Дорога туапсе: Как проехать без пробок в Туапсе, Дорога на Шаумянский перевал, Какие дороги закрыты в Краснодарском крае, Дорога Горячий Ключ Хадыженск отзывы — 15 июня 2022

Шаумянский перевал | Titam.ru

Шаумянский перевал

Шаумянский перевал — это альтернативная дорога до Туапсе, если ехать со стороны Краснодара, Апшеронска либо Майкопа. Является альтернативой самому популярному маршруту на Туапсе — трассе М-4 через Горячий ключ и Молдовановский перевал.

Всем известно какими многочасовыми пробками в летний сезон славится эта дорога к морю через Горячий ключ. Через Шаумянский перевал есть шанс проехать без пробок. Трафик здесь в разы меньше. За счет, во-первых, меньшей известности маршрута. Во-вторых, дорога идет именно на Туапсе, а не на Джубгу. И, в-третьих, отсутствия асфальтового покрытия на самом перевале длиной в 7 километров, что зачастую решает не в пользу этого маршрута.

Также через перевал получается короче дорога на поселок Индюк, знаменитый своей туристической меккой — горой Индюк.

По километражу через Шаумян от Краснодара до Туапсе получается дальше — 210 км, в то время как через Джубгу — 190 км. Но в сезон пробок это будет не значительной разницей.

Маршрут на Шаумянский перевал

!Стоит обратить внимание — навигатор может проложить от Краснодара на Шаумян 2 маршрута:

  1. Горячий ключ — Кутаис — Хадыженск;
  2. Саратовская — Имеритинская — Апшеронск.

В 2015 году я поверил навигатору и поехал по первому маршруту сразу на Хадыженск — это было фиаско, так как порядка 30 км участка «Горячий ключ — Хадыженск» гравийная дорога качества ниже среднего. Подвеску автомобиля можно оставить на этой стиральной доске. Возможно сейчас здесь лежит асфальт, но я больше не проверял ни разу и всегда ездил только через Саратовскую на Апшеронск, а далее уже на Хадыженск.

Яндекс КартыТуапсе: как доехать на автомобиле, общественным транспортом или пешком – Яндекс Карты

До начала перевала дорога хорошая, местами встречаются выбоины, но в целом всё ровно. Чем ближе к Шаумянскому перевалу, тем дорога становится атмосферней, впереди начинают проглядываться изгибы местных гор.

Дорога на Шаумянский перевалДорога на Шаумянский перевал

Состояние дороги на Шаумянском перевале

Сразу за информационной табличкой о начале перевала асфальт заканчивается и начинается гравийная дорога. Проехать прям с комфортом здесь конечно не получится — потряхивать будет в любом случае, но в сухое время года участок легко проезжаем на легковом автомобиле.

От пыли здесь не скрыться — она стоит столбом, даже порядком ухудшая видимость, и покрывает всю окружающую растительность. Если вы выехали на чистом автомобиле, то планируйте для него банные процедуры после возвращения. Решите остановиться и выйти из машины — на несколько сантиметров погрузитесь ногой в слой белой маркой пыли. Источник этой пыли — горная порода и гравий, перетираемые колёсами машин.

Шаумянский перевалШаумянский перевал. Пыль на деревьях.Шаумянский перевал. Пыль на траве.

Во время дождей условия ухудшаются — всю пыль, хоть как-то сглаживающую неровности между камнями, вымывает и ехать придется как по грубой брусчатке.

Зимой во время снега сюда лучше не ехать — условия будут совсем суровыми и можно надолго застрять.

На всём участке перевала стоят знаки с ограничением скорости в 40 км\ч, но и это с запасом, так как более 20-30 км\ч лучше не разгоняться. Во-первых, иногда встречаются ямы. Во-вторых, ограждения по краям дороги стоят не везде, а обрывы местами очень приличной высоты. В-третьих, постоянные серпантины и повороты заставляют быть всё время на чеку. Также сюда можно добавить тот факт, что машин на перевале не так уж мало, как попутных, так и встречных. Очень много грузовиков, с которыми на некоторых участках приходится разъезжаться впритирочку.

Есть несколько обзорных точек, с которых открываются виды на юго-запад.

Вид с Шаумянского перевала

Горы Индюк отсюда ещё не видно, но, проехав перевал, вы её обязательно заметите с левой стороны по ходу движения. Перед поселком Индюк проезжаем под живописным мостом:

Поселок Индюк. Мост

По дороге через Шаумянский перевал мы ездили в посёлок Терзиян, когда ходили на гору Шесси, и в поселок Индюк — поход на гору Индюк и в каньон Бешенки.

Шаумянский перевал на карте

Вам понравится:

Дорога Туапсе — Сочи. Сочинский серпантин, описание и фото

         Ну, вот и мы прокатились по знаменитому Сочинскому серпантину. Перед поездкой начитались страхов, что повороты крутые и дорога узкая. Ничего подобного, не верьте, кто вам будет рассказывать ужасы, дорога на Сочи вполне сносная и даже комфортная и назвать её серпантином можно с натяжкой. После ремонта и реконструкции, которая была проведена к Сочинской олимпиаде, никаких проблем на маршруте у нас не было. Ехали мы весной и даже наслаждались местными красотами и природой.

 

 

Расстояние по этой дороге от Туапсе до Сочи 120 км и если в средней полосе вы это расстояние пройдете часа за полтора, то по Сочинскому серпантину выйдет часа 3,5 при условии, что не будет пробок.

    Участок дороги от Туапсе до Сочи действительно для жителей средней полосы покажется необычным и местами экстремальным. Но! Во-первых, вся дорога действительно хорошо отремонтирована, покрыта асфальтом, без трещин и выбоин, а все повороты плавные и не крутые. Во-вторых, да, серпантин присутствует, но он не такой страшный, как о нём пишут на многих сайтах. Машины встречаются в дневное время часто, но мы в пробки не попали, возможно, потому, что ещё был не сезон. С нами в машине была дочка, которую в нашем городе в долгих переездах иногда подташнивает и мы готовились к преодолению Сочинского серпантина заранее: запаслись водой и таблетками, которые в итоге не пригодились. Возможно свежий горный воздух, возможно, что-то ещё, но мы доехали до Сочи без приключений и укачиваний. 

Самый сложный и извилистый участок начинается сразу, как только вы проедете Туапсе. В основном дорога двухполосная с одной сплошной посредине и узким тротуаром вдоль обочины. Разметка новая и отчетливо видна даже в темное время суток. Ехать по дороге не сложно и не опасно, если всё время держаться правой стороны и не спешить. Иногда за поворотом вас может поджидать полиция.

В населенных пунктах можно остановиться отдохнуть, если кому-то совсем уж станет не хорошо, и перекусить в небольших кафе и закусочных с видом на море. Везде чистенько и аккуратненько. К слову говоря, мусора на дороге до самого Сочи мы нигде не видели, просто приятно даже было. Скорость в населенных пунктах, как и положено 60 км, но кое-где встречается ограничение в 40 км/час. После Лазаревского повороты встречаются чаще и машин больше, такое ощущение, что в высокий сезон здесь бывают пробки, особенно, если на пути следования окажется длинномер или фура, обогнать которую будет сложно.

 

 

 

 

   

       После поселка Глубокая щель с правой стороны будет видно море, и наш ребенок непрерывно смотрел в окно, что отвлекало его от разных укачиваний. Пару раз мы останавливались на всякий случай в местах отдыха на дороге, которые обозначены знаком «парковка».

На подъезде к Сочи дорога становится двух полосной в одну сторону и разделена в середине бруствером. Так что смело собирайтесь в дорогу и не бойтесь. И пара советов: возьмите с собой в машину воды побольше, и при возможности в высокий сезон рассчитайте  время так, чтобы проезжать по Сочинскому серпантину или рано утром или ночью.

 

100 км от Туапсе

104 км к северу от Туапсе:

Международный аэропорт Краснодар

Краснодар

99 км к северо-востоку от Туапсе:

майкоп

97 км к юго-востоку от Туапсе:

Сочи

Международный Аэропорт Сочи (Адлер )

97 км к северо-западу от Туапсе:

Аэропорт Геленджик

Геленджик




100 км: Апшеронск, Россия

95 км: Гор Ное Лоо, Россия


Это приблизительное расстояние в радиусе от Туапсе, Россия. Ищите места для отдыха в пределах досягаемости для однодневной поездки или отдыха на выходных. На общей территории есть много городов, поэтому, если вы ищете более близкие места, попробуйте меньший радиус, например 50 км. Если вы готовы ехать дальше, попробуйте 150 км.

Не знаете, куда идти? Совершите однодневную поездку из Туапсе или, если у вас есть больше времени, вы можете исследовать поездки выходного дня из Туапсе, но обязательно проверьте дорожные условия вокруг Туапсе. Ищете небольшие города или населенные пункты рядом с Туапсе, Россия? Получите полный список до 500 городов рядом с Туапсе.

Измените настройки:

Другие города в радиусе 100 км

Здесь расположено больше городов на радиусе круга полета 100 км. Расстояние вождения может отличаться от расстояния полета по прямой.

98 км: г. Майкоп, Россия

98 км: г. Тульский, Россия

98 км: г. Холмская, Россия

98 км: г. Яблоновский, Россия

97 км: г. Белореченск, Россия

95 км: Ханская, Россия

95 км: Геленджик, Россия

92 км: Энем, Россия

90 км: Ильский, Россия

90 км: Афипский, Россия

89 км: Северская, Россия

85 км:  Адыгейск, Россия

77 км: Сочи, Россия

58 км: Горячий Ключ, Россия




городов в радиусе

время (1 час) или расстояние (100 миль):

местонахождение (название города):


время в пути из Туапсе, Россия

города в пределах 1 часа от Туапсе
1,5 часа от Туапсе
места в пределах 2 часов от меня в Туапсе
исследовать 2,5 часа от Туапсе
3 часа карта радиуса от Туапсе
3,5 часа езды от Туапсе
места в пределах 4 часов от меня в Туапсе
в пределах 4,5 часов от меня в Туапсе
5 часов езды от меня в Туапсе
5,5 часов езды от Туапсе
в пределах 6 часов от Туапсе
7 часов езды от Туапсе
8 часов езды от Туапсе
9 часов езды от Туапсе

Расстояние от Туапсе, Россия

100 км южнее Туапсе
100 км восточнее Туапсе
100 км западнее Туапсе
города в пределах 10 км от меня в Туапсе
в пределах 20 км от меня в Туапсе
30 км в радиусе от Туапсе
40 км на машине от Туапсе
расположены в 50 км от Туапсе
10 0 км радиус от Туапсе
в пределах 150 км от Туапсе
200 км в пути от Туапсе
расстояние в 250 км от Туапсе

в пути 300 км от Туапсе
350 км в пути из Туапсе
400 км в пути от Туапсе
в пути 450 км от Туапсе
500 км от Туапсе
однодневные поездки из Туапсе

Измените настройки:

Туапсе, Россия находится по GPS
координаты широты и долготы
44° 6′ 45″ N  /  39° 4′ 27″ E


Туапсинская оборонительная операция | Операции и кодовые названия Второй мировой войны

«Туапсинская оборонительная операция» была советской шестой из семи подопераций, вместе составляющих «Северо-Кавказскую стратегическую оборонительную операцию» (25 сентября/20 декабря 1942 г. ).

Предприятие велось на советской стороне Черноморской группой войск Закавказского фронта генерала Полковника Якова Т. Черевиченко (с 17 октября генерал-лейтенанта Е. Петрова) и может быть разделено на два периода. : первая, с 25 сентября по 23 октября, включала наступление немцев в рамках «Эдельвейса» и отход на рубеж, соединяющий реку Пшиш, гору Семашхо и села Шаумян и Гойт; а вторая, с 23 октября по 20 декабря, включала в себя контрнаступление 18-й армии генерал-майора Андрея А. Гречко.0129-я

-я армия и немцы пытаются развить успех в районе г. Семашхо и в сторону села Георгиевское.

В состав Черноморской группы войск входили 18-я -я армия Гречко, 56-я -я армия генерал-майора Александра Ивановича Рыжова, 12-я -я армия генерал-лейтенанта Николая Ивановича Кириченко (до 20 сентября) и генерал-лейтенант Сергей К. Горюнова 5 ВВС.

Немецкие силы, участвовавшие в этой части «Эдельвейса», представляли собой соединения 9-го полка генерал-полковника Рихарда Руоффа. 0143 17 -я армия и входили XLIV корпус генерала Максимилиана де Анджелиса, LVII танковый корпус генерала Фридриха Кирхнера, части XLIX Gebirgkorps генерала Рудольфа Конрада и Генерал-майор (с 1 декабря генерал-лейтенант) Хьюберта Ланца 1 st Gebirgsdivision , а поддержку с воздуха обеспечивал Luftflotte IV генерал-полковника Вольфрама Фрайхерра фон Рихтгофена.

В первый период «Туапсинской оборонительной операции» с 10 августа по 25 ноября взятие немцами Армавира 6 августа проложило путь к попытке немцев захватить Туапсе в качестве первого этапа предполагаемого наступления на юг- на восток вдоль побережья Черного моря до Сухуми и оттуда в Батуми недалеко от границы СССР с Турцией. За день до падения Армавира советское верховное командование, зная о неизбежности потери Армавира, приказало Будённому: «В связи с наступлением [немцев], действовавшим из района Армавира, захватить Майкоп, а затем выйти к побережью Черного моря у Туапсе, [он должен был] немедленно и прочно прикрыть район Майкопа и дорогу Майкоп-Туапсе, чтобы лишить [немцев] возможности продвинуться с пути, связывающего Армавир и Майкоп, и выйти побережье Черного моря.

6 августа командующему 18-й -й армией Камкову было поручено прикрыть фланг 56-й -й армии силами 216-й -й дивизии генерал-майора Александра Михайловича Пламеневского. В это же время фронт начал перегруппировку войск в районе Майкопа. 383-я -я дивизия генерал-майора Константина Ивановича Провалова и 236-я -я дивизия Полковника Гельба Н. Корчикова подлежали передислокации на новый рубеж всеми возможными способами, включая конные и моторизованные. Первая дивизия должна была занять позицию в районе станции Хадыженская, а вторая — в районе Майкопа. Обе дивизии должны были выйти на новые позиции не позднее 8 августа.

9 августа приказ был изменен: 383-й -й дивизии направиться на Белореченскую, а 236-й -й дивизии занять оборону позади 383-й -й дивизии. Целью этого развертывания было не допустить наступления немцев на Туапсе со стороны Белореченской. В этот же день XVII кавалерийский корпус, которым в то время командовал Кириченко, был быстро переброшен между реками Лаба и Белай с задачей подавить всякое продвижение немцев в направлении Белореченской и Майкопа. Новая оборонительная позиция базировалась на станице Келермесской, станции Гиагинская и деревнях Мокро-Назаров и Воронцово-Дашковский. Справа, в районе станицы Махошевской, находились остатки I корпуса генерал-майора М.М. Шаповалова.

Обороняющиеся дивизии XVII корпуса попали под удар 30 немецких танков и мотопехоты -й дивизии СС «Викинг» -й группы СС Феликса Штайнера, наступавшей из района станиц Ярославская и Кострома. Немцы вклинились левым флангом корпуса на майкопском направлении, одновременно немцы пытались прорваться между станицами Келермесская и Гиагинская на стыке 12-й -й кавалерийской дивизии и 13-й -й кавалерийской дивизии.-я кавалерийская дивизия с шестью танками и 28 бронетранспортерами. Левее 15-й -й дивизии атаковали 50 танков и мотопехоты. После проверки немцев, понесших значительные потери, дивизии корпуса начали отход на левый берег реки Белой, но в 18.30 того же дня немцы ворвались на северо-восточную окраину Майкопа.

Утром 10 августа Тюленев получил из Москвы категорический приказ: «В связи со сложившейся обстановкой наиболее важным и опасным положением для Северо-Кавказского фронта и Черноморской группы войск в настоящий момент является направление от Майкопа до Туапсе. Когда [немцы] войдут в район Туапсе, 47 -я армия и все силы фронта в районе Краснодара будут отрезаны и взяты в плен. Немедленно перевести [Полковника М. Т. Тихонова] 32 -ю гв. дивизию из состава 47-й -й армии в состав [Полковника Гельба Н. Корчикова] 236-й -й дивизии и ни в коем случае, под свою личную ответственность, не допускать [немцев] добраться до Туапсе». Этот приказ положил начало «Туапсинской оборонительной операции».

Попытки элементов 12 -й армии, 18-й -й армии и XVII кавалерийского корпуса сдержать, если не остановить, импульс наступления -го LII танкового корпуса -го и -го XLIV -го танкового корпуса в период с 10 по 16 августа составили наиболее интенсивные и драматический период августовских боев на Кубани. Немецкие силы насчитывали 162 400 человек, 147 танков и штурмовых орудий, 1316 артиллерийских орудий и 950 минометов, а действия сухопутных войск поддерживали 350 боевых самолетов 9-й дивизии генерала Курта Пфлюгбейля.0143 IV Fliegerkorps из Luftflotte IV . Эти силы были выстроены преимущественно по берегу реки Белой. На другом берегу реки к 10 августа советские войска на 60-мильном (100-километровом) расстоянии от поселка Вербин до Майкопа находились остатки 16-й -й бригады, 68-й -й бригады и 81-я -я ст -я бригада на левом фланге; четыре уже сильно пострадавшие кавалерийские дивизии XVII кавалерийского корпуса в центре; и соединения 18 -й армии справа. Этими последними были 31-я -я дивизия генерал-майора Михаила И. Озимина и 383-я -я дивизия, медленно наступавшая 236-я -я дивизия, остатки 9-й -й дивизии численностью всего около 150 человек и учебные батальоны. Урюпинского пехотного училища генерал-майора Станислава Александровича Ивановского.

Фронт сосредоточил свое внимание в первую очередь на районе, удерживаемом казачьими кавалерийскими дивизиями, но не только потому, что здесь ожидалось приближение немецких моторизованных частей. Между этим районом и переправами через реку Белую очень большая масса мирных жителей с пожитками и скотом хаотично направляется к речным бродам. Воинские части и отдельные неорганизованные группы остатков 4 , 74-й , 176-й , 230-й , 261-й -й и 318-й -й дивизий, а также 30-й -й кавалерийской дивизии, 113-й -й бригады и 138-й -й кавалерийской дивизии -я бригада, 69-й -й УР и 151-й -й УР, а также разные остатки артиллерийских и минометных дивизий. Вся эта масса постоянно отступающих и нередко впадающих в панику лиц двигалась сквозь обороняющихся, оказывая существенное негативное влияние на моральный дух сражавшихся соединений и частей, а также препятствуя созданию и укреплению эффективной обороны.

10 и 11 августа немцы пытались форсировать реку в составе 100 бронеавтомобилей и трех моторизованных дивизий в составе 97 й Jgerdivision генерал-лейтенанта Эрнста Руппа, 101 90 генераллейтенанта Эриха Дистеля 129-я -я дивизия и дивизии СС «Викинг» . Советское положение осложнялось еще и тем, что 9 августа немцы взяли Краснодар. 10, 11 и 12 августа соединения 56-й 9-й0129-я -я армия пыталась помешать немцам форсировать реку Кубань. Уже на этом этапе советская оценка намерений немцев заключалась в том, что они планировали продвигаться в предгорья главного хребта Кавказских гор и дальше, через перевалы к населенному пункту Джубга.

12 августа немецкие танковые и механизированные соединения и части, которым предшествовали массированные артиллерийско-минометные обстрелы, дополненные налетами авиации, прорвали оборону XVII кавалерийского корпуса и 18-го 9-го0129-й -й армии, и наступали на двух направлениях: одном на ст. Хадыженская, а другом в верховьях рек Пшеха и Маратук, преследуя отступавшие советские войска. Утром 13 августа немецкая бронетехника подошла к станции Кабардинская.

Район Туапсе считался Советским Союзом настолько важным, что туда была переброшена 32-я -я гвардейская дивизия из района Новороссийска.

14 и 15 августа немцы пытались прорваться в поселок Хадыженский, а оттуда на одноименную станцию. К этому времени командование советского фронта создавало сводный отряд из остатков 9-й67 -го -го полка, 182-го -го -го резервного полка и армейского запасного батальона, и это заняло хорошую оборонительную позицию в районе станции Хадыженская.

16 августа в ходе боя с немецкой бронетехникой и мотопехотой в поселке Хадыженский были уничтожены два батальона 236 дивизии 818 полка. В этот же день в ходе ожесточенных рукопашных боев батальоны 81-й -й ст -й морской бригады в районе сел Шугай и Кура-Цице разгромили полк Словацкого генерала И. И. Мобильная дивизия . Это предотвратило попытку немцев прорваться к станции Хадыженская с тыла. Сводный отряд успешно отразил атаки Оси, убив до 500 человек и разрушив штаб их полка.

Что нельзя отрицать, так это тот факт, что советской способности стабилизировать ситуацию в районе Туапсе способствовала переброска 1 st Panzerarmee генерал-полковника Эвальда фон Клейста в район Грозного и передислокация других немецких подразделений в Новороссийская область.

22 августа 32-я -я гв дивизия была переброшена на позиции с центром на станции Хадыженская, и все попытки немцев прорвать ее оборону не увенчались успехом. Затем бои до 25 сентября приняли характер локальных тактических мероприятий. На левом фланге к началу 20 августа 20-я -я дивизия, 30-я -я дивизия, 349-я -я дивизия и 395-я -я дивизия, а также остатки 76-й -й 9-й дивизии0130 Военно-морская бригада остановила движение генерал-лейтенанта Рудольфа фон Бнау из 73 й дивизии , генерал-лейтенанта Вилли Шнекенбургера 125 й дивизии , генерал-лейтенанта Людвига. Мюллера 198 -й дивизии и словацкой -й подвижной Дивизия и все пути через Пятигорский и Хребтовый перевалы были перекрыты. В тылу 56 -й армии соединениями первой линии соединения второй линии блокировали дороги и пути к Черноморскому побережью, Полковник Федор Сергеевич Кольчук 353 -я дивизия заняла позиции. Здесь, на левом фланге, события уже снизились до уровня локальных тактических операций до 25/26 сентября.

На правом фланге советской обороны, по верховьям рек Маратук и Пшеха, все попытки немцев прорвать оборону 31-й -й -й гвардейской кавалерийской дивизии, 11 -й гвардейской кавалерийской дивизии, один полк 236-й -й дивизии и батальонов Урюпинского военно-пехотного училища и тем самым форсировать перевал Хакуч в направлении станции Лазаревская не удавалось до 19 декабря.42. Таким образом, все надежды немцев достичь в августе побережья Черного моря в районе Туапсе рухнули. Августовские неудачи под Туапсе резко повлияли на карьеру трех высших немецких командиров, двух из них — генерал-фельдмаршала и одного — генерал-полковника.

Во второй половине сентября Oberkommando des Heeres разработала план наступления «Аттика», в ходе которого Heeresgruppe «A» под непосредственным командованием Oberkommando des Heeres с 10 сентября должна была прорваться из так — так называемый «Готенкопфский» плацдарм на Таманском полуострове, который был захвачен десантом «Бльхер II» из Керчи 2 сентября и продвигаться на юго-восток вдоль побережья Черного моря до Туапсе. Это предприятие было разработано, чтобы восстановить импульс застопорившегося «Блау III» к нефтяным месторождениям в Майкопе и Кавказским горам между Майкопом и нефтяными месторождениями в Баку на каспийской стороне гор. Ланца 1 st Gebirgsdivision и генерал-лейтенанта Карла Эглсера (с 22 октября генерал-лейтенанта Германа Кресса 4 th Gebirgsdivision Конрада XLIX Gebirgskorps 90 146, генерал-майора Эрнста Хациуса 46 -я дивизия , батальоны трех иностранных легионов и несколько Из района Приэльбрусья в район Туапсе прибыли подразделения специального назначения, для проведения которых были существенно усилены и переоснащены бойцы двух пехотных, двух стрелковых и двух моторизованных дивизий, а значительная часть 901:43 Luftflotte IV был совершен. Операцию должен был возглавить Ланц как командир Туапсинской штурмовой группы.

Обстановке во втором периоде «Туапсинской оборонительной операции», начавшейся 20 августа, предшествовала несколько странная ситуация, сложившаяся для немцев после взятия ими Новороссийска, ибо они не могли использовать новороссийский порт как 47-я -я армия по-прежнему удерживала восточный берег Цемесской губы. Это убедило немецкое командование попытаться окружить и/или изолировать 47-ю дивизию.0129-й -й армии путем взятия Туапсе. Таким образом, немцы решили перебросить в этот район соединения, полученные при захвате Новороссийска, а также так называемую Gruppe «Lanz» XLIX Gebirgkorps .

Во второй половине дня 23 сентября немцы обстреляли оборонительные позиции 56-й -й армии артиллерийским огнем. На участке 30-й -й дивизии генерал-майора Бориса Николаевича Аршинцева немцы выпустили 5000 снарядов и мин, дополненных бомбами 32 боевых самолетов, чтобы ослабить советскую оборону, прежде чем начать атаку силами двух пехотных батальонов. В секторе Полковник А. И. Петраковского 395 -й дивизии после крупной артиллерийской подготовки и налета 75 самолетов немцы ввели в атаку аж 3,5 полка пехоты, пять средних танков и 11 легких танков и бронемашин. Обе попытки немцев были отбиты. На правом фланге 18-й -й армии немцы вслед за стандартным артиллерийским обстрелом и воздушной атакой с натиском нанесли удар 968-му -му -му полку 236-й -й дивизии и овладели хуторами Белая Глина и Червяково.

В центральном секторе, в районе станции Хадыженская, все пошло не так, как планировалось немцами. В ночь с 20 на 21 сентября 32-я -я гв дивизия сама перешла в наступление при поддержке 465-й -й штрафной роты и автоматного подразделения. Бойцы штрафной роты атаковали занятую немцами высоту и отбросили их примерно на 440 ярдов (400 м), а затем удерживали свои позиции 24 и 25 сентября. Это позволило Советам убрать 183 химические бомбы с нейтральной полосы, что было невозможно в августе.

Утром 25 сентября немцы начали свою собственную наступательную операцию, и эта дата использовалась в советских отчетах о «Великой Отечественной войне» как начало «Туапсинской оборонительной операции». Второй период «Туапсинской оборонительной операции» характеризовался кровопролитным характером боев, особенно на центральном участке. В начале октября немцы заняли село Шаумян. 19/20 октября немцы поймали 408-й 9-й полковник П. Н. Кицук.0129-й -й дивизии в клещи, и в последующие два дня дивизия была фактически уничтожена в долине реки Пшиш. Однако в этот же период немцам не удалось прорвать Гойтхский перевал, где 107-я -я бригада вела особенно жесткую оборону.

23 октября. Немецкий батальон, наступая вслед за отступающими остатками 408-й -й дивизии, вышел на вершину горы Семашхо, с которой виден Туапсе. Однако всего через несколько часов немецкий батальон был отброшен 353-й дивизией.0129-й -й дивизии 1147-й -й полк. В течение следующих четырех дней в центральный сектор 18-й -й бригады были передислоцированы 8-я -я сбр, 9-я -я гвардейская бригада, 10-я -я сбр и 165-я -я сбр. армейский сектор и 28 октября 10-я -я бригада нанесла контрудар в верховьях реки Пшиш. На левом фланге к концу сентября немцам удалось прорваться к деревням Безымянное и Фанагорийское, которые они захватили, а затем продвинулись дальше в верховьях реки. Немцы не могли взять Псекупы в тылу 18 9 г.0129-я -я армия в составе батальонов 76-й -й бригады морской пехоты закрыла долину. Немцам не удалось отбросить батальоны 395-й -й дивизии, засевшие на высотах Качкановского хребта. Как и прежде, части 30-й -й дивизии в долине реки Каверзе прикрывали выход с перевала Позвоночник и останавливали немцев. На правом фланге советских войск, в районе Лазаревского, бои окончательно не прекратились. 46 -я армия перебросила на этот участок 67-й -й горнострелковый полк и стрелковую бригаду, а немцы выжидали в долинах рек Маратук и Пшеха.

В конце октября 56-я -я армия была усилена прибытием 83-й -й бригады ВМФ, а в начале ноября 255-я -я бригада морской пехоты вышла на стык 18-й -й армии и 56-й -й армии, быстро остановившей немецкое наступление с западных отрогов Сарай-Горы. 8 ноября командующий Черноморской группой войск Петров определил 18 -й армии в предстоящей наступательной операции, и для успешного выполнения этой задачи 83-й -й горнострелковой дивизии Полковника Александра Александровича Лучинского была передана из состава 53-й -й армии генерал-майора Трофименко Сергея Григорьевича Закавказской армии Тюленева. Передний. В центральный сектор были направлены один полк специального назначения, один отдельный офицерский батальон особого назначения, один батальон морской пехоты и четыре бакинских горных отряда.

К 20 ноября немцы были остановлены, а через пять дней весь центральный участок 18 -я армия перешла в наступление, тем самым завершив «Туапсинскую оборонительную операцию» и начав «Туапсинскую наступательную операцию».

«Туапсинская наступательная операция» была направлена ​​на уничтожение двух немецких группировок, известных в Советском Союзе как «Гойтхская группировка» и «Семашховская группировка».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *