Человек, который уважает себя, уважает и свое прошлое
Максим Лебедев
К.и.н., египтолог, ст. н. с. Института востоковедения РАН
Вопрос читателя: Круглый Дендерский зодиак в храме Хатхор. Уточните у египтологов по поводу него, пожалуйста. Там с полной очевидностью содержится гороскоп, содержащий дату. Фоменко его датировал, а у египтологов с этим как дела обстоят? Из его пересказа складывается впечатление, что не очень.
Дендерский зодиак (копия). Фото — А. Соколов
Дендерский зодиак – не единственный круглый зодиак, найденный в Египте. Но точно самый красивый=) Там действительно изображены 5 известных в древности планет, Венера, Юпитер, Марс, Меркурий и Сатурн, расположенные в конкретных созвездиях. Астрономы относят такое положение планет к периоду между 15 июня и 15 августа 50 г. до н.э. Кроме того, на рельефе, видимо, отмечены солнечное затмение 7 марта 51 г. до н.э. и лунное затмение 25 сентября 52 г. до н.э. Эти даты уточняют время строительства часовни Осириса и полностью согласуются с нашими представлениями о том, что существующий сегодня храм Хатхор в Дендере возводился в греко-римский период египетской истории. Об этом говорят археологический контекст памятника, палеография надписей, иконография изображений и упоминания в текстах Дендеры таких правителей как Клеопатра VI, Клеопатра VII, Птолемей XV, Тиберий, Домициан, Траян и др. В общем, никакой тайны в этом нет.
Литература:
Cauville S. Le Zodiaque d’Osiris. Louvain, 1997.
Cauville S. Dendara. Les Chapelles osiriennes. Le Caire, 1997.
Вопрос читателя: Есть ли какие-то источники, где рассматривается вопрос транспортировки обелисков в Древнем Египте?
В храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри сохранился рельеф с изображением транспортировки двух гранитных обелисков в храм в Карнаке, а также сопутствующие тексты. Нетривиальная задача по транспортировке многотонных египетских обелисков неоднократно решалась как самими древними египтянами, так и римлянами, американцами, британцами и французами.
Об этом можно почитать в книге Curran B.A., Grafton A., Long P.O., Weiss B. Obelisk: A History. Cambridge, 2009. Подробнее о транспортировке обелисков Хатшепсут можно почитать здесь.От редакции: скоро мы планируем опубликовать перевод этой статьи.
Далее — вопросы от редакции АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, недавно вернувшейся из поездки по Египту.
Золотые мухи. Луксорский музей древностей
Золотые мухи Древнего Египта — украшения из золота в виде мух, награда времен Нового царства. Мы их видели в Луксорском музее. Почему (есть ли какие источники) такое насекомое как муха было избрано для такой награды?
Амулеты, бусины и подвески в виде мух встречаются относительно часто. Самые известные из них сделаны из золота и относятся к эпохе Нового царства. Новое царство родилось в ожесточённой борьбе египтян с завоевателями, а затем стало эпохой имперского расцвета нильской цивилизации. Однако первые украшения в виде мух появились ещё во времена предшествовавшего Среднего царства, в первой половине 2 тыс.
Во многих научных трудах по египтологии, несколько сортов твердого камня (гранит, базальт, гранодиорит, граувака, сланец, габбро, диабаз, диорит, норит или анортозит) обозначены как «черный гранит». Насколько серьезны такие разногласия по поводу материала того или иного артефакта (например, не утихают споры по поводу пирамидиона Аменехмета III-го или нескольких блоков в верхнем храме Менкаура). Как можно узнать материал артефакта, у кого точная информация?
Путаница в определении материалов – это, увы, обычное дело не только в египтологии, но и во всех других исторических дисциплинах. Причин здесь несколько. Во-первых, это изменения, случающиеся со временем в научной терминологии. Такая ерунда: сколько бы ни существовала наука, всегда будут проблемы с терминологией. А геология к тому же занимает одно из ведущих мест среди других наук по количеству профессиональных терминов. Во-вторых, это объективные трудности с определением материала, из которого изготовлен памятник. Есть конкретный археолог, он обнаружил каменный сосуд, ему нужно как-то описать свою находку. И он в силу своего разумения и существующей традиции определяет породу камня. Потом это определение, часто дилетантское, кочует из публикации в публикацию, проверить его обычно уже очень сложно. Вот пример. В восточной египетской пустыне находится обширная долина под названием Вади Хаммамат. В древности там располагались важнейшие каменоломни, где египтяне добывали материал для царских статуй и саркофагов. Основными породами камня, которые разрабатывали в Вади Хаммамат, были мелкозернистый калеврит и граувакка. Однако в историографии встречающийся в вади камень иногда неверно называют аспидным сланцем, шифером или базальтом. А ещё «черным камнем», «диоритом», «зеленым базальтом», «так называемым базальтом», «черным и твердым камнем», «порфиром» и пр.
