Дом «У Черной Божьей Матери» в Праге
Дом «У Черной Божьей Матери» в Праге (Dům U Černé Matky Boží) – шедевр чешской архитектуры в стиле кубизм, расположен в Старом городе на пересечении улиц Целетна (Celetná) и Овощной рынок (Ovocný trh) недалеко от Пороховой башни.
Тинькофф вместо рекламы в тексте
История Дома «У Черной Божьей Матери»
Дом «У Черной Божьей Матери» – первый дом в стиле кубизм в Праге, был построен в 1912 году для предпринимателя Ф. Й. Хербста, планировавшего использовать здание как универмаг. Автором проекта стал молодой чешский архитектор Йозеф Гочар. Здание в новом архитектурном стиле было возведено на месте разрушенного исторического дома в стиле барокко, называвшегося Дом «У Золотой Решетки», или Дом «У Черной Мадонны».
Одним из условий городского совета, давшего разрешение на снос старого барочного дома, было требование максимально гармонично встроить новое современное здание в историческую среду. Здание, спроектированное Йозефом Гочаром, полностью удовлетворило выдвинутые условия городских властей.
Новый пятиэтажный дом имел массивный кубистский портал главного входа, кубистские окна и фасад, то есть современный облик в стиле кубизм, однозначно относящийся к 20 веку. В тоже время здание обладало барочной мансардой и, более того, автору проекта удалось включить в новое здание символ старого дома – барочную статую черной Девы Марии с младенцем, датируемую 17 столетием.
Барочная статуя черной Божьей Матери за золотой решеткой и в наши дни расположена на северо-восточном углу дома на уровне первого этажа. Благодаря этой статуе дом и получил свое современное название.
Черные мадонны довольно редки. В Чехии таких статуй чуть более десяти, а самая известная из них — в Пражской Лорете
Интерьер Дома «У Черной Божьей Матери», включая люстры, лестницу, лестничные перила, мебель и кованые детали декора, был оформлен в стиле кубизм.
Первоначально в цокольном этаже здания находился винный погреб, на первом этаже – кофейня «Grand Café Orient», для которой Йозеф Гочар разработал интерьер, мебель и барную стойку из темного мореного дуба, на втором – магазины текстиля, одежды и модных товаров, на третьем – квартира и кабинет управляющего дома, а на верхнем этаже – прачечная и подсобные помещения.После Первой мировой войны помещения кофейни и магазинов занял банк, а после 1948 года – Национальная выставка бизнеса и предпринимательства (Výstavnictví).
На рубеже 20 и 21 веков в Доме «У Черной Божьей Матери» прошла масштабная реконструкция по проекту Карела Прагера, и зданию был возвращен первоначальный облик. Полностью восстановлены фасады и, согласно сохранившейся документации, завершена часть проекта остекления крыши, нереализованная при Йозефе Гочаре, а также спустя почти 80 лет вновь открыта кофейня «Grand Café Orient». В 2000 году на доме была установлена копия статуи черной Мадонны, изготовленная в мастерской Академии графических искусств.
Дом «У Черной Божьей Матери» в 21 веке
В конце 20 столетия Дом «У Черной Божьей Матери» перешел в управление чешского Музея прикладного искусства, и в здании была открыта постоянная выставка чешского кубизма.
Экспозиция музея, расположенная на двух этажах Дома «У Черной Божьей Матери», представляет кубизм как стиль, объединяющий архитектуру и искусство, и даже как образ жизни, затрагивающий живопись, скульптуру, прикладное искусство и архитектуру. Выставочные экспонаты, авторами которых являются ведущие чешские архитекторы и дизайнеры, работающие в стиле кубизм, представляют собой предметы мебели и детали интерьера, выполненные из дерева, керамики, стекла и металлов. Выставка дополнена подборкой кубистских картин и скульптур. Влияние кубизма на архитектуру иллюстрируется демонстрацией фотографий современных кубистских и рондокубистских пражских зданий.
На первом этаже Дома «У Черной Божьей Матери» по-прежнему работает знаменитая кофейня «Grand Café Orient», а в цокольном этаже открыты ресторан «Černá Madona» и галерея «Kubista». Это единственный в Праге специализированный магазин, в котором можно приобрести оригиналы, копии и уникальные предметы классического чешского дизайна в стиле кубизм: мебель, посуду, предметы интерьера, ювелирные изделия и тематические книги. В галерее можно отдохнуть и посмотреть коллекцию работ известных чешских дизайнеров и художников, представляющих кубизм таких, как Б.Кубиста, А.Вахсманн, О.Гутфрунд, В.Спала и других.
С 2010 года Дом «У Черной Божьей Матери» занесен в список национальных культурных памятников Чешской республики.
Как добраться до Дома «У Черной Божьей Матери»
Дом «У Черной Божьей Матери» расположен на пути от Пороховой башни к Староместской площади, примерно в 150 метрах от башни.
Адрес: Ovocný trh, 19. Ближайшая станция метро (желтая ветка) и остановка наземного общественного транспорта — Náměstí Republiky.
Дом «У Черной Божьей Матери» на карте
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту — пожалуйста, активируйте Javascript!
→ подробная информация
Дом «У Черной Божьей Матери»: 50. 086993, 14.425408
Photos by flickr.com
Читайте также:
- ← Прага за 3 дня
- Клементинум в Праге →
Отели Дом «У Чёрной Матери Божьей»
Hotel U Zlateho jelena
Celetna 11 / Stupartska 6ПрагаОтели
8,4
превосходный
1126 отзывы
0.1 км. СЗ от Дом «У Чёрной Матери Божьей»
Этот отель расположен в историческом здании менее чем в 50 метрах от Староместской площади в центре Праги. К услугам гостей бесплатный Wi-Fi. В номерах отеля U Zlateho Jelena имеется спутниковое телевидение, мини-бар и собственная ванная комната, а…
от
21 EUR
Забронировать
Golden Angel Suites by Prague Residences
29 CeletnáПрагаАпартаменты/квартиры
8,9
превосходный
839 отзывы
0.1 км. СВ от Дом «У Чёрной Матери Божьей»
Комплекс апартаментов Golden Angel Suites by Prague Residences расположен в Праге, в 100 метрах от Общественного дома и в 300 метрах от Староместской площади. В распоряжении гостей кондиционер и бесплатный Wi-Fi. Из окон открывается вид на город. В…
Забронировать
Royal Route Residence
23 CeletnaПрагаАпартаменты/квартиры
8,9
превосходный
310 отзывы
0 км. СВ от Дом «У Чёрной Матери Божьей»
Комплекс Royal Route Residence расположен в Праге, в 300 метрах от Староместской площади, в 4 минутах ходьбы от Пражских курантов и в 8 минутах ходьбы от Вацлавской площади. К услугам гостей апартаменты с кондиционером и бесплатный Wi-Fi. В апартам…
от
30 EUR
Забронировать
Templova 6 Old Town Apartment
Templová 6ПрагаАпартаменты/квартиры
9,1
исключительный
83 отзывы
0.1 км. СВ от Дом «У Чёрной Матери Божьей»
Апартаменты Templova 6 Old Town с видом на город и кондиционером расположены в Праге, в 350 метрах от Староместской площади. К услугам гостей терраса для загара и балкон. Гости могут воспользоваться бесплатным Wi-Fi. В распоряжении гостей кухня с п…
от
11 EUR
Забронировать
Art Nouveau Residence
11 Štupartská 3rd floorПрагаАпартаменты/квартиры
8,4
превосходный
8 отзывы
0.1 км. СЗ от Дом «У Чёрной Матери Божьей»
Апартаменты Art Nouveau Residence с видом на сад и бесплатным Wi-Fi расположены в центре Праги, всего в 1,1 км от Пражских курантов и в 1,2 км от Староместской площади. Расстояние до Муниципального дома составляет менее 1 км. В апартаментах есть 3…
от
25 EUR
Забронировать
Celetná 27 Residence
Celetná 27ПрагаАпартаменты/квартиры
9,1
исключительный
119 отзывы
0 км. СВ от Дом «У Чёрной Матери Божьей»
Апартаменты Celetná 27 Residence расположены в центре Праги, всего в 1,8 км от Исторического здания Национального музея Праги и в 3,1 км от Вышеграда. К услугам гостей апартаменты с видом на город и бесплатным Wi-Fi. Расстояние до Староместской площ…
Забронировать
Štupartská 9 — Tyn Church View Apartment with terrace
9 ŠtupartskáПрагаАпартаменты/квартиры
7,9
невероятный
17 отзывы
0.1 км. СЗ от Дом «У Чёрной Матери Божьей»
In the Prague 1 district of Prague, close to Municipal House, Štupartská 9 — Tyn Church View Apartment with terrace has a terrace, free WiFi and a washing machine. With city views, this accommodation features a balcony. This apartment features 3 be…
Забронировать
Templová 7 — Old Town Large Apartment with Terrace
TemplováПрагаАпартаменты/квартиры
6,5
Отлично
15 отзывы
0.1 км. СВ от Дом «У Чёрной Матери Божьей»
In the Prague 1 district of Prague, close to Municipal House, Templová 7 — Old Town Large Apartment with Terrace has a terrace, free WiFi and a washing machine. The property is 1.2 km from Historical Building of the National Museum of Prague and 3 k…
Забронировать
Štupartská 9 — Old Town Apartment
ŠtupartskáПрагаАпартаменты/квартиры
0. 1 км. СЗ от Дом «У Чёрной Матери Божьей»
In the Prague 1 district of Prague, close to Municipal House, Štupartská 9 — Old Town Apartment features a terrace, free WiFi and a washing machine. Guests staying at this apartment have access to a balcony. This apartment is fitted with 3 bedrooms…
Забронировать
Old Town Boutique Apartments
Tyn 1ПрагаАпартаменты/квартиры
9,2
исключительный
281 отзывы
0.2 км. СЗ от Дом «У Чёрной Матери Божьей»
Комплекс апартаментов Old Town Boutique Apartments расположен в самом центре города Прага, прямо за Тынским храмом и в 120 м от Староместской площади. К услугам гостей собственная кухня и бесплатный Wi-Fi. Все апартаменты полностью отремонтированы…
от
30 EUR
Забронировать
Дом «У Черной Божьей матери
Дом «У Чёрной Матери Божьей» — здания в стиле кубизм, находящееся в центре Праги между площадью «Овощной рынок» и улицей Целетна около Пороховой башни, возведено в 1911-12 годах для купца Франтишка Хербста архитектором Йозефом Гочаром. Объект получил своё название в честь статуи, которая стояла на этом месте у барочного дома ранее.
Это первый пример применения кубизма в архитектуре в Чехии , на основе которого сложился характерный стиль. Первоначальный вариант проекта был слишком новаторским. Было предъявлено требование, чтобы здание сочеталось с окружающей исторической застройкой. Тогда архитектор переработал проект, использовав старые барочные элементы в новой форме, особенно это проявилось в чердачных окнах, также в декоре колонн, по-новому трактующих ионический ордер.
Архитектор использовал железобетонный скелет по примеру Чикагской школы, поэтому были созданы обширные внутренние пространства. Оригинальный интерьер — почти единственный сохранившийся барочный интерьер в мире.
На текущий момент в здании располагается музей кубизма. В 2010 году здание внесено в список Национальных памятников культуры
Ул. Целетна 34 / Овоцны трг 19
Дом «У Черной Матери Божьей»
Подземные комнаты храмов издавна служили как жилища для статуй божественной Исиды — вавилонской Иштар, эллинской Деметры, главной богини дочерей и сынов Нила, «Матери всех предметов, госпожи всех элементов, перворожденного ребенка веков…».
Эти статуи более ценны по сравнению с другими изображениями Богородицы. Наиболее известные украшают кафедральные соборы Шартра, Марселя, в качестве алтарных образов в польском Ченстохове, в итальянском Лоретто. Пражская Черная Мадонна с ребенком, несомненно, самая известная статую этого типа в Чехии. Подобных скульптур во всей стране около пяти, а изображений — не больше двадцати. Скульптура раннего барокко относится к 17 веку, а на новый дом на углу Целетной и Овоцного трга перенесена позже.
Некоторые исследователи полагают, что ее размещение на этом доме не случайно — Черная Мадонна стоит напротив бывшей резиденции тамплиеров — Хранителей Божьего Гроба, у которых было достаточно понимания и чувства тайных сил и связей. Черная Мадонна, защитница в широком смысле слова, охраняет важное теллурическое место города, где пересекаются силовые энергетические потоки, протекающие по пражскому подземелью.
Первоначально дом назывался «У Золотой решетки» (U zlate mrize). Когда за ней была помещена статуя Богородицы, стал называться «У черной Девы Матери» (U cerne Panny Matky), а позже закрепилось нынешнее название. Проект нового торгового дома, который бы занял место двух зданий в стиле ампир на одном из самых популярных участков Старого Места, в 1911 году дипломированному архитектору Йозефу Гочару заказал торговец Франтишек Гербст. Осознавая особенное положение здания у старого королевского коронационного пути, Гочар поставил себе задачу спроектировать дом с учетом исторического окружения, которое не должно было пострадать. Первый проект Гочара был отвергнут клубом «За старую Прагу», утвердили только второй проект 1912 года.
Согласно Фулканелли черные мадонны имеют христианское значение только в эзотерическом смысле — раннее христианство ее понимало как Virgo paritura — Землю перед оплодотворением, которая будет оживлена лучами Солнца. В герметизме, к чему мистическое христианство в широком смысле относится, они представляют первичную землю, которую Мастер избирает предметом Великого Деяния в качестве prima materia — необработанную руду, черную субстанцию для облагораживания. Черная Мать Божья — универсальный архетип всех мировых культур.
Музей чешского кубизма в целом может показаться несколько «камерным», но этот памятник архитектуры несет в себе заряд интенсивной творческой жизни Праги в 1910-1919 гг.
Самым большим экспонатом Музея чешского кубизма является сам дом «У Черной Божьей матери», причем не только своим конструктивным решением и формообразованием, но и социальной функцией бывшего торгового дома с модными товарами, на втором этаже которого находилось престижное кафе.
В истории культуры тогдашней Праги многим трактирам и кафе отводилось положение центра общественной жизни. Можно напомнить, что именно в подобном месте состоялось открытие первой выставки кубистской генерации – выставка группы Osma (восьмая) – в нескольких шагах от того места, где был построен этот кубистский дом.
А в галерее расположенного в нескольких десятках шагов в восточном направлении от Муниципального дома проходили выставки Группы художников, где можно было увидеть произведения Пабло Пикассо и Жоржа Брака вместе с работами чешских кубистов и немецких экспрессионистов.
Если пройти по ул. Целетной до Староместской площади, то можно оказаться на месте, где родился Франц Кафка, а неподалеку – квартира Берты Фантовой, куда захаживал во время своего приезда в Прагу в 1911-1912 гг сам Альберт Энштейн.
Если совершить непродолжительную прогулку от «Черной Богоматери» по направлению к Narodni trida (Национальному, в прошлом проспекту Фердинанда), дойти до угла Перштин к бывшему кафе «Union». Здесь в свое время регулярно, практически ежедневно, встречались художники и литераторы пражского авангарда.
В соответствии синергией, название новому дому дала статуэтка Черной Божьей Матери. Эта пластика 17 века перенесена сюда с постройки, стоявшей прежде на этом месте.
Подробнее об архитектуре, истории проектирования и строительства дома — см. рубрику «Архитектура Праги»; о явлении, именуемом чешским кубизмом, о творчестве автора проекта, архитектора Й.Гочара и других кубистов — см. рубрику «Пражские творцы».
Музей кубизма и его экспозиция
Постоянная экспозиция ЧЕШСКОГО КУБИЗМА (1911-1919) размещена в здании, являющемся ярчайшим представителем архитектуры пражского кубизма начала XX века (арх. Гочар) — это дом «У Черной Матки божьей» (Прага -1, Целетна,34.
Дом построен на месте бывшего старого дома рыцарей Грановских и представляет собой четырехэтажную постройку с двумя мансардными этажами.
Экспозиция музея
Сегодняшняя экспозиция музея возникла в результате сотрудничества специалистов НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕИ, Национального музея и Художественно-промышленного Музея г. Праги. Коллекция картин и пластики была отобрана из фондов НГ с дополнением произведений, арендованных из собраний ряда внестоличных музеев и частных коллекций.
Экспозиция, размещенная на 3-м и 4-м этажах дома «U Černé Matky Boží» посвящена творчеству художников-кубистов в период с 1910 по 1919 гг., т.е., самому выразительному этапу, характеризующему явление чешского кубизма.
Живопись в стиле кубизм представлена произведениями Эмиля Филлы, Богумила Кубишты, Винценца Бенеша, Йозефа Чапека, Антонина Прохазки, Вацлава Шпалы, Яна Зрзавего, Отакара Неедлего и Отакара Кубина.
Скульптуру представляет коллекция замечательной пластики Отто Гуттфройнда.
Характерные экземпляры мебели, реализованной по проектам арх-кубистов Й.Гочара, П.Янака и В.Хофмана предоставил Художественно-промышленный музей .
С пражскими объектами уникальной архитектурной деятельности этих мастеров, дополненными работами Й.Хохола, знакомит ряд фотограф ий, документов и два макета.
Образцы керамики, стекла и плакатов — также из фондов ХПМ. Керамика была выполнена по дизайну П.Янака, В.Хофмана и Я. Хорейца на подольской фабрике «Rydl a Thon». Авторы плакатов Я.Бенда, В.Бруннер и В.Шпала.
Пятый этаж предназначен для временных выставок.
Кубизм в Праге
Эпохальная перемена в трактовке изображений, к которой в Париже в живописи и коллажах в 1907-1912 гг. пришли Пабло Пикассо и Жорж Брак, согласно формообразованию, обрела название кубизма. Зарождение нового стиля стало источником вдохновения для возникновения в Праге широкого культурного движения, получившего название «чешский кубизм».
Что такое кубизм, как сегодня воспринимается кубизм Пикассо и Брака, чем был вышеупомянутый «чешский кубизм»?
Эти вопросы постоянно привлекают внимание как специалистов в среде критиков и историков современного искусства, так и самые широкие круги отечественной и зарубежной общественности.
Создание постоянной экспозиции, посвященной этому течению современного чешского искусства с демонстрацией воплощения в жизнь и развития идей кубизма, означает открытие центра, который дает возможность заглянуть в самое ядро творческих задач, кристаллизованных в Праге первых десятилетий 20 века.
Несмотря на то, что большое количество экспонатов можно лишь с оговоркой причислить к кубизму, без них невозможно представить революционные перемены в изобразительном искусстве, которые здесь происходили, либо в которых участвовали художники, связанные своей жизнью и творчеством с Прагой 1910-1916 годов. Поэтому музей чешского кубизма не ограничивается лишь узким кругом творческой проблематики кубизма, открытой Пикассо и Браком, но показывает также развитие и обогащение этих идей такими творцами как Хуан Грис, Эмил Филла и Отто Гутфройнд. Музей кубизма представляет воплощенные в произведениях идеи, колеблющиеся в Праге того времени между ортодоксальным кубизмом и другими его производными, а также различные тенденции современного искусства.
Лузгина Т.
Основной источник: перевод с чешского фрагментов из книги серии библиотечки НГ
(Национальная галерея в Праге, 2004
Музей чешского кубизма.
Путеводитель по постоянной экспозиции в Доме «У Черной богоматери»)
Дом «У черной Богоматери»
Архитектура
Название новому дому дала статуэтка Черной Божьей Матери 17 века, перенесенная сюда с постройки, стоявшей прежде на этом месте. Архитектор нового торгового дома — Иозеф Гочар, застройщик – Иозеф Хербст.
Торговый дом «У черной Богоматери», построенный в 1911-1912 гг., является первым и своего рода единственным последовательным проявлением архитектуры чешского кубизма.
Место под строительство нового объекта образовалось при объединении двух небольших трапециевидных участков, застроенных ранее домами (569/1 и 570/1) на престижной трассе Старого Города пражского, так называемой, Королевской дороге. В месте стыка бывших участков на пересечении ул. Целетной и начала Фруктового рынка появился тупой угол. Эту форму в условиях плотной застройки предстояло умело обыграть автору.
В 1911 году Иосеф Гочар выполнил первый проект нового дома, который однако не был принят, так как куратор по охране памятников возражал по поводу того, что дом несет слишком сильно выраженные признаки нового стиля, чуждого исторической среде. Гочар переработал проект; теперь высота и масса постройки более удачно вписывались в окружающую застройку, однако, кубистическое формообразование зазвучало с еще большей силой. Неправильную форму участка застройки архитектор гениально использовал для успеха стилевого единства нового дома, преломив к тому же плоскость главного фасада по центру и получив тем самым характерную планировочную структуру: главные несущие стены везде сопряжены под тупым либо острым углом. Второй вариант проекта был одобрен, и уже в 1911 году началось строительство.
Конструкция дома — железобетонный каркас с кирпичной клад кой — позволила архитектору на всех этажах оставить основное пространство свободным от опор и поперечных стен. Подобно большинству домов окружающей исторической застройки, здание имеет четыре этажа. Кроме того, под высокую с отступами кровлю Гочар вписал еще два мансардных этажа.
Интересно решен фасад: в нижнем уровне привлекает внимание входной кубистский портал, на втором и третьем этажах – динамика таких элементов, как большие эркерные окна (bay windows) с межоконными пилонами, завершенными кубистскими капителями. Движение элементов второго и третьего этажей останавливается на уровне этажа четвертого, спокойствие достигается за счет применения больших плоских классических окон с заполнением межоконных стоек с частыми каннелюрами. Монументальный фасад над четвертым этажом венчает мощный карниз.
Высокую мансардную кровлю с двойными уступами неожиданно вновь дополняют выразительный мотив моделированных в кубизме больших чердачных окон. Этим динамическим элементом и завершил свою постройку Гочар.
Интерьер
Решенная нетрадиционно красиво решенная вертикальная связь, а попросту лестница, задает стильный тон всем этажам; ряд сохранившихся кубистских деталей можно найти в кованных решетках входных ворот, в лестничном ограждении, иллюзивной окраске стен и т. д.
Дом поистине создает достойное обрамление экспозиции Музея чешского кубизма.
Кофейня торгового дома «У Черной Богоматери»
Кофейня торгового дома была размещена на втором этаже постройки, ее отделка завершена одновременно с открытием дома в 1912 году.
Интерьер, включая встроенную мебель и большие люстры металлической конструкции спроектировал сам Йозеф Гочар.
Кубистские, динамические элементы применены в разработке массивного прилавка из мореного дуба, верхняя плита которого покрыта шлифованным опаковым стеклом. Облицовка стены за прилавком скрывала закрытые дверцами встроенные пространства и дополнена шлифованными зеркалами. На фоне массивной встроенной мебели собственно обстановка кофейни выглядела весьма субтильно.
К сожалению, интерьер кофейни сохранился лишь на фотограф иях – кафе ликвидировали в послевоенное время, когда помещение было поделено поперечными перегородками, чтобы служить канцелярией.
Согласно фотодокументации можно сделать предположение, что специально для этого помещения Гочар разработал металлические люстры с разветвленным каркасом и диваны с обивкой, с помощью которых задавался ритм членения пространства кофейни. Закупка столиков для кафе, как и стульев из гнутого дерева, судя по всему, также велась по выбору Гочара.
Недавно прошла реконструкция интерьера кафе, которое служит не только посетителям Музея чешского кубизма, но и с успехом может стать избранным местом встречи гостей Праги.
Попить кофею в Музее кубизма приглашает Прага
Дом «У Черной Матери Божьей» — самый известный дом в стиле кубизма в Европе. Известен он также и тем, что в нем находится Музей чешского кубизма. До этого времени туристы были разочарованы, узнав, что этот музей закрыт. Однако 28 ноября 2003 года пройзойдет чудо – Прага вновь станет городом, где можно посетить Музей кубизма.
«Сезанновский, аналитический, синтетический» — все эти прилагательные относятся к различным эпохам развития мирового кубизма — самого элегантного стиля прошлого века. Все три направления можно встретить, конечно же, в Праге – городе, где пересеклись все архитектурные изыски без исключения. Именно Прага стала центром нового течения начала 20-го века, когда все предметы упрощались до примитивнейших геометрических очертаний. Строгие кубические дома появлялись даже вблизи Староместской площади.
Дом «У Черной Матери Божьей» на улице Целетной (v Celetné ulici) недалеко от Пороховой башни (Prašné brány) не случайно является самым ярким примером архитектуры нового времени, аккуратно и мягко входящим в ансамбль зданий в Старом Месте. Когда в 1911 – 1912 году молодой архитектор Иосиф Кочар по заказу бизнесмена Франца Иосифа Гербста строил торговый дом с террасами и огромными окнами, то вряд ли докадывался, что из магазина станет самый известный в Европе Музей кубизма. Кроме торговых залов, в доме была открыта кофейна с мебелью в стиле кубизм. А на углу, за золотую решетку, была помещена статуя черной Мадонны с Иисусом. В честь нее и названо здание.
Сейчас под эгидой Национальной галереи открыта экспозиция Музея чешского кубизма. Посетив выставку, Вы сможете проследить развитие кубизма в Чехии – от несмелых проб до уверенных шагов. Кроме того, есть там также экспонаты из других стран.
А в скором времени здесь же будет возрождены традиции распития кофею в залах в стиле кубизм. Необходимо заметить, что Дом «У Черной Матери Божьей» — не единственное здание в стиле кубизм. Жилые дома Иосифа Хохолы (Josefa Chocholy) на улице Неклановой (v Neklanově ulici) под скалой Вышеград , квартал Учительских домов Отакара Новотоного (Učitelských domovů Otakara Novotného) рядом с отелем «Intercontinental», а также двойной дом Иосифа Гочара (Josefa Horára) на улице Тихонова (v Tychonově ulici) были в центре внимания всегда.
Дом у Черной Богоматери выполнен в стиле пражского кубизма. Внутри находится занимательный музей на эту же тематику. Рекомендую к посещению! Внизу расположился магазин, заполненный кубическими образцами прикладного искусства. Есть тут и кофейня.
Дом «У Черной Матери Божьей», фото John-Chu
Дом «У Черной Мадонны» (Muzeum ćeského kubismu U Černé Matky Boží) – это первый дом в Праге, построенный в стиле кубизм. Его легко найти. Он расположен между улицей Целетна и Овощным рынком. Здание внесено в список Национальных памятников культуры Чехии в 2010 году.
Строительство и архитектура здания
Дом «У Черной Матери Божьей» был построен в в 1911-12 гг. для купца Франтишка Хербста по проекту архитектора Йозефа Гочара. Прежде на этом месте стоял барочный дом рыцарей Грановских. От него осталась только небольшая статуя Черной Божьей Матери XVII в. Она и дала название дому согласно синергии.
Первый проект здания был чересчур новаторским и не вписывался в окружающую архитектуру. Архитектору пришлось пересмотреть проект и использовать старые барочные элементы: чердачные окна, декор колонн.
Сегодня на первом этаже Дома «У Черной Мадонны» находятся магазины, на втором – атмосферное кафе, на третьем, четвертом и пятом – Музей кубизма.
Музей кубизма
Экспозиция Музея чешского кубизма (muzeum českého kubismu) собрана благодаря сотрудничеству Национального музея, Национальной галереи и Художественно-промышленного музея. Посвящена она самому выразительному этапу чешского кубизма, периоду с 1910 по 1919 годы.
В музее выставлены картины в стиле кубизм Эмиля Филлы, Йозефа Чапека, Отакара Кубина, Богумила Кубишты и других живописцев. Коллекцию пластики представляют работы Отто Гуттфройнда. В музее можно увидеть характерную мебель, изготовленную по проектам П. Янака, Й. Гочара и В. Хофмана. А еще здесь вы найдете фотографии и документы о пражских объектах уникальной архитектуры; образцы стекла, керамики и плакатов.
Залы пятого этажа музея предназначены для временных выставок.
Как добраться
Ехать на метро линии В до станции Náměstí Republiky или трамваем 6, 8, 15, 26, 51, 54, 56, 91 до остановки Náměstí Republiky.
Как я экономлю на отелях?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.
Поговорим об уникальном явлении в европейском искусстве начала ХХ века – «чешском кубизме». Что такое «кубизм» и «чешский кубизм» в частности? Кубизм (от французского «Cubisme») — это авангардное направление в искусстве, которое зародилось в начале XX столетия и характеризуется использованием геометризированных форм. В то время как французские художники во главе с Пабло Пикассо развивали кубизм в живописи, их коллеги из Чехии начали воплощать кубистические принципы в архитектуре, создавая свой неповторимый стиль «чешского кубизма».
Основы его художественной программы разработал архитектор Павел Янак в следующем теоретическом постулате: «в природе существует определенная сила, деформирующая материю и заставляющая эту материю принимать новую форму. Самым ярким примером подобного воздействия является кристаллизация». Таким образом, на протяжении 15 лет с 1910 по 1925 г был создан целый ряд архитектурных проектов будто составленых из кристаллических и геометрических структур.
Дом «У черной Божьей матери» является одним из памятников этого стиля. Название этому дому дала статуэтка Черной Божьей Матери XVII века, перенесенная сюда с постройки, стоявшей прежде на этом месте.
Главным экспонатом Музея чешского кубизма стал сам дом «У Черной Божьей матери». В 1911 году Иосиф Гочар выполнил первый проект новой постройки, который не был принят, так как слишком отличался от всех остальных зданий исторического центра города. После переработки проекта его одобрили и уже в 1911 году началось строительство. Кубистские детали в интерьере дома представлены кованой решеткой входных ворот, в лестничном ограждении, иллюзивной окраске стен и т.д.
Совсем недавно экспозиция музея была представлена работами исключительно чешских художников. Живопись в стиле кубизм представлена произведениями Эмиля Филлы, Богумила Кубишты, Винценца Бенеша, Йозефа Чапека, Антонина Прохазки, Вацлава Шпалы, Яна Зрзавего, Отакара Неедлего и Отакара Кубина.Скульптуру представляет коллекция замечательной пластики Отто Гуттфройнда. Характерные экземпляры мебели, реализованной по проектам арх-кубистов Й.Гочара, П.Янака и В.Хофмана предоставил Художественно-промышленный музей. С пражскими объектами уникальной архитектурной деятельности этих мастеров, дополненными работами Й.Хохола, знакомит ряд фотографий, документов и два макета. Керамика была выполнена по дизайну П.Янака, В.Хофмана и Я. Хорейца на подольской фабрике «Rydl a Thon». Авторы плакатов Я.Бенда, В.Бруннер и В.Шпала. На сегодняшний день все экспонаты стали частью выставки в Ярмарочном дворце, посвященной чешскому искусству XX века, а освободившиеся залы предоставлены временным экспозициям.
Давайте поговорим об уникальном месте в доме « У Черной Божьей матери» — кофейне торгового дома. В истории культуры трактирам и кафе отводилось положение центра общественной жизни. Именно в подобном месте была открыта первая выставка группы Osma (восьмая) – первооткрывателей чешского кубизма. Кофейня в доме « У Черной Божьей матери» разместилась на втором этаже. К сожалению, интерьер кофейни сохранился лишь на фотографиях – кафе ликвидировали в послевоенное время, когда помещение было отдано для нужд канцелярий. Основываясь на фотоархивах можно предположить, что специально для этого помещения архитектор Иосиф Гочар разработал металлические люстры с разветвленным каркасом и диваны с обивкой. Закупка столиков для кафе, как и стульев из гнутого дерева, судя по всему, также велась по выбору Гочара.
В недавнем прошлом была проведена реконструкция интерьера кафе, которое с успехом может стать избранным местом встречи гостей Праги.
Адрес дома «У черной Божьей матери»: Прага-1, Целетна, 34.
Как поехать в Прагу дешевле? Делимся секретами.
Туры по Европе на минибусах с опытнейшим гидом-водителем .
Группы по 6-8 человек. Без предоплаты и доп. платежей.
Образ Девы Марии в монастыре Монсеррат, Каталония
Черная Мадонна Монсеррат |
Независимо от того, религиозны вы или нет, посещение Черной Мадонны в монастыре Монсеррат — это духовный и ценный опыт. Вы присоединитесь к группе людей, многие из которых пришли к статуе в качестве паломников — атмосфера наэлектризована. Скорее всего, вам придется подождать, чтобы увидеть Мадонну. Тем не менее, все это может сделать ваш визит более интересным — воспользуйтесь возможностью поближе познакомиться с окрестностями. Лестница, ведущая к статуе, а также комната и алтарь, в котором сидит статуя, богато украшены золотом и воздают должное чуду, которым является сама Богородица.
Черную Мадонну иногда называют другими именами, в том числе «Дева Монтсеррата» и «Ла Моренета». Статуя сидит за листом стекла. Однако одна из ее рук, которая держит сферу (символизирующую вселенную), не находится за стеклом. Это традиция, когда вы целуете или прикасаетесь к руке Богородицы, а другую протягиваете Иисусу.
На этой странице вы найдете подробную информацию об истории статуи Черной Мадонны, а также информацию о том, где она находится, нужно ли вам платить, чтобы увидеть ее, время ожидания, чтобы увидеть Черную Мадонну, и доступность статуи.
Забронируйте билеты на полдня в монастырь Монтсеррат из Барселоны и обратно
Есть два организованных тура, которые сэкономят вам время и усилия по организации собственной поездки на Монсеррат. Они включают обратный путь из Барселоны в Монтсеррат на автобусе с кондиционером. Вы можете выбрать утренний тур на полдня или дневной тур на полдня.
Утренняя экскурсия
Нажмите здесь, чтобы забронировать билеты онлайн на утреннюю экскурсию по монастырю Монсеррат с отправлением из Барселоны
История Черной Мадонны
Считалось, что Черная Мадонна была вырезана в Иерусалиме на заре религии. Это деревянная скульптура. Это одна из самых известных статуй Черной Мадонны в мире, а в 1844 году папа Лев XIII объявил Деву Монсеррат покровительницей Каталонии. Черных Мадонн можно найти по всему миру. Если вам интересна история концепции Черной Мадонны и ее различных изображений, стоит посетить музей Монтсеррат, где есть целый раздел, посвященный ее искусству и истории.
Базилика Монсеррат |
Когда вы войдете в базилику, которая приведет вас к статуе Черной Мадонны (см. ниже, где она находится), вы пройдете мимо часовни, ведущей к Богородице. Первая часовня — в честь святого Петра, вторая — в честь святого Игнатия Лойолы, третья — в честь святого Мартина, а четвертая — в честь святого Иосифа Каласантия.
В 1944 году было решено построить новую комнату, известную как «тронный зал», с лестницей, ведущей к статуе. Была нанята работа скульпторов, архитекторов, художников и ювелиров, и архитектор Франческ Фольгера и художник Хосеп Обиолс возглавили проект по созданию комнаты и алтаря, в котором находится статуя.
Новые строительные работы должны были быть завершены 27 апреля 1947 года, в день, известный как Интронизация. Однако окончательно работы завершились в 1954 году.
При входе в комнату, где сидит Богородица, стоит обратить внимание на двери — они сделаны из чеканного серебра и созданы Хосепом Обиолсом, Рафелем Соланичем и Мануэлем Капдевила. Сама Черная Мадонна восседает на невероятно богато украшенном троне, покрытом венецианской мозаикой. По обе стороны от Богородицы вы увидите девять серебряных светильников — они представляют восемь епархий Каталонии и Монсеррат. Над головой Богородицы находятся ангелы, созданные скульптором Марти Льяурадо.
При выходе из алтаря Черной Мадонны, внизу лестницы, вам будет предоставлена возможность помолиться в часовне Образа Божией Матери. Эта часовня была завершена в 1885 году под руководством Франсеска де Паула дель Вильяр-и-Лозано, которому помогал молодой Антонио Гауди.
Почему Мадонна черная?
Один из самых частых вопросов о Черной Мадонне — почему она черная. Темный цвет лица Богородицы — причина, по которой местные жители прозвали ее «Ла Моренета» («маленькая черная леди»). Вопреки распространенному мнению, она не черная из-за изображения Черной африканской Мадонны. Чернота также не возникает из-за темного цвета древесины или из-за более раннего покрытия краской. Из исторических описаний Мадонны известно, что она со временем просто потемнела.
Путь Аве Мария
Путь Аве Мария (Cami de l’Ave Maria) в монастыре Монсеррат
Выйдя из области, где вы видели Черную Мадонну, вы выйдете через Ками де л’Аве Мария. Эта область представляет собой движущееся место, где вам будет предоставлена возможность отдать дань уважения статуе, которую вы только что видели. Каждая свеча, которую вы увидите, зажжена как молитва Деве Марии. Целая стена свечей свидетельствует о том, что все люди пришли помолиться Деве Марии.
Витраж в базилике монастыря Монсеррат |
Если вы хотите зажечь собственную свечу для Богородицы, вам нужно будет купить ее в клетках, стоящих в атриуме базилики. Они продаются на основе доверия — просто выберите размер свечи, которую вы хотели бы купить, и положите правильную мелочь в предоставленную металлическую коробку (вам понадобится правильная мелочь, если только вы не хотите просто сделать пожертвование). ).
Где Черная Мадонна?
Черная Мадонна находится в задней части базилики Монтсеррат и смотрит вниз на алтарь. Войдя в атриум базилики, вы увидите дверь справа. Войдите в этот дверной проем, где вы встанете в очередь, чтобы увидеть Черную Мадонну.
Свечи на дорожке Аве Мария
Нужно ли платить, чтобы увидеть Черную Мадонну?
Плата за посещение Черной Мадонны не взимается. Однако внизу и наверху лестницы к Черной Мадонне есть ящики для сбора. Если вы хотите сделать пожертвование монастырю, убедитесь, что у вас есть с собой мелочь, когда вы посещаете Мадонну.
Какое время ожидания?
Учитывая тот факт, что Черная Мадонна является одной из самых популярных достопримечательностей монастыря Монтсеррат, и принимая во внимание маленькую комнату, в которой она находится, вам почти наверняка придется стоять в очереди, чтобы посетить ее. Время ожидания будет зависеть от времени года, которое вы посещаете, посещаете ли вы в течение недели или в выходные дни и в какое время дня вы посещаете.
В загруженное время вы будете ждать от 20 до 45 минут, чтобы увидеть Черную Мадонну.
Чтобы не стоять в длинных очередях на посещение Черной Мадонны, лучше приходить во второй половине дня. Это связано с тем, что большинство автобусов посещают Монсеррат утром, поэтому в эти часы весь монастырь намного загружен. Также стоит помнить, что знаменитый хор мальчиков поет каждый день, поэтому очереди к Черной Мадонне в это время намного короче.
Хор мальчиков Время выступления: 13:00
Ограниченная подвижность
К сожалению, статуя Черной Мадонны является самым труднодоступным местом для людей с ограниченной подвижностью во всем монастыре Монсеррат. К статуе ведет очень узкая лестница, а исторический характер здания означает, что в нем нет ни лестничного подъемника, ни лифта.
Однако увидеть скульптуру Черной Мадонны можно будет снизу лестницы с расстояния двух метров. Для этого вам нужно будет получить доступ к Черной Мадонне с Ками-де-л’Аве Мария (подробнее см. Выше). В конце этой дорожки есть лестница, ведущая к выходу из зоны Черной Мадонны. Есть лестничный подъемник, чтобы подняться по этой лестнице. Как только вы окажетесь наверху этой лестницы, вы можете войти в небольшую часовню, где вы сможете увидеть Черную Мадонну снизу лестницы.
Планируете ли вы посетить Монтсеррат ради истории, духовности или природы, стоит посетить Черную Мадонну. Расположенная в потрясающе красивом и богато украшенном окружении, статуя находится в самом сердце Монтсеррата.
Интригующая история «Черной Мадонны»
Загрузка
Современное искусство | Современное искусство
Интригующая история «Черной Мадонны»
(Изображение предоставлено Getty Images)
Аластер Сук, 19 июля 2018 г.
Американский художник Теастер Гейтс исследует концепцию «Черной Мадонны» на своей последней выставке, посвященной изображениям могущественных чернокожих женщин. Аластер Сук узнает больше.
M
Большинство людей, впервые встретившись лицом к лицу с картиной маслом Маэртена ван Хемскерка XVI века «Богоматерь с младенцем» в Художественном музее Базеля в Швейцарии, увидели бы совершенно обычную картину: перед воображаемым пейзажем. призванный вызвать средиземноморскую древность, сидящая блондинка Мария с заплетенными волосами, обтянутыми оранжевой тканью, смотрит на зрителя, в то время как младенец Христос ерзает у нее на коленях, игнорируя обнаженную грудь своей матери. Пока так традиционно.
Однако для знаменитого 44-летнего американского художника Тестера Гейтса картина Ван Хемскерка имеет удивительное значение. «Христос отвернулся от молока своей мамы и выглядит подозрительным и коварным», — говорит он BBC Culture. «Между тем, Мария есть образ блудницы с косыми глазами. Я называю ее «Мадонна из гетто».
Theaster Gates называет картину Мартена ван Хемскерка «Богоматерь с младенцем на фоне пейзажа» «Мадонной из гетто» (Источник: Художественный музей Базеля)
«Чтение» Гейтса может быть неортодоксальным, даже провокационным — в частности, его утверждение о том, что «Дева» Ван Хемскерка «является октороном, т. е. на одну восьмую черной», должно заставить искусствоведов хмыкать. Но это типично для того, как работает его ловкий ум, он устанавливает поразительные, непредвиденные связи между разрозненными вещами.
Мы стоим перед панно Ван Хемскерка, потому что Гейтс, родом из Чикаго и завоевавший международное признание за реконструкцию ветхих зданий в южном районе города, повесил его в начале своей новой персональной выставки «Черная Мадонна» в Kunstmuseum, который будет работать до октября. По словам Гейтса, вдумчивого и харизматичного человека, начавшего свою художественную карьеру в качестве гончара, выставка «переплетается от религиозного обожания к политическому манифесту, самоутверждению и историческим размышлениям». Получается сложная, но опьяняющая смесь.
Рассмотрим, например, как Гейтс представляет «Мадонну из гетто», которую он называет «якорем» шоу. Он появляется рядом с тревожным видео Гейтса, повторяющим отрывки из фильма 1935 года «Самый маленький бунтарь», в котором Ширли Темпл, играющая дочь семьи владельцев плантаций во время Гражданской войны в США, появляется с черным лицом.
Гейтс начал свою художественную карьеру в качестве гончара и получил международное признание за ремонт полуразрушенных зданий в южной части Чикаго (Источник: Kuntsmuseum Basel)
Рядом с этим мы видим большую фотографию красивой молодой чернокожей женщины, ее лицо обрамлено красивыми белыми кружевами, воспроизводящую винтажный снимок из журнала о стиле жизни 20-го века, ориентированного на афроамериканцев. «Итак, вот три «Черных Мадонны», — с улыбкой говорит мне Гейтс.
Подобно девственнице
Включение картины Ван Хемскерка намекает на так называемую «Черную Мадонну» в истории западного искусства. Условно, конечно, Мария предстает в живописи и скульптуре как молодая мать с белой кожей. Однако иногда она появляется с темным или черным лицом и руками — и эта Черная Мадонна очаровывает Гейтса, чьи работы исследуют наследие движения за гражданские права и опыт чернокожих в США сегодня.
В прошлом, например, он сделал серию работ из вышедших из эксплуатации пожарных шлангов под названием «В случае расового бунта». Между тем, его выставка в Базеле, организованная в двух залах музея, содержит одну из его драматических картин из черной смолы, вдохновленных усердной работой его отца в качестве кровельщика (его мать была школьной учительницей): каждый аспект произведения искусства, от глянцевый битум, нанесенный большой шваброй на медные гвозди, используемые для крепления картины к ее основе, соответствует традиционным методам кровельных работ. «Он не протекает», — говорит Гейтс, снова улыбаясь.
На выставке есть раздел, посвященный архиву изображений издательства Johnson Publishing Company (JPC), который Гейтс описывает как «энциклопедию повседневной жизни чернокожих». Мир. По некоторым оценкам, только в Европе насчитывается около 500 Черных Мадонн, в основном это византийские иконы и статуи в католических и православных странах. Например, в монастыре в городе Ченстохова на юге Польши хранится темнокожая византийская икона Пресвятой Богородицы. Между тем, святыня в аббатстве Айнзидельн, бенедиктинском монастыре примерно в 25 милях (40 км) к юго-востоку от Цюриха в Швейцарии, может похвастаться чудесной статуей Черной Мадонны, кожа которой, возможно, потемнела от многовекового воздействия свечного дыма. Гейтс также столкнулся с Черной Мадонной в греческом православном монастыре на острове Хейбелиада недалеко от Стамбула.
«Историй много, — говорит Гейтс, профессор изобразительного искусства в Чикагском университете. Он не единственный современный художник, увлеченный этой темой: в 1996 году британский художник Крис Офили написал свою неоднозначную Святую Деву Марию, изображающую чувственную черную Марию в синем одеянии на оранжевом фоне с куском слоновьего помета на месте. ее обнаженной груди. «Однажды, — продолжает Гейтс, — во Франции случился пожар, и Мадонна поразила огонь и проглотила травму. Не то чтобы она обуглилась, но что-то в этой травме сделало ее черной. Мне любопытна эта идея: может ли «Черная Мадонна» быть просто белой Мадонной с травмой? Другими словами, Мадонны «созревают» до черноты из-за того, что происходит что-то плохое?»
Чернокожая Мадонна изображена позади Беверли Уильямсон, смотрителя Центральной объединенной церкви Христа в Детройте. (Фото: Getty Images) интересует не столько «история» Черной Мадонны, сколько «жизненный опыт тех, кто ей поклоняется». «Меня очень заинтересовала [Богоматерь] Гваделупская», — говорит он, имея в виду известное изображение Марии смешанной расы в полный рост в храме в Мехико. Он также намеревался узнать больше о Йемодже, божестве йоруба, которое иногда считают эквивалентом Девы Марии, и «роли черной женщины в гаитянском вуду».
«Красивые, сильные женщины»
Гейтс говорит, что его интерес к Черной Мадонне проистекает из его взросления. Он вырос в христианской семье, был младшим из девяти детей и единственным мальчиком. «Я родился в доме любви, — говорит он мне, — в окружении земных Мадонн».
В возрасте 13 лет Гейтс стал директором молодежного хора в своей церкви. Он все еще верующий? Он делает паузу, прежде чем ответить: «У меня определенно более сильная способность к вере, чем у большинства, в результате моего религиозного воспитания». По его словам, он больше не ходит в церковь каждое воскресенье, но у него есть вдохновленная госпелом группа под названием «Черные монахи Миссисипи» (которая выступила в Базеле на открытии его нового шоу). «Способность верить во что-то — это то, что делают художники, — говорит мне Гейтс. «Например, я верю, что некрасивое может быть красивым. У меня потрясающая мышца веры».
Когда ему было 19 лет, Гейтс навестил родственников в Детройте, где наткнулся на Храм Черной Мадонны — церковь, однажды описанную The New York Times как «важный центр черной теологии и политической власти». Он был основан в 1967 году религиозным лидером Альбертом Клиджем после десятилетних расовых беспорядков в городах. «Предположение, — объясняет Гейтс, — заключалось в том, что Божья Матерь была черной, поэтому Христос был черным, и поэтому мы были связаны с этой длинной родословной влиятельных людей». Будучи подростком, Гейтс нашел эту идею захватывающей. «Это было очень радикально, — говорит он.
Это изображение музыканта Коринн Бейли Рэй представляет собой цель Гейтса прославить «красивых сильных женщин» на выставке (Фото: Дэвид Сэмпсон / предоставлено Theaster Gates) издательства Johnson Publishing Company (JPC), которое с 1945 года издает ежемесячный журнал Ebony, задуманный как аналог журнала Life для афроамериканского рынка. Гейтс говорит, что экземпляры Ebony и родственного ему журнала Jet, созданного по образцу Reader’s Digest, можно было найти «по всему моему дому», когда он рос: «Они были своего рода энциклопедией повседневной жизни чернокожих».
В Художественном музее Базеля Гейтс сконструировал элегантный деревянный шкаф в форме салтиры, содержащий более 2600 изображений чернокожих женщин из архивов JPC, которые художник описывает как «самое важное чернокожее издательство из когда-либо существовавших». На многих изображениях представлены красивые модели, одетые в гламурную одежду, но есть и фотографии «обычных» женщин, занятых домашними делами, такими как приготовление пищи или уход за детьми.
«Я хотел отметить в коллекции чернокожие женские образы», — объясняет Гейтс, который считает «красивых, могущественных женщин», появляющихся в кабинете, «черными мадоннами», то есть «обычными женщинами, которые творят чудеса». «В основе всего этого, — продолжает он, — меня очень интересовало, насколько влиятельные женщины в моей жизни и рядом с ней кажутся решением, которое мир никогда не ищет».
Это, по словам Гейтса, суть его новой выставки. «Так много проблем в этом мире создают мужчины, — говорит он мне. «Иногда я задаюсь вопросом: если бы у женщин было то положение, которого они заслуживают [в обществе], все было бы так же? Были бы мы такими же жадными, такими же коррумпированными, такими же невнимательными, такими же воинственными? Вот вопросы, которые у меня на уме».
Аластер Сук, критик The Telegraph по особым поручениям
Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-либо еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на наш Facebook или напишите нам на Twitter .
Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Если вы прочитаете только 6 вещей на этой неделе». Каждую пятницу на ваш почтовый ящик доставляется тщательно подобранная подборка историй из BBC Future, Culture, Capital и Travel.
Черная Мадонна Божественная тайна, скрытая во мраке – Sophia Foundation
ТЬМА — это единственная истинная действительность, основа и корень света, без которого последний никогда не мог бы проявить себя и даже существовать. Свет есть материя, а ТЬМА чистый Дух.
Е. П. Блаватская, Тайная Доктрина 1:70
Исида сказала Гору следующие слова, наставляя его о Тайной Доктрине: праотец Камефис был первым учителем. Так случилось, что Гермес услышал это учение от Камефиса, старшего из нашего рода. Я слышал это от Гермеса, летописца, в то время, когда он инициировал меня в Обряд Черного Совершенства, и вы услышите это сейчас от меня… [Слова Исиды из Коре Косму, священной книги Гермеса Трисмегиста. Медитации Таро, Аркан 9, Отшельник.]
Черная Мадонна, образ Божества, окутанный тьмой, хранится в бесчисленных паломнических церквях, в отдаленных монастырях, в крошечных часовнях и огромных соборах, в темных склепах и на высоких алтарях, на Сицилии, Испания, Швейцария, Франция, Польша, Чехословакия и Турция, а также Черная Тара в Китае, Кали в Индии и Богоматерь Гваделупская в Мексике. Ее посещают миллионы людей на протяжении сотен лет.
Более пятисот изображений Мадонны в мире черные или темные. Кто такая Черная Мадонна? Что она представляет миру? Каково ее сообщение? Можно рассматривать Черную Мадонну как архетипический аналог Девы Марии, в котором они взаимодействуют, поскольку Инь/Ян даосского символа создают единое целое, и каждая половина содержит в себе другую. Черная Мадонна известна как Царица Земли и как Мария как Царица Небесная; Черная Мадонна плодородна и порождает, поскольку Мария является иконой Непорочного Зачатия и Нетленности. Черная Мадонна — это Дева, которая не является супругой ни мужчины, ни божества, поскольку вся жизнь исходит от нее как от Матери-Природы. Мария получила семя Бога в форме Святого Духа. Тем не менее, хотя их и можно рассматривать как архетипические аналоги Божественной Женственности, и Черная Мадонна, и Мария по сути своего бытия представляют собой Ковчег Завета и Святой Грааль, несущие божественную мудрость и вмещающие обожествленную душу. .
«На ее лице выражение полного одиночества, настолько сильное, что ребенок, стоящий у нее на коленях или в объятиях ее левой руки, кажется странным придатком. Ее глаза непрозрачны, пусты, завуалированы в глубочайшем внутреннем мире. Она сидит глубоко, занавешенный сосуд, скиния Божьей мудрости, вечная кровавая пещера рождения, распада и возрождения». (Мейнрад Крейгхед, сестра-бенедиктинка)
Исторически Исида из Египта была первым зарегистрированным появлением Черной Мадонны, кроме палеолитических статуэток Венеры. Культ Исиды был доминирующей религией Средиземноморья в позднеримские времена и распространился на оккупированные римлянами земли, включая Галлию. Город Париж был посвящен Исиде, как Лион — Кибеле, а Марсель — Артемиде. Как и другие фигуры Черной Богини, Исида — дающая жизнь и исцеляющая богиня Земли. В «Золотом осле» Апулея Исида говорит: «Я — Природа, вселенская Мать, владычица всех элементов, изначальное дитя времени, владычица всего духовного, царица мертвых, царица также и бессмертных, единственное проявление из всех существующих богов и богинь». Далее в тексте говорится, что она идентична Кибеле, Артемиде, Афродите, Персефоне, Деметре, Юноне и Гекате.
После появления культа Исиды в четвертом веке н. э. Святая Елена, мать императора Константина, привезла Мадонну, известную как Ченстоховская Богоматерь, в Константинополь из Иерусалима, в то время, когда велись формирующие дебаты и исследования о значении Христа и христианства. К концу четвертого века основные постулаты христианства были сформированы, в первую очередь, благодаря работам св. Августина (354–430 гг. н.э.), и Черные Мадонны начали появляться в различных частях Европы, посеяв присутствие христианства. божественная женственность.
Когда в 869 году состоялся печально известный Константинопольский собор, было узаконено, что человек есть двоякое существо, чисто тело и душа. Любое упоминание или понимание духовной природы человечества считалось ересью. Однако медленно, но верно Черные Мадонны начали заселять пейзаж. Исцеляющий импульс, заложенный воплощением и воскресением Христа, под римским влиянием начал трансформироваться в религиозную и светскую силу. Когда Константинопольский собор узаконил сознание духовной природы человечества, появились две самые известные Черные Мадонны (Монсеррат и Эйнзидельн), которые стали заметными около 869 г..
В томе III «Кармических отношений», лекции третья и четвертая, Рудольф Штайнер описывает, что до эпохи кафедральных школ человечество испытало живое присутствие, живое знание духовного мира и живых духовных существ, присутствующих в природе.
В седьмом и восьмом веках было смутное ощущение этой связи с духовным миром. Именно в это время помрачения сознания Черные Мадонны появились в большем количестве и были размещены во многих соборных школах и центрах, где все еще культивировалось духовное знание.
Наибольшее количество Черных Мадонн было доставлено в Европу руками крестоносцев или тамплиеров во времена Бернара Клервоского, крестовых походов, строительства соборов и расцвета великих школ мистерий, особенно в Шартре. Святой Бернар получил свое вдохновение от Черной Мадонны в Шатийоне, где три капли молока вытекли из груди Черной Мадонны в его рот. Он приписал этот опыт своей преданности Марии. На этом основании он проповедовал близость человеческой души с Божественным.
Рудольф Штайнер утверждает, что Крестовые походы были подготовкой к Эпохе Души Сознания, начавшейся в 1413 году. Душа Сознания вселяет сознание в человеческие дела, где душа возвышается над личными желаниями или потребностями и соединяется с вечным, служа истинному и хорошо. Вечный дух сияет в душе, он соединяет свое существование с вечным.
Примечательно, что Черные Мадонны стали непременным атрибутом во времена крестовых походов, чтобы помочь сформировать грядущее рождение эры сознательной души.
Черная Мадонна символизирует близость человеческой души со Христом, символ человеческой способности родить Христа внутри себя. Бернар Клервоский, цистерцианцы, оказавшие влияние на тамплиеров, стремились сформировать культуру, которая могла бы стать сосудом для Христа. Они несли изображения Черной Мадонны по всему Европейскому континенту, сея воображение и призывая к этому культурному идеалу как силе для создания цивилизации, основанной на космической, преобразующей, поддерживающей любви.
Что означают эти статуи и картины Черной Мадонны? Каково Ее послание? Черная Мадонна вводит нас в присутствие глубокой, черной, неразрешимой тайны. Тем не менее, хотя и сокрытые космической тайной тьмы, некоторые аспекты величия Ее божественной сущности можно воспринять. Подобно тому, как Христос Иисус воплощал множество граней в своем служении, как целитель, учитель, священник, Добрый Пастырь, Агнец Божий, Хранитель Порога, Альфа и Омега, так и Черная Мадонна также проявляет различные способности. Огромная величина ее божественной сущности начинает открываться, когда Ее рассматривают с разных точек зрения: как Космическую Мать, Мать-Землю, Скорбящую Мать, Мать Сострадания и Мать, удаляющую все иллюзии из эго.
ЧЕРНАЯ МАДОННА КАК КОСМИЧЕСКАЯ МАТЬ:
Черная Мадонна — это тьма пустоты, из которой рождается даже свет, последняя тайна, которая вовлекает все сущее во все более и более глубокий союз с собой. Она — бесформенная пустота в начале Ригведы в индуизме и Книги Бытия в Библии. Черная Мадонна — великая космическая Мать, на коленях которой существует все творение, семя и источник творения, проявленный аналог трансцендентного существа Небесного Отца за пределами всего творения. Сама вселенная обнимается и питается ею. Она является посредником единства, объединяющим все аспекты творения, без разделения на нации, этнические группы или религиозные секты. Она — изначальная пустота, из которой все возникло.
ЧЕРНАЯ МАДОННА КАК МАТЬ-ЗЕМЛЯ:
Великая Мать-Земля возникла из изначального хаоса. Темная и плодородная, из ее плодородного лона зарождается вся жизнь; она рождает минеральное царство, растительное царство, животное царство и человеческое царство. Она поддерживает и питает все живое через свое тело, и по завершении каждого жизненного цикла все живое возвращается к ней. Как таковая, Она является источником всех темных, богатых, плодородных процессов Природы, агентом всех плодородных преобразований во внешней и внутренней природе — во внешнем мире и в душе.
Рыцари-тамплиеры ввели Черных Мадонн в христианство, отчасти для того, чтобы пробудить реальность Матери-Земли как живого существа. С переходом к патриархальной религии бога неба, за которой последовали иудео-христианские монотеистические традиции, поклоняющиеся природе религии богини древнего мира были подавлены, десакрализированы и во многих случаях демонизированы. С подъемом материализма и торговой экономики, а также последовавшим за этим разложением политики и религии возникло стремление вернуться к чистоте ранней апостольской эпохи. На этой культурной почве появились в Европе Черные Мадонны.
При зарождении человеческой жизни на земле определяющее событие произошло с братоубийством Авеля, когда человеческая кровь впервые пролилась на землю. Когда кровь Авеля соединилась с почвой земли, девственное качество Земли было утрачено, а сердце Матери-Земли навсегда изменилось. Люди нарушили священный дар жизни. Роберт Пауэлл в своей лекции о Черной Мадонне в Севастополе, Калифорния, 18 июня 2016 г. описал, что, чтобы помочь человечеству, Мать-Земля удалилась в сердце Земли, чтобы защитить неразвитое человеческое «я», живущее в крови, и что Она останется там до того времени, когда люди разовьют зрелость, чтобы искупить дела прошлого через духовное рождение Христа внутри. Этот уход был окончательной жертвой
Мать. Она соединила Себя с судьбой грехопадения человечества и держит возле своего сердца каждое человеческое «я», чтобы сохранить его святость. Черная Мадонна сидит с Младенцем Христом на коленях, предлагая Его нам исцелить прошлое и вернуть наше «я» в его суверенитете.
ЧЕРНАЯ МАДОННА КАК СПЕЧАЛЬНАЯ МАТЬ:
Ее покрытое шрамами темное лицо выглядывает из-за танцующего пламени свечей. Она не кажется от этой земли. Она словно окно между мирами, как будто глядя на нее, смотришь в бездну космоса. Через ее проницательный взгляд кружатся все неудачи человечества, все насилие, насилие, войны, страхи, болезни, загрязнение, угнетение и экономическая несправедливость. Горе всего мира принадлежит Ей. Она несет цену, цену, страдания и священную агонию Божественной Женственности в каждом из нас.
Она та часть нас, которая сожжена, ранена, иссушена и сломлена миром, тем, что мы страдаем в мире. Это женщина, сожженная любовью, постоянным, неизбежным открытием сердца страданию жизни, несправедливости людей и жестокости ложного «я». Стоя перед нами в своем обожженном, черном достоинстве, она олицетворяет силу переносить бесконечные страдания, не закрывая своего сердца, стоять в огне, обжигаться и обугливаться, никогда не отворачиваясь от необходимости любить полностью и тотально. .
Так много Черных Мадонн были изуродованы, сожжены, сломаны, похоронены, и все же они побеждают, они исцеляются, они продолжают существовать веками. Это может быть одной из причин, почему Черные Мадонны так привлекательны. С момента появления Черных Мадонн в истории человечества на планету вырвалось ранее невообразимое зло.
Войны, религиозные раздоры, геноцид, эпидемии, преднамеренное разрушение окружающей среды стали испытанием для самых стойких. Тем не менее, по самой своей черноте Черные Мадонны служат напоминанием о том, что даже во время страданий в самые темные ночи возможны любовь, мудрость, стойкость и воскресение.
Матерь Долороза, Мадонна Одиночества и Печали созерцает и носит в Себе даже самую невыносимую нашу боль. «Этот аспект Черной Мадонны — посвящение в горящую печь милосердия. Она ведет вас в глубины тайны Матери, потому что Мать — это не просто великое темное облако последней тайны, возвышающее все, от откровения к откровению. Она не просто Царица Природы, Царица всех плодородных процессов, превращающих саму жизнь в зеркало Божественного. . . Черная Мадонна есть та сила чистой страдательной мистической любви, которая уничтожает зло в самом его корне и рождает Младенца Христа в недрах души, как горит мир». — Эндрю Харви, «Радикальная страсть». Североатлантические книги, 2012. стр. 62.
ЧЕРНАЯ МАДОННА КАК МАТЬ СОСТРАДАНИЯ:
Слово сострадание, означающее любить вместе с, происходит от латинского con, означающего вместе, и passus, означающего терпеливого или страдающего. В библейском иврите слово рихам, означающее сострадание, происходит от слова рехем, что означает мать, чрево или проявление милосердия. Арабское слово, обозначающее сострадание, рахмах, также переводится как чрево. Значение имени Исида — трон, поскольку египетское слово для Исиды, Аст или Асет, означает трон или место. Исида — это звукоподражательное азиатское слово, Иш-иш, что означает плачущая. Черная Мадонна — чрево вселенной — представляет собой космический круг, где собираются все существа. Черная Мадонна — Престол Сострадания, Божественное лоно.
Сострадание — это то состояние, когда человек видит всех живых существ как часть самого себя, а страдания каждого видят как свои собственные страдания. Только Великая Мать могла дать сострадание, необходимое горестному человеческому состоянию. Черная Мадонна — это печальная мать, мать, которая плачет слезами о страданиях во вселенной, страданиях в мире, о разбитых наших очень уязвимых сердцах. В христианской традиции она держит умирающего Христа на коленях. Распятый Христос представляет все существа — это космический Христос, а также исторический Иисус, которого она обнимает, ибо все существа страдают, и Черная Мадонна, Великая Мать, знает это и сопереживает нам в нашей боли. Она обнимает нас, как нежная мать с сострадательным сердцем ко всему миру. Она предлагает нам погрузиться в свое горе и узнать, чему нас может научить страдание. Мудрость, почерпнутая из скорбящего сердца, становится плодородной утробой для рождения нового.
Скорбь опустошает душу от боли, она открывает чрево, чтобы вынашивать разворачивающееся будущее. Черная Мадонна — это квинтэссенция любви, и ее безусловная любовь исцеляет самые глубокие душевные раны. Она воплощает живое присутствие преобразующей силы сострадания и принятия.
ЧЕРНАЯ МАДОННА КАК КАЛИ:
В индуизме Кали является проявлением Божественной Матери. Имя Кали происходит от санскритского корня слова Kal, что означает одновременно и время, и черный. Она приравнивается к вечной ночи, является трансцендентной силой времени и является супругой бога Шивы, разрушителя нереальности. Нет ничего, что ускользнуло бы от всепоглощающего хода времени. Как супруга разрушителя нереальности, Она раскрывает иллюзорный эгоцентричный взгляд на реальность и вызывает разочарование или разрушение ложного эго. В индуизме Шива и Кали даруют освобождение, устраняя иллюзию эго и отождествление с телом, пробуждая вечное Я ЕСМЬ.
Ее черная кожа представляет собой чрево непроявленного квантового поля, из которого возникает все творение и в котором все творение в конечном итоге растворится. Она изображена стоящей на Шиве, который лежит под Ней с белой кожей, в отличие от Ее черной, а иногда и темно-синей кожи. У него блаженный отстраненный взгляд. Шива представляет собой чистое бесформенное сознание — сат-чит-ананду (бытие-сознание-блаженство), в то время как Она представляет «форму», вечно поддерживаемую субстратом чистого сознания.
Из всех форм женского начала в индуизме Кали наиболее сострадательна, потому что Она дает мокшу, или освобождение, Своим детям. Она разрушает только для того, чтобы воссоздать, а разрушает она грех, невежество и распад. Эго дрожит от страха, когда видит Мать Кали, потому что эго видит в Ней свою собственную кончину. Если человек привязан к своему эго, Мать Кали появится в устрашающей форме. Зрелая душа, которая занимается духовной практикой, чтобы устранить иллюзию эго, видит Мать Кали очень доброй, нежной и переполненной непостижимой любовью к Своим детям.
В Черной Мадонне у вас есть всеобъемлющий символ божественной женственности, дикости, ярости, свирепости, величия разрушительности, ярости против иллюзий, ярости против жестокости и несправедливости, которая также является частью священного женский род.
Святость и острая точность ее разрушения, срывает иллюзии эго, после чего она изливает совершенно новое видение и новое осознание в темную пустую пустоту, которую она приготовила в вашей душе.
Черная Мадонна, во всех ее проявлениях, — это, в конечном счете, чернота божественной тайны, прославляемая великими мистиками, которые видят божественное как вечно непознаваемое, таинственное, за пределами всех наших понятий, скрытое от всех наших чувств в свете, столь ослепляющем его.