Архитектура Русского Севера
Тематические подборки ссылок на интернет-ресурсы по темам культурного наследия.
Никольская церковь Ошевенского монастыря. Фрагмент иконы Александра Ошевенского. Вторая половина XVII в.
Деревянная архитектура Русского Севера. История, типология, реставрация (на примере 30-летнего опыта работ в Кенозерском национальном парке : лекция / архитектор-реставратор Яндовский Виктор Эдуардович ; Фонд поддержки научных, образовательных и культурных инициатив «Траектория» // Деревня Гафостров : [канал пользователя YouTube]. – (1 ч. 22 мин.) : цв. – URL: https://clck.ru/SAEuW. – Дата публикации: 04.10.2020. Виктор Эдуардович Яндовский – архитектор-реставратор, главный архитектор Института искусства реставрации, доцент, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, государственный эксперт по проведению Историко-культурной экспертизы.
Деревянное зодчество Русского Севера : чертежи // Коллекция Архитектурных Планов : [сайт об искусствах и гуманитарных науках / KANNELURA.
Деревянное зодчество Русского Севера : (тематическая подборка) // Кенозерье : сайт для любителей путешествий по Русскому Северу. – URL: http://www.kenozerjelive.ru/rusnordabout-wooden.htm (дата обращения: 27.11.2020).
Деревянное зодчество Русского Севера : [лекция] / Элеонора Сакулина ; Российский НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева // Департамент культурного наследия города Москвы : [канал пользователя YouTube]. – 26:04). – URL: https://clck.ru/S9T3g (дата обращения: 26.11.2020). География и классификация деревянных памятников, музеи деревянной архитектуры, туристические маршруты и советы путешественникам.
Деревянное зодчество // Музей Дерева : [сайт / Табуркин Д. А.]. – URL: http://m-der.ru/store/10006298/ (дата обращения: 26.11.2020).
Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера : [канал пользователя YouTube]. – URL: https://www.youtube.com/channel/UCft356x7XUJjGvou8hNiNWw/videos (дата обращения: 26.11.2020). Канал о добровольческом проекте «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Проект осуществляет свою деятельность с 2006 года. Темы канала: православие, деревянные храмы, экспедиции, люди, Русский Север, лекции, деревянное зодчество, плотницкое ремесло, реставрация, консервация.
Поэзия Русского Севера : Персональный сайт А. Б. Бодэ, посвященный русскому деревянному зодчеству. – URL: http://poeziasevera.ru/index.php (дата обращения: 25.11.2020). Андрей Борисович Бодэ, кандидат архитектуры, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, архитектор-реставратор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских. Сфера научных и творческих интересов автора – деревянное зодчество Русского севера, местные традиции, архитектурное формообразование, реставрация памятников архитектуры.
РусАрх : электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры / учредитель и хранитель библиотеки Сергей Вольфгангович Заграевский, академик Российской академии художеств. – URL: http://www.rusarch.ru/index.htm (дата обращения: 25.11.2020). В библиотеке хранятся научные статьи и монографии: по истории древнерусской архитектуры XI–XVII веков; по истории архитектуры стран, оказавших прямое или косвенное влияние на древнерусское зодчество; по смежным научным дисциплинам. Имеется подборка материалов по регионам местонахождения памятников древнерусской архитектуры, в том числе представлена и Архангельская область.
Севернорусское деревянное зодчество // Этнография и фольклор Русского Севера : [электронная книжная коллекция / составитель: С. А. Жолудева] ; Вологодская областная универсальная научная библиотека. – URL: https://www.booksite.ru/folk/1-8.html (дата обращения: 25.11.2020).
Храмы России : Архангельская область // Храмы России : электронное периодическое издание / [Юрий Иванов, Александр Бочкарев, Анна Михеева и др. ]. – URL: http://temples.ru/tree.php?ID=706 (дата обращения: 26.11.2020). На сайте собираются и систематизируюся документальные сведения о храмах, существующих на территории Российской Федерации, построенных до 1917 года и в постсоветское время. Здесь можно найти достоверные сведения о православных и старообрядческих храмах, часовнях, молельных домах и монастырях; документы, связанные с историей храмов и их судьбой; краеведческие материалы; фотодокументы.
Поделитесь заметкой с друзьями в соцсетях
Предыдущая заметка
Традиционная музыкальная культура
Записи песен и танцев, урок и сведения о популярных коллективах, развивающих фольклорные традиции Архангельского Севера. …
Следующая заметка
Традиции, быт и праздники поморов
Публикации и видеоматериалы по различным аспектам бытовой культуры поморов….
Манящий север. Деревянная архитектура Русского Севера
Фотографии храмов Русского Севера отражали не только саму архитектуру, но и работу сотрудников музея, архитекторов-реставраторов, работавших в экспедициях и проводивших научную работу с 1920-х годов по настоящее время. Отдельного упоминания заслуживают фотографии из коллекции Петра Барановского, основателя и первого директора музея-заповедника «Коломенское», которые ярко показывают важность работ по сохранению деревянной архитектуры Севера, проводившихся учеными в 1920-1930-е годы. А также снимки сотрудника ЦГРМ фотографа А.В. Лядова, основателя и директора музея в Сольвычегодске И.И. Томского, фотографии художника И.Я. Билибина, живописца и фотографа И.О. Дудина.
В конце XIX – начале XX вв. северные земли открыли заново. На Русском Севере побывали художники И.Э. Грабарь, И.Я. Билибин, К.А. Коровин, А.Е. Архипов и Н.К. Рерих, сюда приезжали этнографы и фольклористы. Интерес к древнерусской исторической тематике выразился в живописи, музыке, литературе и театре. Период забвения в истории деревянного зодчества Русского Севера произошел в советский период борьбы с религией. Много памятников было утрачено, некоторые оказались на грани разрушения.
В XXI веке тема северной деревянной архитектуры снова становится популярной. Многим, казалось бы, утраченным памятникам, реставраторы подарили вторую жизнь. Например, в 2010 году в музее-заповеднике «Коломенское» открылась деревянная Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца 1685 года, перевезенная из Архангельской области.
И.Я. Билибин. Церковь Троицы Живоначальной (1668 г.) в селе Шеговары, Шенкурского уезда. Архангельская губерния. 1910-е годы. Собрание МГОМЗ.
Н.В. Филонов. Церковь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1757 г.) в селе Подпорожье на реке Онеге. Архангельская область. 1950 год. Собрание МГОМЗ.
Неизвестный автор. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Кондопога. Карелия. 1940-е годы. Собрание МГОМЗ.
А.В. Лядов. Участники Северо-Двинской экспедиции П.Д. Барановский, неизвестный, И.Э.Грабарь, Г.О. Чириков на катере. На берегу виден Николо-Корельский монастырь. 1920 год. МГОМЗ.
Д.В. Мельниченко. Интерьер церкви Преображения Господня (1714 г.) на Кижском погосте. Карелия. 2021. Собрание МГОМЗ.
И.Я. Билибин. Церковь Троицы Живоначальной (1668 г.) в селе Шеговары, Шенкурского уезда. Архангельская губерния. 1910-е годы. Собрание МГОМЗ.
Н.В. Филонов. Церковь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1757 г.) в селе Подпорожье на реке Онеге. Архангельская область. 1950 год. Собрание МГОМЗ.
Неизвестный автор. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Кондопога. Карелия. 1940-е годы. Собрание МГОМЗ.
А.В. Лядов. Участники Северо-Двинской экспедиции П.Д. Барановский, неизвестный, И.Э.Грабарь, Г.О. Чириков на катере. На берегу виден Николо-Корельский монастырь. 1920 год. МГОМЗ.
Д.В. Мельниченко. Интерьер церкви Преображения Господня (1714 г.) на Кижском погосте. Карелия. 2021. Собрание МГОМЗ.
И.Я. Билибин. Церковь Троицы Живоначальной (1668 г.) в селе Шеговары, Шенкурского уезда. Архангельская губерния. 1910-е годы. Собрание МГОМЗ.
Н.В. Филонов. Церковь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1757 г.) в селе Подпорожье на реке Онеге.
Архангельская область. 1950 год. Собрание МГОМЗ.Неизвестный автор. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Кондопога. Карелия. 1940-е годы. Собрание МГОМЗ.
А.В. Лядов. Участники Северо-Двинской экспедиции П.Д. Барановский, неизвестный, И.Э.Грабарь, Г.О. Чириков на катере. На берегу виден Николо-Корельский монастырь. 1920 год. МГОМЗ.
Д.В. Мельниченко. Интерьер церкви Преображения Господня (1714 г.) на Кижском погосте. Карелия. 2021. Собрание МГОМЗ.
Фотографии 1950-1990 годов представлены работами археолога А.В. Никитина, работавшего в Братске и Вологодской области, а также фотографиями, выполненными во время экспедиций по Северу России фотографов А.Н. Буйнова, Н.В. Филонова и сотрудника музея-заповедника В.А Гордеева.
Коломенское
- Вконтакте
- Telegram
Старое и новое деревянное зодчество севера России
DomusDomus Деревянное зодчество Русского Севера – одна из самых замечательных форм традиционной русской архитектуры. Очень интересны большие двухэтажные деревенские дома. Наиболее примечательны церкви, которые строились в селах и небольших городках в основном из дерева. Некоторые из них, так называемые церкви шатрового или шпилевидного типа (рис. 2-4), напоминают деревянные церкви Скандинавии: очертания более или менее похожи, одним из отличий являются небольшие луковичные купола, венчающие купол. шпили. На рис. 2 и 3 показаны наиболее известные деревянные постройки этого типа: Успенская церковь в Кондапоге (1774 г.) и Успенский собор в Кеми (1711-1717 гг.). Церкви шпилеобразного типа были построены также из камня или кирпича, что более или менее отчетливо свидетельствует о некотором влиянии готического стиля. Другой тип русских деревянных церквей: восьмигранник на четверике, увенчанный одним, тремя или пятью куполами (рис. 1), последний характерен и для каменных церквей 15-17 вв. Другой отличительной формой, встречающейся только на севере России, являются так называемые церкви кубического типа: массивное четырехугольное основание с фигурной надстройкой, которая может иметь фронтон в виде перевернутого сердца или подобного типа, также обычно увенчанного пятью небольшими крестами.Общеизвестно и печально, что в советское время было разрушено много церквей, в том числе и тех, которым несколько веков. Кроме того, к деревянному зодчеству применялась сомнительная практика транспортировки в музеи под открытым небом. При этом частично теряется подлинность, а новый экспонат строится из смеси старой и новой древесины (рис. 4). Демонтаж и транспортировка старых деревянных построек неизбежно сопровождались разрушением некоторых деталей, которые необходимо было заменить. Церкви были вырваны из естественной среды и отняты у местных жителей вместе с надеждами на рабочие места в развивающемся туристическом бизнесе. Правда, реставрация памятников архитектуры в советское время обычно производилась на достаточно высоком уровне, с участием профессиональных реставраторов. Однако некоторые практики вызывали сомнения: многие деревянные церкви якобы из эстетических соображений были лишены обшивки, которая могла ускорить разрушение. Во многих случаях железные крыши конца 19 в.го — начала 20 века были заменены деревянной черепицей. Это может быть разумно только в том случае, если за крышей должным образом ухаживают, но если она станет негерметичной, интерьер может быть поврежден.
Разрушение памятников деревянного зодчества продолжается до сих пор: рушатся и сгорают древние храмы. По сведениям Онежского историко-мемориального музея (Архангельский район) и выставленной там карте (рис. 5), большинство деревянных церквей в долине р. Онеги разрушено (рис. 6) или сожжено за последние десятилетия.
В общем, есть основания для оптимизма. Растущая российская экономика сегодня позволяет улучшать дороги и развивать инфраструктуру. Будем надеяться, что правильное сохранение и восстановление застроенной среды возьмет верх в ближайшем будущем. Очевидно, что консервацию памятников деревянного зодчества предпочтительнее проводить на их прежних местах, избегая каких-либо изменений и реконструкций. В музеях под открытым небом могут быть построены копии или исторические реконструкции. Отметим, что сохранились оригинальные деревянные постройки, в т.ч. в Англии с 14 века и даже с более ранних времен. В заключение следует подчеркнуть, что огромный опыт консервации и реставрации древней архитектуры, накопленный в Западной Европе, должен быть использован в России; иначе мы потеряем наше наследие.
Все изображения: 2009
Рис. 1. Две церкви, оставшиеся от тройника в селе Шелохово близ Каргополя, XVIII в. Слева: одноглавая зимняя церковь типа «восьмерик на четверике»; справа: летняя церковь типа «куб» с пятью куполами. Реставрация была начата и прервана около двадцати лет назад. Крыши церквей железные, которые во многих отреставрированных церквях заменены деревянными гонтами (ср. рис. 4).
Рис. 2. Успенский собор в Кеми (1711-1717).
Рис. 3. Успенская церковь в Кондапоге (окончена в 1774 г.).
Рис. 4. Георгиевская церковь (1672 г.), переданная в музей под открытым небом Новые Карелы под Архангельском из д. Вершины в 1972 г. и построенная заново из смеси старого и нового дерева. Рис. 5. Карта, выставленная в Онежском историко-мемориальном музее (Архангельская область). Надпись: религиозные памятники Прионежья. Пустые символы: потерянные памятники; черные символы: сохранившиеся памятники. Большинство деревянных церквей рухнули или сгорели в советское и постсоветское время.
Рис. 6. Фотография рухнувшей деревянной церкви, выставленной в Онежском историко-мемориальном музее.
Рис. 7. Интерьер первой (левой) церкви, изображенной на рис. 1. Следы реставрации, прерванной около двадцати лет назад. Небеса (расписной потолок) убраны.
Рис. 8. Новопостроенная церковь у пристани в Кеми, откуда отправляются туристические суда на Соловецкий остров с монастырем, использовавшимся до 1939 г. в качестве лагеря для военнопленных.
Рис. 9. Живописный вид на берег Белого моря из пристани в Кеми. Туристы издалека видят церковь, построенную в конце 1990-х годов из старого дерева. Церковь практически не отличима от оригинального памятника.
Рис. 10. Новореставрированная церковь (18 в.) в селе Ворзогоры на берегу Белого моря.
Последние новости
Последние новости о Домусе
Подробнее
Деревянное церковное зодчество Русского Севера: региональные школы и
Содержание Описание книги
192 страницы 50 черно-белых иллюстраций
к Рутледж
192 страницы 50 черно-белых иллюстраций
к Рутледж
192 страницы 50 черно-белых иллюстраций
к Рутледж
Узнать о электронных книгах VitalSource
(покупка для учреждений)Открывается в новой вкладке или окне
Продолжить покупки
Книга представляет собой широкий панорамный обзор церковной архитектуры Русского Севера XIV-XIX вв. Хотя это уникальное явление неизбежно затмевается имперским великолепием столичных городов страны, оно считается самым самобытным национальным выражением традиционной русской художественной культуры и в то же время значительной частью всемирного архитектурного наследия человечества.
Главная цель книги — представить региональную специфику деревянных церквей Русского Севера, которая варьируется от местности к местности по местным природным или историческим причинам. Этот подход затрагивает очень важные вопросы типологии и классификации множественности архитектурных форм. «Региональный взгляд» предполагает четкое определение неоднозначных терминов «архитектурная школа» и «традиция», объяснение происхождения и формирования импульсов для различных региональных кластеров объектов.
Структурно книга представляет собой историю развития деревянного церковного зодчества на Русском Севере, а затем прослеживает основные пункты средневековой русской экспансии по водным путям из Новгорода на Север – р. Свирь, Онежское озеро, г. Каргополь и река Онега, Белое море, реки Двина, Пинега и Мезень – те места, где до сих пор сохранились самые замечательные образцы русского регионального деревянного церковного зодчества. Исследование основано на полевых исследованиях и дает современный, многогранный взгляд на русское деревянное зодчество.
Введение: Русское деревянное церковное зодчество, 1. Археологические источники, 2. Открытие и изучение русского деревянного зодчества XIX–XXI вв., 3. Технология деревянного строительства на Руси, 4. Типы деревянного церковного зодчества, 5. Региональные школы и традиции в деревянном церковном зодчестве Русского Севера, 6. Поздний период в русском деревянном зодчестве
Биография
Евгений Ходаковский – заведующий кафедрой истории русского искусства Санкт-Петербургского государственного университета. Читает лекции по истории искусства и архитектуры Русского Севера, русскому средневековому искусству, народному творчеству, норвежскому деревянному зодчеству и истории реставрации в России и Европе.