Большая история маленькой церкви | Газета «Кижи»
50 лет назад уникальный памятник деревянного зодчества — церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря — занял свое достойное место в музейной экспозиции под открытым небом на острове Кижи.
Эта небольшая церковь — самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории Северо-Запада России. В истории церкви Воскрешения Лазаря легенды тесно переплетаются с действительностью.
Постройка церкви Воскрешения Лазаря датируется весьма обтекаемо: до XVI века, и этому есть свои причины.
Подлинное рукописное житие Лазаря Муромского, по мнению специалистов, не сохранилось и известно по списку «Повесть о Муромском монастыре», хранившемуся в числе книг Выголексинской библиотеки при Олонецком архиерейском доме, а также по списку Е.В. Баландина. Описание жития легендарного строителя церкви, прп. Лазаря Муромского, сохранилось в Олонецком патерике. Изданная единственный раз в 1910 году, эта книга в наши дни является библиографической редкостью.
Житие повествует, что прп. Лазарь был пострижен в монахи в Константинопольском Высокогорском монастыре Афанасием Дискотом — «строителем многих обителей». Было это в XIV веке, который историки считают эпохой Восточного Возрождения.
Восемь лет Лазарь жил в Кесарии под руководством кесарийского епископа Василия, после чего послан был из Цареграда в Новгород.
Затем прп. Лазарь удалился в Олонецкий край на Онежское озеро и поселился на острове Муромском, который купил у новгородского посадника Ивана Фомина. Позже сын посадника Феодор, согласно воле отца, возвратил преподобному сто гривен серебра, которые тот по настоянию родителей некогда взял с него, и дал прп. Лазарю грамоту на вечное владение Муромским островом, Муромским озером и окрестными речками и островами. На эти возвращенные деньги и была поставлена церковь в честь Воскрешения Лазаря.
Прп. Лазарь испытывал гонения со стороны недоброжелательного местного населения, пережил пожар, уничтоживший его жилище, но своим подвижническим образом жизни, мудростью, любовью и состраданием к людям святой Лазарь в конечном итоге привел к вере людей, живших по берегам Онежского озера и привлек к себе сотни учеников.
Основанный им около 1352 года Муромский мужской монастырь стал со временем оплотом Православия в суровом северном крае. Расположен Муромский монастырь в 36 верстах к юго-западу от Пудожа на берегу Онежского озера при впадении реки Муромки.
Здесь прп. Лазарь и почил в 1391 году в возрасте 105 лет. В 1811 году на месте его захоронения была поставлена деревянная часовня.
Церковь Воскрешения Лазаря была одной из трех монастырских церквей и, предположительно, построена первой из них — еще при жизни прп. Лазаря и им самим, т.е. во второй половине XIV века, но никаких документальных подтверждений этого, к сожалению, нет.
Монастырь рос быстро. Уже в 1419 году, по свидетельству новгородского архиепископа Симеона, посетившего тогда Обонежье, Муромская обитель входила в число самых крупных в округе. В 1496 году в Писцовой книге Юрия Сабурова есть упоминание Муромского монастыря. И только во второй половине XVI века — в 1583 году — в Писцовой книге Андрея Плещеева появляется упоминание о церкви Воскрешения Лазаря. Именно этот факт и заставляет историков при датировке церкви использовать формулировку «до XVI века».
В 1628 году — упоминание о клетском типе церкви Воскрешения Лазаря и описание ее интерьера встречается в Писцовой книге Ивана Долгорукова и Постника Ракова.
Муромский монастырь на протяжении веков переживал и свой расцвет, и нашествие польско-литовских банд в 1612 году, и упразднение в середине XIX века, и восстановление в 1867 году, и полную ликвидацию в 1918 году, после чего на базе Муромского монастыря были организованы курсы инструкторов для пропаганды в крае накопленного опыта огородничества. Также здесь выращивали зерновые, производился лов рыбы для населения района, велась заготовка древесины и ее сплотка. Жилые помещения использовались для жилья рабочих леспромхоза.
Но несмотря на все эти перипетии среди местных жителей и паломников церковь Воскрешения Лазаря прославилась как чудодейственная исцелительница от недугов и была сохранена.
В 1886 году на средства местного лесопромышленника А. Н. Русанова над ней построили защитный футляр-реликварий — церковь большего размера. В него были заключены только две бревенчатые клети — алтарь и собственно церковь — как первоначальные строения. Третья каркасно-дощатая клеть (притвор), как более поздняя пристройка, относящаяся к XVI веку, перед включением в реликварий была разобрана.
В годы советской власти древний храм долгое время стоял заброшенный в глухих местах Пудожского края. Возможно, именно это обстоятельство и сыграло решающую роль в том, что этот уникальный храм сохранился в неприкосновенности до середины XX века. Бесчинство советской власти, разрушившей многие шедевры культовой архитектуры, обошло стороной эту маленькую церковь. В праздничные дни, несмотря на запреты, здесь собирался народ.
В 1954 году древний храм привлек внимание известного советского архитектора А.В. Ополовникова, который и реставрировал ее по своему проекту. Но предварительно в 1959 году церковь разобрали, и увезли на остров Кижи. В разборке и перевозке церкви в музей-заповедник «Кижи» и ее дальнейшей реставрации в1960 — 1961 годах принимали участие кижские плотники-реставраторы: К.
П. Клинов, Ф.К. Елизаров, Е.Г. Тестенников, Б.Ф. Елупов, П.М. Мотов, Федосовы Дмитрий (отец) и Александр (сын).Церковь была восстановлена в своем историческом облике XVI века. Был реконструирован притвор, зафиксированный Л.В. Далем в начале 80-х годов XIX века.
В 1975 — 1976 гг. церковь Воскрешения Лазаря подвергалась химической пропитке препаратом ПББ (пентахорфенолят натрия, бура, борная кислота). Проект химконсервации был разработан по рекомендации Сенежской лаборатории (г. Москва) и осуществлен сотрудниками Карельской научно-реставрационной производственной мастерской.
Церковь Воскрешения Лазаря, имеющая сегодня охранный статус памятника федерального значения, восхищает своей простотой и лаконичностью. Эта православная реликвия является не только огромной ценностью для верующих, но и живой свидетельницей тех источников вдохновения, которые питали творчество строителей уникальных храмов Русского Севера.
Ее размеры — 9 м х 3,3 м х 3 м — поистине миниатюрны. При строительстве использован традиционный материал — сосна, главка покрыта осиновым лемехом.
Объемно-пространственная композиция церкви Воскрешения Лазаря представляет собой сочетание расположенных на одной оси трех различных клетей, в плане приближающихся к квадрату, перекрытых двускатными крышами различных высот и уклонов. Средняя клеть — собственно церковное помещение, выше других, имеет крышу с более крутыми скатами, увенчанную лемеховой главкой с крестом. Срубы алтаря и церкви Воскрешения Лазаря имеют повалы[1].
Западная стена церкви Воскрешения Лазаря изнутри укреплена шпонками [2], расположенными слева и справа от двери. Притвор каркасный из бруса с дощатым заполнением на бревенчатой обвязке. Потолок имеется только в церковном помещении. Полы и потолок врублены в стены и уложены по бревенчатым балкам. Перед входом устроено небольшое двухступенчатое крыльцо. Входная дверь и дверь в церковное помещение древней беспетельной конструкции — «на пятах».
Кровля двухслойная тесовая гвоздевой конструкции. Верхний «красный» ложный тес имеет завершение в форме усеченных пик. Причелины простые дощатые с волнообразной порезкой нижней кромки доски. Стены рублены «в обло» с верхней припазовкой. Эта древняя конструкция и позволяет определиться с датировкой памятника. Алтарь церкви освещается тремя волоковыми окошками [3] с севера, востока и юга. В помещении церкви Воскрешения Лазаря с южной стороны устроено большое косящатое окно [4], с северной сохранилось первоначальное — волоковое. Притвор освещается тремя окнами со слегка закругленными косяками и внутренними ставнями также беспетельной конструкции.
Фундамент состоит из наружных валунов, уложенных насухо.
Двухъярусный иконостас церкви Воскрешения Лазаря — местный и деисусный чин — представляет большой интерес как один из древнейших иконостасов русских деревянных церквей. В нем семнадцать икон местного письма XVI — XVIII вв., выполненные в традициях новгородской школы живописи. Реставрацией иконостаса занималась художник-реставратор И.М. Гурвич. С 1976 года иконы церкви Воскрешения Лазаря постоянно экспонируются на выставке «Живопись древней Карелии» в помещении трапезной Покровской церкви, входящей в Кижский архитектурный ансамбль.
В 2005 — 2006 гг. специалистами Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи» — плотниками-реставраторами Федором Штурминым, Владимиром Филимоновым, Александром Жуковым, Яном Стукаловым и начальником ПЦ Андреем Ковальчуком — проведена вторая после перемещения в музей «Кижи» реставрация церкви Воскрешения Лазаря. Потребность в реставрации церкви возникла из-за перекоса ее сруба на 14 см. Для выравнивания сруба церкви ее поднимали домкратами и под просевшие части подкладывали дополнительные валуны. Кроме того, была проведена частичная замена отдельных элементов памятника: в срубе притвора церкви заменены два сгнивших бревна, полностью заменена кровля и главка церкви. Старая главка была передана на хранение в фонды музея-заповедника «Кижи».
Гвозди для реставрации, ключ и замок были выкованы по старинным образцам кузнецом музея Виктором Назарьевым.
Церковь Воскрешения Лазаря, сохранив свой исторический облик, приобрела шанс на продолжение жизни. В дальнейшем планируется восстановить интерьер и иконостас церкви.
По материалам научного архива музея-заповедника «Кижи»: Ополовников А.В. «Отчет об обследовании памятника деревянного зодчества церкви Лазаря Муромского», 1960 г.; Гущина В.А. и Гущин Б.А. «Историческая справка о времени постройки церкви Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря», 1974 г.; Гущина В.А. «История церкви Воскрешения Лазаря. Научная справка», 1977 г.; Гущина В.А. «К вопросу о датировке церкви Воскрешения Лазаря», 1978 г.; Гущина В.А. «Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря. Справочный материал», 1990 г.
Фото из фондов и фотоархива музея «Кижи».
Татьяна НИКОЛЮКИНА
Кижи | karavaner
Кижи — Архитектурный ансамбль Кижского погоста
Остров Кижи находится в Карелии, в Онежском озере — втором по величине среди европейских водоёмов. У острова богатая история. Считается, что название острова происходит от карельского слова kizat, что означает «игрища». Сюда в древности народ приезжал с близлежащих островов для совершения культовых обрядов. Первое упоминание о Кижском погосте ученые обнаружили в писцовой книге 1582 — 1583 гг. В это время Кижский погост считался центром, где были построены две деревянные церкви. Остров за свою историю не раз подвергался иноземным набегам.
Ки́жи или Ки́жский пого́ст — всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов.
Кижская волость — район с центром на острове Кижи, объединявший окрестные деревни. Особенностью острова Кижи и прилегающей к нему территории является большое количество островов, на которых и располагаются деревни волости, число которыхв отдельные периоды достигало более сотни. Основным транспортным средством для жителей прибрежных поселений служила лодка.
В XVII в. крестьян Кижского погоста приписали к чугуноплавильным и железоделательным заводам Бутенанта фон Розенбуша. Кижане взбунтовались и отказались работать на заводах, показав свой независимый и сильный характер. В историю вошло два Кижских восстания — они были подавлены, а зачинщики отправлены в Сибирь на каторгу.
В 1966г. на острове был создан один из первых музеев России под открытым небом. В фондах Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» содержится более 40 тысяч предметов, рассказывающих о жизни коренных народов края-карелов, вепсов и русских.
Музей-заповедник «Кижи» задуман как своеобразная модель Карелии во всем многообразии её этнографических и историко-архитектурных особенностей. Отдельные секторы комплектуются здесь десятками жилых, культовых и хозяйственных построек, которые в течение десятков лет свозятся на остров. Центральное место в музее-заповеднике занимает ансамбль Кижского погоста.
Главным памятником погоста является двадцатидвухглавая церковь Преображения Господня. Она была построена из сосны в 1714 году на месте сгоревшей от удара молнии более древней церкви. Высота её составляет 37 м. Купола церкви размещены в 5 ярусов, причём купола каждого яруса имеют разный размер. Первый и второй ярусы состоят из четырёх глав, третий — из восьми, четвёртый — из четырёх, пятый содержит один купол. Последний купол располагается над алтарной частью церкви. Внутри церкви находится многогранный пирамидальный потолок с остатками росписей, который называют «небо». Потолок увеличивает пространство церкви по вертикали. Четырёхъярусный церковный иконостас датируется серединой 18 века. Он составлен из 102 икон, две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — относятся к концу 17 века. Церковь Преображения Господня являлась летней, здесь богослужения проходили лишь по особым случаям.
Недалеко от Преображенской церкви в 1764 году возвели зимнюю тёплую церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая стала дополнением к главному храму Кижского погоста. Она имеет 9 куполов — на каждом углу постройки стоит глава, они окружают главную девятую главу, расположенную в центре. Такое расположение куполов не встречается ни в одном сооружении русской деревянной архитектуры. Иконостас церкви содержит заонежские иконы 17 — начала 18 веков. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы по сей день является действующим храмом. В 1874 году рядом с церковью возвели шатровую колокольню.После Великой Отечественной войны на остров перевезли несколько деревянных домов, а позже были доставлены постройки 19-20 веков — церкви, часовни, избы, мельницы, амбары, рига, кузница и бани.
На острове Кижи находится самая древняя деревянная церковь России — церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря. Она стоит рядом с собором Преображения Господня. Предание гласит, что её построил инок Лазарь в 14 веке. Церковь стала первой постройкой Муромского монастыря, который возводили на восточном берегу Онежского озера. Внутри сохранился иконостас, состоящий из 17 икон 16 — 18 веков.
Музей-заповедник «Кижи» с 1993 г. включен в список «Особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации». В уникальной коллекции музея насчитывается 87 архитектурных памятников, представляющих собой традиционные постройки разного временного периода. Более 500 уникальных икон хранятся в фондах музея. О быте, традициях и культуре края очень ярко и образно рассказывает в течение многих лет действующая живая экспозиция. Туристы, попадая на остров, могут увидеть, как раньше плели себе жемчужные серьги девушки, как вышивали повойники (головной убор) женщины, как делали игрушки, плотничали. С недавних пор музей пытается возродить традицию изготовления лодок — кижанок. Кроме храмовых праздников, музей-заповедник проводит на острове ставший популярным Фестиваль колокольных звонов, в котором принимают участие лучшие звонари России.
Статус
Государственный историко-архитектурный музей «Кижи»
архитектурного ансамбля Кижского погоста
Краткое описание
Маршрутная карта
Кижи — вид с высоты
Кижи — Вид с вертолёта на архитектурный ансамбль
Кижи — Кижский погост с высоты
Кижи — Кижский погост с высоты 2
Кижи — Кижский погост
Музей на острове Кижи зимой
Музей-заповедник «Кижи». — Кижский ансамбль
Церковь Преображения Господня
Ограда Кижского погоста
Состояние
Время выезда-возврата:
По договорённости и до позднего вечера воскресенья
Период поездок:
В тёплое время года,- с начала мая по конец сентября
Расстояние:
2050 километров
Что находится поблизости в пути следования
vimeo.com/video/90563260?autoplay=false&muted=false&loop=false&byline=false&portrait=false&title=false» frameborder=»0″ title=»External Vimeo» aria-label=»External Vimeo» data-testid=»vimeo» allowfullscreen=»»>— Онежское озеро
— Водопад Кивач-Кижи
— Марциальные воды (4 лечебных источника)
Смотрите также
Дальние туры
Беру подруг, хотим сюда!
Дополнительная информация и фото по ссылкам
https://ru. wikipedia.org/wiki/Кижи
http://остров-кижи.рф/
http://kizhi.karelia.ru/
https://www.alem-tour.ru/article/artkizhi/
Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом, уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России.
Фотогалерея
Место
Россия, Республика Карелия , Медвежьегорский район, остров Кижи, Музей-заповедник «Кижи»
Координаты GPS: 62°03’59.0″N 35°14’16.0″E
«Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома» Анатоль Франс
старинных деревянных церквей, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, Кижский погост, остров Кижи, Онежское озеро, Карелия, Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Рис. IBK-4073698
agefotostock ®
место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене
Лицензия без лицензионных отчислений
Выберите разрешение, которое лучше всего соответствует вашим потребностям
С 1 МБ А8 | 772 х 453 пикселей 27,2 х 16 см | 72 | 29,00 долларов США | |
М 6 МБ А6 | 1891 х 1109 пикселей 16 х 9,4 см | 300 | $59.00 | |
л 26 МБ А4 | 3937 х 2308 пикселей 33,3 х 19,5 см | 300 | 129,00 долларов США | |
XL 50 МБ А3 | 5460 х 3201 пикселей 46,2 х 27,1 см | 300 | 199,00 долларов США |
Купить сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения: ИБК-4073698 Фотограф: Коллекция: imageБРОКЕР РФ Пользовательская лицензия: Безвозмездная Дата съемки: 23. 07.2013 Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (5460 х 3201 пикс. — 18,2″ х 10,7″ — 300 точек на дюйм)
Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.
×Изображение композиции
Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.
Прекратить показ этого сообщения
Приниматьринггитов. 18-ый век. Кижский погост. Деревянные церкви в рамах, фотографиях, настенных рисунках и фотоподарках #12624059
Россия, Карелия, Кижский погост, Онежское озеро, деревянные купола Спасо-Преображенской церкви
выкупить
Красивые фоторепродукции и подаркиизображение
Профессиональная печатьинвентарь
Фотопечать есть на складеthumb_up
Профессиональное качество отделкиалмаз
Изготовлено из высококачественных материалов 9 0005inventory_2
Тщательно упаковано для безопасного прибытияRM . 18-ый век. Кижский погост. Деревянные церкви. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Остров Кижи в Онежском озере. Карелия. Россия
Мы рады предложить этот принт с сайта www.DanitaDelimont.com в сотрудничестве с Danita Delimont
Коллекция Danita Delimont предлагает авантюрные путешествия, неожиданные горизонты. Тщательно отобранная профессиональная фотография природы и путешествий. христианин Карелия Кижи Онежское озеро Место поклонения Роялти под управлением Россия Всемирное наследие ЮНЕСКО 18-й Строительный материал Кижский погост Всемирного наследия
Полный ассортимент художественной печати
Наши стандартные фоторепродукции (идеально подходят для обрамления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.
Пазлы
Пазлы — идеальный подарок по любому поводу
Фотопечать
Фотопечать производится на яркой архивной фотобумаге, в результате чего получаются неподвластные времени и захватывающие дух отпечатки, которые также идеально подходят для обрамления
В рамке Печать
Современные репродукции в рамах и в рамах — профессионально сделанные и готовые к развешиванию
Печать плакатов
Печать плакатов выполняется на бумаге Vibrant Poster Paper, в результате чего получаются неподвластные времени и захватывающие дух плакаты, которые также идеально подходят для обрамления
Поздравительные открытки
Поздравительные открытки на дни рождения, свадьбы, юбилеи, выпускные, благодарности и многое другое
Печать на холсте
Печать на холсте придает цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную коробчатую раму, готовый к подвешиванию
Антикварные рамы
Репродукции с эффектом скошенного дерева в рамах и наклеенных — профессионально изготовленные и готовые к подвешиванию
Установленное фото
Распечатанные фотографии поставляются в индивидуальной картонной подложке, готовой к обрамлению
Фотокружка
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные персонализированные кружки с фотографиями станут прекрасным подарком для близких, друзей или коллег по работе.
Стеклянные салфетки
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Также могут быть доступны подходящие подставки
Premium Framing
Каркас из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой декоративной подставкой — профессионально изготовлено и готово к подвешиванию
Подушка
Украсьте свое пространство декоративными мягкими подушками
Metal Print
Изготовлено из прочного металла и с использованием роскошных технологий печати, Металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству
Большая сумка
Наши большие сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и снабжены ремнем для удобной переноски
Открытки
Фотооткрытки — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.