Дом купца селиванова: Дом купца Селиванова. Адрес — Белгородская обл., г. Белгород, ул. Преображенская, д. 38. Фото, режим работы, афиша и события. Культурный регион

Дом Михаила Селиванова — МедиаРязань

Некоторые постройки нашли своё место в современной жизни и тем уберегли себя от сноса. Речь, в первую очередь, идёт о доме купца Селиванова, расположенном на Первомайском проспекте, 19, в помещении которого обосновался детский сад.

Михаил Михайлович Селиванов (1848-1900), выходец из среды рязанского купечества, был человеком, по меньшей мере, незаурядным. Покинув семейный бизнес, он дослужился до первой купеческой гильдии, в то время как отец с братьями так и остались во второй. Работоспособность и интересы предпринимателя не знали границ: он строил железные дороги, прокладывал столичный водопровод, занимался мелиорацией в Рязанской, Владимирской и Московской губерниях. Бетонно-мозаичный завод Селиванова в Троицкой слободе работал на полную катушку — состоятельные горожане вставали в очередь за его продукцией. Качество селивановского кирпича можно проверить и сегодня — из него построены здание Рязанского казённого винного склада на современной улице Павлова и мужская гимназия (нынешняя школа №7) на Астраханской улице.

Плиткой же по сей день вымощены некоторые храмы Рязани и области.

Сам же купец со своей большой семьёй обосновался в каменно-деревянном особняке на улице Московской (ныне Первомайском проспекте). Дом, от фундамента до крыши покрытый сложной резьбой, с декоративными башенками и затейливыми фасадами был далеко не самым богатым на улице — напротив возвышаются двухэтажные каменные хоромы купца Масленникова, другого известного рязанского купца и мецената. Зато семейное гнездо семьи Селивановых имело свой сад и даже оранжерею — купец вполне мог себе позволить подобную роскошь.

Не получивший системного образования, Михаил Михайлович до самого конца своей не такой уж и долгой жизни (он скоропостижно скончался в возрасте 52 лет) прилежно занимался самообразованием. По легенде, в рабочем столе предпринимателя до самой кончины хранился затёртый до дыр учебник грамматики. Нужно ли говорить, что он постарался дать трём своим дочерям лучшее по тем временам образование. Юлия, Елизавета и Зинаида блестяще окончили Рязанское епархиальное училище — лучший вуз города по меркам конца XIX – начала XX веков.

Блестящее образование получили также их братья Константин и Сергей.

Однако Селиванов был озабочен не только образованием своей семьи, но и являлся благодетелем и покровителем самой большой церковно-приходской школы Рязани. За год до смерти купца в ней грызли гранит науки около сотни учеников из простонародья. В 1900 году Михаил Михайлович скоропостижно скончался от «нервного паралича». На отпевании купца в Борисоглебском храме яблоку было некуда упасть — собралась толпа благодарных рязанцев, присутствовал даже сам губернатор. Младшему брату купца Николаю Михайловичу Селиванову повезло меньше — он пережил революцию, перенёс разгром фамильной усадьбы и был предан позору как буржуй. В нарядном доме купцов Селивановых вскоре после революции открылся первый в Рязани Народный дом, где пролетариат слушал лекции о предстоящем светлом будущем. Спустя годы здание было отдано под детский сад.

Использованные материалы:

И. Кусова «Рязанское купечество»;

И. Чернов «Владелец заводов»;

«Российское генеалогическое древо. Селиванов».

Дом Селиванова — Шаги по Белгороду — ЖЖ

В этом году одно из старейших зданий нашего города отмечает 230-летие. Не смотря на то, что про него только ленивый не писал, максимально подробно и с кучей картинок.



Здание находится на ул. Преображенской д. 38. Является памятником архитектуры федерального значения. На данный момент это самое старое гражданское здание города. Построено во 2-й половине XVIII века. Стилистика — классицизм. Поставлен под республиканскую охрану в 1960 г. В титульном списке областного управления культуры ошибочная датировка 19-м веком. К настоящему времени утрачены оригинальные интерьеры, большая часть внешнего декора, дополнен пристройками, выполнялись перепланировки. В целом современный облик, за исключением деталей, остался близок к историческому.




История

До революции дом принадлежал купеческой династии Селивановых, чьи представители и построили в городе личную усадьбу. По документам ГАКО постройка датирована 1782. В ряде публикаций фигурирует цитата: «построен по образцовому проекту 1768 года» — нужно понимать, что это касается плана городской застройки (арх. Квасов), его предписаний по планировке городских усадеб, а не индивидуального решения самого здания. До принятия плана на этом месте была окраина, неравномерно застроенная небольшими домиками, образуя улицу, пересекающую нынешний квартал по диагонали. В 1770-х после разметки и нарезки новых кварталов, участок, на котором затем расположилась усадьба, был отведён под частную застройку одноэтажными деревянными домами. Причём застройщикам предлагалась, как бы сказали сегодня, «программа господдержки» — ссуды, льготы, помощь. Для этого действия «участников ИЖС» регламентировались особыми условиями – размером зданий, этажностью, материалами. В частности для данного района допускалось строить дома не иначе как на каменном фундаменте из дерева, а при недостатке оного – обмазанные глиной. Василий Селиванов, которому предписывается возведение особняка, был достаточно обеспеченным гражданином, и от субсидий отказался, произведя работы полностью за свой счёт. О чём и свидетельствует архивная запись о строительстве «своим коштом, по выбранному фасаду».

стилизованный дизайн интерьера цокольного этажа, ниши и проёмы соответствуют исторической конструкции полуподвала

Не смотря на то, что это уже снимало с хозяина ряд ограничений, и особняк строился полностью из камня, на подвалах, значительной площади, архитектура свидетельствует о перестраховке от претензий города. Ведь ещё за десять лет до этого подобные случаи имели место: губернатор отписывался в столицу о кровле нового каменного дома Андрея Ильинского (находился на месте строительного колледжа), которая «сделана чрезвычайной высоты самовольно». Вот и в этом случае можно провести аналогии с современностью: дом Селиванова был построен рекомендуемой ширины, но в четырёх уровнях, хотя внешне выполнен с акцентом на одноэтажность. Многие нынешние застройщики оформляют свои дома как одноэтажные мансардные, хотя те при этом могут иметь по 5-6 уровней с 2-3 полноценными жилыми этажами. Мы не знаем имени архитектора этого памятника, но очень возможно, что Селиванов принимал личное участие в разработке декора здания. Долгое время это была одна из лучших усадеб, но, как и большинство частных домовладений, в исторических хрониках почти не отметилась.



Дом Селиванова стал одним из первых каменных гражданских зданий. В 1786 г. в полутора тысячах белгородских дворов таковых насчитывалось лишь десять. Уже только этот факт сам собой свидетельствует об исторической ценности. Единственный сохранившийся особняк служил главным домом усадьбы. Помимо него были хозяйственные и садовые постройки, два одноэтажных флигеля. Парк регулярной планировки занимал значительную часть квартала. Селивановы являлись крупными землевладельцами и владели также домами в Курске и других городах. Часть их сдавалась в наём, что приносило стабильный доход. Белгородское имение долгое время было жилым, во второй половине XIX в. оно принадлежало семье Александра Васильевича Селиванова. Затем с 1887 г. главный дом стал сдаваться в аренду. В течении 5 лет в нём размещалась мужская гимназия. Предположительно некоторое время здесь размещалось дворянское собрание. С 1904 г. здание занимала частная женская гимназия Федченко-Якубович. В 1915 г. усадьба была описана в городской ведомости: «Дом двухэтажный на погребах, два флигеля одноэтажные, конюшня, сарайчики каменные, амбар деревянный. Владельцы: наследники купца Александра Васильевича Селиванова». Оценен владельцами в 5000 р. По воспоминаниям старожилов, незадолго до революции имение стало развлекательным центром: прогулочный парк, ресторан и «нумера» на втором этаже. Видимо в этот период и возникло закрепившееся затем название «Сад Селиванова». Может быть, именно здесь будущий революционер и первый советский градоначальник Озембловский проводил вечера с юной гимназисткой Машей Зос. Такие заведения были в городе в большом дефиците.

Пришедший после гражданской войны в крайне запущенное состояние особняк передали железнодорожникам, которые разместили здесь филиал клуба и благоустроили сад. В начале 1924 г. закончился капитальный ремонт и железнодорожный клуб заработал в полную силу . Вскоре открылся для горожан и «Селивановский сад», с бесплатным входом и каруселями. В 30-х гг. клуб назывался «Красный железнодорожник», на парковой территории так же находились читальня, бильярдная, спортплощадка, танцплощадка, киноплощадка и прочее. В воспоминаниях художника Альберта Уголева сохранилась такая картинка: сад, патефон, скамейки, дорожки, усыпанные ракушками, деревянная танцплощадка и открытый кинотеатр, в котором в то время показывали фильм «Василиса прекрасная». А ещё радость ребятни из окрестных двориков, когда в Селивановке выпускали «феерки». Так называли в то время фейерверки.

Во время оккупации сад был полностью вырублен, но дом и флигель уцелели, а после освобождения были отданы под квартиры оставшимся без крова гражданам, в цоколе размещался продовольственный магазин. Затем особняк передали тресту «Теплоэнергомонтаж», а в начале 60-х – «Белгородэнерго» и лаборатории метрологии. За десятилетия службы энергетикам дом довольно сильно изменился внутренне, оброс пристройками, однако был сохранён для потомков, хотя в момент поступления на баланс был в аварийном состоянии.

Последних своих хозяев он встретил в 1998 г., когда перешёл в ведение областного историко-краеведческого музея. Здание было отреставрировано и 26 апреля 1999 года в «Доме Селиванова» начал работать Белгородский литературный музей. Кроме того здесь же размещается и музей энергетики, созданный прежними владельцами и спонсорами реконструкции.


Архитектура

Эксперты относят стилистику постройки к провинциальному классицизму. Этот дом – ценный пример элитной городской усадебной застройки конца XVIII в. Предположительно усадьба изачально занимала весь квартал, а впоследствии сократилась до половины его общей площади. Сегодня его самобытность ещё более подчёркнута соседством с современным конструктивистским ансамблем административно-офисного здания. Ландшафтное зонирование чётко разделяет территории, представляющие разные эпохи, что соответствует наилучшему восприятию. Главным недостатком является неаутентичность облика и интерьеров исторического здания.



Дом считается двухэтажным, но на деле имеет своеобразное разнесение уровней: цокольный этаж, первый (с залом полуторной высоты), антресольный с внутренними коридорными арками в большой зал, мансардный этаж над залом. Изначальная планировка была амфиладно-зальной. Здание п-образное с короткими крыльями по северному фасаду. Лицевая часть соответствует красной линии застройки, размеченной по плану 1768 г. Построен из красного кирпича, перекрытия деревянные (кроме цоколя). Изначальный дизайн неизвестен, однако с начала ХХ века основные наружные элементы кроме (дворовой части) сохранены. В центре главного фасада расположен портик с четырьмя колоннами и фронтоном, разомкнутым аркой. По краям фасада – ризалиты в одно окно между двух полуколонн и пластически развитым фронтоном. Верхняя часть ризалитов – ниша, обрамлённая широким рустом с замком, украшена лепным орнаментом. Кроме того небольшими верхними фронтонами и двумя ризалитами, разделёнными нишей акцентированы центры боковых стен. Цокольный этаж частично рустован, второй отделён широкой полкой, его объём выделен небольшими нишами по осям окон. Под кровлей – широкий зубчатый карниз.

По рассказам, в старинные годы дом был очень богато украшен лепниной, и даже статуями. Где могли находиться статуи неясно, но с гипсовым декором действительно раньше было куда лучше, на фотоснимках заметно, что после каждого капитального ремонта, что-то исчезало, а что-то упрощалось. Неизвестно когда, но видимо после Гражданской войны, была заложена часть окон первого этажа (на данный момент прорублены заново), увеличена высота некоторых окон второго.



В 1948 г в связи с перепланировкой помещений был несколько переделан дворовый фасад. В начале 60-х была проведена реконструкция. К этому моменту колонны, более изящные чем сейчас, утратили единую геометрию, начали разрушаться, рассыпались и массивные композитные капители, текла крыша, стали гнить перекрытия. Мало кто догадывался до недавнего времени, что под штукатуркой скрывалась полностью новодельная верхняя часть.

При реконструкции энергетики заменили всю кровельную систему, потолок, правда сделав это из того что было. Верхняя обвязка была переложена из силикатного кирпича, из него же заново сделали фронтоны, вместо железной вальцевой кровли в ход пошёл шифер, были заложены «лишние» окна цоколя, которых оставили всего два. Боковые фронтоны также потеряли окна и лучковые рельефы. Однако лепнину постарались сохранить или восстановить: оригинальные растительные орнаменты в нишах и несколько упрощённые капители благополучно продержались до следующей реставрации.

Колонны были усилены и выровнены, приобретя большую массивность и бочковость. В центре портика убрали секцию кованого ограждения. К концу 60-х к правому крылу пристроили новый корпус для лаборатории метрологии, а с восточной части – техническое помещение с трубопроводом, который продолжался по стенам дома.

К восьмидесятым в интерьерах уже почти ничего не напоминало о старине. Кафельные печи заклеены обоями, на полу и стенах – бутерброд из нескольких слоёв. Однако немного исторической лепнины ещё оставалось — карнизы и розетки, кроме того были две антикварные хрустальные люстры.



Результатом последнего ремонта стала попытка стилизовать интерьер под старину. На первый взгляд – приемлемо, присмотревшись – поражаешься тому, как порой халтурно выполнены многие вещи. Традиционно большинство сохранившихся деталей отделки были удалены и имитированы современными.

На фоне белых фризов и деревянных балясин сразу бросается в глаза обилие дешёвого пластика – странный выбор при наличии подходящих под классический дизайн аналогов.

Нынешнюю внешность здание получило в 1999 г. После полномасштабной реконструкции. Здание было «раздето» до кладки, и полностью отделано в соответствии с подготовленной научно-проектной документацией реставрации, разработанной творческим коллективом инженеров и архитекторов под руководством Л.И. Колесниковой.



Как уже отмечалось, в ходе реставрации некоторые элементы архитектуры были восстановлены (вновь прорезаны заложенные окна, демонтированы трубопроводы, кровля вновь стала железной — вальцевой, восстановлены кованые элементы ограждения портика). Но при этом «потеряли» значительную часть художественного декора, часть из которого была исторической, часть – воспроизведённой по сохранившимся образцам. Это касается орнаментов растительного типа в нишах фасадов (удалены), рустовки фронтона (изменена), отделки центрального портика, колонн, карнизов и зубцов. Кроме того были изменены профили нескольких оконных проёмов на историческом здании, дизайн пристройки, служебных проходов, технических сооружений приближен к стилю основного объёма.

Интересное оформление получило крыльцо главного входа – теперь оно выполнено в виде массивного портика с двумя широкими ионическими колоннами.

Интересные факты

В усадьбе был свой небольшой «подземный ход». Подвальное помещение особняка соединялось переходом с винным погребом, находившимся в стороне. Эта связь была утеряна уже в ХХ в. вследствие обрушения.

В ходе последней реставрации колонны фасада были оформлены капителями коринфского ордера. Большими и выразительными. На фоне утраты части лепнины они значительно украсили здание, и были близки историческому варианту. Однако через несколько лет капители демонтировали, и сейчас дом Селиванова выглядит простовато, без особых изысков, хотя всегда считался одним из самых роскошных и богато украшенных особняков города.

29 сентября 2007 г. в Белгородском литературном музее открылся фестиваль «Дом, где согреваются сердца», посвящённый 225-летию памятника архитектуры. Таким торжественным мероприятием была отмечена предыдущая юбилейная дата. В этот день коллекция музея, посвященная непосредственно истории здания пополнилась ценными экспонатами: серебряное обручальное кольцо одного из Селивановых, медаль за усердие, которой был награждён за свои добрые дела другой представитель фамилии, часы, остатки фамильного серебра, кружевной платочек и даже пудреница с остатками пудры, начала XX века. А среди гостей были и потомки старинного купеческого рода.

История рода Селивановых

Дом одного из богатейших горожан Ростова начала ХХ века. Павла Александровича Селиванова, расположенный в начале Окружной улицы (№5), принадлежит к лучшим образцам стиля модерн в городе. Этот дом принадлежит к одной из старейших гражданских построек города. На самом деле первый регулярный план Ростова был утвержден Екатериной II в 1779 г. Этот дом уже существовал. Таким образом, здание следует датировать временем между 1779 г.а с 1787 года владел этим домом титулярный советник Прокофий Ларионов.

 

Первое краткое описание дома встречается в документе 1836 года. Тогда дом принадлежал мещанину Ивану Петровичу Петрову. В этом источнике рассматриваемое здание описывается следующим образом: «каменный одноэтажный дом с деревянным мезонином, флигелем и прочими хозяйственными постройками и землей». В 1864-1895 годах дом несколько раз переходил от одного владельца к другому. Наконец, в 1891 году дом приобретает купец Александр Петрович Селиванов.

 

В январе 1895 г. А. П. Селиванов обращается в Ростовскую городскую Думу со следующим заявлением: «…покорнейше прошу у Городской управы памятную надстройку и камень. позвольте мне Приложение. Разрешение последовало незамедлительно, и, очевидно, в том же 1895 году указанное строительство было осуществлено. В планировочном листе 1895 г. рассматриваемое здание значится как «нижний дом каменный, верхний деревянный». Фасад нижнего каменного этажа, лишенный архитектурных украшений, был прорезан восемью оконными проемами со слегка закругленными перемычками. Главным украшением второго деревянного этажа были богатые резные оконные рамы, очень характерные для того времени.

 

После смерти А. П. Селиванова, последовавшей в 1901 году, дом перешел к его сыну Павлу Александровичу Селиванову. Судя по «расходной налоговой ведомости», в 1909 году селивановская изба уже описана: полукаменный 2-х этажный дом с каменными 3-х этажными пристройками и землей». Поэтому именно в 1909 году дом был перестроен в стиле модерн, приобретя облик, в основных чертах дошедший до нашего времени.

 

В 1912 году дом перешел в собственность наследников П. А. Селиванова, которые оставались его владельцами до революции 1917 и даже до начала 1920-х гг. Дом Селивановых был муниципальным в 1921 году. В советское время здание утратило свое первоначальное, богатое убранство интерьеров, большие комнаты второго этажа были разделены на ряд небольших коммунальных квартир. Роскошные витражи, изразцовые камины, дверные ручки и т. д., частично сохранившиеся до 1970-х и 1980-х годов, погибли. Однако внешний облик здания по-прежнему сохраняет основные черты, приданные ему в 1909 году.

 

В Ростове, как и в каждом русском городе, была своя элита. К началу XX века на первое место выдвинули Мы – Промышленников, дельцов и тогдашних зажиточных ростовчан; их предки жили в Ростовской земле от сред. XVIII век.

 

Основоположником Рода Селивановых является «Федор Петров сын Селиванова» (1705 г.р.), наименованный в Переписной книге 2-й ревизии. Все, что мы знаем о предках Петра Федоровича Селиванова (1804-1877), родившегося в Ростове 200 лет назад. Отец его был небогат: по семейному преданию, П. Ф. в детстве торговал с подноса пирогами и путем строжайшей экономии сумел открыть собственную лавку. В делах преуспел – вступил во 2-ю гильдию ростовских купцов; заслужив уважение сограждан, за 9лет он был ремесленником и в этой должности, очевидно, много сделал для развития различных ремесел в городе. Не случайно Ростовское кустарное общество «построило» портрет Петра Федоровича на средства ремесленников. Этот портрет некоторое время хранился у его потомков и исчез при советской власти.

 

Единственный сын П. Ф. Александра Петровича (1832-1904), купец 1-й гильдии, унаследовал не только капитал отца, но и его предприимчивость, деловую хватку и успех. Он расширил основанный его отцом в 1862-64 гг. патоки, запустил паровой циклорный завод, а в 1884 году объединил свои предприятия под знаком компании «Торговый дом А. П. Селиванова сыновей». У него было четверо сыновей: Пол (1855-191912), Петр, Иван (1856-1905), Сергей (1858-1916).

 

После смерти отца главой компании стал Павел Александрович. (Подробности на 1909 г.) Семейная фирма расширилась: появились 4 картофелефабрики, конезавод, была открыта торговля зеленым горошком, сухим картофелем, хлебными изделиями. Основной капитал общества на тот момент составлял 800 000 рублей. И Александр Петрович, и Павел Александрович занимались активной общественной деятельностью. Его отец избирался гласным Ростовской городской Думы, был председателем Совета Куприяновского приюта, членом Ростовского уездного торгового налогового присутствия; пожертвовал средства на восстановление Ростовского Кремля и Музея церковных древностей; в 1900 г. он был возведен «в сословие потомственных почетных граждан».

 

Сын также избирался депутатом Ростовской Думы, был председателем правления Куприяновского приюта; был директором Ростовского тюремного ведомства и начальником Ростовской тюремной церкви, почетным членом благотворительного Ярославского Екатерининского приюта, членом Комитета управления городского водопровода.

 

За заслуги перед городом награжден Большой серебряной медалью и Большой золотой медалью для ношения на ленте Станиславского, Знаком и Серебряной медалью Красного Креста в память о Русско-Японской войне…

 

П. А. Селиванов до Октябрьской революции не дожил, но его семье пришлось испытать и вынести всю тяжесть последовавших за этим перемен. В 1919 г. были национализированы их предприятия, конфисковано имущество, в 1921 г. – муниципализирован шикарный дом (совр. районная ул., 5).

 

Жена Павла Александровича, Вера Даниловна (урожд. Шишкина, 1867-1943), прожила жизнь в Москве, причем – с горничной. Можно предположить, что средства к жизни ей давали дети: Екатерина (1889 г.-1972, вышла замуж за Дударева), Веру (1906-1978, Кардилина), Евдокию (1896-1960, Малахов), Любовь, Марию и Александра, тоже переехали в Москву.

 

Более полную семейную историю можно найти в нашем отеле.

 

Реферат подготовлен по материалам Селивановой В.А.
Автор: Крестьянинова Е.В.
Опубликовано: «Ростовская старина», № 117, 28 сентября 2004 г.,
«Ростовская старина», № 119, 1 февраля 2005 г.

Дом Селиванова описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Ростов Великий

Путешествие Статьи » Путешествия » Дом Селиванова описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Ростов Великий

Дом Селиванова описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Ростов Великий. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Дом Селиванова — настоящее украшение города Ростова.

Находится в начале Окружной улицы. Нынешнее здание было построено в 1909 в стиле модерн по проекту архитектора П.А. Трубникова для ростовского промышленника и купца 1-й гильдии Селиванова Павла Александровича. Этот дом вполне мог бы конкурировать по своему архитектурному решению с любым столичным особняком, поэтому на улицах Ростова он выглядит как дворец.

Судя по архивным документам, у этого дома долгая и сложная история. На месте, где был построен нынешний дом Селиванова, на плане 1787 г. изображен каменный дом, являвшийся одной из старейших гражданских построек в городе. Первый регулярный план города был утвержден в 1779 г.императрицей Екатериной II, а через восемь лет указанный дом уже стоял. Здание было построено, скорее всего, в 1780-х годах. В конце 18 века этим домом владел титулярный советник Прокофий Ларионов.

Первое описание этого дома встречается в 1836 году. В то время дом принадлежал мещанину Ивану Петровичу. Это здание описывалось как одноэтажный каменный дом с деревянным мезонином и флигелем, а также различными хозяйственными постройками и земельным участком.

В период 1864-1895 годов дом не раз переходил от владельца к владельцу. В 1876 году дом перешел к Прасковье Петровой (вдове И. П. Петрова). В 1877 г. он принадлежал дочери И.П. Петрова, Мария Петрова. В 1880 году дом принадлежал А.И. Серебряков. В 1884 году дом возвращен М.И. Петрова. И только в 1891 году дом приобрел купец Александр Петрович Селиванов.

В январе 1895 года новый владелец обратился в Ростовскую думу за разрешением на строительство, которое ему и дали. Судя по сохранившемуся чертежу, дом был прямоугольным в плане. Лицевой фасад каменного нижнего этажа, лишенный какого-либо архитектурного декора, прорезан восемью оконными проемами с закругленными перемычками. Главным украшением деревянного второго этажа были резные оконные рамы, характерные для деревянного зодчества того времени.

После смерти А.П. Селиванова в 1901 году дом перешел к его сыну Павлу Александровичу Селиванову. Дом простоял без изменений до начала 20 века. Коренная реконструкция дома была проведена в 1909 году. В таком виде он дошел до нашего времени. В 1912 году дом перешел в собственность наследников Павла Александровича, которые владели им до начала 1920-х годов.

В 1921 году дом Селиванова был передан в муниципальную собственность. В советское время здание утратило первоначальную роскошную внутреннюю отделку, просторные помещения второго этажа были разделены на несколько коммунальных квартир. Утеряны роскошные витражи, дверные ручки, изразцовые камины и другие предметы. Но внешний вид здания сохранил основные черты, которые оно имело на момент постройки в 1909.

Сохранившийся до нашего времени дом Селиванова состоит из 4-х основных частей, которые были построены в разное время. Среднее одноэтажное здание было построено в 1780-х годах, а надстроенный над ним этаж — в 1895 году. В 1909 году к зданию были пристроены два высоких объема с севера и юга. Одно крыло дома трехэтажное, другое двухэтажное. Старые части здания получили новую отделку.

Каждый фасад здания имеет свой неповторимый декор, крышу украшают изящные шпили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта