и шествий специальной колонной на кладбище или еще куда-то. В конце-концов посещение кладбища — дело личное и семейное, колонной туда не маршируют. Сцена (площадь в центре города/деревни) для выступлений, народные танцы, народные костюмы.
Так традиция карнавала-парада во главе с Катриной откуда взялась?
А судя по всему взялась она из США, причем пришла разными способами из нескольких разных мест.Но об этом в следующий раз
Продолжение Dia de Los Muertos — День Мертвых. Американское влияние
selyanka1.livejournal.com
День Святой Смерти в Мексике
Ещё один жуткий праздник это День Святой Смерти. В Мексике особое отношение к смерти. Помимо Праздника День мёртвых здесь имеются праздники, связанные с чествованием святой Смерти. Прочитав эту статью, вы познакомитесь со святой, которую называют Святой Смертью. Узнаете историю появления подобного поклонения и отношение к нему католической церкви. А также, как празднуют День Святой Смерти в Мексике и некоторых других местах.
1. История появления культа Святой Смерти.
Первое на что обратим ваше внимание, это то, что День мертвых в Мексике и поклонение культу Святой Смерти это несколько разные истории. Заметим при этом, что корни этих явлений одни и те же. Они уходят в далекое прошлое и связаны с традициями коренных жителей Мексики ацтеков и индейцев майя.
Первые упоминания о культе Святой Смерти относят к XVII — XVIII векам. Согласно одной из легенд одному колдуну приснилась Смерть, которая обещала ему легкую кончину, если он изготовит точную её копию. Другая легенда говорит, что эта скелетообразная фигура способна совершить чудо и исполнить желания, если её угрожать поркой. Таким образом, начала формироваться мексиканская вера в Святую Смерть (Санта Муэрте).
При этом она представлялась в разных женских обликах. Согласно преданиям в молодости это была очень красивая девушка. Поэтому часто образом Святой смерти служит скелет, одетый в белое подвенечное платье. Но не только… Чаще всего это скелет женщины с косой в одной руке и с макетом земного шара — в другой руке.
В современный период времени культ Санта Муэрте в Мексике появился ориентировочно в 50-70 годы XX века. Он распространялся метод «сарафанного радио». Долгое время поклонение Святой смерти проходило у домашних алтарей… Лишь к концу второго тысячелетия (1999 год) появился первый приход, который поддерживает культ Святой Смерти. Основателем самопровозглашённой Традиционной Католической Церкви Мексики и США становится Давид Ромо.
А в 2001 году последовательница веры Санта Муэрте Энрикета Ромеро открывает часовню в беднейшем квартале Тепито (Мехико). Внутри этой часовенки была установлена фигура Святой Смерти в полный рост. Она хорошо видна с улицы. Все желающие могут зайти внутрь, чтобы помолиться и сделать подношения. Таким образом Святая Смерть вышла из подполья.
2. Как в Мексике отмечают День святой Смерти?
У Святой Смерти, как и у других католических святых, имеется определенный день для чествования, но даты в разных местах разнятся. В часовне квартала Тепито это 1 ноября. В этот день фигуру Святой Смерти наряжают невестой. Заметим, что в часовне не проводится религиозная служба. А Санта Муэрте здесь меняет свои наряды каждый месяц. Энрикета называет себя капелланом часовни. Здесь также имеется магазин, в котором продают различные предметы, связанные с культом Смерти.
Праздник начинается в полночь на 1 ноября. Несколько тысяч верующих читают розарий Смерти. Для очищения поджигается марихуана. У алтаря со Святой Смертью участники праздника оставляются различные подношения: сахарные черепа, цветы, монеты, драгоценности… Затем здесь для последователей Санта Муэрте звучит музыка, и предлагаются угощения.
В некоторых других местах День почитания Святой Смерти проводится 15 августа.
3. В чём причина популярности культа Святой Смерти?
В последнее время места поклонения Святой Смерти начали появляться повсеместно в Мексике, а также в некоторых местах США, Канады и других стран Южной и Центральной Америки. Небольшие часовенки с фигурками Святой Смерти располагают на задних дворах небольших магазинчиков и автозаправок… В настоящее время в Мексике этой «женщине с косой» поклоняются свыше 6 миллионов человек.
В чём причина такой популярности Святой Смерти?
Люди верят, что Святая Смерть может помочь во всех случаях, когда остается последняя надежда на «чудо» или «спасение». Она относится одинаково ко всем людям, даже к тем, которые считаются «павшими»… Поэтому культ Санте Муэрте популярен у «преступного мира».
3. Отношение католической церкви к культу Святой Смерти
Приверженцы культа Святой Смерти не отрицают веры в Бога. Перед обращением с просьбой к Санте Муэрте они просят формальное разрешение у Христа. При этом, чтобы просьбы были услышаны, необходимо дать обет. А вот если обет нарушается, то Смерть запросто может забрать жизнь у её просителя.
Представителям католической церкви конечно не нравится подобная ситуация. То и дело в адрес Санте Муэрте сыплются обвинения в «черной магии», проведению «ритуальных убийств» и связи с криминальным миром. Доподлинно не известно, так ли это на самом деле… Точно можно утверждать лишь то, что явление приобретает громадные масштабы…
Вот такой жуткий праздник День Cвятой Смерти отмечают в Мексике! Уважаемые читатели, ждем ваших комментариев по поводу этого явления! Ставьте лайки, если статья понравилась! Читайте также на нашем сайте статью «Как празднуют День мёртвых в Мексике?»!
etot-prazdnik.ru
описание, когда празднуется, история праздника
День Мертвых (Dia de los Muertos, Day of the Dead) – один из самых ярких и самобытных праздников Мексики. Его корни уходят в языческие верования коренных народов страны и насчитывают несколько тысячелетий. Например, в жизни ацтеков и майя культ Смерти и ритуалы, посвященные почитанию умерших предков, занимали особое место. Эти традиции были настолько сильны, что не только продолжились после прихода на американский континент испанских конкистадоров и католической церкви, но и органично интегрировались в современную жизнь людей. Уникальность этого праздника в 2003 году отметила ЮНЕСКО, присвоив ему особый статус и включив в список нематериального культурного наследия. День мертвых отмечают два дня подряд, 1-го и 2-го ноября. Эти даты совпадают с двумя важными католическими праздниками: Днём Всех Святых (1 ноября) и Днём Всех Душ (2 ноября). Такое соседство придало особый колорит празднику, в котором мистика и атрибуты язычества смешались с символами католичества. Дополнительные краски Дню Мертвых придает еще один сосед – Хэллоуин (31 октября). Несмотря на похожесть праздников, они существенно отличаются друг от друга по сути. Хэллоуину присущи театральность и щекотание нервов от страха перед потусторонними темными сущностями, в то время как День Мертвых у мексиканцев – это время вспомнить умерших родственников и семейные традиции, а также попутно — отличный повод посмеяться над Смертью и активно наслаждаться Жизнью. Превратить День Мертвых в настоящий Праздник Жизни – это очень по-мексикански. Для этого нужно тщательно подготовиться, причем не просто убрать и украсить дом, а сделать специальный алтарь. Главная часть алтаря — фотографии умерших членов семьи и близких друзей. Нужно никого не забыть, всем приготовить угощение из любимых блюд и напитков, а остальное пространство богато украсить цветами, зажженными свечами, перфорированной бумагой с сатирическими сценками о Смерти. Дополнительно важно положить ритуальные сладости в виде ярко раскрашенных черепушек и особый сдобный хлеб для мертвых. Превратить День Мертвых в настоящий Праздник Жизни – это очень по-мексикански () Чем богаче алтарь и чем больше на нем угощений, любимых предметов ушедших родственников – тем больше вероятность того, что они придут в День Мертвых пообщаться с вами. Считается, что в ночь с 31-го октября на 1-е ноября на встречу прилетают детские души, у них своеобразная привилегия на то, чтобы побыть подольше с семьей, а взрослые появляются позже, в ночь с 1-го на 2-е ноября.Но самый проверенный способ для живых и здравствующих членов семьи напомнить о себе предкам – сходить на кладбище, украсить могилу, принести угощение и хорошенько, с душой помянуть ушедших из жизни родных людей. Крепкие напитки при этом не возбраняются. Чаще всего алтари устраивают дома, но не редкость их увидеть в офисах, во многих общественных местах и даже на улицах и площадях. Если вы вдруг оказались в День Мертвых в столице Мексики, в городе Мехико, обязательно посетите Сокало, центральную площадь, которая в эти дни выглядит как огромное богато убранное кладбище, и куда многие горожане приходят сообща почтить память предков. Не удивляйтесь тому, что увидите повсюду большое количество оранжевых бархатцев. Бархатцы или «сэмпасучиль» , как они называются на языке ацтеков науатль, не только родом из Мексики, они выращиваются специально ко Дню Мертвых для украшения алтарей и могил на кладбищах и считаются ритуальным цветком.
Но чтобы почувствовать атмосферу Дня Мертвых по максимуму, вам обязательно нужно побывать в другой части города Мехико, в местечке Сан Андрес Микскик (San Andres Mixquic). Оно известно своим особым мистическим празднованием Дня Мертвых, которое продолжается без перерыва с 31-го октября по 2-е ноября. Особенно красивы ночные церемонии, проходящие под горение бесчисленного количества свечей. Микскик – уникальное место, где традиции праздника не прерывались в течении веков, и первые ритуалы Дня Мертвых начали проводить еще в доколумбовские времена. Больше информации о Дне Мертвых и его традициях читайте в статье «Вдохновение Мексики: День Мертвых» на сайте «Рукодельный Рунет» .
redday.ru
День мертвых 2019 — фото, отзывы и рассказ о событии День мертвых
День мертвых: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии День мертвых в 2019 году.
Когда во всем католическом мире отмечают Хэллоуин, в Мексике празднуют День мертвых. На первый взгляд события похожи — в обоих присутствуют атрибуты смерти, но есть принципиальное различие: День мертвых — светлый праздник встречи с умершими родственниками.
Традиция эта очень древняя: ацтеки и майя верили в загробный мир Миктлан, а рождение и смерть считали переходом из одного мира в другой, то есть, каждое событие было праздником, ибо никто никуда не исчезал. Более того, была возможность приходить из Миктлана в гости, но только в течение месяца, который приходился приблизительно на август. Тогда местные жители увлекались жертвоприношениями и прочими асоциальными обрядами, хранили черепа родственников дома, используя их для ритуалов. Под влиянием колонизаторов нравы аборигенов смягчились, а даты праздника совместили с Днем всех святых и Днем всех душ.
Как проходит праздник
Каждый год День мертвых отмечают 1 и 2 ноября, но праздничные мероприятия начинаются уже накануне вечером. Первые сутки чествуют умерших детей, это «День ангелочков»; вторые — «старших» покойников. И это не скорбное поминовение, а настоящий веселый праздник, главные события которого происходят ночью. Участники наряжаются в костюмы монстров или скелетов, раскрашивают лица и с факелами, песнями и танцами шествуют по улицам в направлении кладбищ. Нет ни расписаний, ни маршрутов, к ним присоединяются все желающие и веселятся сколько захотят. На кладбищах вспоминают забавные истории, пьют и едят.
День мертвых в МексикеКлючевой объект Дня мертвых — алтари, считается, что это порталы, через которые желающие мертвецы могут посетить реальный мир. В каждой семье сооружают свой алтарь в честь умершего родственника. На него укладывают подарки, угощения, которые любил покойный, обязательно бутылку воды, так как после долгого пути из потустороннего мира жажда неизбежна. Специально готовят сахарные черепки, на лбу которых пишутся имена усопших. Алтарь украшают цветами, чаще всего это оранжевые бархатцы: считается, что они притягивают души мертвых. Эту конструкцию оставляют дома или относят на могилу — принципиальной разницы нет, ведь умерший все равно посетит дом. Чтобы помочь ему найти дорогу, от кладбища к дому расставляют и зажигают свечи. Саму могилу тоже украшают, ибо вернуться все же придется.
Алтари устанавливают и в магазинах, школах, общественных местах: если вдруг родственники не позаботились, общедоступный алтарь придется кстати. Даже уехавшие из страны мексиканцы строят алтари мертвых в эти дни, так что увидеть их можно и в России.
Символом Дня мертвых считается калавера — так называют всевозможные изображения черепа: из сахара, глины, пластика, нарисованные и даже стихи заданной тематики. Популярная «вариация на тему» — Катрина, а точнее ее череп. В 1913 г. Хосе Гуадалупе Посад создал цинковую гравюру Calavera de la Catrina, изображающую скелет в нарядном платье и широкополой шляпе как символ смерти вне зависимости от богатства. Она была чрезвычайно популярна, особенно в связке с Днем мертвых, ее даже стали считать изображением богини мертвых. Фигурки Катрины остаются неотъемлемым атрибутом праздника и отличным сувениром.
Катрина — не имя, в переводе с испанского это «франт» (catrin) женского рода.
