Дренажно-штольневая система в Одессе: lana_sator — LiveJournal
Доброго времени суток!Сегодня я хотела бы рассказать вам об участке дренажно-штольневой системы в Одессе, который мне довелось посетить в начале января.
Собственно, направляясь в Киев, я имела некоторые намерения относительно местных речек, — но по приезду моя инициатива в краткосрочном рассмотрении как-то куда-то улетучилась, а после того, как в одну дренажку нас таки отвели (и мы там сильно матерились от её тесноты, грязноты и вообще), оно как-то и вовсе пропало, — как я думала, надолго.
Но судьба распорядилась так, что последние два дня своего пребывания в Украине я посвятила поездке в Одессу, где в ту же пору находился один мой хороший московский знакомый.
Одна приятная в общении (и на внешность) местная диггерша организовывала в один из этих дней коллективный поход в ДШС, участвовать в котором предстояло приезжим из разных городов.
А так как мой знакомый был среди тех, кто в походе намеревался принять участие, мне было бы грешно отказываться от возможности посмотреть знаменитые одесские подземелья.
(за это фото спасибо reliktiqum)
В качестве вступления стоит, наверное, рассказать о том, чего это вообще за штука такая — одесская ДШС.
Дренажно-штольневая система предназначена для отвода грунтовых вод, которые оказалось значительно проще собрать в тоннель и выливать в море, нежели оставлять в недрах склонов и ждать, где когда чего размоет и провалит.
Построена ДШС была отчасти специально с данной целью, а отчасти под её тоннели оказались задействованы старые каменоломни, которых в Одессе чудовищное количество (около 2,5 тыс.км общей протяженности тоннелей — всё вместе).
Одесские каменоломни также широко известны под названием «одесских катакомб» — хотя лично мне не до конца ясно, почему эти тоннели названы катакомбами. Ведь катакомбы — это подземные захоронения. А здесь широко представлено очень многое (выработки, карстовые пещеры, дренажные тоннели, всякие строительные вспомогательные полости, а также бомбоубежища и даже некоторые подвалы).
История разработки известняка в этих краях берет начало в первой половине 19 века (в пору активной застройки города, т. к. ракушечник оказался неплохим и дешевым стройматериалом) и продолжалась вплоть до послереволюционных лет, когда добычу в черте города запретили в связи с участившимися случаями провалов, просадок и разрушений.
Отдельную известность местным «катакомбам» приснело их историческое значение — в пору Великой Отечественной Войны в них укрывались (и даже сражались с фашистами) советские партизаны.
Сейчас известняк продолжают добывать, но в шахтах и где-то вдали от крупных населенных пунктов.
А системы подземных ходов привлекают туристов из разных городов и стран.
***
Вход в дренажку происходит через портал, выходящий практически на пляж.
Выглядит портал как круглая решетка, за которой вдаль уходит круглого сечения бетонный тоннель, далеко-далеко вглубь склона.
Стены (ровно как и потолок с полом) сделаны из бетонных тюбингов — тоннель проходили щитом вручную (поэтому он такой кривой), а потом крепили тюбинги.
Если тут стараться, снимая с фонарями и штативом, можно получить очень красивые интересные снимки.
Но я лазать со штативом не люблю, поэтому у меня всё значительно проще и не так замечательно, как могло бы быть.
Сначала мы забросили втроем, и еще какое-то время сидели в тоннеле, дожидаясь вторую часть группы.
Я в это время не знала, чем себя занять, и проверяла водостойкость фонарика
Затем народ наконец-то подошел, и мы двинулись вперед
Долго-ли, которко — мы дошли до развилки
На развилке валялись остатки какой-то древней металлической телеги
Также там был ствол наверх, через который куда-то можно вылезти
Сделали коллективное фото
На развилке мы пошли направо, и тоннель вновь стал круглым
Вода здесь прохладная и очень чистая — потому как фильтруется она толщей известняка
В какой-то момент в поверхности тоннеля начали вдруг отсутствовать некоторые тюбинги
Попадались дыры в нижнем ряду оных
А затем верхняя часть тоннеля и вовсе их лишилась
Иногда нам встречались какие-то скучные ниши со следами костра
Строители тоннеля оставляли в цементе свои надписи с датой стройки
Регулярно попадались какие-то сомнительные врезки
А потом круглый тоннель расширился в некую комнату, а затем обратно стал узким и совсем не круглым.
По такому коридору мы шли долго-долго. Пол его сделан из бетонных плит — «пианино», которые гремят и стучат, а иногда проваливаются вниз. Под плитами находится вода…
Здесь тоже не обходилось без сомнительных врезок
Потолок тоннелей местами закопчен — потому как некоторые имели обыкновение шастать тут с факелами
За этой дверкой — что-то вроде остаткой насосной станции
Уровень воды на некоторых участках такой, что она покрывает пол-плитки, и идти становится увлекательнее.
Но вообще уровень ее не повышается в разные времена года — т.к. грунтовые воды постоянны, это же не ливнёвка.
Стены тут довольно прикольные — можно разглядывать наслоения и искать ракушки
И потолок тоже весьма крутой
Пару раз наш путь пересекали какие-то поперечные выработки
А потом мы пришли к коллектору-яйцу, который длится всего-ничего и заканчивается стеной
***
Некоторые участки каменоломен были задействованы под защитные сооружения — убежища — имеющие выходы в подвалы зданий или прям так, на улицу. Оборудованы убежища были довольно давно, и с тех пор мало что сохранилось.
Металлические защитные двери кто-то выдернул вместе с рамами — с целью сдать в металлолом
Стены когда-то были синего цвета, а за штукатуркой порода такая же желтая, как везде
Довольно много надписей
В дальнем конце сооружения нашелся небольшой склад с остатками запасов фильтров для противогазов
На синей штукатурке и на старых досках местами произрастает шикарная плесень
Кое-что из металла сохранилось: баки, трубы, фрагменты фильтро-вентиляционной установки и даже одна дверь
На этом лично мне осматривать систему надоело, и я более ничего не фотографировала.
Мы вернулись назад к развилке, и все участники (кроме меня) отправились в другую ветвь, а я осталась отдыхать возле развилки, чтобы не пропустить никого, если вдруг кто попадется.
Спустя некоторое время я заснула (сидя!), а спустя еще какое-то время мне повстречалась группа приехавшего из Киева и еще каких-то городов людей, которые также направлялись в ту часть системы, куда я не пошла. Как мне объяснили, там находились как раз таки полноценные каменоломни — сухие выработки, где можно проводить время и даже некоторый период жить и тусоваться.
Мне такой способ проведения досуга не слишком нравится, да и вообще я не любитель речек и каменоломен.
Но в целом посещением я осталась довольна, — хотя это заслуга компании, а не объекта.
Спасибо за внимание!
Большие фотки живут здесь http://fotki.yandex.ru/users/haematique/album/125528/
__________________________
Напоминаю читателям, что автора журнала и блога (то есть, меня) всегда можно поблагодарить и поддержать не только позитивными комментами, но и небольшой денюжкой, перечислить которую вы в любой момент можете на яндекс.кошелек, где 41001338594069 — мой номер счета. Чтобы это сделать, совсем необязательно иметь собственный яндекс.кошелек: достаточно лишь воспользоваться одним из способов пополнения, например платежными терминалами
Спасибо тем, кто меня поддерживает!
Московская ДШС — Underground Net — LiveJournal
?Previous Entry | Next Entry
ДШС — Дренажно-Штольневые Системы довольно распространены на Украине в Киеве, в России довольно их много в Нижнем Новгороде. Дренажно Штольневые Системы (далее ДШС) предназначены для отвода грунтовых вод, это что-то вроде подземной реки или дренажного канала, только вода течет не из трубы, а из маленьких дырочек в стенках коллектора. В Нижнем Новгороде, например, ДШС построены в «Дятловых горах», чтобы грунт не уехал из под домов. Коллекторной волны или особого подъема уровня воды в ДШС никогда не наблюдается, так как коллектор питается исключительно грунтовыми водами. В дожди в ДШС возможен совсем незначительны подъем уровня воды.
Недавно в Москве была найдена одна единственная ДШС, раньше она считалась обычным ручьем Безымянным, но после некоторых исследования было решено, что это Дренажно Штольневая Система. Название она получила в честь города Москвы — ДШС «Московская».
«Московская» Дренажная Штольневая Система довольно неудобное для посещений место. Располагается ДШС на глубине примерно метров 7-10 под землей. Распрямиться в полный рост в ней не возможно, сам туннель по высоте примерно 1 метр. Иногда встречаются комнатки или перепады высоты с водопадами, где можно распрямить спинку и отдохнуть.
В туннелях встречается разная живность в виде всяких насекомых, а так же можно найти интересные, наверное оставленные при строительстве вещи, как эта тачка.
На стенах огромные наносы, из некоторых дырок в стенах давно не течет вода, а из некоторых, и даже из потолка огромным потоком льются дренажные воды.
Встречаются частенько перепады высоты. Коллектор как бы уходит все ниже и ниже.
Частенько приходится прямо по среди туннеля останавливаться, садиться и отдыхать, так как спина болит невыносимо.
Иногда узкий прямоугольный туннель поворачивает и виляет, что делает его интересным как для глаза, так и для фотографий. Именно прямоугольная вытянутая форма послужила еще одним звоночком к тому, чтобы отнести данное гидросооружение к разряду ДШС.
Лично мне объект показался неудобным, но очень интересным, как со стороны исторического строительства подземных сооружений, так и со стороны обычного подземного исследователя.
Спасибо за просмотр статьи.
Tags:
- digger,
- discovery,
- metro,
- metropolitain,
- military,
- roof,
- roofing,
- stalker,
- subway,
- tube,
- underground,
- underground river,
- underground world,
- urbex,
- ussr,
- vpdiscovery,
- ВПД,
- Видеоблог Путешествий discovery,
- Диггер,
- Диггерство,
- МШ,
- Под землей,
- Подземные реки,
- СССР,
- бомбоубежища,
- бункер,
- вадмих,
- дренажная штольневая система,
- дренажно-штольневая система,
- дшс,
- дшс московская,
- заброшенный объект,
- заброшки,
- зона,
- историчка,
- каменоломни,
- коллектор,
- крыша,
- крыши,
- курок,
- курская ссв,
- метро,
- метрополитен,
- объект,
- пещеры,
- подземный мир,
- подземный объект,
- подмосковье,
- походы,
- римская,
- руфинг,
- силикаты,
- ссв,
- сталкер,
- сталкерство,
- теплак,
- теплосеть,
- теплострасса глубокого заложения,
- теплотрасса,
- чернобыль,
- чзо,
- шахты
December 2018 | ||||||
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
- potemkinurbex : (no subject) [+0]
Powered by LiveJournal.
Driving an Underground Mine Adit: Methods & Equipment
Table of Contents
- Mining Equipment
- Mechanical Loaders
- Scrapers
- Shovel loaders
- Transportation equipment
- Ventilating equipment
- Methods of Driving Adit
- Cost прохода входа в подземную шахту
Несмотря на то, что методы, которые были в моде в течение многих лет, все еще используются в небольших операциях, были достигнуты значительные успехи, особенно в последнее десятилетие и особенно в связи с крупномасштабными операциями. Этому способствует внедрение механического погрузочного оборудования, механической вентиляции, доступность дешевой электроэнергии, усовершенствованное оборудование для бурения горных пород, использование буровых тележек и тендеров на больших выработках, механическая тяга — все это помогает увеличить скорость. Использование механического погрузочного оборудования позволяет тянуть более длинные патроны при той же или меньшей общей стоимости за фут.
Механизация была вызвана не только желанием снизить затраты или увеличить скорость, но и в большей степени, чем это иногда считается, изменением условий труда. Молодое поколение горняков более не любит тяжелую ручную работу, чем старшее поколение, но относится к управлению машинами с любовью.
Горнодобывающее оборудованиеОборудование для проходки бывает четырех основных типов: буровое, взрывное, погрузочно-транспортное и вентиляционное.
Современное буровое оборудование включает перфораторы; аксессуары для перфораторов, включая крепления для буровых установок, шланги и фитинги; станки для сверления и заточки сверл; воздушный компрессор и движущая сила; и трубопроводы для воздуха и воды. Для некоторых крупных работ также используются передвижные буровые тележки и тендеры. Среди недавних нововведений, пользующихся все большей популярностью, — съемные сверла. При их использовании также может потребоваться шлифовальная машина. Тип и размер используемого перфоратора зависят от характера грунта. Там, где порода твердая, обычно используются 3-, 3½- или 4-дюймовые дрифтеры типа Лейнера. В более мягком грунте можно использовать навесные отбойные молотки диаметром около 2 5/8 дюйма. Совсем недавно были внедрены автоматические пробойники, которые находят применение на некоторых работах. Мокрое бурение используется или должно использоваться во всех штольнях.
На больших или средних выработках и для использования при быстром вождении буровые тележки часто оказываются предпочтительными. На этих тележках монтируются буровые колонны и стрелы, воздушные и водяные коллекторы с большим шлангом для подключения к трубопроводам и регулировочный шланг для подключения к машинам. Стеллажи для буровой стали также могут быть включены или могут перевозиться на отдельном грузовике или тендере. На рис. 22, А показана буровая тележка, а на рис. 22, В — тендер, используемый для проходки штольни в Охуэле, Дуранго, Мексика.
Следует отметить, что в этом оборудовании на тележке установлены только бурильные штанги, а соединения для сжатого воздуха находятся на тендере, который также оснащен воздуходувкой Coppus для вентиляции.
Подрыв может производиться либо запалом и капсюлем, либо электродетонаторами. Электроподжигание имеет преимущества безопасности и уменьшения количества образующегося дыма, а детонаторы замедленного действия обеспечивают правильную последовательность подрыва и, следовательно, лучший разрыв. Электроподрыв может производиться от сети или с помощью взрывных машин. Когда используется силовая цепь, конечно, должны быть предусмотрены необходимые выключатели. Если силовая цепь высоковольтная, также необходимы понижающие трансформаторы.
При ручной погрузке кирки, лопаты и салазки для разбивания валунов — это почти все, что требуется. Механические погрузчики бывают двух основных типов: скребковые и ковшовые или ковшовые.
Механические погрузчики СкребкиЗагрузка скребков обсуждалась в более ранней публикации Бюро горного дела. Для использования при проходке скребковый погрузчик состоит из следующих основных элементов: подъемника, предпочтительно двухбарабанный, с приводом от электродвигателя или сжатого воздуха, установленного на скребковой ползуне или аппарели; скребок мотыжного, полумотыжного или коробчатого типа; тяговый и хвостовой канаты; шкив хвостового каната и средства его крепления на забое; и скребковый салазок, установленный на колесах и заканчивающийся на заднем конце стрелой, под которой выявляются вагонетки для погрузки. Затвор при желании может быть установлен на гусеницах. Машины могут быть обнаружены и заменены вручную, локомотивом или вагоноподъемником.
На рис. 23, A показан обычный тип скребкового ползуна с подъемником, установленным над ним, и кабиной в положении загрузки под стрелой, а на рис. 23, B показан подъемник, установленный под ползунком. На рис. 24 показано оборудование, в котором задвижка и стрела установлены на большой машине, а подъемник — на тендере сзади. Это оборудование адаптировано для прямых проходов с поперечным сечением 8 на 10 футов или более; задержки в погрузке, вызванные частой сменой вагонов, неизбежные для небольших вагонов, могут быть сведены к минимуму за счет использования больших вагонов. На рис. 25 показаны несколько типов скребков, используемых с загрузочными желобами.
К преимуществам скребковых погрузчиков относятся их сравнительно небольшая себестоимость и низкие расходы на техническое обслуживание. Низкие затраты на электроэнергию, особенно при использовании электропривода; первичное энергопотребление с электроприводом составляет лишь около одной восьмой от энергопотребления с пневматическим приводом. Крупнейшей отдельной статьей операционных расходов после оплаты труда является замена стальных канатов. Еще одно преимущество заключается в том, что только скребок, относительно недорогая часть оборудования, должен находиться рядом с забоем, что является преимуществом на некоторых участках, где задняя часть может упасть. Подъемник, скрепер и канаты часто можно использовать взаимозаменяемо между проходческими штреками и забоями, что снижает общие инвестиции в погрузочное оборудование.
Хотя скребки иногда используются в небольших выработках, обычно они не дают большой экономии по сравнению с ручной погрузкой в выработках менее 7 на 7 или 8 на 8 футов в поперечном сечении. Для заголовков меньшего размера часто предпочтительнее небольшой ковшовый погрузчик. Для выработок такого размера и больше загрузка скребком обычно может показать экономию затрат на фут и большую скорость движения по сравнению с ручной загрузкой. Правильно соразмерив размер скребка и грузоподъемность подъемника с размером выработки, можно успешно использовать скребковую нагрузку при любом размере выработки выше минимального. Если соблюдена пропорция и обеспечены надлежащие условия для обработки автомобилей и устранения задержек, то для расчистки прохода, независимо от его размера, потребуется около 2 часов.
При любом типе механического погрузки эффективность работы зависит от устранения задержек, которые увеличивают время пребывания машины в забое и уменьшают отношение фактического времени погрузки к общему времени. Это особенно важно при скоростных работах, когда каждый цикл (бурение, взрывные работы, разработка породы) следует за предыдущим в быстрой последовательности.
Одноковшовые погрузчикиОдноковшовые погрузчики, применяемые на горно-металлургических работах, бывают двух основных типов — те, которые загружаются непосредственно за погрузчиком-ковшом , и те, что загружаются на конвейерную ленту, доставляющую породу к вагонетке (рис. 27). Как правило, они приводятся в действие сжатым воздухом. Первый тип наиболее распространен при горных работах и особенно хорошо подходит для выработок размером менее 7 на 7 или 8 на 8 футов в поперечном сечении. Скребковые погрузчики являются конкурентами в более крупных товарных позициях, и выбор зависит от местных условий или личных предпочтений. Второй тип одноковшового погрузчика также конкурирует со скреперами на больших выработках, но, как правило, не применяется на малых выработках. Это и предыдущие обобщения основаны на личных наблюдениях за текущей практикой и оборудованием, и понятно, что в то время, когда они пишутся или до того, как они публикуются, на рынке могут появиться новые машины, которые могут потребовать изменения сделанных утверждений.
Одноковшовые погрузчики обычно устанавливаются на колеса (рис. 27) и передвигаются по шахтному пути, а в наиболее часто используемых в настоящее время типах ковш вталкивается в отвал за счет тягового усилия машины. Эти погрузчики могут перемещаться по выработке своим ходом или буксироваться шахтным локомотивом. Обычно скребковые погрузчики приходится буксировать. Одноковшовые погрузчики также иногда монтируют на гусеничных тележках (рис. 28). Другой тип одноковшового погрузчика аналогичен экскаваторам, используемым на поверхности, при этом усилие передается на ковш через рукоять ковша или другой толкающий механизм, который при поднятии может поворачиваться для доставки породы в одну сторону от машины или позади нее.
На момент написания статьи в стадии подготовки находится статья о лопатных машинах в подземных шахтах, к которой читатель отсылается за более подробной информацией. Эта статья основана на более чем годовом исследовании использования ковшовых погрузчиков на металлических рудниках в большом количестве округов в Восточных, Центральных и Западных штатах.
Транспортное оборудованиеПосле того, как горная порода загружена в вагоны вручную или механически, ее обычно вывозят на отвал вагонами вручную или локомотивом. Ручная трамвайка, как правило, неэкономична на больших расстояниях. Когда вагоны загружены механически, их иногда вручную отвозят на небольшое расстояние на запасной путь, а оттуда вывозят локомотивом. Малые автомобили грузоподъемностью 1 или 2 т используются для ручного трамвая, а автомобили грузоподъемностью 1—6 т и более — при использовании автомобильных тягачей.
Для механической загрузки предпочтительнее использовать большие автомобили, так как они позволяют погрузчику работать более непрерывно. Одновагонный скребково-ползунковый узел, показанный на рис. 24, уже упоминался. С помощью этого оборудования вся установка вывозится на отвал, когда вагон заполнен, и погрузка прерывается до тех пор, пока она не будет возвращена в забой. Когда используются обычные автомобили, время, затрачиваемое на переключение, не обязательно полностью теряется, поскольку часто лопата (или скрепер) может использоваться для очистки, подготовки навозной кучи к погрузке или для движения вперед.
Вагоны обычно изготавливаются из стали и относятся к тем типам, которые обычно используются в металлургических рудниках. Обычно они имеют роликовые подшипники и могут сбрасываться вбок или вбок, опрокидывая корпус, или они могут быть типа с нижней или двускатной разгрузкой. Способ сброса зависит от объектов и условий на свалке или может определяться наиболее доступным типом автомобиля. Для перевозки в штольнях и туннелях подходят либо тележки, либо аккумуляторные локомотивы. Бензиновые локомотивы не должны использоваться из-за опасности выхлопных газов.
Путь представляет собой обычный стальной рельс надлежащего веса для службы, для которой он проложен или должен быть проложен позже, и проложен на уровне штольни. Для локомотивной тяги наиболее удовлетворительной считается модернизация забоя на четверть-полтора процента. Если основная функция штольни заключается в дренаже, а не в транспортировке, могут быть предпочтительны более крутые уклоны.
Чтобы автомобили и одноковшовые погрузчики могли двигаться близко к забою, короткие участки пути могут быть снабжены накладками для соединения с концом постоянного пути. Для быстрой смены вагонов за механизированным погрузчиком удобны подвижные стрелочные переводы и стрелочные переводы. Рисунок 29показывает устройство, используемое при вождении в Охуэле. Устройство для подъема вагона с колеи и в сторону было удовлетворительно использовано для обгона вагонов на одной колеи. В проходах, достаточно широких для двухколейных путей, можно легко организовать обгон.
Грузовики с резиновыми шинами без гусеницы использовались для перевозки битой породы, и вполне вероятно, что в будущем погрузка на ленточные или тарельчатые конвейеры, идущие от забоя к отвалу, может стать довольно распространенным применением при проходке туннелей.
Вентиляционное оборудованиеВентиляция забоя имеет важное значение, особенно в длинных штольнях и при движении на высокой скорости. Если используется только естественная вентиляция, интервал времени, который должен быть обеспечен между взрывными работами и возвращением в забой для проходки, становится все больше по мере увеличения длины штольни, что, очевидно, снижает скорость, которая могла бы быть достигнута в противном случае. Давно принято включать линию сжатого воздуха и продувать забой после взрывных работ и зависеть, по крайней мере в некоторой степени, от выхлопных газов перфораторов или погрузочных машин для обеспечения вентиляции, пока люди работают в забое.
Хотя это может быть достаточно удовлетворительным для коротких заголовков, в любом случае это дорогостоящий метод с точки зрения энергопотребления, а для длинных заголовков он не так удобен, как независимая система вентиляции низкого давления.
Наиболее позитивной и эффективной системой является автономная низконапорная с реверсивным вентилятором на входе, подающим воздух в забой по стальной трубе. Складная трубка вместо стальной трубы широко используется, когда требуется только нагнетать воздух в лицо, и очень удобна для этой цели в качестве удлинения конца трубы, который обычно держится на некотором расстоянии от лица, чтобы предотвратить повреждения от взрыва. Таким образом, во время бурения или проходки НКТ можно прикрепить для подачи воздуха прямо к забою, а непосредственно перед взрывными работами ее можно откатить в сторону.
В некоторых случаях возвращение в забой после взрывных работ можно ускорить, выпустив воздух через трубу на некоторое время, а затем продув реверсивным вентилятором. Есть некоторые разногласия по этому поводу, но если трубу можно держать достаточно близко к забою, пары могут быстро выдыхаться, пока рабочие входят, благодаря всасываемому свежему воздуху, который вытесняет выходящий через трубу; в то время как при продувке часть дыма будет просто взбиваться в забое в течение некоторого времени, в то время как остальные выдуваются в штольню, и входящие люди должны пройти через них в каком-то месте по ходу. Очевидно, что разборные трубки нельзя использовать для откачки.
Вентиляторы инжекторного типа нашли широкое применение. Они имеют дешевую конструкцию и легко устанавливаются, но потребляют так много энергии, что используются только во временных или аварийных вспомогательных службах 80 (например, в штольнях или туннелях). Воздушные форсунки и форсунки бывают разных форм: от насадок, предназначенных для навинчивания на шланг сжатого воздуха, до хорошо спроектированных трубок Вентури (рис. 30). Форсунка подсоединяется к линии сжатого воздуха, как показано на рисунке. Эффективность даже самых лучших трубок Вентури обычно составляет менее 7 % для струи и 45 % для производства сжатого воздуха, или 3 % в целом.
Методы проходки штольниНе предлагается начинать долгое обсуждение методов проходки выработок, подробно описанных в более ранней публикации Бюро горного дела. Методы, применяемые при проходке штолен, практически такие же, как и при проходке штреков и проходов, многочисленные описания которых даются в серии информационных циркуляров о методах и затратах на добычу полезных ископаемых, издаваемых Бюро с 1929 г. и по настоящее время.
При проходке больших акведуков, железнодорожных и автомобильных туннелей и т.п. часто используется специальная техника, например, прокладка низкого участка вверху перед нижним уступом, который поднимается позже, или проходка небольшого пробного туннеля, который позже увеличен до конечного размера. В горных работах лава обычно продвигается как единая полноразмерная выработка, хотя могут использоваться модификации этого способа, когда возникают необычные условия, такие как бег, вздутие или осыпание грунта. Таким образом, может быть необходимо держать древесину близко к забою и сваять впереди, или сделать узкие вертикальные щели с обеих сторон и поверху забоя, вставить стойки, заглушку и запаздывание, а затем удалить сердцевину.
Как правило, штольни могут продвигаться буровзрывными работами, которые часто могут быть стандартизированы для конкретных условий каждой работы. Принцип, на котором основаны стандартные типы снарядов, заключается в бурении выемок, которые при взрыве вытягивают небольшую пробку или клин породы, обеспечивая свободные поверхности, к которым окружающие отверстия, приуроченные к проходу чуть позже, разрушатся. В плотном грунте аксиоматично то, что если вырубленные отверстия не пробивают разрез, другие отверстия не пробиваются хорошо, если только необычные проскальзывания или швы не приведут к резкому разрыву.
Основными типами патронов являются патроны с V-образным или клиновидным вырезом; огранка «пирамида», при которой пирамидальный или конусообразный блок вытягивается ближе к центру лица; разрез «Мичиган» или «обожженный», при котором цилиндрический стержень вытягивается ближе к центру лица; и «качающийся» или «плиточный» разрез. Какими бы названиями эти огранки ни назывались в местном масштабе, они относятся к этим типам или просто их вариациям. V-образный вырез можно просверлить, чтобы вытянуть горизонтальный клин, проходящий через забой из стороны в сторону, или вертикальный клин сверху вниз. Такой клин обычно проходит поперек или вверх и вниз около центральной линии лица, но может быть выше, ниже или сбоку. Иногда клин проходит по одному ребру или по дну, когда его можно назвать «вытяжным» или, в последнем случае, «пальцевым» разрезом.
В V-образном вырезе просверливаются два ряда отверстий под углами к забою так, чтобы противоположные отверстия сходились внизу или почти так (рис. 31, А). В разрезе пирамиды отверстия просверливаются под углом, чтобы сходиться или почти сходиться в одной точке, чтобы обеспечить максимальную концентрацию заряда взрывчатого вещества на дне разреза (рис. 31, Б). В этом разрезе может быть от 3 до 8 (обычно 4) отверстий, просверленных в одной точке. В обожженном разрезе ряд отверстий просверливается прямо (по нормали к забою), как на рис. 2 заряжены и расстреляны. Центральные отверстия обеспечивают пространство и линии слабости для разрушения скалы. Этот раунд особенно подходит для небольших выработок, где скала крепкая, а грунт плотный. На рис. 31, D показан круговой слэбинг, который иногда используется в широких штреках. В этом раунде порядок стрельбы таков, что короткие отверстия идут первыми, выбивая блок треугольной формы (в плане) по направлению к свободной грани, тем самым обеспечивая новую свободную поверхность для следующих отверстий, и так далее последовательно. до последней и самой длинной дыры.
При выстрелах с прорезями иногда бывает так, что снаряд трудно разбить, сначала зарядить и взорвать только прорези, вернуться в забой и, если разрезы не ломаются, перезарядить их, а затем загрузите остальные отверстия и взорвите весь раунд. Когда это сделано, очевидно, что требуется хорошая вентиляция, чтобы можно было быстро вернуться к забою после первой пескоструйной обработки разрезов.
Для любого типа снарядов важно, чтобы порядок стрельбы был таким, чтобы отверстия, постепенно удаляющиеся от разреза, взрывались последовательно.
Многие штольни, особенно проложенные в вмещающих породах, не требуют искусственной поддержки, а если и требуются, то только на определенных участках. Спина часто будет лучше стоять без искусственной поддержки, если она прогнута в центре. Какая-то земля какое-то время будет стоять без опоры, а затем начнет осыпаться. В этом случае крепь может следовать за забоем на некотором расстоянии без прерывания цикла бурения-взрыва-отхода.
На плохом грунте может возникнуть необходимость переносить крепёж близко к забою и укладывать его после каждого обхода. На рис. 32, А показан набор из трех частей бруса, а на рис. 32, Б — набор арки.
Иногда штольни, находящиеся на плохом грунте и предназначенные для использования в течение длительного времени, бетонируют, при этом бетон заливают после завершения штольни или частями, по одной, по мере ее продвижения. На рис. 32, С показана типовая бетонная крепь.
Организация вождения имеет большое значение, особенно при трехсменной скоростной работе. Там, где скорость не особенно желательна и в обычные смены используется ручная загрузка, работы обычно планируются таким образом, чтобы буровзрывные работы проводились в одну смену, а выемка породы — в следующую, с интервалом времени между сменами, достаточным для того, чтобы дым рассеялся. Бригада в этом случае обычно делится на две категории: горняки или машинисты и горняки. В Соединенных Штатах уже много лет принято выполнять этот вид работ по контракту; то есть по прямой цене за фут аванса. Эта цена обычно включает только рабочую силу или рабочую силу и взрывчатые вещества, но компания гарантирует, по крайней мере, минимальную преобладающую заработную плату. Цена может быть в виде таблицы, предусматривающей вариации ставки в зависимости от характера породы, доплату за крепление, прокладку пути и другие дополнительные услуги. Альтернативой является оплата по премиальной системе, которая предусматривает стандартную заработную плату за определенный минимальный аванс в месяц или за платежный период и постепенное повышение за метраж, авансированный сверх минимума.
Там, где требуется скорость, обычно используются три смены, которые могут быть последовательными или перекрывающимися. При непрерывной работе очевидно, что должна быть обеспечена принудительная вентиляция, чтобы свести задержки после взрывных работ к минимуму. Каждая операция — бурение, взрыв или лопата — выполняется в кратчайшие сроки, и каждая смена обычно состоит из бригады, способной выполнять работу любой части цикла под руководством начальника или начальника смены. Обычно применяется премиальная система оплаты, при которой дополнительная заработная плата выплачивается за отснятый материал, превышающий установленный минимум за период оплаты или за месяц. Вариаций организации скоростной работы слишком много, чтобы подробно обсуждать их здесь. При механизированной выемке грунта может быть отдельная бригада, которая появляется после каждого взрыва и работает в несколько смен, или погрузочная машина может обслуживаться обычными сменными бригадами. Укладка гусениц обычно выполняется штатной бригадой в рамках контрактной цены, а укладка бревен обычно выполняется обычной бригадой, когда древесина должна укладываться после каждого выгребаемого грунта, или специальной бригадой лесоматериалов, когда бревенчатая рама следует на некотором расстоянии позади лицо.
Стоимость проходки входа в подземную шахтуЗатраты значительно различаются в зависимости от размера выработки, буримости породы и относительной легкости ее разрушения, количества и характера необходимой поддержки грунта, скорости проходки, оборудования. занятость, труд и затраты на поставку, а также другие местные условия.
Эти соображения по большей части очевидны и не требуют специального обсуждения, за исключением скорости движения. До определенного уровня, который зависит от условий, более высокая скорость обычно приводит к экономии затрат на фут за счет снижения накладных расходов на единицу продукции или общих расходов. За пределами этой критической нормы стоимость за фут будет иметь тенденцию к увеличению. Скоростная работа обязательно красиво организована,
и любое нарушение регулярного цикла операций отражается на увеличении затрат. Так, например, там, где главной целью является скорость, потребление взрывчатых веществ, вероятно, будет высоким из-за вытягивания снарядов большей, чем самая экономичная, длины и свободы в количестве, используемом на выстрел, чтобы гарантировать, что снаряд разорвется. Тем не менее, несмотря на то, что затраты на фут могут быть выше, увеличение скорости может фактически привести к общей экономии денежных средств при эксплуатации рудника за счет увеличения даты, когда можно будет начать разработку и добычу руды.
В Таблице 13 приведены несколько типичных примеров затрат на проходку штольней, которые в большинстве своем не обшиты лесом. Опалубка или бетонирование, очевидно, значительно увеличат стоимость. В Рэе, штат Аризона (рис. 32, C), стоимость бетонирования составляла от 22 до 25,24 долларов за кубический ярд уложенного бетона.