В Краснодаре выпустились первые в России военные летчицы
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
29.10.2022 14:34
Рубрика:
Власть
Михаил Сухарев (Краснодар)
В Краснодарском высшем военном авиационном училище имени Серова состоялся выпуск первых в России женщин — военных пилотов. В 2017 году сюда набрали 16 девушек-курсантов со всех уголков страны. В субботу министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу поздравил выпускниц училища с этим событием. Текст поздравления опубликовали на сайте Минобороны.
Геннадий Аносов/РГ
— Уважаемые выпускницы, девушки-пилоты! Пройдя сквозь серьезные испытания и показав блестящие результаты, вы овладели героической профессией и завоевали почетное право называться военными летчиками, — написал Сергей Шойгу в поздравлении.
Министр обороны подчеркнул, что больше половины выпускниц закончили обучение с отличием. По данным «РГ», одна из девушек обучалась службе в дальней авиации, одна — в штурмовой. Две решили освоить истребители, остальные предпочли военно-транспортную авиацию.
Вы — славные продолжатели традиций, уходящих корнями в далекие времена, когда женщины-летчицы наравне с мужчинами защищали нашу Родину от врагов. Впереди у вас особый и интересный жизненный путь. Быть первыми — большая ответственность. Вы являетесь ориентиром и примером для тех девушек, которые последуют вашему примеру, — отметил Шойгу.
Глава военного ведомства поздравил и других выпустившихся пилотов. Он обратил внимание на то, что торжественное в жизни молодых пилотов событие выпало на непростое для страны время, когда главной опорой государства становятся армия и флот, а к офицерам предъявляются повышенные требования.
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени А.К. Серова является хранителем хранителем лучших традиций летных школ СССР и России. На сегодняшний день это единственное в стране учебное заведение по подготовке военных летчиков.
Училище ведет свою историю с 1938 года с создания 30-й военной школы в Чите. В 1939 году она передислоцировалась в Батайск, а на годы Великой Отечественной в Азербайджан. В 1960 году штаб военного училища располагается в Краснодаре.
За годы своего существования отсюда выпустились больше 27 тысяч авиационных специалистов, из них около 18 тысяч летчиков. Среди выпускников пять дважды Героев Советского Союза, 137 Героев Советского Союза, два Героя Российской Федерации (И.В. Нечаев, Р.Н. Филиппов), 38 Героев Вьетнама, восемь летчиков-космонавтов, 23 летчика-испытателя.
АрмияКраснодарМинобороныВ регионах
Главное сегодня
Полиция начала массовые задержания протестующих после разгона митинга в Тбилиси
Татьяна Москалькова: Киев не выполнил соглашение об обмене военнопленными по формату «160 на 160»
Захарова: «Утечки» западных СМИ о расследовании взрыва на «Северных потоках» нужны лишь для отвлечения аудитории
Путин отдельно поздравил с 8 Марта женщин-военнослужащих
Опубликованы кадры задержания подозреваемого в теракте на аэродроме Мачулищи под Минском
Песков: Вашингтон делает все для продолжения конфликта на Украине
Девушка в 23 года стала пилотом Аэрофлота
Многие девушки в этом возрасте еще и машину-то водить не умеют, только подумывая о курсах в автошколе, а Мария Федорова совершенно спокойно управляет пассажирским самолетом с сотней пассажиров на борту. На сегодня она самая молодая пилотесса пассажирских авиалайнеров в России и первая девушка-пилот «Суперджета» в Аэрофлоте.
На самом деле и объявление командира воздушного судна по громкой связи перед вылетом «… сегодня с вами командир корабля Сергей Иванов и второй пилот Мария Федорова», и даже женский голос основного пилота не является чем-то удивительным — в одном только Аэрофлоте 20 пилотесс, из которых пятеро командиры воздушного судна (КВС). Но 23 года! Вот что удивляет и одновременно восхищает.
На прошлой неделе мне удалось провести полдня в компании Марии, из первых уст услышать, как ей удалось в столь молодом возрасте стать пилотом, насколько сложным был этот путь и каково это — управлять пассажирским самолетом.
А еще пилотесса ответила на вопросы читателей и «прокатила» меня в кабине пилота.
Обо всем этом читайте ниже.
2. Аэропорт Шереметьево, утро… На встречу мы приехали практически одновременно. Мария со скромной улыбкой протянула для приветствия хрупкую руку и на какой-то миг мне показалось, что передо мной стоит не второй пилот «Суперджета SSJ-100», налетавший уже более 300 часов, а скромная студентка-третьекурсница. И это при том, что быть пилотом пассажирского самолета — очень сложная и ответственная миссия, требующая огромной концентрации внимания и немалых сил.
Пока ждем представителей авиакомпании для прохода на летное поле, берем по стакану латте и я задаю вопрос, который волнует меня больше всего: «Мария, как? Как в 23 вам удалось стать полноценным пилотом пассажирского самолета в самой большой авиакомпании России»?
— На самом деле, в этом нет чего-то удивительного. Сразу после школы я поступила в питерский университет гражданской авиации, а окончив в прошлом году, в ноябре, пришла устраиваться в «Аэрофлот». Дальше все стандартно: несколько месяцев переподготовки в учебно-летном отряде, бесконечных занятий, тестов, тренировок и полетов на симуляторе, экзамены, три месяца в качестве пилота-стажера и в августе я отправилась в первый рейс в качестве полноправного второго пилота.
— Очень волновались в тот день?
— Если честно, я совсем его не помню, — смущенно и чуть задумавшись, отвечает Мария.
— Из-за волнения?
— Нет, просто не помню… Я же на тот момент отлетала уже 225 часов в кресле «второго», так что тот полет был почти таким же, только пилота-инструктора в этот раз не было за спиной.
В этот момент к нам подходит сопровождающая от «Аэрофлота» и мы направляемся на летное поле, к одному из лайнеров, которыми управляет в компании Мария. В отличие от других 19 своих девушек-коллег в авиакомпании, она летает не Airbus, а на отечественном «Суперджете». Мария рассказала, что это ее сознательный выбор и ей очень приятно быть первой девушкой в «Аэрофлоте», которая управляет данным типом лайнеров. Машина ей очень нравится и она каждый раз с удовольствием проводит предполетный осмотр и готовит системы самолета к полету.
Это действительно потрясает, когда такой огромной махиной управляет столь хрупкая девушка — привычным движением руки отправляет самолет в небо и также привычно сажает его на посадочную полосу в Шереметьево, Казани или Хельсинки..
Несмотря на 5 лет, проведенных на университетской скамье, обучение управлению конкретным типом самолета проходит уже в учебно-летном отряде непосредственно в авиакомпании, с которой подписывает контракт летчик. Летать ни на Боингах, ни на Эйрбасах, ни на Суперджетах в университете не учат. Уже здесь, в «Аэрофлоте», Мария изучала выбранный для себя тип самолета и впервые села за штурвал SSJ-100 на тренажере в Шереметьево. Несколько месяцев теории и полетов на тренажере и уже в мае девушка впервые в жизни села за штурвал настоящего самолета с пассажирами в качестве пилота-стажера — начался так называемый ввод в строй.
Следующие 25 рейсов наша героиня летала в качестве пилота-стажера в кресле второго пилота на регулярных рейсах «Аэрофлота». Во время таких полетов в кабине находится три человека: помимо стажера, в кресле первого пилота полностью допущенный к полетам второй пилот, а у них за спиной инструктор (safety pilot), являющийся одновременно КВС. Он руководит всем процессом и в случае необходимости он садится на место второго пилота и берет на себя полное управление самолетом.
Налетав 25 рейсов стажером, Мария без дополнительных полетов в августе успешно прошла летную проверку, и летная комиссия допустила девушку к полетам в качестве полноценного второго пилота.
— Мария, расскажите, какие были впечатления о первых полетах, аэропортах, куда прилетали?
— Честно говоря, ничего не помню, все как в тумане. Напряжение чудовищное, прилетаешь, сразу после приземления пилоты осуществляют массу процедур, нужно успеть «сдать» этот полет и тут же готовиться к обратному рейсу. Пока ты заполняешь документы, в самолет уже загружают багаж, а бортпроводники начинают посадку пассажиров. Какие там города) Все как в тумане.
— А были ли какие-то накладки или проблемы во время ввода в строй?
— Нет, все прошло очень гладко и без оплошностей.
Честно говоря, в этот момент я посмотрел на девушку с большим уважением. Даже во время рассказа в каждом ее слове ощущалось, насколько большая ответственность лежит на экипаже пассажирского самолета и сколько всего сложного в их работе. Сколько нужно иметь собранности, усидчивости и моральных сил, чтобы без сбоев выполнять всю эту непростую работу!
Зато сейчас, когда взлеты и посадки вошли в норму, когда в какие-то города прилетаешь в надцатый раз, Мария и города узнает, и запоминает те или иные особенности полосы, и даже появились любимые/нелюбимые аэропорты. ..
— Мне очень нравится полоса в Тюмени — качественная, широкая, одно удовольствие сажать на нее самолет. В Минск люблю летать, т.к. на этом маршруте идеальная продолжительность полета: здесь с одной стороны динамика работы, с другой можно все делать без спешки.
— Наверняка же есть нелюбимые аэропорты?
— Конечно, — смеется, — в Саратов не люблю летать и в Ставрополь…
— А куда хотелось бы полететь, куда еще не доводилось летать за штурвалом самолета?
— Еще в самом начале обучения я летала обсервером в Тиват, смотрела на работу пилотов. Мне очень понравился там заход, но аэропорт Тивата считается сложным, с особыми условиями допуска, и пока я еще не могу туда летать. Но однажды…
Не мог я не спросить и о сложностях во время полетов. Мне понравилась, то с какой уверенностью она отвечала на эти вопросы. Говорит, сложности бывают: погода, обходы грозовых фронтов, сейчас снегопады, но это обычное дело для пилотов и какого-то страха во время таких полетов нет, со всеми возникающими ситуациями они справляются без особых проблем.
— Помню, в августе было много гроз и приходилось очень много нестандартно мыслить, понимать, куда движется гроза и как лучше направиться в обход.
Отвечая на вопрос читательницы, суеверна ли она, Мария ответила, что нет, но в училище большинство перед учебным полетом старалось не фотографироваться. Коснувшись периода учебы, поговорили мы и о том, на чем доводилось летать девушке до того, как она села за штурвал Суперджета.
— Первоначально на Як-18Т, затем были занятия на Cessna 172S, а выпускным типом стал Diamond-42.
А еще выяснилось, что даже в качества пассажира Мария летала очень мало, лишь несколько раз на отдых по время учебы. Зато теперь недостатка в полетах у девушки нет.
В конце нашего разговора я задал Марии вопросы от читателей.
Летать — это было вашей детской мечтой?
— Нет, такой мечты не было. Эта мечта была у моего отца, но ему не удалось ее реализовать. Так что, можно сказать, что я реализую его мечту.
Почему выбрали летать на Суперджете, а не на Боинге?
— Поддерживаем отечественного производителя, — смеется, — на самом деле, по советам мудрых и опытных товарищей. Вот у меня в учебно-летном отряде были одни парни, а я одна девушка на Суперджет. Самолет-то очень хороший. Тем более для пилотов является нормой каждый 5-7 лет переучиваться на новый тип самолета. Я бы хотела на МС-21…
Сколько времени в полете машину ведет автопилот?
— Политика нашей компании — максимальное использование автоматизации, поэтому после набора высоты около 1000 футов мы активируем автопилот, дальше работа за ним. Фактически, вручную мы осуществляем только взлет и посадку. Даже во время обхода гроз все делает автоматика, просто режимы ее работы другие.
Что было самым сложным во время обучения?
— Сложнее всего было в самом начале, на вводе в строй. На тренажере же всегда можно остановиться, уточнить, переспросить, тебе всегда все объяснят, т.к. пилот должен усвоить абсолютно все и очень точно. А вот в реальном полете уже не остановиться и вообще нужно делать все быстро. Отвлекаться нельзя вообще ни на что, т.к. пропустишь радиообмен, а это может оказаться большой проблемой. Так что в первый месяц спина после полетов просто не сгибалась.
Какая стадия полета нравится больше всего?
— Посадка!
Обучение на пилота платное или бесплатное? И что нужно человеку со стороны, если он решил, что хочет стать пилотом?
— Я училась бесплатно. А чтобы стать пилотом, просто желания мало, нужно базовое образование. Не обязательно высшее, как у меня, но среднее специальное — да.
Сколько длится смена пилота?
— Зависит от продолжительности рейса и графика, но максимально — не больше 12 часов.
Какое главное качество должно быть у пилота?
— Для себя я поняла, что внимательность! Без этого вообще никак, это залог успеха. Отвлекаться нельзя ни в коем случае.
Приходится ли общаться по громкой связи с салоном?
— Да, несколько раз командир просил проговорить приветственные слова, бортпроводники потом передавали, что пассажиры в салоне удивляются, восхищаются, начинают обсуждать, что девушка в кресле пилота, но никто не возмущается и не пугается
Что делает в полете второй пилот? Какие его задачи?
— Вообще разделения обязанностей в полете как таковых нет. На земле — да. А что касается полета, перед взлетом мы решаем, кто пилотирующий, кто непилотирующий и дальше уже по стандартному плану. Конечно, ключевые решения принимает КВС, а что касается механики, то разделения нет. Как правило, при возвратном рейсе в одну сторону ведет один, в другую — другой. Непилотирующий пилот в это время ведет радиообмен и на нем документация.
Автолюбители часто тестируют другие марки автомобилей. Есть ли такое среди пилотов и можете ли Вы сесть за штурвал, к примеру, АН-2 или боевого истребителя и без проблем управлять им?
— Ан-2 без проблем, а вот боевой истребитель вряд-ли. В боевиках, кстати, иногда показывают, как пассажир с навыками пилота вскакивает и садится за штурвал самолета, потому что пилот не может управлять и легко сажает самолет… В реальности, это далеко от действительности, т.к. типы самолетов очень отличаются друг от друга.
Ведет ли Мария инстаграм?
— Да, но в нем немного читателей. Кому интересно, инстаграм Марии — @mariaalexseevna
Разговор мы заканчивали уже в учебном центре «Аэрофлота», который расположен в аэропорту Шереметьево, где Марию встречал ее супруг, тоже пилот. Их теплые объятия и улыбки сами собой ответили на наклевывавшийся последний вопрос — хватает ли Марии времени на личную жизнь и семью. Как оказалось, хватает. Они с мужем прекрасно понимают друг друга в этой профессии, помогают и поддерживают, если это необходимо, и даже по мере возможности встречают друг друга в аэропорту, чтобы после работы вместе поехать домой…
И да, не относитесь предвзято к столь юному возрасту пилота. Вы же понимаете, что девушка прошла все стадии обучения, очень жесткие допуски, все необходимые комиссии, где к ней было даже более пристальное внимание, чем к любому другому пилоту. На сегодня она является полноценным вторым пилотом. И не важно, сколько ей — 23 или 40. Она профессионал.
«Ночные ведьмы»: российские летчицы-истребители времен Второй мировой войны
Вот что вам нужно знать : «Ночные ведьмы» были одним из трех полков, которые на протяжении всей войны оставались исключительно женскими подразделениями.
В то время как в Соединенных Штатах только в 1993 году появилась первая женщина-летчик-истребитель, в Советском Союзе многие женщины выполняли боевые задания во время Великой Отечественной войны (Второй мировой войны) против нацистской Германии. В отличие от американских женщин-пилотов ВВС (WASP), в чьи обязанности входило управление самолетами, сначала учебно-тренировочными, а затем истребителями, бомбардировщиками и транспортными средствами с заводов на базы в Соединенных Штатах, советские женщины-пилоты принимали участие в боевых действиях.
Учитывая, что Советский Союз буквально боролся за свою жизнь, почти каждый гражданин участвовал в военных действиях, и в общей сложности восемьсот тысяч женщин служили в советской армии. В том числе и летчицы, и к концу войны было три женских авиаполка, которые в итоге совершили более тридцати тысяч самолето-вылетов и подготовили не менее тридцати Героев Советского Союза.
Марина Раскова, известная как «советская Амелия Эрхарт», была первой женщиной-штурманом в советских ВВС. Она лично обратилась к советскому диктатору Иосифу Сталину с просьбой разрешить ей сформировать полностью женскую истребительную эскадрилью. Это подразделение было быстро организовано после немецкого вторжения летом 1941, и вскоре для трех отрядов было подготовлено четыреста женщин.
Первой частью, принявшей участие в боевых действиях — 16 апреля 1942 г., менее чем через полгода после формирования —, стал 586-й истребительный авиационный полк. Им оснащались различные самолеты Яковлева Як-1, Як-7Б и Як-9. Отряд совершил более 4400 вылетов и уничтожил 38 самолетов противника. Две самые успешные летчицы Советского Союза, Екатерина Буданова и Лидия Литвяк, летали вместе с подразделением, где Литвяк была первой женщиной-летчиком-истребителем, сбившей вражеский самолет, и вместе с Будановой была одной из первых двух летчиц-истребителей, получивших награду. звание аса-истребителя. Каждая женщина была переведена в 9 — гв «Одесский» гвардейский истребительный полк, будучи единственными женщинами, служившими в так называемом «полку асов». Оба были сбиты летом 1943 г. — Будановой было двадцать шесть лет, а Литвяку — всего двадцать один.
Одним из других примечательных подразделений был 588-й ночной бомбардировочный авиаполк (позже известный как 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк «Тамань»). Он с большим успехом управлял устаревшим учебно-тренировочным бипланом Поликарпова По-2
Полк состоял в основном из женщин-добровольцев в возрасте от двадцати до тридцати лет. Он оставался единственным из трех полков, который оставался исключительно женским подразделением на протяжении всей войны.
Питер Сучиу — писатель из Мичигана, сотрудничавший с более чем четырьмя десятками журналов, газет и веб-сайтов. Он является автором нескольких книг о военных головных уборах, в том числе «Галерея военных головных уборов» , которая доступна на Amazon.com 9.0014 .
Эта статья впервые была опубликована в ноябре 2020 года. История женщин-летчиц, прозванных немецкими солдатами Нахтексен, или «Ночными ведьмами», имеет тенденцию оставаться вне поля зрения многих людей (плохой каламбур). Управляя простыми деревянными самолетами в плохо сидящей униформе и без парашютов, эти советские пилоты столкнулись не только с нацистами, но и с осуждением, сомнением и жестоким обращением со стороны многих своих коллег-мужчин. 900:05 Женщины из 588-го ночного бомбардировочного полка на фоне своих самолетов. (ВВС США) С самого начала Второй мировой войны русские женщины искали способы внести свой вклад как в роли поддержки дома, так и в практических ролях вблизи линии фронта. У этих женщин был в своем углу опытный защитник в лице советской летчицы полковника Марины Расковой. Раскова, известная многим как «русская Амелия Эрхарт», уже зарекомендовала себя как первая женщина-штурман в советских ВВС, совершив внушительное количество дальних перелетов. Как только Раскова начала получать письма от женщин с вопросами, чем они могут помочь, она использовала свое военное положение, чтобы открыть для них новые возможности. Ее успеху способствовало то, что Иосиф Сталин лично знал и уважал Раскову и ее усилия, и в октябре 19В 41-м он приказал ей создать три женских авиаотряда.
Около 400 женщин в возрасте от 17 до 25 лет были отобраны и отправлены в Энгельс, где они начали обучение в Энгельсском авиационном училище. В дополнение к тому, что всего за несколько коротких месяцев им пришлось пройти многолетнее обучение и получить информацию, им также пришлось столкнуться с женоненавистничеством со стороны многих солдат-мужчин в советских рядах.
Поскольку многие считали женщин из 588-го полка меньше или «маленькими девочками», их не воспринимали всерьез и не обеспечивали надлежащим снаряжением. Женщинам-пилотам выдали плохо сидящую мужскую униформу и большие ботинки, которые они должны были набить собственными рваными постельными принадлежностями, чтобы обеспечить лучшую посадку. Сексуальные домогательства и насмешки стали повседневным явлением, и этим женщинам пришлось быстро научиться быть сильнее как в бою, так и вне его.
Ночных ведьм в 1943 году (WikiMedia Commons)Связанный: Забытые женщины-взломщики времен Второй мировой войны
Они также не смогли оснастить свои самолеты такими вещами, как парашюты, из-за нехватки средств и строгих ограничений по весу устаревших самолетов, которые им были предоставлены. Эти самолеты были истребителями урожая 1920-х годов и обычно использовались только в учебных целях. Изготовленные преимущественно из брезента и фанеры, двухместные бипланы Поликарпова По-2 большинство считали желанной смертью при использовании в бою.
Связанный: Как винтовой биплан сбил реактивный истребитель во время Корейской войны и безопасность. Большинство заездов происходило с тремя самолетами, первые два предназначались для привлечения внимания и огня противника, а третий должен был сбросить бомбу. Что делало это настолько опасным, так это тот факт, что третьему самолету, чтобы избежать обнаружения, пришлось бы выключить двигатель 9. 0014 и скользите над своей целью как можно тише.
Восстановление и запуск двигателя после падения всегда было «скрещенными пальцами», учитывая возраст и возможности самолета. Единственное, что эти самолеты предлагали в свою пользу, заключалось в том, что из-за их более низкой максимальной скорости они могли маневрировать быстрее, чем немецкие самолеты, что затрудняло их попадание в цель. Боеприпасов на борту практически не было. Многие пилоты имели бы только заряженный пистолет, обычно оставляя себе последнюю пулю, поскольку самоубийство было предпочтительнее, чем попадание в плен.
г. Ирина Себрова совершила на войне 1008 боевых вылетов, больше, чем любой другой член полка. (WikiMedia Commons)Главной целью 588-го полка было дезориентировать и лишить сна противника, и вскоре после начала походов стало ясно, что они увенчались успехом. Мало того, что нацисты были сбиты с толку почти ночными атаками, они также были особенно возмущены, когда узнали, что виноват женский полк. Название «Ночные ведьмы» было дано нацистами из-за шума, который издавали самолеты, когда они парили над головой с выключенными двигателями. Они описали это как звук «метания метлы».
По теме: Факты, вплетенные в рассказ Тарантино о «Бесславных ублюдках». военных за время их пребывания на войне. Возможно, им никогда не давали полной оценки и признания, которых они заслуживали. Однако это, похоже, их не слишком беспокоило, и они совершили около 30 000 боевых вылетов, а 23 их пилота были удостоены звания 9-го пилота.0013 Герой Советского Союза .
Групповая фотография нескольких членов «Ночных ведьм», ставших героями Советского Союза. Слева направо: Таня Макарова, Вера Белик, Полина Гельман, Екатерина Рябова, Евдокия Никулина и Надежда Попова. (WikiMedia Commons)В то время как роль женщин в вооруженных силах продолжала расти и развиваться по всему миру, Ночные ведьмы сыграли важную роль в демонстрации того, что женщины столь же способны, даже при минимальной поддержке, уважении, оборудовании и со всеми шансы складываются против них.