Путаница пошла из-за того, что в греко-римское время древнеегипетский термин «бехену», который использовался для обозначения добывавшегося в Вади Хаммамат камня, видимо, превратился в basanites, а после, уже в Средние века, по ошибке был отождествлен с базальтом. Другой пример – это травертин, который до сих пор часто называют в литературе «алебастром» или «египетским алебастром». К счастью, самая хорошая база данных по твёрдым породам камня, которые использовали древние египтяне, сегодня доступна онлайн.Кроме того, существуют два полезных справочника: Klemm D., Klemm R. Stone and Stone Quarries in Ancient Egypt. London, 2008 и Klemm D., Klemm R. The Stones of the Pyramids: Provenance of the Building Stones of the Old Kingdom Pyramids of Egypt. Berlin, 2010. Однако для точного определения материала порой нужен петрографический анализ.
Эль Каб. Остатки храма. Блок установлен вверх ногами — видимо, от более древнего сооружения.
В Эль Кабе мы видели, что из блоков правления Тутмоса III (судя по картушу на одном из блоков) были собраны другие строения. И мы знаем, что такое в истории Египта случалось не один раз. Получается, что новые строители не особо чтили память предков?
Древние египтяне не очень щепетильно относились к памятникам своих предшественников. Первые примеры регулярного переиспользования блоков и архитектурных элементов из более ранних культовых строений мне известны от Древнего царства. В Гизе, скажем, через 200 лет после строительства Великих пирамид могли взять и использовать чужую «ложную дверь» из хорошего камня для перекрытия собственной часовни. А «ложная дверь» — это всё же не какая-нибудь игрушка. Это было изображение реальной двери, выполненное в камне, которое считалось главной контактной зоной между этим миром и миром двойника умершего человека.
А вот ещё любопытный пример. Древнее царство пало, потом был Первый переходный период – время смут, в котором зародилась новая египетская централизованная государственность эпохи Среднего царства. Основатель новой династии царь Аменемхет I, выходец с юга, не имевший, видимо, даже отдалённых родственных связей с правителями Древнего царства, должен был много размышлять по поводу обоснования своих прав на престол.
Ну а великие стройки Нового царства вообще не обходились без разбора и переиспользования более ранних памятников. Тутмосы, Аменхотепы и Рамсесы тащили всё – блоки, колонны, статуи. Считали ли они их дешевым строительным и декоративным материалом? Или же видели в них особенно намоленные святыни? Вполне возможно, что в головах правителей и их подданных одновременно уживалось и то, и другое.
Наш водитель говорил, что есть дороги, по которым туристов не возят (из-за этого нам не удалось посмотреть две культовые пирамиды в Верхнем Египте), неужели действительно так опасно и были случаи, или просто на «всякий случай»?
Такие дороги есть, мы сами неоднократно передвигались по Среднему Египту или Файюму в окружении государственной вооруженной охраны. Для иностранцев она абсолютно бесплатна, хотя нельзя сказать, что служивые с большим удовольствием этим занимаются. Обычно это кажется ненужной назойливостью. Но когда вспоминаешь, как американская экспедиция, работавшая в Долине царей, забаррикадировалась в древней гробнице и слушала вместе с рабочими, как по другую сторону хребта, в Дейр эль-Бахри, кричат туристы, которых расстреливают и режут религиозные фанатики, побитый жизнью пикап с двумя-тремя щуплыми солдатами с «калашниковыми» уже не сильно напрягает. Кто его знает, что там сегодня в планах у террористов?
Мы были у двух культовых пирамид фараона Хуни (Нагада и Синки), у них нет ни ограждения, ни охраны, а рядом жилой и сельско-хозяйственный сектор. Охраняются ли как-то эти памятники, ведь их могут растащить по камешкам? То же самое касается города в Эль-Каб – никакой охраны, а по территории бродят местные жители.
