Экскурсия по дому-музею Питера Пауля Рубенса в Антверпене
В рубрике «Экскурсия для чтения» журнал об искусстве Точка ART приглашает читателей в Антверпен, на экскурсию по дому-музею прославленного фламандского живописца Питера Пауля Рубенса.
О потрясающей атмосфере дома, где жил и работал художник, о многогранном творческом мире мастера, гений которого определил развитие мировой живописи на столетия вперед, рассказывает Бен ван Бенеден, директор Дома-музея Рубенса в Антверпене.
Питер Пауль Рубенс — фламандский художник эпохи барокко и один из самых великих художников XVI — XVII веков — был многожанровым художником. Мифологические и религиозные сюжеты, пейзажи, портреты, эскизы для гобеленов, скульптуры — результат его огромного разностороннего таланта. Питер Пауль Рубенс известен во всем мире благодаря своему творчеству, но это лишь малая часть его деятельности. По сути он также был хорошим дипломатом, архитектором, бизнесменом, полиглотом и антикваром-коллекционером — все эти навыки оказали на него положительное влияние как художника.
Очевидно, что семье Рубенса была присуща страсть к путешествиям. Рубенс родился в Зигене, но уже через год его семья переехала в Кельн. Мать Рубенса вернулась в Антверпен со своими двумя детьми в 1590 году после смерти мужа. В это время Рубенс делал свои первые шаги в живописи. Его учителями были такие художники, как Тобиас Верхахт, Адам ван Ноорт и Отто ван Веен.
Многие из его лучших работ все еще можно увидеть там, где они находились первоначально. Например, посетители Собора Богоматери в Антверпене могут увидеть четыре произведения Рубенса, включая «Вознесение Девы Марии» и «Воздвижение Креста». Его шедевры находятся также в экспозиции Церкви св. Антония, Церкви св. Павла и музее Плантена-Моретуса. Но ближе узнать различные аспекты жизни этой многоплановой фигуры, стоит обязательно посетить дом-музей Рубенса. Это тот самый дом, в котором Рубенс прожил много лет и где находилась его мастерская.
Дом
Дом Рубенса был и семейной обителью, и мастерской, и парадным дворцом для приема гостей. В обширной мастерской трудились помощники Рубенса. Гости любовались коллекцией искусства и внутренним двориком с портиком и садом, созданным Рубенсом по тогдашней итальянской моде.
Триумфальная арка, соединяющая внутренний двор дома с садом © The House of RubensНачать лучше всего со внутреннего двора дома. Когда Рубенс вернулся из Италии в 1608 году, он женился на девушке из Антверпена Изабелле Брант, и спустя два года молодая пара купила дом и землю рядом с главной торговой улицей Антверпена — Мейр. Спустя еще два года Рубенс начал перестраивать дом, заодно значительно увеличив его площадь, вдохновляясь, конечно, Италией.
Внутренний двор сообщается с садом, и в него ведет знаменитый вход, по архитектуре напоминающий римскую триумфальную арку. При этом некоторые детали указывают на архитектуру позднего итальянского Возрождения, например, центральная арка портика. Создавая ее, Рубенс вдохновлялся не кем иным, как Микеланджело. Арка не круглая, у нее скошены углы, и такую форму изобрел именно Микеланджело.
В верхней части архитектурной композиции можно видеть двух олимпийских богов — бога Меркурия и богиню Минерву. Рубенс, поместив богов над аркой перед входом в сад, как бы говорит посетителям: «Мой дом посвящен искусству, мудрости и знаниям. И вместе они приведут вас к добродетели». Которую олицетворяет другой бог, точнее, полубог — Геркулес. В XVII веке Геркулес был абсолютным воплощением добродетели.
Это, если вкратце, и есть квинтэссенция философии и художественного видения Питера Пауля Рубенса, который был не просто блестящим, но и просвещенным художником, художником-гуманистом. Он в некотором роде наблюдал за искусством прошлого, чтобы творить искусство будущего.
Все скульптуры в саду — оригиналы, они были созданы самим Рубенсом, и спустя 400 лет все еще стоят на своих местах.
Остальная часть дома в той или иной степени реконструирована. К примеру, фасад художественной студии Рубенса, его знаменитой мастерской. В XVII веке этот фасад был декорирован Рубенсом в технике обманки, это живописная иллюзия, которая выглядит как скульптура. Изображения, к сожалению, до наших дней не сохранились, но то, что можно увидеть сейчас, максимально приближено к оригиналу. Иконография, смысл, идеи переданы верно, но в XVII веке на месте скульптуры была именно живопись.
Гостиная
Первый зал музея — гостиная в старом доме Рубенса. Посетителей встречают две гравюры, выполненные на бумаге, это самые старые изображения дома.
Гравюры XVI века © The House of RubensОни показывают, как выглядел или как мог выглядеть дом во времена Рубенса. Именно эти гравюры стали основой для воссоздания обстановки дома в ХХ веке.
Столовая
Следующая комната — столовая, ее стены украшают портреты и натюрморты. К примеру, картина самого Франса Снейдерса, который считался самым искусным, важным и талантливым мастером натюрморта XVII века. Снейдерс был другом Рубенса, и известно, что художники работали вместе над несколькими полотнами, для которых Снейдерс писал цветы, фрукты, овощи и другие декоративные элементы, а Рубенс писал фигуры. Мы знаем, что Рубенс был почитателем таланта Снейдерса, и владел некоторыми его картинами.
Frans Snijders «Still life with game and fruit on a table» © Michel Wuyts en Louis De Peuter Collection Antwerpen City, The House of RubensСоседний с натюрмортом Снейдерса портрет взят в долгосрочную аренду из частной коллекции, это незаконченный портрет молодой дамы — красивой молодой женщины с цепочкой в руке. Мы не знаем ее имени, известно только, что портрет написан в Италии, примерно в 1605-1606 годах, когда Рубенс жил и работал там. О том, что картина не закончена, видно по ее краям. К тому же, платье женщины написано как эскиз, быстрым наброском. Это по-настоящему виртуозная картина, в том смысле, что она написана с минимумом выразительных средств, очень быстро, возможно даже за один день. Может быть, это была подготовительная работа, или Рубенс не сумел закончить ее по какой-то причине. И тем не менее, это очень сильный портрет.
Еще одна картина в этом зале заслуживает особого внимания. Это портрет Елены Фоурмант, второй жены художника. Рубенс женился на Елене спустя четыре года после смерти его первой жены, Изабеллы Брант, погибшей от инфекционного заболевания в довольно раннем возрасте.
Peter Paul Rubens Portrait of Hélène Fourment © The House of RubensРубенс женился на Елене, которая, как и Изабелла, была уроженкой Антверпена, и также была много младше Рубенса. Портрет в доме художника — это уменьшенная копия портрета в полный рост, который сейчас находится в Мюнхене. Этот портрет, вероятно, был написан по случаю свадьбы Елены и Рубенса. Картина была создана в мастерской художника, поэтому можно предположить, что платье и драгоценности Елены были выполнены учениками художника, а лицо написал сам мастер.
Елена Фурман сыграла очень важную роль в жизни Рубенса. Когда он женился на этой женщине, ему было уже 53 года, но можно сказать, что она подарила мужу вторую молодость. Елена стала его музой, ведь с того момента, как они поженились, она в разных обличьях появляется на многих картинах художника. Например, в образе Венеры, богини любви или в качестве одной из прекрасных женщин на аллегориях любви. Поэтому можно с уверенностью сказать, что она оказала большое влияние на его жизнь и творчество.
Картинная галерея
Следующий зал дома — картинная галерея и название говорит само за себя. Это место, где хранятся и выставляются произведения искусства. Во времена Рубенса у каждого уважающего себя гражданина, в особенности у состоятельных людей, в доме было такое помещение. Рубенс не был исключением, разве что в его случае абсолютно весь его дом был полон произведений искусства. Но некоторые произведения в его картинной галерее заслуживают особого внимания. Одно из них — небольшая статуэтка: Адам и Ева, вырезанные из бивня слона. Стоит обратить на нее внимание не только потому, что это красивый и изысканный предмет, но также и потому, что ее «дизайн» создал сам Рубенс. В его мастерской работали выдающиеся скульпторы и резчики, которые создавали предметы из слоновой кости по эскизам мастера.
