Доклад про реку енисей 4 класс: Описание реки Енисей по плану для 4 класса

Путешествие по реке Енисей | План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа):

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности  с детьми в старшей группе.

Тема: «Путешествие по реке Енисей»

 Цель – расширение представлений детей о диких животных Красноярского края.

 Основная образовательная область – «Познание».

 Задачи по основной образовательной области:

— Формировать целостную картину мира старших дошкольников: углубить знания детей о

животных края, выяснить места обитания видов, их приспособленность к климатическим

зонам.

— Развивать желание сохранять природу, убеждать в полезности всех видов животных.

-Совершенствовать навыки познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе ознакомления с краеведческим материалом.

  Интегрируемые области: «Коммуникация», «Художественная литература», «Физическая культура».

  Задачи по интегрируемым образовательным областям:

Образовательной области «Коммуникации»:

—  стимулировать и развивать речевую активность детей;

— формировать коммуникативные навыки.

Образовательной области «Физическая культура»:

— удовлетворять потребности детей в двигательной активности.

Образовательной области «Чтение художественной литературы»:

 — развивать чувства прекрасного к природным объектам  и животному миру через восприятие произведений художественно – литературного творчества.

Воспитательная:

—  Воспитывать любовь к родной природе.
—  Учить видеть красоту природы Красноярского края.
—  Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным края.
—  Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающая:
—  Развивать связную речь детей, обогащать их словарь.

Обучающая:
—  Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Виды детской деятельности:

 — Познавательно-исследовательская;

 — игровая;

 — коммуникативная;

 Формы работы с детьми:

 — Игра — путешествие, дидактические игры, подвижная игра, беседа, ситуативный разговор.

Оборудование:

— Для презентации: экран, проектор, ноутбук;

— схема Красноярского края;

— карта — пазл «Климатические зоны красноярского края»;

— детские стулья для игры-путешествия;

— стол, фигурки животных, «волшебная» палочка;

— пособия для дидактических игр;

— маска рыси для подвижной игры.

Демонстрационный материал:

— Слайды «Схема территории Красноярского края», «Енисей», «Лесостепь», «Тайга», «Тундра», «Крайний север»;

— слайды с изображениями диких животных Красноярского края;

— презентации «Саяно-Шушенский заповедник», «Столбы».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природно-климатических особенностях Красноярского края, просмотр презентаций; беседа о разных животных, населяющих Красноярский край, подбор наглядных иллюстраций — слайдов, литературы о животном мире Красноярского края.

Планируемый результат: элементарные представления дошкольников о животном мире Красноярского края.

План – конспект

 непосредственно образовательной деятельности

Подготовительный этап:

                        1. Воспитатель: — Велика наша Родина, чудесны ее просторы. На огромной территории нашей страны есть место, где ты родился и живешь.  Это наш родной край, о разнообразии его природы сегодня мы узнаем из нашего путешествия, которое я предлагаю совершить  по главной реке края – Енисею. И как настоящим путешественникам  составить свою карту — пазл «Климатические зоны Красноярского края». Вы согласны отправиться в путешествие? (Ответы детей).

— Посмотрите это границы нашего края.

— А кто из вас может мне сказать, как называется  наш край. (Ответы  детей). 

— По всей огромной территории Красноярского края протекает река Енисей.

(Рассматривание слайда «Схема территории Красноярского края»).

2. Воспитатель: — Как вы думаете, на чем  мы можем совершить наше путешествие? (Ответы детей).

— Помогать нам в пути будет кораблик. Давайте соорудим его из наших стульчиков.

(Сооружение корабля).                                                                                                                          

 — Наш корабль готов. Занимайте места, и мы начнем свой путь.

Основной этап:

1. Воспитатель:

— Река Енисей берет свое начало высоко в горах Саян.

            Где волшебник – туман

Белый занавес ткет

В снежных кручах Саян

                Он начало берет.

Тесновато порой Енисею меж гор,

Словно конь молодой

Рвется он на простор.

(Просмотр слайда «Енисей»).

На территории Саян  расположился Саяно — Шушенский заповедник. Заповедник это место, где растения и животные охраняются человеком. В нем  живут разные виды животных. Я предлагаю  вам познакомиться с некоторыми обитателями заповедника.

Внимательно слушайте и запоминайте их название.

(Просмотр презентации о биосферном заповеднике).

-Каких животных вы видели в фильме? (ответы детей).

— Вы правильно ответили, и наш кораблик готов плыть дальше.

2. Воспитатель:

— Вырываясь из гор на простор Енисей – батюшка попадает в зону лесостепи. Здесь располагаются холмы и равнины, покрытые густой травой и  лишь вдоль ручейков и речушек растут березки да осины.

(Просмотр слайда «Лесостепь»).

— Как вы думаете, какие животные могут здесь обитать, если кругом много густой и

 сочной травы?

Ответы детей: Травоядные.

(Просмотр слайдов «Заяц», «Кабан», «Белка», «Еж»).

— А если есть травоядные, то есть и …?

 Ответы детей: Хищники.

(Просмотр слайдов «Лиса», «Волк», «Медведь»).

 — Еще на данной территории обитает такое хищное животное как рысь. Это крупный зверь семейства кошачьих. У нее короткий, словно обрубленный хвост, пышные «бакенбарды» и кисточки на ушах. Мех у рыси серый  или рыжеватый с темными пятнами. Рысь – ночное животное. Она, как любая кошка, хорошо лазает по деревьям и любит охотиться.

(Просмотр слайда «Рысь»).

-Ребята, у меня есть интересная игра.

Подвижная игра «Осторожно, рысь».

Выбирается «рысь». Остальные дети – «мышки». «Рысь» ходит и высматривает «мышку». «Мышки» ходят вокруг «рыси» и произносят слова:

-Очень тихо ходит рысь,

Осторожно, берегись!

После последнего слова «рысь» ловит «мышку». Пойманная «мышка» становится «рысью».

Игра повторяется несколько раз.

(После игры дети садятся на стульчики).

— Вы активно отвечали на вопросы и играли, а тем временем у нас готова первая часть нашей карты «Лесостепь».

3. Воспитатель:

—  Наш кораблик продолжает свой нелегкий путь. Ведь на пути — тайга.

(Просмотр слайда «Тайга»).

— Ребята, что такое тайга? (Ответы детей).

— На окраине Красноярска есть место, которое называют жемчужиной сибирской природы – заповедник «Столбы». Заповедник раскинулся по правому берегу Енисея. Здесь среди тайги, возвышаются причудливые скалы.

(Просмотр презентации о красноярских «Столбах»).

— У подножия «Столбов» расположен «Приют доктора Айболита» — живой уголок, в нем живут представители животного мира Сибири.

— Давайте вспомним животных тайги, и сыграем в игру «Волшебная палочка» — «Дикие животные и их детеныши».

Воспитатель передает «Волшебную палочку»  ребенку, и называет животное. Ребенок должен назвать детеныша этого животного и вернуть «Волшебную палочку»  воспитателю.

— Вот и с этим заданием вы справились хорошо, и у нас готова вторая часть карты  «Тайга». Отправляемся дальше.

4. Воспитатель:

— Становиться все холоднее, лето короче, а зима длиннее, снег глубже, а солнце холоднее. Мы с вами приближаемся к Северному ледовитому океану. Вслед за тайгой появляется новая зона – зона вечной мерзлоты. Эта местность называется – тундра.

Здесь много влаги, и мало солнца, поэтому растительность очень скудная, в основном здесь растут мхи да лишайники, да небольшие кустарники – карликовые деревья. Но и здесь живут животные, которые приспособились к этому климату.

(Просмотр слайда «Тундра»).

-Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте мне назвать этих животных:

— Словно царскую корону, носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

любит снежные луга (северный олень).

— Кто зимой холодной по тундре бродит злой, голодный (волк, песец).

— Слывет он грозою всего побережья,

  Гордиться дохою своей белоснежной,

  Живется привольно в ледовых хоромах,

  На льдине как дома и в море как дома (белый медведь)

— Белый, по снегу бежит, петляет (заяц —  беляк).

(Отгадывание загадок сопровождается просмотром слайдов с изображением загадываемых животных).

— А еще живет в тундре маленький зверек, очень похожий на мышь, только побольше – зовут его лемминг. Об этом зверьке нам расскажет Валерия. Вместе с мамой она узнала много интересного  о лемминге.

(Просмотр слайда «Лемминг»).  

— Теперь мы знаем о северных животных. Осталось познакомиться с обитателями побережья.

5. Воспитатель:

— Ведь Енисей – батюшка заканчивает свой нелегкий и длинный путь. Он

впадает в Северный – Ледовитый океан.

                     На Таймырском побережье

В мае ветрено и снежно,

В море льдины холодины –

Для морских зверей перины.

Вот проснулось побережье

                     Моржи, нерпы и тюлени.

Тюленята и моржата – закаленные ребята

И в мороз и в непогоду

Не робея, лезут в воду.

(Чтение стихотворения сопровождается просмотром слайдов с изображением моржа, нерпы, тюленя).

— О каких животных вы узнали из стихотворения?

— Где они обитают, чем питаются?

— Как они приспособились к жизни на Севере?

(Ответы детей).

            — Вот и третья часть карты «Тундра и крайний Север» готова.

 Заключительный этап:

— Закончилось и наше путешествие по Енисею. Пора отправляться в детский сад. Давайте попросим волшебную палочку помочь нам. Закройте все глаза. Волшебная палочка помоги нам скорее попасть в детский сад раз, два, три.

— Вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте соберем нашу карту — пазл. Подойдите к столу и посмотрите, сколько животных обитает на территории нашего  края.  Возьмите любого животного. Вспомните, как его зовут, где он обитает?

Обобщающая игра по путешествию – «Места обитания».

Цель: закрепить знания, полученные на занятии.

Дети определяют место обитания выбранного животного и согласно этому располагают картинку на карте «Климатические зоны Красноярского края»:

I. Зеленый фон – это степь

II. Темно-зеленый фон горы и тайга.

III. Белый фон – это тундра и крайний север.

Итог.

— Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось и запомнилось?

Ответы детей.

Приложение № 1

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности  с детьми в старшей группе

 «Путешествие по реке Енисей»

Любимая река — Енисей | cheremushki19.ru

Представляем вашему вниманию творческие работы учащихся Лицея «Эврика» и школы №1 — участников республиканского литературно-экологического конкурса эссе, посвященного Дню Енисея. Сочинения девочек войдут в сборник, который будет издан краеведческим музеем в ближайшем будущем.

Татьяна Ушакова, ученица 8 «а» класса Лицея «Эврика»:

Без тебя не найти мне покоя,

Ты – любви моей первой сильней.

Снова думаю, сердцем, строкою,

Возвращаюсь к тебе, Енисей…

(К. Лисовский)

Енисей-батюшка – душа всей Сибири. От границы до границы. От диких гор до ледяного безмолвия. Могучая, великая, красивая река России. Радость и умиротворение для моей души. Красотой Енисея, его берегов, восхищались многие поэты, писатели, художники. Множество сказаний, легенд, преданий и песен о Енисее сложил народ, живущий на его берегах. Восхищаюсь его величием и я.

Я рада, что теперь живу на берегу этой реки. Мне выпало счастье наблюдать разносторонность и эмоциональность Енисея, который может быть тихим и спокойным, особенно на рассвете, а может разгневаться и потемнеть, закипеть, становясь страшным в эти минуты, будто свинцовые волны титанической мощью налетают на покоящийся берег. Но вновь выглядывает солнце, Енисей успокаивается, снова становится мирным, дающим движение, жизнь, вновь тихо плывёт между огромными горами, омывая собой леса и поля.

Мне несколько раз удавалось сплавляться по Енисею. Каждый раз родная река встречала нас гостеприимно.  С каждым последующим сплавом Енисей открывался мне заново. Навсегда в памяти останутся его величественные просторы, укромные уголки, спрятанные от глаз за каскадами дивной природы. Кто хотя бы раз был на Енисее, тот на всю жизнь запомнит его малахитовые берега, завораживающий плеск волн, умопомрачительные пейзажи закатов и рассветов. Невозможно не восхищаться красотой этой водной артерии России.

Енисей радует мой взгляд и сердце своими неповторимыми пейзажами, живительной прохладой, тенистыми рощами. Он даёт мне возможность подумать, сидя на берегу, о чём-то хорошем, добром, чистом. Здесь я могу найти вдохновение и зачерпнуть внутренней энергии.

Енисей — место, куда хочется вернуться снова и снова! Прийти помечтать и подумать, насладиться великолепными видами! Эту реку невозможно описать только словами, её нужно почувствовать.

Вера Зыкина, ученица школы №1 п. Черемушки:

Прохладным осенним вечером мы с мамой сидели и обсуждали моё будущее после окончания школы. Промелькнуло множество интересных тем, но ни одной не стали уделять особого внимания. Наш разговор как-то незаметно обратился к Енисею. Я хотела знать, как можно больше, и мы с мамой стали рассуждать о реке и её жизни.

Давайте окунёмся в прошлое, на сто – сто пятьдесят лет назад, когда побережье Енисея было только во владениях зверей и кочевников. Природа гармонировала с человеком, всюду росли прекрасные цветы, дурманящие своим запахом, мелкие звери приходили на берег поесть свежих ягод, напиться воды, чтобы утолить жажду и голод.

Ну и, конечно, не забывайте «хозяина» леса — бурого медведя. Этот свирепый хищник казался безобидным. В те времена. Но пришли люди-новаторы и стали разрушать владения диких животных, вынуждая их адаптироваться в другой среде.

Многие ушли подальше в тайгу, чтобы не слышать противного звука рабочего инструмента. Приходилось привыкать к другому климату, к другой пище и другому жилью. Было ясно, что человек уничтожает дикую природу, но почему же он не остановился? Почему был таким эгоистом и думал только о своём благе?

Ах, как же хочется вернуться в то время, когда берега Енисея были наполнены жизнью. Нет, конечно, и сейчас что-то осталось от той красоты, но всё равно люди продолжают уничтожать богатую природу Енисея!

Например, начали строить набережную. Зачем? Неужели будет лучше, если наши потомки увидят Енисей в бетонном смокинге? На месте строящейся набережной была такая великолепная полянка с цветами и камешками, которыми мы пытались кидать в детстве «блинчики». На этой полянке с удовольствием фотографировались на фоне реки и окружающих её гор.

Протяжной лентой он течёт

В жару прохладой освежает,

Журчанья песнь мне поёт

И мысли счастья навевает.

А что теперь? Холодный бетон и ларьки с пивом?

Хочу ещё сказать про гаражи, которые находятся так близко к реке.

Сколько за год там моется машин? Сколько канистр с топливом проливается в Енисей и уничтожает огромные популяции рыб! Ведь есть мойка, на которой, не вредя природе, можно спокойно избавить машину от грязи. У нас всего полным-полно! Берите, пользуйтесь, но не вредите природе.

А стоит ли человеку вообще вмешиваться в жизнь нашей реки?

В будущем я хочу заняться журналистикой. Эта профессия привлекает меня возможностью говорить о проблемах нашего общества. Среди которых одна из самых важных – экология. Вам кажется, что одна маленькая девочка не сможет изменить отношение людей к страдающей природе? А я всё-таки попытаюсь.

Если хотя бы двое услышат меня и обратят внимание на проблемы природы, то у нас появится шанс убедить и остальных. Вместе мы сможем защитить уникальную природу Енисея и сохранить его для будущих поколений в первозданном виде.

Я вас к порядку призываю,

Природу сохранить хочу.

О лучшем будущем мечтая,

Я о проблемах не молчу!

