Дендерский зодиак: Дендерский зодиак. Древнеегипетский рельеф в цвете. Размеры 29 x 29 см

Человек, который уважает себя, уважает и свое прошлое

Максим Лебедев

К.и.н., египтолог, ст. н. с. Института востоковедения РАН

Вопрос читателя: Круглый Дендерский зодиак в храме Хатхор. Уточните у египтологов по поводу него, пожалуйста. Там с полной очевидностью содержится гороскоп, содержащий дату. Фоменко его датировал, а у египтологов с этим как дела обстоят? Из его пересказа складывается впечатление, что не очень.

Дендерский зодиак (копия). Фото — А. Соколов

Дендерский зодиак – не единственный круглый зодиак, найденный в Египте. Но точно самый красивый=) Там действительно изображены 5 известных в древности планет, Венера, Юпитер, Марс, Меркурий и Сатурн, расположенные в конкретных созвездиях. Астрономы относят такое положение планет к периоду между 15 июня и 15 августа 50 г. до н.э. Кроме того, на рельефе, видимо, отмечены солнечное затмение 7 марта 51 г. до н.э. и лунное затмение 25 сентября 52 г. до н.э. Эти даты уточняют время строительства часовни Осириса и полностью согласуются с нашими представлениями о том, что существующий сегодня храм Хатхор в Дендере возводился в греко-римский период египетской истории.

Об этом говорят археологический контекст памятника, палеография надписей, иконография изображений и упоминания в текстах Дендеры таких правителей как Клеопатра VI, Клеопатра VII, Птолемей XV, Тиберий, Домициан, Траян и др. В общем, никакой тайны в этом нет. 

Литература: 

Cauville S. Le Zodiaque d’Osiris. Louvain, 1997. 
Cauville S. Dendara. Les Chapelles osiriennes. Le Caire, 1997. 

Вопрос читателя: Есть ли какие-то источники, где рассматривается вопрос транспортировки обелисков в Древнем Египте?

В храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри сохранился рельеф с изображением транспортировки двух гранитных обелисков в храм в Карнаке, а также сопутствующие тексты. Нетривиальная задача по транспортировке многотонных египетских обелисков неоднократно решалась как самими древними египтянами, так и римлянами, американцами, британцами и французами. Об этом можно почитать в книге Curran B.A., Grafton A., Long P.O., Weiss B. Obelisk: A History. Cambridge, 2009.

Подробнее о транспортировке обелисков Хатшепсут можно почитать здесь.

От редакции: скоро мы планируем опубликовать перевод этой статьи.

Далее — вопросы от редакции АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, недавно вернувшейся из поездки по Египту.

Золотые мухи. Луксорский музей древностей

Золотые мухи Древнего Египта — украшения из золота в виде мух, награда времен Нового царства. Мы их видели в Луксорском музее. Почему (есть ли какие источники) такое насекомое как муха было избрано для такой награды?  

Амулеты, бусины и подвески в виде мух встречаются относительно часто. Самые известные из них сделаны из золота и относятся к эпохе Нового царства. Новое царство родилось в ожесточённой борьбе египтян с завоевателями, а затем стало эпохой имперского расцвета нильской цивилизации. Однако первые украшения в виде мух появились ещё во времена предшествовавшего Среднего царства, в первой половине 2 тыс. до н.э. Они делались из слоновой кости, серебра, медных сплавов или фаянса.

Уже тогда головы мух изготавливали иногда из золота. Изначально амулеты в виде золотых мух действительно могли быть наградой за воинскую доблесть, однако вскоре этот образ получил популярность и широкое распространение в обычных украшениях. Египтяне вообще присматривались к насекомым, знали их хорошо и нередко использовали их образы в искусстве. Нам известно несколько изображений, на которых египтяне носят подвески в виде мух. Одним из таких египтян был начальник пустыни и командир царского отряда Деди, служивший в западных Фивах. Деди носил амулеты в виде мух, сочетая их с подвеской, на которой были изображены львы. Ещё одно изображение принадлежало царскому чиновнику Суемнуту, который носил подвески в виде мух в обрамлении львиных фигур. Текстов, где бы говорилось о том, что золотые мухи были наградой за доблесть или тем более чем-то вроде древних медалей, не сохранилось. Такая интерпретация данных амулетов – это лишь предположение. Хотя это объяснение не лишено логики, ведь египтяне наверняка замечали чрезвычайную назойливость мух, не могли не замечать.
Многие египтологи полагают, что мухи в глазах египтян символизировали настойчивость и активность в борьбе с врагом. 

Во многих научных трудах по египтологии, несколько сортов твердого камня (гранит, базальт, гранодиорит, граувака, сланец, габбро, диабаз, диорит, норит или анортозит) обозначены как «черный гранит». Насколько серьезны такие разногласия по поводу материала того или иного артефакта (например, не утихают споры по поводу пирамидиона Аменехмета III-го или нескольких блоков в верхнем храме Менкаура). Как можно узнать материал артефакта, у кого точная информация?

  

Путаница в определении материалов – это, увы, обычное дело не только в египтологии, но и во всех других исторических дисциплинах. Причин здесь несколько. Во-первых, это изменения, случающиеся со временем в научной терминологии. Такая ерунда: сколько бы ни существовала наука, всегда будут проблемы с терминологией. А геология к тому же занимает одно из ведущих мест среди других наук по количеству профессиональных терминов. Во-вторых, это объективные трудности с определением материала, из которого изготовлен памятник. Есть конкретный археолог, он обнаружил каменный сосуд, ему нужно как-то описать свою находку. И он в силу своего разумения и существующей традиции определяет породу камня. Потом это определение, часто дилетантское, кочует из публикации в публикацию, проверить его обычно уже очень сложно. Вот пример. В восточной египетской пустыне находится обширная долина под названием Вади Хаммамат. В древности там располагались важнейшие каменоломни, где египтяне добывали материал для царских статуй и саркофагов. Основными породами камня, которые разрабатывали в Вади Хаммамат, были мелкозернистый калеврит и граувакка. Однако в историографии встречающийся в вади камень иногда неверно называют аспидным сланцем, шифером или базальтом. А ещё «черным камнем», «диоритом», «зеленым базальтом», «так называемым базальтом», «черным и твердым камнем», «порфиром» и пр. Путаница пошла из-за того, что в греко-римское время древнеегипетский термин «бехену», который использовался для обозначения добывавшегося в Вади Хаммамат камня, видимо, превратился в basanites, а после, уже в Средние века, по ошибке был отождествлен с базальтом.

Другой пример – это травертин, который до сих пор часто называют в литературе «алебастром» или «египетским алебастром». К счастью, самая хорошая база данных по твёрдым породам камня, которые использовали древние египтяне, сегодня доступна онлайн.

Кроме того, существуют два полезных справочника: Klemm D., Klemm R. Stone and Stone Quarries in Ancient Egypt. London, 2008 и Klemm D., Klemm R. The Stones of the Pyramids: Provenance of the Building Stones of the Old Kingdom Pyramids of Egypt. Berlin, 2010. Однако для точного определения материала порой нужен петрографический анализ.

Эль Каб. Остатки храма. Блок установлен вверх ногами — видимо, от более древнего сооружения.

В Эль Кабе мы видели, что из блоков правления Тутмоса III (судя по картушу на одном из блоков) были собраны другие строения. И мы знаем, что такое в истории Египта случалось не один раз. Получается, что новые строители не особо чтили память предков? 

 

Древние египтяне не очень щепетильно относились к памятникам своих предшественников. Первые примеры регулярного переиспользования блоков и архитектурных элементов из более ранних культовых строений мне известны от Древнего царства. В Гизе, скажем, через 200 лет после строительства Великих пирамид могли взять и использовать чужую «ложную дверь» из хорошего камня для перекрытия собственной часовни. А «ложная дверь» — это всё же не какая-нибудь игрушка. Это было изображение реальной двери, выполненное в камне, которое считалось главной контактной зоной между этим миром и миром двойника умершего человека.

А вот ещё любопытный пример. Древнее царство пало, потом был Первый переходный период – время смут, в котором зародилась новая египетская централизованная государственность эпохи Среднего царства. Основатель новой династии царь Аменемхет I, выходец с юга, не имевший, видимо, даже отдалённых родственных связей с правителями Древнего царства, должен был много размышлять по поводу обоснования своих прав на престол. Его пирамида в Лиште, что примерно в 30 км к югу от древнего мемфисского некрополя, оказалась буквально набита каменными блоками из заупокойных комплексов великих царей прошлого — Хуфу, Хафра, Униса и, возможно, Пепи II.

Можно подумать, что царь торопился с возведением своей пирамиды близ новой столицы, а потому разбирал памятники своих предшественников на строительный материал. А можно вслед за Хансом Гёдике предположить, что Аменемхет I, претендовавший на то, чтобы закончить «время болезни», как сами египтяне называли Первый переходный период, собирал в главном памятнике своего правления реликвии, связанные с царями прошлого.

Ну а великие стройки Нового царства вообще не обходились без разбора и переиспользования более ранних памятников. Тутмосы, Аменхотепы и Рамсесы тащили всё – блоки, колонны, статуи. Считали ли они их дешевым строительным и декоративным материалом? Или же видели в них особенно намоленные святыни? Вполне возможно, что в головах правителей и их подданных одновременно уживалось и то, и другое.

Наш водитель говорил, что есть дороги, по которым туристов не возят (из-за этого нам не удалось посмотреть две культовые пирамиды в Верхнем Египте), неужели действительно так опасно и были случаи, или просто на «всякий случай»? 

Такие дороги есть, мы сами неоднократно передвигались по Среднему Египту или Файюму в окружении государственной вооруженной охраны. Для иностранцев она абсолютно бесплатна, хотя нельзя сказать, что служивые с большим удовольствием этим занимаются. Обычно это кажется ненужной назойливостью. Но когда вспоминаешь, как американская экспедиция, работавшая в Долине царей, забаррикадировалась в древней гробнице и слушала вместе с рабочими, как по другую сторону хребта, в Дейр эль-Бахри, кричат туристы, которых расстреливают и режут религиозные фанатики, побитый жизнью пикап с двумя-тремя щуплыми солдатами с «калашниковыми» уже не сильно напрягает. Кто его знает, что там сегодня в планах у террористов?

Мы были у двух культовых пирамид фараона Хуни (Нагада и Синки), у них нет ни ограждения, ни охраны, а рядом жилой и сельско-хозяйственный сектор. Охраняются ли как-то эти памятники, ведь их могут растащить по камешкам? То же самое касается города в Эль-Каб – никакой охраны, а по территории бродят местные жители.

В Египте столько памятников, что охранять все просто физически невозможно. Такие археологические памятники есть везде, в том числе в непосредственной близости от Луксора, Асуана или Каира. В России и по всему миру ситуация, в общем-то, схожая. У нас, например, огромное число селищ, городищ, могильников, которые никто не охраняет. Просто в Египте очень много памятников 3-2 тыс. до н.э. с сохранившейся монументальной архитектурой, которых у нас почти нет. Поэтому нас это удивляет. В Европе любая такая пирамида стала бы центром национального парка с музеем, улыбчивыми волонтерами и фестивалем реконструкторов. В Египте пока не так. Там люди привыкли на протяжении тысячелетий жить среди руин, в руинах и на руинах. Грозит ли легкая доступность многих памятников их сохранности? Безусловно. Но надо понимать, что с ростом населения ситуация будет только усугубляться. Будущее египетских древностей только в руках самих египтян. Получится ли у них решить проблему разграбления древнего наследия? Не знаю, хотя очень хочется надеяться. У нас тоже в Краснодарском крае местные жители продолжают разбирать античные памятники на камень, а ещё недавно, уже после полёта Гагарина, пережигали византийские мраморы на известь. А усадьбы 18-19 веков, которые разбирают по всей стране? В общем, здесь главная задача – это воспитывать в людях уважение к себе. Человек, который уважает себя, уважает и свое прошлое. 

Красная часовня Хатшепсут в Карнаке. Фото — Валерий Senmuth

Многие сооружения в Египте очень сильно реставрированы. Некоторые граждане, увидев подобное, недовольно говорят: «новодел!» Насколько надёжны такие реконструкции? И нужно ли так реставрировать (когда, например, здания целиком восстанавливаются из руин)? Может, пусть руины останутся руинами? Например, красная часовня Хатшепсут в Карнаке. Собрана реставраторами из блоков, использованных как наполнитель внутри других храмовых структур. Насколько достоверно?

Это сложный вопрос, на него не может быть однозначного ответа. Многие отреставрированные памятники теряют свою атмосферу, это правда. Однако отмечу, что главная цель реставрации – это все же прекратить или максимально замедлить дальнейшее разрушение памятника. И в этом плане без нее вряд ли получится обойтись. Кроме того, скажу как археолог: задачи реставрации часто задают такие вопросы к памятнику, которые бы в другой ситуации могли никогда и не возникнуть. Одно дело описать детали и предложить реконструкцию на бумаге, другое дело – постараться восстановить древний памятник на месте. Реконструкция часовни Хатшепсут, где должна была находиться священная ладья, в целом довольно надежная. Над проектом работала профессиональная группа из французских и египетских архитекторов, эпиграфистов, искусствоведов и других специалистов. На мой взгляд, это один из удачных примеров реконструкции памятника, который был разобран ещё в древности.

Читатели даже спрашивают: остались ли в Египте не отреставрированные древние сооружения? «которые как построили несколько тыщ лет назад, так и оставались?»

Таких памятников в Египет всё ещё подавляющее большинство, просто они находятся в стороне от основных туристических троп. Мы работаем на восточной окраине Гизы, где разбросаны сотни древних гробниц. Хоть сколько-то отреставрированные гробницы на участке нашей концессии можно пересчитать по пальцам двух рук. Там укреплены потолки, заделаны проломы в стенах, законсервированы статуи и рельефы. Три реставрационных проекта на счету нашей экспедиции и, прежде всего, нашего архитектора.

При осмотре храма Сети II в Карнаке бросилась в глаза незавершенная часть его западной и северной стен. Блоки будто бы только что добытые в карьере и уложены, но стены так и не выровнены. Видны следы кирок и зубил. Кроме того, пилон, к которому примыкает храм Сети II, также не завершен, как и колонны (прямо за храмом Сети II). Был ли этот храм не завершен при Сети II, или его частично разрушили при строительстве пилона Нектанеба II, снова собрали, но не завершили?

Судьба у трехчастного храма Сети II в Карнаке была сложная. Во-первых, сам царь правил относительно недолго, поэтому некоторые его памятники не были завершены. Это, в частности, касается даже царской гробницы. Во-вторых, храм пострадал во время возведения пилона Нектанеба II, поскольку был частично закрыт строительными конструкциями. Святилище Сети II восстанавливалось в древности, но эта реконструкция не была окончательно завершена. В результате этой непростой истории часть блоков храма осталась не до конца обработанной.

Когда мы ехали в Эдфу, водитель наш остановил машину у гробниц в Эль Кабе, а позже и у самих стен древнего города Нехеба, о котором к нашему стыду мы даже не знали. Место оказалось очень интересным. А есть ли еще в Египте малоизвестные места, которые заслуживают внимания?

Безусловно! Туристы, особенно из России, как правило, очень редко посещают памятники в Среднем Египте. Многие ли слышали, например, о Гермополе Магна? Почти нет сегодня туристов в оазисах Западной пустыни – в Харге, Дахле, Сиве. Вряд ли многие наши соотечественники посещали руины древнеегипетских городов в Дельте – Буто, Таниса, Бубастиса. А ещё есть Восточная пустыня с заброшенными каменоломнями, рудниками, караванными станциями.

«Электрическая лампа» в храме Хатхор в Дендере.

В храме Хатхор в Дендере находится одно из изображений, любимых «альтернативными историками» — «электрические  лампочки». Что на самом деле там изображено?

Некоторые современные фантазёры видят лампочку, а древний египтянин в изображении из крипты храма Хатхор в Дендере увидел бы цветок лотоса, из которого выползает священный змей, которому предстоит создать этот мир. Змей окружён защитным кольцом, его поддерживает символ прочности – позвоночный столб джед. Вся эта сцена связана с сельскохозяйственным циклом, для которого требуется постоянное возрождение природы. Об этом недвусмысленно говорят тексты, которые сопровождают рельеф. Наш мозг заточен под быстрое распознавание привычных вещей. Обычно это позволяет эффективно взаимодействовать с внешним миром. Но не всегда.




Мы в Telegram:
подпишитесь!

Мы в Вконтакте:
добавляйтесь!

Наш канал
на YouTube

Мы в Дзен:
добавляйтесь!

Как помочь
проекту

Дендерский зодиак

26. 02.2021

Дендерский зодиак — древнеегипетский астрономический барельеф в храмовом комплексе Хатхор в Дендере. Находился на потолке пронаоса (портика) часовни, посвящённой Осирису. Содержит изображения 12 знаков зодиака.

Строительство часовни было начато в поздний период Птолемеев; её пронаос был добавлен при императоре Тиберии. Это позволило Шампольону датировать рельеф греко-римским периодом, однако большинство его современников относили его к Новому царству.

Данный рельеф, который Джон Х. Роджерс характеризовал как «единственную полную карту древнего неба, которую мы имеем», предположительно служил основой, на которой были построены более поздние астрономические системы. Сейчас зодиак находится во Франции (с 1821), в Лувре (с 1922).

Солнечное затмение 7 марта 51 г. до н. э. Лунное затмение 25 сентября 52 г. до н. э.

Даты затмений

Сильвия Ковиль из Центра компьютерных египтологических исследований Утрехтского университета и французский астрофизик Эрик Обур датировали зодиак 50 г. до н. э., потому что на зодиаке изображено расположение пяти планет, известных египтянам, которое повторяется раз в тысячу лет, а также два затмения.

Солнечное затмение указывает на дату 7 марта 51 г. до н. э.: оно показано кругом, внутри которого богиня Исида держит бабуина (бога Тота) за хвост.

Лунное затмение указывает на дату 25 сентября 52 г. до н. э.: оно показано кругом, внутри которого Глаз Гора.

Описание

Зодиак — это планисфера или карта звёзд в проекции на плоскости, которая показывает 12 созвездий зодиакального пояса, которые формируют 36 деканов по 10 дней каждый, и планеты. Деканы — это группы звёзд первой величины; они использовались в древнеегипетском календаре, который основывался на лунном цикле продолжительностью около 30 суток и на гелиакическом восходе звезды Сотис (Сириус).

Изображение зодиака круглой формы является уникальным для искусства Древнего Египта, более типичны прямоугольные зодиаки, которые можно увидеть в портике того же храма.

Небесный купол изображен диском, который держат четыре небесные колонны в форме женщин, между которыми расположены духи с головами соколов. На первом кольце 36 духов символизируют 360 дней древнеегипетского года.

На внутреннем круге можно увидеть созвездия, которые образуют знаки зодиака. Некоторые из них изображены в привычных греко-римских иконографических образах (например, Овен, Телец, Скорпион и Козерог, хотя большинство изображений значительно отличается от принятых в Древней Греции. Водолей изображен как бог разливов Хапи, который держит две вазы, с которых потоком течет вода. Роджерс отметил родство иконографии непохожих на греческие изображений с тремя табличками «Селевкидского зодиака», а их обоих — с изображениями на кудурру, вавилонских межевых камнях. То есть, Роджерс считал Дендерский зодиак «полной копией Месопотамского зодиака»

История находки и перемещения во Францию ​​

Во время Египетской кампании Наполеона, Доминик Виван-Денон зарисовал круглый, более известный, и прямоугольные зодиаки храма Хатхор. В 1802 году, по завершении кампании, Дэнон опубликовал гравюры потолка храма в своей Voyage dans la Basse et la Haute Egypte. Публикация вызвала споры, касающиеся датировки зодиака: мнения разделились от десятков тысяч до тысяч или до сотен лет. Кроме того, неясно было, является ли зодиак планисферой или астрологической картой. Торговец антиквариатом Себастьян-Луи Солнье нанял Клода Лелоррейна, чтобы изъять зодиак из храма. Зодиак был привезён в Париж в 1821 году, и в 1822 был помещен Людовиком XVIII в Королевскую библиотеку (позже получившую название Национальная библиотека Франции). В 1922 году зодиак был перенесен в Лувр.

