Дунай: река империй
Отрывки из передачи.
В московском издательстве «Колибри» вышла новая книга журналиста-международника, литератора, сотрудника Радио Свобода Андрея Шарого «Дунай: река империй». Он – автор дюжины книг, работает в жанре эссе, путевых и исторических очерков. Я пригласил коллегу в студию.
Андрей Шарый: Большие города все увереннее поворачиваются спинами к реке. Самый яркий пример — это Вена, которая десятилетиями старательно отгораживала себя от основного русла Дуная, хотя он протекает не посередине этого одного из самых крупных дунайских городов. Однако река по-прежнему, как ни вытесняй ее из ежедневной жизни, предоставляет огромное количество возможностей для интерпретаций. Как один из философских источников для своей работы я использовал книгу французского философа Гастона Башляра «Вода и грезы». Башляр анализирует множество смыслов воды вообще и реки в частности, рассуждает о ее философских символах. Река, вода — это сама жизнь.
Игорь Померанцев: Историки охотно пишут о влиянии гор и моря на историю, на геополитику, культуру. Чем река отличается от гор и от моря как формообразующий элемент? У вас есть глава «Смысл реки». В чем смысл реки? Вы искали этот смысл? Вы нашли его?
Андрей Шарый:
Река играет иную роль в человеческой истории, нежели горы или море. Река разрезает пространство, как лезвие ножа. Вернусь к образу границы, с которым связаны страх и ожидание перемен, желание построить крепость, чтобы отгородиться от варваров или какой-либо другой опасности, как это делала, скажем, Римская империя. Римская империя — это, кстати, единственное государство в истории человечества, которое смогло установить контроль над всем током Дуная. Горы — иное препятствие, полностью изолирующее тебя, а река сохраняет возможность коммуникации, это забкая, а не гранитная граница. По отношению к морю, конечно, река играет подчиненную роль, потому что в нем без остатка растворяется. В осмыслении этого слияния легко проследить и эротические моменты, как это делает Милорада Павич. В своем коротком эссе о Дунае он жонглирует словами о «проникновении» реки в море, о том, что Дунай, исторгнувшись в пучину, течет еще более суток после того, как исчезает. Это жизнь реки после ее смерти — в соединении с эротикой выброса энергии и ее растворения.Игорь Померанцев: У современного американского историка Тимоти Снайдера есть книга «Кровавые земли». Он пишет о 30-40-х годах минувшего века, о территории Восточной Европы и о гигантских жертвах сталинизма и гитлеризма. Можно ли назвать Дунай кровавой рекой или рекой утопленников?
Дунай — историческая граница нескольких империй, их кровоточащий шов, эти империи оставили на дунайских берегах множество символов своих преступлений и своего могущества.
Андрей Шарый: О да, существует соблазн написать историю Дуная как историю сражений, войн и бесконечных человеческих страданий. У этих страдагний — разные причины. В гидрографии есть термин «столетнее наводнение» — это разрушительное наводнение, которое повторяется примерно раз в сто лет. Сейчас что-то поменялось в природе, и в связи с климатическими изменениями сильные наводнения стали чрезвычайно частыми. За последние 15 лет, по крайней мере, три наводнения, которые пережил Дунай, можно формально причислить к категории «столетних». Конечно, теперь человеческих жертв меньше, чем когда-то, но от наводнений люди гибнут всегда.
Природные катаклизмы — не главное несчастье Дуная, большая часть летосчисления которого так или иначе связана с войнами. Россия вела войны в низовьях Дуная на протяжении двух с половиной веков, одни только русско-турецкие войны длились, если сложить все периоды боевых действий вместе, более 30 лет. Причина тут вот в чем: любая империя живет, только пока она расширяется, пока пожирает территории. Как только расширение империи прекращается, она начинает загнивать и умирает. Дунай — историческая граница нескольких империй, их кровоточащий шов, эти империи оставили на дунайских берегах множество символов своих преступлений и своего могущества. На протяжении одного дня пути ты минуешь мемориал на месте гитлеровского концлагеря Маутхаузен, в котором погибли сотни тысяч человек, и построенный в сталинское время венгерский город Дунауйварош (бывший Сталинварош) с гигантским металлургическим комбинатом, знак непомерных амбиций социалистического содружества. Сколько народу погибло на дунайских берегах — никто не считал, известно, скажем, что одна только советская осада Будапешта в 1944-45 годах обошлась более чем в 150 тысяч жизней и полмиллиона раненых, это была одна из самых кровавых городских операций Второй мировой войны.
Игорь Померанцев: Есть ли смысл, помимо географического, в таких словосочетаниях как «дунайская цивилизация», «дунайские народы», «люди Дуная»?
Андрей Шарый: Дунай тем и интересен, что это — самая интернациональная в мире река. Сейчас она протекает по территории 10 государств. Здесь встречаются сразу нескольких миров: германский, романский, латинский, угорский, славянский. В конце концов, люди, каких бы кровей они ни были, на каком бы языке ни говорили, веками занимались одними и теми же промыслами — ловили рыбу, купались в Дунае, ставили паруса, переплывали Дунай или боялись его переплывать. Да, существует единая дунайская цивилизация, которую приятно изучать сквозь призму культурно-фольклорных процессов.
Портрет императора Франца-Иосифа I кисти Юлиуса фон БлаасаЛюди Дуная? Да, их множество, один интереснее другого.
Вот еще пара дунайских личностей. Федеративная Югославия, созданная Иосифом Броз Тито, тоже была по сути маленькой империей, социалистического толка. Хорватский писатель Мирослав Крлежа, человек социалистических убеждений и в определенной степени соратник Тито, рассматривал Балканы и дунайскую зону вообще как место встреч и пересечений разных цивилизации. Крлежа считал, что Балканы начинаются в его любимом кафе «Рубин» в отеле «Эспланада», рядом с Центральным вокзалом Загреба.
Тито и Крлежа, политик и писатель, часто встречались и вели духоподъемные беседы. Что касается социалистического маршала, то он сыграл в судьбе Дуная вполне практическую роль — повелел перекрыть великую реку. В 1960-70-е годы социалистическая Югославия и социалистическая Румыния, которой рулил тогда диктатор Николае Чаушеску, осуществили совместный гигантский проект: в узкой речной долине Железные ворота они построили два гигантских комплекса электростанций. Это событие сильно повлияло на Дунай: с одной стороны, сделало возможным судоходство по всей реке, уменьшило опасность наводнений, дало люлям электричество, но с другой — искорежило экологическую систему реки. Это был проект югославской и румынской социалистической гордости — в пику советской социалистической гордости. Соревнование с мощью природы выиграл человек, вот только непонятно, нужно ли природу побеждать.Писатель и нобелевский лауреат Элиас Канетти — из сефардской семьи, его предки были в числе основателей еврейской общины в городе Рущук, сейчас это болгарский город Русе. Канетти родился на рубеже веков XIX и XX веков, прожил в Рущуке всего несколько детских лет, но эти воспоминания остались в его памяти необычайно яркими. В своей блестящей автобиографической книге «Спасенный язык» Канетти говорил о том, что именно опыт общения с Дунаем задал всю его богатую творческую судьбу. Канетти жил в нескольких странах, был британским подданным, считал себя болгарином, был евреем по крови, говорил на языке сефардов ладино, писал на немецком языке. Такое невероятное смешение может прекрасным образом подарить именно Дунай. Канетти — один из тех писателей, кто задал тон общения с рекой как с живым существом. Канетти, например, рассказывает о том, как он маленьким мальчиком обижался на Дунай, поскольку однажды во дворе, где в дунайской воде кипятили белье — а в Рущуке тогда не было толковой канализации, — он обжегся, ненароком притронувшись к нагретому баку. Он обижался на Дунай как на живое существо.
Как раз о румынских городах можно со стопроцентной уверенностью говорить, что они стоят спиной к реке.
Такому трогательному отношению к реке есть своя дунайская антитеза. Главной дунайской страной, по формальным данным, нужно считать Румынию, потому что она контролирует больше трети речного тока, всю нижнюю тысячу километров. Но вот в том, как румыны относятся к Дунаю, мне чудится некоторый оттенок обиды: они не могут смириться с тем (не очень политкорректно скажу), что вынуждены собирать всю грязь, плывущую по реке. Как раз о румынских городах можно со стопроцентной уверенностью говорить, что они стоят спиной к реке: в пору Чаушеску их инфраструктура чудовищным образом изуродована, разрушена старая застройка, это сплошные бетонные коробки. Дунай в некотором отношении — румынский пасынок, это река трудовая, индустриальная, сточная, и только в дельте с ее красотами Дунай, как мне кажется, самими румынами воспринимается как чудо природы.
Игорь Померанцев: У Г. Державина есть такие стихи:
Воды быстрые Дуная
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ.
Не обольщается ли Державин? Есть ли или был у Дуная русский профиль?
Россия очень хотела закрепиться на Дунае. В русском сознании Дунай, конечно, это русская река, хотя последние четверть столетия выхода у России к Дунаю нет.
Андрей Шарый: Державин, как показала история, обольщался. Вы прочитали четверостишие из его оды, написанной на победу армии Екатерины Великой над турками, когда Россия крайне активно вела себя (это последняя четверть XVIII века) на дунайских берегах. Этот текст, положенный на музыку, одно время даже был гимном Российской империи. Россия очень хотела закрепиться на Дунае, и в отечественном коллективном сознании Дунай, конечно — «наша» река, хотя последние четверть столетия выхода у России к Дунаю нет. Связано такое восприятие чужой реки, во-первых, с преданиями далекой старины — киевские князья неоднократно совершали набеги на Византию и форсировали Дунай. Древнерусское государство так и не смогло закрепиться на дунайских берегах, последовал мощный откат, и в новом облике Россия попыталась вернуться на Дунай в петровские времена. В первой половине XIX века, после череды успешных войн, Российская империя некоторое время контролировала всю дельту Дуная, но выше распространить свое влияние не смогла. Потом эпоха побед окончилась, а после распада СССР торжественность оды Державина потеряла всякий смысл: Россия с Дуная вытеснена. русский имперский поход окончился по большому счету неудачей. Вот кто уж проливал там свою кровь, с кем только ни воюя — и с пруссаками, и с венграми, и с турками, и с французами, и с турками, в сотнях километров от границ своей страны — это как раз русские солдаты.
Игорь Померанцев: У вас в книге много поэтических цитат: это и русские стихи, и переводы на русский язык с немецкого, венгерского, словацкого. Это влияние Дуная, его силлаботоники?
Дунай в БаварииАндрей Шарый: Мне хотелось каким-то образом смягчить историко-публицистический текст, и ничто лучше поэзии не может это сделать. Самые интимные национальные переживания, как, впрочем, и переживания личные — это переживания в стихах. Почти весь корпус стихов, посвященных Дунаю, за некоторыми только исключениями — горькие строфы, в которых мало радости, а если она и есть, то фальшивая, как в советской песенке «Вышла мадьярка на берег Дуная, бросила в воду цветок». Здесь я процитирую строки, которые испольтзовла в качекстве эпиграфа к своей книге. Это отрывок из стихотворения венгерского поэта Эндре Ади «Признание Дуная», 1915 год.
Все у меня в глубине!
Все истории сводки,
Утонувшие, будто колодки,
Державшие столько наций.
Здесь крылья, отрезанные не вчера,
Здесь утопленники-вечера.
«Наши современники» Рассказывает Александр Жихарев, звонарь, колокольный мастер, изобретатель
«Радиоантология современной русской поэзии»
Стихи Александра Макарова-Кроткова (Москва)
Александр Макаров-Кротковне смотри
что эта стена
гладкая
и холодная
не смотри
в ту сторону
за ней
есть стена
тёплая
и шершавая
подожди
прошу тебя
ты сможешь
к ней прикоснуться
«Мои любимые пластинки» с писательницей Марианной Гончаровой
Бункеровка судов на Дунае: правовые аспекты
5 марта 2017 г. : ru 3 14 февраля 2017 г.: ru 2 27 марта 2017 г.: ru 2 всего: 115021.02.12
- Морське право
Правовой режим международных рек и озер, несомненно, — часть международного публичного права. Международными считаются реки, протекающие на границе государств или по территории нескольких государств. Однако главным признаком международных рек и озер является их значение для международного судоходства или иного, несудоходного, использования, например для водозабора питьевой воды или забора воды в промышленных целях, а также наличие международных правовых норм, определяющих статус этих вод.
Международно-правовое регулирование рек
Уже в 1648 г. в документах Вестфальского конгресса был сформулирован принцип свободы плавания по международным рекам. Этот принцип, несмотря не его долгую историю, не получил всеобщего признания, что показала дискуссия на Барселонской конференции в 1921 г. Таким образом, международные реки и озера можно подразделить на конвенционные, в отношении которых сложились особые международно-правовые нормы, и открытые, свобода судоходства по которым доступна для всех или некоторых государств в силу национального законодательства.
В решениях Венского конгресса, 1815 г., был разграничен правовой режим национальных и международных рек, которые представляют собой большие водные потоки, пересекающие или разделяющие территории нескольких государств, пригодные для судоходства. Открытие национальной реки для международного судоходства всецело зависит от законодательства государства, по территории которого она протекает. Статус международной реки зависит от соглашения прибрежных государств. Торговое судоходство по международным рекам может быть открыто для всех флагов, а военное судоходство – только для флагов прибрежных государств. На Барселонской конференции, проходившей с 10 марта по 31 апреля 1921 г., удалось выработать и принять Конвенцию и Статут о режиме судоходных путей международного значения. Основные черты международного правового статуса рек можно свести к следующим принципам:
1) признание территориального верховенства (суверенитета) прибрежных государств;
2) свобода торгового судоходства в мирное время;
3) взыскание минимальных денежных сборов;
4) создание специальных международных комиссий для охраны свободы судоходства, причем не исключается участие в работе таких комиссий не прибрежных государств.
Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер была подписана в 1992 г., и Протокол по проблемам воды и здоровья – в 1999 г.
В 1997 г. в Нью-Йорке была подписана Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков.
Международно-правовой статус Дуная: некоторые исторические сведения
Наиболее развитый международно-правовой статус имеет река Дунай. Уже в начале XVIII в. Австрия заключила с Турцией договора в Карловицах и Белграде о праве плавания по Дунаю для выхода в Черное море. В артикуле 11 Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Османской и Российской империями от 10 (21) июля 1774 г. российским торговым судам дозволялось свободное плавание по Дунаю, наравне с английскими и французскими. Австрия договорлась с Пфальцем в 1779 г. и Баварией в 1784 г. о свободном судоходстве по реке Дунай. На Венском конгрессе Дунай был признан международной рекой. В 1840 г. в соответствии с договором между Австрией и Россией была признана свобода судоходства по Дунаю. По Парижскому мирному договору, который подвел итоги Крымской войны, была создана специальная Европейская комиссия для расчистки Дуная и его подготовке к использованию в качестве судоходной реки, в которой приняли участие представители всех государств, подписавших Парижский договор. Кроме того, была создана прибрежная комиссия в составе Австрии, Баварии, Вюртемберга и Турции, которая должна была регулировать правовой статус Дуная и судоходства по нему. Однако борьба за Дунай обострилась, в особенности, после Берлинского конгресса 1878 г. Поражение Германии в І Мировой войне определило статус Дуная. В 1921 г. в Париже была заключена Конвенция, в соответствии с которой были образованы Европейская Дунайская комиссия, в ведение которой поступал Дунай от устья до Браилова, и Дунайская Международная комиссия, в ведении которой находился т. наз. речной Дунай от Браилова до Ульма.
23.06.1921 был принят Дунайский статут, регламентирующий судоходство по Дунаю. В Дунайском статуте предусматривалась свобода судоходства и большого каботажа по реке Дунай.
Актуальный международно-правовой режим Дуная и украинское законодательство
В результате ІІ Мировой войны возник новый правовой режим Дуная. 18.08.1948 в Белграде была подписана новая Конвенция о режиме судоходства по Дунаю. Военное судоходство всех непридунайских стран было запрещено. Создавалась Дунайская комиссия, наблюдающая за исполнением Конвенции. В Будапеште был принят Дополнительный протокол к этой Конвенции от 26.03.1998.
Отсчет расстояния по реке Дунай может производиться от устья до истока в километрах, причем этот отсчет ведется от рейда порта города Сулина, расположенного на правом берегу Сулинского канала. В зависимости от совокупности признаков, формирующих условия судоходства, Дунай делится на 9 навигационных участков с примерно одинаковыми условиями. Участок от Сулинского рейда до 173 километра реки Дунай называется «морским Дунаем». На этом участке действуют Основные положения о плавании по Дунаю и Особые правила плавания в Низовьях Дуная, принятые Дунайской комиссией 25 апреля 1990 года.
Украинско?молдовская граница выходит к Дунаю у устья реки Прут (134,1 км), и территорией Украины является левый берег Дуная до разветвления основного русла реки у мыса Измаильский Чатал (79,6 км) на Килийское и Тулчинское гирла, а дальше в направлении к Черному морю территория Украины располагается на берегу Килийского гирла, таким образом, протяженность берега основного русла Дуная в пределах Украины составляет 54,5 км. На правом берегу Дуная расположена территория Румынии от выхода к Дунаю румынско?болгарской границы у истока рукава Остров (374,1 км) до устья Сулинского гирла (0,0 км).
Согласно ст. 1 Конвенции от 18 августа 1948 года (далее Конвенция) навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства.
Установленный Конвенцией режим распространяется на судоходную часть реки Дунай от Ульма до Черного моря через Сулинское гирло с выходом к морю через Сулинский канал.
Придунайские государства полностью сохраняют суверенитет на свои участки. Они, в частности, сами регулируют условия судоходства на своих участках, устанавливают правила плавания и захода судов в порты, производят таможенный, санитарный и речной надзор, поддерживают на своих участках реки условия, обеспечивающие нормальное судоходство.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Конвенции на участках реки Дунай, составляющих границу между двумя государствами, имеются особенности таможенного правового режима. Суда, плоты, пассажиры и транзитный товар (транзитные грузы) освобождаются при следовании по реке от всех таможенных формальностей.
Аналогично, согласно ст. 3 Рекомендаций по унификации правил таможенного надзора на Дунае, принятых Дунайской комиссией 28 апреля 1993 года, суда, если не имеют сообщения с берегом, а также перевозимые грузы, следующие по Дунаю, где он составляет границу между двумя государствами, освобождаются от всех таможенных формальностей. Суда заграничного плавания при следовании по Дунаю не должны иметь сношения с берегом в местах отсутствия таможенных органов ни в пути следования, ни на стоянках, кроме случаев вынужденной остановки из?за неблагоприятных гидрометеорологических условий или аварий (ст. 8 Рекомендаций).
Ст. 1 Рекомендаций определяет, что таможенный надзор на Дунае осуществляется таможенными органами придунайских государств на своем участке реки.
Таможенный надзор в портах регулируется положениями ст.ст. 15 ? 23 Рекомендаций. В частности, ст. 16 говорит о том, что грузовые операции судов заграничного плавания производятся только с разрешения таможенного органа и под его непосредственным наблюдением.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года государственная граница Украины проходит на судоходных реках по середине главного фарватера.
Так, водное пространство, простирающееся от 134,1 км до разветвления основного русла Дуная, от берега до условной линии, проходящей по середине фарватера, является, несомненно, государственной территорией Украины.
В соответствии со ст.ст. 5, 6 Таможенного кодекса Украины, таможенная граница Украины совпадает с государственной границей, за исключением территорий специальных таможенных зон, границы которых представляют собой таможенную границу Украины. Причем территория специальной таможенной зоны представляет собой часть государственной территории Украины, но не является частью таможенной территории, кроме случаев, установленных законами.
Осуществление бункеровочных операций на Дунае
Несмотря на ясный, на первый взгляд, правововой режим Дуная, существует ряд проблем, то есть вопросов в отношении использования вод Дуная, на которые затруднительно найти ответы, исходя из существующей регламентации.
В частности, широко распространена практика бункерования судов в определенных «исторически сложившихся» точках в пределах вод Дуная. На украинском участке таковыми являются 0 км (Усть Дунайск), 17 км (Вилково), 56 км (Килия), 61 миля (Измаил), которые не относятся к акватории портов и на которые, соответственно, не распространяются обязательные постановления и своды обычаев портов. Вопрос в данном случае: не противоречит ли такое использование вод Дуная установленному правовому режиму реки?
На практие суда, следуя по реке в международном рейсе, осуществляют бункеровку в установленных точках, не имея сообщения с берегом, в режиме «закрытой границы». Соответственно, при купле-продаже топлива обязательств по таможенному оформлению не возникает, так как это происходит за пределами таможенной территории Украины.
Учитывая международную и украинскую регламентацию, каких-либо ограничений в отношении бункеровочных операций, включая остановку судна, швартовку к борту другого судна, стоящего на якоре, и непосредственно бункеровку, не установлено. Отсутствие каких?либо запретов в отношении подобных операций позволяет заключить, что их осуществление разрешено.
При этом не стоит забывать о требованиях экологической безопасности, так как подобные операции представляют угрозу загрязнения окружающей природной среды и подпадают под надзор соответствующих органов.
На украинской части реки контроль за соблюдением экологической безопасности осуществляется Государственной экологической инспекцией по охране окружающей среды Северо-Западного региона Черного моря. Инспекция не раз предпринимала попытки пресечь осуществление операций с опасными веществами, в том числе бункеровочных работ. Однако, на сегодняшний день основания таких запретов в правовой базе по-прежнему отсутствуют. Судебная практика тому подтверждение.
На данном примере совершенно ясно, что существующая регламентация режима реки Дунай устарела. До распада СССР в отношении подобного использования вод реки не возникало каких-либо противоречий и возражений со стороны прибрежных государств. Сейчас же такие вопросы требуют урегулирования и восполнения соответствующих пробелов в международном правовом регулировании режима Дуная.
Авторы:
Якщо Вам сподобався цей контент – поділіться з друзями у соціальних мережах
Река Дунай, источник художественной жизни Австрии.
Протянувшись через Австрию на протяжении 350 километров (217 миль), Дунай создал один из самых красивых культурных ландшафтов Европы. Между Пассау и Братиславой река протекает через Верхнюю и Нижнюю Австрию, а также через Вену. Попутно кажется, что он соединяет не только регионы и провинции, но и разные периоды времени, а также любые предполагаемые культурные различия.
Дунай – источник культурной жизни Австрии
Итак, еще несколько шагов, и вы сможете это увидеть. Пройдите мимо деревьев вон там, на смотровую площадку, затем сделайте глубокий вдох. Достаньте камеру из рюкзака. Какой вид! Словно живописец соединил все самые красивые достопримечательности мира в один великолепный образ — так предстает внизу Дунай. Он появляется вдалеке, течет к нам, затем делает совершенно симметричный изгиб, чтобы снова исчезнуть на фоне этой потрясающей природной панорамы. Если бы режиссер представил такую сцену, вы бы усомнились в ее подлинности и подумали бы, что она была улучшена цифровым способом — что настоящий пейзаж никогда не может выглядеть так идеально. Да, оно может.
Петля Шлегинг в Верхней АвстрииАвстрийский национальный туристический офис / Питер Бургсталлер
media_content.tooltip.skiped
Земля у реки
«Шлёгенер Шлинге» — самая известная излучина Дуная и один из настоящих шедевров природы. Результат совместной работы ветра и воды на протяжении нескольких тысячелетий. Да и сам Дунай — много всего в одном. При длине 2,888 км (1794 мили) это вторая по длине река Европы . Он также очень интернационален: от своего истока в Шварцвальде (Шварцвальд) до дельты в Черном море Дунай протекает через десять разных стран.
Это также единственная река, длина которой считается от истока до дельты, и единственная в Европе, которая течет с запада на восток. Для Австрии Дунай – прежде всего источник жизни. Несмотря на то, что через «Землю у реки» проходит всего 350 км (217 миль).
винная осень в регионе ВахауТуризм в Нижней Австрии / — Райдт-Лагер
media_content.tooltip.skiped
У большинства людей Австрия ассоциируется с горами, хотя Дунай оказал гораздо большее влияние на развитие страны. Римляне года использовали реку как водный путь, и товары, а также различные идеи и мировоззрения поступали в регион через Дунай. Мягкий микроклимат и плодородные почвы, создаваемые рекой, привлекали первых поселенцев.
Они построили укрепления и основали деревни. Строил дворцы и планировал города. Создан уникальный по своей форме культурный ландшафт. Когда вы проезжаете сегодня по Innviertel, Wachau или Kremstal , вы невольно думаете, что все было устроено невидимой рукой, чтобы образовать большой большой Gesamtkunstwerk : холмы, деревни, абрикосовые сады и виноградники. , леса и поля, и Дунай в центре всего этого. Религиозные и богобоязненные люди тоже почувствовали гармонию, которую источает река. Они пришли рано и построили множество монастырей – Энгельсцелль, Вильхеринг, Клостернойбург. Возможно, берега Дуная заставляли их чувствовать себя немного ближе к небу.
Интересные факты о реке Дунай
- Красивый город Шпиц в долине Вахау
Австрийский национальный туристический офис / Райнер Мирау
media_content. tooltip.skiped
Музыкальный факт
4 страны включили Дунай в свой национальный гимн: Австрия, Венгрия, Хорватия и Болгария.
- Римский город Карнунтум
Туризм в Нижней Австрии / Андреас Хофер
Римский город Карнунтум
media_content.tooltip.skiped
Исторический факт
22 римских лагеря, замков и фортов располагались в Австрии вдоль Дуная.
- Аббатство Мельк
Австрийский национальный туристический офис / Фолькер Пройссер
Стифт Мельк
media_content.tooltip.skiped
Религиозный факт
9 аббатств и монастырей возвышаются над Дунаем в Австрии — в среднем одно религиозное место каждые 4,5 км / 2,7 мили.
- Донаурадвег
Туризм в Нижней Австрии / Дэвид Шрайбер
media_content. tooltip.skiped
Страны, через которые он проходит
10 (Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Сербия, Румыния, Болгария, Украина и Молдавия)
- Вид на Вену
Венский туризм / Кристиан Стемпер
media_content.tooltip.skiped
Уникальность
Дунай – единственная река в Европе, протекающая с запада на восток.
- Руины замка Вахау Дюрнштайн
Австрийский национальный туристический офис / Андреас Тишлер
media_content. tooltip.skiped
Длина
2 850 км / 1 771 миля
Австрия Вербунг / 1000 штук
media_content.tooltip.skiped
Река течет в три четверти времени
Кого-то удивляет, что Дунай вдохновляет художников? Река является предметом бесчисленных картин и стихов, а народных сказок о Дунае, вероятно, больше, чем изгибов реки. В начале 19го века художники упаковывали свои мольберты и переезжали на луга Вахау, как Эмиль Якоб Шиндлер или Роберт Русс. Эгон Шиле вырос в Тульне, Оскар Кокошка в Пёхларн на южном берегу Дуная.
Йозеф Гайдн и Игнац Йозеф Плейель были очарованы рекой. Иоганн Штраус сочинил гимн в три четверти, который, возможно, является самым известным вальсом из всех: «An der schönen blauen Donau» (Голубой Дунай): секретный национальный гимн Австрии и мелодия, с которой начинается Новый год. для всей страны. Известный во всем мире и признанный большинством после нескольких тактов, вальс «Голубой Дунай» даже попал в космос — как саундтрек к фильму «9».0016 Стенли Кубрик «2001 – Космическая одиссея».
римский город КарнунтумТуризм в Нижней Австрии / Андреас Хофер
Петронелл-Карнунтум, Нижняя Австрия
media_content.tooltip.skiped
Прошлое и настоящее сливаются воедино – еще один очаровательный аспект австрийского Дунайского региона. Путешествие во времени из «здесь и сейчас» в давно ушедшую эпоху никогда не занимает больше нескольких минут. Римляне оставили следы в поселении Favianis в Маутерне или римском городе Carnuntum . Когда-то могучий Замок Дюрнштайн теперь все еще представляет собой впечатляющие руины, и не требуется большого воображения, чтобы представить Ричарда Львиное Сердце в качестве узника за его стенами.
Бенедиктинское аббатство Штифт Мельк мгновенно очаровывает: пожалуй, самое красивое здание в стиле барокко во всей стране уже давно является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Рано или поздно натыкаешься и на историю Сисси , как до сих пор любовно называют Императрицу Елизавету , и как она путешествовала в Линц на пароходе, чтобы поприветствовать своего Франца Иосифа перед свадьбой. Это было самое славное время в истории Дуная: он соединял две габсбургские метрополии, Вену и Будапешт. И это дало название Дунайской монархии.
«От барокко к Ars Electronica»
Центр Ars Electronica в ЛинцеЛинц Туризмус
media_content.tooltip.skiped
Дунайский регион и его разнообразные ландшафты до сих пор являются сердцем и душой Австрии. В целом регион занимает лишь около 15 процентов территории страны, но в нем проживает более половины восьмимиллионного населения. Дунайский регион со столицей Веной также является экономическим двигателем страны.
Все это, кажется, не слишком касается реки. Прошли эпохи, перемены ускорились, но Дунай остался прежним. Точно так же, как река стирает границы между веками, она также без усилий соединяет другие вещи: струнные квартеты Гайдна с пульсирующими ритмами Ars-Electronica-Festival в Линце, роскошь барочных монастырей с упрощенной архитектурой . Paneum в Астене , изысканный ужин в ресторане Gault-Millau с простой, но вкусной холодной закуской в Gasthof, маршруты для электровелосипедов с романтическим речным круизом под командованием «Donaudampfschifffahrtsgesellschaftskapitän».
«Вы помните ту июньскую ночь на реке Дунай?» британский поэт Чарльз А. Айди написал в своем стихотворении «Река Дунай», «Мы слушали мелодию лендлера. Мы смотрели, как дрожат лунные лучи».
Австрийский национальный туристический офис / Нина Баумгартнер
media_content.tooltip.skiped
Дунай всегда был местом тоски, это часть его природы. Редко дикая и никогда не предсказуемая, она течет тихо, а иногда даже благоговейно, словно желая успокоить любого, кто взял на себя труд отыскать ее берега. Это одна из причин, почему людей всегда тянуло к реке. В середине 19го века венцы любили арендовать лодки дунайских рыбаков, чтобы исследовать его рукава. Вскоре Дунай стал популярным местом для летнего отдыха, и это не изменилось. Посетители катаются на электровелосипеде по Дунайскому велосипедному маршруту, отправляются в поход по пешеходной тропе Донауштайг или путешествуют по маршруту Императоров и королей . Или просто отдохнуть на пляже прямо у реки.
Затем вы смотрите на воду, стакан вина из Wachau и свежий ломтик фермерского хлеба с сыром в руке, наблюдая, как проходит время. Всякий раз, когда мимо скользит корабль, волны рябят воду и мягко разбиваются о берег. Первый чуть громче, второй и третий чуть тише. Если вы внимательно прислушаетесь, вы можете простить себя за то, что думаете, что они делают это за три четверти времени.
- Руины замка Вахау Дюрнштайн
Австрийский национальный туристический офис / Андреас Тишлер
media_content. tooltip.skiped
- Стифт Мельк
Туризм в Нижней Австрии / Майкл Либерт
media_content.tooltip.skiped
- Вид на долину Дюрнштайн-Вахау
Австрия Вербунг / 1000 штук
media_content.tooltip. skiped
- винная осень в регионе Вахау
Туризм в Нижней Австрии / — Райдт-Лагер
media_content.tooltip.skiped
- Вайсенкирхен-Вахау
Австрия Вербунг / 1000 штук
media_content.tooltip. skiped
- Центр Ars Electronica в Линце
Линц Туризмус
media_content.tooltip.skiped
- Римский город Карнунтум
Туризм в Нижней Австрии / Андреас Хофер
Римский город Карнунтум
media_content. tooltip.skiped
Разлив токсичного венгерского шлама достиг реки Дунай от того, что премьер-министр назвал «беспрецедентной экологической катастрофой».
Эксперты сказали, что ущерб за пределами Венгрии вряд ли будет большим, но за угрозой нужно внимательно следить.
Тибор Добсон, представитель венгерских аварийных бригад, сообщил Рейтер, что в реках Раба и Мошони-Дунай происходили спорадические случаи гибели рыбы. Он сказал, что вся рыба погибла в меньшей реке Маркал, которая первой пострадала от разлива.
Бригады работали над снижением щелочности разлива, который вылился из лопнувшего резервуара глиноземного завода в понедельник и пронесся через местные деревни, убив четыре человека и ранив более 150. Трое до сих пор числятся пропавшими без вести.
Щелочной состав разлива, когда он достиг реки Раба, Мошони-Дунай и самого Дуная, все еще был около pH 9, что выше нормального, безвредного уровня между 6 и 8.
Свежие данные водного Информационное агентство MTI показало, что уровень pH достиг пика 9,65 в реке Мосони-Дунай в городе Дьёр. Они были измерены на уровне 8,4 в Дунае.
Бригады сливали в реки сотни тонн гипса и уксусной кислоты, чтобы нейтрализовать щелочность.
Похожие репортажи
В Дьере, городе на северо-западе Венгрии, где Раба впадает в реку Мошони-Дунай, репортер агентства Рейтер видел белую пену на реке и много мертвой рыбы, выброшенной на берег.
Филип Веллер, исполнительный секретарь Международной комиссии по защите реки Дунай (ICPDR), базирующейся в Вене организации ООН, сказал, что большая часть повреждений была локальной.
«Понятно, что последствия этого самые большие на местном уровне и что последствия на трансграничном уровне, как мы понимаем, не будут значительными, что не означает, что их не существует», — сказал он.
«Венгерские власти приняли ряд мер по снижению токсичности, они добавили вещества для нейтрализации материала, они также построили несколько подводных водосливов, чтобы замедлить движение ила и сохранить его и максимально удержать на венгерской территории. речная система».
Также помогает тот факт, что Дунай — большая река с очень большим объемом воды, добавил он.
Габор Фигецки, директор венгерского отделения экологической группы WWF, сказал:
Слайд-шоу ( 22 изображения )«По нашим текущим оценкам, оно (загрязнение) останется в Венгрии, и мы также надеемся, что оно достигнет Будапешта с приемлемыми значениями pH».
Вниз по течению от места бедствия Дунай течет или огибает территорию Хорватии, Сербии, Болгарии, Румынии, Молдовы и Украины, направляясь к Черному морю.
Во вторник Венгрия объявила чрезвычайное положение в трех округах после того, как поток шлама едких отходов от переработки бокситов обрушился на Колонтар, Девечер и другие деревни в 160 км к западу от Будапешта.
Слайд-шоу ( 22 изображения )Премьер-министр Виктор Орбан посетил Колонтар в четверг и сказал, что нет смысла даже вывозить завалы из части села, поскольку жить там снова невозможно.
«Трудно подобрать слова. Если бы это произошло ночью, все были бы мертвы», — сказал он журналистам.
«КАТАСТРОФА»
«Это беспрецедентная экологическая катастрофа в Венгрии. Человеческая ошибка более чем вероятна. Стенка (резервуара) не разрушилась за минуту. Это должно было быть обнаружено».
MAL Zrt, владелец глиноземного завода Ajkai Timfoldgyar и лопнувшего резервуара, сказал, что последний осмотр резервуара в понедельник не показал ничего плохого.
Спасатели, военные и местные жители расчищали завалы и искали трех пропавших без вести.
Многие люди получили ожоги и болезни глаз, вызванные едкой грязью. Наводнение, объем которого оценивается примерно в 700 000 кубических метров (24 миллиона кубических футов), унесло автомобили с дорог и повредило мосты и дома.
MAL заявила, что надеется возобновить производство на своем глиноземном заводе в выходные с новым прудом для хранения шлама.
Многие жители Колонтара заявили, что не вернутся в свои дома, так как не чувствуют себя в безопасности.
«Я провисела в иле 45 минут… Было сильное течение, которое чуть не унесло меня, но я удержалась на крепкой деревяшке из свинарника», — сказала Этелька Пень.