Дохиар: Θυμίαμα Ιεράς Μονής Δοχειαρίου – Αγιορείτικο θυμίαμα

Монастырь Дохиар

Монастырь расположен у моря, на юго-западном низменном склоне Святой Горы. Это последняя по направлению к материку обитель на побережье, от которой до Карей четыре часа ходу.

Дохиар основан в X веке преподобным Евфимием. В миру был он византийским вельможей, современником и другом св. Афанасия, на Афоне же стал его постриженником в иночество и верным учеником. Живя с Афанасием довольно долго, еще до основания Великой Лавры, Евфимий наблюдал, как устроял преподобный священную киновию. За примерное братолюбие, кротость и скромность, за особенное рвение к ангелоподобной подвижнической жизни прп. Евфимий был назначен св. Афанасием дохиаром, на котором лежала забота о всем продовольствии и вещественных нуждах братства. Но душа святого дохиара горела желанием безмолвия. 

По благословению св. Афанасия Евфимий, оставив Лавру, вместе с несколькими братиями основал монастырек в Дафни. Но сарацинские набеги заставили его уйти дальше на север. Промыслом Божиим подвижнику было указано для безмолвия место, где ныне стоит Дохиар. Здесь к Евфимию присоединился его племянник Николай, оставивший место советника императора Никифора Фоки. На деньги Николая, в иночестве Неофита, и стала сооружаться – с разрешения Прота Святой Горы – новая пространная обитель, которую Евфимий назвал Дохиаром в память своего лаврского послушания.

После его смерти игуменом Дохиара стал прп. Неофит. Строительство обители прекратилось из-за отсутствия средств. Но Царица Небесная, с материнской заботливостью пекущаяся о насельниках Своего земного жребия, благоволила доставить необходимые деньги. Одному юному послушнику Она указала, где зарыт клад. Место это находилось на противоположной Афону части полуострова Халкидии, на монастырском подворье. Посланные туда вместе с мальчиком три монаха, отыскав клад, решили завладеть им. Ради этого они привязали на шею свидетеля камень и бросили его в море. Когда несчастный стал тонуть, пред ним предстал Архистратиг Божий Михаил вместе с Ангелом Хранителем. Ангел с мольбой обратился к Михаилу-Архангелу: «Если угодно тебе, избавь от потопления этого отрока». И тотчас мальчик оказался в храме Дохиара. Преступные монахи были уличены в обмане. Им пришлось вернуть сокровища, ибо чудесным образом спасенный послушник в присутствии игумена и всей братии рассказал, как Небесные Силы избавили его от верной смерти. 

В ознаменование чуда монастырь решили посвятить свв. Архангелам. Мальчик, выросши, принял в Дохиаре монашеский постриг с именем Варнавы и стал следующим после Неофита игуменом монастыря. Три неверных монаха были отлучены от Св. Причастия и посланы на пять лет в келлию Всех Святых оплакивать свой смертный грех. Впоследствии игумен Неофит снова принял их в монастырь. Келлия Всех Святых находится между Дохиарской обителью и пристанью обители Костамонит и принадлежит Дохиару.

Найденные сокровища расточили на довершение строительства и украшение монастыря, который процветал в течение двух веков, но в дальнейшем не избежал типичного для монастырей Святой Горы развития событий. Благосостояние обители сменялось периодами упадка, но никогда на протяжении своей многовековой истории Дохиар не оставался заброшенным. В XIV веке монастырю, испытавшему трудные годы, помогали выжить византийский император Иоанн V Палеолог (1341–1376) и сербский деспот Стефан Душан (1345–1355). Однако, несмотря на все их усилия, упадок монастыря продолжался. В XVI веке в монастырь пришел монах Георгий, страдавший тяжелой болезнью. Излечившись святой водой обители, он до конца жизни подвизался в Дохиаре, завещав ему все свое большое состояние. Значительный вклад в возрождение монастыря внесли валахские господари, в частности Александр и его супруга Роксандра. 

В 1568 году они выкупили у турок ранее конфискованные ими угодья Дохиара и передали их истинному владельцу. Во время греческой национально-освободительной революции 1821 года Дохиар потерял большую часть своей общины, были уничтожены почти все его реликвии. Не пострадала великая святыня монастыря – чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на внешней стене перед братской трапезой. Изображение этой иконы относится к X веку, ко времени игуменства упомянутого Неофита, вошедшего вместе с основателем Евфимием в сонм афонских святых. Краски древней иконы не потеряли своего колорита. Промысел Божий хранил ее в течение веков неповрежденной, чтобы в свое время могла источать чудеса и исцеления…

Перед этой чудотворной иконой были двери, которыми отцы входили в трапезу. Трапезарь же по своей должности не только днем, но и ночью хаживал мимо образа с зажженной лучиной. Однажды, в 1664 году, трапезарь по имени Нил, по обыкновению проходя мимо иконы с пылающим факелом, услышал от нее такие слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажженною лучиной и не копти Моего образа». Нил поначалу испугался человеческого голоса в необычное время, ибо был в трапезе один, однако на слова внимания не обратил и по-прежнему ходил мимо иконы с зажженной лучиной в руках. Через некоторое время Нил снова услышал голос: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?» После этих слов трапезарь ослеп. Тогда только припомнил он в первый раз слышанный голос, почувствовал всю тяжесть своего греха и признал себя достойным наказания за невнимательность к словам Пресвятой Девы. Так, распростершись ниц пред иконой, Нил оставался до утра. 

Утром пришли монахи и, выслушав рассказ трапезаря, в благоговейном трепете пали перед образом Богоматери, затеплили перед Нею неугасимую лампаду. Нил решил оставаться здесь до тех пор, пока не вымолит себе прощения и не исцелится. День и ночь плакал он пред ликом Богородицы слезами искреннего раскаяния и наконец был извещен: «Нил, услышана твоя молитва, ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Когда получишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я их покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и православные христиане обращаются ко Мне в своих нуждах, и Я не оставлю никого неуслышанным: всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства пред Ним. Отныне сия икона будет именоваться «Скоропослушница», потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений». Нил прозрел, слух же об этом чудесном событии быстро разнесся по Святой Горе, и монашествующие с тех пор часто стали ходить к «Скоропослушнице». Приходят и поныне в Дохиар для поклонения чудотворному образу и молитвы о помощи. Неугасимых лампад перед «Скоропослушницей» более двадцати, все они приложены христианами в память чудотворений…

Собор Дохиара, освященный во имя Архангелов Михаила и Гавриила, построен в XVI веке. Храм высокий, обширный, светлый. Фрески его – прекрасный образец критской школы живописи. У юго-западного угла собора есть колодец, называемый священным. Источник воды в нем был чудесно изведен из земли свв. Архангелами в царствование императора Андроника (1299) и с тех пор не иссякает.

Архитектурный ансамбль Дохиара сложился в основном к XVIII веку. Кроме главных построек в него входят девять параклисов и маленькая церковь Святителя Николая, возведенная первыми ктиторами монастыря. В обители хранятся частицы мощей многих святых, в том числе Марии Магдалины, Дионисия Ареопагита. В библиотеке много старинных книг. В братстве монастыря 40 монахов.

Дохиар. Фоторепортаж Александра Ткаченко из афонского монастыря

Приблизительное время чтения: 2 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

В паломничестве по Афону наш первоначальный маршрут был в Пантелеймонов монастырь. Но когда паром подходил к первой афонской пристани – монастырю Дохиар, старший нашей группы вдруг решил, что нам обязательно нужно посмотреть местные святыни, и мы спешно собравшись, вышли на пристань. Дело в том, что именно в Дохиаре находится знаменитая чудотворная икона «Скоропослушница». Но называться так она стала не сразу. Первоначально это была просто икона Богородицы, размещенная в нише, находящейся на наружной стороне стены, перед входом в монастырскую трапезную. Однажды трудившийся в трапезной монах по имени Нил проходил ночью мимо иконы с горящей лучиной и так близко приблизился к ней, что копоть попала на лик Богоматери. В этот момент Нил услышал голос, произнёсший: «Впредь не подходи сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Нил удивился происшедшему, но выводов не сделал, и продолжал ходить мимо образа с коптящей щепкой.

После чего получил еще одно внушение, уже куда более убедительное: он снова услышал слова Божьей матери, обличавшей его в неблагочестивом отношении к Ее образу, и сразу же ослеп. После этого бедняга Нил много дней и ночей проводил в слезной молитве перед этой иконой, пока, наконец, Матерь Божья не исцелила его слепоту. Нил прозрел, весть о его исцелении стала известна всему Афону. Чтобы никто больше не ходил мимо чудотворного образа, проход в трапезную был закрыт навсегда, а напротив «Скоропослушницы» прямо к стене была пристроена часовня.

  • Дохиар. Звонница
  • Дохиар. Монастырский колодец
  • Дохиар. Улочки и подъемы
  • Дохиар. Цветы и камни

Дохиар – древний монастырь, с невероятно красивыми постройками. Стоят они очень тесно, но когда идешь по его улочкам и дворикам, на душе остается ощущение удивительного покоя и красоты. Каждый камень уложен там так аккуратно, с таким прилежанием, что чувствуешь себя, как будто в изящной каменной игрушке, любовно сделанной руками добрых и искусных мастеров.

Даже выложенные из обычной морской гальки мостовые там превращены в бесхитростные, но от этого еще более милые картины — овечки, цветы, узоры… Мы приложились к чудотворной иконе, попили воды из монастырского колодца, и собрались уходить. Дохиар расположен на горном склоне, поэтому узенькие мощеные камнем улочки там очень крутые. Когда мы шли по ним, накрапывал мелкий дождь. Камни под ногами были мокрыми, но к моему удивлению никто из нас ни разу не поскользнулся на их скользких спинах. Кстати, звучное название – Дохиар – означает всего лишь должность заведующего провиантом в монастырском хозяйстве, поскольку, основал эту обитель преподобный Евфимий, дохиар самого первого афонского монастыря – Великой Лавры.

  • Вид с моря
  • Ворота с пристани
  • Дохиар. Мозаика из гальки. Тротуар
  • Дохиар. Мозаика на тротуаре
  • Дохиар. Фреска на наружной стене

Вообще-то фотографирование в афонских монастырях не приветствуется. Но, поскольку замечаний никто из братии не сделал, а табличек, запрещающих снимать, я в Дохиаре так и не увидел, то сделал несколько снимков.

Фото Александра Ткаченко

DOCHAIR — East Tawas, MI 48730

  1. Дом