Деревянная архитектура русского севера: — .., .. . . ., 1981.

Содержание

Архитектура Русского Севера

Тематические подборки ссылок на интернет-ресурсы по темам культурного наследия.

Никольская церковь Ошевенского монастыря. Фрагмент иконы Александра Ошевенского. Вторая половина XVII в.

Деревянная архитектура Русского Севера. История, типология, реставрация (на примере 30-летнего опыта работ в Кенозерском национальном парке : лекция / архитектор-реставратор Яндовский Виктор Эдуардович ; Фонд поддержки научных, образовательных и культурных инициатив «Траектория» // Деревня Гафостров : [канал пользователя YouTube]. – (1 ч. 22 мин.) : цв. – URL: https://clck.ru/SAEuW. – Дата публикации: 04.10.2020.      Виктор Эдуардович Яндовский – архитектор-реставратор, главный архитектор Института искусства реставрации, доцент, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, государственный эксперт по проведению Историко-культурной экспертизы.

Деревянное зодчество Русского Севера : чертежи // Коллекция Архитектурных Планов : [сайт об искусствах и гуманитарных науках / KANNELURA.

INFO]. – URL: https://kannelura.ru/?p=12446 (дата обращения: 25.11.2020).

Деревянное зодчество Русского Севера : (тематическая подборка) // Кенозерье : сайт для любителей путешествий по Русскому Северу. – URL: http://www.kenozerjelive.ru/rusnordabout-wooden.htm (дата обращения: 27.11.2020).

Деревянное зодчество Русского Севера : [лекция] / Элеонора Сакулина ; Российский НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева // Департамент культурного наследия города Москвы : [канал пользователя YouTube]. – 26:04). – URL: https://clck.ru/S9T3g (дата обращения: 26.11.2020).      География и классификация деревянных памятников, музеи деревянной архитектуры, туристические маршруты и советы путешественникам.

Деревянное зодчество // Музей Дерева : [сайт / Табуркин Д. А.]. – URL: http://m-der.ru/store/10006298/ (дата обращения: 26.11.2020).

Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера : [канал пользователя YouTube]. – URL: https://www.youtube.com/channel/UCft356x7XUJjGvou8hNiNWw/videos (дата обращения: 26.11.2020).      Канал о добровольческом проекте «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Проект осуществляет свою деятельность с 2006 года. Темы канала: православие, деревянные храмы, экспедиции, люди, Русский Север, лекции, деревянное зодчество, плотницкое ремесло, реставрация, консервация.

Поэзия Русского Севера : Персональный сайт А. Б. Бодэ, посвященный русскому деревянному зодчеству. – URL: http://poeziasevera.ru/index.php (дата обращения: 25.11.2020).      Андрей Борисович Бодэ, кандидат архитектуры, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, архитектор-реставратор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских. Сфера научных и творческих интересов автора – деревянное зодчество Русского севера, местные традиции, архитектурное формообразование, реставрация памятников архитектуры.

РусАрх : электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры / учредитель и хранитель библиотеки Сергей Вольфгангович Заграевский, академик Российской академии художеств. – URL: http://www.rusarch.ru/index.htm (дата обращения: 25.11.2020).      В библиотеке хранятся научные статьи и монографии: по истории древнерусской архитектуры XI–XVII веков; по истории архитектуры стран, оказавших прямое или косвенное влияние на древнерусское зодчество; по смежным научным дисциплинам. Имеется подборка материалов по регионам местонахождения памятников древнерусской архитектуры, в том числе представлена и Архангельская область.

Севернорусское деревянное зодчество // Этнография и фольклор Русского Севера : [электронная книжная коллекция / составитель: С. А. Жолудева] ; Вологодская областная универсальная научная библиотека. – URL: https://www.booksite.ru/folk/1-8.html (дата обращения: 25.11.2020).

Храмы России : Архангельская область // Храмы России : электронное периодическое издание / [Юрий Иванов, Александр Бочкарев, Анна Михеева и др. ]. – URL: http://temples.ru/tree.php?ID=706 (дата обращения: 26.11.2020).      На сайте собираются и систематизируюся документальные сведения о храмах, существующих на территории Российской Федерации, построенных до 1917 года и в постсоветское время. Здесь можно найти достоверные сведения о православных и старообрядческих храмах, часовнях, молельных домах и монастырях; документы, связанные с историей храмов и их судьбой; краеведческие материалы; фотодокументы.

 

 

Поделитесь заметкой с друзьями в соцсетях

Предыдущая заметка

Традиционная музыкальная культура

Записи песен и танцев, урок и сведения о популярных коллективах, развивающих фольклорные традиции Архангельского Севера. …

Следующая заметка

Традиции, быт и праздники поморов

Публикации и видеоматериалы по различным аспектам бытовой культуры поморов….

Манящий север. Деревянная архитектура Русского Севера

Фотографии храмов Русского Севера отражали не только саму архитектуру, но и работу сотрудников музея, архитекторов-реставраторов, работавших в экспедициях и проводивших научную работу с 1920-х годов по настоящее время. Отдельного упоминания заслуживают фотографии из коллекции Петра Барановского, основателя и первого директора музея-заповедника «Коломенское», которые ярко показывают важность работ по сохранению деревянной архитектуры Севера, проводившихся учеными в 1920-1930-е годы. А также снимки сотрудника ЦГРМ фотографа А.В. Лядова, основателя и директора музея в Сольвычегодске И.И. Томского, фотографии художника И.Я. Билибина, живописца и фотографа И.О. Дудина.

В конце XIX – начале XX вв. северные земли открыли заново. На Русском Севере побывали художники И.Э. Грабарь, И.Я. Билибин, К.А. Коровин, А.Е. Архипов и Н.К. Рерих, сюда приезжали этнографы и фольклористы. Интерес к древнерусской исторической тематике выразился в живописи, музыке, литературе и театре. Период забвения в истории деревянного зодчества Русского Севера произошел в советский период борьбы с религией. Много памятников было утрачено, некоторые оказались на грани разрушения.

В XXI веке тема северной деревянной архитектуры снова становится популярной. Многим, казалось бы, утраченным памятникам, реставраторы подарили вторую жизнь. Например, в 2010 году в музее-заповеднике «Коломенское» открылась деревянная Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца 1685 года, перевезенная из Архангельской области.

И.Я. Билибин. Церковь Троицы Живоначальной (1668 г.) в селе Шеговары, Шенкурского уезда. Архангельская губерния. 1910-е годы. Собрание МГОМЗ.
Н.В. Филонов. Церковь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1757 г.) в селе Подпорожье на реке Онеге. Архангельская область. 1950 год. Собрание МГОМЗ.
Неизвестный автор. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Кондопога. Карелия. 1940-е годы. Собрание МГОМЗ.
А.В. Лядов. Участники Северо-Двинской экспедиции П.Д. Барановский, неизвестный, И.Э.Грабарь, Г.О. Чириков на катере. На берегу виден Николо-Корельский монастырь. 1920 год. МГОМЗ.
Д.В. Мельниченко. Интерьер церкви Преображения Господня (1714 г.) на Кижском погосте. Карелия. 2021. Собрание МГОМЗ.
И.Я. Билибин. Церковь Троицы Живоначальной (1668 г.) в селе Шеговары, Шенкурского уезда. Архангельская губерния. 1910-е годы. Собрание МГОМЗ.
Н.В. Филонов. Церковь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1757 г.) в селе Подпорожье на реке Онеге. Архангельская область. 1950 год. Собрание МГОМЗ.
Неизвестный автор. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Кондопога. Карелия. 1940-е годы. Собрание МГОМЗ.
А.В. Лядов. Участники Северо-Двинской экспедиции П.Д. Барановский, неизвестный, И.Э.Грабарь, Г.О. Чириков на катере. На берегу виден Николо-Корельский монастырь. 1920 год. МГОМЗ.
Д.В. Мельниченко. Интерьер церкви Преображения Господня (1714 г.) на Кижском погосте. Карелия. 2021. Собрание МГОМЗ.
И.Я. Билибин. Церковь Троицы Живоначальной (1668 г.) в селе Шеговары, Шенкурского уезда. Архангельская губерния. 1910-е годы. Собрание МГОМЗ.
Н.В. Филонов. Церковь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1757 г.) в селе Подпорожье на реке Онеге.
Архангельская область. 1950 год. Собрание МГОМЗ.
Неизвестный автор. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Кондопога. Карелия. 1940-е годы. Собрание МГОМЗ.
А.В. Лядов. Участники Северо-Двинской экспедиции П.Д. Барановский, неизвестный, И.Э.Грабарь, Г.О. Чириков на катере. На берегу виден Николо-Корельский монастырь. 1920 год. МГОМЗ.
Д.В. Мельниченко. Интерьер церкви Преображения Господня (1714 г.) на Кижском погосте. Карелия. 2021. Собрание МГОМЗ.

Фотографии 1950-1990 годов представлены работами археолога А.В. Никитина, работавшего в Братске и Вологодской области, а также фотографиями, выполненными во время экспедиций по Северу России фотографов А.Н. Буйнова, Н.В. Филонова и сотрудника музея-заповедника В.А Гордеева.

Коломенское

  • Twitter
  • Вконтакте
  • Telegram

Старое и новое деревянное зодчество севера России

DomusDomus Деревянное зодчество Русского Севера – одна из самых замечательных форм традиционной русской архитектуры. Очень интересны большие двухэтажные деревенские дома. Наиболее примечательны церкви, которые строились в селах и небольших городках в основном из дерева. Некоторые из них, так называемые церкви шатрового или шпилевидного типа (рис. 2-4), напоминают деревянные церкви Скандинавии: очертания более или менее похожи, одним из отличий являются небольшие луковичные купола, венчающие купол. шпили. На рис. 2 и 3 показаны наиболее известные деревянные постройки этого типа: Успенская церковь в Кондапоге (1774 г.) и Успенский собор в Кеми (1711-1717 гг.). Церкви шпилеобразного типа были построены также из камня или кирпича, что более или менее отчетливо свидетельствует о некотором влиянии готического стиля. Другой тип русских деревянных церквей: восьмигранник на четверике, увенчанный одним, тремя или пятью куполами (рис. 1), последний характерен и для каменных церквей 15-17 вв. Другой отличительной формой, встречающейся только на севере России, являются так называемые церкви кубического типа: массивное четырехугольное основание с фигурной надстройкой, которая может иметь фронтон в виде перевернутого сердца или подобного типа, также обычно увенчанного пятью небольшими крестами.
габаритные купола (рис. 1). Некоторые церкви меньшего размера были построены по типу деревенских домов, отличаясь от них более высокой крышей и единственным куполом в форме луковицы. Большинство церквей, сохранившихся до наших дней, относятся к 17-19 гг.века, но единичные датируются уже 14 веком. Некоторые храмы, например Спасо-Преображенский собор в Кижах, имеют более сложную форму с многочисленными куполами. Нередко в деревнях и местечках строились так называемые тройники, состоящие из большей летней церкви, меньшей отапливаемой зимней церкви и колокольни.
Общеизвестно и печально, что в советское время было разрушено много церквей, в том числе и тех, которым несколько веков. Кроме того, к деревянному зодчеству применялась сомнительная практика транспортировки в музеи под открытым небом. При этом частично теряется подлинность, а новый экспонат строится из смеси старой и новой древесины (рис. 4). Демонтаж и транспортировка старых деревянных построек неизбежно сопровождались разрушением некоторых деталей, которые необходимо было заменить.
Церкви были вырваны из естественной среды и отняты у местных жителей вместе с надеждами на рабочие места в развивающемся туристическом бизнесе. Правда, реставрация памятников архитектуры в советское время обычно производилась на достаточно высоком уровне, с участием профессиональных реставраторов. Однако некоторые практики вызывали сомнения: многие деревянные церкви якобы из эстетических соображений были лишены обшивки, которая могла ускорить разрушение. Во многих случаях железные крыши конца 19 в.го — начала 20 века были заменены деревянной черепицей. Это может быть разумно только в том случае, если за крышей должным образом ухаживают, но если она станет негерметичной, интерьер может быть поврежден.
Разрушение памятников деревянного зодчества продолжается до сих пор: рушатся и сгорают древние храмы. По сведениям Онежского историко-мемориального музея (Архангельский район) и выставленной там карте (рис. 5), большинство деревянных церквей в долине р. Онеги разрушено (рис. 6) или сожжено за последние десятилетия.
Кроме того, местные жители и сотрудники музеев свидетельствуют, что иконы и детали церковного интерьера систематически разворовывались: не было охраны, взламывались замки и т. д. Небо (расписной потолок) было отколото от многих деревянных церквей (рис. 7). Заметим, что Небеса, помимо своей эстетической ценности, несут механическую функцию укрепления и закрепления шатровой крыши. Кроме того, если крыша протекает, она защищает внутреннее убранство храма от дождевой воды. На вопросы о причинах пожаров отвечают стандартными «дети играли с огнем» или, например, «крестьяне хотели освободить южный склон холма под картофельное поле» (в деревне Усть-Кожа, где сгорел знаменитый тройник). вниз в 1990-х). Впрочем, это неправдоподобно: известны случаи, когда местные жители спасали из огня горящие храмы. Иконы горели вместе с церквями. Была большая незаконная торговля иконами и другими реликвиями… Воры могли поджечь храмы, чтобы замести следы. В Усть-Коже, например, части тройника стояли достаточно далеко друг от друга, так что самовозгорание всех трех построек представляется маловероятным.
Кроме того, среди местных жителей распространяется информация, явно направленная против профессиональных реставраторов и интеллигенции в целом: «Реставраторы украли иконы» или «Студентов послали восстанавливать храм, но они больше разрушили, чем отремонтировали» и т.п. подготовленные таким образом к реставрации и перестройке деревянных церквей строительными фирмами без участия профессиональных реставраторов, без особой заботы о подлинности или идентичности оригиналу, с целью создания красивых аттракционов для нетребовательных туристов. Еще один механизм, ведущий к появлению новых «псевдотрадиционных» построек: строительство новых храмов Московским Патриархатом. Уже есть несколько примеров вновь построенных псевдотрадиционных церквей, построенных из нового или старого дерева, например, в г. Кемь (рис. 8, 9).), откуда туристические корабли отправляются на Соловецкий остров в Белом море с его знаменитым монастырем, использовавшимся в 1926-1939 годах как лагерь для военнопленных. Такие постройки иногда трудно отличить от подлинных памятников, особенно для неспециалистов; в то время как туристические гиды, как правило, скрывают тот факт, что памятники были построены заново.
То же самое и с музеем под открытым небом Кижи на острове в Онежском озере, где некоторые деревянные церкви, снятые с прежних мест, были построены заново из старого и нового дерева. Билеты для иностранцев дороже, чем для граждан России; так что некоторые иностранные гости, проделав весь путь до Петрозаводска, уезжают, так и не увидев Кижского музея.
В общем, есть основания для оптимизма. Растущая российская экономика сегодня позволяет улучшать дороги и развивать инфраструктуру. Будем надеяться, что правильное сохранение и восстановление застроенной среды возьмет верх в ближайшем будущем. Очевидно, что консервацию памятников деревянного зодчества предпочтительнее проводить на их прежних местах, избегая каких-либо изменений и реконструкций. В музеях под открытым небом могут быть построены копии или исторические реконструкции. Отметим, что сохранились оригинальные деревянные постройки, в т.ч. в Англии с 14 века и даже с более ранних времен. В заключение следует подчеркнуть, что огромный опыт консервации и реставрации древней архитектуры, накопленный в Западной Европе, должен быть использован в России; иначе мы потеряем наше наследие.
Все изображения: 2009
Рис. 1. Две церкви, оставшиеся от тройника в селе Шелохово близ Каргополя, XVIII в. Слева: одноглавая зимняя церковь типа «восьмерик на четверике»; справа: летняя церковь типа «куб» с пятью куполами. Реставрация была начата и прервана около двадцати лет назад. Крыши церквей железные, которые во многих отреставрированных церквях заменены деревянными гонтами (ср. рис. 4).
Рис. 2. Успенский собор в Кеми (1711-1717).
Рис. 3. Успенская церковь в Кондапоге (окончена в 1774 г.).
Рис. 4. Георгиевская церковь (1672 г.), переданная в музей под открытым небом Новые Карелы под Архангельском из д. Вершины в 1972 г. и построенная заново из смеси старого и нового дерева. Рис. 5. Карта, выставленная в Онежском историко-мемориальном музее (Архангельская область). Надпись: религиозные памятники Прионежья. Пустые символы: потерянные памятники; черные символы: сохранившиеся памятники. Большинство деревянных церквей рухнули или сгорели в советское и постсоветское время.
Рис. 6. Фотография рухнувшей деревянной церкви, выставленной в Онежском историко-мемориальном музее.
Рис. 7. Интерьер первой (левой) церкви, изображенной на рис. 1. Следы реставрации, прерванной около двадцати лет назад. Небеса (расписной потолок) убраны.
Рис. 8. Новопостроенная церковь у пристани в Кеми, откуда отправляются туристические суда на Соловецкий остров с монастырем, использовавшимся до 1939 г. в качестве лагеря для военнопленных.
Рис. 9. Живописный вид на берег Белого моря из пристани в Кеми. Туристы издалека видят церковь, построенную в конце 1990-х годов из старого дерева. Церковь практически не отличима от оригинального памятника.
Рис. 10. Новореставрированная церковь (18 в.) в селе Ворзогоры на берегу Белого моря.

Последние новости

    Последние новости о Домусе

      Подробнее

      Деревянное церковное зодчество Русского Севера: региональные школы и

      Содержание Описание книги

        192 страницы 50 черно-белых иллюстраций

        к Рутледж

        192 страницы 50 черно-белых иллюстраций

        к Рутледж

        192 страницы 50 черно-белых иллюстраций

        к Рутледж


        Узнать о электронных книгах VitalSource

      • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
        (покупка для учреждений)Открывается в новой вкладке или окне
      • Продолжить покупки

        Книга представляет собой широкий панорамный обзор церковной архитектуры Русского Севера XIV-XIX вв. Хотя это уникальное явление неизбежно затмевается имперским великолепием столичных городов страны, оно считается самым самобытным национальным выражением традиционной русской художественной культуры и в то же время значительной частью всемирного архитектурного наследия человечества.

        Главная цель книги — представить региональную специфику деревянных церквей Русского Севера, которая варьируется от местности к местности по местным природным или историческим причинам. Этот подход затрагивает очень важные вопросы типологии и классификации множественности архитектурных форм. «Региональный взгляд» предполагает четкое определение неоднозначных терминов «архитектурная школа» и «традиция», объяснение происхождения и формирования импульсов для различных региональных кластеров объектов.

        Структурно книга представляет собой историю развития деревянного церковного зодчества на Русском Севере, а затем прослеживает основные пункты средневековой русской экспансии по водным путям из Новгорода на Север – р. Свирь, Онежское озеро, г. Каргополь и река Онега, Белое море, реки Двина, Пинега и Мезень – те места, где до сих пор сохранились самые замечательные образцы русского регионального деревянного церковного зодчества. Исследование основано на полевых исследованиях и дает современный, многогранный взгляд на русское деревянное зодчество.

        Введение: Русское деревянное церковное зодчество, 1. Археологические источники, 2. Открытие и изучение русского деревянного зодчества XIX–XXI вв., 3. Технология деревянного строительства на Руси, 4. Типы деревянного церковного зодчества, 5. Региональные школы и традиции в деревянном церковном зодчестве Русского Севера, 6. Поздний период в русском деревянном зодчестве

        Биография

        Евгений Ходаковский – заведующий кафедрой истории русского искусства Санкт-Петербургского государственного университета. Читает лекции по истории искусства и архитектуры Русского Севера, русскому средневековому искусству, народному творчеству, норвежскому деревянному зодчеству и истории реставрации в России и Европе.

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *