Шотландия. Природа, замки и дегустация виски. Индивидуальный тур с Simple Travel
В программе предложено совместить посещение основных достопримечательностей Эдинбурга и активную программу в Шотландии с проживанием в Эдинбурге, поездками в шотландское высокогорье, среди красивейшей шотландской природы, а также на побережье Северного Моря. Это сочетание позволит группе увидеть как средневековое наследие Шотландии и неповторимую атмосферу страны, так и красивейшую шотландскую природу.
Достопримечательности
Отели
Расписание программы
День
- TBА (предположительно 11.30) Прилет в Эдинбург
- 12.30-13.00 трансфер в отель в центре Эдинбурга
- 13.00-14.30 обед в отеле
- 14.30-15.00 заселение
- 15.00-16.00 свободное время
- 16. 00-18.00 пешеходная экскурсия по Королевской Миле включая посещение внутри замка Эдинбурга
- 19.00-21.00 Ужин в ресторане The Witchery, окутанном многочисленными легендами и расположенном у подножия замка Эдинбурга
- Прогулка пешком до отеля
День
- Завтрак в отеле
- 09.00-11.00 трансфер в деревню Luss при озере Лок Ломонд
- 11.00-12.30 круиз на приватно арендованном судне с кофе с виски в тематике «Роб Рой» — судно подплывет к необитаемым островам Loch Lomond Cruises
- 12.30-14.00 обед в ресторане Lodge on the Loch в зале с камином, чтобы согреться после круиза
- 14.00-15.00 трансфер на частную ферму
- 15.00-17.00 Шотландские Игры на территории фермы, Шотландская музыка и песни с чаем, кофе, виски в историческом ангаре фермы
- 17. 00-19.00 трансфер в Эдинбург, гид покидает группу
- 20.00-22.00 ужин в уютном ресторане-пабе Stac Polly, славится отличной шотландской кухней
- Прогулка пешком от отеля
День
- Завтрак в отеле
- 10.00-11.30 посещение Национальной Галереи Эдинбурга с гидом – одной из лучших коллекций классического изобразительного искуства от Ренессанса до Пост-модернизма
- 11.30-12.00 трансфер на холм Артура, на котором по легенде был похоронен король Артур
- 12.00-13.00 прогулка с прекрасными видами на Эдинбург до старинного паба Sheep’s Heid
- 13.00-14.30 обед
- 14.30-15.00 трансфер на шоппинг тур на Королевской Миле и окрестных улочках
- 15.00-17.00 шоппинг тур с гидом по магазинам Royal Mile
- 17. 00-17.30 трансфер на Royal Yacht Britannia
- 17.30-19.00 индивидуальный вечерний тур по яхте
- 19.00-19.30 трансфер на ужин
- 19.30-21.30 ужин в ресторане Fisher’s In Leith
- 21.30-22.00 трансфер в отель
День
- Завтрак в отеле
- 08.30-10.30 трансфер из Эдинбурга в деревушку Aberfeldy
- 10.30-13.00 сафари на джипах по Highlands
- 13.00-14.00 обед в охотничьем домике
- 14.00-14.45 посещение центра оленей
- 14.45 -15.00 возвращение на базу
- 15.00-15.30 свободное время в магазине, где продаются аутентичные шотландские сувениры, включая шкуры оленей
- 15.00-16.00 посещение вискокурни Dewar’s с дегустацией виски с шоколадом
- 16.00-18.00 трансфер в Эдинбург, гид покидает группу
- 20. 00-22.00 ужин в ресторане The Tower, прекрасными панорамными видами на город
- прогулка пешком до отеля
День
- Завтрак в отеле
- 09.00-09.30 трансфер из отеля в очаровательную рыбацкую деревушку Crammond, где живет JK Rowling
- 09.30-10.30 прогулка там — при отливе можно дойти пешком до ближнего острова
- 10.30-11.30 трансфер в замок и сады Falkland — великолепнейшие сады с огромной коллекцией рододендронов и любимый замок Марии Стюарт
- 11.30-13.00 посещение замка и парка
- 13.00-13.30 трансфер в ресторан на берегу Северного Моря — Seafood Restaurante — со специализацией на рыбе и морепродуктах, обед
- 15.00-17.00 посещение исторического города гольфа и знаменитого университета — St Andrews — с его живописными руинами замка и собора на берегу моря
- 17.00-19.00 трансфер в Эдинбург
- 20. 00-22.00 ужин в знаменитом ресторане The Dome (пешком от отеля)
День
- Завтрак в отеле
- Cвободное утро
- Трансфер в аэропорт Эдинбурга
Отправить запрос
Имя*:
E — mail*:
Телефон*:Подписаться на нашу рассылку
Согласен на обработку персональных данных
Читать онлайн «Пикты. Таинственные воины древней Шотландии», Изабель Хендерсон – ЛитРес
Охраняется Законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА
Текст предлагаемой читателям книги требует ряда комментариев. В связи с тем, что работа И. Хендерсон рассчитана на британскую аудиторию, и даже не столько на британцев, сколько на шотландцев, как правило, достаточно хорошо знающих историю своей страны, им не нужно лишний раз объяснять, когда туда пришли римляне и кем был и когда жил святой Колумба. Для россиян, интересующихся историей, мы сочли необходимым кратко напомнить основные события истории Великобритании I – VIII веков.
Завоевание Британии, начавшееся с экспедиции императора Клавдия в 43 году н. э., привело к покорению большей части острова и созданию римской провинции Британия, жители которой – бритты – постепенно стали перенимать римский образ жизни и обычаи, носить римские имена и служить в римской армии. Племена крайнего севера остались свободными. Для защиты от их набегов во II веке н. э. был построен сначала каменный Адрианов вал (по приказу императора Адриана), а несколько десятилетий спустя – земляной Антонинов вал (в честь императора Антонина Пия).
С конца III века, после периода смуты в самом Римском государстве, усилились набеги как северных племен – пиктов, героев этой книги, так и жителей соседнего острова Гибернии (Ирландии), которых в Британии называли скоттами. После падения римского господства в начале V века римская провинция оказалась предоставлена самой себе – то ли потому, что центральной власти было не до Британии, то ли из-за сепаратизма бриттской элиты. Видимо, в середине V века бриттские властители приняли роковое решение: для защиты от набегов они пригласили германских наемников, которые спустя недолгое время взбунтовались, перерезали своих хозяев и захватили значительную часть острова. Так в Британии появились англы, саксы и юты (эти племена в общем называют англосаксами), и часть острова стала называться Англией.
Более мирными переселенцами оказались, как это ни парадоксально, те самые ирландцы-скотты, от набегов которых англы должны были спасти Британию. Ирландские колонии появились в Корнуолле и Уэльсе. Там переселенцы вполне уживались с романизированными бриттами. Одно из свидетельств тому – надгробные надписи V – VII веков. В них встречаются и латинские имена, написанные ирландским огамическим шрифтом (например, Виктор, Виталиан), и люди с ирландскими именами, чьи родичи носили латинские имена (Икориг, сын Потентина).
Селились скотты и на севере. Именно от скоттов северная часть Британии и получила свое современное имя – Шотландия. Первым королем скоттов в Британии считается Фергус, сын Эрка, умерший, как считали средневековые ирландские историки, в 500 году. Фергус был представителем правящей династии североирландского королевства Дал Риада[1]. В течение почти полутора столетий королевство существовало на обоих берегах пролива – в Ирландии и в Шотландии, и им управлял один король.
Таким образом, к середине VI века на севере Британии сосуществовало (отнюдь не мирно) четыре народа.
Во-первых, это ирландцы, они же скотты, объединенные в королевство Дал Риада. Именно династия Дал Риады в середине IX века сплотила Шотландию и, положив конец независимости пиктов, смогла достойно противостоять напору англосаксов и викингов.
Во-вторых, на севере появились англосаксы (точнее говоря, именно англы), которые образовали несколько своих королевств. Мелкие королевства Дейра и Берникия к первой половине VII века исчезли, уступив место крупной державе – Нортумбрии, которая стала одним из наиболее могущественных государств англосаксов в Британии, соперничая с южными единоплеменниками – Кентом, Уэссексом и Мерсией.
В-третьих, несмотря на давление со стороны англосаксов и скоттов, на севере сохранились королевства бриттов. После ухода римлян у бриттов появились свои короли. Отчасти это были представители местной знати, отчасти – бывшие командующие римскими военными частями и их потомки. Нашествие англосаксов положило конец бриттской государственности на значительной части территории Британии. Бриттским остался Корнуолл, Уэльс (королевства Повис, Дивед, Гвинедд и другие) и северо-запад Британии, где сформировались королевства Стратклайд, Регед, а также быстро исчезнувший Манау Гододдин. К началу IX века бриттские королевства прекратили свое существование – в основном в результате натиска англосаксов.
И в-четвертых, на севере Британии в то время жили и исконные обитатели этих земель – пикты, о которых и рассказывает книга И. Хендерсон.
Переводчик сердечно благодарит доктора филологических наук Т.А. Михайлову за содействие в подготовке этого издания, а также искусствоведа К. Ляховую за помощь в переводе искусствоведческой части этой книги.
Н.Ю. Чехонадская
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Пикты считаются самым загадочным народом в истории раннего Средневековья Британии, где и без того много загадок. Мы знаем, что пикты жили за пределами Адрианова вала и были бесстрашными врагами римлян, однако до этого периода и после него история пиктов окутана мраком. Люди, как правило, знают о пиктах только то, что о них известно очень мало. Нет практически никаких пиктских документов, и ученые до сих пор не могут дать ответы на самые элементарные вопросы о пиктах: кто они были, на каком языке говорили, как сами себя называли и что случилось с ними после того, как они попали под власть скоттов. Мы располагаем огромным количеством памятников пиктского монументального искусства, но, к сожалению, даже эти памятники, которые могли бы вызвать интерес к пиктам и подчеркнуть историческое значение этого народа, содержат сложную, но совершенно непонятную для нас символику. Едва ли стоит удивляться тому, что даже в самой Шотландии пиктов считают странным и, по-видимому, отсталым народом, которому не удалось оставить хоть сколько-нибудь заметный след в истории.
Однако это распространенное мнение не отпугнуло историков. Для любителя шотландских древностей история пиктов стала областью, где можно вдоволь разгуляться. Когда фактов так мало, появляется множество теорий, развивая которые ученые проявили недюжинный ум и изобретательность. Один автор в 1927 году жаловался на «появившийся в последнее время нездоровый интерес к пиктам», а в 1947-м некий ирландский историк даже определил этот интерес как «пиктоманию».
Тем не менее на фоне ожесточенных споров по различным мелким вопросам был проведен целый ряд фундаментальных исследований, и мне хотелось бы подчеркнуть, что моя работа во многом зависит от того, что уже было сделано историками прошлых поколений. Трехтомное историческое повествование Ф. Скина «Кельтская Шотландия» (1876 – 1880) все еще является полезной основой для изучения этого периода, хотя специальные исследования, опубликованные позже, изменили точки зрения на некоторые вопросы. Я думаю, не будет преувеличением сказать, что рассказ о пиктах не мог бы быть создан без помощи первого тома «Ранних источников по шотландской истории» А. О. Андерсона (1922). При написании первой главы этой книги я во многом основывалась на собрании статей специалистов, изданном доктором Ф.Т. Уэйнрайтом под удачным названием «Проблема пиктов» (1955). Этот сборник стал поворотным пунктом в изучении пиктов. В предисловии доктор Уэйнрайт писал: «Мы снова и снова удивлялись тому, как наши разные подходы привели нас к одним и тем же выводам. Несколько незначительных расхождений во мнениях осталось, однако наше общее согласие по многим вопросам все-таки перевесило. Это совершенно новое явление среди тех, кто изучает пиктов…»
Изучение пиктов отнюдь не стало отработанной жилой, как часто думают. Сейчас эта наука постоянно развивается, и перед ней открываются новые перспективы. Подготовлено новое издание важнейшего источника – списка пиктских королей, и последние археологические исследования железного века Шотландии обязательно бросят свет на раннюю историю пиктов. Началась действительно чисто пиктская археология. Происходит сбор и изучение географических названий.
С самого начала следует признать, что мы не только многого не знаем о пиктах, но и, скорее всего, многого никогда не узнаем. Единственный пиктский письменный памятник, который дошел до нас, – это список королей с указанием продолжительности их царствования, самая примитивная форма исторической записи. Мы не располагаем пиктскими законами, летописями, хартиями, житиями местных святых, церковными календарями, мартирологиями или собраниями пиктских преданий и стихов. Эти пробелы сами по себе огромны, и к ним следует добавить еще один, самый огромный: нам неизвестно ни одно полное предложение, написанное на пиктском языке. Таким образом, лицо пиктского народа навсегда утрачено для нас. Все то, что придает раннесредневековой Ирландии и Уэльсу их особый характер, их очарование, все, что позволяет нам, даже спустя столь долгое время, по-новому понять особенную душу этих кельтских народов, у пиктов отсутствует и может быть обнаружено, наверное, только по невероятной случайности.
Единственное исключение – это работы пиктских камнерезов, которые дают нам единственную точку соприкосновения с пиктским менталитетом. Искусство пиктов – совершенно особенное, очень выразительное; оно говорит с нами на том же языке, что и современное искусство. Судя по всему, пиктское искусство зародилось в обществе чутких, знающих, понимающих людей со своими национальными особенностями. Поэтому потеря пиктских законов, литературы, пиктской учености является трагедией.
Фонд Карнеги для университетов Шотландии предоставил мне щедрый грант для иллюстрирования этой книги. Фонд также профинансировал мои исследования пиктских источников и пиктского искусства, и я рада возможности выразить ему свою признательность.
Я также весьма обязана господину Р.Б.К. Стивенсону, хранителю Национального музея древностей Шотландии, который очень помог мне с фотографиями и стал научным руководителем моей работы по пиктскому искусству.
Самую большую благодарность я должна выразить госпоже Норе К. Чэдвик, которая впервые познакомила меня с пиктской проблемой и которая умело, со свойственными ей обширным опытом и интуицией, направляла мою работу по пиктам в Кембридже. Я очень горжусь тем, что стала одной из многих ее учеников, которые пользовались ее безграничной поддержкой, вдохновением и дружбой.
И. X.
Глава 1
ФОРМИРОВАНИЕ ПИКТСКОГО КОРОЛЕВСТВА
СЕВЕРНЫЕ ПЛЕМЕНА
Пикты – так античные писатели начиная с конца III века н. э. называли племена, обитавшие на крайнем севере Британии. Вместе с приходившими с запада скоттами пикты вторгались в римскую провинцию Британия (рис. 1). Происхождение слова «пикты» неизвестно, но, с точки зрения римлян, это было удобное общее наименование разнообразных племен, обитавших севернее устьев Форта и Клайда. Таким образом, использование термина «пикты» должно быть ограничено периодом после 300 года н. э. Все, что было до этого, следует называть «протопиктским», или скорее притенским, поскольку жители Римской Британии называли обитавшие на севере острова народы именно *Priteni. В ирландских источниках это имя фигурирует как «круитни».
Авторитетная информация о жизни северных племен в притенский и позднеримский периоды изложена в двухтомной работе доктора Ф. Т. Уэйнрайта «Исследования по истории и археологии». Тема нашей книги – общий очерк пиктской истории, но в первой главе мы кратко остановимся на некоторых материалах, касающихся предыстории этого народа, а также некоторых отдельных вопросах, всегда занимавших первостепенное место в исследовании пиктов: языке, социальных обычаях и территориальном делении, которые уходят корнями в этот ранний период.
Рис. 1. Физическая карта Шотландии
Самый важный источник для изучения доисторических племен тех областей, которые впоследствии стали пиктскими, – это карта Великобритании, составленная Птолемеем на основании источников I века н. э. Птолемей неправильно ориентировал северную часть острова, но, помимо этого, на карте все вполне узнаваемо. Интересующие нас названия лежат к северу (если исправить карту) от птолемеевского Clotae aestuarium (устье Клайда) и Boderiae aestuarium (устье Форта). Из показанного здесь фрагмента этой карты (рис. 2) мы видим, что область, которая впоследствии была заселена пиктами и которая ограничивается Мори-Ферт, Глен-Мор и линией Форт – Клайд, находилась в руках четырех племен: каледониев, вакомагов, тедзалов и вениконов.
Есть возможность более точно определить область расселения этих главных племен, отождествив названия мест и черты ландшафта, связанные на полной карте с их названиями. Каледонии занимали область от Бьюли-Ферт до Пертшира; их имя сохранилось в географических названиях, таких, как Данкелд и Шихаллион[2]. По всей видимости, каледонии являлись большим и хорошо организованным племенем, которое обратило себе на пользу водные пути и перевалы своего центрального горного района.
Что касается места жительства племени вакомагов, то, по мнению профессора Иана Ричмонда, оно может быть связано с расположением римского лагеря Пинната-Кастра. Если этот лагерь действительно можно отождествить с римским фортом в Инчтухиле, на южном конце Стратмора, то его размещение на берегах Мори-Ферта является ошибочным и, таким образом, племя, на территории которого был расположен лагерь, также должно находиться совсем не там. Истинная родина вакомагов, таким образом, могла находиться в районе Стратмора, области между реками Тэй и Ди, которая теперь принадлежит графству Абердин.
Вениконов с достаточной уверенностью располагают между устьями Тэй и Форт, и связанное с этим племенем название Оррея отождествляется с римским фортом в Карпоу на южной стороне устья Тэй.
Если мы правильно расположили северные племена на карте, тогда можно сказать, что область, которая пятьсот лет спустя стала основным районом расселения пиктов, представляла собой шедшую с севера на юг по центру острова полосу, занятую каледониями, плюс территорию трех прибрежных племен востока – вениконов, вакомагов и тедзалов.
В рассказе о войнах императора Севера в начале III века н. э. историк того времени Кассий Дион утверждает, что страна к северу от линии Форт – Клайд была занята каледониями и меатами, двумя племенными группами, которых он называет «величайшими народами», поглотившими все остальные племена. Согласно Диону, меаты жили рядом с валом, а за ними – каледонии. Из истории их отношений с римлянами совершенно очевидно, что эти племена считали себя независимыми друг от друга.
Весьма вероятно, что территория, о которой идет речь, и есть область основного расселения пиктов и что те четыре племени, о которых сообщал Птолемей, объединились в два союза. Каледонии, скорее всего, и были теми самыми каледониями, о которых упоминает Птолемей, а если союз меатов действительно обитал близ Антонинова вала, то в него, скорее всего, входили вакомаги Стратмора и вениконы Файфа, к тому времени распространившиеся на территорию современного Стерлингшира. В какой союз вошли тедзалы, неизвестно.
Рис. 2. Фрагмент Птолемеевой карты севера Британии (из пояснительной брошюры к карте Римской Британии, опубликованной Картографическим управлением)
Историк Аммиан Марцеллин, который писал во второй половине IV века, уверенно утверждал, что пикты делятся на два народа – дикаледонов и вертурионов. Первое название, весьма вероятно, обозначает тех же каледониев, но то, что вертурионы – это меаты, которые сначала были вениконами и вакомагами, можно только предполагать. Профессор Т.Ф. О’Рахилли положил в основу такого отождествления предположение, что «вениконы» – это ошибка в рукописи и следует читать «вертурионы». Однако профессор К.Х. Джексон обратил внимание на надпись, которая доказывает, что «вениконы» – правильная форма, и поэтому нам остается только придерживаться ничем не подтвержденных предположений, изложенных выше.
Тем не менее представляется очевидным, что со II по IV век основная область расселения пиктов была в политическом отношении разделена надвое, и можно предполагать, что эти две части, несмотря на то что их названия менялись, оставались стабильными политическими объединениями, которые разделяли Грампианские горы[3]. Грампианские горы стали естественным барьером, который должен был всегда в какой-то степени разделять находившиеся по его разные стороны племена, однако в нем есть и много проходов. Судя по нашим данным, водораздел между двумя племенными группами вполне мог проходить и по центру страны: каледонии на западе и три прибрежных племени – на востоке.
История Шотландии | Национальный фонд Шотландии
Шотландия – страна с увлекательной историей. Нам нравится рассказывать историю Шотландии и ее жителей. Эта удобная временная шкала предлагает взгляд с высоты птичьего полета на историю Шотландии, от первых людей до эпохи Просвещения, и включает в себя такие известные личности, как Роберт Брюс и Мария, королева Шотландии.
Начало Шотландии
12 000 лет до н.э.
Люди впервые заселили Шотландию в эпоху палеолита. Небольшие группы охотников-собирателей жили на суше, охотясь на диких животных и собирая растения. Стихийные бедствия представляли серьезную угрозу: около 6200 г. до н.э. 25-метровое цунами опустошило прибрежные поселения на Северных островах и в восточной Шотландии.
4000BC
Люди впервые начали возделывать землю и претендовать на владение землей в Шотландии в период неолита. Они строили постоянные жилища, делали гончарные изделия и каменные топоры, а также создавали гробницы для хранения останков своих предков.
Появление металлообработки ознаменовало начало бронзового века и периода технологических изменений. Погребальные сооружения, подобные тому, что был обнаружен в Сент-Килде, и украшения из экзотических материалов (таких как золото, янтарь или гагат) показывают, что люди демонстрировали свое богатство и статус и что начали формироваться социальные иерархии. В замке Бродик вы можете узнать об этом раннем периоде истории в реконструированной развязке.
В железном веке люди делали лучшие инструменты и оружие. Сообщества также строили оборонительные форты из дерева, земли и камня, чтобы держать врагов в страхе. Мы нашли свидетельства человеческой деятельности, относящиеся к железному веку, в пещерах под замком Калзин.
Ранняя шотландская история
Аббатство Айона на острове Айона
AD79
Мы всегда открываем и извлекаем уроки из исторических письменных документов. Записанная история Шотландии началась с приходом римлян. Император Клавдий вторгся в Британию в 43 году нашей эры и вскоре отправился на север. Несмотря на все усилия римлян укрепить границу валом Адриана в 122 г. н.э. и центральную Шотландию валом Антонина 20 лет спустя, каледонцы и пикты отбились от них, и в конце концов они полностью отступили из Британии к 410 г. н.э.
AD300
Ранний исторический период относится к эпохе, когда история Шотландии впервые начала записываться в письменном виде. Есть записи, написанные в основном монахами, которые говорят нам, что христианство достигло запада Шотландии в 563 году нашей эры, когда Колумба прибыл на Иону.
AD800
Примерно в это же время викинги прибыли для торговли и поселения в Шотландии, как на западном побережье, так и на севере, в таких местах, как Фэр-Айл.
Откуда пришли шотландцы?
Ранняя историческая Шотландия была плавильным котлом различных групп — бриттов, пиктов, англов, гэлов (шотландцев) и норвежцев — и вы можете видеть, как эта смесь отражается в географических названиях по всей стране, от Бена Макдуи ( гэльский) в Сторновей (скандинавский) через Абердин (пиктский).
1040
Средневековый период характеризовался постепенным расширением шотландского королевства, когда короли и королевы приходили и уходили с постоянной скоростью. Самый известный ранний шотландский король Макбет был убит в битве в 1057 году, а к XII веку Королевство Альба стало феодальным обществом. Во времена правления Вильгельма I (Льва), Александра II и Александра III процветали сельское хозяйство, торговля и христианство.
Битва за независимость
1297
После смерти Александра III английский король Эдуард I объявил себя повелителем Шотландии и двинул свои войска на север. В 1297 году армия Эдуарда планировала пересечь реку Форт у моста Стирлинг, но была встречена армией шотландцев, которая заставила их отступить. В битве при Стерлингском мосту прославился Уильям Уоллес, один из самых известных деятелей Шотландии: в следующем году он был посвящен в рыцари и назначен Хранителем Шотландии.
1306
Роберт Брюс был коронован королем Шотландии. Война между англичанами и шотландцами бушевала до 1314 года, когда армия Роберта Брюса победила Эдуарда II в битве при Баннокберне. Легенда родилась. Независимость Шотландии была провозглашена 6 лет спустя Арбротской декларацией 6 апреля 1320 года. В письме, адресованном Папе Иоанну XXII, его просили признать Шотландию независимой страной, а Роберта Брюса — ее законным королем.
1542
Мария Стюарт (вы, возможно, знаете ее как Марию, королеву Шотландии) стала королевой, когда ей было всего 6 дней от роду, после смерти ее отца Джеймса V. Посланная во Францию в возрасте 5 лет, Мария вернулась, чтобы править Шотландией в 1561 году. приветствовали в таких местах, как Фолклендский дворец и башня Аллоа, но сделали врагом свою кузину королеву Елизавету I, казненную в 1587 году. Шотландия (Мария, сын королевы Шотландии) унаследовала английский престол и стала Яковом VI и I. Этот союз корон должен был ознаменовать собой эру мира. Вместо этого семейная вражда, в результате которой Вильгельм Оранский вторгся в Англию в 1688 году, чтобы свергнуть короля Якова VII, привела к десятилетиям кровопролития и гражданских беспорядков.
1689–1746
Когда Яков VII бежал во Францию, его сторонники – якобиты – боролись за его восстановление на престоле. Восстания якобитов привели к серии ужасных сражений по всей стране, в таких местах, как Килликранки, Данкелд и Гленшил в Кинтейле.
В 1745 году внук Якова VII принц Чарльз Эдвард Стюарт, известный как Красавчик принц Чарли, прибыл в Шотландию, чтобы попытаться сплотить войска. Он поднял уровень своего отца в Гленфиннане. Но дело якобитов трагически закончилось в битве при Каллодене в 1746 году, когда за один час погибло 1500 горцев.
Просвещение и промышленность
1750
В 18-м и 19-м веках Шотландия была частью одного из величайших интеллектуальных и научных излияний, когда-либо зарегистрированных. В эпоху Просвещения шотландские мыслители и художники, такие как Роберт Бернс, Уильям Адам, сэр Вальтер Скотт и Адам Смит, изменили то, как мы видим и понимаем мир. Их работы выставлены на всеобщее обозрение в таких местах, как дом Ньюхейлса, коттедж и музей Хью Миллера и музей места рождения Роберта Бернса.
1800
В начале 19 века экономика Шотландии резко изменилась. Появление промышленных технологий привело к изменению благосостояния, также вызванному бумом торговли табаком, сахаром и хлопком, основанном в основном на эксплуатации порабощенных людей. Такие дома, как Greenbank House и Harmony, принадлежали этим недавно разбогатевшим бизнесменам.
Внезапное преобладание добычи полезных ископаемых, судостроения и текстиля, наряду с ростом арендной платы и плохими урожаями, означало, что многие люди из сельских общин были вынуждены переезжать в города, а иногда даже эмигрировать. Письменные свидетельства этого часто фиксируются в бумагах крупных помещиков. Богатые землевладельцы также очистили свои земли от городов и деревень, чтобы освободить место для прибыльного овцеводства. Некоторые места, такие как Мингулей и Сент-Килда, были полностью заброшены к началу 20 века.
Около 200 лет назад 90% населения Шотландии проживало в сельской местности; сейчас 90% живут в городах.
Современная Шотландия
Многоквартирный дом
1900 г. до наших дней
Ряд архитектурных сокровищ, находящихся в нашем Мировые войны повлияли на экономику, промышленность и людей Шотландии, прежде чем процветание вернулось в 1950-х и 60-х годах (Шотландия начала добычу нефти в Северном море в 1967).
В 1990 году Глазго стал европейским культурным городом, а в следующем десятилетии шотландская культура оставила свой след в мире благодаря таким фильмам, как « На игле » (1996) и книгам Дж. К. Роулинг (1997), которые пользовались огромным успехом. В 1999 году шотландский парламент вновь собрался впервые почти за 300 лет.
Древняя Шотландия — Энциклопедия всемирной истории
Шотландия — страна, которая сегодня включает северную часть Великобритании и включает острова, известные как Гебриды и Оркнейские острова. Название происходит от римского слова «Скотти», которое обозначало ирландское племя, вторгшееся в регион и основавшее королевство Дал Риата. Однако было также сделано заявление, что земля названа в честь Скоты, дочери египетского фараона, которая вышла замуж за кельта Эримона, сына Миля, и поселилась в земле, которая стала известна как Шотландия.
До этого земля к северу от вала Адриана была известна римлянам как Каледония, а на шотландском гэльском — как Альба. Точное значение этих названий и их этимология остаются предметом споров, хотя «каменистая земля» была предложена в качестве вероятного кандидата на Каледонию, а «белый» — это прямой перевод Альбы. Хотя ясно, что «Альба» когда-то относилась ко всей Великобритании, теория о том, что это относится к белым скалам Дувра, оспаривается. Ранние шотландцы называли королевство пиктов «Альба» и говорили, что королевство на севере Шотландии, конечно же, было далеко от Дувра в Британии.
Удалить рекламу
Реклама
Раннее человеческое жилище
История древней Шотландии рассказывается через стоячие камни, древние поселения и захоронения, построенные теми, кто жил в этом регионе. До прихода римлян в 79/80 г. н.э. не существует письменной истории людей, которые стали известны как шотландцы. К тому времени земля была заселена уже тысячи лет. В 1960-х годах н.э. археолог Джон Мерсер установил, что каменные кольца, найденные в Лусса-Вуд и мезолитическом поселении Ан-Карн на острове Юра на Внутренних Гебридских островах, являются старейшими каменными сооружениями в Шотландии, датируемыми 7000 г. до н.э. с сезонным заселением территории, восходящим как минимум к 10 500 г. до н.э.
Несмотря на это, на острове Рум, дальше на север, есть древние поселения, которые датируются 7700 г. до н.э., а известное место в Краммонде, недалеко от Эдинбурга, датируется 8400 г. до н.э. Есть еще одно свидетельство мезолитических поселений (некоторые сезонные), найденных в соседнем Оронсе, в Кинтайре, заливе Люс и далее в Файфе, а также палеолитические поселения на ферме Хоуберн в Биггаре, хотя, безусловно, это сезонный лагерь, датируемый 12000 годом до нашей эры.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Использование камня при строительстве захоронений завершилось строительством площадок, на которых были воздвигнуты гигантские монолиты, что предполагает ритуальное использование и астрономическое выравнивание.
Ферма Хауберн является старейшим свидетельством проживания людей в эпоху позднего верхнего палеолита. Археологические данные свидетельствуют о том, что густые леса этого региона поначалу казались первопоселенцам негостеприимными. Судя по свидетельствам, найденным в мусорных кучах (древних мусорных свалках), вначале они существовали за счет рыбной ловли, но затем отважились уйти от берега, чтобы охотиться на дичь. Доказательства их охотничьей деятельности исходят из останков костей и рогов, найденных в таких местах, как Джура и Оронсай. Участок фермы Хоуберн указывает на сезонный охотничий лагерь, который неоднократно посещали большие группы, но так и не превратился в постоянное сообщество.
Мезолитические памятники простираются от Оркнейских островов на севере до Внутренних Гебридских островов. К 6000 г. до н.э. жители использовали кости и рога в качестве инструментов. Знаки колец и чашек, выгравированные на камнях на стоянке Ан Карн, и другие свидетельствуют о том, что они были сделаны с помощью таких орудий.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Эпоха неолита
Жители эпохи неолита построили более постоянные поселения, среди которых знаменитое место каменной деревни Скара-Брей (ок. 3100 г. до н.э.) и более крупный комплекс, известный как Несс Бродгар (ок. 3500 г. до н.э.). Впервые обнаруженный в 1850 г. н.э., после того как шторм унес песок, покрывающий строения, Скара-Брей считался самым впечатляющим памятником эпохи неолита, пока в 2003 г. н.э. не начались раскопки на Несс-оф-Бродгар, который в настоящее время занимает площадь 6,2 акра (2,5 га). еще ведутся раскопки.
Начиная примерно с 4000 г. до н.э. люди эпохи неолита, следуя примеру жителей более раннего палеолита, строили свои дома и разбивали фермы на берегу. Тем не менее, нынешнее расположение таких мест, как Скара-Брей, недалеко от моря, не следует интерпретировать как означающее, что все такие деревни были первоначально построены на берегу, поскольку необходимо учитывать эрозию земли, а геологические, а также археологические данные свидетельствуют о том, что места были намного дальше вглубь суши, чем сегодня.
Удалить рекламу
Реклама
Skara Brae, Orkney
Yellow Book (CC BY-NC-SA)
Было высказано предположение, что люди эпохи неолита пришли в Шотландию с моря, скорее всего, из Скандинавии. Участок Кнап-оф-Ховар на острове Папа-Уэстрей, Оркнейские острова, был заселен между 3700-2800 гг. до н.э. и считается старейшим каменным домом в Северной Европе. Его удаленное расположение на берегу острова долгое время поддерживало притязания людей эпохи неолита, прибывающих с моря, чтобы поселиться на берегу, но, как и в других подобных местах, ферма в Кнап-оф-Ховар изначально находилась дальше вглубь суши. То, что ранние жители Оркнейских островов пришли из Скандинавии, почти наверняка основано на географических названиях и археологических свидетельствах.
Эти люди строили свои общины из любого материала, который был под рукой, поэтому на севере можно найти каменные постройки, такие как Несс Бродгар и Скара Брей, а на юге, где древесины было больше, здания были построены из дерева (например, Balbridie Timber Hall в Абердиншире). Единственным аспектом их поселений, который оставался неизменным по всей стране, было строительство могильников из камня. По всей Шотландии были обнаружены пирамиды из камней, курганы, проходные могилы, гробницы с камерами и курганы, построенные методом сухого камня (плотное размещение одного камня рядом с другим без раствора).
Knap of Howar
Treesiepopsicles (CC BY-NC-SA)
Использование камня в строительстве захоронений, по-видимому, отточило мастерство в такой работе, кульминацией которой стало строительство таких объектов, как Кольцо Бродгара и Стоячие камни Стеннесса, как на Оркнейских островах, так и в непосредственной близости от Несса Бродгара. , где возвышались гигантские монолиты. Места предполагают ритуальное использование, и астрономическое выравнивание ясно, но то, из чего состояли ритуалы, остается загадкой. Строительство таких мест побудило некоторых ученых назвать этот период (3100–2500 гг. До н.э.) мегалитическим, чтобы отличить его от более раннего периода неолита.
Удалить рекламу
Реклама
Участки состоят из большого круглого рва, окружающего стоящие монолиты, с внешним кругом деревянных столбов, которые, возможно, поддерживали крышу или просто были средством разделения своего рода класса «священнослужителей», выполнявших обряды. из общего населения, собравшегося снаружи. Все такие теории основаны на ямках для столбов, которые через равные промежутки времени обнаруживаются на стоянках, и органическом материале, датированном тем же периодом, что и возведение камней. Отдельные монолиты с отметинами в виде колец и чашек были найдены по всей Шотландии, особенно много их в районе Абердиншира.
Бронзовый век
Около 2500 г. до н.э. на восточное побережье Шотландии начали прибывать иммигранты, известные как люди кубков. «Люди из стаканов» — это современный ярлык, присвоенный тем, кто разработал производство глиняной посуды, в первую очередь стаканов для питья медовухи. До 2500 г. до н.э. нет никаких свидетельств того, что глиняная посуда использовалась именно таким образом. Кроме того, люди из кубков широко практиковали обычай хоронить своих умерших с едой, питьем и другими предметами, которые потребуются в загробной жизни, — обычай, которого люди эпохи неолита не соблюдали, — еще больше подтверждая теорию массовой миграции из Европы, а не чем коренное развитие керамического искусства.
Следующее миграционное влияние привело к так называемому бронзовому веку (около 2000 г. до н.э.), когда бронза была завезена в Шотландию из Ирландии, где обилие меди и олова привело к раннему развитию металлообработки. К среднему бронзовому веку (1400-900 гг. до н.э. ) были широко распространены сложные методы литья инструментов и оружия в песчаных формах, и в то же время использование камня в строительстве домов было заменено деревом. В ландшафте доминировали деревянные дома, и люди хоронили своих умерших в могилах, а не в каменных пирамидах из камней.
Удалить рекламу
Реклама
К позднему бронзовому веку (900–400 гг. до н. э.) мастера по обработке металлов производили прекрасные изделия, такие как нарукавники, амулеты, мечи и кинжалы, которые так часто изображаются в иллюстрациях и романах о древней Шотландии. В это время процветала торговля, особенно со Скандинавией, Ирландией (известной как Хиберния) и племенами на юге, которые римляне называли «Британией».
Кельтская миграция
Примерно в 9 году00 г. до н.э. началась миграция кельтов из Европы. Кто именно были кельтами, обсуждалось веками, но считается, что они произошли от гальштатской и латенской культур Центральной Европы, имели общий язык и умели работать с железом. Профессор Шаррон Ганн пишет,
Большинство людей узнают извилистые изгибы на щитах, зеркалах и мечах, которые, как известно, были созданы кельтскими мастерами. С 18-го века н.э. многие люди полагали, что кельты произошли из Австрии и Швейцарии, а их язык и культура распространились на север, восток, юг и запад с экспортом их железных технологий. Металлоконструкции Гальштата, а затем латенского железного века считались отличительной чертой кельтского народа. Но новое исследование показало, что кельтские языки и, в частности, гэльский, могли возникнуть в Иберии. (Кельтский гид, 9)
Первое известное использование слова «кельты» при описании этих людей происходит от греческого географа Гекатея Милетского в 517 г. до н.э., который утверждал, что люди региона вокруг современного Марселя были известны как «кельтои».
Кельты постепенно колонизировали Ирландию, а затем перебрались в Шотландию. То, что их миграция не всегда была мирной, подтверждается такими местами, как Traprain Law, где свидетельства указывают на битву, в которой укрепления из дерева и камня были сожжены при таком сильном жаре, что камни сплавились друг с другом. Деревянные дома и деревни теперь стали уязвимы для факелов захватчиков и общин, сплотившихся за каменными частоколами, которые со временем превратились в форты.
Кельты принесли в Шотландию обработку железа и тем самым положили начало железному веку, когда бронза стала предпочтительным металлом. Железные горшки, чашки, инструменты и оружие были найдены в изобилии из этого периода и много раз явно закапывались в спешке, возможно, чтобы уберечь их от нападения на деревню.
Судя по письменным источникам, датируемым примерно 4 веком до н. э., кельты называли себя «Круитне» (раскрашенные), так как они регулярно красили свои лица и тела. На бриттском диалекте кельтского языка они называли себя «Пруитн», что со временем стало «бреатан», а затем «британец». Римляне, когда они вторглись на север Британии много лет спустя, называли туземцев, с которыми они там столкнулись, «пиктами» (раскрашенными), и таким образом отличали людей, которые впоследствии стали известны как пикты, от бриттов. Кельты установили свои собственные обычаи и культуру по всей Шотландии, установив клан во главе с одним вождем в качестве семейной единицы и классовую структуру, в которой воины находились наверху, священники, барды и торговцы — в середине, а ремесленники, земледельцы и рабы — в середине. дно.
Структура класса и расчеты
Эта новая классовая структура и конфликт между кланами из-за земли привели к новым изменениям в строительстве домов и деревень. Кранног представлял собой деревянное сооружение, построенное на искусственном острове в озере и соединенное с берегом узкой и легко защищаемой дамбой. Многие из полуостровов, которые можно увидеть сегодня на озерах Шотландии, когда-то были Кранногами, и их можно идентифицировать по тщательному каменному строительству дамб. Другими постройками были Брохи (от скандинавского «борг» для «форта»), форты на холмах, дуны, подземные переходы и рулевые рубки.
Брохи были башнями, построенными из камня (самая известная из которых Муса Брох на Шетландских островах), которые могли подниматься на высоту сорок футов (12 метров). Они были построены так же, как дома эпохи неолита, из сухого камня в виде широкой круглой конструкции с полыми стенами и главной лестницей, которая вела с первого этажа на более высокие уровни. Брохи не имели окон и имели только один вход, который во многих случаях, по-видимому, охранялся, поскольку часто прямо внутри входа находилась небольшая комната, что предполагает эту цель. Потолки, казалось, были построены низкими, чтобы посетитель не мог встать в полный рост, вынуждая его принять смиренное положение.
Crannog, Loch Tay, Шотландия
Val Vanet (CC BY-SA)
Дуны были просто каменными фортами, воздвигнутыми на склонах холмов, в то время как подземные дома были подземными домами, к которым можно было добраться по каменным ступеням в земле. Подвалы, как правило, были нестабильны, и большинство из них рухнуло и было заброшено. Рулевая рубка (названная так из-за их конструкции в форме колеса) также известна как Aisled Roundhouse, и существует много споров о том, были ли они отдельными домами или своего рода храмом из-за сложной конструкции и, казалось бы, небольшого жилого пространства.
Самая известная из них — «Колесная рубка Гримзи» в Уистсе. Сделанная из камня и часто построенная на склоне холма или на склоне, Рулевая рубка, как и Брох, имела только один вход и, казалось, была построена с упором на оборону (хотя, как отмечали многие ученые на протяжении многих лет, враг мог легко взяли любой из них осадой или дымом). Эти здания были основными жилищами людей после прихода Рима.
Римское вторжение
Первые вторжения Рима в Британию были в 55 и 54 г. до н.э. Юлием Цезарем, но фактически начались в 43 г. до н.э. при императоре Клавдии. В 79/80 г. н.э. Юлий Агрикола, римский губернатор Британии, вторгся в Шотландию и приблизился к линии между реками Клайд и Форт к 82 г. н.э. После создания укреплений он затем вторгся в северную Шотландию в 83 г. н.э. и был встречен лидером пиктов Калгаком в битве при Монс-Граупиусе.
Историк Тацит записал битву в своей работе Агрикола в ок. 98 г. н.э. и, таким образом, был первым, кто дал письменный отчет об истории Шотландии. 9-й легион Агриколы из 11 000 человек разгромил армию Калгака численностью 30 000 человек, убив 10 000 пиктов в бою и заявив о великой победе. Несмотря на это, римляне не смогли сохранить контроль над регионом и отступили к позиции между реками Солуэй и Тайн — линии, которая в конечном итоге была отмечена стеной Адриана в 122 г. н.э.
Римляне снова продвинулись в Шотландию в 139 г. н.э. и снова заняли позицию между реками Клайд и Форт, построив Стену Антонина в 142 г. н.э. и соорудив укрепления вдоль нее. Однако к 170 г. н.э. в этом регионе было слишком много проблем, и они снова отступили на юг за вал Адриана. Хотя император Септимус Северус предпринял еще одно вторжение в 208 г. н.э., его попытка сокрушить народ Шотландии была не более успешной, чем предыдущие кампании, и Рим, наконец, полностью ушел из северного региона в 212 г. н.э. и полностью ушел из Британии в 410 г. н.э.
Ворота Стены Адриана
Ошибка (CC BY)
До и после ухода Рима племя Скотти из Ирландии начало вторгаться в Шотландию и в конечном итоге основало Королевство Дал Риада, которое простиралось от Северной Ирландии до Западных островов и восточной части материковой Шотландии, включая Аргайл. Историк Беде утверждает, что имя «Даль Риада» (обычно называемое сегодня «Дальриада») означает «Доля Реуды», поскольку «Дал» означает «часть» или «часть», а «Риада» — это личное имя. Королевство Дал Риада завоевало земли, которые включали южную Шотландию, примерно в 500 г. н.э. и достигло своего расцвета во время правления короля Аэдана мак Габрейна, правившего в 574-608 гг. н.э.
После правления Мака Габрейна королевство было захвачено набегами викингов, а смешанные браки создали смешанное население ирландцев, пиктов и викингов. Северным регионом Шотландии по-прежнему правили пикты при ряде королей, сохранивших свою автономию. Пикты и скотты впервые объединились под властью Константина, сына Фергуса (780-820 гг. н.э.), который был первым монархом скоттов, которого называли «Верховным королем» Шотландии. Однако самым известным королем, правившим этим королевством, был Кеннет Макальпин (годы правления 843–858 гг. н. э.), который в дальнейшем объединил скоттов Даль-Риады с пиктами севера, чтобы стать первым королем Шотландии и установить родословную, по которой позже Шотландские монархи установили бы свою легитимность.
Несомненно, существовала историческая личность, известная как Кеннет МакАлпин, но на протяжении столетий в его историю было внесено очень много украшений, так что сегодня его часто считают полулегендарным. Между периодом римских вторжений в Шотландию и правлением Мак-Альпина в качестве первого короля христианство пришло в Шотландию через Ирландию через евангельскую деятельность Ниниана (впоследствии святого Ниниана), который, как утверждает историк Беда, был первым миссионером, прибывшим в Шотландию. земля в 397 г. н.э., чтобы установить христианство среди пиктов во время правления пиктского короля Дреста I (годы правления ок. 406–451 н.э.).
Работа Ниниана была позже завершена святым Колумбой в ок. 563 г. н.э., который, согласно легендам и его биографу, совершил множество удивительных подвигов, которые убедили пиктов отказаться от своих традиционных верований и принять новую веру — христианство. Среди этих подвигов была победа над чудовищем, которое поднялось из реки Несс, чтобы съесть местных жителей; первое письменное упоминание о существе, позже известном как Лохнесское чудовище.