Куллу – долина людей и богов
- Главная
- Публикации
Обзоры
Окутанная легендами и тайнами долина Куллу — необычайно красивый уголок в Гималаях, который с удовольствием посещают туристы, приезжающие в Индию. Именно на этой земле познавали божественную мудрость арийские мудрецы. Долина Богов окружена горами-исполинами, они внушают неподдельное уважение. Это место считается одним из самых красивых в мире.
Дели нас встретил немилосердной жарой, даже в предутренние часы температура стойко держалась на отметке 30 градусов по Цельсию. Да и первый день пути по бескрайним равнинам штата Харьяна и Пенджаб был насыщен всё той же жарой и бесконечно разворачивающейся перед нами дорогой, которой, казалось, не будет конца. Только подъезжая к Гималаям мы почувствовали некоторое облегчение, наконец-то ветерок, срывающийся со снежных вершин, наполненный прохладой и запахами цветущих садов, вернул нам жизненные силы и дал возможность передвигаться.
Наше знакомство с гималайскими долинами началось с осмотра одного из немногих сохранившихся до наших дней на территории Северной Индии храмов Шивы 9 — 11 вв. нашей эры, в местечке Банджара (Банджаура). Подобно многим другим храмам этого периода, он обильно украшен резьбой по камню, с его трёх сторон расположены ниши, в которых вы найдёте статуи Шивы, его спутницы Кали и их сына Ганеша — бога мудрости и знаний. Согласно местным поверьям, если купить небольшую фигурку Ганеша, освятить её в храме, потереть живот бога и загадать желание, то он непременно исполнит его. Ещё одним развлечением для туристов стало нашептывание на ухо ездовому животному бога Шивы, быку Нанди, своих сокровенных желаний.
Впрочем, развлечение ли это? Одна женщина, выбравшись на последние средства в Индию и искренне поверив во всё вышесказанное, получила не только высокооплачиваемую работу, но и прекрасного мужа.В Куллу до сих пор живёт легенда, повествующая о победе владыки Шамбалы Ригден-Джапо (Гессер-хана) над своими врагами из Ладака у стен этого храма.
Один из немногих сохранившихся до наших дней на территории Северной Индии храмов Шивы 9 -11 вв. н.э., местечко Банджара (Банджаура).
Богато украшенный резьбой по камню храм Шивы. С его трех сторон, в специальных нишах вы и сегодня можете увидеть изображения Шивы, Кали и Ганеша. С четвертой его стороны находится алтарь с Шива-лингамом, где собственно и проходит служба. Банджара, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Дорога, вьющаяся у подножия гор вдоль реки Беас, пожалуй, одна из красивейших в мире. Эти места, от города Веласпур до Наггара и Манали, неразрывно связаны с Виасой (Вьясой) — мудрецом, автором последней из Вед — Атхарваведы и собирателем песен «Махабхараты», Александром Македонским, братьями Пандавами, главными героями всех книг индийского эпоса.
Осенью после муссонных дождей, когда температура падает до приемлемых 20 — 25 градусов, река Беас (Биас) разливается и в ее теперь ленивых и прозрачных водах отражаются облака и склоны Гималаев.
Осенью после муссонных дождей, когда температура падает до приемлемых 20 — 25 градусов, река Беас (Биас) разливается, в её прозрачных водах отражаются облака и склоны Гималаев. Долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Проезжая через очередную деревню, вы можете увидеть необычную процессию, состоящую из музыкантов и мужчин, несущих на своих плечах паланкин — это бог отправился на праздник или просто в гости к своему соседу по долине. Как бы странно это не звучало, долиной до сих пор управляет не раджа или совет старейшин, а Рагунатху. В 16 вв. по обе стороны от реки Беас, среди чарующих своей красотой гор, разгорелась кровопролитная борьба за караванные пути.
Раджа Куллу, прослышав о необыкновенной силе Рагунатху, отправился в Священный город Айодхья, место рождения Рамы, с просьбой отдать им фигурку бога. Местный правитель отказал, подумав, что раджа Куллу задумал что-то недоброе. Тогда вместе со своей свитой раджа Куллу стал горячо молиться около запертого храма, а затем ушел домой. Спустя какое-то время храм открыли, статуэтки бога Рамы — Радхунатху, нигде не было. Вскоре войны в долине Куллу прекратились. Так гласит легенда, а правда это или нет, кто знает, но само слово «айодхья» на санскрите значит «то, против чего нельзя воевать».Наггар, к которому мы добрались только к вечеру, оказался уютным провинциальным городком со множеством милых гостиниц и магазинчиков, в которых по невысокой цене можно купить местные богато декорированные шали, сумки из шерсти, удобные разноцветные кошельки, перчатки, шерстяные носки или знаменитые куллу топи — круглые шапочки с плоским верхом, украшенные геометрическим разноцветным рисунком. В центре города, между двумя гостиницами, притулившимися друг к другу, в полуподвальном помещении разместилось интернет-кафе, где можно поменять и деньги.
Само название городка переводится как «место обитания Священного змея – Нага». Наги научили людей искусству и ремеслам, от них зависели дождь и снег, разливы рек и засухи. Предания о нагах до сих пор живы в Кашмире, долинах Куллу, Кангра, Киннор. С балкона гостиницы, где мы жили, было видно, как её хозяин каждое утро совершал обряд поклонения на месте разрушенного временем храма Нага. Буквально через дорогу от Hotel Sheetal располагается бывшая летняя резиденция раджей, превращенная сегодня отчасти в гостиницу, а отчасти в музей.
Храм Виншу, 15-й век. За ним видны гостиницы, построенные совсем недавно. Наггар за последние 10 — 15 лет превратился из тихого провинциального городка в один из модных туристических центров Северной Индии. Наггар, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Среди храмов города 15 — 16 века — Вишну, Шивы и его супруги богини Парвати — несколько особняком стоит храм Трипура Сундари, построенный в виде трёхъярусной пагоды, каждый из этажей которой завершается наклонной деревянной четырёхскатной крышей.
Храм Трипури Сундари — Хозяйки и Красавици Трёх миров, 16-го века. Наггар, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Храм Хадимбы, построенный в 1553 году раджей Бахадуром Сингхом, скрывает за своей массивной дверью священный камень с ямкой-отверстием посередине, в которую некогда стекала кровь жертвенных коров и коз. В небольшой нише, под его основанием, хранятся две маленькие, разодетые в яркие одеяния, статуи богини Дурги, с которой ракшаси и жена пандава Бхима, Хадимба, стала со временем отождествляться.
Настенная резьба около входной двери, наряду с изображениями всадников на лошадях, слонов, богов и богинь, содержит и древний индоевропейский сюжет — оленя с головой вполоборота и типичную для Средиземноморья фабулу — двух птиц, утоляющих жажду нектаром жизни.
Богато украшенный резьбой по дереву вход, пожалуй, наиболее древняя из сохранившихся частей храма Хадимбы. Сам храм был построен в 1553 году, Бахадуром Сингхом, и скрывает за своей массивной дверью священный камень с ямкой отверстием посредине, в которую некогда стекала кровь жертвенных коров и коз. В небольшой нише под его основанием, хранятся две маленькие, разодетые в яркие одеяния, статуи богини Дурги, с которой ракшаси и жена пандава Бхима — Хадимба, стала со временем отождествляться. Храм Хадимбы, Манали, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия
Около его стен, в последние дни Наваратри, местные жители, как и их предки сотни лет назад, поклоняются девочкам до 11 — 12 лет, видя в них проявление Божественной матери, которой во всех трёх её обличиях — очищение и разрушение (Кали), созидание (Лакшми), мудрость (Сарасвати) — и посвящен этот праздник, продолжающейся девять дней и ночей.
В зачарованном лесу Дхунгри один из братьев Пандавов, силач Бхим, убил жестокого ракшаса Хадимба и женился, с благословения матери — Кунти и своих братьев, на его сестре — Хадимбе. Братья Пандавы прожили со своей матерью в этих местах около года. За это время Хадимба родила своему мужу и возлюбленному сына — Гхатоткача. На протяжении многих лет он был предан своему отцу и своим дядям — пандавам, частенько выручая их в затруднительных ситуациях. Погиб Гхатоткача, сражаясь на поле брани — Курукшетре, от сокрушающего дротика Индры, брошенного рукой царя Карны, сына жены возничего и Сурьи — бога Солнца. Леса Дхунгри давно уже нет, на его месте теперь раскинулась туристическая столица долины — Манали, находящаяся всего километрах в 30 от Наггара и связанная с ним не одной, а даже двумя дорогами. Одна из них — верхняя, тянется вдоль гор и проходит по старому паломническому пути.
Алтарь богини Хадимбы, весь заставленный приношениями верующих. Манали, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Окрестности Наггара знамениты и своим храмом Кришны и Радхи, 9 -12 века. В начале 20-го века проводя археологические раскопки английские ученые обнаружили под его основанием: алтарь, жилое помещение и мастерскую по изготовлению изделий из меди и бронзы, конца 2 — начала 1 вв. до нашей эры. Был на этой горе и Арджуна, и там, где он воткнул свой меч в землю, выросло прекрасное мандариновое дерево.
