РИА Калмыкия — В Калмыкии будет расти дерево Бодхи, под которым Будда достиг просветления
Сегодня в Калмыкию приехали лама багши Дорджи-Церен и председатель общественной организации «Билгин Дала» Геннадий Корнеев, которые привезли из Республики Шри-Ланка отросток дерева Бодхи. Именно под этим деревом в роще Урувелла когда-то медитировал и достиг просветления принц Гаутама, ставший Буддой Шакьямуни. Дарованный ланкийскими монахами и привезенный в Калмыкию стебель является прямым отростком от этого дерева.
Растение, под которым Гаутама достиг просветления, не сохранилось, но из его семени было выращено дерево в Анурадхапуре на Шри-Ланке во времена царя Ашоки. Впоследствии дерево трижды уничтожали. Новый росток был посажен в XIX веке в Бодх-Гая из того же материнского дерева в Анурадхапуре, которое стоит по сей день.
«Это, несомненно, уникальное событие для степного края. Дерево привезено в Калмыкию впервые, можно символично сказать, что Будда Шакьямуни ступил на нашу землю. Это прямой отросток Джайя Шри Маха Бодхи – священного дерева в Шри-Ланке. И сегодня мы, как буддийский регион, имеем у себя прямой отросток священного дерева», – рассказал РИА «Калмыкия»
Как известно, на Шри-Ланке тропический климат, идеально подходящий для Бодхи, тогда как в Калмыкии засушливое лето и суровые зимы. В связи с этим предполагается, что дерево будет расти в специально построенной оранжерее.
«В древних канонах буддийского учения говорилось, что всего было 28 Будд прошлого (в их числе Будда Шакьямуни), каждый из которых просветлел под своим деревом Бодхи. Сегодня мы привезли дерево, под которым пробудился Будда Шакьямуни. После этого мы надеемся на сотрудничество с республикой Шри-Ланка в том, чтобы все 28 деревьев, которые являются объектами поклонения буддистов мира, также были посажены в Калмыкии. Я думаю, что это будет особая оранжерея, где сначала будет стоять это дерево, а затем и все остальные, которые мы привезем», – заключил Корнеев.
Дерево, под которым достиг просветления Будда
Главная романтика путешествий заключается в том, что оказываешься внутри самого настоящего фильма — нет привычного дома, работы, семьи, нет ни единой привязки к настоящему в прямом понимании этого слова.
Яркие картинки ежедневно чередуются, образуя киноленту жизни, в которой оттачиваешь мастерство роли наблюдателя и режиссёра. Воображение выходит за рамки привычного и мир видится совершенно другим.
Мир, где невозможное и немыслимое более чем возможно и реально…
Мы продолжаем знакомиться с достопримечательностями Северной Индии и города Bodhgaya.
Сегодня я отправлюсь в медитацию по стопам Будды, под тем самым деревом, под которым всё и произошло…
Zen Garden — Kokin Gumi — Buddhist Meditation Music
Pipal, Фикус Священный или дерево Бодхи/Будды — так называют самое священное дерево, которое когда-либо украшало Землю. Могучее, разложистое, в тени которого более 2600 лет назад принц Сиддхартха Гаутама, духовный учитель и основоположник учения Буддизма, достиг состояния просветления.
1.
Дерево это существует и поныне, точнее его прямой потомок.
Оригинальное Sri Mahabodhi Tree — как его называют буддисты, было любимейшим деревом императора Ашоки Великого, который правил в 269 — 232 гг. до н.э., около века спустя после смерти Будды. Дерево почиталось императором с особым вниманием и заботой.
Жена Ашоки, в порыве яростной ревности к дереву(!), которое отнимает столько внимания мужа, вылила яд в корень дерева, что непосредственно и привело к его гибели.
2.
К счастью, незадолго до того этого происшествия дочь Ашоки увезла один из молодых побегов дерева на Шри-Ланку, где оно произрастает и по сей день. Побег этого уже шри-ланкийского потомка спустя некоторое время привезли обратно в Индию, и посадили на месте изначального дерева. Вот такая череда перерождений одного дерева.
3.
Под этим деревом Будда провёл первую неделю после просветления, буквально оцепенев от удивления и благоговения.
Символизм Будды и дерева Бодхи или «Мирового дерева» заключается вот в чём.
«Бодхи» — означает «запредельную мудрость» или пробуждение. Корни дерева уходят глубоко в землю, а ветви возвышаются высоко в небе, таким образом дерево гармонично объединяет 2 противоположности — небо и землю.
Подобно дереву, Будда объединяет в себе человеческую и божественную природу.
4.
Расположено дерево с тыльной стороны храма Mahabodhi. Здесь же находится и основное место для медитации.
5.
Паломники приносят в качестве подношений цветы, фрукты, воду, сладости и благовония
6.
Лотосов здесь больше, чем в каком-либо водоёме!
7.
О такого обилия живой красоты вокруг внутри всё радуется и ликует.
8.
Мистический дым благовоний, прекрасные цветы, пылающие свечи, умиротворённые образы Будд и неспешные паломники образуют некий симбиоз, создавая единый образ буддистского рая…
9.
Центральная плита в ограждении дерева покрыта листами сусального золота.
10.
Считается, что прикоснувшись головой к этой плите, получишь благословение самого Будды.
11.
12.
Вид с противоположной стороны
13.
Среди паломников, равно как и среди туристов идёт своеобразна «охота» на листья.
Несмотря на размеренный ритм места, момент, когда с дерева срывается лист можно сравнить с сигналом «Старт» на олимпийских играх. Люди в стремительном вихре, соревнуясь наперегонки, пытаются поймать драгоценную частичку вечности… До земли ни один лист так и не долетает.
Наблюдая за этим мгновением, приходит осознание и зашкаливает чувство юмора. Начинаешь покровительно и понимающе улыбаться таинственной улыбкой Будды, будто за это мгновение познал истину.
Мы все люди, стремящиеся к божественном совершенству, щедро наделённые человеческими слабостями.
Мы — «человеки», и стало быть ничто человеческое нам не чуждо
14.
Неделю спустя после просветления, Будда направился к другому дереву.
Там где ступала его нога, распускались лотосы
15.
Каждый из таких «следов» отмечен лотосами из камня
16.
Весь Буддизм насквозь пропитан символизмом, каждый символ имеет определённый скрытый смысл.
Возле храма можно найти отпечаток стоп Будды. По их величине можно легко определить примерный рост человека. Образно говоря, можно представить — насколько великим был человек, обладающим таким отпечатком стоп.
17.
18.
Молитвы доносятся отовсюду…у них есть чёткий ритм и цель…ими буквально пропитан воздух, наравне с благовонными ароматами лотоса
19.
Поток энергии подобной силы, направленный к цели «Достичь Просветления», вряд-ли встретишь ещё где-либо на Земле.
20.
Среди паломников встречаются и те, кто совершает кору вокруг храма (круговой обход) простираниями.
Практика простирания — одна из форм психо-физической буддистской практики, когда человек совершает полный поклон.
В процессе простираний, человек визуализирует великих учителей буддизма, Будд, Боттхисаттв и защитников таким образом простирается перед ними. В этом процессе успокаивается ум, очищается тело и душа.
Простирания в Бодхгае уже многие века является целью многих буддистских паломников, которые стремятся сделать здесь сто тысяч простираний.
21.
Здесь можно встретить паломников со всего Земного Шара.
На фото сверху — тибетские женщины и японские. Всех объединяет одно стремление — одна цель.
22.
Также здесь практикуют акупунктуру (иглоукалывание).
Специалисты акупунктуры, предложат вам посредством игол создать приток энергии к определённым местам с тем, чтобы ваша медитация прошла наилучшим образом.
Прошло уже более 2600 лет, но несмотря на это, просветления жаждут здесь ни чуть не меньше.
23.
Каждый стремится ощутить то, что испытал Будда в этом самом месте.
Я не стала исключением — жажда познания и нового опыта, равно как и немалое любопытство привели меня сюда.
24.
Одно могу сказать наверняка, время течёт здесь совершенно по-другому. В медитации я провела около 30 минут, ощущение же сложилось будто целую вечность.
В самом начале бросило в жар, поток мыслей значительно ускорился, на глазах выступили слёзы и возникло ощущение, будто после бесчисленных лет странствий вернулась домой. Глубокие эмоции сопровождались также внутренними визуальными образами света и огня.
Сразу вспомнила слова Будды: «Тысячи свечей можно зажечь от одной горящей свечи», кажется и у Иисуса было что-то на эту же тему.
Практикую медитацию я уже несколько лет, но такие глубокие ощущения я испытала впервые.
25.
Что бы ни говорили нам разнообразные учения и духовные лидеры, путь у каждого свой и ощущения у каждого свои, неповторимые. Главное — идти по этому пути, никому не навязывая своих взглядов. Иначе мы рискуем однажды проснуться в однообразном мире, где всё одно и тоже 🙂
На этой оптимистической ноте, я прощаюсь с вами до следующего раза.
Уже в следующий раз вас ждёт рассказ о Будде и Огромной Кобре.
Продолжайте верить и действовать, и чудо обязательно произойдёт!
To be continued…
Я на Facebook и Вконтакте. Присоединяйтесь!
Для дерева Будды в Калмыкии построят особую оранжерею
«Будда Шакьямуни ступил на калмыцкую землю», – так приверженцы буддизма в Степной республике расценили появление в Элисте стебля священного дерева Бодхи, привезенного из Шри-Ланки. Согласно буддийской традиции, именно под этим деревом в роще Урувелла медитировал и достиг просветления принц Гаутама, ставший Буддой Шакьямуни.
Священный стебель – подарок ланкийских монахов – в Элисту вчера доставили лама багши Дорджи-Церен и председатель общественной организации «Билгин Дала» Геннадий Корнеев. «Это, несомненно, уникальное событие для степного края, – заявил местным журналистам Корнеев. – Дерево привезено в Калмыкию впервые. Можно символично сказать, что Будда Шакьямуни ступил на нашу землю». По словам Корнеева, привезенный в Элисту стебель является «прямым отростком Джайя Шри Маха Бодхи – священного дерева в Шри-Ланке».
Местные религиозные эксперты отмечают, что само дерево, под которым принц Гаутама достиг просветления, не дошло до наших дней: «Однако из сохранившихся семян во времена царя Ашоки было выращено дерево в Анурадхапуре на Шри-Ланке. Это дерево потом трижды уничтожали, однако всегда удавалось спасти несколько ростков. Один такой росток был посажен в XIX веке в Бодх-Гая из того же материнского дерева в Анурадхапуре, которое стоит по сей день».
Теперь, по словам калмыцких буддистов, им предстоит решить проблему выращивания дерева Будды в суровом климате Степной республики: «На Шри-Ланке тропический климат, идеально подходящий для Бодхи, тогда как в Калмыкии засушливое лето и суровые зимы. В связи с этим предполагается, что дерево будет расти в специально построенной оранжерее».
Вполне возможно, что со временем оранжерея дерева Бодхи в Элисте превратиться в настоящую священную рощу. «В древних канонах буддийского учения говорилось, что всего было 28 Будд прошлого (в их числе Будда Шакьямуни), каждый из которых просветлел под своим деревом Бодхи, – сказал в интервью местным СМИ Геннадий Корнеев. – Сегодня мы привезли дерево, под которым пробудился Будда Шакьямуни. И мы надеемся на сотрудничество с республикой Шри-Ланка в том, чтобы все 28 деревьев, которые являются объектами поклонения буддистов мира, также были посажены в Калмыкии. Я думаю, что это будет особая оранжерея, где сначала будет стоять это дерево, а затем и все остальные, которые мы привезем».
«Появление дерева Будды в столице Калмыкии, безусловно, является важным событием религиозной жизни республики, – сказал «НГ» политический эксперт Павел Голод. – Элиста уверенно закрепляет за собой статус не только российской, но и европейской столицы буддизма. Именно здесь официально находится европейская резиденция Далай-ламы – духовного лидера буддистов всего мира. Появление оранжереи дерева Будды не только привлечет к себе внимание верующих, но и станет еще одним толчком к развитию туризма, в том числе религиозного».
Элиста
Комментарии для элемента не найдены.
В буддистском храмовом комплексе прогремели взрывы
Подпись к фото,Храмовый комплекс в Бодхгае является одним из древнейших в Индии
Как сообщила индийская полиция, серия взрывов потрясла город Бодхгая, в котором Будда, как верят его последователи, достиг просветления.
В результате девяти взрывов в буддистском храмовом комплексе пострадали два человека.
По сведениям полиции, были взорваны заряды малой мощности, снабженные часовым механизмом. Повреждены окна и одна из дверей комплекса.
Власти города Бодхгая, расположенного в штате Бихар на севере Индии, уверены, что нападение было делом рук террористов.
Пока никто не взял на себя ответственности за взрывы. Однако, по сообщениям индийской прессы, одна из исламистских экстремистских группировок угрожала нападением на храмы в Бодхгае.
«Мы никогда не смиримся с подобным покушением на религиозные объекты», — заявил премьер-министр Индии Манмохан Сингх.
Нападение на храмовый комплекс также осудил духовный глава буддистов Далай-лама.
Дерево Бодхи
По словам очевидцев, несколько бомб взорвались рядом со святым для буддистов деревом Бодхи, которое выращено из семени дерева Шри Маха Бодхи на Шри-Ланке.
Оно, в свою очередь, произошло от оригинального фигового дерева Махабодхи, под которым Будда обрел просветление.
Полиция сообщила, что священное дерево не пострадало.
Храмовый комплекс в Бодхгая является одним из древнейших буддистских памятников в Индии. Он получил статус охраняемого объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2002 году.
Как указывают обозреватели, нападения на буддистов являются редкостью в Индии, однако в соседних Бирме, Шри-Ланке и Бангладеш в последнее время происходили столкновения между мусульманами и буддистами.
В соответствии с буддистской традицией, около 500 до н. э. принц Гаутама Сиддхартха, странствующий как монах, достиг берегов реки Фалгу около города Гая.
Там он расположился для медитации под деревом Бодхи. После трех дней и трех ночей медитации он добился просветления и нашел ответы на все вопросы, которые у него были.
В настоящее время в мире насчитывается около 376 миллионов последователей буддизма.
Дерево Бодхи или ботаника буддизма — Сайт Востоколюба
Ой, ты фикус, мой фикус, фикус религиозный,
Что стоишь одиноко возле края Земли?
Б. Гребенщиков
Дерево Бодхи — как известно любому, кто имеет минимальные представления о буддизме — это дерево, медитируя под которым принц Сиддхартха Гаутама собственно и стал Буддой.
Дерево. Ват Сиенг Тхонг. Луанг Прабанг.
Почему-то широко распространено мнение, что дерево Бодхи — это баньян. Это заблуждение. Баньян — дерево прекрасное, я бы даже сказал, шикарное такое, в лучших своих образцах прямо-таки дерево город. Но Будда Шакьямуни стал Пробужденным под другим деревом — пиппалой (санскр. ashvattha), латинское название которого Ficus religiosa. Баньян — он, если уж на то пошло 🙂 , тоже фикус, но Ficus indica. И к разного рода пробуждениям баньян тоже причастен 🙂
Опять же, как известно любому, кто имеет минимальные представления о буддизме, два главных направления в современном буддизме — это Тхеравада и Махаяна. Согласно первого Будда был человеком, первым проложившим Путь к Освобождению. В то же время Будда Махаяны имеет, скорее, божественную суть, чем человеческую и до нашего родного 🙂 (исторического) Будды Шакьямуни были другие Будды и будут еще (Майтрейя). Из тибетских источников мы можем узнать под каким деревьями пробуждались предыдущие Будды (Роберт Бир «Энциклопедия тибетских символов и орнаментов»):
1. Випашьин — достиг просветления под деревом ашока с красными цветами (Saraca indica).
2. Шикхин — достиг просветления во время пребывания перед пундарикой, или белым лотосом.
3. Вишвабху — достиг просветления под деревом сал, или сала (Vatica robusta, Shorea robusta).
4. Кракучандра — достиг просветления под деревом шириша (Acacia sirissa).
5. Канакамуни — достиг просветления под величественным фиговым деревом, или удумбара (Ficus glomerata)».
И, внимание, возвращаемся к баньяну: »
6. Кашьяпа — достиг просветления под деревом баньяна (Ficus indica), широко известным по всей тропической Азии».
Гигантское дерево.
Что же касается, Майтрейи — Будды будущего, то уже известно, что он пробудится под под навесом из белых цветов дерева нага, или чампака (Michelia champaka).
Но вернемся к самому близком нам Будде — Будде Гаутаме. Практически во всех традициях и культурах деревья — в Вертикальном измерении — образы Мирового дерева. Но те, кто бывал в Южной Азии прекрасно понимает, что тень деревьев — это, и то, что спасает от жары жаркой (горизонтальное измерение). С деревьями связана и жизнь и смерть Будды. Зачат он был под деревом ашока (символ любви, дерево Камы). Родился под деревом сал. Медитировал долгое время под деревом розовой яблони, или деревом джамбу. Реализацию обрёл в тени священной пиппалы, или дерева бодхи, а в паранирвану ушёл между двумя деревьями сал в Кушинагаре.
То дерево Бодхи, которое сейчас растёт в Бодхгайе на месте пробуждения Победоносного Взошедшего — разумеется не то же самое, под которым он стал Буддой. Но оно имеет к нему отношение, можно сказать, что это пра-правнук того самого дерева.
Остается добавить, что согласно традиции в каждом буддистском монастыре должно быть дерево символизирующее дерево Бодхи. Там, где позволяют природные условия, как правило, это, как и полагается, Фикус Религиоза, который, как пел, БГ «стоит на краю Земли». Но край Земли, в данном случае, скорее, есть место, в котором, опять же словами БГ «небо становится ближе».
Получать сообщения о новых публикациях Сайта Востоколюба на e-mail.
Сергей Мазуркевич
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
21.03.2017
с вашего сайта.
Дерево бодхи — что это такое и почему оно является священным
Здравствуйте, дорогие друзья.
Сегодня мы поговорим об одном из важнейших символов буддизма, который имеет место быть во всех направлениях этой религии – дереве Бодхи. По преданию, именно под его раскидистыми ветвями принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой.
Если верить историческим фактам и свидетельствам, то имеется в виду вполне конкретное растение, некогда произраставшее на территории нынешнего города Бодх-Гая на северо-востоке Индии. Впрочем, расскажем обо всем по порядку.
Содержание:
Под каким деревом медитировал Будда
История просветления
Что стало с деревом
Культ дерева Бодхи
Фикус в других религиях
Заключение
Под каким деревом медитировал Будда
Суть практически всех направлений буддизма (в том или ином роде) – достижение просветления или состояния отрешенности и свободы от всего сущего. Будда достиг этого состояния, медитируя под деревом Бодхи, и потому символ его очень значим для буддистов. Попробуем разобраться: дерево Бодхи — что это такое, и в чем символизм этого растения?
Фикус или баньян
Не только в отдаленных регионах, но даже на родине самого Гаутамы – в Индии – многие считают, что он стал гуру, медитируя именно под баньяном. Другие же оспаривают этот факт, называя в качестве священного растения древовидный фикус. Кто же прав? Следует признать, что и те, и другие.
Дело в том, что баньян, называемый в научной литературе Ficus indica, принадлежит к роду Фикусов. Так же как и другое похожее дерево – пиппала, латинское название которого – Ficus religiosa. Именно этот вид фикуса является «тем самым» – приходится близким родственником баньяну и внешне похож на него.
Ficus religiosa
Именно эту разновидность фикуса в народе и называют древом Бодхи, которая также известна как Священная фига или Фикус священный. Это вечнозеленое растение широко распространено на территории Индостана, Индокитая, в Юго-Западной части Китае и на Шри-Ланке.
В его листьях и плодах содержатся естественные слабительные, алкалоиды и минеральные вещества, способствующие общему повышению тонуса организма, нормализации пищеварения, укреплению сердечнососудистой системы, поэтому растение имеет значение не только как религиозный символ, но и широко используется в Аюрведе.
Одна из интересных особенностей Ficus religiosa – строение его листьев. Благодаря особой форме – большой ширине и длинному черешку – они приходят в движение от малейшего дуновения.
Это создает ощущение, что все растение подрагивает, трепещет даже в безветренную погоду, поэтому с древних времен считалось, что пиппала является пристанищем духов и носителем божественной энергии.
История просветления
Согласно преданиям и дошедшим до нас древним буддийским текстам, принц Гаутама с самого рождения чувствовал в себе присутствие сверхъестественной силы и энергии, но долгое время не мог понять сути своего предназначения.
В своих скитаниях по стране однажды он достиг состояния Дхьяны, вспомнив, что в детстве уже погружался в подобный транс, а затем, изможденный, остался под фикусом и погрузился в медитацию, поклявшись, что не покинет это место, пока не прозреет и не поймет Истину.
Гаутаме потребовалось 49 дней, чтобы достичь просветления. Все это время он непрерывно медитировал, стараясь не поддаться чарам демона-искусителя Мары, который стремился нарушить сосредоточение принца.
В ночь полнолуния, когда ему исполнилось ровно 35 лет, Гаутама стал Буддой. После чего еще несколько дней пребывал в нирване, сидя под деревом, чтобы решить, стоит ли ему обучать своему учению людей, или они не достойны этого знания. Убедил его в этом один из богов – Брахма-Сахампати, который также незаметно для Гаутамы способствовал его пробуждению.
Что стало с деревом
После смерти Будды в период создания Империи Маурьев и правления царя Ашоки священное древо попытались уничтожить. По одному из преданий, император, хоть и интересовался буддизмом, усомнился в реальной его значимости, а потому приказал спалить его.
Но растение продолжало сиять в пламени жертвенного костра и так и не упало. После этого Ашока приказал омыть его молоком. На следующее утро дерево Бодхи полностью восстановило свою форму.
Правда, до наших дней «та самая» пиппала все же не дожила. Но её семена были разосланы по всем уголкам Индии и далеко за ее пределами. Так что на том же самом месте в Бодх-Гая сейчас произрастает «прапраправнук» священного фикуса.
Это дерево у западной стены местного монастыря имеет возраст более 120 лет и высоту 80 метров. Это один из главных буддийских символов, являющийся объектом ежегодного паломничества и поклонения.
Еще одно дерево Бодхи произрастает на Шри-Ланке – в городе Анурадхапура, и является прямым потомком пиппалы из Бодх-Гая, росток (а по некоторым данным – семена) которого был привезен на остров дочерью императора Ашоки.
Позже, после гибели дерева Махабодхи от старости, росток именно этой цейлонской пиппалы был перевезен на первоначальное место. Там древовидный фикус рос более 800 лет, пока не был срублен в один из периодов гонений на буддизм – во время царствования бенгальского императора Шашанги.
И опять из Анурадхапура был привезен росток, из которого выросло новое дерево Бодхи, просуществовавшее еще несколько столетий – до 1876 года, когда было повалено бурей. Некоторое время спустя был посажен новый росток «материнского растения» со Шри-Ланки, который произрастает и по сегодняшний день.
Культ дерева Бодхи
Пиппала с древних времен считалась священной на территории Индии. Возле нее строили дома и храмы. Места произрастания священного фикуса считались полными светлой божественной энергии. Именно по этой причине Гаутама и медитировал под пиппалой в поисках просветления.
Вообще дерево Бодхи – это несколько переосмысленный буддийской философией древнейший символ – Мировое древо, объединяющее в одно три сферы мироздания:
- Преисподнюю, где находятся корни;
- Земной мир, где располагается ствол;
- Небо (рай), куда устремляются ветви.
Неудивительно, что культ Бодхи так успешно «взошел» на почве буддийской философии. Сегодня Ficus religiosa имеется в каждом храме (дацане). А там, где он не может расти по климатическим причинам, его заменяют менее теплолюбивым баньяном, уже упоминавшимся выше.
Есть древо Бодхи и на территории России – в Бурятии в Иволгинском дацане. Оно было выращено из ростка, привезенного из Бодх-Гая в 1970 году.
Символизм, связанный с сюжетом о просветлении Будды, прослеживается во многих аспектах буддийской культуры. Например, монахи и миряне активно используют четки из Ficus religiosa (точнее – из его семян), а сама древесина часто применяется для изготовления различных объектов культа.
Кроме того, если взглянуть на традиционную архитектуру, то можно заметить, что арки и купола буддийских храмов имеют характерную форму, повторяющую контуры листа пиппалы. Кстати, подобные формы можно найти в исламских, христианских и индуистских религиозных сооружениях. Да и вообще саму ведийскую культуру и построенную на Ведах веру часто сравнивают именно с баньяном – за его способность давать стволы на новом месте из спускающихся с ветвей воздушных корней.
Фикус в других религиях
В том или ином виде древо Бодхи присутствует во многих религиях – индуизме, буддизме, даосизме и даже христианстве. Здесь у него другие названия, но всё тот же важный сакральный символ:
- Древо Жизни и Бытия – в зороастризме;
- Иггдрасиль – в скандинавских мифах;
- Байтерек – в тюркской мифологии;
- Сидрат аль-мунтаха – в исламе.
Кстати, именно фиговое дерево (из рода Фикусов), являющееся близким родственником Ficus religiosa, произрастало в райском саду, откуда были изгнаны Адам и Ева в христианской традиции. К слову в Библии это растение упоминается регулярно как Смоковница.
Хотя с одной стороны дерево Бодхи – это типичный для всех религий символ Мирового древа, в буддизме оно приобрело особое значение и статус. Можно сказать, что культ пиппалы и двух священных деревьев (в Индии и на Шри-Ланке) лежит в основе большинства буддийских течений.
Заключение
Сегодня мы с Вами узнали про священное дерево буддизма. Если статья оказалась для вас полезной, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, и будем искать истину вместе.
До встречи!
☸️ ДЕРЕВО БОДХИ — ДЕРЕВО ПРОСВЕТЛЕНИЯ ☸️ | Буддизм, Сургут
На Земле есть зоны, имеющие особую сконцентрированную энергетику, влияющую на сознание живых существ, и даже способные изменить жизнь человека — Места Силы.Когда вы находитесь в энергетическом поле такого места, вы можете пережить важный духовный опыт, ощутить на тонком плане уровень сознания тех людей, которые жили когда-то в этом месте. Именно усиленная практика реализованных мастеров делает обычное место «Сильным», напитывая его энергиями и вибрациями высокого порядка. Влияние распространяется на предметы и растения, которые находились в поле действия такой энергии.
Знакомясь со скульптурами Будды, можно отметить, что на многих изображены различные деревья: баньян, манго, сал, гулар. Чаще всего можно заметить манговое дерево. Везде, где развит буддизм, растениям уделяется особенная роль. К священным деревьям приезжают тысячи паломников, чтобы преклониться святыни, углубить свою духовную практику, часто попросить исполнение заветного желания.Знакомясь со скульптурами Будды, можно отметить, что на многих изображены различные деревья: баньян, манго, сал, гулар. Чаще всего можно заметить манговое дерево. Везде, где развит буддизм, растениям уделяется особенная роль. К священным деревьям приезжают тысячи паломников, чтобы преклониться святыни, углубить свою духовную практику, часто попросить исполнение заветного желания.
… Сидя под деревом Пиппала, которое после назовут древом Бодхи (“Пробужденный” на языке Магадха произносится как “Будх”), Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев стал Буддой.
Он оставил царский дворец в поисках духовного освобождения, и после нескольких лет суровой аскезы, йоги и медитации испытал Просветление, совершенное состояние сознания, предшествующее Нирване, и ему открылся путь спасения человечества. Под этим же деревом Будда произнёс свою первую проповедь. Произошло это в местности Гая, которая сегодня называется Бодх-Гая (Бихар, Северная Индия) недалеко от реки Неранджары.
Существует предание, что Гаутама всегда чувствовал в себе небывалую и сверхъестественную силу и энергию, но до конца не был уверен в этом. Он решил проверить свои предположения и отправился к дереву Бодхи, потому, что оно обладало магическими свойствами. Перед тем как приступить к молитве Гаутама трижды обошел Дерево Бодхи, и только затем сел на землю под его ветвями.Существует предание, что Гаутама всегда чувствовал в себе небывалую и сверхъестественную силу и энергию, но до конца не был уверен в этом. Он решил проверить свои предположения и отправился к дереву Бодхи, потому, что оно обладало магическими свойствами. Перед тем как приступить к молитве Гаутама трижды обошел Дерево Бодхи, и только затем сел на землю под его ветвями.
У дерева Бодхи были прочные глубокие корни. Его ствол был прямым, округлым и без узлов, как колонна из сандалового дерева. Птицы кружили вокруг этого дерева, но ни одна не смогла перелетать над ним. Кора дерева была превосходной и переливалась разными цветами, словно прекрасный шелк. Густая ярко-зеленая листва занимала многочисленные ветви. Прекрасные цветы в полном цвете обрамляли это дерево и излучали прекрасные запахи. Они были очень красивы.У дерева Бодхи были прочные глубокие корни. Его ствол был прямым, округлым и без узлов, как колонна из сандалового дерева. Птицы кружили вокруг этого дерева, но ни одна не смогла перелетать над ним. Кора дерева была превосходной и переливалась разными цветами, словно прекрасный шелк. Густая ярко-зеленая листва занимала многочисленные ветви. Прекрасные цветы в полном цвете обрамляли это дерево и излучали прекрасные запахи. Они были очень красивы.
Кроме того, в окружении бесчисленных небольших деревьев, это дерево-король казалось величественным и превосходным, как чудесная высокая гора, возвышающаяся над другими горами. Все могли видеть его с расстояния одного йоджана. Среди ароматов, проникающих повсюду, оно излучало чудесный свет. В ночное время его можно было принять за связку фейерверков издалека. Вокруг этого дерева на все четыре стороны простирался красивый ландшафт, подобный саду, наполненному радостью. Помимо ароматных цветов, сама трава была сочной и великолепной, как шея короля павлинов. Те, кто видел это дерево, не уставали любоваться им.Кроме того, в окружении бесчисленных небольших деревьев, это дерево-король казалось величественным и превосходным, как чудесная высокая гора, возвышающаяся над другими горами. Все могли видеть его с расстояния одного йоджана. Среди ароматов, проникающих повсюду, оно излучало чудесный свет. В ночное время его можно было принять за связку фейерверков издалека. Вокруг этого дерева на все четыре стороны простирался красивый ландшафт, подобный саду, наполненному радостью. Помимо ароматных цветов, сама трава была сочной и великолепной, как шея короля павлинов. Те, кто видел это дерево, не уставали любоваться им.
Согласно известной легенде, дерево Бодхи было сожжено великим Ашокой перед его обращением в буддизм, а затем чудесным образом оно возродилось из пепла. На святое дерево обрушивались и другие бедствия, но оно постоянно возобновлялось, как рассказывают, с помощью отростков и так дожило до сегодняшнего дня. Родственница той самой смоковницы и сегодня растет в храмовом комплексе Махабодхи в Бодх-Гае, точно на месте того самого дерева, под которым сидел Будда.Согласно известной легенде, дерево Бодхи было сожжено великим Ашокой перед его обращением в буддизм, а затем чудесным образом оно возродилось из пепла. На святое дерево обрушивались и другие бедствия, но оно постоянно возобновлялось, как рассказывают, с помощью отростков и так дожило до сегодняшнего дня. Родственница той самой смоковницы и сегодня растет в храмовом комплексе Махабодхи в Бодх-Гае, точно на месте того самого дерева, под которым сидел Будда.
Нынешнему дереву Бодхи более 120 лет. Эта смоковница, потомок в четвертом поколении от оригинала. Её отросток привезен из Анурадхапура на Цейлоне (Джетаван, Шри-Ланка). Считается, что дерево на Шри-Ланке посажено Анандой, личным помощником Будды. По другой версии, привезено в Бодх-Гаю монахиней Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки в III в. до н.э. из Индии.Нынешнему дереву Бодхи более 120 лет. Эта смоковница, потомок в четвертом поколении от оригинала. Её отросток привезен из Анурадхапура на Цейлоне (Джетаван, Шри-Ланка). Считается, что дерево на Шри-Ланке посажено Анандой, личным помощником Будды. По другой версии, привезено в Бодх-Гаю монахиней Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки в III в. до н.э. из Индии.
Считается, что Будда просидел 7 недель под деревом и на 49 день обрёл Просветление. Всё это время ему помогали двое детей из деревни — одиннадцатилетний мальчик из семьи касты «неприкасаемых», которого звали Свасти и Суджата, дочь местного старосты.Считается, что Будда просидел 7 недель под деревом и на 49 день обрёл Просветление. Всё это время ему помогали двое детей из деревни — одиннадцатилетний мальчик из семьи касты «неприкасаемых», которого звали Свасти и Суджата, дочь местного старосты.
Свасти был первым, кто увидел Будду, сидящего под деревом. Именно Свасти собрал охапку травы куша, из которой Будда сделал себе подстилку. Дети приносили Сиддхартхе еду и слушали его наставления. Также они приводили к Будде и других — своих друзей и родственников.Свасти был первым, кто увидел Будду, сидящего под деревом. Именно Свасти собрал охапку травы куша, из которой Будда сделал себе подстилку. Дети приносили Сиддхартхе еду и слушали его наставления. Также они приводили к Будде и других — своих друзей и родственников.
Сидя под деревом Будде пришлось преодолеть множество испытаний, насланных на него Марой. Сначала со всех сторон его атаковали бесы, которые чем-то были похожи на людей, бросавшие в него стрелы и камни. Будда не уклонялся и даже не шевелился, а долетавшие до него стрелы и камни превращались в нежные цветы.Сидя под деревом Будде пришлось преодолеть множество испытаний, насланных на него Марой. Сначала со всех сторон его атаковали бесы, которые чем-то были похожи на людей, бросавшие в него стрелы и камни. Будда не уклонялся и даже не шевелился, а долетавшие до него стрелы и камни превращались в нежные цветы.
После были посланы прекрасные дочери Мары, чтобы искусить юношу у подножия дерева, но и им не удалось это совершить. Позднее разыгралась неведомая ранее в этой местности буря, но и её выдержал Будда, от потоков воды его укрыл Царь Змей — Мукалинда.После были посланы прекрасные дочери Мары, чтобы искусить юношу у подножия дерева, но и им не удалось это совершить. Позднее разыгралась неведомая ранее в этой местности буря, но и её выдержал Будда, от потоков воды его укрыл Царь Змей — Мукалинда.
В конце сам Мара спустился к Будде и попросил уйти в другой Мир, но тот отказался, сказав, что после себя желает оставить учеников и передать им самые важные ценности.В конце сам Мара спустился к Будде и попросил уйти в другой Мир, но тот отказался, сказав, что после себя желает оставить учеников и передать им самые важные ценности.
Вот, что описывают тексты, рассказывая о последней ночи перед Пробуждением Будды: В первую стражу ночи он направил свой сосредоточенный ум на познание предыдущих жизней. Постепенно пред его внутренним взором раскрылся опыт многочисленных прошлых рождений, которые длились многие циклы существования Вселенной.Вот, что описывают тексты, рассказывая о последней ночи перед Пробуждением Будды: В первую стражу ночи он направил свой сосредоточенный ум на познание предыдущих жизней. Постепенно пред его внутренним взором раскрылся опыт многочисленных прошлых рождений, которые длились многие циклы существования Вселенной.
В середине ночи он развил «божественный глаз», с помощью которого смог увидеть то, как другие существа умирают и перерождаются вновь в соответствии со своей Кармой.В середине ночи он развил «божественный глаз», с помощью которого смог увидеть то, как другие существа умирают и перерождаются вновь в соответствии со своей Кармой.
В последней страже ночи он проник в глубинные истины существования, в фундаментальные законы реальности, и таким образом уничтожил в своём уме тончайшую пелену невежества.В последней страже ночи он проник в глубинные истины существования, в фундаментальные законы реальности, и таким образом уничтожил в своём уме тончайшую пелену невежества.
На рассвете фигура, сидящая под деревом Бодхи, уже более не была Бодхисаттвой, ищущим Просветления, но была Буддой, Совершенно Пробуждённым…На рассвете фигура, сидящая под деревом Бодхи, уже более не была Бодхисаттвой, ищущим Просветления, но была Буддой, Совершенно Пробуждённым…
Согласно легенде, когда Будда Шакьямуни достиг освобождения от страстей под деревом Бодхи, божества преподнесли ему Восемь благоприятных символов, ставших символами Дхармы.Согласно легенде, когда Будда Шакьямуни достиг освобождения от страстей под деревом Бодхи, божества преподнесли ему Восемь благоприятных символов, ставших символами Дхармы.
В течение нескольких недель только что Пробуждённый Будда сидел под кроной дерева Бодхи, созерцая под разными углами Дхарму — то есть истину, которую он открыл. Затем он начал думать: учить ли других, поделиться ли своими знаниями с людьми, или же просто остаться в лесу и наслаждаться блаженством Освобождения в одиночестве?В течение нескольких недель только что Пробуждённый Будда сидел под кроной дерева Бодхи, созерцая под разными углами Дхарму — то есть истину, которую он открыл. Затем он начал думать: учить ли других, поделиться ли своими знаниями с людьми, или же просто остаться в лесу и наслаждаться блаженством Освобождения в одиночестве?
Будда понял, что необходимо будет вернуться в мир, чтобы привести Колесо Дхармы в движение и посеять семена Освобождения для всех живых существ, испытывающих страдания Сансары.Будда понял, что необходимо будет вернуться в мир, чтобы привести Колесо Дхармы в движение и посеять семена Освобождения для всех живых существ, испытывающих страдания Сансары.
Путь Освобождения, обнаруженный Буддой, необходимо было разъяснять различными способами, чтобы он был понятен разным людям. Различные методы учёбы — это ворота, через которые разные люди могут войти и понять Учение. И создание “Ворот Дхармы” будет зависеть от непосредственных встреч с людьми, так как не существует готовых методов.Путь Освобождения, обнаруженный Буддой, необходимо было разъяснять различными способами, чтобы он был понятен разным людям. Различные методы учёбы — это ворота, через которые разные люди могут войти и понять Учение. И создание “Ворот Дхармы” будет зависеть от непосредственных встреч с людьми, так как не существует готовых методов.
… Позднее Учитель Будда несколько раз возвращался к дереву, у которого достиг Просветления и каждый раз проповедовал там знание Дхармы.
Где Будда стал просветленным — Индус
Храм, дерево Бодхи и шесть других священных мест, расположенных на 12 акрах, являются объектом Всемирного наследия.
Среди четырех мест, которые считаются самыми священными для буддистов, храмовый комплекс Махабодхи в Бодх-Гая, расположенный примерно в 115 км к югу от Патны, является самым посещаемым. Остальные три, Лумбини, где он родился; Кусинагар, где он достиг Махапаринирваны; и Сарнатх, где он дал свою первую проповедь, не менее важны, но Бодх Гая особенный.Именно здесь Сиддхарт, неугомонный и любознательный принц, превратил Будду в просветленный.
Дерево Бодхи (Ficus Religiosa или Peepal tree), под которым, как полагают, медитировал и достиг просветления Будда, находится в этом храмовом комплексе и почитается.
Император Ашока построил первый храм возле дерева Бодхи в III веке до нашей эры, почти через 300 лет после периода Будды (566-486 до н.э.). Позже храм был перестроен, и нынешнее строение датируется концом периода Гуптов — 6 веком н.э.Фахиэн и Хиеун Цанг, китайские путешественники, побывавшие в 5-м и 7-м веках соответственно, зафиксировали существование дерева Бодхи и перил вокруг него.
В храме поклонялись до 13 века, когда он вышел из употребления. К тому времени влияние буддизма снизилось.
Структура медленно зародилась. Только в 19 веке археологи и антиквары начали уделять должное внимание буддийским местам. В 1861 году британские археологи провели раскопки в комплексе Махабодхи, а позже восстановили храм.
Существующее строение высотой 55 м является одним из старейших кирпичных буддийских храмов в Индии и занимает площадь 5,5 акра. Храм, дерево Бодхи и шесть других священных мест — вместе занимающие более 12 акров — составляют основную зону наследия. Этот исторический район был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2002 году из-за его культурного и археологического значения.
Храм Бодх Гая имеет уникальную структуру управления и регулируется особым законодательством.
Правительство Бихара владеет храмовым комплексом и в 1949 г. приняло Закон о храме Бодх-Гая. Это особое соглашение пришлось ввести, поскольку индуисты, построившие храм Шивы в кампусе много лет назад, также заявили о своих правах на управление. В соответствии с этим законом в 1953 году правительство сформировало комитет из девяти человек, в состав которого вошли пять индуистов и четыре буддиста для управления храмом. Комиссию возглавляет районный магистрат.
Существует давняя потребность в выполнении рекомендации Национальной комиссии по делам меньшинств о передаче управления храмовым комплексом буддистам.
Дерево, под которым Господь Будда достиг просветления, такое чудо произошло после того, как его дважды разрушили
Вы все, должно быть, слышали о дереве Бодхи. Дерево Бодхи, на котором Господь Будда достиг просветления. Кстати, «Бодхи» означает «знание», а дерево означает дерево, то есть «дерево знания». На самом деле, дерево Бодхи — это пипал, расположенный в храмовом комплексе Махабодхи в Бодх-Гая в районе Гая в Бихаре. Под этим деревом Господь Будда достиг просветления в 531 году до нашей эры.У этого дерева тоже очень странная история, о которой вы вряд ли знаете. Вы были бы удивлены, узнав, что это дерево также дважды пытались уничтожить, но каждый раз чудесным образом оно снова вырастало.
Сообщаем вам, что первая попытка уничтожить дерево Бодхи была предпринята в третьем веке до нашей эры. Хотя император Ашока был последователем буддизма, но говорят, что одна из его цариц Тиширакшита тайно срубила дерево. В то время император Ашока побывал в других штатах.Однако его попытка не увенчалась успехом. Дерево Бодхи не было полностью уничтожено. Через несколько лет из корня дерева Бодхи выросло новое дерево. Это дерево считается вторым поколением дерева Бодхи, которое существует уже 800 лет. Вторую попытку уничтожить дерево Бодхи предпринял король Бенгалии Шашанк в седьмом веке. Говорят, что он был стойким врагом буддизма. Чтобы полностью уничтожить дерево Бодхи, он думал вырвать его с корнем, но когда ему это не удалось, он срубил дерево и поджег его корни.Но это было чудом, что даже тогда дерево Бодхи не было уничтожено, и через несколько лет из его корня выросло новое дерево, которое считается деревом в третьем поколении. Это дерево прожило около 1250 лет.
Однако в третий раз дерево Бодхи было уничтожено в 1876 году из-за стихийного бедствия, после которого английский лорд Каннингем привез ветвь Бодхиврикши из Анурадхапура, Шри-Ланка в 1880 году, и вернул ее в Бодхгайя. Это четвертое дерево в поколении дерева Бодхи, которое присутствует в Бодхгайе до настоящего времени.Фактически, в третьем веке до нашей эры император Ашока отправил своего сына Махендру и дочь Сангхамитру в Шри-Ланку, дав им веточки дерева Бодхи для распространения буддизма. Он посадил это дерево в Анурадхапуре, которое все еще присутствует там. Позвольте сказать вам, что Анурадхапура — один из древнейших городов мира. Кроме того, это также один из восьми объектов Всемирного наследия Шри-Ланки.
Также читают:
Коронарная болезнь меняет тенденцию на рынке лекарств
Уникальная прямая трансляция Likee устраняет разрыв между знаменитостями и фанатами во время изоляции от COVID-19
Ирфан Хан в тренде в Твиттере после его смерти
Сону Нигам попал в беду из-за своего старого твита
Дерево Бодхи — Трехколесный велосипед: Буддийское обозрение
Дерево Бодхи и церемониальная стена, Храм Махабодхи, Бодх-Гая, Индия, 1989, любезно предоставлено Кортни Милн, Священная Земля.ДЕРЕВО БОДХИ
Место под смоковницей, или деревом Бодхи, где Будда достиг нирваны, является своего рода географическим омфалосом или осью мира для буддистов. Буддизм зародился под деревом Бодхи, единственным местом на земле, как говорят нам тексты, которое было совершенно устойчивым.
ПЕТР МАТТИЕССЕН, 1978
В том месте, которое сейчас известно как Бодх-Гая — все еще пастбищной стране саванны крупного рогатого скота, мерцающей воды, рисовых полей, пальм и деревушек из красной глины без мощеных дорог и проводов — буддийский храм стоит рядом с древним пипалом, произошедшим от этого года. дерево bodhi , или «Древо Просветления», под которым сидел этот человек.Здесь, на теплом рассвете, десять дней назад, с тремя тибетскими монахами в темно-бордовых одеждах, я наблюдал за восходом Утренней звезды и ушел не мудрее, чем раньше. Но позже я задался вопросом, знали ли тибетцы, что дерево бодхи роптало от порывов птиц, в то время как другой большой пипал, находившийся так близко, что касался священного дерева множеством ветвей, был безжизненным. Я не претендую на это событие: я просто заявляю о том, что я видел там, в Бодхгае.
Из Снежный барс , © 1978 Peter Matthiessen.Печатается с разрешения Viking Press.
ТЕНЗИН ГЬЯЦО, 14-Й ДАЛАЙ-ЛАМА, 1959 г.
Я добрался до Бодх Гая. Я был глубоко тронут тем местом, где Господь Будда достиг Просветления. . . . Находясь там, я принял делегацию из шестидесяти или более тибетских беженцев, которые также совершали паломничество. Последовал очень трогательный момент, когда их лидеры подошли ко мне и посвятили свою жизнь непрекращающейся борьбе за свободный Тибет. После этого я впервые в жизни рукоположил группу из 162 молодых тибетских послушников как бхикшу .Для меня большая честь иметь возможность сделать это в тибетском монастыре, который находится в пределах видимости храма Махабодхи, рядом с деревом Бодхи, под которым Будда наконец достиг Просветления.
Из Свобода в изгнании: Автобиография Далай-ламы. Перепечатано с разрешения HarperCollins Publishers.
ЭЛИЗАБЕТ РУХАМА СКИДМОР, 1903 год
Помимо исторических и религиозных ассоциаций этого конкретного дерева bo- или pipul , у Ficus Religiosa есть свой собственный характер и интерес — эффект его симметричного роста и хорошо сбалансированной массы листвы, усиленный непрерывное движение его блестящих темно-зеленых листьев.Даже в тот тихий полдень каждый отдельный сердцевидный лист с его длинным, сужающимся кончиком усика дрожал и кружился на тонкой ножке, пока вся древесная масса не волновалась — каждый из мириадов блестящих зеленых листьев с отдельным светом, когда эти тысячи постоянно движущихся зеркал отражали солнце. Неугомонность и активность этих болотных листьев, вибрирующих и ударяющих вместе со звенящим звуком, похожим на стук мягких капель дождя в тихую ночь, делают pipul самым приятным теневым деревом, а отблески его блестящих листьев всегда наводят на мысль о том, что первое движение поднимающегося бриза.Эта мигающая, искрящаяся, мерцающая игра света по всему дереву придает pipul его уникальный и индивидуальный характер — что-то вроде ослепительных, блестящих деревьев, которые можно увидеть на фотографиях с несовершенной вита-телескоп. pipul по сей день трепещет от благоговения перед тем, кто стал Буддой под его ветвями, и как символ непрерывного изменения и движения, непостоянства мира. pipul шепчет Ришабе, говорят индусы, каждое слово, которое он слышит, по этой причине его никогда не сажают на базаре, где торговля должна использовать ложь.. .
Буддисты считают дерево Бо слишком священным, чтобы к нему прикоснуться или отнять у него лист, и набожные бирманские паломники преклоняют колени, пристально смотрят на него и в молитвенном трансе ждут, пока чудесный лист не оторвется и не упадет вниз. Это казалось святотатством, когда брахман оторвал лист и поднес его мне универсальным индийским жестом подаяния пальмы и, по просьбе большего, отобрал целую горсть дрожащих зеленых сердец так же безжалостно и безмозгло, как отряд обезьян на дереве бо в Анурадхапуре это случилось за несколько недель до этого.
Несмотря на благоговейно сформулированную мантру, с которой его народ обращается к дереву, этот брахман-мясник, отвечая на одну рупию, продолжал отрывать и отламывать ветку за веткой, пока у меня не появился огромный зеленый букет из почти сотни живых, дрожащих листьев. буддийской молитвы. Без видимой оценки святотатства он сказал: «Некоторых людей устраивает только один лист. Они кланяются ему, молятся и уносят в золотом ящике ». Затем он сел на Ваджрасану, Алмазный Трон, чтобы зевнуть и почесать свои худые руки, поправляя драпировку.
Из Зимняя Индия. Перепечатано с разрешения The Century Co.
Храм Махабодхи, Бодх-Гая, Индия, любезно предоставлен Саймоном Чапутом.ЭРИК ЛЕРНЕР, 1972-73
Он указал на дерево, окруженное тяжелыми резными каменными перилами, и на любопытную смесь благоговейных паломников и глазеющих туристов. Мы стояли в стороне. Я подумал, должен ли я что-нибудь сказать. Красивое дерево. Подумаешь. Кора была сухой и покрытой пятнами, конечности обвисли. Как старик-пенсионер, коротающий свое свободное время на скамейке в парке.Я был готов уйти. Вместо этого мы сели на ровную каменную поверхность в углу двора. Через мгновение я заметил, что глаза Билла были закрыты, а руки свободно скрещены на коленях. Я сделал то же самое.
Практически сразу же этот новый датчик, который из-за отсутствия лучшего понимания я назвал своим «телом», ожил. Я почувствовал прилив силы, текущий через меня.
Моя спина выпрямилась, голова и плечи выровнялись. Я почувствовал, как моя грудь тянулась вперед в направлении этого дерева.Меня охватило огромное спокойствие. Весь шум, жужжание и активность перешли в слабый фоновый шепот. Я интуитивно почувствовал какое-то подозрение, какой-то крошечный намек на то, что произошло в этом месте двадцать пять веков назад. Все еще продолжалось.
Из Путешествие в медитацию прозрения: личный опыт пути Будды Эрика Лернера. © 1977 Schocken Books, Inc. Перепечатано с разрешения Schocken Books.
Статуя Будды, храм Махабодхи, Бодх-Гая, Индия, любезно предоставлено Нэнси Шанахан. «Когда я смотрел на царя деревьев,
, я знал, что даже сейчас я смотрел
на Самосуществующего Мастера.
Если дерево Господа умрет,
Я тоже непременно умру! “
Из Ашокавадана, 2 век н. Э.
Будда получил просветление под деревом
Несколько лет назад Я провел неделю в ретрите у ручья у подножия гор Сангре-де-Кристо на юге Колорадо.Основные правила были довольно просты: ретританты должны были жить как можно ближе к «природе». Вместо того, чтобы спать в палатке, я спал либо под звездами, либо под брезентом. Костер не разводил, а ел хлеб, сыр, сухофрукты, орехи. Я пил воду из ручья и настаивал чай в согретой солнцем бутылке. Я никогда не пользовался фонариком и не оставлял книги, бумагу и ручку.
Как любое другое млекопитающее, ищущее тепло, я следил за солнцем, пока оно поднималось по склону холма, и на закате я мог смотреть на широкую долину, которая миллионы лет назад была дном огромного моря.По утрам я оставался в своем спальном мешке, пока солнце не достигало ручья, а затем я сидел под одной из больших сосен и тренировался, наблюдая, как мое дыхание приходит и уходит, как легкий ветер. Во время одного из этих утренних сеансов мне внезапно пришло в голову, что Будда получил просветление под деревом.
Это может показаться очевидным, по крайней мере, людям, знакомым с историей жизни Будды, но, тем не менее, это показалось мне чем-то вроде откровения. Все буддийские ретриты, которые я посещал в Америке, проходили внутри — в отполированных черно-белых дзендо в японском стиле, или грубо обтесанных перевернутых «барндо», в ярко раскрашенных тибетских храмах, на городских чердаках или на обычных конференциях Holiday Inn. комнатах, или в каютах, а может и в палатках.Конечно, я ходил, сидел и ложился под деревьями в различных состояниях созерцательной легкости, но я никогда — и ни один из моих собратьев-буддистов, насколько мне известно, — не медитировал под деревом в течение длительного периода времени. время, как это сделал Будда.
Конечно, на то были веские причины. Сидя под деревом или под нависающим скалистым уступом, мы подвергаемся воздействию погоды, а также животных и насекомых. Во времена Будды в лесах Индии обитали тигры, носороги, слоны, кобры и скорпионы.В наши дни мы, кажется, свели опасное к простому отвлечению. Мы остаемся внутри, чтобы избежать комаров, мух, муравьев, пауков, бродячих собак и любопытных соседей.
Но есть и другая перспектива. Человек, который несколько дней медитирует на улице, может воспринимать опасности и отвлекающие факторы как посланников. Такие посланники могут появляться в удивительных формах. На полпути к отступлению я обнаружил, что не могу вылезти из особенно скользкой и грязной дыры жалости к себе — пока однажды утром желтый пиджак не приземлился на мой голый живот, откусил хороший кусок и улетел.Ужаленный осознанием, жалость к себе и снисходительность исчезли. Это был небольшой, но решающий поворотный момент, он сработал не хуже — если не лучше — чем «палка ободрения», которой владеют бдительные мониторы дзэндо.
Чуть позже, переходя ручей, отделявший нашу пустыню от цивилизованных удобств базового лагеря, я заметил змею. Как и укусившая меня пчела, она тоже была черной с желтоватой полосой: обычная западная змея-подвязка, сказали бы проводники. Но в этой конкретной змее было что-то необычное, даже странное.Поднявшись вертикально в элегантном S-образном изгибе, он вообще не двигался, за исключением мерцающего раздвоенного языка, черного, как уголь, с двумя огненно-красными кончиками. Мы уставились друг на друга. Полевой проводник мог бы объяснить свой непоколебимый взгляд тем фактом, что у змей есть два набора прозрачных чешуек, закрывающих глаза, но интенсивность его совершенной неподвижности и S-образная поза заставили меня подумать о мифических нагах , змеях Индийские водные духи, как известно, охраняют сокровища, спрятанные под поверхностью озер и рек.Итак, я медленно, трижды, поклонился лбом до земли и вдохнул сосновую смолу земли. Змея по-прежнему не двигалась. Змея просто смотрела не столько на меня, сколько сквозь меня, как бы говоря: «Вот как быть, вот как сохранить медитацию в мире, в который ты возвращаешься».
Эти встречи на открытом воздухе — с желтой курткой и змеей — заставили меня задуматься о дереве Бодхи, под которым Будда достиг просветления. В библиотеке я обнаружил, что дерево Бодхи или Бо, как его называли, на самом деле было одним из более чем шестисот видов семейства фикусов или инжирных; что его научное название — Ficus Religiosa , и это было также известно в Индии как дерево Пипал, Пипул или Ашвата.В книге LH Bailey «Стандартная циклопедия садоводства » это растение упоминается как «Красивое пипульское дерево Индии», но Х. Ф. Макмиллан, покойный суперинтендант Королевских ботанических садов, Цейлон, и автор книги «Тропические растения и садоводство », пишет: « Дерево практически не представляет хозяйственной и декоративной ценности ». В любом случае дерево бодхи было священным как для буддистов, так и для индуистов, которые считали, что под ним родилось божество Вишну. Следовательно, Макмиллан писал: «Набожные верующие не срежут и не повредят даже самый маленький саженец или ветвь этого дерева.”
Нынешнее дерево Бодхи, которое растет в индийской деревне Бодгая на том месте, где Будда достиг просветления, весьма вероятно, является прямым потомком первоначального дерева. Буддийский император Ашока почтил дерево на десятом году своего правления, 259 г. до н. Э. Согласно одной истории, пылкое почитание императором дерева вдохновило его ревнивую королеву срубить его ночью. Ашока помолился дереву и омыл его молоком, и через несколько дней дерево снова выросло.На этот раз Ашока построил вокруг него десятифутовую стену. Позже, во время своего правления, в 288 году до н. Э., Ашока послал срезанное дерево на Цейлон, где оно было с пышностью и торжественно посажено в столице страны Анурадхапуре. Это дерево, по словам Макмиллана, «предположительно является самым старым из известных древних деревьев».
Со временем мое любопытство переросло в навязчивую идею, и через три года после моего отступления в горах Колорадо я сел на самолет Air India и отправился в двухдневный перелет в Дели; затем сели на ночной поезд до рыночного города Гая в Бихаре; и нанял tempo — трехколесный мотороллер — для последнего путешествия в Бодхгайю.
Поездка заняла три или четыре дня, в зависимости от того, считали ли вы потерянный день при пересечении международной линии смены дат. Заходящее солнце заливало мечтательным оранжевым светом открытые поля на окраине города. Я оставил свою сумку в бирманском Вихаре, принял душ и прошел через рынок, мимо киосков под открытым небом, торгующих благовониями, свечами и красными и желтыми цветами, плавающими в неглубоких глиняных чашах, через внешние ворота мимо рваной линии сидящих на корточках. нищих и ежей, а затем через внутренние ворота к самому храмовому комплексу.Было много деревьев, по крайней мере, для этой части Индии, а также ряд каменных проходов и широких потрепанных ступеней, спускающихся ко входу в сам храм Маха Бодхи — 180 футов высотой, с буддами и бодхисаттвами, вырезанными в каждой нише.
Дерево, которое я искал, фактически было полностью скрыто храмом. Во время обхода я наткнулся на него за храмом в святилище, окруженном каменным забором высотой шесть или семь футов, в который можно было войти через железные ворота, которые теперь были заперты на ночь висячими замками.Дерево было красивого и пропорционального, с четырьмя ветвями, отходящими от гладкого ствола, который в тот первый вечер был обернут золотой и белой парчой. Как только я увидел это, сам храм казался пониженным до статуса просто декоративного — возможно, достаточно красивого — но вряд ли необходимого.
На следующее утро я вернулся как можно раньше. Я был там не первым. Тибетские монахи в своих грубых красных одеждах совершали простирания на блестящих, потертых деревянных досках, указывающих в направлении храма и дерева, вместе с множеством жителей Запада, одетых в спортивные штаны и футболки.Тибетцы, бутанцы и ладакхцы, носящие пыльные чуба , вращали молитвенные колеса и бусины с пальцами; Тайские, сингальские и бирманские миряне и женщины шли в безмолвном созерцании или оживленной беседе. Японец в белых рубашках и темных брюках резво ходил и фотографировался.
На этот раз железные ворота к дереву были открыты. Внутри было около двадцати бирманцев, мужчин и женщин, одетых в белое паломничества. Трое монахов в шафрановых одеждах возглавили группу преклоненных колен, воспевающих три убежища на пали: « Buddhanam saranam gochammi …». Продолговатый камень, обозначающий алмазное сиденье, на котором Будда сидел лицом к востоку, спиной к дереву, был усыпан цветами лепестки и в тени нежных зонтиков из рисовой бумаги.
В течение следующих нескольких дней я часто присоединялся к паломникам со всего мира, когда они входили в небольшой вольер, чтобы отдать дань уважения и провести церемонии. Японцы, одетые в безукоризненные черные одежды поверх белоснежных кимоно, со своими свежевыбритыми головами, блестящими на солнце, пели « Сутру сердца ». Бирманцы, тайцы и сингалы пели на пали, тайваньские — на китайском. Тибетцы зажгли масляные лампы и развесили молитвенные флажки.
Однажды вечером я сидел рядом с одетой в серое корейской монахиней, которая сидела на коленях, выпрямив спину и опустив глаза от восхищенной сосредоточенности.Она оставалась неподвижной весь день, а может, и всю ночь. Индийский смотритель запирал и отпирал ворота, чтобы впустить различные группы паломников, пока мы продолжали сидеть на дальней стороне дерева. Корни прорвались сквозь круглую бетонную опору, поднимались и вырывались из каменного пола. Бледно-зеленые сердцевидные листья на длинных стеблях дрожали от легкого ветра.
До того, как Будда приехал сюда, он провел годы, скитаясь по лесам и горам Индии.Согласно одной легенде, дэва (или богиня) явилась ему, когда он выполнял свои аскетические практики в соседней пещере, где сейчас находится небольшой тибетский монастырь. «Это не место для Татхагаты (совершенного), чтобы достичь высшей мудрости», — сказал дэва , — «в четырнадцати или пятнадцати ли отсюда есть дерево Пипал, под которым находится алмазный трон. Все прошлые будды, восседающие на этом троне, обрели истинное просветление, как и те, кто еще придет.Помолитесь, а затем пройдите к тому месту ». Итак, легенда гласит: « дэва шли впереди, вели его путь и сопровождали к дереву Бодхи».
Будда сел под деревом на циновке из травы. Когда он победил силы Мары, он призвал землю засвидетельствовать свое достижение, прикоснувшись к ней пальцами. В тот момент, когда он увидел восходящую утреннюю звезду на востоке, он проснулся с окончательным просветлением. Конечно, ни одно из этих событий не могло произойти с буддой, сидящим в храме, каким бы грандиозным он ни был.
Будда также провел недели после своего просветления на улице. Он прошел взад и вперед по дорожке, обозначенной теперь возвышенной платформой, восемнадцатью каменными лотосами, символизирующими цветы, выросшие под его ногами. Он поднялся на холм, где «он, не мигая, смотрел на дерево Бодхи», как теперь сообщает нам знак, в течение семи дней.
К тому времени, когда он перебрался на берег озера Мукалинда, через шесть недель после своего просветления, начался сезон дождей и поднялась сильная гроза.Моя Скалистая гора нага появилась в виде подвязочной змеи, но король нагов , поднявшийся из озера, чтобы укрыть Будду, был семиглавой коброй. Сегодня огромная статуя в центре озера изображает Будду, сидящего в медитации на кольцах naga king, семь расклешенных капюшонов которого защищают его от дождя, как семь зонтиков.
Годы спустя , Ученик Будды, Ананда, спросил Будду, можно ли построить храм в монастыре Джетавана, чтобы у людей было место для подношений во время его отсутствия.Как рассказывается в Калингабодхи-Джатака , Будда ответил, что не следует создавать храм для тела, пока будда не войдет в нирвану, и что никто не должен делать храм, содержащий изображение, «потому что связь зависит от воображения. Только.»
«Но, — сказал Будда, — большое дерево Бо, которое использовали будды, годится для святыни, будь они живыми или мертвыми».
«Сэр, пока вы находитесь в паломничестве, в большом монастыре Джетавана нет видимого символа, и людям нет места, где они могли бы проявить свое благоговение», — сказал Ананда.«Должен ли я посадить семя великого дерева Бо перед воротами Джетаваны?»
«Во что бы то ни стало, Ананда, — ответил Будда, — и это будет как бы пристанищем для меня».
Со временем деревья бодхи были посажены по всей Индии и Непалу. Сейчас есть один в оленьем парке в Сарнатхе, где впервые учил Будда, пересаженный с дерева, которое император Ашока впервые послал на Цейлон. Есть и другое в Лумбини, месте рождения Будды — кривое, извилистое, старое дерево на фоне сурового неба.Когда я увидел его в этом пустынном месте, я почувствовал воодушевление, как будто я встретил старого друга, который совершал такое же паломничество, как и я.
Но мы не можем быть слишком буквальными ни в отношении будд, ни в отношении деревьев. Как говорит нам индийский ученый Дипак К. Барна, «дерево бо не во всех случаях было Ашватой, у разных будд были разные деревья». А поскольку — согласно Будде — мы все потенциальные будды, любое дерево может быть деревом бодхи. Я думаю, это означает, что если мы хотим стать буддами, мы должны найти свои собственные деревья.В конце концов, будды и деревья соединяются.
Как Будда достиг просветления
Молодой Сиддхартха отказался от всего мирского в поисках высшей истины и просветления, став одним из величайших религиозных лидеров мира — Гаутамой Буддой.
Автор: Соня Мехта
После нескольких дней и ночей блуждания Гаутама обнаружил себя возле большого дерева пипул.
Что-то в дереве позвало его.Он принял решение. «Я сяду под этим деревом и буду размышлять над своими вопросами. И я не двинусь, пока не получу ответы. «Даже если моя кожа сгниет, а тело разлагается, я не сдвинусь с места, пока не увижу свет», — решил он.
Он сел в позу лотоса, закрыл глаза и сосредоточился на своем дыхании. За ночь он испытал много разных чувств.
Искушение Мары (Источник: Puffin Books)Знаете ли вы? Сидение со скрещенными ногами в медитации с закрытыми глазами называется позой лотоса.Он был назван так в честь позы Будды.
Сначала к нему пришел злой демон Мара. Мара изо всех сил старался увести Гаутаму от его погони. Он писал картины богатства и красоты. Он пытался напугать его ужасными образами голода и смерти. Но Гаутама оставался непоколебимым, его не искушали и не пугали. В конце концов Мара сдалась и ушла.
Гаутама погрузился в глубокую медитацию. Ему казалось, что он плывет.
Внезапно он увидел мир как будто издалека. Он видел себя. Он видел, что до этого умирал много раз и каждый раз возрождался. Он видел все свои прошлые жизни. Он видел все, что он сделал в своей жизни — как хорошее, так и плохое. И, наконец, он кое-что понял.
Просвещение (Источник: Puffin Books)Гаутама понял, что люди рождаются свыше, когда они чего-то желают. В частности, плохие поступки, которые они совершают в прошлых жизнях, заставляют их вернуться на землю в новой жизни, как будто чтобы исправить их.Но люди, которые осознают это и освобождаются от желаний, — те, кто ничего не хочет от жизни, — наконец-то освобождаются от цикла рождений и смертей. Именно тогда они достигают нирваны, совершенного рая.
Конечно, все это было в голове Гаутамы, пока его тело неподвижно сидело, которое, казалось, ярко светилось изнутри. В тот момент Гаутама стал Буддой. Он увидел свет.
Ой, правда? Дерево пипул, под которым Гаутама увидел свет, называется деревом Бодхи.Он по-прежнему возвышается в современном Бихаре, в месте под названием Бодхгая. Буддисты со всего мира продолжают посещать его, так как для них это одно из самых святых мест.
Что такое Нирвана
?Нирвана, согласно буддизму, — это состояние, в котором ум находится в полном покое, а душа сливается со вселенной. Это достигается, когда у человека исчезают все желания и страдания, и он ни в чем не нуждается и не хочет ничего.
Следующие семь недельВ течение следующих семи недель Будда продолжал сидеть в тишине, позволяя своему разуму и духу понять то, что он только что увидел.
В первую неделю Будда был счастлив и доволен, впервые ощутив истинный покой.
ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО? Даже сейчас у буддистов принято воздавать должное дереву Бодхи, нависшему над Буддой, а также его ответвлениям.
В течение второй недели он чувствовал глубокую благодарность к дереву пипула, которое укрывало его, когда он искал света.
В течение третьей недели Будда видел дэвов. Неуверенный, действительно ли они были богами, он построил в воздухе золотой мост и прошел по нему в небеса.
На четвертой неделе он создал особую комнату, в которой медитировал. Его разум и тело стали настолько чистыми, что, как говорят, оно излучало яркие лучи шести разных цветов: синий, оранжевый, красный, белый, желтый и сочетание этих пяти цветов. Эти цвета символизировали чистоту, уверенность, мудрость, отсутствие желания и святости. Пять цветов вместе олицетворяли все эти качества.
Знаете ли вы? Буддийский флаг имеет эти шесть цветов.
На пятой неделе появились три прекрасные девушки, которые изо всех сил старались отвлечь Будду и увести его от его мыслей.Их звали Рага, Рати и Танха. Но как бы они ни старались, Будда оставался равнодушным.
(Источник: Puffin Books)В течение шестой недели Будда отправился медитировать у подножия дерева Мукалинда. Пошел дождь, и воздух замерз. Именно тогда появилась огромная королевская кобра по имени Мукалинда и семь раз обвилась вокруг Будды. Затем он поднял капюшон и накрыл Будду, сохраняя его в тепле и сухости.
На седьмой неделе появились два торговца по имени Тапусса и Бхаллика.Будда, сидевший под деревом Раджаятана, к тому времени постился сорок девять дней. Они принесли рисовые лепешки и мед, чтобы помочь ему прервать пост. Когда Будда объяснил, что он испытал, они были очарованы. Они стали его первыми обычными последователями, и Будда подарил им прядь волос со своей головы в качестве знака.
Ой, правда? Прядь волос, которую Будда дал Тапуссе и Бхалике, хранится в буддийской пагоде в Янгоне, Мьянма.
(Выдержка с разрешения из журнала Junior Lives: Gautama Buddha, автором которого является Соня Мехта, опубликовано Puffin India 2018.MRP: рупий. 150.)
Дерево Бодхи — символ «пробуждения» для буддистов
ТАКСИЛА:Дерево Бодхи, также известное как Древо Просветления, является священным символом веры для последователей буддизма.
Историческое и религиозное значение Древа Бодхи восходит к 2500 лет назад, когда возможный основатель буддизма оставил роскошную жизнь, чтобы искать просветления или высшей цели жизни.
Говорят, что Сиддхартха Гаутама, позже известный как Будда, сидел под священным фиговым деревом в Бодх-Гайе, связанном с храмовым комплексом Махабодхи в районе Гая в индийском штате Бихар, и вошел в полный медитативный транс.
По прошествии семи недель Будда, как говорят, достиг состояния «пробуждения», и дерево, дававшее ему тень и убежище, стало известно как Дерево Бодхи.
Согласно древним текстам, приверженцы буддизма разносили ветви первоначального Древа Бодхи на большие расстояния и сажали их в разных местах. Считается, что любое дерево Бодхи, существующее в мире, является прямым потомком того, под которым медитировал Будда.
И наоборот, в музее Таксила также растет одно из этих священных деревьев.
Сангхмитра, дочь прославленного царя Ашоки, преданного последователя и сторонника буддизма на субконтиненте, как говорят, путешествовала с веткой от первоначального Древа Бодхи до Анурадхапуры на Шри-Ланке, где оно все еще процветает. импозантное дерево.
Ветка этого Дерева Бодхи была подарена президенту Аюб Хану, когда он посетил Шри-Ланку в декабре 1963 года. Бывший министр иностранных дел Зульфикар Али Бхутто посадил такую же ветвь в парке-музее Таксила 23 января 1964 года.
Хотя ветвь выросла и превратилась в крепкий образец, большинство людей в Пакистане по-прежнему игнорируют богатую и впечатляющую историю и значение существования дерева.
Подробнее: Фестиваль Гандхара в музее Таксила заканчивается
Даже среди тех, кто в какой-то мере осведомлен о цивилизации Гандхара или изучал ее, лишь небольшая часть энтузиастов истории знает, что дерево Бодхи в Таксиле считается потомком того же дерева, под которым Будда медитировал в течение семи недель. достиг просветления и с благодарностью смотрел на него целых семь дней.
Для буддистов Деревья Бодхи почитаются как священные живые существа, имеющие прямую связь со своим любимым духовным учителем и лидером.
Известный историк и эксперт по цивилизации Гандхара доктор Надим Омар Тарар сказал Express Tribune, что, несмотря на богатую историю, связанную с деревом Бодхи в Таксиле, исторический образец не получил того значения, которого он заслуживает.
Дерево не получает особого внимания, оно почти потеряно из виду из-за его непосредственной близости к зарослям других больших деревьев, что влияет на его рост и общее состояние.
Историк назвал дерево Бодхи национальным достоянием, которое может сыграть жизненно важную роль в поощрении и продвижении религиозного туризма.
Доктор Тарар призвал правительство воспользоваться услугами археологов и садоводов для сохранения священного дерева.
Последователи Будды отмечают 8 декабря как День Бодхи, который считается днем «пробуждения» Будды. В этот день готовятся особые блюда, такие как кхир и печенье в форме сердечек, отражающих сердцевидные листья Дерева Бодхи.
Опубликовано в The Express Tribune 8 декабря -е , 2021 г.
BBC — Религии — Буддизм: Будда
Будда
История буддизма — это история духовного пути одного человека к Просветлению, а также учений и способов жизни, которые на его основе развились.
Сиддхартха Гаутама — Будда
Найдя путь к Просветлению, Сиддхартха прошел от боли страдания и перерождения к пути Просветления и стал известен как Будда или «пробужденный».
Статуя храма Будды, Катманду, НепалРоскошная жизнь
Мнения относительно дат жизни Сиддхартхи Гаутамы расходятся. Историки датируют его рождение и смерть примерно 566-486 гг. До н.э., но более поздние исследования показывают, что он жил позже, примерно с 490 г. до н.э. до примерно 410 г. до н.э.
Он родился в королевской семье в деревне Лумбини на территории современного Непала, и его привилегированная жизнь оградила его от жизненных страданий; страдания, такие как болезнь, возраст и смерть.
Открывая жестокую реальность
Однажды, повзрослев, женившись и родив ребенка, Сиддхартха вышел за пределы царского двора, где он жил. Выйдя на улицу, он впервые увидел старика, больного и труп.
Это сильно его встревожило, и он узнал, что болезнь, возраст и смерть — это неизбежная судьба людей — судьба, которой никто не может избежать.
Стать святым
Сиддхартха тоже видел монаха, и он решил, что это знак того, что он должен оставить свою защищенную королевскую жизнь и жить как бездомный святой.
Путешествия Сиддхартхи показали ему гораздо больше страданий мира. Сначала он искал способ избежать неизбежности смерти, старости и боли, обучаясь у религиозных людей. Это не дало ему ответа.
Жизнь самоотречения
Сиддхартха встретил индийского аскета, который вдохновил его вести жизнь крайнего самоотречения и дисциплины.
Будда также практиковал медитацию, но пришел к выводу, что самих по себе высших медитативных состояний недостаточно.
Сиддхартха следовал этой жизни крайнего аскетизма в течение шести лет, но и это его не удовлетворило; он все еще не сбежал из мира страданий.
Средний путь
Он отказался от строгого самоотречения и аскетизма, но не вернулся к изнеженной роскоши своей ранней жизни.
Вместо этого он пошел по Срединному Пути, как это и звучит; ни роскоши, ни бедности.
Просвещение
Дерево Бодхи рядом с храмом Махабодхи, местом, где Будда достиг просветления ©Однажды, сидя под деревом Бодхи (деревом пробуждения), Сиддхартха глубоко погрузился в медитацию и задумался о своем жизненном опыте, решив проникнуть в его истину.
Он наконец достиг Просветления и стал Буддой. Храм Махабодхи на месте просветления Будды в настоящее время является местом паломничества.
Буддийская легенда гласит, что сначала Будда был счастлив жить в этом состоянии, но Брахма, царь богов, попросил от имени всего мира поделиться своим пониманием с другими.