 

Ксения Тычинская, ученица школы №1 п. Черемушки:

Моя любимая река – это, конечно же, Енисей. Это река, возле которой я живу и которую вижу практически каждый день. Енисей – река сибирская. Она наша и только наша. Енисей гордо носит звание великой сибирской реки, ведь это одна из крупнейших рек мира и самая глубокая и многоводная река России.

Некоторым даже трудно представить, что такое чудо как Енисей вообще существует, а мы живем прямо на его берегу, и можем любоваться им хоть каждый день. В тихую и ясную погоду он напоминает зеркало: прозрачный, чистый, ровный. Именно в такую погоду в нем отражается вся его природная краса и очарование. Но под порывами ветра он превращается в могучего, бушующего и завораживающего гиганта – поднимаются волны, которые разбиваются о каменный берег, и это выглядит действительно прекрасно. Енисей всегда такой разный: осенью он расслабляет и успокаивает, зимой согревает, весной он помогает собраться с силами, ну, а летом он источник энергии, чувств и желаний.

Для меня Енисей является неким вдохновением. Раньше, когда я была маленькая, мы с мамой и папой гуляли по берегу Енисея, не замечая, как быстро пролетало время. Сейчас я выросла, родители стали более занятые, но я все равно продолжаю гулять по Енисею. Бывает, выйдешь на берег, подойдешь к воде и сразу чувствуешь прилив сил и энергии. Так и хочется взять лист бумаги, краски и нарисовать эти прекрасные, величественные горы, чистую и прозрачную рябь воды, зеленый лес, каменистый берег, туман, медленно поднимающийся по макушкам деревьев, даже воздух хочется изобразить на листе бумаги.

Но Енисей – это не только вдохновение.  Он помогает обрести спокойствие тела и души. Сидя на каком-нибудь сказочном валуне, вслушиваясь в плеск воды, шум порогов, вглядываясь в таинственную холодную поверхность, ты чувствуешь, как мысли освобождаются от проблем и суеты. Ты сливаешься с природой, начинаешь понимать её язык, её музыку. Именно за это я люблю Енисей.

О Енисее было написано очень много различных легенд и сказок. Его восхваляют, им гордятся, его обожают. Сибирь любит этого прекрасного бурного богатыря, и природу, которой он окружен. Енисей щедро раздает свои богатства людям: воду, рыбу, воздух. Он согревает и кормит, лечит и утешает. Он ждёт понимания со стороны людей, ждёт помощи. В наших силах сохранить его первозданную красоту и чистоту. Пусть всегда живёт в реке форель – царская рыба – как символ чистой воды и благополучия реки.

Много замечательных рек на земле, но нет другой такой реки, многоликой и прекрасной, как любимый мой Енисей!

Плавание в Сибири — окунитесь в воду при минус 30°C

Илья Наймушин жизни. Их объединяет любовь к бодрящей холодной воде. Сибирский холод.

Слайд-шоу ( 20 изображений )

«Момент погружения – это ощущение восторга. После этого появляется прилив сил и расслабление во всем теле», — рассказал 68-летний Михаил Сашко, председатель клуба. «Моя жена говорит, что я сумасшедший».

В маленьком деревянном клубе на берегу Енисея клуб зимнего плавания криофилов, названный в честь организмов, выживающих при экстремально низких температурах, насчитывает около 300 членов.

Эти пловцы говорят, что они сами процветают при температуре воздуха, которая часто достигает 30 градусов по Цельсию ниже нуля (минус 22 по Фаренгейту) или ниже в долгие месяцы сибирской зимы.

На одном снимке в фоторепортаже Рейтер изображен 23-летний Михаил Шаков, демобилизованный российский солдат, плывущий к льдине, но одетый в традиционную шапку-ушанку. На другом фото 77-летний Николай Бочаров растирает тело снегом, сидя на сугробе после купания.

Чтобы посмотреть фоторепортаж, нажмите: reut. rs/1ReETqo

В возрасте от 1 года до 79 лет, среди участников есть школьники, инженеры и пенсионеры строители или водоканалы. Клубный дух веселья включает обливание друг друга ведрами воды во время празднования Дня белого медведя в зоопарке в пригороде Красноярска, одного из крупнейших городов Сибири. Как дети в любом месте, юные члены клуба играют в снежки, но в этом случае они одеты только в купальные костюмы.

Некоторые члены клуба говорят, что регулярное купание в холодной воде положительно влияет на их здоровье. 16-летняя Юлия Клименкова, вся семья которой тоже состоит в этой организации, говорит, что холодная вода укрепляет ее иммунитет и недавно помогла ей справиться с респираторным вирусом.

71-летний Владимир Хохлов, бывший строитель, а ныне пенсионер, свою страсть к плаванию в любую погоду датирует сентябрьским днем ​​1990 года, годом основания клуба криофилов. Во время рыбалки на берегу Енисея он встал однажды утром и почувствовал вдохновение прыгнуть в реку. С тех пор он не прекращался.

«Я не могу жить без ежедневного купания в холодной воде, это как наркотик», — говорит Хохлов, который также работает смотрителем, поддерживая уровень льда на открытой хоккейной площадке. «Если поблизости нет реки, я должен найти другой способ облить себя холодной водой с головы до ног».

Оказавшись в клубе, доступ в который осуществляется по расписанию из-за небольшого размера здания, члены клуба расслабляются в сауне, болтают за горячим напитком или играют на пианино.

Не для всех. Клименкова, которая занимается плаванием в клубе с четырех лет, говорит, что ее друзья хвалят ее храбрость, но сами не решаются рискнуть.

«Многие мои друзья и их родители говорят, что купаться зимой в Енисее невозможно, — говорит 9-летняя Настя Усачева. «Они не одобряют».

Для других искупаться независимо от температуры – это способ отключиться от повседневной жизни и отложить свои проблемы в сторону.

«Все проблемы оставляют меня, — говорит Шаков, демобилизованный солдат, который также является безработным учителем. — Мир вокруг меня кажется прекрасным».

Автор Брайан МакГи Монтаж Джереми Гонт

Загрязнение реки Енисей микропластиком

Это исследование представляет собой новаторскую попытку подсчета микропластика (МП) в системе реки Енисей для выяснения роли сибирских рек в переносе МП в Северный Ледовитый океан. Среднее содержание МП в поверхностных водах крупного притока Енисея, реки Нижняя Тунгуска, варьировало от 1,20 ± 0,70 до 4,53 ± 2,04 ед./м3 с тенденцией к увеличению по течению (р < 0,05). Концентрации МП в донных отложениях двух рек составили от 235 ± 83,0 до 543 ± 9 ед.4.1 без тенденции к увеличению вниз по течению. Возникла линейная связь (r = 0,952) между средним содержанием органического вещества и средним количеством МП в донных отложениях. Предположительно, МП возникли в результате повседневной деятельности местного населения. Необходимы дальнейшие пространственно-временные исследования для оценки речных потоков МП в евразийские арктические моря.

1.

Введение

Глобальные исследования все больше фокусируются на микропластике (МП) (пластиковые частицы диаметром < 5 мм), как на их присутствии, так и на источнике этого загрязнения. Проблемы окружающей среды и здоровья, связанные с загрязнением воды МП, включают экотоксикологическое воздействие на водные организмы, а также его потенциальное накопление в пищевых цепях вплоть до человека [1] [2] . Такие опасения возникают в результате присутствия в пластмассах опасных химических веществ, которые возникают как в результате добавок в процессе производства для улучшения свойств полимера, так и в результате адсорбции токсичных химических веществ МП, что позволяет МП стать носителями этих химикатов в экосистемы [3] [4] .

МП попадают в океаны и континентальные водоемы в основном через реки [5] [6] , которые доставляют в эти водоемы до 80% пластикового детрита [7] . Лебретон и др. По оценкам

[5] , 1,15–2,41 миллиона тонн пластика ежегодно попадает в океаны из речных систем по всему миру. Текущие на север реки Евразии могут нести МП в Северный Ледовитый океан, и эти арктические воды подвержены загрязнению. Недавнее исследование обнаружило МП со средней концентрацией частиц 1,14 частиц на кубический метр на 7 из 13 участков в бассейне Белого моря, [8] . Опубликованы результаты количественных анализов содержания МП в поверхностных и подземных водах Восточно-Сибирского, Лаптевых, Баренцева и Карского морей
[9]
. Наибольшая массовая концентрация МП наблюдалась в поверхностных водах атлантического происхождения, а сибирские реки были определены как второй по значимости источник загрязнения Евразийской Арктики [9] . Однако вклад рек Сибири в сток МП в Арктическом регионе остается неопределенным.

Нагрузка и перенос МП в великие сибирские реки, впадающие в Арктику, остаются крайне недостаточно изученными. В данном предварительном исследовании мы провели количественную оценку МП на поверхности реки Обь в ее верхнем и среднем течении [10] , тем самым демонстрируя способность МП поступать в арктические воды через сток Оби в Карское море. Система реки Енисей ранее не исследовалась на наличие и обилие частиц МП в воде и донных отложениях. Это исследование является пионерской попыткой подсчета МП в системе реки Енисей. Получение количественных данных о наличии микрочастиц пластика в компонентах водной среды отдаленного притока Енисея, реки Нижняя Тунгуска, дополнит современные сводные знания о распределении загрязнения глобальных водных экосистем.

2. Актуальная информация

2.1. Уровни микропластикового загрязнения рек

МП широко распространены в пресноводной среде, но существуют региональные различия в интенсивности и распределении загрязнения МП из-за плотности населения, промышленных источников, принятых технологий очистки сточных вод и характеристик водоемов [6] [11] [12] . Более того, надежное сравнение количества частиц для разных рек на сегодняшний день было очень трудным, поскольку в настоящее время для сбора и обработки проб в речных исследованиях по количественному определению МП используются переменные и нестандартизированные методы [13] [14] .

В данном исследовании предпринята попытка сравнить суммарные учеты МП в реках Сев. Тунгуска и Енисей с опубликованными данными по рекам мира; отобраны данные о содержании частиц в поверхностных водах и донных отложениях рек мира, полученные с использованием аналогичной методики, в основном визуального подсчета и сортировки.

Данные из 37 мировых пресноводных местоположений показывают, что континент с самым высоким уровнем пресноводной МР — это Азия, за которой следуют Северная Америка, Африка, Океания, Южная Америка и Европа. Из всех азиатских стран Китай имеет самый высокий уровень загрязнения МП [12] . Сравнительный анализ количества частиц в реках показывает, что содержание ВЧ в речной воде может варьировать от <1 ед/м 3 [15] [16] [17] до >1000 ед/м 3 [18] [19] [20] . Так, Н. Тунгуска и обследованный участок р. Енисей не могут быть отнесены к рекам, сильно загрязненным МП.

Это ожидаемо, учитывая отсутствие в районе исследований крупных промышленных центров и крупных населенных пунктов, а значит, и сильных источников загрязнения. По сравнению с предыдущим обследованием участков системы Оби по той же методике [10] , значительно более населенных и с развитой промышленностью, средние концентрации МП в поверхностных водах Н. Тунгуски и Енисея в 10–40 раз ниже.

В то же время донные отложения рассматриваются как долговременный сток для МП [21] [22] и могут служить более надежным критерием уровня пластикового загрязнения, хотя на сегодняшний день мало исследований посвящено МП в пресноводных водоемах. [17] [23] . Однако возникают колебания в распространении МП в донных отложениях по течению реки, так как полное перемешивание и перераспределение загрязнителя может происходить на значительном удалении от источника, а течения, турбулентность и силы ветра способствуют накоплению частиц МП

[24] . Распределение МП может зависеть от морфологии и скорости осадконакопления на участках водоема. Выявленная в нашем исследовании связь количества МП с содержанием общего органического вещества в донных отложениях может также отражать более высокие скорости процессов осадконакопления на разных участках реки.

На сегодняшний день поступали отдельные сообщения о низких концентрациях МП в пресноводных донных отложениях [17] [25] [26] . Чаще значения выражаются в сотнях или тысячах частиц на кг сухих осадков. Наибольшее среднее количество МП выявлено в донных отложениях реки Вэнь-Жуй Тан, Китай, 32 947 ± 15 342 ед. кг -1

сухого осадка [27] . Однако в этом числе преобладали мелкие частицы (0,02–0,30 мм), которые редко определяются количественно в других исследованиях.

Документально подтверждено, что загрязнение МП достигает отдаленных районов планеты, таких как отдаленные горные районы в Европе и национальные парки в США [28] [29] [30] , при этом воздушный транспорт указан как основной транспортный маршрут для депутатов. Однако закономерности загрязнения Нижней Тунгуски указывают на попадание пластика с берега и в результате рыболовной деятельности (раздел 4.2). Северная Тунгуска — отдаленный приток Енисея, протекающий по малонаселенной территории, но даже минимальная антропогенная нагрузка достаточна для загрязнения рек МП. Аналогичным образом, предыдущие исследования показывают, что МП могут загрязнять водоемы в отдаленных районах, таких как реки на Тибетском нагорье в Китае и озеро Хубсугул в Монголии 9.0045 [31]

[32] .

2.2. Потенциальные источники и распространение микропластика на обследованной территории

MP в пресноводной среде возникают из множества источников, включая синтетические ткани и волокна, товары для здоровья и гигиены, пластиковые отходы и промышленное сырье [22] . По некоторым оценкам [33] , большинство МП, попадающих в море из рек, происходит из частиц синтетических полимеров, остающихся после неполной очистки сточных вод (42%), микроволокон синтетических тканей (29%), фрагменты и волокна, образующиеся при разложении пластиковых отходов (19%), и микросферы из средств личной гигиены и промышленных источников (10%).

Источники

МП могут характеризоваться специфическими «профилями», отражающими происхождение загрязнения. Например, уровни микросфер, используемых в средствах личной гигиены и косметических средствах, наряду с микроволокнами из синтетических тканей и волокон, наиболее высоки вблизи точек сброса сточных вод

[34] [35] ; высокие концентрации полиэфирных волокон, расположенные вблизи текстильных фабрик [36] ; микрогранулы обычно встречаются в районах, расположенных рядом с производством пластиковых изделий [37] ; фрагменты композиционных термопластов, содержащих отражающие стеклянные сферы, могут быть связаны с попаданием компонентов дорожной разметки в поверхностные воды вместе с ливневыми стоками [13] . Конечно, в отдаленных населенных пунктах источников загрязнения меньше, и некоторые из них можно исключить из списка для сибирских рек.

Анализ состава полимера может помочь в идентификации источников MP. Это исследование представляет собой быстрый скрининг наличия и численности МП в системе реки Енисей и не включает анализ полимерного состава частиц из-за его экспериментального характера.

Скорее, это исследование фокусируется на морфологии MP на основе возможного источника загрязнения, учитывая, что формы, размеры и цвета MP определяются (но не ограничиваются) исходными пластиковыми особенностями [38] [39] .

В нашем исследовании в воде и донных отложениях преобладали частицы размером от 0,30 до 1,00 мм. МП в этом диапазоне размеров характерны для изучения речных МП, в том числе рек России [10] [16] . Это можно объяснить тем, что в большинстве случаев для отбора проб используются сетки с ячеей 0,30–0,33 мм, которые отсекают количественный учет мельчайших частиц. В целом, МЧ с размером частиц менее 1,00 мм более распространены в пресноводных отложениях, и по мере увеличения размера частиц содержание МЧ имеет тенденцию к снижению

[27] [40] .

Как правило, волокна являются преобладающей формой MP в пресноводных отложениях по всему миру [20] . МЧ, извлеченные с поверхности рек Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *