Что посмотреть в Ненецком автономном округе: лучшие места
Содержание
- Природа НАО
- Ненецкая национальная кухня
- Как добраться до округа
Территория Ненецкого автономного округа находится на севере Архангельской области. Его часто путают с Ямало-Ненецким АО: они граничат друг с другом, но являются отдельными субъектами РФ.
Берега НАО омывают 4 моря Северного Ледовитого океана: Белое, Баренцево, Печорское и Карское
Единственным городом округа (он же – его центр) является Нарьян-Мар. На территории края ведется добыча полезных ископаемых: нефти и газа. Широко распространено оленеводство. Подсчитано, что на каждого местного жителя приходится три оленя.
Природа НАО
Климат на Крайнем Севере суровый, здешние земли скованы вечной мерзлотой. Летняя температура достигает примерно +14 °С, а зима длится 220-240 дней в году.
С сентября по апрель идет «сезон» северного сияния, который длится около 200 ночей. Явление можно наблюдать с 22:00 до 3:00 в ясную погоду. Чтобы игру красок было лучше видно, желательно выбраться за город – где небо не подсвечивают многочисленные фонари.
Северное сияниеКогда идет магнитная буря, северное сияние ярче. Отследить ее можно по прогнозам солнечной активности в интернете.
Со дня первых заморозков и до наступления полярной ночи может появляться явление «зимней радуги» – солнечное гало.
Здесь тундровые реки и озера, морские акватории богаты рыбой. В этом месте хорошо ловятся камбала, щука, налим, сиг, пелядь, навага и другие виды.
На землях округа возвышаются горы возрастом более 570 млн. лет. Это Тиманский кряж, куда добираются на вертолете, снегоходе или вездеходе. Здесь находится «Каменный город» – скалы-останцы, много веков обдуваемые ветром и превращенные им в удивительные природные скульптуры.
Каньон «Большие ворота» тоже является частью горной цепи. Это две отвесные скалы, между которых течет река Белая
В скальной породе попадаются вкрапления горного хрусталя, аметиста, голубого агата.
Каменный городНа полуострове Русский Заворот расположен заповедник «Ненецкий». Здесь обитают краснокнижные животные тундры: атлантический морж, белый медведь, тундровый лебедь.
На заповедных землях построено несколько святилищ. Ненцы обожествляют силы природы и хранят здесь священные артефакты для жертвоприношений. Это кости животных: череп медведя или оленьи рога.
Ненецкая национальная кухня
Основной источник питания у ненцев – оленье мясо. В пищу идут почти все части туши – деликатесами считаются сырое мясо, горячая кровь, рога молодых оленей. Также мясо варят и жарят.
Из рыбы делают юколу – режут ее на ломтики и развешивают просушиваться. Часто варят уху, рыбий жир используют вместо заправки.
Из десертов – ягоды: голубика, морошка. Их собирают в тундре и едят с сахаром за чаем.
В Нарьян-Маре работает ресто-бар «Кочевник», где подают блюда северной кухни. Еду готовят по авторским рецептам, улучшая и дополняя традиционные. В меню присутствуют:
- слабосоленая семга с копченым творогом;
- олений паштет с гречневым хворостом;
- тресковые котлеты под заправкой тартар;
- пироги с северными ягодами.
В городе есть и заведение с европейским меню: пиццей, десертами, мясом на гриле.
ОленинаКак добраться до округа
В НАО не проложены железные дороги и автотрассы с «большой земли». Сюда можно попасть только на самолете. Работает авиасообщение с Москвой, Петербургом, Архангельском, Уфой, Челябинском, Сыктывкаром, Екатеринбургом.
Аэропорт находится в Нарьян-Маре. Перелет из Москвы сюда занимает 2,5 часа
НАО является одним из самых северных регионов России. Но и здесь, несмотря на холода и долгую полярную ночь, живут люди. Тут всего один город, но много интересных природных мест и явлений, на которые стоит посмотреть.
Дополнительную информацию вы узнаете, посмотрев видео:
Ненецкий автономный округ — достопримечательности в столице
В связи с мерами, принимаемыми для предотвращения распространения коронавируса в Российской Федерации, многие мероприятия отменены или перенесены на более поздний срок.
НАИБОЛЕЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА В СТОЛИЦЕ РЕГИОНА г. Нарьян-Маре
1. Ненецкий краеведческий музей
Знакомство с Ненецким автономным округом лучше всего начинать с посещения Ненецкого краеведческого музея. Это старейший и одновременно самый высокотехнологичный и современный музейный комплекс в округе. Музей располагается в центре Нарьян-Мара в здании, построенном специально для музейной экспозиции.
Центральную часть экспозиции занимает этнографический комплекс, посвященный культуре и быту ненецкого народа, включая полномасштабный макет чума с внутренней обстановкой. Тема ненецких игр и игрушек удачно раскрыта в интерактивной зоне. В результате, посетители могут не только увидеть, чем играли и играют ненецкие ребятишки, но и сами попробовать раскрутить «Вывко» и послушать вой ветра в тундре, проверить свои интеллектуальные способности, пытаясь распутать «Тынзя хобцо», и найти верный ход для решения головоломки «Тэбко».
В основу выставки по палеонтологии и геологии края «Богатства земли ненецкой» легли богатая коллекция полезных ископаемых (углеводородное сырье, металлические руды, аметисты, агаты, флюориты) и палеонтологические находки (кости трогонтериевого слона, череп и бивни мамонта, окаменелые отпечатки древних растений и животных).
2. Памятник «Подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны»
Скульптурная группа изображает воина-оленевода с оленем и тундровой лайкой в диске полярного солнца. Автор проекта — Сергей Сюхин, известный художник из Архангельска.
Памятник посвящен легендарному подвигу оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны. Из Ненецкого округа на Карельский фронт было отправлено 6 тысяч оленей в сопровождении нескольких сот оленеводов, из которых было сформировано 5 оленно-транспортных эшелонов. Важнейшими задачами оленной армии являлась санитарная эвакуация раненых, доставка грузов в отдаленные гарнизоны, пограничные заставы, на аэродромы, работа по спасению экипажей сбитых самолетов и эвакуация боевых машин.
Всего оленные транспорты вывезли с линии фронта и из глубокого тыла противника 10 142 раненых солдата — полноценную дивизию Красной Армии, перевезли 17 000 тонн боеприпасов и 8 000 бойцов, эвакуировали из тундры 162 самолета.
Из более чем 6000 оленей, отправленных на фронт, в родную тундру вернулось всего 7, среди них легендарный ездовой бык — Длинноногий.
3. Этно-культурный центр Ненецкого автономного округа
Этно-культурный центр расположен в самом центре города Нарьян-Мара на площади Марад’ Сей. Основная задача центра – сохранение и возрождение культуры и традиций народов, проживающих на территории Ненецкого автономного округа. Посетителям предоставляется возможность померить национальные костюмы и сделать фотографии; приобрести сувениры, изготовленные местными мастерами.
4. Ресторан-музей «ТиманЪ»
Интерьер ресторана-музея «ТиманЪ» выполнен в ненецком стиле: традиционные предметы быта и одежды, нарты, шкуры, сети, лодки и даже настоящий снегоход «Буран». Здесь можно отведать блюда ненецкой кухни, приготовленные по традиционным рецептам: строганину, блюда из оленины.
5. Туристический культурный центр Ненецкого автономного округа
Туристический культурный центр представит всю самую актуальную информацию о возможностях туризма и отдыха в Ненецком автономном округе. Ознакомиться с бытом и культурой кочевых народов, услышать ненецкие песни, поучаствовать в ненецких обрядах, возможно, посетив этнографическую площадку «Ненецкий чум».
Самостоятельное путешествие в Ненецкий автономный округ
Ненецкий автономный округ
Ненецкий автономный округ, официально входящий в состав Архангельской области, является самым северо-восточным уголком континентальной Европы, и его не следует путать с Ямало-Ненецким автономным округом, который находится на севере. -самая западная часть материковой Азии и включает полуостров Ямал. Оба региона, однако, являются домом для коренных ненцев, чей язык не связан с русским, религия анимистическая, а традиционным занятием является кочевое оленеводство.
Ненцы бывшего колхоза Выучейсково на перегоне в тундре к северу от Нельмина №
Если на Ямале половина населения ведет оседлый образ жизни в деревнях, а другая половина ведет круглогодичный кочевой образ жизни в чумах (конических оленьих юртах), то в Ненецком автономном округе ситуация более сложная. Здесь я пройдусь по различным системам оленеводства, существующим в Ненецком автономном округе, начиная с наиболее традиционных и заканчивая наименее.
1) На Югорском полуострове есть группа, которой удалось полностью избежать контакта с правительством во времена Советского Союза, которому были подчинены даже ямальские ненцы.
2) Есть и другие группы, которые ведут круглогодичный кочевой образ жизни, но во времена Советского Союза находились в колхозной системе и чьи дети ходят в школу-интернат. Примером может служить большинство ненцев, проживающих на Югорском полуострове, или на полуострове Канин (до него можно добраться на вездеходе из поселка Мезень, куда, в свою очередь, можно добраться на автобусе из города Архангельска, круглосуточном поезде). ездить на север Москвы). Мезень и полуостров Канин требуют специальных разрешений.
3) Есть группы, чьи олени принадлежат государству, чьи дети ходят в школу и которые по очереди работают по три месяца, кочуя по тундре со своими оленями, а затем проводят три месяца, ничего не делая (или обычно выпивая) в Деревня. Примером может служить бывший колхоз Выучейсково в селе Нельмин №№
4) Есть и другие села, доступные по дороге из Нарьян-Мара, где оленеводство стало оседлым, а животные живут на ферме в селе.
Во все вышеперечисленные места можно попасть и дорогими и крайне нерегулярными вертолетными рейсами из Нарьян-Мара. Если вы спешите, вы можете зафрахтовать собственный вертолет за многие тысячи долларов.
Пожалуй, самое интересное место в Ненецком автономном округе – остров Вайгач. Его часто называют «ненецкой Меккой» и «островом Пасхи в Арктике», потому что он покрыт 200 идолами и жертвоприношениями ненецким богам, и каждый ненец должен был совершить паломничество туда хотя бы раз в жизни.
В то время как для всего Ямало-Ненецкого автономного округа требуется разрешение, здесь, в Ненецком автономном округе, разрешение требуется только для островов и территорий в пределах 20 км от побережья. Поэтому Нарьян-Мар и Нельмин Нос не требуют разрешений, а остров Вайгач, Каратайка, Амдерма и полуостров Канин — нужны. Воркута, находясь в Республике Коми, не требует разрешения.
Заявки на получение разрешений принимаются в Нарьян-Маре или Архангельске (+78182686170). В отличие от разрешений на Ямал, здесь оформление разрешений занимает всего 30 дней. Они требуют копию вашего паспорта, визы и иммиграционной карты в Россию, а также письмо на русском языке, объясняющее все детали вашей поездки, включая названия населенных пунктов и регионов, которые вы будете посещать, где вы остановитесь, контактные телефоны, цель поездки, и т.д. Чем больше информации вы дадите, тем лучше. Самая большая проблема здесь в том, что, в отличие от Ямала, здесь пограничники отказывают вам в выдаче разрешений.
Ознакомьтесь с путешествиями на полуострове Ямал, чтобы получить информацию о поездках со мной в качестве переводчика в гости к ненецким оленеводам, а также некоторую информацию о ненецкой культуре и духовности.
Арктическая Россия – Россия – Священная земля
Живя в суровых климатических условиях, коренные народы далекого севера России выживали на протяжении тысячелетий благодаря системам знаний и практикам, которые почитают живой ландшафт, в котором они живут. Их земля полна священных мест, сохранение которых было и остается важным условием существования их культуры. Многие места связаны с их традиционным промыслом оленеводов, рыбаков и охотников; другие отражают свое родовое отношение к земле через почитание духов «бабушки» и «дедушки»; третьи представляют природных духов морей, рек и гор, почитание которых может помочь в безопасном путешествии или успешной охоте. Их способность поддерживать традиционные культурные и священные верования и практики не только способствовала их собственному выживанию, но и защищала биоразнообразие их окружающей среды. По словам Михаила Тодышева, исполнительного директора Ассоциации коренных малочисленных народов Северной Сибири, «священные места учат людей правилам поведения, например, как и когда охотиться».
Однако эти люди, их окружение и их священные места больше не являются удаленными и нетронутыми. Растущая эксплуатация природных ресурсов, слабое природоохранное законодательство, слабая защита прав коренных народов со стороны штатов и местных органов власти, а также растущие трудности в поддержании традиционных средств к существованию — вот некоторые из проблем, с которыми они сталкиваются. Проблема защиты священных мест коренных народов Арктики в значительной степени игнорировалась. до конца 1990-х годов, когда ряд международных групп признали необходимость проекта по усилению защиты таких объектов и начали предварительные расследования. В 2000 году коалиция организаций во главе с Российской ассоциацией коренных малочисленных народов Севера (АКМНС) инициировала программу документирования священных мест в двух регионах российской Арктики и изучения мер по их защите. RAIPON сотрудничал с организацией «Сохранение арктической флоры и фауны» (CAFF) и Датским агентством по охране окружающей среды, которые финансировали проект. В январе 2004 года CAFF выпустила 100-страничный технический отчет под названием «Охранная ценность священных мест коренных народов Арктики: тематическое исследование на севере России — отчет о состоянии священных мест и святилищ». Согласно отчету, «проект был разработан для поддержки комплексного сохранения арктического биоразнообразия и культурного наследия коренных народов Севера путем документирования биологического и культурного значения и статуса священных мест и заповедников коренных народов».
Проект был сосредоточен на двух пилотных регионах: Ямало-Ненецком автономном округе на северо-западе Сибири и Коракском автономном округе на Дальнем Востоке России, вдоль Берингова моря. С июня по сентябрь 2001 г. полевые исследователи посетили избранные священные места, заполнили вопросники и взяли интервью у представителей коренных общин, а также провели фокус-группы и собрания общин. Главные координаторы проекта, а также многие полевые исследователи и помощники сами были представителями коренных народов. В рамках проекта задокументировано 263 священных места на Ямале и 84 на Коряке, хотя есть бесчисленное множество других, которые не могут быть включены из-за нехватки времени и финансирования, а также культурных ограничений, препятствующих доступу к местам.
В отчете CAFF представлены результаты исследований этих двух пилотных регионов, включая подробные описания коренных народов, их священных мест и легенд, угроз для региона и текущий статус защиты. В нем также изложен широкий спектр конкретных политических рекомендаций.
Согласно отчету, в Ямало-Ненецком автономном округе, на полуострове в северной части Сибири, проект работал с ненецкими коренными народами Тазовского района, который охватывает более 100 000 квадратных миль, но населяет всего 16 300 человек. Большинство ненцев являются кочевниками-оленеводами, и рыболовство также является важным видом деятельности. В округе насчитывается более 120 000 оленей, что делает его одним из важнейших центров производства мяса, рогов и шкур. Сегодня ненцы сохраняют религиозные обычаи своих предков, совершая подношения и жертвоприношения в священных местах вдоль основных путей миграции северных оленей. Многие сакральные места расположены на вершинах холмов, которые часто являются единственной отличительной чертой рельефа равнинного тундрового ландшафта. Места обычно отмечены черепами, рогами и костями северных оленей или священными шестами и санями. Ритуалы проводятся, чтобы отдать дань уважения духу-владельцу сайта и обратиться за помощью. У большинства сайтов есть связанная легенда: миф о предках или история о трагическом или счастливом событии или волшебном происшествии. В округе имеются огромные запасы нефти и газа, и, к сожалению, разведка и добыча полезных ископаемых загрязняют и уничтожают огромные площади оленьих пастбищ, нерестилищ рыб и рек. Это промышленное развитие угрожает не только традиционному образу жизни ненцев, но и их священным местам и фундаментальной духовной связи с землей. Это также угрожает хрупкой экосистеме и биологическому разнообразию региона.
Второй исследовательский район, Корякский автономный округ, расположенный в крайнем северо-восточном уголке России, занимает площадь почти 187 000 квадратных миль, но в нем проживает всего 30 000 человек. Около одной трети населения составляют коренные жители, представляющие множество различных групп, и их общины основаны в основном на оленеводстве или рыболовстве. Однако крах государственного оленеводства вынудил гораздо больше семей заниматься рыбной ловлей и, таким образом, оказал давление на популяции рыб. Коренные жители этого округа, такие как ненцы, поддерживают священные места, которые взаимосвязаны с их средствами к существованию, и поддерживают свою культуру, рассказывая истории своего народа. Ритуалы и подношения, такие как олений жир, еда и табак, используются для выражения уважения к духовному обитателю каждого места и обеспечения удачи. Многие участки, часто на холмах, являются домом для множества растений и диких животных, в том числе исчезающих видов. Корякскому автономному округу угрожают добыча угля, разведка нефти и газа, добыча драгоценных металлов.
В отчете подробно описывается как воздействие угроз на окружающую среду, таких как уничтожение дикой природы, растительности и водных ресурсов, так и воздействие на священные места. Усиление развития привело к увеличению доступа к сайтам людей, незнакомых с местной культурой и верованиями. Некоторые участки были сожжены или раскопаны, например, при добыче полезных ископаемых, в то время как на других участках пришельцы разграбили священные предметы. В отчете также описывается существующая политика, которая может помочь в сохранении, и рекомендуются изменения, которые могут способствовать этой причине. В Российской Федерации отсутствует конкретный политический подход к священным местам коренных народов и законодательство по охране священных мест, но существующие законы, касающиеся охраны окружающей среды, культурного наследия и прав коренных народов, потенциально могут быть средством защиты священных мест. Проблема часто заключается в укреплении законов и обеспечении соблюдения политики. Например, в Коракском округе многие местные органы власти руководствуются коммерческими интересами горнодобывающей промышленности и, таким образом, склонны выступать против законодательных изменений, предусматривающих создание охраняемых территорий или укрепление прав коренных народов.
В отчете пропагандируется подход «снизу вверх» к охране священных мест, позволяющий коренным общинам самим определять места и определять наиболее эффективные стратегии защиты. Наряду с расширением прав и возможностей коренных общин и предоставлением им возможности поддерживать свои традиционные средства к существованию, местный контроль и управление священными местами также защищает биоразнообразие. Согласно отчету, «священные места предоставляют беспроигрышную возможность для усиления сохранения биоразнообразия и сетей охраняемых территорий за счет интеграции различных моделей управления территорией предков на основе землепользования коренных народов». Отчет завершается рекомендациями по дальнейшим действиям: «Важные предстоящие задачи связаны не только с определением соответствующих инструментов, но и с попыткой заставить их работать на практике. С этой целью параллельно с политическим признанием должно происходить усиление участия коренных народов в управлении своим наследием на низовом уровне».
В отчете также оценивается проблема священных мест в региональном и глобальном контексте, а тематическое обсуждение исследует более широкие вопросы, такие как «Что священные места значат для коренных народов?» и «Какое значение имеют священные места для сохранения биоразнообразия и экологической стабильности?»
Источник
Российская ассоциация коренных народов Севера (RAIPON), Организация по охране арктической флоры и фауны (CAFF), Секретариат Арктического совета по делам коренных народов (IPS) и Датское агентство по охране окружающей среды (DEPA). «Природоохранное значение священных мест коренных народов Арктики: на примере севера России; Доклад о состоянии священных мест и святилищ».