Граффити древнерусских соборов
Публикации раздела Образование
На стенах древних православных храмов археологи находят множество надписей и рисунков. Большая часть из них — изображения крестов, благочестивые молитвенные тексты или просто имена. Но встречаются и необычные граффити: записи об исторических событиях, бытовые картинки, языческие заговоры. Разбираемся, как на храмовой стене оказался список убийц Андрея Боголюбского, почему некоторые новгородцы писали молитвы на глаголице и что могут означать изображения медведей в староладожской церкви Георгия Победоносца.
Собор Софии Новгородской: «усохните руки» и Чиж, подстреливший журавля
Собор Софии Премудрости Божией (Софийский собор), Великий Новгород.
Фотография: Mikhail Starodubov / фотобанк «Лори»
Софийский собор в Великом Новгороде — самый ранний древнерусский храм, который сохранился до наших дней. Заложили его в 1045 году, строительство продолжалось пять лет. Первые надписи на стенах собора появились еще на этапе строительных и отделочных работ, затем прихожане постоянно добавляли их.
Новгород был одним из основных центров письменной культуры на Руси. Большая часть его жителей, включая женщин и детей, была обучена грамоте. Именно поэтому археологи обнаружили в новгородских храмах огромное количество граффити XI–XV веков. Судя по тому, что надписи находили в основном неповрежденными, их не пытались уничтожить — а значит, в новгородских церквях они не возбранялись. Множество граффити обнаружили в алтарной части Софийского собора, куда могли попасть только сами священнослужители: следовательно, они тоже вырезали небольшие тексты на штукатурке при помощи заостренного стержня-писала. При этом почти не встречаются надписи, которые заходили бы на изображения Богородицы, Христа и святых. Авторы тщательно выбирали свободное место для них и располагали так, чтобы не повредить фрески. Некоторые слова для этого даже разбивали на части и переносили на новую строку.
Сейчас известно около 800 граффити, расположенных на стенах новгородской Софии. Большинство из них — короткие молитвы, имена и изображения крестов, но встречаются и довольно необычные варианты. Например, некто Чиж написал, что недавно подстрелил журавля в чужих владениях — это было запрещено, и сосед пожаловался на него властям. Другой неизвестный автор оставил текст, который на современный язык можно перевести так: «Как сидит пирог в печи, [так и] гребцы в корабле. Перепелка, лети в дуброву! Поставь кашу, поставь пирог, туда иди!» Это граффити могло быть детской считалкой или частью языческого заговора. Оно, в отличие от других надписей, вызвало чей-то гнев: текст несколько раз перечеркнули, а рядом оставили приписку с пожеланием «усохните руки».
Большинство граффити на стенах Софии Новгородской выполнено кириллическими буквами. Но встречаются и варианты на глаголице — более раннем и сложном славянском алфавите. В повседневной жизни новгородцы им почти не пользовались. Возможно, авторы таких надписей хотели показать свою ученость или верили, что молитвы, записанные глаголицей, обладают большей силой.
Церковь Спаса на Нередице: рисунок василиска и «непоусече пясу»
Церковь Спаса на Нередице, Великий Новгород.
Фотография: Виктор Карасев / фотобанк «Лори»
В полутора километрах от Великого Новгорода располагается еще один известный памятник древнерусской архитектуры — храм Преображения Господня, или церковь Спаса на Нередице. Ее построили в 1198 году по приказу новгородского князя Ярослава Владимировича — в память о его умерших сыновьях.
Во время Великой Отечественной войны храм был почти полностью уничтожен из-за артиллерийских обстрелов. Но уже в 1944 году его начали восстанавливать. Реставраторам помогали в работе многочисленные живописные копии фресок, рисунки и фотографии храма, описания, которые сохранились в архивах. Работа заняла 13 лет, первоначальный облик церкви Спаса на Нередице вернули в 1957 году.
Несмотря на разрушения, на остатках древних стен уцелели некоторые надписи и рисунки. Как и в Софийском соборе, большинство из них — тексты молитв и изображения крестов. Но среди них исследователи обнаружили и более необычные: например, фигурки воинов в полном снаряжении и с оружием в руках или фантастическое существо, похожее на василиска.
В одном месте на стене сохранилась надпись в две строки: «непоусече пясу». Болгарские туристы, которые бывали в церкви Спаса на Нередице, узнавали в этой фразе свой родной язык и утверждали, что она переводится как «не бейте собаку». Но исследователи установили, что никакого отношения к болгарскому языку надпись не имеет. Она служила мнемонической формулой для запоминания дней недели: собственно неделя, то есть воскресенье, понедельник, вторник («уторник» в старославянской орфографии), середа, четверг, пятница, суббота.
Читайте также:
- 5 находок тюркского времени на Алтае
- 5 мест, где можно увидеть Москву разных веков
- Что скрывают произведения искусства
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском: список убийц Андрея Боголюбского
Спасо-Преображенский собор, Переславль-Залесский, Ярославская область.
Фотография: Ирина Яровая / фотобанк «Лори»
В городе Переславле-Залесском Ярославской области сохранился один из первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси — Спасо-Преображенский собор. Его заложили в 1152 году по указу Юрия Долгорукого, а достраивали пять лет спустя уже при другом князе — Андрее Боголюбском. В 1221 году в этом храме крестили ярославского князя Александра, который затем получил прозвище Невский.
Во время реставрации собора в 2015 году археологи обнаружили на его стенах надпись, вошедшую в список самых ценных древнерусских граффити. Она сообщала о смерти Андрея Боголюбского в 1174 году и содержала список имен его убийц — около 20 человек. Текст завершался проклятием преступникам и пожеланием вечной памяти князю, которого Русская православная церковь причислила к лику святых.
Историки отмечают, что расположение надписи в Переславле необычно: ведь Андрей Боголюбский правил во Владимире, а погиб в своей резиденции Боголюбово. Ученый Алексей Гиппиус предположил, что этот текст власти специально разослали по главным храмам епархии, чтобы его высекли на стенах — как сообщение для потомков.
В 2020 году исследователи обнаружили на стене храма еще одно необычное граффити: рисунок бегущего человека, который держит над собой фантастическое существо с птичьей головой, змеиным телом и рыбьим хвостом. Похожие миниатюры часто встречаются на полях средневековых восточноевропейских рукописей, но для русского искусства они непривычны.
Георгиевская церковь в Старой Ладоге: медведи и боевые кони
Церковь Святого Георгия (Георгиевская церковь), село Старая Ладога, Ленинградская область.
Фотография: Виктор Карасев / фотобанк «Лори»
Село Старая Ладога в Ленинградской области до XVIII века считалось городом. Основали его еще в 753 году. Город стал первой резиденцией князя Рюрика, древней столицей Руси и важным пунктом на пути «из варяг в греки» — то есть с побережья Балтийского моря в Византию.
Каменную крепость в Ладоге начали возводить только в 1110-х годах. А во второй половине XII века на ее территории появилось несколько храмов — в том числе церковь святого Георгия Победоносца. По преданию, ее построили в честь победы русских войск над шведами на реке Воронежке.
Судя по рисункам, которые археологи обнаружили на стенах Георгиевской церкви, ее часто посещали древнерусские воины. Многие граффити изображают коней. Хвосты у них завязаны узлом: так поступали с боевыми лошадями во время походов и сражений, чтобы в хвосте или гриве не запутались части доспехов или оружие.
Среди одиночных рисунков исследователи обнаружили и целую сценку, которая изображает выводку лошади — процесс, когда опытные конюхи и воины осматривали животное, оценивали его внешний вид и выносливость. На рисунке коня удерживает на длинном поводе человек в богатой одежде — вероятно, воин знатного происхождения.
Сохранился на стене храма рисунок двух медведей. Точный его смысл установить не удалось, но археологи предположили, что это мог быть языческий символ. Похожие изображения считались магическими: в Древней Руси верили, что, если прикоснуться ребром ладони к пустому пространству между зверями, можно исцелить болезнь. Такие рисунки в православных храмах встречались редко, но считались вполне естественными: после крещения Руси языческие и христианские символы и обряды часто совмещались.
Церковь Покрова на Нерли: табун лошадей на заливных лугах
Церковь Покрова на Нерли, поселок Боголюбово, Владимирская область.
Фотография: Natalia Sidorova / фотобанк «Лори»
Храм Покрова на Нерли находится во Владимирской области. Его заложили в середине XII века по указу князя Андрея Боголюбского. Белокаменная церковь стала первым русским храмом, посвященным празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
Большая часть граффити из этой церкви до наших дней не дошла: они либо разрушились от времени вместе с камнем, либо оказались скрыты под толстыми слоями штукатурки. Но отдельные рисунки ученым удалось разобрать и описать. Большинство из них — кресты: они встречаются не только внутри, но и снаружи собора. А на восточной грани юго-западного столба можно найти нацарапанное изображение самого храма. Но особое внимание исследователи обратили на рисунки коней, которые встречаются в древнерусских соборах довольно редко.
В отличии от граффити Георгиевской церкви, здесь неизвестный художник изображал животных целыми табунами. При этом он старался передать перспективу и движение: намеренно искажал пропорции лошадей, чтобы они выглядели бегущими по заливному лугу, а не статичными фигурами. Одна из групп таких рисунков сопровождается надписью, которую можно понять как «Костяня, подкуй коней». Возможно, таким образом один пастух табуна обратился к другому, но почему он выбрал для послания церковную стену — неизвестно.
Автор: Ирина Кирилина
Теги:
Древняя РусьОбразованиеПубликации раздела Образование
Смотрите также
Проект «Храмы древней Руси — хранители культуры»
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Урлукская средняя школа
Проект по окружающему миру.
Храмы древней Руси —
хранители культуры.
Выполнила: ученица 3-го
класса Яковлева Александра.
Руководитель Комогорова Л.Ф.,
учитель начальных классов.
2015 год
С. Урлук
Тема «Храмы древней Руси — хранители культуры»
Яковлева Александра Васильевна
РФ, Забайкальский край, Красночикойский район, село Урлук
МОУ Урлукская СОШ, 3 класс
Краткая аннотация
На уроке окружающего мира мы познакомились с культурой Древней Руси
Я решила больше узнать о храмах, дошедших до наших времён и подготовить рисунок храма.
Тема «Храмы древней Руси — хранители культуры»
Яковлева Александра Васильевна
РФ, Забайкальский край, Красночикойский район, село Урлук
МОУ Урлукская СОШ, 3 класс
Аннотация
Храмы древней Руси – хранители культуры. Храмы — здания для богослужений, чтения молитв обращённых к Богу.
Цель: изучить материал о храмах Древней Руси.
Задачи:
1) изучить материал о храмах Древней Руси;
2) оформить рисунок храма.
Тема «Храмы древней Руси — хранители культуры»
Яковлева Александра Васильевна
РФ, Забайкальский край, Красночикойский район, село Урлук
МОУ Урлукская СОШ, 3 класс
План исследования
Работая над проектом, использовались методы: изучение литературы, практический. Я повторила пройденный материал, нашла дополнительную литературу.
Ещё в 988 году великий князь Владимир Святославович повелел всем жителям Руси принять христианство – новую веру в единого бога Иисуса Христа. По его приказу повсюду стали уничтожать изображения старых богов. На их месте строили храмы, то есть здания для богослужений, чтения молитв обращённых к Богу. Храмы древней Руси – хранители культуры.
Деревянных церквей было большинство. Из дуба был выстроен первый Софийский собор в Новгороде – предшественник белокаменной Софии. Каменное строительство получило развитие в конце 10- начале 11 веков, что было связано с Крещением Руси и преобладало в церковном зодчестве. Первой каменной постройкой на Руси считалась десятичная церковь (церковь Святой Богородицы) в Киеве, сооруженная в 989-996 годах.
В княжествах открываются архитектурные школы. Наиболее значительной становится владимиро-суздальская школа. Туда приглашались мастера из других стран. Во Владимире появляются сооружения выражающие мощь княжества. Это Успенский Собор, Крепостные Золотые ворота, Дмитриевский Собор.
Процесс развития древнерусской архитектуры был заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались связи между мастерами строительного дела. Приходили в упадок княжеские дворы и монастыри. Волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние Руси продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах северо-западной Руси началось возрождение русского зодчества.
Сохранились мощные кирпичные кремли в Москве, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и в других городах. Сохранились до наших дней каменные жилые дома 17 века.
Среди наиболее ярких храмовых строений выделяются пятиглавые церкви с горкой кокошников (церковь троицы в Москве), а так же шатровые храмы (церковь Рождества Богородицы).
В первой половине 14 века возникла знаменитая Троице-Сергиева лавра.
Муромский Благовещенский монастырь основан в 1558 году. В 16 веке царь Иван Грозный за взятие Казани выстроил каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот храм, дошедший до нас, является выдающимся памятником Московского зодчества 16-18 веков. Благовещенский монастырь — уникальная сокровищница древнерусской культуры. Более двух столетий назад в битве при Бородино решалась судьба России. На месте Бородинской битвы построен главный памятник воинам — женский Спасибо- Бородинский монастырь. По инициативе Бородинского военно-исторического музея в семидесятые годы в монастыре начались восстановительные работы. В 1992 году возродилась работа монастыря.
На втором этапе подготовила рисунок храма.
Тема «Храмы древней Руси — хранители культуры»
Яковлева Александра Васильевна
РФ, Забайкальский край, Красночикойский район, село Урлук
МОУ Урлукская СОШ, 3 класс
Научная статья
Храмы, то есть здания для богослужений, чтения молитв обращённых к Богу, строились на возвышенности. В деревнях храмы возводились из дерева, что объяснялось обилием лесов, дешевизной дерева. Основной элемент любой деревянной конструкции – бревно. Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которых всегда лежит венец из четырех брёвен.
Для рисования храма я использовала тёплые тона красок.
Список литературы
- Детская энциклопедия, том 7. – Москва, «Терра». 1997
- Материалы сети Интернет
Русский Искусство и архитектура | ||||||
| Из икон и главок супрематизму и сталинскому барокко, русское искусство и архитектура кажутся многим посетителям России, чтобы быть довольно запутанным набором экзотических форм и чуждой чувствительности. Без какое-либо ощущение богатых традиций русской культуры, понимание огромное художественное богатство становится игрой исторического анекдота — «церковь, где такой-то укрылся от того, как-его-там, или от бессмысленного набора эстетических безделушки — «Мне больше всего нравятся голубые купола». На самом деле русское искусство и архитектура не так трудно понять, как думают многие, и, зная хотя бы немного Немного о том, почему они так выглядят и что они означают, оживляет культуру и личности всей страны. Иконки Традиция иконописи была унаследованное русскими от Византии, где оно началось как ответвление мозаики и фресковая традиция ранневизантийских церквей. В течение 8-9 вв. споры об иконоборчестве в православной церкви поставили под вопрос, является ли религиозная изображения были законной практикой или кощунственным идолопоклонством. Хотя использование изображений не был запрещен, он дал толчок к глубокому пониманию разницы между искусством предназначены для изображения действительности, а искусство предназначено для духовного созерцания. Эта разница это одна из причин того, что художественный стиль икон может казаться таким неизменным. Определенный виды равновесия и гармонии утвердились как отражения божественного, и как таковые они требовали тщательного воспроизведения и тонкой утонченности, а не поразительной новизны. Хотя эта философия привела к сравнительно медленной эволюции стиля, икона живопись значительно эволюционировала на протяжении веков. В частности, в 14 в. иконопись на Руси приобрела гораздо большую степень субъективизма и личного выражение. Наиболее заметной фигурой в этом изменении был Андрей Рублев, произведения которого можно можно увидеть как в Третьяковской галерее в Москве, так и в Русском музее в Санкт-Петербурге. В отличие от изобразительной традиции, которой жители Запада стали к которой привыкла русская иконописная традиция, заключается не в изображении физического пространство или внешний вид. Иконы – это изображения, предназначенные для помощи в созерцательной молитве, и в этом в том смысле, что они больше озабочены передачей медитативной гармонии, чем изложением реалистичная сцена. Великий Эксперимент Рост влияния европейской культуры в России в период XVII и XVIII века приблизили русское искусство к привычным традициям западная живопись. Только в конце 19го века, что следующая большая группа возникли своеобразные русские художественные стили, развившиеся в связи с либеральным Силы социальной реформы. Это современное движение приняло множество различных направлений почти с самого своего начала, и было бы невозможно описать их все. Однако даже очень общее знакомство с их общими идеями и интересами делает их работу гораздо более доступный. Современное искусство с самого начала движение было связано с разрывом с классической традицией и созданием новой вид искусства, тесно связанный с повседневной жизнью русского общества. Это возродился интерес к традиционным русским формам искусства, включая как декоративное, народное творчество и, конечно же, иконопись. Из декоративно-прикладного искусства оно получило признание мощь абстрактных геометрических узоров — линии, формы и цвета использовались для создавать ритмы и энергетические формы, не обязательно для изображения объектов или реальных пространств. С конца девятнадцатого века примерно до 1910 г. движение современного искусства по-прежнему больше всего интересовалось традиционными аспектами русской жизнь — религия и деревенская жизнь были так же влиятельны, как и жизнь больших городов. Как силы социальных реформ стали более тесно связаны с растущим населением промышленные рабочие, художники русского авангарда все больше обращались к фабричным и бешеный темп городской жизни для вдохновения. Яркие цвета, упрощенные и четкие угловатые формы, а акцент на освободительной энергии современного мира стал основу для новых и все более абстрактных композиций. кубофутуризм, лучизм и Супрематизм был самым важным из стилей и школ, возникших в этот период. время. Среди их наиболее выдающихся художников были Казимир Малевич, Владимир Татлин, Михаил Ларионов и Анна Гончарова.После революции 1917 года русский авангард совершил скачок на службу новому большевистскому режиму. Казалось, это обещало именно такой перерыв в новый мир и сметая старое, над которым они трудились в искусстве годы. Они выпускали политические плакаты, устраивали уличные представления и ярмарки и, в большинстве случаев, в частности, осуществил оформление крупнейших общественных пространств страны к юбилейному торжества революции. Подхваченный акцентом нового режима на важности промышленной мощи, они стали привносить в композицию чувство рациональности и технологическая направленность промышленных работ и дизайна. Конструктивизм, как известен этот стиль, продолжал развиваться до конца 1920-х годов, когда консерватизм сталинского государства отказался от авангарда в пользу советского реализма. Многие выдающиеся художники более ранние школы играли центральную роль в конструктивизме, особенно Татлин. Другой известные художники конструктивизма включают Александра Родченко, Варвару Степанова и Любовь Попова.Отвергнутый сталинским правительством и забытый в на западе русский авангард только недавно получил заслуженное внимание. Русский музей в Санкт-Петербурге обладает самой прекрасной коллекцией своих работ. Архитектура На протяжении большей части своей истории русский архитектура была преимущественно религиозной. Церкви на протяжении веков были единственным здания должны быть построены из камня, и сегодня это почти единственные здания, которые осталось от своего древнего прошлого. Основные элементы русского церковного убранства сложились достаточно раннее, примерно в XI в. План, как правило, представляет собой греческий крест (все четыре руки равны), а стены высокие и относительно свободны от отверстий. Крутой крыши (шатровые крыши) и множество куполов покрывают строение. Характерный лук купол впервые появился в Новгороде на соборе Святой Софии, в одиннадцатом век. Центры средневековой церковной архитектуры последовали за смещение господства городов старой Руси — от Киева к Новгороду и Пскову, и, от конец 15 века, Москва. С образованием единого Российского государства под Ивана III, в России стала появляться иноземная архитектура. Первый экземпляр такого Зарубежным произведением является великий московский Успенский собор, завершенный в 1479 году болонцами. архитектор Аритотель Фиораванти. Собор на самом деле представляет собой замечательный синтез традиционные русские архитектурные стили, хотя классические пропорции характеризуют его как произведение итальянского Возрождения. Русская традиция пережила короткий период возродилось влияние при Иване IV (Грозном), при котором легендарный собор собора Василия Блаженного. В целом, однако, Цари начали выравниваться все чаще с европейскими архитектурными стилями. Отличным примером этого сдвига был Петр Великий, спроектировавший Петербург в соответствии с господствующим европейским замыслом. Его преемники продолжили эту модель, наняв итальянского архитектора Растрелли для производства рококо Зимний дворец и Смольный собор. При Екатерине Великой было установлено рококо не говоря уже о неоклассицизме, завершающем полностью европейскую топографию Санкт-Петербурга.В девятнадцатом веке новый интерес к возникли традиционные русские формы. Подобно связанному с ним движению в изобразительном искусстве, это Возрождение старых стилей участвовало в создании авангардного движения в начало двадцатого века. В течение короткого периода после революции 1917 года авангард Конструктивистское движение получило достаточно влияния для проектирования крупных зданий. Ленина Мавзолей, спроектированный в 1924 году Алексеем Щусевым, является самым примечательным из немногих сохранившихся Конструктивистские постройки. В последние годы распад советского государства Возрождение интереса к традиционной русской культуре привело к новой оценке более скромная народная архитектура. Несколько оставшихся примеров традиционных деревянных архитектуры, как, например, экспонаты архитектурного музея под открытым небом в Костроме, входят в число самых ценных архитектурных памятников России.
Copyright (c) 1996-2005 interKnowledge Corp. Все права сдержанный. |
Война на Украине: Картина Святой Троицы на выставке в Москве
Опубликовано
Картина «Святая Троица» сейчас выставлена в московском соборе, несмотря на возраст и хрупкое состояние.
Стив Розенберг
Россия Редактор, Москва
В Москве храм Христа Спасителя вторит православным песнопениям и молитвам. Он битком набит молящимися в один из великих праздников православия: Пятидесятницу.
Но многие пришли сюда, чтобы увидеть выставленный на обозрение шедевр. 600-летняя православная икона — одна из самых ценных в России — предположительно написана средневековым художником Андреем Рублевым. Он известен как Святая Троица.
Вот уже столетие эта хрупкая картина находится в государственном музее Третьяковская галерея в Москве. Контроль температуры и влажности вместе с командой реставраторов помогли защитить и сохранить это произведение искусства.
Но недавно Кремль распорядился передать икону Русской Православной Церкви. Глава Церкви Патриарх Кирилл в восторге.
«Эта икона возвращается в Церковь в то время, когда наше Отечество противостоит огромным силам врага», — сказал он верующим на выходных. «Она возвращается, чтобы мы могли просить Бога о помощи нашей стране и молиться за нашего православного президента Владимира Путина, который принял решение вернуть икону».
Патриарх может быть доволен. Но передача иконы вызвала споры.
Один из самых известных искусствоведов России соглашается встретиться, чтобы объяснить почему. Лев Лифшиц входил в группу экспертов, которые советовали не перемещать икону из Третьяковской галереи, предупредив, что перенос может привести к серьезным повреждениям.
BBC
Власть здесь смотрит в небо и надеется на помощь свыше
Лев Лифшиц
Искусствовед
«Это решение было чьей-то личной прихотью, — объясняет Лев. Реставрационный совет [Третьяковской галереи] был категорически против. За ним велось круглосуточное наблюдение с помощью самого современного оборудования.
«Это политическое решение. Те, кто у власти, смотрят в небо и надеются на помощь свыше.»
Или, по крайней мере, помощь Церкви в поддержании общественной поддержки полномасштабного вторжения России в Украину и президента России. Патриарх Кирилл публично поддерживает то, что Кремль до сих пор называет «специальной военной операцией». Ранее он заявлял, что грехи всех убитых российских солдат будут «смыты».
Более того, российский патриарх предположил, что правление президента Путина над Россией было поручено Богу.
«Бог поставил вас во власть, чтобы вы могли совершить служение особой важности и большой ответственности за судьбы страны и вверенного вашему попечению народа», — сказал Патриарх Кирилл в октябре прошлого года.
Источник изображения, Reuters Image caption,Глава Русской православной церкви активно поддерживает полномасштабное вторжение России в Украину
В этом смысле возвращение иконы Святой Троицы можно интерпретировать как награду за верность.
Но это может быть только часть истории.
«Церковь — очень важный элемент его личной идеологии», — считает Андрей Колесников из Российского Евразийского центра Карнеги. «Близкое окружение Путина, да и сам Путин, у них есть идеология: клерикальная, антизападная и империалистическая. На чем основана эта идеология? Не марксизм-ленинизм, как в предыдущий период российской истории, а религия.
«Он религиозный человек. Но речь не о христианстве как таковом, с настоящими христианскими ценностями, потому что жестокость — это не христианские ценности. В этом смысле Путин является последователем очень специфической религии».0008
Возле храма Христа Спасителя в Москве выстраиваются в очередь верующие, чтобы увидеть икону Святой Троицы.