Торговля сувенирами в эти дни идет широко: продают брелоки, статуэтки, шоколадки, магниты, футболки с черепами, скелетами и гробами, маски, отчетливо напоминающие черепа, но неизменно дружелюбные. Популярны именные гробы — их мексиканцы часто дарят друг другу, желая счастья. Такой сувенир можно привезти, только будучи уверенным в хорошем чувстве юмора одариваемого.
Местные жители готовят в честь праздника сладкий Хлеб мертвых. В нем запекают какой-нибудь соответствующий поводу сувенир: черепок, косточку или крестик, найти который в своем куске считается большой удачей.
День мертвых отмечают по все стране, так что принять участие в празднике можно практически в любом населенном пункте, даже в деревнях. В больших городах проходят зрелищные шумные карнавалы, в маленьких — душевные кладбищенские посиделки. Везде будет сложно перемещаться на машине из-за постоянных шествий, перекрытого движения и забитых парковок, особенно у кладбищ. Праздник популярен у туристов, поэтому отели и билеты лучше бронировать заранее.
tonkosti.ru
Мексиканские приключения с Виктором Набутовым, 25.10.2019
25.10. День 1: Мехико
После встречи с Александром в аэропорту, едем в отель. Перелет через океан был долгим, поэтому заселяемся, ужинаем, обсуждаем предстоящие планы и отдыхать!
26.10 День 2: Теотиуакан и парад Катрин
К восходу солнца уезжаем в Теотиуакан – столицу загадочной цивилизации. Чтобы увидеть все величие этого древнего города, поднимемся в воздух на воздушном шаре над пирамидами. Именно здесь сохранились самые большие постройки Мексики – пирамиды Солнца и Луны. После полета над Теотиуаканом обязательно заглянем в Собор Девы Марии Гваделупской. Собор (или Базилика) – главное место паломничества всех верующих католиков Латинской Америки. А с холма Тепеяк, который находится рядом с Собором, открывается красивый вид на Мехико. Одним из главных событий сегодняшнего дня станет Парад Катрин, который проходит по центральному проспекту столицы Пасео де ла Реформа и историческому центру города. Организаторы парада, воодушевившись кадрами из знаменитого фильма про Агента 007 и его приключениями в Мехико, решили воплотить в реальность фантазию сценариста, и таким образом появилась новая яркая традиция. Ежегодно в преддверии Дня Мертвых центр мексиканской столицы превращается в место сбора “скелетов” в костюмах. Мы сядем на балконе одного из ресторанов, чтобы наблюдать за шествием с хорошим обзором. Заодно и пообедаем. Другой неотъемлемой традицией Дня Мертвых, появившейся еще в доиспанские времена, является создание уникальных поминальных алтарей. Такие алтари делают во всех мексиканских домах и учреждениях, их щедро украшают оранжевыми цветами семпасучиль (бархатцы), различными угощениями и вкусностями, и обязательно в их центр ставят изображения покинувших наш мир родственников. По индейским верованиям, именно благодаря этому их души могут найти дорогу домой и навестить своих любимых потомков в дни праздника. Мы сами поучаствуем в создании алтаря ко Дню Мертвых.
27.10 День 3: Буритто, энчилада и чимичанги
С утра едем на прогулку по каналам Сочимилько (“место цветов” в переводе с индейского языка науатль), или как их еще называют «мексиканская Венеция». Это то немногое, что осталось от древнего ацтекского города Теночтитлан. Сегодня Сочимилько – это разветвленная сеть каналов (более 170 км), на берегах которых выращивают, в первую очередь, цветы, а разноцветные гондолы катают всех желающих сбежать от городской суеты. Это отличное место, чтобы попробовать угощения со всех концов страны, а также послушать романтичные песни традиционных мексиканских музыкантов мариачи. Слитая из индейских и европейских традиций кухня Мексики по праву завоевала титул одной из самых популярных и востребованных во всем мире. Мы отправимся в район Рома Норте, чтобы с шеф-поварами Бето и Хорхе приготовить самые интересные мексиканские блюда, которые едят на День Мертвых. Вечером перелет в город Кампече на побережье Мексиканского залива.
28.10 День 4: Кампече
С утра прогуляемся по центральной части Кампече. Когда-то он играл ключевую роль в развитии испанской колонии, а история самого города тесно связана с пиратами Карибского моря. Затем едем, чтобы увидеть пожалуй самую необычную традицию Дня Мертвых, которая на многих наводит ужас и которую в течение нескольких столетий пыталась искоренить католическая церковь. Сейчас она сохранилась только в этом регионе. Каждый год, в преддверии праздника, жители небольшого городка Помуч приходят на городское кладбище, чтобы достать из склепов кости и черепа умерших родственников, аккуратно почистить их и сложить в небольшие ящички, украшенные традиционной юкатанской вышивкой. Это мероприятие является семейной данью уважения к предкам, поэтому можно заметить как молодые девушки и юноши с неподдельным трепетом «общаются» с черепами своих дедов и прадедов. Заглянем к ним в гости, а к вечеру уедем в город Паленке.
29.10 День 5: Паленке
С рассветом мы идем гулять по одному из самых красивых городов майя – Паленке. Помимо самой археологической зоны, увидим лучшую на сегодняшний день реконструкцию гробницы древнего правителя этого города – Пакаля Второго, а затем углубимся в тропическую сельву, где искупаемся в 35-метровом водопаде Мисоль-Ха. Затем обед и дорога в культурную столицу штата Чьяпас – город Сан Кристобаль де лас Касас – где индейские племена Чьяпаса соседствуют с выходцами из Европы. Город обладает удивительной атмосферой, повсюду рассредоточены небольшие кафе и джаз-клубы с живой музыкой и самым вкусным в стране кофе. Мы непременно зайдем на чашку кофе и послушаем джаз.
30.10 День 6: Индейцы цоциль
Утром едем в индейскую деревню Сан Хуан Чамула, которая является центром племени майя-цоциль. Племя очень своеобразно, особенно в части своих религиозных ритуалов. Некоторые из них до сих пор включают в себя элементы жертвоприношений. Посетим главную святыню цоцилей – церковь святого Иоанна Крестителя. Религия здесь – невероятная смесь католической веры и древнего язычества. При желании сами сможем поучаствовать в одном из ритуалов цоцилей, и обязательно очистим свою ауру у местного целителя – курандеро. Затем уезжаем в каньон Сумидеро – одно из самых интересных мест Мексики. Прокатимся по каньону на лодке, пообедаем и едем дальше, на север. Впереди город Теуантепек – транзит к нашей следующей цели, городу Оахака.
31.10 День 7: Сьерра Мадре
После завтрака в отеле у нас запланирован живописный переезд по горам Сьерра Мадре, после которого мы приедем к одному из красивейших природных чудес Мексики – застывшему каменному водопаду Йерве эль Агуа, где можно будет искупаться и сделать отличные фотографии. Ну и, конечно , посетить исполинское дерево Туле возрастом более 2000 лет. Приезжаем в город Оахака, размещаемся в отеле.
1.11 День 8: Оахака. День Мертвых
Высыпаемся, ведь ночью нас ждет участие в таинстве Дня Мертвых, и пока не стало слишком жарко, выезжаем в Монте-Альбан – культовый центр индейских племен сапотеков и миштеков, который возвышается над городом Оахака. Вернувшись в Оахака, погуляем по живописному городу, который входит в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Обязательно заглянем на местный рынок, где в среде настоящей мексиканской жизни попробуем самые «изысканные» деликатесы этого штата – жаренных в соусе чили кузнечиков. По совету местных смотреть парад Дня Мертвых будем здесь, в городе Оахака, где до сих пор живы доиспанские традиции. Поэтому 1 ноября мы проведем в Оахаке и примем участие в праздновании: увидим большой карнавал, пройдем вместе с шествием, зайдем на ярмарку ремесленников штата, которая в эти дни проводится в Оахаке, а ночью – на главное кладбище города, которое в эту ночь превращается в место празднеств, народных гуляний и веселья.
2.11 День 9: Оахака. Алебрихе. Мескаль
Оахака – это родина причудливых деревянных фигурок мифических существ (алебрихе), которые изображают животных-хранителей человеческой души. Согласно поверьям местных индейцев, у каждого человека есть оберегающий дух. В семейной мастерской по производству алебрихе у нас будет возможность самим принять участие в создании персональных фигурок – “духов”. Затем едем на небольшую семейную фабрику по производству мескаля – второго по популярности крепкого алкогольного напитка Мексики, который готовят из агавы. По возвращении в Оахаку устроим заключительный ужин в одном из лучших ресторанов города.
3.11 День 9: Домой
С утра летим в Мехико, бросаем вещи в отеле и, пока есть свободное время, прогуляемся и посмотрим интересные сувениры в лавках ремесленников. К вечеру за нами приедет транспорт и выезжаем в аэропорт!
mktravelclub.ru