Памятники архитектуры
Троицкий собор
(1684—1697) — некогда главный собор Соликамской епархии, ныне представляет собой не более чем памятник архитектуры. Это типичный узорочный храм XVII века — простой по композиции, но исключительно богато декорированный. Каменное кружево Троицкого собора производит необычайно сильное впечатление, но еще интереснее грандиозные крыльца, ведущие ко входом в собор. «Визитная карточка» соликамских соборов — кресты над церковными главками, представляющие собой настоящие произведения искусства. Кресты эти сложены из тонких изогнутых прутьев, и в крестах можно увидеть целые картины. Внутри собора в настоящее время краеведческий музей.
ул. Набережная, 99,
тел. (34253) 5-35-65
Соборная колокольня
Это главная звонница Троицкого и Крестовоздвиженского соборов, на которой было 12 колоколов. Является самым крупным в Прикамье столпообразным сооружением начала XVIII века.
С живописной громадой Троицкого Собора удачно сочетается стройная вертикаль соборной колокольни. Возвышается она чуть в стороне от северного крыльца храма. Ее высота от основания до креста – 60 метров. Имеет неизменный наклон 13 градусов. Поставлена колокольня на гребне крутого, спускающегося к Усолке, косогора в 1713 году. Как бы под тяжестью времени наклонилась она немного в сторону, не потеряв при этом должного равновесия и горделивой осанки. Благодаря крену ее можно сопоставить с наклонной башней Невьянского завода (1725) на Урале и даже со знаменитой башней-колокольней (1174-1350) Соборной площади итальянского города Пизы. В силуэте города эта колокольня занимает ведущее место. Без нее Соликамск так же немыслим, как Псков без Троицкого Собора или же Смоленск без Успенского. Прямых аналогов ей нет в русской архитектуре.
Она привлекает внимание и центрической, ярусноступенчатой композицией, и необычной декоративной обработкой, и предельной и предельной выразительностью художественного облика.ул. Набережная, 92
тел. (34253) 5-55-17
Виртуальная экскурсия
Богоявленская церковь (1687 — 1695)
Занимает особое место в центральном архитектурном ансамбле. Строилась она с 1687-1695 год в стиле московского барокко. Церковь пятиглавая, с колокольней, на которой раньше было установлено 16 колоколов.
В церкви сохранились великолепное собрание икон начала XVII-XVIII веков и деревянный резной иконостас, который относится к Строгановской школе письма. В настоящее время в Богоявленке располагаются экспозиция и выставки Музея древнерусского искусства. В экспозиции представлена легендарная икона Николая Чудотворца, пожалованная Соликамску Иваном Грозным. В 2008 году открылась новая экспозиция – «Мир иконы»
Церковь Богоявления выстроена в 1687-1695 годах. Однако в том же 1695 году, когда строительство церкви Богоявления было закончено, страшный пожар уничтожил ее глав и кровлю. Около десяти раз ремонтировался храм после пожаров и в следующем столетии. Кроме того, во второй половине XVIII века на средства соликамского солепромышленника Максима Суровцева была надстроена его колокольня. В 1938 году в связи с просадкой фундамента надстройка была разобрана. В 1944 году взамен надстройки был сделан деревянный шатер (архитектор Ф.М. Тольцинер), образцом для которого послужил каменный шатер колокольни Преображенской церкви, расположенный неподалеку.
ул. Набережная, 93а
Виртуальная экскурсия Церковь Иоанна Предтечи (1721 — 1772)
Одна из более поздних церквей Соликамска. Славилась архитектурой (двухэтажная, вид «кораблем») и внутренним убранством, но более всего – колокольным звоном, лучшим во всей Пермской епархии. В прошлые времена здание церкви с легкой высокой шестиярусной колокольней служило своеобразным маяком для судов, так как ее силуэт был виден с Камы. В 30-х годах XX века церковь была закрыта, иконостас разобран.
В 90-х годах восстановлена, и в ней в одной из первых в Соликамске — возобновлена служба. Иоанно-Предтеченская церковь примечательна еще и тем, что в 1735 году поблизости от нее был заложен Григорием Акинфиевичем Демидовым первый в России ботанический сад, откуда к столу самой Анны Иоанновны, а позднее – Елизаветы Петровны, отправлялись ананасы и другие заморские фрукты.
ул. Привокзальная, 35
Архангельская церковь (1688)
Приземленная, одноглавая. Декоративное оформление почти отсутствует. Закрыта в 30-х годах XX века. С 1938 года в ней размещалась часть управления Усольлага. Входит в ансамбль на месте бывшей Соликамской крепости.
ул. 1 мая, 45
Дом Воеводы (1688)
Дом воеводы памятник русского гражданского зодчества – был построен в 1688 году. Это первое каменное здание нашего города. Его архитектура – сочетание гражданского и оборонительного назначения. Об оборонительном характере говорят бойницы на южной стороне здания и стены, толщина которых достигает двух метров. Гражданское оформление Дома воеводы проявляется в декоративной обработке окон и дверных проемов. В настоящее время в нем располагается экспозиция Краеведческого музея по ранней истории города и представлена реконструкция интерьера приказной избы XVII века – единственная в крае.
ул. Набережная, 84
Виртуальная экскурсия
Церковь Жен Мироносиц (1776 — 1780)
Была построена позже всех соликамских храмов – в 1780 году, поэтому в народе ее долго называли новой. Цер-ковь кладбищенская, одноглавая, с трехъярусной колокольней. Построена мастером Иваном Горбовским на средства соле-промышленника Максима Суровцева, который был похоронен в ней в 1786 году.
Здесь имеются и другие захоронения – как в самой церкви, так и под папертью. Церковь находится на бывшем кладбище во имя всех святых Жен-Мироносиц.
В 1929 году церковь закрыли. Сняли колокольню и главу, разобрали ограду кладбища. Иконостас не сохранился. В 2000 году начались работы по ее восстановлению. В настоящее время церковь Жен-Мироносиц является приходской.
ул. 20 лет Победы, 71
Вознесенская церковь (1613)
Была основана в 1613 году при монастыре, вскоре сгорела. В 1704 году на ее месте построили каменную церковь. Помощь в ее возведении оказали солепромышленники Суровцевы. Впоследствии купцы Рязанцевы сделали большие денежные и вещевые вложения на ее содержание и украшение. После перевода в Соликамск из Вятской губернии Троицкого монастыря храм переименовали в Троицкий, но название Вознесенский так и сохранилось.
Люмилинская скважина
Рассолоподъемная скважина, давшая начало открытию Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. г.Соликамск, ул. Герцена
Введенская церковь (1683 — 1713)
Вместе со Спасо-Преображенской составляла архитектурный ансамбль женского монастыря.
Является редким примером перехода от деревянного зодчества к каменному. Это небольшой одноглавый зимний храм без колокольни, с одним алтарным полукружием. Служил зимней церковью для женского монастыря. Входит в ансамбль бывшего женского монастыря. В 1765 году церковь обращена в приходскую. С 1933-го по 1991 год не действовала. Первоначальный иконостас утрачен. Спасо-Преображенская церковь (1683 — 1692) Памятник федерального значения
Была построена на средства Евдокии Щепоткиной – вдовы московского купца, владевшего промыслом в Соликамске. Работой руководил зодчий Логин Корсаков. Церковь – летняя, пятиглавая, с колокольней. Декоративное убранство стен – легкое и спокойное. Входит в ансамбль бывшего женского монастыря. В начале 30-х годов XX века церковь была закрыта, иконостас разобран. С 1991 года – действующая. В ней возобновлены религиозные службы.
Церковь Жен Мироносиц
Памятник архитектуры XVIII века, наиболее поздняя из церковных построек города г. Соликамск, ул. 20 лет Победы, д.49а
Уездная земская управа
Объект культурного наследия. Сословно-выборное учреждение посадских людей XVII-XVIII веков. г.Соликамск, ул. Набережная, д.96
Общественный банк Черкасова
Объект культурного наследия. Первый соликамский банк. Основан в 1860 году на средства севастопольского купца, уроженца Соликамска П.И. Черкасова. г.Соликамск, ул. Всеобуча, д.86
Особняк солепромышленника А.И. Дубровина
Объект культурного наследия. Особняк Дубровина находится в центре Соликамска. Представлял собой обычный провинциальный купеческий городской дом. г.Соликамск, ул. 20 лет Победы, д.92
Особняк солепромышленников Рязанцевых
Объект культурного наследия. В начале XX века все соликамское солеварение сосредоточилось в руках представителей этой династии. г.Соликамск, ул. Революции, д.53
Дом общественного собрания
Построен в конце XVIII века, в начале XIX века куплен соликамским купцом А.И Барановым. Его наследники продали здание городскому обществу. г.Соликамск, ул. 20 лет Победы, д.106
Духовное училище
Объект культурного наследия. Низшее четырехклассное духовное учебное заведение, готовившее учащихся к семинарии. г.Соликамск, ул. 20 лет Победы, д.89
Жилой дом купца Н.М. Ксенофонтова
Объект культурного наследия. Солепромышленник Николай Михайлович Ксенофонтов трижды избирался городским головой. г.Соликамск, ул. Революции, д.63
Здание детского приюта и начального мужского училища
Объект культурного наследия. Построено на средства И. А. Рязанцева и передано в распоряжение соликамского городского общества. Приют закрыт в 1920 году. г.Соликамск, ул. 20 лет Победы, д.126
Казенный винный склад
Объект культурного наследия. Предприятие по изготовлению водки из привозного спирта; производительность — 200 тысяч ведер водки в год. Взорван в 1918 году. г.Соликамск, ул. Советская, д.56
Воскресенская церковь
Памятник архитектуры начала XVIII века, входит в центральный архитектурный ансамбль г.Соликамск, ул.Набережная, д.90
Гимназия женская
Объект культурного наследия. Как женская гимназия просуществовала до 1920 года, затем реорганизована в школу г.Соликамск, ул. 20 лет Победы, д.94
Церковь Симеона Верхотурского
Памятник архитектуры начала XX века, церковь на территории городского кладбища г.Соликамск, р-н Верхний Больничный, территория городского кладбища
Арт-объект «Хлеб-Соль»
Арт-объект изготовлен из бронзы и составляет композицию из каравая и солонки. Эта композиция символизирует русское гостеприимство. г.Соликамск, ул. Революции, территория центрального сквера
Верстовой столб
Символ начала Первой версты Государевой Бабиновской дороги — дороги, по которой прошло заселение Сибири. г.Соликамск, ул. Набережная, территория соборной площади
Фонтан близ Жуланово
Артезианский фонтан, полуприродный-полуискусственный. Находится на берегу речки Талицы. Возник, когда геологи пробурили здесь разведочную скважину, при этом попали в артезианский бассейн, и из скважины хлынула струя воды. Вода бьет вертикально вверх из трубы скважины. Дебет источника достаточно большой, шум слышно издалека. 7 км севернее деревни Жуланово (40,4 км на север от Соликамска), справа от трассы Соликамск-Чердынь
Страницы:
- 1
- Все
10 древних памятников архитектуры, история которых остаётся неразгаданной
Таинственные археологические памятники.
Археологические находки, как правило, позволяют учёным получить весьма подробную информацию о прошлом. Но случается, что учёные и сами становятся в тупик, поскольку не могут объяснить ни происхождение, ни предназначение артефактов. В нашем обзоре 10-ка удивительных архитектурных объектов, найденных археологами в разных точках планеты.
1. Сооружения храмовников (Мальта и Гозо)
Сооружения храмовников на островах Мальта и Гозо.
Храмовники жили на островах Мальта и Гозо в Средиземном море на протяжении 1100 лет (с 4000 до 2900 годов до н.э.), а затем просто исчезли без следа, оставив после себя только удивительные сооружения. Насколько могут судить современные археологи, причиной их исчезновения не стали ни вторжение, ни голод или болезни. Можно утверждать, что эти загадочные люди были одержимы строительством каменных храмовых комплексов — их на 2 небольших островах было найдено около 30. Исследователи обнаружили многочисленные свидетельства жертвоприношений и сложных ритуалов в в этих храмах, а также обилие фаллических символов.
2. Пор-Бажын (Сибирь)
Пор-Бажын (Сибирь)
Высоко в горах, посреди сибирского озера в 1891 году ученые обнаружили одно из самых загадочных сооружений в России — Пор-Бажын (что означает «Глиняный дом»). Возраст этой структуры площадью в 7 актов, оценивается в 1300 лет. Несмотря на то, что прошло уже более века с момента открытия Пор-Бажына, археологи ни на шаг не приблизились к разгадке того, зачем была построена подобная структура.
3. Подземные пирамиды этрусков (Италия)
Подземные пирамиды этрусков в Италии.
В 2011 году археолог Клаудио Биццарри наткнулся на этрусские пирамиды под средневековым итальянским городом Орвието. Сначала археологи заметили ступеньки в этрусском стиле, которые были вырезаны в стене винного погреба и уходили вниз. После раскопок обнаружился туннель, который вел в помещение с наклоненными вверх стенами. Продолжив спускаться вниз, археологи обнаружили этрусскую керамику 5 — 6 веков до нашей эры, ряд прочих артефактов, чей возраст составлял более 3000 лет, и около 150 надписей на этрусском языке. В процессе раскопок обнаружилось, что ступеньки ведут еще ниже, в очередной туннель, ведущий к другой подземной пирамиде. Раскопки ведутся до сих пор.
4. Древняя тундра (Гренландия)
Древняя тундра в Гренландии.
До недавнего времени геологи считали, что ледники при своем движении играют роль своеобразного катка, который «стирает» с поверхности растения и слой почвы. выступать в качестве сил эрозии, очищая от всего, они двигаются по от растений и почвы в верхнем слое коренных пород. Но теперь, ученые должны переосмыслить эту теорию, поскольку под ледником толщиной 3 км обнаружилась тундра в первозданном виде. Растения и почва были заморожены в течение более 2,5 млн лет.
5. Потерянный храм Мусасира (Ирак)
Потерянный храм Мусасира в Ираке.
В Курдистане на севере Ирака местные жители недавно нашли настоящие археологические сокровища, датируемые железным веком (более 2500 лет назад). Совершенно случайно они обнаружили основания колонн (предположительно потерянного храма Мусасира), а также другие артефакты, в том числе статуи людей и козы в натуральную величину. Статуи, как полагают, были важной частью ритуалов захоронения в цивилизации Урарту. Дальнейшие раскопки небезопасны, поскольку в этом регионе осталось множество неразорвавшихся мин с приграничных конфликтов прошлых лет.
6. Дворец династии Хань (Сибирь)
Макет дворца династии Хань под Абаканом.
Когда советские рабочие прокладывали дорогу недалеко от монгольской границы, они случайно раскопали фундамент старинного дворца в непосредственной близости от города Абакан. Археологи к 1940 году полностью раскопали участок, но так и не смогли раскрыть тайну руин. Возраст руин огромного дворца площадью около 1500 квадратных метров был определен в 2000 лет. Однако, при этом дворец был построен в стиле китайской династии Хань, правившей с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. Заковыка в том, что дворец был расположен прямо на вражеской территории, контролируемой в то время кочевым народом хунну. Набеги хунну были настолько постоянными, что именно для защиты от них была построена Великая Китайская стена.
7. Семь провинциальных пирамид (Египет)
Провинциальные пирамиды в Египте.
На юге Египте возле древнего поселения Эдфу археологи обнаружили ступенчатую пирамиду, которая на несколько десятилетий старше Великой Пирамиды в Гизе. Построенная 4 600 лет назад, эта трехступенчатая пирамида принадлежит к группе семи «провинциальных пирамид», которые были изготовлены из блоков песчаника и глиняного раствора. Пирамида Эдфу всего 5 метров в высоту, хотя ранее ее высота составляла около 13 метров. Шесть из семи пирамид почти идентичны по размеру и не содержат внутренних камер, поэтому они не были предназначены для использования в качестве гробниц. Предназначение их до сих пор неизвестно.
8. Магические святилища (Армения)
Магические святилища в Армении.
Во время раскопок в 2003-2011 годах армянской крепости в городе Гехарот, археологи обнаружили три святилища, возраст которых составляет около 3 300 лет. Как предполагают, они, использовались для гадания, и с помощью этих святилищ местные правители предсказывали свое будущее. В центре каждого храма, состоящего из одной комнаты, был глиняный бассейн, заполненный золой, а также керамические сосуды.
9. Буддийский храм (Бангладеш)
Буддийский храм, возраст которого 10 веков.
С помощью недавнего археологического открытия возможно удастся узнать о ранних годах жизни Атиша Дипанкара, почитаемого буддийского святого, который родился в Бангладеше более 1000 лет назад. В округе Муншингадж были обнаружены развалины буддийского города и храма, возраст которых составляет около 10 веков. Как полагают ученые, именно в этом храме Дипанкар учил своих последователей, прежде чем уехал в Тибет.
10. Тель-Бурна (Израиль)
Библейский город Ливны.
На юге Израиля археологи обнаружили городище эпохи железного века и многочисленные артефакты, которые заставили предположить, что Тель-Бурна на самом деле является библейским городом Ливны — одним из мест, где израильтяне останавливались во время Исхода, когда Моисей вывел их из Египта . Если это предположение верно, то Тель-Бурна является частью Иудейского царства, в которое также входил Иерусалим.
Загадочные артефакты есть не только среди памятников архитекуры. Сегодня существует, как минимум, 10 самых странных древних артефактов, происхождение которых никто не может объяснить.
Нравится
Почему Россия постоянно коверкает историю?
Склонность к политическому мифотворчеству и откровенной фальсификации истории — одна из отличительных черт современной России. Однако это не является чем-то уникальным для путинского преступного режима. Это просто продолжение многовековой империалистической политики сначала Российской империи, а затем и Советского Союза.
Помните, как в 2014 году информационное пространство было завалено многочисленными историями, якобы доказывающими историческую принадлежность Крыма России? Или утверждение, что украинцы и русские — « один человек? » Это яркие примеры того, как Россия прибегает к упорному мифотворчеству и фальсификациям истории для прославления себя и оправдания своих агрессивных противоправных действий.
В этой статье мы рассмотрим корни этого явления и попытаемся объяснить его мотивы.
Как возник в России ревизионизм истории?
В своей статье « Современная история как инструмент политической манипуляции », Анатолий Подольский писал: «Властные структуры (…) используют исторические истории прошлого для достижения своих текущих, тактических или стратегических политических целей».
Россия имеет долгую историю фальсификации прошлого. Одним из первых примеров является «Иллюстрированная летопись Ивана Грозного». Номинально документ представлял собой летопись Московского царства с древнейших времен до наших дней, но с «поправками» на текущую политическую ситуацию.
Последний том летописи, известный как «синодальный список», описывает правление Ивана Грозного. Однако в документ регулярно вносились поправки в зависимости от того, кого царь в данный момент любил или не любил из своего окружения. В какой-то мере можно провести параллель с отношением советского правительства к новой истории в XIX веке. 30-х и 1950-х годов.
Например, некоторые историки считают, что боярский бунт 1533 г. был отчасти вымышленным, поскольку упоминается только в «синодальном списке». Борьба за престол после смерти Василия III действительно имела место, и Елена Глинская с помощью бояр нейтрализовала брата Василия III Дмитрия Ивановича, князя Дмитровского. Но она была вдовой царя, пытавшейся сохранить свое положение.
Впрочем, это мелочь по сравнению с тем, что было дальше.
Россия начала формироваться как имперское образование при царе Петре I. Его правление было направлено на модернизацию отсталой политической системы, концентрацию власти в руках «самодержца» и укрепление его позиций на международной арене. Со временем это правило стало отождествляться с «изначальным мифом» о «величии» России после длительного периода «смутного времени» и бурной консолидации Московского царства в XVII веке. Это один из примеров русского исторического мифотворчества.
В 1701 году Петр I издал указ об изъятии письменных памятников порабощенных народов. В основном это касалось европейской части империи. Ограничение доступа к историческим памятникам дает свободу действий для манипуляций. Так составлена, например, Радзивилловская летопись, в которую входит «Повесть временных лет». Он стилистически отличается от памятников рассматриваемого периода.
Через несколько царей и дворцовых переворотов Российскую империю возглавил Софи Огюст Фридерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург, более известная как Екатерина II.
За время ее правления Российская империя расширила свои границы, ведя многочисленные войны. Она захватила Крым и почти всю южную часть Украины, части современной Грузии и Латвии, несколько раз разделяла Речь Посполитую. Экспансия стала движущей силой системного исторического ревизионизма.
Екатерина понимала историю не только как науку о прошлом. Для нее это был еще и важный политический инструмент, способный повлиять на судьбу многих будущих поколений. По словам ее статс-секретаря Александра Храповицкого, Екатерина потратила много времени на изучение и обсуждение различных исторических документов, чтобы создать всеобъемлющую историю Российской империи.
Екатерина II ясно объяснила свои внутренние мотивы в письме, которое она написала Григорию Потемкину в мае 1790 года:
«Российское очарование я хранила всю свою жизнь. Поэтому неудивительно, что я не могу молча терпеть или скрывать нанесенные ей оскорбления и обиды, как это делали мы до сих пор ради минутного предостережения, требующего этого. Однако очень часто подавляя такие чувства внутренней горечи, мы еще больше их усиливаем».
В своем письме Фридриху Гримму в марте 1783 г. Екатерина отмечала, что делит русскую историю на «пять эпох»: «1. [Россия] развивающаяся; 2. разделенный; 3. угнетенный; 4. победоносный; 5. процветающий».
Такая периодизация навеяна работами Августа Людвига фон Шлёцера (историка, известного как сторонник «норманнской теории происхождения Руси»).
По мнению Екатерины, так называемая «вторая эпоха» охватывала период с первой половины девятого века до второй половины двенадцатого века. Этот период представлял для Екатерины особый концептуальный интерес. В письме Фридриху Гримму она даже изложила свой план обобщения этого периода:
- революционных события;
- последовательное изменение порядка вещей;
- населения и финансов;
- договоров и документов;
- примера намерений или пренебрежения со стороны правителей и последствия;
- замечания о том, как это можно было предотвратить;
- примера мужества и других выдающихся достоинств;
- особенности различных дефектов и их последствий.
Позднее в том же году, 4 декабря 1783 года, Екатерина II издала указ об учреждении «комиссия по составлению заметок по древней истории, в основном России» под председательством графа Андрея Шувалова. Задача заключалась в том, чтобы реализовать екатерининское видение истории.
Зачем России понадобился исторический ревизионизм и фальсификация истории?
В статье « Интерпретация истории как инструмент манипулятивного воздействия на общественное сознание » Анатолий Михненко и Михаил Месюк отмечают, что «человек, ничего не помнящий из истории своих коллективов (народа, страны, семьи) получает исключен из команды и совершенно беззащитен перед манипуляциями. Это предварительное условие для возможных настроек и замены предмета. Если люди быстро забудут реальность, любая проблема может быть неверно истолкована вне контекста реального мира».
Это всесторонне объясняет, почему Российской империи нужна «правильная история» для настоящего и будущего.
Как концептуальное единство государство и его народ опираются не только непосредственно на настоящее, но и на прошлое как совокупность документальных свидетельств. В глобальном плане прошлое определяет, «кто мы есть» и «куда мы идем», т. е. история консолидирует и идентифицирует.
Поэтому преемственность прошлого играет существенную роль в политическом пространстве. Прошлое определяет репутацию государства и создает соответствующий информационный фон, придающий смысл (или окраску) его действиям. Это то, что Джордж Оруэлл называл « контроль настоящего ».
Тем не менее, необходимы соответствующие документальные свидетельства, чтобы иметь преемственность истории от прошлого к настоящему.
Российское государство не имело исторических памятников для удовлетворения своих имперских амбиций. В связи с этим Екатерина II в 1783 г. учредила «комиссию для заметок». Основу работы комиссии положил Герхард Миллер, собрав различные исторические памятники из Сибири и Поволжья, а затем сформировав главный архив Московии.
Технически комиссия занималась отбором исторических документов для формирования связного повествования об истории страны.
До этого, в 1790 году, Екатерина намеревалась попросить Сенака де Мельяна, чиновника, бежавшего из революционной Франции, написать историю России XVIII века, в частности екатерининского царствования.
В черновике письма русскому резиденту в Венеции А. Мордвинову Екатерина изложила свое намерение доказать единство развития Российской империи и европейских стран сверх установленных фактов, особенно до царствования Петра I.
В этом контексте следует упомянуть Василия Татищева и его «Российскую историю», впервые изданную в 1768 году (Август Шлецер, чьи труды повлияли на екатерининское видение истории, способствовал изданию труда Татищева).
Татищев стремился составить всеобъемлющую хронологию страны («сводную летопись») с использованием всех возможных источников. По словам Татищева, он просто скопировал тексты из разных источников в один документ.
Однако к его работе с источниками возникает много вопросов. Татищев злоупотреблял анахроничными, старорусскими стилизациями, которые часто указывали на авторские выдумки.
Алексей Толочко отмечает, что Татищев работал с известными источниками, но для целостной «отчетности» «кое-что добавил» в местах, где не хватало фактов. Толочко приводит в пример Иоакимовскую летопись, оригинал которой утерян и на которую ни разу не ссылались в других памятниках того периода.
Что было не так с российской историей с точки зрения Екатерины II?
Переписывание истории Екатериной II преследовало две цели.
Сначала нужно было срочно «обеляет» неоднозначные события прошлого. Ведь значительная часть русской истории с 13 по 15 века была связана с Монгольской империей.
Например, Александр Невский сыграл решающую роль в 240-летнем подчинении Московии монголам. Московское царство платило дань монгольским ханам и сражалось на их стороне в военных походах. Такая связь выглядит постыдной для номинально «прогрессивного европейского государства». Из-за этого был придуман нарратив о «монгольском иге». Коллекция исторических памятников Поволжья Герхарда Миллера пригодилась для «корректировки» повествования.
В отличие от Франции, Австро-Венгрии, Литовского княжества и Британии русское государство не имело сакраментального, «великого древнего основания» , которое придавало бы империи солидность.
Киевская Русь была в этом плане очень удобным решением. В «Иллюстрированной летописи Ивана Грозного» упоминается о связи Московского царства с Киевской Русью, но без достаточных доказательств. Суздальское княжество стало Суздальской Русью, а Москва якобы была основана при участии киевских князей. В своей статье «Как Московия присвоила себе историю Киевской Руси» Ярослав Дашкевич отмечал, что москва упоминается только в третьей переписи Золотой Орды (1272 г. ), но не в первой (1237-1238 гг.) и второй (1254-1259 гг.).) переписи.
Второй целью ревизионизма было номинальное оправдание его агрессивной экспансионистской политики и территориальных претензий.
« историческая принадлежность » тех или иных земель кажется лучшим аргументом в пользу банального «потому что хочу». Вспомните российскую риторику в 2014 году, когда они вторглись в Крым.
Кроме того, преподавание « исправленных » истории будущим поколениям должно задушить национально-освободительные движения порабощенных народов (в частности, украинского народа). В этом корень мифологии « одна нация » и другие идеи « освобождения. “
Комиссия формально завершила работу в 1792 г. Им в основном удалось концептуализировать основные направления русской истории в имперский нарратив. Это создало благодатную почву для дальнейших манипуляций с историей в XIX и XX веках.
Выводы
Россия начала заигрывать с историческим ревизионизмом и откровенной фальсификацией истории в XVI веке, чтобы «обелить» репутацию страны и оправдать ее всегда агрессивную политику.
В течение XVIII века Российская империя начала активно формировать собственный «нарратив» истории, ограничивая доступ к историческим источникам и создавая новые исторические исследования с «правильными акцентами». Это стало системным в период правления Екатерины II и ее преемников.
В этот период история стала полноценным политическим инструментом, активно используемым Российской империей для продвижения собственных интересов и оправдания своих действий.
Мнение: Что мир узнал об Украине за год войны
Добровольцы в Харькове в апреле прошлого года загружают мешки с песком, чтобы установить их вокруг памятника Тарасу Шевченко, защищая его от российских бомбардировок. Многие украинцы считают Шевченко, поэта и художника, умершего в 1861 году, символом своей национальной идентичности.
(Маркус Ям / Los Angeles Times)
Вторжение России в Украину — это захватническая война. Завоевание территорий, на которые Кремль считает себя вправе; людей, которые, по мнению Путина, принадлежат к «русскому миру»; и ресурсов, от машин и зерна, разграбленных российским государством, до стиральных машин, электронных устройств и личных вещей, украденных российскими солдатами. Но прежде всего война идет о том, чтобы Россия получила контроль над украинской идентичностью и историей.
В 2014 году только 1 из 6 американцев мог указать Украину на карте. В 2022 году, накануне нападения России, только 34% американцев могли сказать, где находится Украина. Год спустя о стране знает большинство людей, а маленькие украинские городки, такие как Буча или Бахмут, стали нарицательными на всем Западе.
К сожалению, причиной этого признания являются разрушения и страдания, но долгосрочные последствия глобального осознания гарантируют, что люди во всем мире признают и ценят Украину как независимое государство, а не придаток России.
Согласно глубоко укоренившимся взглядам Владимира Путина, Украина — это аберрация, историческая фикция, возникшая в результате роковой ошибки, допущенной Лениным и Коммунистической партией. Русские и украинцы, по словам самого Путина, — это один народ — единое целое.
Заявление Путина является продолжением давней традиции российской историографии, националистического мышления и официальной политики, рассматривающей великороссов, малороссов (то есть украинцев) и белорусов (белорусов) как разные ветви единого древнерусского народа возникла в средневековом государстве Киевская Русь.
Чтобы украинцы оставались не более чем младшими братьями русских, Российская империя, а затем и Советский Союз развернули решительную кампанию по подавлению, а иногда и физическому устранению украинских деятелей культуры, политической элиты и интеллигенции и даже украинского языка. сам.
Короткие периоды относительной открытости в 1920-х и 1960-х годах позволили украинской культуре и языку расцвести, но репрессии неизбежно вернулись и свели на нет большую часть достигнутого прогресса. В этой нынешней войне Путин следует политике своих имперских и советских предшественников. С самого начала вторжения русские обстреливают и грабят украинские музеи, разрушают памятники, убивают деятелей культуры и вычеркивают Украину из школьной программы как на оккупированных украинских территориях, так и дома. В районах, находящихся под контролем России, простого разговора по-украински может быть достаточно, чтобы вас арестовали и подвергли пыткам.
Война России наносит неисчислимый ущерб культуре, памятникам и историческим местам Украины. Но, в отличие от целей Путина, война также укрепила украинскую идентичность и заставила многих людей во всем мире открыть для себя и оценить Украину и ее разнообразную мультикультурную историю. Год жестокой войны, героического сопротивления и геноцида разрушил кремлевский нарратив о том, что русские и украинцы одинаковы.
Война также подстегнула рост украинского языка, традиционного объекта попыток России подавить независимость Украины. В Украине русскоязычные, которых кремлевская пропаганда якобы стремится освободить, все чаще отказываются от языка оккупантов и переходят на украинский язык. Во всем мире резко возросло количество людей, заинтересованных в изучении украинского языка. Приложение для изучения языков Duolingo обнаружило, что за последний год только на этой платформе 1,3 миллиона человек начали изучать украинский язык, а в Германии и Польше зарегистрирован колоссальный рост изучающих украинский язык на 1600%.
Яркая украинская культура также получила все большее признание со стороны как наградных комитетов, так и общественности. В 2022 году Сергей Жадан, украинский писатель и поэт, чей шедевральный роман «Детский дом» рассказывает о ранних этапах российско-украинского конфликта в 2014 году, получил две престижные литературные премии, в том числе Немецкую премию мира. «Стефания», песня, сочетающая рэп-музыку с традиционными западно-украинскими инструментами и костюмами, победила на конкурсе «Евровидение».
Эти достижения не следует рассматривать как простые признаки военной солидарности; Украинские исполнители в прошлом побеждали на конкурсах «Евровидение», а украинские писатели могут похвастаться литературными премиями до 2022 года. Изменились не талант и творчество украинцев, а международная осведомленность и интерес к украинской культуре.
Российское вторжение, в котором явно использовались символы, язык и устремления династии Романовых, также привело к растущему глобальному признанию колониального прошлого России и отсутствию внутреннего учета этой беспокойной истории. Пока ученые борются с призывами деколонизировать исследования и изучение Евразии, Запад наконец признал, что у России нет монополии на историю и культуру регионов, которые она контролировала в прошлом.
Так, нью-йоркский Метрополитен-музей недавно изменил описание художников, родившихся на территории Украины, с русских на украинцев. По мере того, как осведомленность об Украине и ее истории продолжает расти, будет признано и восстановлено больше исторического наследия Украины.
Украина является сердцем региона, который историк Тимоти Снайдер описывает как кровавые земли, территории, расположенные между Россией и Германией и, таким образом, ставшие эпицентром зверств Гитлера и Сталина до и во время Второй мировой войны. Однако насилие Кремля было омрачено Холокостом, самым ужасным и самым известным из массовых убийств.
Вторжение Путина в Украину сделало мир более осведомленным о прошлых страданиях, причиненных Россией Украине и ее различным сообществам — этническим украинцам, крымским татарам, евреям, полякам и другим. Наиболее ярко это проявилось в Голодоморе, советском техногенном голоде 19-го века.32-33, в которых погибли миллионы. В то время как Украина рассматривает Голодомор как геноцид, другие страны ранее неохотно использовали этот ярлык. В 2022 году Европейский парламент и национальные парламенты, в том числе Германии, Чехии и Бразилии, признали голод геноцидом.
Освещение и популяризация истории Украины за рубежом не обходится без проблем. Растущее осознание сложного прошлого Украины также неизбежно влечет за собой болезненные разговоры о более мрачных событиях, прежде всего о насилии и терроризме времен Второй мировой войны, совершенных Организацией украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армией (УПА). В то время как многие в Украине прославляют эти организации и их лидера Степана Бандеру как борцов за национальную независимость, другие, в том числе Германия, Израиль и Польша, ближайший союзник Украины, видят эти события иначе.
Бандера и его последователи, безусловно, боролись против Москвы и за независимую Украину, но украинское государство, которое они изначально представляли себе, должно было быть авторитарным, нелиберальным и без защиты меньшинств. Если бы Бандера был жив, его, несомненно, ужаснула бы идея Украины во главе с этнически еврейским президентом Владимиром Зеленским.