Древний город Персеполь: история, описание, фото
На территории современного Ирана, в 60 км к северо-востоку от города Шираз находятся руины Персеполя — древней столицы Персидской империи.
Содержание:
Содержание:
- Краткая история
- Ападана — «приёмный зал» персидского царя
- Руины дворцового ансамбля Персеполя
- Гробница Дария III — напоминание о печальном финале Персии
- Персеполь на карте
Краткая история
Основанный Дарием I Великим около 520 года до н.э. на отрогах Кухе-Рахмат («Горы Милосердия»), Персеполь уже через 150 лет превратился в мощную крепость, защищённую тройной системой стен и башен. В 330 году до н.э. город захватил Александр Македонский и отдал его на разграбление. Согласно древнегреческому биографу Плутарху, в Персеполе было сосредоточено так много сокровищ и богатств, что для их перевозки потребовалось 10 000 мулов и 5000 верблюдов. Историки предполагают, что Александр Македонский разрушил Персеполь, руководствуясь чувством мести за то, что в 480 году до н. э. персы сожгли храмы Акрополя в Греции.
Древний город Персеполь с высоты птичьего полёта
В отместку великий полководец приказал убить жрецов Персеполя и сжечь драгоценный экземпляр «Авесты» — священной книги зороастрийцев. Манускрипты были написаны золотыми чернилами на 12 000 дублёных бычьих шкур особой тонкой выделки. Дворцовые постройки Персеполя, развалины которых уцелели до наших дней, возведены царём Дарием I и его наследниками — Ксерксом I, правившим в 486 — 465 годах до н. э., и Артаксерксом I (465 — 424 до н. э.).
Главная лестница Персеполч
Ападана — «приёмный зал» персидского царя
Вход в город охраняли «Всемирные ворота», напоминающие большой квадратный зал с четырьмя колоннами. У ворот стояли гигантские каменные быки.
Ворота Всех Народов (Ворота Ксеркса)
Здесь посланцы из покорённых персами государств и высокопоставленные персоны ожидали разрешения пройти в Ападану — «парадный зал». В V веке до н.э. Ападана представляла собой монументальный дворец, поддерживаемый 72 колоннами. До наших дней сохранилось лишь 13 из них. С северной и восточной стороны к «приёмному залу» примыкали массивные лестницы со ступенями восьмиметровой ширины, по которым царь мог проехать на колеснице. На стенах и по обеим сторонам лестниц высечены искусные барельефы.
Апанада
Они изображают торжественное шествие царской гвардии и посланцев, делающих персидскому царю богатые подношения — золото, драгоценные камни, баранов, бурдюки с вином. У восточной двери зала увековечен в камне Дарий Великий, восседающий на троне, а за ним стоит его преемник — царь Ксеркс I.
Руины дворцового ансамбля Персеполя
Справа от Ападаны лежат остатки фундамента, порталы с дверными проёмами, мощные каменные блоки с изображениями воинов и мифических животных — это всё что сохранилось от Тахары — некогда роскошного дворца Дария I. В центре террасы, на которой возвышается Ападана, находится Трипилон — «зал совещаний».
Тачара
На его рельефах запечатлены сановники, Дарий I и наследник трона — Ксеркс I. Далее располагается ещё одно колоссальное парадное помещение — «Тронный зал царя Ксеркса». В древности кровля зала опиралась на 10 рядов по 10 колонн в каждом, сегодня от них остались лишь основания. Южную часть дворцового ансамбля занимали гарем Ксеркса, кладовые, королевские конюшни, а также имперская сокровищница.
Гробница Дария III — напоминание о печальном финале Персии
В окрестностях Персеполя обнаружены высеченные в скалах гробницы, принадлежащие Дарию Великому, Ксерксу I, Артаксерксу I и Дарию II.
Вид на Трипилон и Стоколонный зал
Пятая, незавершённая гробница, вероятно, предназначалась для печально известного Дария III. Проиграв в борьбе с Александром Великим, Дарий III бежал в Восточный Иран в сопровождении Бесса — своего дальнего родственника. В пути Бесс, объединившись с другими заговорщиками, заколол Дария III копьём и провозгласил себя царём Персии. Александр Македонский догнал войско Бесса и распял преступника, предварительно подвергнув его жестоким пыткам. Плутарх сообщает, что Бесса привязали к верхушкам деревьев, пригнув их к земле.
Гробницы Артаксеркса II
После того как деревья опустили, они резко выпрямились и разорвали тело казнённого пополам. В 329 году до н. э. после смерти Бесса Персидская империя прекратила своё существование.
Рейтинг достопримечательности:
ИРАН | АЗИЯ → |
Персеполь на карте
Добавить комментарий
Достопримечательности Ирана: Древний город Персеполь
Около 515 г. до н. э. по повелению Дария I на плоскогорье Мерв-Дашт, у подножия горы Кух-и-Рахмат («Гора Милосердия») была заложена новая столица страны – Парса, или, как ее называли греки, Персеполь – «город персов», призванная символизировать мощь и блеск огромной державы Ахеменидов.
По имени этого города сначала греки, а затем и весь мир стали именовать Иран Персией – до тех пор, пока в 1936 г. иранское правительство не обратилось ко всем странам с просьбой называть страну Ираном. В Средние века руины Персеполя назывались Тахт-и-Джемшид – «Трон Джемшида», по имени мифического героя иранского эпоса. Персеполь — удивительный город государства Иран, достопримечательности которого входят во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Содержание
ToggleИран, достопримечательности города Персеполь
Постройки Персеполя занимали территорию в 135 тысяч кв. м. С трех сторон город окружала двойная крепостная стена (с четвертой стороны высилась неприступная горная скала), за которой располагались резиденция царя, многочисленные парадные и хозяйственные помещения, казармы гвардии «бессмертных», конюшни. Все эти постройки были возведены на гигантской искусственной террасе размерами 500 × 300 м, облицованной громадными блоками, которая возвышается над окружающей равниной на 13 м.
Оборонительные стены Персеполя имели толщину 4,5–5,5 м и высоту от 11,5 до 15 м. Попасть в город можно было по широкой парадной лестнице из двух маршей в 111 ступеней, сложенных из массивных блоков белого известняка. Лестница вела к «Вратам всех стран» («пропилеям Ксеркса»), украшенным изображениями четырех колоссальных человекобыков, над головами которых надписи на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках сообщали о царях-строителях Персеполя – Дарии и Ксерксе. В юго-западном углу террасы располагался другой вход – служебный, по которому доставляли животных, продукты и т. д.
Ападана, удивительный дворец древности
Центральное сооружение Персеполя – его знаменитая ападана. Такое название получило оригинальное творение персидских зодчих: многоколонный парадный зал с целым лесом легких, стройных колонн, увенчанных тяжелыми капителями в виде бычьих фигур.
Ападану в Персеполе, которую стала одним из самых величественных зданий Древнего мира, что было по достоинству оценено ЮНЕСКО еще в 1979 году, начали сооружать в 492 г. до н. э. при Дарии I, а завершена она была лишь в 481 г. до н. э. уже при Ксерксе I. Впоследствии в фундаменте здания археологи нашли два каменных ящика с золотой и серебряной закладными табличками весом по 9,6 кг каждая, на которых на трех языках начертаны клинописные надписи.
Эти тексты свидетельствуют, что здание было заложено Дарием, хотя в надписях на лестнице ападаны ее сооружение приписывается Ксерксу. В надписях на глазурованных кирпичах, украшающих внешнюю стену ападаны, Ксеркс заявляет, что он завершил работу, начатую отцом.
Ападана, толстые стены которой были сооружены из кирпича-сырца, представляла собой огромный квадратный зал размерами 60 × 60 м (3600 кв. м). Римский историк и географ Страбон пишет, что на роскошных обедах здесь пировало по 15 тысяч человек, для которых резали тысячу голов рогатого скота. В зал вели деревянные, обшитые золотом входные двери (во время раскопок был найден кусок золотой пластинки, содранной с одной из них).
Пол ападаны был поднят на 4 м выше уровня платформы, поэтому в зал вели две широкие лестницы, украшенные многочисленными рельефами. Среди этих изображений – Дарий I на троне, за которым стоит его сын и наследник Ксеркс; сцена торжественного приема Дарием сатрапа Мидии; сцены борьбы царя с крылатыми грифонами. Когда-то эти рельефы имели вставки из бронзы и пасты и были раскрашены в яркие цвета.
Ападану украшал и знаменитый майоликовый фриз с изображением царских телохранителей, ныне находящийся в Лувре. Греки называли этих гвардейцев Дария «бессмертными», так как их всегда было ровно десять тысяч. Образы этих могучих и бесстрастных воинов празднично-торжественны. Так же статично и торжественно выполнены рельефы, украшающие лестничные марши.
Их заполняют идущие мерной поступью воины царя Дария: солдаты эламских полков с копьями и луками, персидские «бессмертные» с копьями и щитами, мидийцы с короткими мечами-акинаками и луками. Вслед за эламской гвардией воины несут царский трон, ведут царских коней и тянут царские колесницы.
На других рельефах в несколько ярусов изображено шествие 33 покоренных народов, каждый из которых ведет сатрап – глава провинции, назначавшийся из числа знатных персов. Если эти рельефы растянуть в одну линию, они заняли бы 400 м в длину Это настоящий этнографический музей с изображением всех характерных особенностей одежды и черт лица различных племен и народов.
Дворцы города Персеполь
Специальные коридоры связывали ападану с дворцами Дария и Ксеркса (в надписи Дария его дворец назван «тачара», а в надписях Ксеркса употребляется название «хадиш»). Как и дворцы Ассирии, резиденции персидских владык были украшены огромными рельефами. У входов во дворцы стояли крылатые быки внушительных размеров. Золотые обшивки и многоцветные изразцы украшали залитые светом покои.
На настенных рельефах дворца Дария изображены целые шеренги слуг, несущих кубки, чаши, бурдюки с вином, ягнят, молодых оленей для царского стола. Судя по одежде, это персы и мидийцы. Здесь же сохранилось и изображение самого Дария в длинной одежде и высокой зубчатой тиаре, которая когда-то была покрыта листовым золотом. Рядом с Дарием изображены два придворных перса в такой же длинной одежде и в тиарах, но более коротких, чем у царя.
Восточную часть резиденции занимает дворец Ксеркса. По своей архитектуре он похож на дворец Дария, и слуги, несущие еду мало чем отличаются от тех, которые изображены на фасаде дворца Дария. При Ксерксе в Персеполе было сооружено здание гарема, где жили женщины царской семьи.
В 466 г. до н. э. в Персеполе был построен Тронный (Стоколонный) зал. Это самое большое после ападаны здание в городе, его размеры составляют 70 × 70 м. Потолок зала держался на ста колоннах высотой 20 м. Строительство Стоколонного зала, вероятно, было начато еще Дарием, хотя надпись на аккадском языке, найденная в его стенах, относит его сооружение ко времени правления внука Дария – Артаксеркса I. В этом зале располагался дворцовый «музей», где были выставлены наиболее ценные царские сокровища. Как полагают, сюда складывали и подарки, преподносимые царю.
Персеполь и его архитектурный ансамбль
Несмотря на неслыханную роскошь и поистине царское величие, весь этот гигантский ансамбль оживал только один раз в году: весной, в день празднования иранского Нового года – Навруза, совпадавшего с днем весеннего равноденствия. Все остальное время царь проводил в двух других своих столицах – Сузах или Пасаргаде.
Александр Македонский, завоевав Персеполь в 330 г. до н. э., сжег дотла столицу побежденного персидского царства. Это произошло во время одного пиршества, «когда он, – как говорит Диодор Сицилийский, – уже не владел собой».
В Средние века остатки Персепольского дворца еще кое-как поддерживались и даже одно время служили резиденцией для местных эмиров, но затем они пришли в окончательное запустение и среди величественных руин бродили только овцы. Подобно многим другим древним постройкам, дворец Дария служил каменоломней для местных жителей.
С каждым десятилетием он разрушался все больше и больше, и только в 1931–1934 гг. Эрнст Херцфельд произвел по поручению Восточного института Чикагского университета первое обследование развалин дворца. После этого были приняты эффективные меры к предохранению остатков резиденции персидских царей от дальнейшего разрушения. Сегодня Персеполь является одним из наиболее хорошо изученных древних городов.
Достопримечательности Ирана — это не только величественные архитектурные памятники прошедших веков, но и такие зловещие сооружения, как, например, жуткие Башни Молчания древних зороастрийцев, а также странные праздники и ритуалы, вроде праздника Ашура, широко отмечаемого шиитами по всей стране.
Иран, фото Персеполя
Иран, карта Персеполя
Также интересно
- Баальбек, святилище древних богов;
- Гипогей Хал-Сафлиени: Подземный храм забытого культа;
- Эпидавр: Камни, впитавшие историю;
- Стоунхендж, висящие камни друидов;
- Зиккурат Самарры, наследие Аббасидов.
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Путеводитель по древнему городу: Персеполис, 500 г. до н.э.
Местонахождение
Персеполис — греческое название города Парса. Он расположен на равнине Марв-Дашт, на высоком Иранском плато, с тыльной стороны защищенной от северных ветров великой «Горой Милосердия».
Равнина зеленая и плодородная, орошаемая каналами и покрытая полями. Зимой здесь холодно, летом довольно жарко, а весной великолепно, так что это лучшее время для посещения. Персидская империя огромна и простирается от Ливии и Черного моря до Индии и Центральной Азии, и по сравнению с ней Греция выглядит крошечной.Как добраться
До Персеполя легко добраться по дороге, так как персидские цари модернизировали страну, и есть даже королевская дорога, тянущаяся от Сард на юго-западе Турции. Есть места для отдыха через определенные промежутки времени, и маршруты безопасны. Если вы прибываете на лодке, ближайший порт находится в Лияне на берегу Персидского залива, и корабли регулярно ходят в Индию. Царь Дарий I также только что объявил о новых «больших раскопках» в Египте для строительства нового Суэцкого канала, так что путь от Нила до Красного моря займет всего четыре дня, и мы ожидаем, что новый морской маршрут в Египет будет объявлено в ближайшее время.
Передвижение
Лошадь или повозка являются предпочтительным способом передвижения, так как империя слишком велика, чтобы ее можно было обойти пешком, хотя в таких частях, как Месопотамия и Египет, есть отличные речные суда. Многие мужчины сейчас носят брючные костюмы, изобретенные скифскими кочевниками, так как персидские платья не так удобны для верховой езды.
Что посмотреть и чем заняться
Декоративные сады настолько удивительны, что для них придумали специальное слово: рай. Это формальные сады, расположенные в геометрическом плане «четыре квадрата» с небольшими каменными водными каналами для различных клумб, и они используют тополя для тени. Тем не менее, лучше проконсультироваться с местными жителями на случай, если есть правила приема.
Над городом возвышается цитадель – если вы сможете получить к ней доступ, она впечатляет, как и вид сверху. К нему ведут большие лестницы с неглубокими ступенями, подходящими для всех в длинных одеждах или с ограниченной подвижностью, и входят через сторожку. Внутри много дворов с колонными залами, приподнятыми на платформах, и резными рельефами.
Если вам посчастливилось быть приглашенным ко двору, приготовьтесь к тому, что его великолепие ошеломит вас.
Двор огромен — у одного короля было 329 человек.наложницы, которые играли на музыкальных инструментах, 46 мужчин, которые плели гирлянды, 277 поваров, которые делали изысканные лакомства, 29 поставщиков провизии, 70 мужчин, которые процеживали вино, и 14 парфюмеров. (Позднее Александр Македонский пришел сюда и сжег это место дотла, но, увидев всю золотую посуду, пьянящую благовониями квартиру, заметил: «Вот, кажется, и значит быть королем».)Покупки
Обязательно посетите базар, если хотите привезти домой красивые сувениры. Слово «базар» имеет персидское происхождение и вполне справедливо вызывает ощущение экзотических богатств, насыщенных запахов и диковин, сваленных в изобилии. В Парсе можно купить что угодно под солнцем, если у вас достаточно серебра: ладан из Южной Аравии, золото из Индии, ковры из Средней Азии и граненое стекло из западной Турции, а также множество местных товаров. Помните, что они оценивают стоимость товаров по их весу, и, если вы пришли с финикийскими или другими иностранными монетами, они просто взвесят их как серебряные монеты, так как монеты как таковые здесь не используются. Всегда помните о торгах!
Развлечения
Весна широко празднуется в Иране, так как это период, когда погода улучшается и страна купается в зелени. Это время, когда люди дарят друг другу подарки и носят новую одежду. Некоторые говорят, что именно поэтому на барельефах изображены люди в местной одежде, приносящие королю отличительные продукты, но более вероятно, что они показывают, насколько все стремятся стать частью его империи, поскольку они помнят, что произошло, когда люди восстали в начале правление Дария I и было совсем не приятно, так как он отрезал главарям нос и уши, ослепил их на один глаз и потом пронзил их.
Где остановиться
Город имеет привлекательное расположение на равнине, и большая часть города состоит из одноэтажных домов, построенных из сырцового кирпича. Лучше всего попробовать поселиться у кого-нибудь, так как персидское гостеприимство прекрасно.
Город находится в тени цитадели, где живут королевские особы, когда они не путешествуют или не остаются в своих других королевских резиденциях в Экбатане, Сузах и Вавилоне.
Цитадель сильно укреплена, постоянно строятся или модифицируются новые дворцы. Если вы не королевский гость, не приносите дорогие подарки или важное письмо, маловероятно, что у вас будет шанс войти. Реконструкция первого взгляда посетителя на цитадель при входе через ворота. Реконструкция вида зала для аудиенций (Ападана) в Персеполе.
Высшие классы живут рядом с цитаделью. Если вы впервые приезжаете в Иран, вряд ли вы видели такие дома раньше. У них есть залы с колоннами, и единственный свет проникает через дверные проемы или зенитные фонари в потолках, так что поначалу немного темновато, но глаза быстро привыкают.
Еда и напитки
Иранская кухня по праву известна и полна кисло-сладких сочетаний, с сочными фруктами, орехами и сложными рецептами. Обычно используются тмин и кардамон. Также популярны чеснок, лук, гранаты и фисташки. Из каперсов в рассоле делают крепкий соус, очень похожий на соевый соус.
Изысканные блюда
Когда короли обедают, все их слуги моются и одеваются в роскошные одежды, и почти полдня готовятся к ужину. Одевание определенно осуждается, и мужчины и женщины действительно заботятся о своей внешности. Так что не забудьте одеться соответственно, если вам посчастливится быть приглашенным на ужин при дворе. Еда и питье совершаются вместе, так как персы знают, что когда вы пьете, важно плотно поесть!
Питье
При дворе напитки подаются в различных золотых кубках, а королевское вино обильно пьется без ограничений. Вероятно, не случайно вы слышали о вине под названием Шираз, так как оно названо в честь города, который находится недалеко.
Если вы не можете позволить себе золото, серебро или даже бронзу, есть идентичные керамические поилки. Кто-то ловко сообразил, что красное вино оставляет пятна, поэтому они покрывают глиняную посуду красной накладкой, чтобы этого не было видно.
Виночерпии очень стараются налить вам вино, но вы должны держать чашу кончиками пальцев, поэтому питье в больших количествах требует навыков и практики, если вы не хотите, чтобы вас приняли за глупого иностранца!
Местные законы и обычаи
Будьте осторожны с тем, что вы говорите о короле, так как люди, называемые его «глазами и ушами», повсюду, выискивая и прислушиваясь к людям, которые не согласны с ним. Если вы выступаете против короля, пронзание, снятие кожи и погребение заживо — общеизвестные формы наказания.
Религия
Люди теперь исповедуют религию под названием зороастризм с верховным богом по имени Ахура Мазда и четко определенными принципами добра и зла. Однако, когда бывший царь Кир Великий захватил Вавилон, он был настолько впечатлен городом, что начал строить огромную имитацию его знаменитых застекленных ворот Иштар в Персеполе, хотя впоследствии он был снесен. Некоторые тихо бормочут, что Кир попал под чары великого вавилонского бога Мардука, поскольку тот довольно хорошо отзывался о нем в своем воззвании, которое было записано на Цилиндре Кира.
Продолжите свой отпуск в Персеполе, посетив виртуальную галерею Рахима Ирвани (комната 52) Древнего Ирана, которая охватывает историю Ирана с 3000 г. до н.э. до 651 г. н.э. Persia with Persepolis Reimagined Getty запустила Persepolis Reimagined, захватывающий веб-опыт, который позволяет посетителям исследовать церемониальную столицу древней Персидской империи в период ее расцвета. Посетители могут пройти по стопам древних сановников через наиболее точно воссозданный на сегодняшний день Персеполь и узнать об искусстве, архитектуре и обычаях этого культового памятника имперской власти. Опыт доступен на настольных и мобильных устройствах и скоро будет доступен для просмотра на нескольких языках, включая арабский, фарси, французский, хинди, испанский, традиционный и упрощенный китайский и английский. Основанный Дарием I около 518 г. до н.э. Персеполь был воплощением имперской идеологии Ахеменидов, что нашло отражение в его искусстве и архитектуре. Он служил церемониальной столицей персидских царей Ахеменидов и процветал почти 200 лет. Хотя Александр Македонский разграбил и поджег Персеполь в 330 г. до н.э., его руины сохранились до наших дней и являются источником национальной гордости современных иранцев как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Посетители начинают свой тур у Врат Всех Наций, главного входа в Персеполь. Преодолев массивный пролет из 111 ступеней, они достигают ворот, окруженных двумя массивными и ярко раскрашенными статуями быков, которые служили символическими стражами города. Скриншот из переосмысленного Персеполя После парадного входа посетители попадают в Ападану (большой зал для приемов), Дворец Ксеркса (место для церемоний и ритуалов), Юго-Восточный дворец (королевские резиденции) и Королевское казначейство. , заканчивая свое путешествие впечатляющим Залом 100 Колонн. По пути посетители также могут щелкнуть мышью, чтобы узнать больше о многих предметах искусства и ритуалах, характерных для города, в том числе о способах надлежащей дани и дарения подарков, королевских банкетах и костюмах персидского двора. Дополнительные современные виды сохранившейся архитектуры и произведений искусства также можно просмотреть на веб-сайте. Опыт подчеркивает, что царское искусство Ахеменидов сочетало в себе мастерство и традиции их обширной и разнообразной империи, включая иранскую архитектуру, ассирийские и вавилонские дворцовые украшения, мотивы египетского дизайна, греческое и индийское мастерство и многое другое. Скриншот фильма «Переосмысление Персеполиса» «Переосмысление Персеполя» — результат сотрудничества историков, творческих людей и технологов, в том числе собственных экспертов Getty в отделах музеев и цифровых технологий, академических консультантов из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, а также творческих и техническое производство от MediaMonks.