Adam en Eva Petel, Georg (beeldhouwer), Collection Antwerpen City © The House of RubensМало кто знает, что Рубенс обладал множеством талантов. Он был уникальным художником, создавал эскизы для гобеленов, для титульных страниц и иллюстраций в книгах, а также для скульптур, небольших статуэток и изделий из серебра.
Адам и Ева — великолепное произведение из слоновой кости, выполненное Георгом Петелем, немецким скульптором, который работал в мастерской Рубенса в 1620-х годах.
Центральная картина в галерее дома Рубенса — еще один натюрморт, написанный Адрианом ван Утрехтом, одним из самых популярных мастеров жанра Антверпена. Натюрморт очень спокойный, очень простой, все, что мы видим на нем — это аппетитные овощи. Но эта картина оживает благодаря своему особому освещению. В ней есть определенная динамика, что очень необычно для натюрмортов. Как будто тут есть драма, «овощная» драма, которая разворачивается на этой картине.
Still life by Adrian van Utrecht © The House of RubensОсобое внимание стоит уделить свету, который падает на капусту, и все ее замысловатые детали. В некотором смысле это можно расценить, как дань уважения природе, но и, конечно, это очень живописная картина. Это радость, выраженная в краске.
Пантеон
Картинная галерея находится в старой части дома, которую Рубенс не перестраивал. За исключением одного помещения, которое спроектировал сам мастер — так называемого пантеона. Это был музей скульптур. Именно в ней Рубенс разместил свою роскошную коллекцию античных мраморных скульптур. Здесь есть и архитектурная изюминка — купол, который пропускает свет через окулюс — круглое отверстие в центре.
Buste van Seneca, Collection Antwerpen City. The House of Rubens © Michel Wuyts en Louis De PeuterЗдесь также есть предмет старины, на который хочется обратить особое внимание. Это бюст в центре, который мы сейчас называем «Псевдо-Сенека». Все думали, как и Рубенс, что это портрет философа-стоика Сенеки. Для Рубенса и его друзей, Сенека и его стоическая философия была своего рода жизненным ориентиром, примером образа мысли и душевного спокойствия. Нужно быть уравновешенным, держать свои эмоции под контролем, быть разумным.
Стены галереи украшают императорские портреты, и недавно профессор Кун Йонкхере предположил, что все они, а их, по-видимому, было двенадцать, Рубенс написал, чтобы украсить свой собственный дом. Скорее всего, они висели в музее скульптур, в пантеоне. Приглядевшись, можно увидеть, что все они написаны наспех, в общих чертах, и выглядят незаконченными. Это еще один аргумент в пользу того, что картины эти были созданы для личных целей.
Peter Paul Rubens, Selfportrait. House of Rubens Antwerpen, taken 12 april 2018, after restoration KIK-IRPA © KIK-IRPA BrusselСледующая часть дома хранит один из автопортретов Рубенса, которых не так много. Рубенс был великим портретистом, но само он портреты не любил. В XVI и XVII веках портретное искусство считалось низшим, непрестижным жанром. Каждый мог писать портреты, потому что считалось, что это всего лишь изобразить то, что видишь перед собой. Рубенсу это было не интересно, это не требовало особой изобретательности.
Что особенно примечательно, Рубенс написал несколько — совсем немного! — автопортретов, и один из них, написанный не позднее 1630 года, висит в его доме. Это погрудный портрет, и он тоже выглядит незаконченным. Прорисовано только лицо, все остальное выглядит, как набросок. И это подсказывает нам, что портрет был написан для личных целей. Скорее всего, он видел в доме, но также использовался как модель для групповых портретов Рубенса в компании других людей. Мы знаем два или три портрета, на которых Рубенс изображен именно в этой позе.
Этот портрет был отреставрирован совсем недавно. Он, безусловно, символ дома-музей и всего Антверпена. Во время реставрации было удалено более восьми верхних слоев краски, а также несколько слоев пожелтевшего лака, и теперь можно увидеть портрет именно таким, каким он выглядел в XVII веке. Мы практически проникли под кожу Рубенса.
Interior of the Antwerp Jesuit church by Wilhelm Schubert van Ehrenberg, Collection Antwerpen City © The House of RubensЕще одна очень интересная картина написана немецким художником Вильгельмом Шубертом ван Эренбергом. Работа очень несвойственна этому художнику, поскольку на ней изображен интерьер церкви иезуитов в Антверпене. Примечательно, что интерьер церкви полностью декорирован мрамором, и сама картина, что важно, тоже написана на мраморе. Не на холсте или на дереве, а на камне, и она невероятно тяжелая.
Церковь примечательна еще по одной причине: Рубенс принимал непосредственное участие в ее оформлении, как картинами, так и скульптурами.
Апофеоз экскурсии по дому Рубенса — комната, которая служила художнику студией. Здесь кипела жизнь: помощники готовили панели, ученики смешивали краски и пигменты. Ассистенты работали над несколькими полотнами одновременно, и в центре всего этого был Рубенс. Как режиссер действа, он давал указания, исправлял, когда было необходимо, вносил последние штрихи. Так что это было не тихая комната, а небольшое производство.
Antoon van Dyck Selfportrait. House of Rubens Antwerpen © The House of RubensИз всех картин, хранящихся в мастерской, начать нужно с небольшого портрета, у которого есть своя интересная история. Это портрет молодого Антониса Ван Дейка, который, как известно, был самым главным помощником Рубенса. Предположительно, портрет был написан как раз в том время, когда Ван Дейк появился в мастерской Рубенса. Считается, что портрет написан не Рубенсом, а сами Ван Дейком. С очень большой долей вероятности можно сказать, что перед нами — автопортрет Ван Дейка.
Таким образом, одна из гипотез, что молодой Ван Дейк, поступив в мастерскую Рубенса, написал автопортрет в стиле мастера, чтобы показать, что может творить как сам мастер.
На картине мы видим мальчика 16-17 лет, очень самоуверенного, который разглядывает себя в зеркале, предвкушая блестящее будущее.
Еще один главный экспонат музея, батальная сцена, эпизод из жизни Генриха IV, короля Франции и мужа Марии Медичи. Собственно, картина и была заказана Марией Медичи, чтобы восславить жизнь покойного мужа. Но полотно осталось незавершенным, и причина очень проста: в определенный момент истории Мария Медичи утратила свою власть, и важный заказ был заброшен. Картина еще находилась в мастерской художника, когда Мария Медичи оказалась не у дел. Поэтому Рубенс просто прекратил работу над заказом.
Henry IV at the Battle of Ivry by Peter Paul Rubens © Michel Wuyts en Louis De Peuter. Collection Antwerpen City, The House of RubensОстался масштабный макет картины, по которому виден настоящий труд художника. Разглядывая полотно, хорошо видно, как именно Рубенс работает на холсте. Можно наблюдать за движением кисти, кажется, можно даже услышать дыхание художника. Это как будто картина в движении, а не картина, изображающая движение.
Вглядевшись внимательно, можно заметить, что ее писали две разные руки, а также, что верхняя часть картины закончена, чего не скажешь про сцены, расположенные ниже.
Верхняя часть была нарисована неким Питером Снайерсом, брюссельским художником, который был мастером пейзажей и батальных сцен. В этом была его сильная сторона, и Рубенс с его помощью заполнил верхнюю часть картины.
Картина немало говорит о том, как Рубенс выстраивал композицию. Вдобавок видно, как он рискует, изображая всех персонажей в достаточно сложных позах. И это довольно типично, разнообразие сложных поз можно увидеть во многих других картинах Рубенса. В этом истинный Рубенс, в высшем своем проявлении.
Еще одна интереснейшая картина отбрасывает зрителей назад во времени, в период раннего творчества Рубенса. Считается, что это одно из немногих сохранившихся полотен, которые Рубенс написал до поездки в Италию.
Adam and Eve by Rubens. The house of Rubens Antwerpen © Michel Wuyts en Louis De PeuterНа картине изображены Адам и Ева в раю. Композиция взята с гравюры Маркантонио Раймонди, знаменитого гравера, который работал вместе с Рафаэлем. Не все специалисты уверены, что это Рубенс, есть предположение, что картина кисти Отто ван Веена, последнего учителя Рубенса. Научного подтверждения этому нет, но есть веские аргументы в пользу Рубенса. Эта работа слишком хороша, чтобы принадлежать ван Веену, но ее еще будут подробно изучать, технологическая экспертиза позволить точно узнать, кто ее написал.