Храм Кришны, 9 — 12 век, известен уникальной резьбой по камню. В начале 20-го века, проводя археологические раскопки, английские ученые обнаружили под его основанием алтарь, жилое помещение и мастерскую по изготовлению изделий из меди и бронзы. Наггар, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Один раз в год более трехсот богов долины Куллу, в сопровождении музыкантов и множества народа, идут в гости к Рагунатху (Раме), на праздник Душера или Дуссера. Среди них и богиня Трипура Сундари — Владычица и Красавица Трех миров.
Один раз в год более трехсот богов долины Куллу идут в гости к главному богу долины Рагунатху (Раме). на праздник Душера или Дуссера. Среди них и Трипура Сундари — Красавица и Хозяйка Трех миров. Сам праздник посвящен победе Рамы — седьмого аватары господа Вишну, над ракшасом — царем Ланки — Равана, похитившим Ситу. Наггар, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
В Нижнем Наггаре она встречается с грозной богиней Кали, и дальше они идут уже вместе в столицу долины — Куллу, где разбивается палаточный городок — место временного проживания богов, открывается ярмарка, а по всему городу, в течение семи дней, звучат бхаджаны — индийские религиозные песни. Сам праздник уже столетиями отмечается в честь победы Рамы над ракшасом — царем Ланки — Равана, похитившим Ситу.
Душера или Дуссера проходит и в Наггаре — храме Кришны и Радхи, как и в Куллу звучат бхаджаны, и в голосе каждого поющего слышится — ощущается, любовь и преданность богу и его возлюбленной, когда бхаджаны стихают и начинается кульминация праздника, из дверей храма выходят знаменосцы — через несколько минут появляются и носилки с Кришной, отправляющемуся к своей колеснице. После окончания торжественной службы вновь звучат барабаны, и пришедшие на праздник местные жители все вместе начинают тянуть колесницу, а сидящий рядом с богом пуджари от его имени приветствует и благословляет присутствующих.
После окончания торжественной службы вновь звучат барабаны, пришедшие на праздник местные жители начинают тянуть колесницу, сидящий рядом с Кришной пуджари (служитель бога) от его имени приветствует и благословляет присутствующих. Храм Кришны. Наггар, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Храм Кришны. Наггар, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Храм Кришны. Наггар, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Душера или Дуссера в Наггаре. Долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Вдалеке от туристических троп, в одном из самых таинственных и загадочных мест Нижнего Наггара, и сегодня можно увидеть два небольших храма 9-го века нашей эры, посвященные Шиве — создателю и разрушителю Вселенной, одному из самых древних богов Индии. Вероятно, именно ему поклонялись дравидские народы, осевшие в долине Куллу, примерно за тысячу лет до ариев, в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. Хотя храмы и относятся ориентировочно к 9 веку, само место поклонения было известно и во времена Махабхараты, по одному из сохранившихся преданий, именно здесь Арджуна и его воины братья проводили полузабытые теперь ведические ритуалы. Отсюда хорошо видна и гора бога Индры, которую он любил посещать. И, на одном из двух храмов, наряду с привычными для глаз лингом и йони, можно увидеть плиту с высеченным на ней изображением Индры, сидящем на фантастическом животном, то ли на слоне, то ли черепахе, олицетворяющей божественные воды реки Ганги, струящиеся с Неба. В своей правой руке Индра держит Ваджру — молнию, на его левой руке сидит сокол. Под изображением одного из главных героев «Ригведы», находится углубление ввиде арки, заглянув в него вы непременно заметите «космическое яйцо», почему-то с глазами, а за ним барельеф Ганеша и Шивы, сидящего в позе лотоса.
На одном из храмов Шивы 9 века можно увидеть плиту с высеченным на ней изображением Индры, сидящем на фантастическом животном — то ли на слоне, то ли черепахе, которая олицетворяет божественные воды Ганга. В своей правой руке Индра держит ваджру — молнию, на его левой руке сидит сокол. Наггар, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Не обошлось в этот раз и без приключений. Если чуть меньше года назад будучи в Ладаке мы попали в песчаную бурю, то в этот раз мы изрядно постояли в 20 км пробке, возвращаясь из под перевала Ротанг (Перевал Костей).