В Египте столько памятников, что охранять все просто физически невозможно. Такие археологические памятники есть везде, в том числе в непосредственной близости от Луксора, Асуана или Каира. В России и по всему миру ситуация, в общем-то, схожая. У нас, например, огромное число селищ, городищ, могильников, которые никто не охраняет. Просто в Египте очень много памятников 3-2 тыс. до н.э. с сохранившейся монументальной архитектурой, которых у нас почти нет. Поэтому нас это удивляет. В Европе любая такая пирамида стала бы центром национального парка с музеем, улыбчивыми волонтерами и фестивалем реконструкторов. В Египте пока не так. Там люди привыкли на протяжении тысячелетий жить среди руин, в руинах и на руинах. Грозит ли легкая доступность многих памятников их сохранности? Безусловно. Но надо понимать, что с ростом населения ситуация будет только усугубляться. Будущее египетских древностей только в руках самих египтян. Получится ли у них решить проблему разграбления древнего наследия? Не знаю, хотя очень хочется надеяться. У нас тоже в Краснодарском крае местные жители продолжают разбирать античные памятники на камень, а ещё недавно, уже после полёта Гагарина, пережигали византийские мраморы на известь. А усадьбы 18-19 веков, которые разбирают по всей стране? В общем, здесь главная задача – это воспитывать в людях уважение к себе. Человек, который уважает себя, уважает и свое прошлое.
Красная часовня Хатшепсут в Карнаке. Фото — Валерий Senmuth
Многие сооружения в Египте очень сильно реставрированы. Некоторые граждане, увидев подобное, недовольно говорят: «новодел!» Насколько надёжны такие реконструкции? И нужно ли так реставрировать (когда, например, здания целиком восстанавливаются из руин)? Может, пусть руины останутся руинами? Например, красная часовня Хатшепсут в Карнаке. Собрана реставраторами из блоков, использованных как наполнитель внутри других храмовых структур. Насколько достоверно?
Это сложный вопрос, на него не может быть однозначного ответа. Многие отреставрированные памятники теряют свою атмосферу, это правда. Однако отмечу, что главная цель реставрации – это все же прекратить или максимально замедлить дальнейшее разрушение памятника. И в этом плане без нее вряд ли получится обойтись. Кроме того, скажу как археолог: задачи реставрации часто задают такие вопросы к памятнику, которые бы в другой ситуации могли никогда и не возникнуть. Одно дело описать детали и предложить реконструкцию на бумаге, другое дело – постараться восстановить древний памятник на месте. Реконструкция часовни Хатшепсут, где должна была находиться священная ладья, в целом довольно надежная. Над проектом работала профессиональная группа из французских и египетских архитекторов, эпиграфистов, искусствоведов и других специалистов. На мой взгляд, это один из удачных примеров реконструкции памятника, который был разобран ещё в древности.
Читатели даже спрашивают: остались ли в Египте не отреставрированные древние сооружения? «которые как построили несколько тыщ лет назад, так и оставались?»
Таких памятников в Египет всё ещё подавляющее большинство, просто они находятся в стороне от основных туристических троп. Мы работаем на восточной окраине Гизы, где разбросаны сотни древних гробниц. Хоть сколько-то отреставрированные гробницы на участке нашей концессии можно пересчитать по пальцам двух рук. Там укреплены потолки, заделаны проломы в стенах, законсервированы статуи и рельефы. Три реставрационных проекта на счету нашей экспедиции и, прежде всего, нашего архитектора.
При осмотре храма Сети II в Карнаке бросилась в глаза незавершенная часть его западной и северной стен. Блоки будто бы только что добытые в карьере и уложены, но стены так и не выровнены. Видны следы кирок и зубил. Кроме того, пилон, к которому примыкает храм Сети II, также не завершен, как и колонны (прямо за храмом Сети II). Был ли этот храм не завершен при Сети II, или его частично разрушили при строительстве пилона Нектанеба II, снова собрали, но не завершили?
Судьба у трехчастного храма Сети II в Карнаке была сложная. Во-первых, сам царь правил относительно недолго, поэтому некоторые его памятники не были завершены. Это, в частности, касается даже царской гробницы. Во-вторых, храм пострадал во время возведения пилона Нектанеба II, поскольку был частично закрыт строительными конструкциями. Святилище Сети II восстанавливалось в древности, но эта реконструкция не была окончательно завершена. В результате этой непростой истории часть блоков храма осталась не до конца обработанной.
Когда мы ехали в Эдфу, водитель наш остановил машину у гробниц в Эль Кабе, а позже и у самих стен древнего города Нехеба, о котором к нашему стыду мы даже не знали. Место оказалось очень интересным. А есть ли еще в Египте малоизвестные места, которые заслуживают внимания?
Безусловно! Туристы, особенно из России, как правило, очень редко посещают памятники в Среднем Египте. Многие ли слышали, например, о Гермополе Магна? Почти нет сегодня туристов в оазисах Западной пустыни – в Харге, Дахле, Сиве. Вряд ли многие наши соотечественники посещали руины древнеегипетских городов в Дельте – Буто, Таниса, Бубастиса. А ещё есть Восточная пустыня с заброшенными каменоломнями, рудниками, караванными станциями.
«Электрическая лампа» в храме Хатхор в Дендере.
В храме Хатхор в Дендере находится одно из изображений, любимых «альтернативными историками» — «электрические лампочки». Что на самом деле там изображено?
Некоторые современные фантазёры видят лампочку, а древний египтянин в изображении из крипты храма Хатхор в Дендере увидел бы цветок лотоса, из которого выползает священный змей, которому предстоит создать этот мир. Змей окружён защитным кольцом, его поддерживает символ прочности – позвоночный столб джед. Вся эта сцена связана с сельскохозяйственным циклом, для которого требуется постоянное возрождение природы. Об этом недвусмысленно говорят тексты, которые сопровождают рельеф. Наш мозг заточен под быстрое распознавание привычных вещей. Обычно это позволяет эффективно взаимодействовать с внешним миром. Но не всегда.
Мы в Telegram: подпишитесь! | Мы в Вконтакте: добавляйтесь! | Наш канал на YouTube | Мы в Дзен: добавляйтесь! | Как помочь проекту |
Дендерский зодиак — Достояние планеты
Одним из самых древних астрономических посланий, оставленных человечеству древнеегипетскими жрецами, является Дендерский Зодиак, или Зодиак Осириса, который был установлен на потолке одной из капелл (часовни) на крыше Храма Хатхор в Дендере.
Строительство этой часовни было начато в поздний период Птолемеев; её пронаос (купол) был добавлен императором Тиберием. Это позволило правильно датировать рельеф греко-римским периодом, однако большинство его современников относили его к Новому царству. Было высказано предположение, что рельеф, который Джон Х. Роджерс характеризовал как «единственную полную карту древнего неба, которую мы имеем», служил основой, на которой были построены более поздние астрономические системы. Сейчас зодиак находится в Лувре.
Во время Египетской кампании Наполеона, Доминик Виван-Денон зарисовал круглый, более известный, и прямоугольные зодиаки храма Хатор. В 1802 году, по завершении кампании, Дэнон опубликовал гравюры потолка храма в своей Voyage dans la Basse et la Haute Egypte. Публикация вызвала споры, касающиеся датировки зодиака: мнения разделились от десятков тысяч до тысяч или до сотен лет. Кроме того, неясно было, является ли зодиак планисферой или астрологической картой. Торговец антиквариатом Себастьян-Луи Солнье нанял Клода Лелоррейна, чтобы изъять зодиак из храма. Зодиак был привезен в Париж в 1821 году, и в 1822 был помещен Людовиком XVIII в Королевскую библиотеку (позже получившую название Национальная библиотека Франции). В 1922 году зодиак был перенесен в Лувр.
Сильвия Ковиль из Центра компьютерных египтологических исследований Утрехтского университета и французский астрофизик Эрик Обур датировали зодиак 50 г. до н.э., потому что на зодиаке изображено расположение пяти планет, известных египтянам, которое повторяется раз в тысячу лет, а также два затмения.
Солнечное затмение указывает на дату 7 марта 51 г. до н. э.: оно показано кругом, внутри которого богиня Исида держит бабуина (бога Тота) за хвост.
Иллюстрация: Солнечное затмение 7 марта 51 г. до н. э.
Лунное затмение указывает на дату 25 сентября 52 г. до н. э.: оно показано кругом, внутри которого Глаз Гора.
Иллюстрация: Лунное затмение 25 сентября 52 г. до н. э.
Зодиак — это планисфера или карта звёзд в проекции на плоскости, которая показывает 12 созвездий зодиакального пояса, которые формируют 36 деканов по 10 дней каждый, и планеты. Деканы — это группы звёзд первой величины; они использовались в древнеегипетском календаре, который основывался на лунном цикле продолжительностью около 30 суток и на гелиакическом восходе звезды Сотис (Сириус).
Изображение зодиака круглой формы является уникальным для искусства Древнего Египта, более типичны прямоугольные зодиаки, которые можно увидеть в портике того же храма.
Иллюстрация: Дендерский зодиак в оригинальных цветах (реконструкция)
Небесный купол изображен диском, который держат четыре небесные колонны в форме женщин, между которыми расположены духи с головами соколов. На первом кольце 36 духов символизируют 360 дней древнеегипетского года.
На внутреннем круге можно увидеть созвездия, которые образуют знаки зодиака. Некоторые из них изображены в привычных греко-римских иконографических образах (например, Овен, Телец, Скорпион и Козерог, хотя большинство изображений значительно отличается от принятых в Древней Греции. Водолей изображен как бог разливов Хапи, который держит две вазы, с которых потоком течет вода. Роджерс отметил родство иконографии непохожих на греческие изображений с тремя табличками «Селевкидского зодиака», а их обоих — с изображениями на кудурру, вавилонских межевых камнях. То есть, Роджерс считал Дендерский зодиак «полной копией Месопотамского зодиака».
Кроме созвездий и прецессионного цикла на Зодиаке можно увидеть нашу солнечную систему, вместе с Солнцем, Землей и Луной. Земля движется вокруг Солнца по своей орбите, плоскость которой в пересечении с небесной сферой образует круг, называемый эклиптика.
Египетские Жрецы-астрономы хорошо знали секреты прецессии, в основу их исчислений был положен Великий Год —25920 лет. Одна астрологическая эра равна 1/12 периода прецессии земной оси и составляет 2160 лет.
Астрономы, астрологи, астрофизики, эзотерики указывают на ряд дат, согласно которым должна начаться астрологическая эра Водолея. Один из вариантов расчётов: (Название эпохи — Границы эпох)
Рыбы — 2160-0 г. н.э.
Овен — 0-2160 г. до н.э.
Телец — 2160-4320 г. до н.э.
Близнецы — 4320-6480 г. до н.э.
Рак — 6480-8640 г. до н.э.
Лев — 8640-10800 г. до н.э.
Дева — 10800-12960 г. до н.э.
Весы — 12960-15120 г. до н.э.
Скорпион — 15120-17280 г. до н.э.
Стрелец — 17280-19440 г. до н.э.
Козерог — 19440-21600 г. до н.э.
Водолей — 21600-23760 г. до н.э.
Международный Астрономический Союз обозначил дату перехода в Эру Водолея — 2601 год.
Египетские жрецы связывали Дендеру с очень далеким прошлым. Одна из надписей на храме гласит, что первоначальные планы строительства являются наследием «ранней первобытной эпохи» и были обнаружены в виде «старинных чертежей, выполненных на коже животных во времена последователей Гора».
По списку Манефона период правления последователей Гора приходится на Эру Рака — 6480-8640 г. до н.э.
Время сооружения Дендерского Зодиака, возможно, отражено положением иероглифов «Восток» и «Запад» которое эти страны света занимали на границе Эпох Близнецов и Тельца, ориентировочно — 4320 лет до н. э.
Учёный-эзотерик Друнвало Мельхиседек в книге «Древняя Тайна Цветка Жизни» пишет, что «во времена, когда существовала Атлантида, Земля вращалась в противоположном направлении. Нынешний север находился на юге, и наоборот. После затопления Атлантиды сместились не только полюса, но и Земля стала вращаться в противоположном направлении. Бог Тот прошёл через пять смещений полюсов: он видел восход Солнца с востока и видел его восход с запада, потом с востока и опять с запада – пять раз. Дендерский Зодиак демонстрирует эту противоположную полярность».
Директор Международного центра уфологических исследований Валерий Уваров считает, что изображения на Дендерском Зодиаке свидетельствуют о произошедшей 13659 лет назад планетарной катастрофе — ударе астероида и изменении угла наклона оси Земли. В результате катастрофы точка последующих восходов Солнца начала смещаться вдоль линии эклиптики в обратном направлении, войдя в «сердце Льва». На Дендерском Зодиаке Рак изменил свое местоположение на линии эклиптики, переместившись назад ко Льву.
Шкала внешнего круга Дендерского Зодиака составлена из фигур — Деканов (отрезки дуги астрологического круга величиной 10 градусов), символизирующих ход времени. Идут Деканы в направлении против часовой стрелки. Перемещаясь по созвездиям вдоль линии эклиптики против часовой стрелки, восход Солнца в день весеннего равноденствия в год катастрофы пришелся на первую минуту первого градуса головы Рака.
В результате катастрофы Рак делает неестественное перемещение назад и вверх, заняв место над головой Льва. Удар астероида, сломавший прецессионный механизм, привел к тому, что зодиакальное время «повернуло вспять». Стрелка зодиакальных часов переместилась на два Декана назад. Согласно Уварову, вся зодиакальная последовательность событий была такова: Земля прошла через Эпоху Льва, вступила в Эпоху Рака, произошла планетарная катастрофа, Земля совершила «скачок во времени», откатываясь в обратном направлении в Эпоху Льва, затем, пройдя одну и ту же зону «по эпохе Льва» от его сердца к Раку дважды, Земля возвращается в то место, где находилась в момент катастрофы.
Учёный, эзотерик Светлана Павлова в книге «Послание из прошлого» проводит исследование Дендерского Зодиака и событий, на которые он указывает. На Дендерском Зодиаке изображены Солнце, Земля и планеты, которые никогда не небесных картах не обозначаются.
В круге Зодиака изображен правый глаз, этот глаз – Солнечное Око Уаджет, Глаз Бога Ра. Поэтому символ — круг с Оком Ра над северной Рыбой является Солнцем.
Все символы планет, представляющие собой антропоморфные фигуры с головами человека, сокола, быка, пересекаются осями точно по головам фигур, что позволило Павловой предположить, что центр головы каждой фигуры и есть координата планеты на какой-то зафиксированный момент.
Иллюстрация: Математическая матрица кодирования информации, наложенная на изображение Дендерского зодиака.
Павлова выдвинула гипотезу о существовании в далёком прошлом между Марсом и Юпитером планеты – Фаэтон, на месте которой сейчас находится астероидное кольцо, и Дендерский Зодиак — единственное в мире документальное подтверждение существование Фаэтона.
Иллюстрация: Изменение положений зодиакальных созвездий в момент катастрофы в эпоху Льва.
Теософ и писательница Елена Блаватская в книге «Тайная доктрина» писала: «Вся область, занимаемая сейчас Египтом и пустынями, была однажды покрыта морем. Это стало известно благодаря Геродоту, Страбону, Плинию. Когда было это? История не дает ответа на этот вопрос. По счастью, мы имеем Дендерский Зодиак, планисферу на потолке одного из древнейших египетских храмов. Этот Зодиак, с его таинственными тремя Девами между созвездиями Льва и Весов, нашел своего Эдипа, чтобы разгадать его знаки и оправдать правдивость жрецов, которые передали Геродоту, что полюсы Земли и Эклиптики ранее совпадали и что полюсы уже три раза находились в плоскости эклиптики».
Дендерский Зодиак был создан с идеальной астрономической точностью, поэтому последовательность расположения зодиакальных созвездий Льва и Рака не могла быть нарушена. Возможно, на Дендерском Зодиаке зафиксировано звездное небо до планетарной катастрофы, произошедшей более 11 тыс. лет назад…
Зодиак в Дендере и дебаты о возрасте Земли
Дендерский зодиак представляет собой древний барельеф на потолке храма, украшенный загадочными символы звезд и планет. Во время египетской кампании Наполеона (1798-1801 гг.) ученые обнаружили зодиак в потолке небольшой часовни на вершине храма снаружи город Дендера, близ Фив. Сделанный из песчаника и весящий много тонн, зодиак вызвало огромное удивление и восхищение, поскольку казалось, что это открыло окно в цивилизацию. почти неизмеримой древности.
Вивант Денон, один из сопровождающих экспедицию художников, нарисовал потолок в местонахождение . Он включил этот набросок в свой чрезвычайно популярный отчет о кампании 1802 года. Путешествие по Бассе и Верхнему Египту, возбуждающее публику воображения, а также привлекая подозрения Ватикана и французских власти относительно религиозного значения артефакта. Возникли жаркие споры между теми, кто хотел верить, что потолок был буквально изображением неба в времени строительства храма и другие, стремящиеся найти мифологическое, хотя и не обязательно хронологическое значение в символах зодиака. Вскоре ученые и антиклерикальные писатели начали утверждать, что зодиак мог быть высечен многими за тысячи лет до библейской даты сотворения мира.
Хотя Наполеон так и не достиг своих военных целей в Египте, его научный проект, составить каталог и описать флору, фауну и сокровища страны, было более успешный. Этот проект завершился окончательной публикацией в двадцать три года. тома монументального «Описания Египта», коллективного усилий сотен ученых, редакторов, граверов и печатников, которые легли в основу для современной египтологии. Полтора десятилетия спустя, в годы после падения Наполеона, тома наконец были напечатаны. В них было много красивых тарелок, изготовленных с использованием совершенно новые методы цветопередачи, в том числе сложные и, по общему мнению, очень точный рисунок Дендерского зодиака.
Рисунок определенно заинтриговал. Но, будучи простыми чернилами на бумаге, оно лишь ограничивало способность трансформировать укоренившиеся способы мышления по вопросам такой огромной религиозной следствие как античная хронология. Так дело обстояло до 1821 года, когда Жан Лелоррен, инженер и охотник за головами, путешествовал вверх по Нилу из Александрии с приказывает удалить зодиак как часть тщательно спланированного археологического ограбления.
На земле практически ничего не шло по плану, и Лелоррейн была вынуждена организовать незапланированный археологический шопинг в надежде бросить его преследователи сбились со следа. Когда Лелорейн наконец принялась за работу, сбрасывая потолок оказалось настолько трудным, что ему пришлось прибегнуть к взрывчатым веществам. Обратный путь было не менее трудным. Однако Лелоррен выстояла, и Зодиак прибыл в Париж в летом 1822 года. Покровитель Лелоррена, Себастьян Солнье, комиссар полиции при Наполеон, оставшийся без работы во время Реставрации, нанял Лелоррена для снять зодиак и отправить его обратно во Францию, где Сольнье надеялся продать его за крупная сумма. В своей рекламной литературе Солнье представил потолок Дендеры как еще один Розеттский камень, приятная публике националистическая позиция, которая сыграла на все еще гноящийся гнев по поводу конфискации британцами артефакта после французских окончательное поражение на пляже в Абукире.
Потолок был достигнут среди шумихи, которая, хотя и была в значительной степени организована Солнье, еще более усилил общую манию французов ко всему египетскому. безумие, включавшее постановку популярного водевиля о потолке, завершился выплатой Людовиком XVIII беспрецедентной суммы в 150 000 франков за артефакт, который был установлен в Королевской библиотеке. Летом того же года маркиз де Лаплас устроил званый обед, на котором присутствовали многие ярчайшие звезды французского научного небосклона, в том числе Франсуа Араго, Жан-Батист Био, Клод Луиза Бертолле и Жозеф Фурье, а также английский химик и теоретик атома Джон Дальтон. Необычно, вечерний разговор имел мало общего с наукой; Лаплас и его гости говорили вместо этого взволнованно о зодиаке, обсуждая различные астрономические и математические способы для определения его возраста. Потому что восстановленная монархия была пропитана возродившимися роялистами настроений и католической пышности, этот вопрос стал еще более спорным, чем раньше. был при Наполеоне, который, помимо стремления смягчить неудобные сектантские трудности, не интересовался религией.
По мере того как споры о древности зодиака множились и ожесточались, третья развивалась линия египтологической дискуссии, которая сосредоточилась на надписях найден на Розеттском камне. Во время званого ужина Лапласа иероглифический код еще не был сломлен, хотя и английский эрудит, и врач, и иностранный Секретарь Королевского общества Томас Янг и молодой французский смутьян Шампольон приближались друг к другу, сражаясь друг с другом в гонке до финиша. С точки зрения Ввиду дебатов о возрасте потолка Дендеры расшифровка не могла прийти быстро достаточно. Не умея читать иероглифы, каждый, будь то ученый или мистик, был свободен. интерпретировать тайные символы, в том числе найденные на потолке Дендеры, в любом так, как они хотели.
Позже в том же году потолок Дендеры дал Шампольону подсказку. Он решил, что символы на потолке не были ни астрономическими, ни астрологическими, а скорее относились к к характеру самой графики. Ибо символы на потолке были у Шампольона новое слово, детерминативы — глухие знаки, указывающие, о чем идет речь в тексте или изображении. В В конкретном случае дендерского зодиака символы должны были указывать на цель фигура, которая должна была сказать зрителю, что небесные события управляют человеческой судьбой. освобожден от обязанности заботиться о надписях на потолке Шампольон обратился к своему окрестности. Чертеж, опубликованный в описании, включен картуши, окружавшие потолок на месте , хотя пилы Лелоррейна и взрывчатка оставила их позади. Шампольон нацелился на один из этих картушей, в в котором он прочитал греческое слово autocrator , которое предполагало, что потолок, вероятно, относится к периоду греко-римского господства I века до н. Потолок, в другими словами, не был особенно старым, и его существование не создавало проблем для Mosaic. хронология. Ученые не обрадовались этой новости. Папа, однако, был таким благодарен Шампольону за сохранение традиционной библейской хронологии, которую он предложил сделать республиканской, нерелигиозный и очень женатый кардинал Шампольон.
Сопутствующие материалы
- «Дендера» (из Imperial Gazetteer 1856 г.)
- Вид из-под портика храма Дендеры работы Дэвида Робертса (1842 г.)
- Египет (домашняя страница)
Библиография
Бухвальд, Джед З. и Диана Греко Йозефович. Зодиак Парижа: как невероятный спор вокруг древнеегипетского артефакта спровоцировал Современные дебаты между наукой и религией. Принстон: Издательство Принстонского университета, 2011.
Викторианский
Интернет
Наука
Астрономия
Наполеон и научная экспедиция в Египет
Зодиак Дендеры
(Щелкните значок увеличения, чтобы увидеть детали изображения, или щелкните изображение, чтобы увеличить его)
Когда Денон впервые обнаружил храм Хатхор в Дендере в январе 1799 года он попал в маленькую каменную часовню на крыше, где он нашел большую круглую планисферу, или зодиак. У него не было времени зарисовать этот артефакт во время своего первого визита, но когда он вернулся, позже той весной, ему удалось сделать рисунок, хотя планисфера являлась частью потолка, и часовня была почти в полной темноте. Он опубликовал свой рисунок в его Путешествие в 1802.
Вивант Денон опубликовал первый рисунок Зодиака в своем Voyage dans la Basse et la Haute Égypte (Париж, 1802 г.). Поскольку зодиак находился на потолке темной часовни, ему приходилось лежать на спине и рисовать при свечах. Из Voyage dans la Basse et la Haute Égypte |
Вскоре после того, как Денон сделал свой набросок, на место происшествия прибыла первая волна инженеров-археологов, а Жоллуа и Девилье сделали гораздо более тщательную прорисовку зодиака, хотя они тоже работали в очень тяжелых условиях, лежа на спине и пытаясь разглядеть детали почерневшего каменного потолка при свете свечи. Их рисунок в конечном итоге будет опубликован в четвертом девятом выпуске.0019 Антиквариат том Описание . Зодиак вызвал большой интерес со стороны ученых , потому что, если бы это было на самом деле точным отображением позиций созвездия, сделанные в древности, то должна быть возможность назначить дату его строительства. А так как других жестких не было дат, известных древнему Египту (потому что никто еще не умел читать иероглифы), это была заманчивая возможность.
Проспер Жоллуа и Эдуард Девилье были членами исследовательской группы, которая должна была изучать методы орошения в Верхнем Египте. Когда они узнали о Зодиаке от Денона, они посетили Дендеру и сделали более тщательный обмеренный рисунок артефакта, который позже был опубликован в Description de l’Égypte . Большая фигура справа — Орех. From Description de l’Égypte Antiquités , v. 4 |
Когда о существовании зодиака стало известно ученым еще во Франции было много попыток вычислить дату конструкция, причем некоторые ученые предполагают, что зодиак может быть таким же 14 000 лет, намного старше, чем сам мир, согласно библейская хронология.
Нижний зодиак, (в цвете): Цветная литография Дендерского зодиака, Ландграф Карл, La pierre zodiacale du Temple de Denderah. (Копенгаген, 1824) . |
Дендерский зодиак стал рассматриваться как один из важнейшие сохранившиеся документы древности, и это не удивительно, что в конце концов кто-то решил попробовать нажиться на его ценность. В 1822 году похититель древностей по имени Клод Лелоррен использовал взрывчатку, чтобы вывести Зодиак из его матрицы в Дендере, и он вернул его во Францию, где он был куплен королем для значительной цене в 150 000 франков и выставлены на всеобщее обозрение.