В Старой Руссе отпраздновали 200-летие Достоевского
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Культура
27.09.2021 18:30
Поделиться
Елена Николаева (Новгородская область)
В Старой Руссе Новгородской области, где несколько лет жил и писал свои произведения Федор Михайлович Достоевский, с размахом отметили 200-летие писателя. На Соборной площади работало сразу две сцены, были задействованы Липовые аллеи и пешеходная улица Воскресенская, где при участии делегации Союза писателей России открылся Литературный киоск (новый проект «Российской газеты» и газеты «Старая Русса»). Множество интерактивных площадок работало также на берегу реки Перерытицы, где расположены сразу два музея, посвященные Достоевскому.
Анжела Мнацаканян
Праздник начался с литературно-музыкального праздника у памятника писателю на берегу Малашки. Члены литобъединения «Живой мост» и сотрудники Центральной городской библиотеки вместе со зрителями прочли отрывки из романа «Подросток».
Вся Старая Русса стала в этот день большой интерактивной площадкой. Свою развлекательную программу предложил курорт — то самое старорусское «заведение минеральных вод», куда собственно говоря и приехала в мае 1872 года чета Достоевских, чтобы глава семьи смог пройти здесь лечение. Тогда выяснилось, что старорусские воды и грязи не подходят Федору Михайловичу, но зато они, а также местный целительный воздух и хорошее питание очень хорошо сказались на здоровье детей и супруги писателя — Анны Григорьевны. Жизнь в провинции обходилась семье дешевле, кроме того здесь, вдали от столицы, Фёдор Михайлович мог сосредоточиться на работе. Поэтому Достоевскими и было принято решение приезжать в Старую Руссу на дачу каждое лето. Затем появилось горячее желание купить здесь свой дом, который, по признанию писателя, стал местом «физического и нравственного отдохновения».
Так Старая Русса стала неотъемлемой частью жизни Достоевского, а Достоевский — частью самой Старой Руссы. И сейчас одним из брендов провинциального города Новгородской области по праву считается «Старая Русса — город Достоевского».
— Масштабное мероприятие по празднованию 200-летия великого русского писателя мы решили провести не 11 ноября, а в сентябре, чтобы задействовать как можно больше площадок на открытом воздухе, чтобы создать во всём нашем городе атмосферу провинции XIX века, какой ее увидел писатель, когда приехал к нам, — рассказал глава Старорусского района Александр Розбаум, посетовав разве лишь на то, что с утра в Старой Руссе накрапывал дождик, что, впрочем, он назвал «как раз по-достоевски».
Фото: Анжела Мнацаканян
Часть костюмов горожан XIX века для праздника была пошита в рамках проекта Молодежного культурного центра «Русская провинция Достоевского» на деньги областного гранта «Новгородика». Другие учреждения культуры задействовали внебюджетные средства.
Участники сельскохозяйственной ярмарки изготовили костюмы за свой счет. Здесь были и купчихи, и медовары, и ткацких дел мастера. Некоторые сельские поселения Старорусского района, торговавшие на Соборной площади дарами садов и огородов, для всего состава своих делегаций без исключения изготовили костюмы, соответствующие эпохе Достоевского. Были на площади и старорусцы, которые самостоятельно разработали к празднику старинные наряды для всех членов своей семьи, в том числе и детей. Даже юные художники Старой Руссы, вышедшие в этот день на пленэры, были большей частью облачены в старинные платья и накидки.
Кстати, на пешеходной улице Воскресенской, где свой пленер организовали учащиеся Новгородского областного колледжа искусств имени С.В. Рахманинова, была представлена выставка эскизов «Герои романа «Братья Карамазовы»» художника из Элисты (Калмыкия) Степана Ботиева. Побывав в Старой Руссе в прошлом году, он вдохновился творчеством писателя, создал серию эскизов и передал их в дар старорусским краеведам. Запланировано создание серии раскрасок для детей и размещение выставки калмыцкого художника в стенах одного из музеев Достоевского.
Променады горожан и гостей города в старинных костюмах по площадям и набережным стали главной изюминкой юбилейного праздника в Старой Руссе. Весь день здесь звучала музыка в исполнении духового оркестра Великого Новгорода, камерного оркестра Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского, оркестра русских народных инструментов им. В.Г. Бабанова, а также коллективов Старорусской школы искусств им. С.В. Рахманинова, Центра детского творчества, хора «Мелодия» и других старорусских ансамблей.
С большим воодушевлением была встречена зрителями интерактивная программа артистов из Великого Новгорода «Школа танцев XIX века», проходившая на площадке перед водонапорной башней. Как известно, Достоевский прекрасно умел танцевать. И лучше всего у него получалась мазурка. Артисты показали и ее, и множество других бальных танцев, а затем пригласили в свой круг самих зрителей, чтобы станцевать один из русских парных танцев, которые тоже очень любил Федор Михайлович.
Живые «Картинки провинциальной жизни» из XIX века были воссозданы на берегу Перерытицы между мемориальным Домом-музеем Ф.М. Достоевского и Музеем романа «Братья Карамазовы» — филиалами Новгородского объединенного музея-заповедника. Туристы могли услышать шарманщика, заглянуть на «Гусарскую заставу», сфотографироваться в фотоателье, проехаться на карете, встретить рыбаков или хозяек, пасущих коз… Кстати, а вы знали, что в Старой Руссе Федор Михайлович вечерами сам ходил встречать хозяйскую корову, от которой Достоевские брали молоко для своих детей? А маленький Федя страсть как любил лошадей, с восторгом подбегал к ним и обнимал за ноги, чем ужасно пугал родителей. Вторым любимым занятием маленького Феди была рыбалка, при любом удобном случае он просил няню взять удочки и мчался на берег.
Здесь же на берегу Перерытицы развернулась площадка старорусских петрушечников из Центра народного творчества и ремесел «Берегиня». Участников и зрителей ежегодного фестиваля «Верста Старорусского Петрушки», который девять лет назад был прописан в Старой Руссе на «Сказочной карте России», собралось около полусотни. Тем временем на Соборной площади зрителей развлекал театр Петрушки «БалаганЪ» из Санкт-Петербурга. Восторженная публика хохотала и аплодировала, не умолкая. Тут впору было процитировать слова Фёдора Михайловича из «Дневника писателя» за январь 1876 года о представлении Петрушки в петербургском клубе художников: «Дети и отцы их стояли сплошной толпой и смотрели бессмертную народную комедию, и право, это было чуть ли не всего веселее на всём празднике».
Для тех же гостей праздника, которые готовы были к серьезному погружению в творческий мир писателя, организаторы юбилейных торжеств предложили мероприятия на музейных площадках. Так в музее романа «Братья Карамазовы» была открыта выставка «Новые герои Ф. М. Достоевского. Книжная графика из коллекции издательства «Vita Nova»». Работы петербургских художников Михаила Гавричкова и Аллы Джигирей посвящены малой прозе Ф.М. Достоевского и роману «Идиот». Там же в музее был показан иммерсивный спектакль «Маленькие картинки» по прозе Ф.М. Достоевского петербургского режиссёра Николая Русского.
Старорусцев и гостей города ждали в этот день ещё две театральные постановки. В Центре культуры «Русич» состоялась премьера проекта Кристины Данченко «Классика юношеству Новгородчины», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов и Правительства Новгородской области. Солисты Большого театра России, камерный оркестр Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского и артист московского «Электротеатра Станиславский» Дмитрий Чеботарев представили зрителям синтез музыки и художественного слова, в котором переплетены отрывки из юношеской оперы С.В. Рахманинова «Алеко» и ее литературного первоисточника — поэмы А. С. Пушкина «Цыганы». Молодежь смогла попасть на эту премьеру бесплатно — по недавно введенной «Пушкинской карте».
Завершением праздничного вечера стала премьера спектакля «Дело поручика Карамазова» в исполнении актеров Мариинского театра (Санкт-Петербург), пианистки Аглаи Зинченко, Пушкин-квартета и Павла Решетникова (кларнет). В роли прокурора — Дмитрий Чеботарев.
— Это не просто спектакль, а сочетание драматургии, вокала и инструментальной музыки, — рассказывает Кристина Данченко. — За музыкальную основу была взята опера Александра Смелкова «Братья Карамазовы», специально для спектакля «Дело поручика Карамазова» автор написал интерлюдии — пьесы для камерного инструментального ансамбля. Зритель переносится из зала судебного заседания на оперную сцену, в канву романа, и обратно. Слышит то безапелляционные выводы прокурора, то доводы героев Достоевского. Эмоциональное напряжение происходящего на сцене доходит до высочайшего пика. Не удивительно, что зрители овациями приветствовали и артистов, и автора музыки.
Символично, что премьера спектакля «Дело поручика Карамазова» состоялась в Старой Руссе — городе, ставшем прототипом Скотопригоньевска, в котором разворачиваются события последнего романа Достоевского.
В день празднования 200-летия Достоевского в Старой Руссе город посетило несколько тысяч туристов, экскурсии в музеях писателя шли одна за другой.
Большинство гостей, восторгаясь уникальной атмосферой праздника, сходились во мнении, что имеет смысл посетить Старую Руссу еще раз, но теперь уже для того, чтобы насладиться тихой провинцией Достоевского: побродить по набережной, где он гулял, ещё раз заглянуть в его рабочий кабинет, отведать в местных ресторанчиках блюда из меню XIX века и непременно купить таких же фруктов и сладостей, которые Федор Михайлович брал в лавке купца Плотникова для своих детей.
Поделиться
ЛитератураНовгородская областьСеверо-ЗападВ регионахДостоевский 200
Экскурсия Русса Достоевского в Старой Руссе
(3 отзыва)
Каждый вторник мы приглашаем Вас погрузиться в атмосферу места, где жил, творил и черпал своё вдохновение великий русский писатель! Экскурсия по местам, связанным с жизнью и творчеством Фёдора Михайловича Достоевского в Старой Руссе — единственном городе, выбранным великим русским писателем по собственному желанию. Вы узнаете о том, как семья Достоевских жила в Старой Руссе, в сопровождении местного краеведа посетите ключевые достопримечательности и знаковые места, связанные с жизнью и творчеством Фёдора Михайловича.
Василина
Групповая сборная, пешеходная
2 ч.
Размер группы до 25 человек
Билет в телефоне
Бесплатная отмена за 48 часов
Русский язык
Что вас ожидает:
Старинная улица Параскевы Пятницы и памятник Ф.М. Достоевскому
Улица Параскевы Пятницы (ныне улица Сварога), на которой находился дом священника Румянцева. В этом доме семья Достоевских остановилась, впервые оказавшись в Старой Руссе. Здесь Ф.М. Достоевский писал главы романа «Бесы». Памятник работы знаменитого московского скульптора В.М. Клыкова, установленный к 180-летию со дня рождения великого писателя.
Церковь Георгия Победоносца (XV век) (без посещения) и Чудотворная икона Старорусской Божией Матери
Деревянный интерьер придаёт ей неповторимость, самобытность. Была приходским храмом семьи Достоевских, здесь Достоевские крестили младшего сына Алёшу. (без посещения). Главная святыня Старой Руссы, самая большая выносная икона в мире с удивительной историей.
Дом-музей Ф.М. Достоевского (без посещения) и набережная Достоевского
Единственная недвижимая собственность писателя, где он писал свой последний роман «Братья Карамазовы», знаменитую «Пушкинскую речь», работал над «Дневником писателя». Уютная зелёная набережная вдоль реки Перерытицы. Идеальное место для неторопливых прогулок. Здесь любил гулять и сам Фёдор Михайлович.
Дом Грушеньки и Соборная площадь
Судьба старорусской Агриппины Ивановны Меньшовой, проживавшей в этом доме, послужила материалом для создания литературного образа знаменитой Грушеньки Светловой из романа «Братья Карамазовы». До XX века называлась Торговой. Здесь же на углу находилась лавка Плотникова, где можно было найти всё, что продавалось в столичных магазинах и где любил совершать покупки Ф.М. Достоевский.
Музей романа «Братья Карамазовы» (без посещения)
В июле 2018 года в старинном особняке на набережной Достоевского открылся уникальный Музей романа «Братья Карамазовы». Экспозиция рассказывает об окружении Ф.М. Достоевского, общественной жизни Старой Руссы 70-х годов XIX века, о замысле, сюжете и идейном содержании последнего произведения писателя.
Важная информация:
Пожалуйста, надевайте комфортную одежду по погоде и удобную обувь.
Подробнее
Василина
Добрый день, дорогие путешественники! Мы — команда профессиональных гидов, которая более 5 лет проводит обзорные и тематические экскурсии по Старой Руссе и окрестностям. Наша миссия — предоставление качественных услуг для гостей города. Мы всегда на связи и открыты к любым запросам и пожеланиям. До встречи!
Задать вопрос
Подробнее
за человека
Отмена бесплатно за 48 часов
3 отзыва
Предоплата не требуется, платите на месте
Все способы оплаты
Забронировать экскурсию
Описание Стоимость Что включено Расписание Какие места вы увидите Место начала Фото Отзывы
Взрослый
450 ₽
за человека
Детский
360 ₽
за человека
Детский < 4 лет
0 ₽
за человека
При любом способе оплаты необходимо забронировать место через форму записи ниже и получить подтверждение на почту и (или) смс.
• Услуги гида
• Личные расходы (напитки, перекус, сувениры и пр.)
По вторникам в 15:00
Старинная улица Параскевы Пятницы
Памятник Ф.М. Достоевскому
Церковь Георгия Победоносца (XV век) (без посещения)
Чудотворная икона Старорусской Божией Матери
Дом-музей Ф.М. Достоевского (без посещения)
Набережная Достоевского
Дом Грушеньки
Музей романа «Братья Карамазовы» (без посещения)
Бронирование возможно не позднее чем за 48 часов до начала. Бронируйте сейчас, места могут закончиться!
Часть суммы заказа вы можете оплатить на сайте, оставшуюся часть на месте. Или всю сумму на месте
Онлайн:
- картой Visa или Mastercard;
- SberPay;
- ЮMoney.
Наличными:
- на месте встречи гиду в день экскурсии;
При любом способе оплаты необходимо забронировать место через форму записи ниже и получить подтверждение на почту и(или) смс. Без записи через сайт вам может не хватить мест.
Русский
Минеральная ул., 59, Старая Русса
Фотографии
Есть вопрос? Вы можете задать его организатору
Задать вопрос
Фотографии путешественников
Отзывы путешественников
Ольга К.
Экскурсия очень понравилась. Экскурсовод замечательный. Я узнала много интересных фактов из жизни Ф.М.Достоевского и историческом прошлом города.
5 месяцев назад
за человека
Отмена бесплатно за 48 часов
3 отзыва
Предоплата не требуется, платите на месте
Все способы оплаты
Зарегистрируйтесь и получите скидку 5% на любую экскурсию
Познать Россию Достоевского | Американский университет, Вашингтон, округ Колумбия
Американский университет
Литература
Джош Халпрен |
Фотография профессора Антона Федяшина от Ванессы РобертсонС момента своего основания в прошлом году Инициатива для русской культуры (ИРК) неустанно работала над тем, чтобы предлагать инновационные курсы и опыт в области русского искусства, истории, литературы, политики и многого другого для студентов АС и консорциума. Этим летом с помощью ИРЦ профессор истории и заместитель директора ИРЦ Антон Федяшин повезет десять студентов в Москву и Санкт-Петербург, чтобы исследовать Россию, изображенную в произведениях легендарного писателя Федора Достоевского.
Поездка является кульминацией курса Федяшина «Россия Достоевского» осенью 2011 года. Более тридцати студентов AU прошли этот сложный и уникальный курс. «Этот курс был основан только на собственных произведениях Достоевского, — говорит Федяшин. «Мы поместили произведение Достоевского в его исторический контекст». Студенты потратили много времени на изучение различных романов Достоевского, в том числе « Преступление и наказание » и 900-страничного романа «Братья Карамазовы », а также повестей.
«Кажется, студентам больше всего нравилось смотреть на произведения Достоевского в контексте того времени, когда он их задумал и написал». Согласно Федяшину, Достоевский, писавший с 1846 года до своей смерти в 1881 году, был чрезвычайно озабочен многими важными социальными проблемами своего времени. «Достоевский имеет в Соединенных Штатах репутацию очень тяжеловесного, философского писателя, — говорит Федяшин. «Это верно. Но у Достоевского есть и другая сторона: он приспосабливал свои романы к доминирующим социальным проблемам той эпохи, в которую они были созданы». Его роман 1866 года «Преступление и наказание » обращается к нигилизму и пренебрежению моральной ответственностью, которые охватили русскую молодежь в 1860-х годах благодаря главному герою романа Родиону Раскольникову, который создает и осуществляет план убийства ростовщика. Раскольников считает, что, используя деньги, взятые у ростовщика, на добрые дела для общества, он уравновесит свое преступление.
Произведения Достоевского наполнены современными отсылками к Петербургу, в котором он жил. «Правда, что Достоевский был великим философом, — говорит Федяшин. «Но также верно и то, что его идеи, вырванные из контекста, теряют часть своей актуальности и жизненности, потому что он отвечал на современные вопросы, которые задают как в России, так и в Европе».
Хотя Достоевский провел большую часть своей жизни и действие большинства своих романов произошло в Санкт-Петербурге, он родился и вырос в Москве. По словам Федяшина, именно здесь Достоевский усвоил свой «старомосковско-православный» взгляд на мир, во многом благодаря влиянию своих очень религиозных родителей. Этот опыт перешел в глубокую одухотворенность, выраженную во многих его романах, хотя и он прошел в юности этап социалистической революции.
Помимо посещения различных культурных объектов России, в том числе Кремля, здания российского парламента и киностудии «Мосфильм» в Москве, Зимнего и Петергофского дворцов и Мариинской оперы в Санкт-Петербурге, у студентов также будет возможность увидеть крохотная московская квартирка, в которой вырос Достоевский, чтобы понять бедность, в которой он вырос. «Это воспитание всегда делало его очень сочувствующим бедным людям, — говорит Федяшин. «Они составляют основную часть главных героев его романов».
Находясь в Санкт-Петербурге, школьники также исследуют район, в котором Достоевский поставил «Преступление и наказание » . «Этот роман больше, чем любой другой его роман, привязан к очень конкретному месту, — говорит Федяшин. «Можно еще ходить по улицам по описаниям Достоевского и проследить шаги, которые на самом деле делает Раскольников».
«Св. Петербург сам по себе является персонажем этих романов», — говорит он. «Св. Петербург был для него искусственным, европеизированным городом, привитым России Петром Великим». По словам Федяшина, у автора сохранились отношения любви-ненависти к городу, что проявляется почти во всех его произведениях. «Он видел, что город развращает многих его персонажей или усугубляет проблемы, с которыми они уже боролись». Подобно Лондону и Парижу того же периода, в Санкт-Петербурге царило чрезвычайное богатство, соседствующее с крайней бедностью. Это несоответствие побудило Достоевского создать многих из своих самых известных персонажей.
Увидев Санкт-Петербург таким, какой он есть сегодня, студенты смогут понять актуальность многих вопросов, которые Достоевский затрагивал в своем творчестве. «Даже сегодня, если вы пройдете по петербургскому Невскому проспекту с его блестящими магазинами и богатством, — говорит Федяшин, — и сравните его с более бедными районами, вы увидите, что это неравенство все еще существует».
Поездка пройдет с 1 по 10 июля, и уже подано более 25 заявок всего на десять мест в поездке как от AU, так и от других школ консорциума. У студентов есть возможность отправиться в поездку как курс с тремя кредитами или за некредитную плату, и все участники должны будут прочитать Преступление и наказание и заполните работу, исследующую роль, которую Санкт-Петербург играет как персонаж в романе. Крайний срок подачи заявок — 10 марта. В следующем году Федяшин надеется запустить аналогичный курс и поездку, посвященную творчеству русского писателя Льва Толстого.
Студенты всех университетов консорциума, заинтересованных в этой поездке, могут подать заявку до 10 марта.
Федор Достоевский | Биография, книги, философия и факты
Федор Достоевский
Смотреть все СМИ
- Год рождения:
- 11 ноября 1821 г. Москва Россия
- Умер:
- 9 февраля 1881 г. (59 лет) Санкт-Петербург Россия
- Известные работы:
- «Сырая молодежь» «Преступление и наказание» «Не хлебом единым» «Записки из подполья» «Бедные люди» «Братья Карамазовы» «Дневник писателя» «Двойник» «Сон смешного человека» «Игрок» «Дом мертвецов» «Идиот» «Бесы»
- Механизм/стиль:
- реализм
См. все связанные материалы →
Фёдор Михайлович Достоевский , полностью Фёдор Михайлович Достоевский , Достоевский также пишется Достоевский , (род. 11 ноября [30 октября по старому стилю] 1821 г., Москва, Россия — умер 9 февраля [январь 28, по старому стилю], 1881, СПб.), русский писатель и новеллист, чье психологическое проникновение в самые темные уголки человеческого сердца вместе с непревзойденными мгновениями озарения оказали огромное влияние на художественную литературу ХХ века.
Достоевский обычно считается одним из лучших когда-либо живших романистов. Его идеи глубоко сформировали литературный модернизм, экзистенциализм и различные школы психологии, теологии и литературной критики. Его работы часто называют пророческими, потому что он так точно предсказал, как поведут себя российские революционеры, если придут к власти. В свое время он также был известен своей деятельностью в качестве журналиста.
Основные работы и их характеристики
Достоевский наиболее известен своей новеллой Записки из подполья и четырьмя длинными романами: Преступление и наказание , Идиот , Бесы (также более точно известный как Демоны и Дьяволы ) и Братья Карамазовы . Каждое из этих произведений славится своей психологической глубиной, и действительно, Достоевского принято считать одним из величайших психологов в истории литературы. Он специализировался на анализе патологических состояний ума, ведущих к безумию, убийству и самоубийству, а также на исследовании эмоций унижения, саморазрушения, тиранического господства и убийственной ярости. Эти основные работы также известны как великие «романы идей», посвященные вечным и своевременным проблемам философии и политики. Психология и философия тесно связаны в изображениях Достоевским интеллигентов, «чувствующих идеи» в глубине души. Наконец, эти романы открыли новые горизонты своими экспериментами в литературной форме.
Предыстория и молодость
Главные события жизни Достоевского — инсценировка казни, заключение в Сибири и эпилептические припадки — были настолько хорошо известны, что, даже если не считать работы, Достоевский в свое время добился большой известности. Действительно, он часто извлекал выгоду из своей легенды, опираясь на очень драматические случаи из своей жизни при создании своих величайших персонажей. Тем не менее, некоторые события в его жизни остались покрытыми тайной, а неосторожные домыслы, к сожалению, приобрели статус фактов.
Викторина «Британника»
Викторина «Литературная классика»
В отличие от многих других русских писателей первой половины XIX века, Достоевский не родился в помещичьей семье. Он часто подчеркивал разницу между своим прошлым и прошлым Льва Толстого или Ивана Тургенева и влияние этой разницы на его творчество. Во-первых, Достоевский всегда нуждался в деньгах и должен был торопить свои произведения с публикацией. Хотя он жаловался, что написание в срок помешало ему полностью реализовать свои литературные способности, в равной степени возможно, что его бешеный стиль сочинения придавал его романам энергию, которая осталась частью их привлекательности. Во-вторых, Достоевский часто отмечал, что в отличие от дворянских писателей, описывавших семейную жизнь своего сословия, сформированную «прекрасными формами» и устойчивыми традициями, он исследовал жизнь «случайных семей», «оскорбленных и униженных». ”
Отец Достоевского, отставной военный хирург, служил врачом Мариинской больницы для бедных в Москве, где лечил благотворительные дела, а также занимался частной практикой. Хотя отец Достоевского был преданным родителем, он был суровым, подозрительным и жестким человеком. Напротив, его мать, культурная женщина из купеческой семьи, была добра и снисходительна. Пожизненная привязанность Достоевского к религии началась со старомодного благочестия его семьи, столь отличного от модного дворянского скептицизма.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
В 1828 году отцу Достоевского удалось получить дворянский чин (реформы Петра I сделали возможным такое изменение статуса). Он купил имение в 1831 году, и так юный Федор проводил летние месяцы в деревне. До 1833 года Достоевский воспитывался дома, затем был отправлен в дневную школу, а затем в пансион. Мать Достоевского умерла в 1837 году. Примерно через 40 лет после смерти Достоевского выяснилось, что его отец, скоропостижно скончавшийся в 1839 году,, мог быть убит собственными крепостными; однако этот рассказ теперь рассматривается многими учеными как миф.