Очередной экспонат музея — картина, написанная не Рубенсом, а Ван Дейком, когда ему было 18 или 19 лет. Это изображение апостола Матфея, но в то же время ее можно рассматривать как эскиз головы человека. Голова, которая могла быть использована и использовалась для персонажа заднего плана — своего рода актера массовки на больших полотнах. Подобный метод написания эскизов головы и замечательных этюдом Рубенс, несомненно, подчерпнул в Италии. Мы видим, что похожий человек появляется на некоторых ранних картинах Ван Дейка на заднем плане. Эта картина написана в другом стиле, нежели автопортрет Ван Дейка, который находится в соседнем зале музея. Она написана более свободно, стиль демонстрирует потрясающую самоуверенность, неслыханную для 19-летнего юноши. И видно, как художник наноси влажную краску, почти одним мазком, как бы обозначая белую рубашку под плащом молодого человека.
Matthew the Apostle by Van DyckНесмотря на довольно тривиальный сюжет, и отсутствие богатой цветовой гаммы — картина почти монохромная — ее сила и энергия поразительна.
Дом-музея Рубенса находится по адресу: Антверпен, Wapper, 9-11, 2000. В настоящее время, после длительного карантина, музей вновь открыт для посетителей, со вторника по субботу с 10:00 до 17:00
Журнал об искусстве Точка ART благодарит Офис по туризму Фландрии VISITFLANDERS и онлайн-проект «STAY AT HOME MUSEUM» за помощь в подготовке экскурсии.
Также на сайте журнала вы можете совершить виртуальные экскурсии по выставкам:
От Дюрера до Матисса: гид по выставке
Александринский театр: экскурсия по Музею русской драмы
«Романтика и усердие. Современное искусство Южной Кореи»: гид по выставке в Эрмитаже
«Ван Эйк. Оптическая революция»: гид по выставке в Генте
«Студия 44. Анфилада»: гид по выставке в Главном штабе
«Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России»: гид по выставке
«100 фотографий» Анатолия Болдина в РОСФОТОИскусство Ирана в Музее Востока
«EXIT» Игоря Новикова в ММОМА
Пасхальные яйца Карла Фаберже: шедевры коллекции из Музея Фаберже
Теги: Antwerp The House of Rubens Дом-музей Рубенса
Антверпен Дом Рубенса | Бельгия на тарелочке
С середины XVIII века дом стал окружаться пристройками и был сильно переделан во вкусе новых хозяев. После реставрации он приобрел прежний вид, восстановленный детально точно по старинным гравюрам и картинам с его изображением.
Только портик и павильон в саду сохранились прекрасно и нуждались лишь в самой минимальной реставрации. Оба неоднократно были воспроизведены Рубенсом в его картинах. Замечательный портик производит величественное впечатление. Он завершает обрамление двора и служит торжественным входом в сад. Если смотреть с центра двора стоя на средней оси, то виден садовый павильон с его полукруглой аркой, который целиком вписывается в средний пролет портика. Таким образом Рубенс создает ясный архитектурный ритм, который объединяет и организует пространство сада и внутреннего двора. Ритм полукруглых арок продолжен во втором этаже здания его мастерской.
Принцип активной организации внешнего пространства архитектурными формами был одним из главных в архитектуре стиля барокко.
Второй же принцип — понимание архитектурной формы как упругой, динамической, почти скульптурной массы можно наблюдать в пластическом богатстве форм портика, в его сложно профилированном и раскрепованном карнизе, консолях, гирляндах, нишах, балюстраде, рельефах. Сложная комбинация выступающих и углубленных частей дает игру света и теней, вызывает ощущение жизни и напряжения архитектурного массива. Портик увенчивают статуи Меркурия и Минервы.
Над замковым камнем боковых арок высечены две надписи, текст которых принадлежит древнеримскому поэту Ювеналу (умер в 138 г. н. э.). Слева можно прочесть: «Предоставим богам решать, что нам необходимо и полезно, ибо они любят человека больше, чем он сам себя». Справа: «Помолимся за здоровый дух в здоровом теле, за мужественную душу, свободную от страха смерти, гнева и суетных желаний». В этих строках Ювенала Рубенс утверждает свое кредо: преклонение перед античным гуманизмом и философией стоицизма.
Бюст Сенеки, главного представителя римского стоицизма, поставлен над входом в мастерскую, наряду с Платоном, Сократом и Марком Аврелием.
Интерьер и коллекция музея
К сожалению, в музее почти нет вещей и мебели, принадлежавших Рубенсу. Но с удивительным тактом и вкусом восстановлена атмосфера богатого патрицианского дома XVII столетия.
В прихожей висят увеличенные фотографии гравюр X. Харревейна, выполненные в 1684 и 1692 годах с видом дома Рубенса и его мастерской, которые помогли его реставрации.
Над камином — «Сретение» Я. Иорданса и «Поклонение волхвов» Адама ван Ноорта, антверпенского живописца, учителя Рубенса и Иорданса.
Минуя кухню и буфетную, мы оказываемся в столовой, где собиралась по вечерам семья художника. Его племянник Филипп Рубенс рассказывал французскому историку искусства Роже де Пилю: «Так как он больше всего любил свою работу, то построил свою жизнь так, чтобы она была удобной и не причиняла вреда его здоровью. Он работал до пяти часов вечера, потом ездил верхом за городом или по городскому валу или искал средство развлечься другим способом. Когда он возвращался после прогулки, обычно он заставал нескольких друзей, с которыми делил вечернюю трапезу. Но он питал глубокое отвращение к злоупотреблению вином, чревоугодию и игре».
Стены столовой украшены картинами его друзей, художников Д. Сегерса и Ф. Сней-дерса. На шкафу стоит кувшин с датой «1593 год», по старому преданию будто бы принадлежавший хозяину дома.
Пожалуй, самое интересное место в музее — это кабинет с небольшой ротондой, где когда-то размещались его художественные коллекции. Рубенс был страстным коллекционером. В его собрании находились драгоценные полотна Тициана, Рафаэля, Яна ван Эйка, Питера Брейгеля Мужицкого, Гуго ван дер Гуса и многих других-художников, его учеников и современников, около трехсот картин согласно инвентарному описанию, составленному после его смерти. Кроме того, коллекцию украшали многочисленные произведения античной и современной ему скульптуры, монеты, медали, камеи, драгоценные камни, изваяния из слоновой кости, рукописи и книги.
Античную коллекцию скульптуры он хранил в «ротонде». В кабинете находится вырезанная из слоновой кости Йоргом Петелем по рисунку самого Рубенса в 1627 году скульптурная группа «Адам и Ева». На столе можно видеть альбом гравюр с фасадами и планами генуэзских дворцов и церквей, который был составлен Рубенсом и издан в Антверпене в 1622 году.
На втором этаже расположены жилые комнаты. Наиболее интересный экспонат в одной из них—деканский стул Рубенса в антверпенской гильдии св. Луки, с надписью золотыми буквами, вытесненными на коже на обратной стороне: «Петер-Пауль Рубенс, 1633 г.».
Небольшая галерея соединяет жилые комнаты с мастерской, высота которой занимает два этажа. Большие окна на уровне второго этажа заливают светом все помещения. Напротив входной двери пробита узкая, высокая, до потолка, дверь, через которую выносили готовые большие полотна. В углу — сохранившийся с тех времен камин из черного мрамора. На стенах висят картины. Две из них принадлежат кисти Рубенса — «Благовещение», долгое время украшавшее домовую церковь герцогов Леганьес в Мадриде, и «Мавританский царь», а также работы его учителя Отто ван Веена и сотрудников по мастерской Корнелиса де Boca и Яна Вильденса.
«Мавританский царь»— одна из трех картин, изображающих волхвов, которые Рубенс написал для семьи знаменитых антверпенских издателей Моретус, с которой был в большой дружбе. По традиции мужские представители этого семейства носили имена волхвов — Бальтазара, Каспара и Мельхиора. Изображения двух других царей находятся в частной американской коллекции. Эта же является даром коллекционера и знатока Рубенса господина Г. Дюльера.
Экскурсия по Дому-музею Питера Пауля Рубенса
Музей находится на пути обзорной экскурсии.
Вы так же можете заказать отдельную экскурсию в музее, как дополнительную опцию.
Заказ экскурсии в Антверпене
Мастерская Рубенса
Мастерская небольшая, если вспомнить, что из нее вышло около трех тысяч картин, но просторная и удобная, наверху находится помещение для учеников, а внизу, около ателье, — комната для приема гостей, обитая удивительной красоты красно-коричневой кожей с тисненным по ней золотым орнаментом.
Сад с павильоном были воспроизведены мастером на картине 1631 года «Прогулка» из Мюнхенской Старой Пинакотеки. Павильон задуман как маленький античный храм. В нише портика стоит статуя Геркулеса по рисунку Рубенса, возможно, работы Лукаса Фейдербе, известного фламандского скульптора той эпохи. Справа от Геркулеса — статуя Вакха с гроздью винограда в руке. Слева когда-то находилась статуя Цереры, теперь она заменена статуей Венеры работы Вилли Крайца. В саду еще можно видеть стену, отделяющую владение Рубенса от территории Корпорации аркебузьеров, по заказу которой он создал свой шедевр «Снятие со креста», поныне составляющий гордость антверпенского собора Богоматери, а также надгробные плиты с могил его брата Филиппа Рубенса и сына последнего, перенесенные сюда из разрушенной в 1830 году церкви аббатства св. Михаила.
Все в этом жилище великого художника доныне свидетельствует о его разумной манере жить, о высоком художественном вкусе, о незаурядности его личности.
Благодаря активным международным связям антверпенская школа оказывается втянутой в атмосферу тенденций и проблематики других художественных школ Европы, в особенности же итальянской, которая оказывает на нее существенное влияние. Но серьезные политические события прерывают блистательный расцвет города.
В 1585 году он был захвачен испанскими войсками под предводительством Александра Фарнезе, устье Шельды оказалось в руках голландцев. Разоренный войной и отрезанный от моря, Антверпен, в начале XVII столетия, по словам современника Рубенса, представлял собой «большой город и большую пустыню».
Мюнстерский мир 1648 года закрепил для него отъединение от моря до 20 апреля 1796 года, когда после завоевания Бельгии и Голландии Французской республикой первый морской корабль вошел в его порт. После Ватерлоо Бельгия оказалась в составе Голландского королевства и Шельда снова была закрыта для Антверпена.
Полное освобождение порта произошло в 1863 году. С тех пор он снова стал международным торговым и транспортным узлом.
Wapper 9-11, 2000 Antwerpen
Музейные коллекции Антверпена
Приближаясь к городу, можно видеть, как высоко над городом подымается 123-метровая готическая башня собора, который строился с XIV по XVII век. В его коллекции четыре картины Рубенса
Собор Богоматери
Один из распространеннейших типов музея в Бельгии — частная коллекция, ставшая музеем. Ярким примером такого типа музейного собрания может служить в Антверпене так называемый
Музей Майер ван ден Берг
Стать туристом: посетить Дом Рубенса
1. Рядом с мастером
Картины Рубенса можно увидеть в музеях по всему миру. Но Дом Рубенса особенный, потому что он максимально приближен к личности Рубенса. Рубенс жил и работал здесь 25 лет. Большинство его шедевров создано в Большой мастерской. Сегодня в этой музейной галерее выставлено несколько крупных работ Рубенса и других художников семнадцатого века.
2. Тихое место
Великолепный сад Рубенса — оазис тишины и покоя. Это редкий образец сада позднего Возрождения. Это было место, где можно было расслабиться и полюбоваться драгоценными натуралиями: экзотическими тюльпанами, цитрусовыми и фиговыми деревьями, которые Рубенс, несомненно, показывал своим посетителям. Это также был бы дачный огород с овощами и травами.
3. Очарование Италии
Хотя Рубенс был в первую очередь художником, он также интересовался, например, архитектурой. Он купил традиционный фламандский дом, который сам отремонтировал и расширил. Его вдохновило то, что он увидел в Италии. Самыми оригинальными элементами Дома Рубенса являются портик и садовый павильон во дворе, которые спроектировал сам мастер. Здесь вы почувствуете себя как в Италии.
4. Оптическая иллюзия
Вы уже видели «Ось Рубенса»? Если встать у входа в Дом Рубенса, то можно увидеть оптическую иллюзию, которую хотел создать Рубенс: портик с его тремя арками выровнен с садом и павильоном за ним. Сегодня ось Рубенса выходит за пределы Дома Рубенса, в новый павильон в Ваппере.
5. Дом коллекционера
Рубенс был, вероятно, самым известным коллекционером произведений искусства в Нидерландах. В Доме Рубенса вы также можете посетить потрясающую «художественную комнату», где Рубенс выставил свою коллекцию произведений искусства. Он спроектировал полукруглую художественную галерею, для которой он черпал вдохновение в Пантеоне в Риме, чтобы продемонстрировать свою коллекцию античных скульптур.
6. Увидеть самого мастера
Рубенс написал всего четыре автопортрета. Вы можете увидеть один из этих исключительных портретов в Доме Рубенса.
7. Летние концерты
Каждое лето в музее можно посетить концерт классической музыки. Музыканты выступают в студии Рубенса. В этом году в число исполнителей входят Вик Де Вахтер, Томас Бэте и Гильермо Перес.
Совет
Закажите корзину для пикника заранее (в нерабочее время) на территории Дома Рубенса. Узнайте больше здесь
8. Работы других художников
В семнадцатом веке художники Антверпена пользовались широкой известностью. Город гордился тремя мастерами: Рубенсом, Ван Дейком и Йордансом. Но было и несколько других художников, которые работали в городе, например, Франс Снейдерс, Ян I Брейгель, Адриан Брауэр и Ян Бекхорст. В коллекции Дома Рубенса есть несколько работ всех этих антверпенских мастеров. Некоторые из них работали ассистентами в мастерской Рубенса.
9. Комбинированный билет Музей Майера ван ден Берга
Купите комбинированный билет и посетите Музей Майера ван ден Берга. Здесь можно увидеть всемирно известную картину Питера Брейгеля Старшего «Безумная Мэг». Бесплатный краткий тур предоставляет обзор десяти захватывающих дух шедевров и знакомит посетителей с фантастической коллекцией этого скрытого сокровища.
10. В некоторых случаях бесплатно
Вход в Дом Рубенса и его сад бесплатный для жителей Антверпена с картой A, если нет временных выставок.
Дом Рубенса (Антверпен) — Информация для посетителей и отзывы
Дом Рубенса (Антверпен) — Информация для посетителей и отзывы- Музейные детали
- Изображения
- Информация для посетителей
- Выставки
- отзывов
3,92 рейтинга
- #2 из Антверпен
- #10 в Бельгия
Сохранить музей
Изображения дома Рубенса
Информация для посетителей Дом Рубенса
Часы работы
Музей временно закрыт. Испытайте вдвое больше Рубенса после ремонта.
Другие часы работы
Вход
В процессе ремонта.
Подробнее о ценах билетов
Услуги
Доступно для инвалидных колясок Музейный магазинРасположение и карта
Ваппер 9, Антверпен
Откройте для себя все музеи Антверпена
Выставки
- Завершено
De meester left
1 июня 2018 г. – 13 января 2019 г.
Больше выставок
Дом Рубенса Отзывы
Дом Рубенса имеет 2 оценки.
М
Марта • 8 октября 2017 г.
Эрглейк музей. Специальный комплимент для сотрудников. In elke zaal zat een bewaker, en wanneer ik het met mijn vrienden over een schilderij got begonnen de bewakers heel veel achtergrond informatie over de schilderijen te vertellen. Interessant en mooi om het huis van Rubens van binnen te bekijken. Erg goedkoop хорошо!
Перевести на английский
Посетили 8 октября 2017 г.
Совокупный рейтинг
Этот рейтинг основан на рейтинге этого музея на нескольких других платформах.
Написать отзыв
Ваш отзыв поможет другим людям узнать о великих и менее великих музеях. Если вы посетили Дом Рубенса, вы можете оставить свой отзыв ниже! Прежде чем публиковать отзыв, обратите внимание на наши правила содержания.
Пожалуйста, войдите в систему или создайте бесплатную учетную запись, чтобы просмотреть Дом Рубенса.
Поблизости и в районе Антверпена
Откройте для себя музеи рядом с Домом Рубенса в Антверпене или его окрестностях.