Индийские туристы, в основном из Дели и Мумбая, стремящиеся увидеть весенний снег и подышать горным воздухом невольно устроили 20-ти километровую пробку на подъезде к перевалу Ротанг со стороны долины Куллу. Перевал Ротанг, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Выехав из гостиницы в половине четвертого утра, через три часа, проехав около сотни километров, мы встретили рассвет уже высоко в горах, окруженные лишь тишиной и снежными пиками. Местные ребята только только начали открывать кафе и готовить лошадей, а через несколько часов в эти казалось бы девственные места хлынули толпы индийских туристов, в основном из Дели и Мумбая, жаждущие увидеть снег, подышать горным воздухом и прокатиться на санках или горных лыжах. Тем же, кто безнадежно застрял в бесконечных автомобильных пробках, пришлось идти либо пешком, либо воспользоваться лошадьми.
Именно на их плечах держалась, до самого последнего времени, вся торговля в этом регионе. И, именно они, идя по крутым извилистым дорогам, поднимались и спускались с перевала Ротанг, везя ковры, специи, бронзовую и фарфоровую посуду, китайский чай, оружие, ковры, хлопковые, шерстяные и шелковые ткани. Многие из них вместе со своими хозяевами, из-за узких и опасных троп, сильных ветров, снегопадов и оползней, так и не добрались до цели.
Через перевал Ротанг (Rohtang) в течении столетий шли и шли караваны, везя самые разнообразные товары. Многие из них пропадали без вести, срываясь с крутых обрывов в пропасть, замерзая во время снегопадов, тем кому удавалось преодолеть перевал шли в Манди — город тысячи храмов Шивы, а в наши дни и культурный, интеллектуальный центр долины Куллу, где ежегодно проводилась ярмарка — происходил обмен товарами и идеями. Сам перевал относительно невысокий по гималайским меркам, всего 3978 метров, но из-за сильных ветров, частых горных обвалов и оползней, тяжелых подходов, снегопадов, даже в летнее время, он и получил свое название — Ротанг — Перевал Костей. В последние годы Правительство штата Химачал Прадеш при поддержке Правительства Республики Индия, начало строить туннель соединяющий долину Куллу с Лахулом и долиной Спити, что в дальнейшем, безусловно, облегчит сообщение между этими областями. Перевал Ротанг, Химачал Прадеш, Индия.
Тем же кому повезло шли дальше в Манди. В этом оживленном центре торговли, на стыке двух долин Куллу и Кангра, происходил обмен, и караваны вновь отправлялись в Персию, Афганистан, Узбекистан, Тибет, Монголию, Китай, увозя с собой не только диковинные индийские товары, но и новые веяния в музыке, танцах, кулинарии и архитектуре.
Торговля процветает до сих пор наравне с ремеслами, скотоводством, земледелием и садоводством, появившимся в эти местах благодаря англичанам. Люди живут не очень богато. Хотя во многие дома уже провели электричество, нет ещё газа и водопровода. В холодные месяцы топят в основном дровами, на них же готовят еду. В Манали, Шимле, Манди и других городах долины пользуются газовыми баллонами.
Гуляя по одной из Верхних деревень — Румсу, мы постоянно встречались со взрослыми и детьми, возвращающимися домой из школы. И, везде куда бы мы не пошли нас сопровождали улыбки.
По дороге в одну из Верхних деревень — Румсу, мы постоянно встречали местных жителей и их улыбки ещё долго сопровождали нас. Интересен и сам дом, построенный в традиционном стиле из гималайского кедра, сохранившийся почти в неизменном виде с 19 века. Наггар — деревня Румсу, долина Куллу, Химачал Прадеш Индия.
Местные жители одни из немногих в Индии, кто размещает улья на крыше своих домов. Для них мёд — это дар бога Солнца (Сурьи). Наггар — деревня Румсу, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Жители Верхних деревень не чуждаются иностранцев, новых веяний или технологий, но при этом стараются придерживаться устоявшихся обычаев и традиций. И, старый храм Джамадагни — одного из семи великих мудрецов — риши, служит всего лишь дополнительным напоминанием.
Храм Джамадагни. Деревня Румсу, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Джамадагни упоминаются уже в «Ригведе» — первой из Вед. Придя на территорию Верхних деревень, раздираемую межродовыми конфликтами, он установил мир, привнеся в жизнь людей новые ценности и законы. И, где-то с 10 вв. до нашей эры, Джамадагни почитают, как бога. А, говорящая и исполняющая желание корова — Камдемну, сопровождавшая его в странствиях, до сих упоминается в устном фольклоре.
Для тех, кто знаком с велической астрологией, — семь риши: Атри, Васиштха (Вашишта), Вишвамитра, Джамадагни, Гаутама, Бхарадваджа, Кашьяпа, символизируют семь звезд Большой Медведицы, которая кружась над долиной Куллу никогда не заходит за горизонт. Звезды Большой Медведицы неразрывно связаны с отшельничеством, пророчествами, высшими духовными знаниями, даруют они и познание гармонии Мира.
Для индо-ариев, пришедших в эти места на рубеже 2 — 1 тысячелетия до нашей эры, в период заката Века героев и героинь, долина Куллу представлялась концом обитаемого мира, отсюда и её древнее название — Кулантпиха.
Корова с теленком, словно сошедшие со страниц «Ригведы». Во время праздника Васубарас женщины по всей Индии молятся о благополучии коров и телят, дают им зерна пшеницы. Те, кто проводит эти ритуалы, воздерживаются от употребления молочных продуктов и изделий из пшеницы в течение всего дня. Наггар, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Во время одного из путешествий по долине, нам немного удалось приоткрыть завесу тайны над социальной структурой общества эпохи Вед. Сосредоточием всей жизни в поселении был храм, либо алтарь под открытым небом, помимо «пуджари» — служителей бога, около него жил и «гур» — голос бога, к которому в случае нужды обращались все, в том числе и «кардар» — старейшина деревни. Придерживаясь много вековой традиции, гур в любое время года ходил, да и в наши дни ходит с обнаженными ногами и носит длинные волосы, к которым он обращается во время предсказаний. В ходе проходящей церемонии, гур раздает ее участникам по несколько зерен риса (во времена Вед — это могли быть зерна ячменя или пшеницы), следя за тем, что бы их число было благоприятным, затем он льет перед алтарем масло и бросает пригоршню риса в сторону каждого из присутствующих, резким движением туловища сбрасывает с головы шапку, обнажая волосы, которую ловит сидящий сзади пуджари. После молитвы и обращений к богу, еле заметным движением руки гур подзывает к себе желающего получить предсказания. Стоя на коленях, он склоняется в низком поклоне, протягивая ему принесенные дары, гур находясь в состоянии транса берет плетку из железных цепей с шипами и легко, чисто символически, бьет по спине, склонившегося перед ним человека. Оставив деньги, человек возвращается на свое место. Рис, который дал гур, в начале церемонии, замотав в кусок чистого полотна, вернувшись домой следует положить под подушку — ответы придут во сне.
Сено сушится на молодых яблонях. Долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Пожилые женщины, да и женщины среднего возраста, как и прежде носят традиционную для этих мест одежду, в основе которой — шаль из грубой шерстяной ткани — патту, которую закрепляют у правого и левого плеча заколками, соединенными цепочкой, а на поясе куском ткани — гачи. На голову повязывают цветной или однотонный платок, стягивая его узлом на затылке. На руках — неизменные браслеты. Мужчины продолжают носить, в большинстве случаев, куллу топи, о которых я уже писал выше.
Пожилые женщины и женщины среднего возраста носят традиционную для этих мест одежду — шаль из грубой шерстяной ткани — патту, её закрепляют у правого и левого плеча заколками, соединенными цепочкой, на поясе куском ткани — гачи. Голову покрывают цветным или однотонным платком, стягивая его узлом на затылке. На руках — неизменные браслеты. Деревня Румсу, долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Уже в 30-х годах 20-го века, экспедиция из Германии занималась исследованием окрестностей вокруг храма Биджли Махадев (Электрического Шивы), пытаясь найти рукописи с тайными мистическими знаниями. Позднее индийские ученые здесь же обнаружили несколько разрушенных храмов и множество предметов имеющих археологическую ценность. Это место чуть ли не с начала времен широко известно благодаря молниям, постоянно бьющим в гору. Даже в наши дни храм Шивы каждые пять лет приходиться обновлять или полностью перестраивать. С чем связан этот феномен, трудно сказать. Одни указывают на наличие залежей руды, другие — на сокрытые тайные знания, которые так и не нашли члены немецкой экспедиции.
Молодая женщина отдыхает после тяжёлого подъёма. По пути к храму Биджли Махадев. Долина Куллу. Химачал Прадеш. Индия.
Траву заготавливают всю осень. И, такие сценки можно часто видеть по всей долине Куллу, в это время года. Долина Куллу, Химачал Прадеш, Индия.
Озеро Ревалсар — место, где часто заканчиваются наши путешествия по долине Куллу, расположенно на стыке двух долин — Манди и Кангра. Именно здесь с головой окунаешься в океан отдыхающих или что-то покупающих паломников, бесчисленных маленьких гостиниц, магазинчиков с продуктами и предметами первой необходимости, запахов, идущих от готовящихся на пару момо, лепешек, чая и пряностей. В вечерние часы над всем этим нескончаемым разноликим морем плывут звуки вечерней пуджи, соединяя сердца людей, землю и небо. Легенды об озере Ревалсар создают немыслимый смысловой узор, в лабиринтах которого можно бродить до бесконечности. На его берегах вы можете услышать рассказы о братьях Пандавах, о Великом святом принесшим буддийское учение в Тибет — Гуру Ринпоче (Падма Сабхаве), и его ученице Мандараве, о гуру Нанаке — основателе сикхизма. И, одна история тянет за собой другую и кажется уже, что нет им конца, как нет конца и дорогам Востока.
Вечер на озере Ревалсар. На склоне горы возвышается статуя Гуру Ринпоче (Падма Самбхавы). Долина Манди, Химачал Прадеш, Индия.
Куллу путешествие Гималаи Банджара Прадеш
content
Туры в Долину Кулу Индия из Москвы 2021 — от туроператора Ом тур
Долина Кулу. Утерянная составная часть «Брахмананды-пураны», рукопись Кулантхапитха, или «конец обитаемого мира», рассказывала о жизни богов на земле, в долине Кулу. То место и по сей день называют долиной богов — храмы здесь присутствуют в такой концентрации, как, наверное, нигде в Индии.
Долина лежит у реки Беас, на пространстве в два километра между кручами гор. На шоссе у въезда в долину путников встречает заботливая хозяйка — местная богиня Ханога. Без ее благословления путь не пройдет удачно, так что каждый обязательно останавливается у храма. Богиню сопровождает покровитель путешественников бог Ганеша. Но истинным хозяином в долине является Рам, или Рагхунатх. Ведь именно к нему в праздник Душера съезжаются все боги долины на поклон.Храм Рагхунатхабыл построен в 17 веке по приказу Раджи Джагат Сингха. Статуя Рамы, установленная в храме, была украдена из Айодхьи, города, где родился царевич. Храм находится в северной части города Кулу в районе Султанпур, бывший столицей княжества в 1637-1672 годах. К тому же времени относят и похожий на кукольный домик, белый с цветными куполами, дворец раджи, Раджа Рупи, стоящий неподалеку. Выше в горах расположен посвященный богине Дургехрам Вайшно Деви, а по соседству с ним — святилище Шивы.Храм Башешвар-махадео (Хозяина Вселенной)находится в 200 метрах от деревеньки Баджаура. Это храм Шивы 11 века называют самым большим каменным храмом долины. В главном зале установлен шивалингам с йони у основания. Эта форма единения мужского и женского начала приобрела у шиваитов особую популярность, почитающих в своем боге созидательный аспект.
Начало истории Долины Кулу возводят к отшельнику Ману, прародителю человечества, который поселился здесь после всемирного потопа. СовременныйХрам Ману, построенный в 1992 году находится в старой части города.
Она живописно расположилась на холме, откуда виден новый Манали, появившийся только в 20-х годах. Известен Манали и вниманием братьев Пандавов, героев Махабхараты. По преданию, Бхима, сын бога ветра и царицы Кунти, женился на Хадимбе, сестре местного демона. У них родился сын Гхатоткача, который позже погиб в сражении на поле боя Курукшетра. Построенный Бахадуром Сингхом в 1553 году на северо-западе Манали,храм Хадимбынапоминает пагоду.
Крышу венчает трезубец Шивы, с женой которого стала отождествляться богиня. Убранство храма ограничивается грубо отесанным камнем в качестве алтаря с отпечатками ступней самой богини. Надо сказать, богиня достаточно авторитетна среди прочих своих коллег. Так, «провинившихся» богов представляют ей на суд, и в случае обвинительного приговора, бога заключают в ее храме, лишая ежедневного почитания и подношения пищи.
Манали известен и двумя буддийскими монастырями —Хималая Ньингмапа и Гадхан Тхекчоклинг. В главном храме монастыря Хималая Ньингмапа установлена трехметровая статуя Будды Шакьямуни. На втором этаже — статуи гуру Падмасамбхавы и Авалокитешвары. В других небольших храмах, расположенных на территории монастыря установлены молитвенные барабаны и алтари с портретами духовных лидеров. Монастырь Гадхан Тхекчоклинг выстроен в 60-х годах беженцами из Тибета. Здесь установлена мемориальная табличка в память о сражавшихся за права человека в Тибете.
В городке Манди храмов насчитывают ровно 81. Но два из них наиболее интересные. Храм Тарна(или Шьяма Темпл), построен в 17 веке преданным богини Кали раджой Шьям Сеной. Храм очень популярен у местных жителей. По преданию, богиня Кали, празднуя победу над демоном Рактабиджи, начала танцевать. От ее пляски мир стал рушиться. Боги умоляли ее мужа Шиву успокоить богиню,но он смог это сделать, только упав Кали под ноги. Богиня наступила на Шиву, и только после этого остановилась. На берегу Беаса возвышается беломраморный красавец, храм Бхимакали. Чтобы попасть в храм нужно пройти мост, перекинутый через реку. Идя по мосту, начинает казаться, что приближаешься к средневековому дворцу, а не к храму богини Кали. Его странная архитектура — это смесь исламского и северо-индийского стиля. Интерьер храма тоже не уступает королевскому — алтарная комната напоминает тронный зал былых времен, в центре которого восседает черноликая красавица.
Над долиной на высоте двух с половиной метров возвышается храм Биджли-махадео. Над храмом установлен 18-метровый металлический шпиль, который притягивает все молнии во время грозы. Молния, как правило, разрушает лингам, стоящий у основания шпиля. Служители храма собирают осколки и восстанавливают из них новый лингам — он простоит до еще одной грозы. Этот ритуал носит сакральный характер обновления и круговорота всего сущего.
К храму ведут старые ступени, по которым раз в год поднимается каждый житель долины. Каждый из них каждый год видит, как далеко внизу реки Беас и Парвати сливаются в одну и рассекают долину надвое. Обычный крестьянин может позволить себе постоять несколько минут на самой верхушке мира, и подумать о чем-нибудь своем.
Все самые интересные, волшебные и красивые места в Долине Кулу, Вы сможете увидеть в одном из наших туров в Гималаи. Огромное количество мифов, легенд и необъяснимых фактов Вы сможете услышать, посмотреть и открыть в регулярных турах с фиксированной датой заезда в Долину Кулу. В авторском туре в Гималаи с посещением Долины Кулу вместе с одной из групп с гидом — индологом Центра Уникальных путешествий Ом тур. Туры в Долину Кулу смотрите на сайте: www. om-tour.ru или связывайтесь с нашими менеджерами по телефону: +7 495 608 86 81; 495 979 62 20.
Туризм в долине Кулу | Туристические места для посещения и путеводитель по Кулу
На расстоянии 40 км от Манали, 500 км от Дели, 215 км от Шимлы и 258 км от Чандигарха, Кулу является столицей округа Кулу в штате Химачал-Прадеш. Он расположен на берегу реки Беас в долине Кулу на высоте 1230 метров над уровнем моря. Кулу Манали — один из лучших летних курортов для посещения в составе турпакетов Химачал и одно из самых известных мест для медового месяца в Индии.
Кулу — широкая открытая долина, образованная рекой Беас между Манали и Ларджи. Эта долина славится своими храмами, красотой и величественными холмами, покрытыми сосновым и деодарским лесом и раскидистыми яблоневыми садами.
Кулу ранее был известен как Кулант Питх, что означает «конечная точка обитаемого мира». Красивая долина также упоминается в таких эпосах, как Рамаяна, Махабхарата и Вишну Пурана. Китайский путешественник Хуиен Цанг посетил Кулу в 634 или 635 году нашей эры и описал его как регион, полностью окруженный горами. На этом месте была ступа, построенная Ашокой. В древние времена в Кулу было несколько буддийских монастырей. Были и индуистские храмы, и люди обеих конфессий мирно жили вместе.
Долина Кулу — самая большая долина в округе Кулу. Река Беас протекает через середину долины. Его также называют «Долиной богов» или «Дев Бхуми». Он соединяется с долинами Лахаул и Спити через перевал Ротанг. Кулу был древним королевством горных штатов, которое было передано британцам в 1846 году вместе с другими транс-Сатледжскими государствами. Первая автомобильная дорога была построена здесь только после обретения независимости. Благодаря долгим годам изоляции этот район смог сохранить свой традиционный шарм и красоту.
Кулу также известен как место, где можно заняться экстремальными видами спорта. Треккинг, рафтинг, альпинизм, полеты на параплане и походы по гималайским ледникам — вот некоторые из мероприятий, которые предлагает Кулу. Рыбалка — еще одно занятие, которое нравится как местным жителям, так и туристам. Некоторые из известных туристических мест в Кулу — Маникаран, Манали, Малана, Биджли Махадев, Бхехли, Баджаура, Касол, Кхир Ганга, Кулант Пит, Катрин, Кангра и Большой Гималайский национальный парк. Перевал Чандрахани, перевал Джалори и долина Тиртхан — другие достопримечательности Кулу.
Аэропорт Кулу Манали в Бхунтар в ближайшем аэропорту на расстоянии 12 км от Кулу. Джогиндер Нагар – ближайшая узкоколейная станция на расстоянии 105 км от Кулу. Чандигарх — ближайшая крупная станция широкой колеи на расстоянии 258 км. В Кулу есть крупная автобусная станция, откуда отправляются прямые автобусы в Дели, Чандигарх, Шимлу, Манали и Манди.
Долина Кулу хорошо известна благодаря семидневному фестивалю Кулу-Дуссера, празднованию победы Господа Аватара Рамы над злым королем Раваной. Фестиваль проходит в октябре/ноябре. Правительство штата присвоило Кулу Душера статус международного фестиваля, который привлекает большое количество туристов.
…прочитайте больше
Долина Кулу – Институт Гималайской Йоги
Кулу – район, расположенный в северном индийском штате Химачал-Прадеш. Самая большая долина в районе — долина Кулу, известная также как Долина богов. Город Кулу расположен на берегу реки Беас в центральной части долины. Дальше на север находится знаменитый город Манали, привлекающий посетителей со всего мира. Кулу — широкая открытая долина, образованная рекой Беас между Манали и Ларги. Эта долина славится красотой и величественными холмами, покрытыми сосново-деодарским лесом и раскидистыми яблоневыми садами. Долина Кулу зажата между хребтами Пир-Панджал, Нижним Гималаями и Большими Гималаями. Кулу имеет среднюю высоту 1362 метра (4469ноги).
Кулу когда-то был известен как «Кулантпита», что означает «конец обитаемого мира». За ними возвышались неприступные высоты Больших Гималаев, а на берегах сияющей реки Беас лежала легендарная «Серебряная долина».
Вот сердцевина запутанной паутины многочисленных долин, каждая из которых доставляет визуальное наслаждение и кажется красивее другой. Горные пейзажи остаются захватывающими как при ярком солнечном свете, так и в дымке тумана.
Город Кулу долгое время был центром преданности и веры. В 17 веке Раджа Джагат Сингх установил здесь идола лорда Рагхунатхи, которого он привез из Айодхьи. В знак своего покаяния он поместил идола на свой трон, и он стал верховным божеством долины 9.0003
Древняя резиденция королей Кулу находилась в замке Наггар, примерно в 12 км к северу от нынешнего города. Считается, что он был построен в начале 17 века Раджой Сидхом Сингом. Раджа Джагат Сингх (1637-72) перенес столицу в середине 17 века на ее нынешнее место и назвал ее Султанпур. Королевский комплекс состоит из дворца Рупи, нескольких храмов и длинного узкого базара, спускающегося с холма.
Манали и долина Кулу стали важными направлениями для туристов, спасающихся от летнего зноя Индии. Сикхские и индуистские храмы и популярные горячие источники можно найти в восточной части района, деревне Маникаран. Храм Хадимба Деви можно увидеть в Манали.
Климат
Долина Кулу является одним из самых посещаемых холмов в Индии благодаря приятной погоде и изысканной природной красоте. В этом месте три сезона в году. В каждом сезоне есть своя прелесть. Самый активный сезон для туризма — лето, когда туристы со всего мира стекаются в большом количестве. Летом ночи еще прохладные, а дни теплые. Сезонные изменения заметны и во флоре: цветение сакуры происходит в апреле, а цветение яблони — в начале мая.
Лето
Летний сезон в Кулу начинается в марте и длится до июня. Максимальная температура днем достигает 30 градусов по Цельсию, а по ночам сохраняется небольшой холодок. Лето – пора, когда сюда приезжает большое количество посетителей со всего мира. В то время, когда остальная часть Индии испытывает сильную жару и горячие ветры, Кулу предлагает передышку благодаря своей прохладной и приятной погоде. Легкая шерстяная и хлопчатобумажная одежда идеальна в этом сезоне.
Зима
Зимой в Кулу наблюдается сильный холод, когда температура достигает точки замерзания. С декабря по февраль в Кулу также может выпадать снег. Однако снег долго не держится на земле. В этом сезоне необходима толстая шерстяная одежда.
Муссон
Сезон дождей длится с июля по сентябрь. Во время дождей температура падает, так как в более высоких районах гор выпадет снег. Это время, когда долина выглядит довольно красиво, с деревьями, покрытыми свежевымытыми листьями. Также путешественникам рекомендуется носить с собой легкую шерстяную одежду.
История
Китайский монах-паломник Сюаньцзан посетил долину Кулу в 634 или 635 году нашей эры. Он описывает его как плодородную область, полностью окруженную горами, около 3000 ли в окружности, с столицей в 14 или 15 ли в окружности. Он содержал вершину, построенную Ашокой, чтобы отметить место, где Будда проповедовал местным жителям.
Было около двадцати буддийских монастырей, в которых проживало около 1000 монахов, большинство из которых были махаянистами.