  • Пироволакис, Манос
  • Из могилы
  • Брунс, Флориан
  • Дибич, Карл
  • Манько, Максим

Зодиак Дендеры — памятники греко-римского периода

Дом с самой большой коллекцией египетских артефактов, выставленных на западе Северной Америки.

Памятники греко-римского периода

Главная / Исследуйте / Греко-римский период: 332 г. до н.э.-642 г. н.э. / Памятники греко-римского периода

г.
  • Период неолита: 4500-3000 гг. до н.э.
  • Ранний династический период: 3000-2650 гг. до н.э.
  • Древнее царство: 2650-2150 гг. до н.э.0014
  • Среднее царство: 2040-1640 гг. до н.э.
  • 2-й промежуточный период: 1640-1550 гг. до н.э.
  • Новое царство: 1550-1070 г. до н.э.
  • Сайте и поздние периоды: 712–332 гг. до н. э.
  • Греко-римский период: 332 г. до н.э.-642 г. н.э.
    • — Правители: Клеопатра VII
    • — Памятники: Зодиак Дендеры
    • — Памятники: Храм Эдфу
    • — Памятники: Александрийский маяк (Фарос)
    • — Памятники: Филы — Храм Исиды
    • — Артефакты: ссылка на поиск коллекции
  • Коптский период: 395-642 н.э.
  • Исламский период и Новое время: 642 н.э.-сегодня
Купить билетыЗабронировать групповой турСтать участникомПоддержите свой музей 9 0005 НАВИГАЦИЯ ПО СЕКЦИЯМ

  • Период неолита: 4500-3000 гг. до н.э.
  • Ранний династический период: 3000-2650 гг. до н.э.
  • Древнее царство: 2650-2150 гг. до н.э. 3 Среднее царство: 2040–1640 гг. до н. э.
  • 2-й промежуточный период: 1640–1550 гг. до н. э.
  • Новое царство: 1550–1070 гг. до н. э.
  • 3-й промежуточный период: 1070–712 гг. 014
  • Греко-римский период: 332 г. до н.э.- 642 CE
    • — Правители: Клеопатра VII
    • — Памятники: Дендерский Зодиак
    • — Памятники: Храм Эдфу
    • — Памятники: Александрийский Маяк (Фарос)
    • — Памятники: Филы — Храм Исиды 90 014
    • — Артефакты: ссылка к поиску коллекции
  • Коптский период: 395-642 гг. н.э.
  • Исламский период и Новое время: 642 г. н.э.-сегодня

 

Создано ок. 50 г. до н.э.

Этот круглый барельеф из песчаника представляет собой планисферу, изображающую созвездия в графической форме. Он был добавлен к потолку часовни, посвященной Осирису, внутри храма Хатор в комплексе храма Дендера в Верхнем Египте, где-то после 51 г. до н.э., в греко-римский период. В начале девятнадцатого века он был взорван из потолка храма коллекционером древностей и отправлен во Францию ​​после того, как был обнаружен во время экспедиции Наполеона в Египет. В настоящее время он находится в Лувре.

Дендерский зодиак — одно из наиболее хорошо сохранившихся древних изображений наблюдаемых звезд. Хотя она содержит многие символы Зодиака, как они известны сегодня, ее более точно можно описать как звездную карту, чем как астрологическую карту. На нем показаны все пять планет, известных древним египтянам, в выравнивании, которое происходит раз в тысячу лет, а также солнечное и лунное затмение. Выравнивание планет позволяет астрофизикам датировать небо, которое изображено как происходящее где-то между 15 июня и 15 августа 50 г. до н.э.

Точное использование или цель этого уникального изображения небесных тел неясны, но многие историки подозревают, что смерть Птолемея Авлета в 51 г. до н. э. и последующий приход к власти в следующем году его дочери Клеопатры VII, последнего фараона Египет, имеют прямое отношение к его созданию.

 

https://www.louvre.fr/en/oeuvre-notices/zodiac-dendera

https://www.nature.com/articles/465551a

http://napoleon.lindahall. org/zodiac_dendera.shtml

Наполеон и научная экспедиция в Египет

Зодиак Дендеры
(Щелкните значок увеличения, чтобы увидеть детали изображения, или щелкните изображения, чтобы увеличить)

Когда Денон впервые обнаружил храм Хатхор в Дендере в январе 1799 года он попал в маленькую каменную часовню на крыше, где он нашел большую круглую планисферу, или зодиак. У него не было времени зарисовать этот артефакт во время своего первого визита, но когда он вернулся, позже той весной, ему удалось сделать рисунок, хотя планисфера являлась частью потолка, и часовня была почти в полной темноте. Он опубликовал свой рисунок в его Путешествие в 1802 г.

Вивант Денон опубликовал первый рисунок Зодиака в своем Voyage dans la Basse et la Haute Égypte (Париж, 1802 г. ). Поскольку зодиак находился на потолке темной часовни, ему приходилось лежать на спине и рисовать при свечах.

Из рейса Путешествие по Бассу и Верхнему Египту

Вскоре после того, как Денон сделал свой набросок, на место происшествия прибыла первая волна инженеров-археологов, а Жоллуа и Девилье сделали гораздо более тщательную прорисовку зодиака, хотя они тоже работали в очень тяжелых условиях, лежа на спине и пытаясь разглядеть детали почерневшего каменного потолка при свете свечи. Их рисунок в конечном итоге будет опубликован в четвертом девятом выпуске.0122 Антиквариат том Описание . Зодиак вызвал большой интерес у ученых , потому что, если бы это была действительно точная передача позиций созвездия, сделанные в древности, то должна быть возможность назначить дату его строительства. А так как других жестких не было дат, известных древнему Египту (потому что никто еще не умел читать иероглифы), это была заманчивая возможность.

Проспер Жоллуа и Эдуард Девилье были членами геодезической группы, которая должна была изучать методы орошения в Верхнем Египте. Когда они узнали о Зодиаке от Денона, они посетили Дендеру и сделали более тщательный размеренный рисунок артефакта, который позже был опубликован в Description de l’Égypte . Большая фигура справа — Орех.

From Description de l’Égypte Antiquités , v. 4

Когда о существовании зодиака стало известно ученым еще во Франции было много попыток вычислить дату конструкция, причем некоторые ученые предполагают, что зодиак может быть таким же 14 000 лет, намного старше, чем сам мир, согласно библейская хронология.

Нижний зодиак, (в цвете): Цветная литография Дендерского зодиака, Ландграф Карл, La pierre zodiacale du Temple de Denderah. (Копенгаген, 1824) .
Дендерский зодиак стал рассматриваться как один из важнейшие сохранившиеся документы древности, и это не удивительно, что в конце концов кто-то решил попробовать нажиться на его ценить. В 1822 году похититель древностей по имени Клод Лелоррен использовал взрывчатку, чтобы вывести Зодиак из его матрицы в Дендере, и он вернул его во Францию, где он был куплен королем для значительной цене в 150 000 франков и выставлены на всеобщее обозрение. Это было в конечном итоге хранится в Лувре, где его можно увидеть сегодня.

Прибытие в Париж уникального артефакта вызвало новый интерес к зодиаку со стороны французских ученых и поток трактатов вскоре появился. Одним из первых был Жан-Батист Био, который предложил более скромную дату 800 г. до н.э. для зодиака. Этот вызвал ответ Карла, ландграфа Гессен-Кассельского, и Книга Карла примечательна тем, что содержит один из самых очаровательных у нас есть изображения зодиака в нежных пастельных тонах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *