Дворцы турции – 15 главных дворцов Стамбула — история, фото, описание, карта

Дворцы Стамбула: фото, описание и отзывы

Все дворцы Стамбула с фото, описанием и отзывами туристов

В течение почти тысячелетия Стамбулом управляли самые разные династии. Султаны Османской империи, византийские императоры были едины в стремлении придать своим официальным резиденциям величественный и роскошный вид. По сей день роскошные постройки восхищают многочисленных туристов, являясь бесценным историческим наследием и целью самых популярных в Стамбуле экскурсионных туров.

Мы советуем увлекательные экскурсии для отдыхающих и путешественников здесь: Tripster.ru – сервис необычных экскурсий От местных жителей и гидов, которые могут рассказать о самом интересном в своем городе.

На карте

Топкапы

Крупный дворцовый комплекс Топкапы был построен в районе Эмененю с видом на Мраморное море и Босфор. В наши дни дворец состоит из 4 дворов, которые соединяются друг с другом павильонами, зданиями и богато украшенными воротами. Здесь же располагается православная церковь византийского периода – церковь имени святой Ирины.

К сведению! Среди путешественников дворец известен под разными неофициальными названиями, среди которых – «Дворец Хюррем Султан», «Дворец Султана Сулеймана», а также «Дворец плача» или «Дворец слёз».

Отличительной особенностью дворца является его разнообразная архитектура, сочетающая разные стили и уникальные коллекции: фарфора, кухонной утвари и др. Туристы также отмечают интересные экспозиции оружия и драгоценностей, рекомендуя место к посещению.

Дворец открыт для посетителей с 9:00 до 16:00 зимой и до 19:00 летом. Выходной – вторник. Стоимость входных билетов – 60 лир, посещение гарема – 35 лир.

  • Местоположение: Cankurtaran Mahallesi, 34122, Фатих. Добраться до дворца можно пешком от Голубой мечети, следуя по ул. Kabasakal. Из исторических кварталов Лалели, Аксарая и Беязыта млжно добраться на трамвае Т1 (ост. «Султанахмет»), с площади Таксим – на автобусах №№26, 26А, 70FE (ост. «Эмененю»).

Долмабахче

По-настоящему шикарный дворец Долмабахче, занимающий территорию в 4,5 га, официально является стамбульской резиденцией премьер-министра государства. Это самый большой дворец в стране, на осмотр которого, по мнению путешественников нужно выделять целый день.

В настоящее время дворец представляет собой национальный музей. Посетителям доступно главное здание Большого дворца, более десятка его пристроек, шале и павильонов. Туристов впечатляют отделанные лепниной, драгоценными камнями и золотом, помещения дворца, красивейший парк с зелёными аллеями. Также посетители отмечают украшения интерьера – хрустальную лестницу и люстру из богемского стекла, весом свыше 4 тонн, подаренную королевой Викторией.

Долмабахче работает с 9:00 до 17:00, большой дворец – до 16:00, выходные дни – понедельник и четверг. Стоимость входа – 60 лир, посещение гарема – 40 лир, особняков и павильонов – до 20, только садов дворца – 5 лир.

  • Добраться до достопримечательности можно от Султанахмета на трамвае Т1 (ст. Кабаташ), от площади Таксим – на фуникулёре, либо на водном автобусе до причалов Бешикташ или Кабаташ.

Маслак

Маслак представляет собой комплекс дворцовых павильонов, возведённый в XIX в. До наших дней сохранены только 4 павильона, расположенных в бывшей охотничьей резиденции османских правителей. Наиболее интересен для посещения, по мнению туристов, двухэтажный дворец Каср-ы Хумаюн с роскошным внутренним убранством. В настоящее время здесь находится музей.

Посетить дворец можно каждый день, за исключением понедельника и четверга с 9:30 до 17:00 с мая поя октябрь и до 16:00 с октября по март.

  • Местоположение: Büyükdere Cad., Maslak.

Кючюксу

Летний дворец, также как и Долмабахче, строился по проекту архитекторов Бальян, а сама постройка сочетает в себе элементы османского барокко и рококо.

К сведению! Постройка также известна под названием павильон Гёксу.

Среди отличительных особенностей дворца путешественники отмечают не только его внешний вид, но и богатое внутреннее убранство с турецкими и персидскими коврами, зеркалами, массивными люстрами и полотнами Айвазовского. Главным экспонатом считается стол, который был выполнен султаном без единого гвоздя.

Увидеть достопримечательность можно ежедневно, за исключением понедельника с 9:00 до 17:00. Стоимость входа составляет 20 лир.

  • Местоположение: Göksu Mahallesi, Küçüksu Cd., 34815 Beykoz.

Бейлербей

Небольшой мраморный дворец Бейлербей с 26 комнатами и 6 залами был построен взамен разрушенного деревянного здания в 1865 г. На протяжении многих лет он служил в качестве летней резиденции султанов. Дворец отличается от других подобных построек многочисленными морскими мотивами в его внутреннем оформлении. Внутреннее убранство представлено традиционным османским стилем.

Довольно интересен исторический факт, свидетельствующий о том, что французская императрица Евгения была так сильно впечатлена убранством величественной постройки, что приняла решение скопировать окно из его гостевых покоев для оформления собственной спальни в парижском дворце Тюильри.

Посетить дворец можно с 9:00 до 17:00 с пятницы по среду. Стоимость входа составляет 20 лир для студентов и 40 лир для взрослых посетителей.

  • Местоположение: Çayırbaşı Cad., Beylerbeyi Mh., 34676.

Ибрагима-Паши

Дворец Ибрагима-Паши XVI в. был построен из камня, что отличает его от подобных построек того времени, возводившихся из дерева. Внешне он схож с оборонительным сооружением с массивными стенами. В настоящее время во дворце размещён музей турецкого исламского искусства. Здесь собраны старинные рукописи, датируемые VIII-XIX веками, украшения, ковры, одежда ручной работы, керамические и деревянные изделия и украшения из драгоценных металлов.

Посетить достопримечательность можно с 9:00 до 19:00 летом и до 17:00 в зимнее время, каждый день, кроме понедельника. Стоимость входа – 25 лир.

  • Местоположение: Atmeydan Sokak Sultanahmet Hippodrome 46. Добраться до дворца можно на трамвае №Т1 или автобусе №Т4 (ост. «Султанахмет»).

Ыхламур

Дворцовый комплекс расположен в живописном парке в окружении лип. Два здания комплекса были возведены в середине XIX века и выполняли роль резиденции султана Абдул-Меджида. В павильоне Мерасим проводились встречи высокопоставленных европейских гостей. Его особенностью является европейский архитектурный стиль, сочетающийся с многочисленными восточными элементами.

Роскошный павильон Майет служил место размещения султана с придворными и наложницами. В настоящее время обе постройки представляют собой музей после реконструкции, прошедшей в 80-е годы. Стоимость входа составляет 4 лиры.

  • Местоположение: Tesvikiye, 80, Av. Sureyya Agaoglu Sk. добраться до места можно от площади Таксим на автобусе №43 (ост. «Sair Nedim»).

Йылдыз

Дворец Йылдыз также был одной из резиденций правителей Турции. Более 30 лет здесь провёл султана Абдул-Гамид. Отличительной особенностью дворца является отсутствие привычного деления на мужскую и женскую части. Внутреннее убранство дворца ничуть не уступает его внешнему оформлению, а парковая территория комплекса, расположенного прямо на набережной Босфора, является одним из любимых мест горожан для неспешных прогулок.

Дворец открыт для посетителей ежедневно с 9:00 до с 19:00 в период с апреля по ноябрь, в остальные даты – до 16:30. Выходной – вторник. Стоимость посещения – 10 лир.

  • Местоположение: Besiktas, Barbaros Bulvari, Serencebey Yokusu, No. 62. До дворца следуют автобусы №№DT1, 40, 40T и 42 (ост. “Яхя-Эфенди”).

Адиле-Султан

Малоизвестный для русскоязычных туристов дворец Адиле-Султан расположен на азиатской стороне города. Постройка была возведена на месте прежнего павильона, предназначенного для сестры Абдул-Азиза и Абдул-Меджида I — Адиле Султан, признанной поэтессы. После смерти Адиле Султан резиденция была завещана ей женскому лицею. Сейчас здесь находится Культурный и образовательный центр. Дворец отличает масштабность и красота внешнего вида.

  • Местоположение: Kandilli Mh., 34684. Добраться до достопримечательности можно от пристани Юскюдар на автобусах №№ 15,15А.

Дворец Эсмы Султан

Дворец одной из девяти дочерей султана Абдул-Гамида I – Эсмы, окутан множеством невероятных легенд и слухов. Принцесса получила дворец в качестве свадебного подарка. Эсма характеризовалась как довольно эмансипированная, свободная от каких бы то ни было предрассудков, женщина, любящая развлечения.

Трёхэтажный особняк был восстановлен после крупного пожара знаменитым зодчим Саркисом Бальяном. После смерти принцессы дворец принадлежал династии лишь до 1915 года, а во второй половине века использовался в качестве склада для угля и столярной мастерской, а в 1975 году и вовсе сгорело почти дотла.

Спустя 15 лет известной сетью отелей были выкуплены руины постройки и проведена уникальная реконструкция, в результате которой был сохранён каркас дворца. Сейчас здесь проходят различные торжества, фестивали и праздники.

  • Местоположение: Muallim Naci Kad Yalicikmazi Sok. 20 Ortakoy Mah. До постройки следует автобус №776 (ост. «Мечеть Хаджи Верного»).

Топ-3 обязательных к посещению дворца

Наиболее интересны для посещения следующие дворцы Стамбула:

  • Долмабахче, который по праву считается настоящим архитектурным чудом. Его строительство заняло 13 лет, а в оформлении использовалось более 40 тонн серебра и 14 тонн золота.
  • Топкапы – уникальное по своей сути место, ставшее свидетелем правления не одного десятка монархов. Многие посетители отмечают, что во дворце по сей день царит дух настоящей восточной сказки.
  • Бейлербей, расположенный в окружении зелёного ландшафтного парка с обилием скульптур и удивляющий своим роскошным убранством. Примечательно, что большая часть плафонов светильников во дворце была лично расписана Айвазовским.

turist.im

Дворцы турецких султанов. Апрель 2007 (Стамбул, Турция)

Поделиться:

Турция город Стамбул > Дворцы турецких султанов. Апрель 2007 (25 Фото)
Дворец Топкапы был официальной резиденцией турецких султанов почти 400 лет — с 1465 года до 1853 года. За это время 25 султанов управляли Османской империей из дворца Топкапы.
С 1923 года дворец стал музеем. Здесь сосредоточены несметные культурные сокровища — старинные рукописи и образцы арабской каллиграфии, коллекции китайского и японского фарфора, турецких миниатюр, драгоценностей, оружия, тканей, парадных одеяний. Здесь хранятся мусульманские и христианские религиозные реликвии.

Дворцовый комплекс Топкапы расположен на мысу, с которого открывается великолепный вид на залив Золотой Рог, Мраморное море и Босфор.


Строительство дворца началось в 1459 году при султане Мехмеде Завоевателе, на том месте, где находился акрополь древнего греческого города Византия.

Все последующие султаны что-то достраивали или восстанавливали дворец после многочисленных пожаров, но сохраняли неизменным основной принцип построения дворца — четыре двора.


Фонтан султана Ахмеда III, расположен перед Императорскими воротами- главным входом во дворец Топкапы.


Императорские ворота. За воротами Первый внутренний двор, его еще называют двор Янычаров. Это самый большой двор Топкапы.


В Первом дворе расположена церковь Святой Ирины. Это одна из наиболее ранних христианских построек Стамбула, построена в начале IV века. Церковь не была разрушена турками, а использовалась как оружейный склад. Сейчас это
концертный зал.


Изразцовый павильон (в настоящее время — музей керамики).
Первоначально здесь находился гарем. Позднее Роксолана — украинская наложница, а затем жена султана Сулеймана I, добилась от него переноса гарема поближе к личным покоям султана.
Рядом с Изразцовым павильоном находятся еще несколько музеев — Археологический музей, музей Античной культуры, музей древнего Востока.


После прохождения следующих ворот — Ворот Приветствия посетители дворца оказывались во Втором Внутреннем дворе. Это был парк, полный павлинов и газелей, используемый как место сбора для придворных. Чиновники двора и янычары в роскошных одеждах выстраивались в линию и ожидали появления султана.
Второй двор — это место расположения Дивана (Верховного Собрания), где решались все вопросы управления государством.
Во втором дворе также располагались дворцовые кухни. Здесь в 10 куполообразных зданиях трудилось более тысячи человек, чтобы накормить многочисленных постояльцев и посетителей. Во времена султанов во дворце проживало от 4 до 5 тысяч человек и приходило столько же.

Сегодня в помещении кухонь выставлена коллекция китайского, японского, турецкого фарфора, изделий из венецианского стекла и серебра.


В Третий Внутренний двор ведут Ворота Счастья. За воротами располагалась личная резиденция Султана, его личная казна и тронный зал. Никто не мог пройти через эти ворота без разрешения Султана. Даже Великий Визирь имел разрешение только в определенные дни и при определенных условиях проходить через эти ворота.
Дворцовая сокровищница, расположена в бывшей резиденции Мехмеда Завоевателя.


Большая часть Третьего двора по периметру окружена мраморной колоннадой.

Только Султану разрешалось проезжать на лошади по этим, выложенным гравием, дорожкам.


Гарем находится внутри дворца Топкапы. Там жили там не только жены и наложницы султанов, но и сами султаны и их дети.
Гарем — дворец, имеющий более 300 комнат, здесь проживало 300-500 женщин
(жены, наложницы, рабыни).
Управляла гаремом мать Султана (Валиде Султан) с помощью евнухов (как правило чернокожих).
Двор Валиде Султан.
Мать султана имела отдельный особняк внутри гарема, в котором было более 40 комнат.


Двор наложниц.
Этот двор окружают комнаты, где жили рабыни, здесь были общие бани, кухня и фонтаны для стирки. Это самый маленький двор во всем гареме.


Императорский зал.

Сюда султан приглашал своих самых близких друзей. Кроме них в этот зал имели право заходить только мать султана, жены и дети.


Законные жены султана и любимые наложницы имели свои отдельные покои. Стены этих помещений украшены изразцами, окна выходят на залив Золотой Рог.


Вот эти окна …


Золотая клетка — резиденции наследных принцев, каждая из которых состоит из двух-трех комнат. Принцы никогда не встречались друг с другом, у каждого из них были свои слуги. Во дворце принцы воспитывались до 18 лет, а потом их отправляли наместниками в различные провинции Османской империи.


Покои принцев богато украшены — росписи, изразцы, витражи, ковры.


Окна Золотой клетки. Снаружи покои принцев украшены не меньше, чем изнутри.


Дворец Топкапы постепенно стал терять свое значение к концу 17 века. Строительство нового дворца на берегу Босфора было закончено в 1854 году.
Дворец получил название Долмабахче — Насыпной сад, поскольку был построен на месте небольшого залива,засыпанного землей.


Дворец построен при участии европейских архитекторов и в европейском стиле, однако содержит все традиционные части дворцов турецких султанов — покои султана, церемониальную часть и гарем.
Во дворце 285 комнат, 46 залов и галерей, 6 хамамов, 68 туалетных комнат.


Интерьеры дворца разработаны французскими дизайнерами. Мебель, ткани, фарфор привезены из Франции.


Люстры — из Германии


В убранстве дворца очень много хрусталя …


…и золота


Один из хамамов, выполненный из оникса


Парадный церемониальный зал с хрустальной люстрой, весящей более 4 тонн


fototerra.ru

Дворцы турецких султанов

Топкапы (тур. Topkapı ) — главный дворец Османской империи до середины XIX века. Название Топкапы в переводе с турецкого означает дословно «пушечные ворота» (тур. top — пушка, kapı — ворота, дверь). В турецких публикациях на русском часто также принято написание названия этого дворца как Топкапи.

Дворец расположен на мысе стрелки Босфора и Золотого Рога в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет рядом с Собором Святой Софии. Площадь дворца более 700 тыс. кв. м., он окружён стеной длиной в 1400 м.

5 апреля 1453 г. турки начали осаду Константинополя, который был неприступной крепостью. Против колоссальной турецкой армии, состоявшей из примерно 160 тыс. человек, император Константин XI Драгаш смог выставить едва лишь 7,5 тыс. солдат, из которых по крайней мере треть составляли иностранцы; византийцы, враждебно относившиеся к церковной унии, заключённой их императором, не испытывали желания воевать.

Константин XI (XII) Палеолог (Драгаш или Драгас) (8 февраля 1405 — 29 мая 1453, Константинополь) — последний византийский император правивший в (1449—1453). Погиб во время захвата Константинополя турками.

 

 

Константин был сыном Мануила II, восьмым из десяти детей Мануила II и Елены Драгаш, дочери сербского князя Костантина Драгаша. По византийской традиции, позволявшей принимать фамилию по материнской линии, в случае если она достаточно престижна, Константин предпочитал называться фамилией матери — Драгаш. Большую часть детства он провёл в Константинополе, под наблюдением своих родителей. В период отлучки своего старшего брата в Италию Константин был правителем Константинополя с 1437 по 1439.

Несмотря на мощь турецкой артиллерии, первый приступ 18 апреля был отбит. Мехмеду II удалось провести свой флот в бухту Золотой Рог и таким образом поставить под угрозу другой участок укреплений.

Султан Мехмед II, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер и Рум (Цезарь Рима). Данный титул носили турецкие султаны до окончания Первой мировой войны.

Несмотря на это, штурм 7 мая опять не удался. Однако в городском валу на подступах к воротам св. Романа была пробита брешь. В ночь с 28 мая на 29 мая 1453 началась последняя атака. Дважды турки были отбиты; тогда Мехмед II бросил на штурм янычар. В то же время генуэзец Джустиниани Лонго, бывший вместе с императором душой обороны, получил серьёзное ранение и оказался вынужден покинуть свой пост. Это дезорганизовало защиту, однако император продолжал доблестно сражаться. Часть вражеского войска, овладев подземным ходом из крепости — так называемой Ксилопортой напала на защитников с тыла. Сражение было проиграно и Константин Драгаш погиб в бою. Турки овладели городом, около 60 тыс. человек было взято в плен. Византийская империя пала.

30 мая 1453 года, в восемь часов утра, Мехмед II торжественно вступил в столицу и приказал переделать центральный собор города — собор Софии в мечеть.

В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед Завоеватель первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней стамбульской площади Баязид. От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался в Топкапы. Этот старый гарем ныне известен как «Изразцовый павильон». После того как Мехмед Завоеватель приказал (в 1475—1478 гг.) соорудить на развалинах дворца византийских императоров новый дворец — дворец Топкапы, «Изразцовый павильон» оказался на периферии этого нового дворца, но, тем не менее, стал считаться самой старой его частью. При этом первые 50 лет существования Топкапы сохранялась ситуация, когда султанский дворец был фактически лишь рабочей резиденцией султанов, как это было и во время существования дворца Баязид. «Изразцовый киоск» с гаремом находился за пределами дворцового комплекса Топкапы. Только позднее Роксолана — украинская наложница, а затем жена султана Сулеймана I, добилась от него переноса гарема в султанский дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане I стало крупнейшей перестройкой дворца Топкапы с момента его основания Мехмедом Завоевателем.


Официальная карта Топкапи (Топкапы)

В последующие века (до 1854 года) дворец Топкапы достраивался и обогащался.

Мехме’д II Завоеватель (Фати’х), также известный как Мехмед эль-Фатих, Магомет Великий, Магомет Завоеватель (30 марта 1432 — 3 мая 1481) — османский султан в 1444—1446 и 1451—1481.

Мехмед II родился в Эдирне. Был четвёртым сыном Мурада II и наложницы Хюма Хатун. Фатих, жадный к знаниям, по усмотрению отца начал учиться в очень раннем возрасте. Но, несмотря на умственную развитость, был своевольным и непослушным, поэтому был отдан к жесткому учителю и воспитателю Молле Гюрани. В продолжении его образования и воспитания также приняли участие видные умы того времени, такие как Акшемседдин, Молла Еган, Челебизаде Темджидоглу и другие признанные авторитеты того времени.

Дворец Топкапы был официальной резиденцией турецких султанов почти 400 лет — с 1465 года до 1853 года. За это время 25 султанов управляли Османской империей из дворца Топкапы.
С 1923 года дворец стал музеем. Здесь сосредоточены несметные культурные сокровища — старинные рукописи и образцы арабской каллиграфии, коллекции китайского и японского фарфора, турецких миниатюр, драгоценностей, оружия, тканей, парадных одеяний. Здесь хранятся мусульманские и христианские религиозные реликвии.

Дворцовый комплекс Топкапы расположен на мысу, с которого открывается великолепный вид на залив Золотой Рог, Мраморное море и Босфор.

Строительство дворца началось в 1459 году при султане Мехмеде Завоевателе, на том месте, где находился акрополь древнего греческого города Византия.
Все последующие султаны что-то достраивали или восстанавливали дворец после многочисленных пожаров, но сохраняли неизменным основной принцип построения дворца — четыре двора (авлу), окруженных стеной и разделённых между собой. Главные ворота Ворота Повелителя или Баб-ы Хюмаюн (осман. Bab-ı Hümayun) ведут в первый двор, в котором находились служебные и пособные помещения. За «Воротами Приветствия» или Баб-ус-селям (осман. Babü’s-selâm), во втором дворе, помещались канцелярия дивана и казна. Проходом в третий двор служат Ворота Блаженства или Баб-ус-саадет (осман. Babü’s-saadet). Здесь располагались гарем и эндерун (внутренние покои). В различных палатах внутренних покоев размещалась школа Эндерун — центр подготовки управленческих кадров. В четвёртом дворе находятся павильоны Реван, Софа и Меджидие, башня Башлала, мечеть Софа, павильон для обрезаний, гардеробная и другие помещения.

Фонтан султана Ахмеда III, расположен перед Императорскими воротами- главным входом во дворец Топкапы.

Императорские ворота. За воротами Первый внутренний двор, его еще называют двор Янычаров. Это самый большой двор Топкапы.

В Первом дворе расположена церковь Святой Ирины. Это одна из наиболее ранних христианских построек Стамбула, построена в начале IV века. Церковь не была разрушена турками, а использовалась как оружейный склад. Сейчас это
концертный зал.

Изразцовый павильон (в настоящее время — музей керамики).
Первоначально здесь находился гарем. Позднее Роксолана — украинская наложница, а затем жена султана Сулеймана I, добилась от него переноса гарема поближе к личным покоям султана.
Рядом с Изразцовым павильоном находятся еще несколько музеев — Археологический музей, музей Античной культуры, музей древнего Востока.

После прохождения следующих ворот — Ворот Приветствия посетители дворца оказывались во Втором Внутреннем дворе. Это был парк, полный павлинов и газелей, используемый как место сбора для придворных. Чиновники двора и янычары в роскошных одеждах выстраивались в линию и ожидали появления султана.
Второй двор — это место расположения Дивана (Верховного Собрания), где решались все вопросы управления государством.
Во втором дворе также располагались дворцовые кухни. Здесь в 10 куполообразных зданиях трудилось более тысячи человек, чтобы накормить многочисленных постояльцев и посетителей. Во времена султанов во дворце проживало от 4 до 5 тысяч человек и приходило столько же.
Сегодня в помещении кухонь выставлена коллекция китайского, японского, турецкого фарфора, изделий из венецианского стекла и серебра.

В Третий Внутренний двор ведут Ворота Счастья. За воротами располагалась личная резиденция Султана, его личная казна и тронный зал. Никто не мог пройти через эти ворота без разрешения Султана. Даже Великий Визирь имел разрешение только в определенные дни и при определенных условиях проходить через эти ворота.
Дворцовая сокровищница, расположена в бывшей резиденции Мехмеда Завоевателя.

Большая часть Третьего двора по периметру окружена мраморной колоннадой.
Только Султану разрешалось проезжать на лошади по этим, выложенным гравием, дорожкам.

Гарем находится внутри дворца Топкапы. Там жили там не только жены и наложницы султанов, но и сами султаны и их дети.
Гарем — дворец, имеющий более 300 комнат, здесь проживало 300-500 женщин
(жены, наложницы, рабыни).
Управляла гаремом мать Султана (Валиде Султан) с помощью евнухов (как правило чернокожих).
Двор Валиде Султан.
Мать султана имела отдельный особняк внутри гарема, в котором было более 40 комнат.

Двор наложниц.
Этот двор окружают комнаты, где жили рабыни, здесь были общие бани, кухня и фонтаны для стирки. Это самый маленький двор во всем гареме.

Императорский зал.
Сюда султан приглашал своих самых близких друзей. Кроме них в этот зал имели право заходить только мать султана, жены и дети.

Законные жены султана и любимые наложницы имели свои отдельные покои. Стены этих помещений украшены изразцами, окна выходят на залив Золотой Рог.

Вот эти окна …

Золотая клетка — резиденции наследных принцев, каждая из которых состоит из двух-трех комнат. Принцы никогда не встречались друг с другом, у каждого из них были свои слуги. Во дворце принцы воспитывались до 18 лет, а потом их отправляли наместниками в различные провинции Османской империи.

Покои принцев богато украшены — росписи, изразцы, витражи, ковры.

Окна Золотой клетки. Снаружи покои принцев украшены не меньше, чем изнутри.

Дворец Топкапы постепенно стал терять свое значение к концу 17 века. Строительство нового дворца на берегу Босфора было закончено в 1854 году.
Дворец получил название Долмабахче — Насыпной сад, поскольку был построен на месте небольшого залива,засыпанного землей.

Дворец построен при участии европейских архитекторов и в европейском стиле, однако содержит все традиционные части дворцов турецких султанов — покои султана, церемониальную часть и гарем.
Во дворце 285 комнат, 46 залов и галерей, 6 хамамов, 68 туалетных комнат.

Интерьеры дворца разработаны французскими дизайнерами. Мебель, ткани, фарфор привезены из Франции.

Люстры — из Германии

В убранстве дворца очень много хрусталя ..

…и золота

Один из хамамов, выполненный из оникса

Парадный церемониальный зал с хрустальной люстрой, весящей более 4 тонн


http://www.fototerra.ru/
В настоящее время дворец Топкапы является одним из известнейших музеев мира. Число экспонатов, выставленных для общего обозрения, достигает 65 000 единиц — это только десятая часть коллекции музея Топкапы.
j-times.ru

Багдадский павильон, Султанский дворец Топкапы

Klrena Snake

subscribe.ru

Дворцы Стамбула — на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Дворец Бейлербейи

Дворец Бейлербейи (фото)

Рекомендовать место

5

Растянувшееся вдоль побережья здание из белого мрамора и камня привлекает своей барочной изысканностью.

Изначально летняя резиденция занимала 160 тыс. кв. м и включала в себя угодья для охоты, зоопарк и сад с растениями со всего мира, который и отличает Бейлербей от других дворцов Османской эпохи: расположенный террасами сад спускается по склону от задней части дворца. Другой изюминкой Бейлербея стал туннель, ведущий из дворца в парк (ранее в резиденциях Босфора для этих целей использовались мосты). Интерьер помещений сочетает в себе западные и восточные стили: роскошные люстры из богемского хрусталя и французские часы на фоне фарфоровых изделий из Китая и Японии.

Дворец Бейлербей был также известен как место остановки именитых иностранных гостей в османской столице. Среди них можно отметить принца Уэльского, австрийского императора Франца-Иосифа, персидского шаха Насреддина, великого князя Николая.

Дворец открыт к посещению ежедневно, начиная со среды, с 09:00-16:00.

Дворец Йылдыз

Дворец Йылдыз (фото)

Рекомендовать место

7

2

Дворец Йылдыз (Yildiz) переводится как «Звездный дворец». В этом дворце жил 34 султан Абдул Хамид, который правил в 1876 — 1909 гг. Расположен дворец Йылдыз в лесах, недалеко от районов Бешикташ, Балмумджу и Ортакёй.

Дворец Йылдыз находится в одноименном парке, который выходит к побережью Босфора. В парке размещается целый комплекс павильонов, летних особняков, шале и беседок а также хозяйственных и административных построек. Ранее на месте этого парка охотились падишахи, первый же замок в этих местах построил Ахмет I в 1603-1617 гг. В 1789- 1807 гг. султан Селим III построил на территории этого леса павильон для своей матери, который и назвали Y ld z. Затем султан Махмуд II (1808-1839 гг.), который взошел на трон после Селима III, построил здесь в 1834 — 1835 гг. особняк и окружил цветочными садами. Позж,е при султанах Абдульазизе, Мурате V обустройство дворца и парка продолжалось. Но более всего дворец преобразился и занял место второго по величине дворца в Стамбуле при султане Абдул Хамиде II. Во дворце, помимо особняков для султана находился театр, библиотека, мечеть, музей, баня, кузница, зоопарк и пр.

Дворец Текфур

Дворец Текфур (фото)

Рекомендовать место

5

В XIII веке византийские императоры построили здесь дворцовый комплекс, который принято называть Дворцы Влахерны. Дворец Текфур – часть этого комплекса, построенная в конце XIII – начале XIV века внутри городских стен вблизи ворот Эдирне.

После установления турецкого владычества императорский дворец был превращен в зверинец. Сюда привозили диких зверей из Африки для всеобщего обозрения. Следующим этапом в жизни дворца стало еще одно нелегкое испытание – в его стенах открыли публичный дом. Потом здесь работала мастерская по производству изразцов, на смену ей пришел стекольный цех. В конце XVIII векам дворец был окончательно заброшен и пришел в полное запустение.

Восстановительные работы здесь начались только в середине XX века. Сегодня можно увидеть только внешние стены дворца. Его трехэтажный фасад украшают искусные геометрические узоры, созданные использованием в кладке белого камня и красных кирпичей. Первый этаж дворца – арочная галерея, где в качестве опор используются изящные мраморные колонны. На второй и третьем этажах дворца округлые верхние части окон обрамлены узором, созданным чередованием красного и белого камней. Кое-где орнамент на стенах напоминает пчелиные соты или переплетенную решетку.

На территории дворца постоянно ведутся археологические работы, и в настоящее время рассматривается вопрос о его полной реставрации.

Дворец Долмабахче

Дворец Долмабахче (фото)

Рекомендовать место

8

1

Дворец Долмабахче входит в тот обязательный список исторических мест Стамбула, которые обязательно следует посетить. Роскошный дворец Долмабахче находится в районе Бешикташ на берегу Босфора. Архитектура дворца соответствует стилю барокко. Это символ заката великой Османской империи.

Строительство дворца Долмабахче началось в 1843 года по проекту известных архитекторов Бальян. Инициатором строительства стал падишах Османской империи Абдул Меджит. Название «Долмабахче» появилось неспроста. Причиной тому стали особенности места, где он построен. В течение длительного времени на этом месте был залив, в котором останавливались военные корабли Османской империи. В XVII веке залив засыпали землей и устроили сад для падишахов. Назвали этот сад Хасбахче. Впоследствии на этой территории построили деревянный дворец, ставший предшественником Долмабахче («долма» – насыпанный, «бахче» – сад). В этой резиденции президент Ататюрк неоднократно останавливался и принимал иностранных гостей.

Теперь все часы в архитектурном комплексе показывают одно и то же время – 9.05 , поскольку именно в этот момент в далеком теперь 1938 г. остановилось сердце Первого президента турецкого государства…

Дворец Топкапы

Дворец Топкапы (фото)

Рекомендовать место

14

3

Дворцовый комплекс Топкапы был возведен в период с 1459 по 1478 год и предназначался для султана Мехмеда II

Дворец разделяется на четыре двора, которые в свою очередь друг от друга отделяют ворота, имеющие символические названия. В Первый Двор ведут главные Императорские ворота. На территории Первого Двора расположена также церковь святой Ирины, Археологический музей, старый императорский монетный двор, а также множество фонтанов, садов и павильонов.

На территорию Второго Двора можно попасть через Ворота Приветствий, имеющие огромные размеры. Этот двор представляет собой парк, который окружён дворцовым госпиталем, пекарней, конюшнями и императорским гаремом. В Третий Двор можно попасть через Ворота Счастья. Этот Двор можно по праву назвать сердцем всего императорского дворца, поскольку на его территории раскинулись пышно цветущие сады. Здесь же находится Зал Тайной Палаты, в котором заседали императорские служащие императора. Расположен в Третьем дворе гарем, а также несколько павильонов, в одном из которых находится библиотека Ахмеда III. Четвертый же Двор дворца Топкапы, где находятся несколько павильонов и террас, был личным садом султана.

Главная гордость музея — огромное собрание сокровищ, скопившихся за 470 лет правления султанов Османской династии. Когда в 1923 году Турция стала республикой, все ценности перешли в собственность государства и были размещены для всеобщего обозрения во дворце Топкапы. Здесь есть сокровища, полученные в дар от зарубежных послов, произведения художественного и прикладного искусства, созданные придворными мастерами, трофеи, захваченные в ходе войн.

www.openarium.ru

Топ 10 — дворцы Стамбула

Соединяющий Европу и Азию, Стамбул сегодняшний – один из первых городов Турции, вчерашний – сердце Византийской и Османской империй. Его многовековой статус политического и культурного центра требовал соответствующей застройки. Во все времена город застраивался величественными дворцово-парковыми комплексами.

Дворцовые комплексы XIV – XVI веков возводили в европейской части города, XIX века – уже по обе стороны пролива. Их стиль как во внешней, так и внутренней отделке гармонично сочетает традиции османской архитектуры с западными веяниями барокко, рококо, неоклассицизма. Сегодня большинство дворцов Стамбула открыто для посетителей в качестве музеев, ресторанов или отелей. Топкапы и Йылдыз внесены в список Мирового наследия ЮНЕСКО.

Лучшие дворцы Стамбула

Самые интересные и красивые исторические дворцы. Список, фото с названиями и описанием!

Топкапы

Основная резиденция турецких падишахов была возведена в 1478 году и сохраняла этот статус вплоть до XIX века. На внушительной площади 700 тыс. м² расположился ансамбль внутренних дворов, крытых павильонов, мечетей, фонтанов. В утонченной огранке каменных фасадов смешались османский и византийский стили. Высокие своды и колонны создали просторные внутренние помещения, украшенные росписью, позолотой, кафелем. На сегодня Топкапы – один из топовых музеев Стамбула.

Долмабахче

Строительство нового главного дворца султанов было инициировано Абдул-Меджидом I и окончено к 1853 году. Падишах стремился возвести дворец краше самых известных европейских замков. Из-за этого Доламбахче присущ стиль барокко, не типичный для турецкой архитектуры. В остальном дворец традиционно состоит из трех главных разделов: мужской половины, большого зала, гарема. Со стороны моря открывается вид на ажурный фасад здания протяженностью в 600 м.

Йылдыз

На момент сооружения нынешнего дворца на его месте имелось здание наподобие летней резиденции. Капитальная перестройка началась в 1880 году и длилась 18 лет. Йылдыз стал последним представителем османской дворцовой архитектуры. Это сочетание двухэтажных зданий из дерева и камня разного стиля от классики до барокко, окруженных живописным парком. Все окна обрамляют резные деревянные ставни. Дворец не разделялся на мужские и женские покои, чем отличался от подобных дворцов своего времени.

Маслак

Первый павильон на месте будущей дворцовой группы возник в XIX веке по велению султана Махмуда II. Во времена правления Абдул-Азиза комплекс дополнили Имперским особняком, Личными апартаментами правителя, Палаточным павильоном, Генеральскими покоями. Все строения выдержаны в позднеосманском стиле. Павильоны Маслак служили охотничьими домиками, вокруг которых раскинулся лесопарк площадью 170 тыс. м².

Чираган

Воссозданное из руин строение находится в живописном парке по соседству с дворцом Йылдыз. Чираган был возведен в 1867 году. Пожар в январе 1910 года нанес существенный ущерб зданию. В 1989 году дворец был отстроен заново при участии японских инвесторов. В настоящее время функционирует как пятизвёздочный отель. Из Йылдыз-парка в Чираган-Палас можно попасть через мраморный мост.

Бейлербейи

Бывшая резиденция турецких правителей расположена вдоль береговой линии в азиатской части Стамбула. Небольшой, но пышный дворец был сооружен в 1864 году в качестве летней виллы султана. Дворец выполнен из камня и белого мрамора в традициях османского барокко. В Бейлербейи обустроили террасный сад и проделали тоннель из дворца в парк. Сейчас дворец окружает обустроенный ландшафтный парк с платным входом.

Кючюксу

Дворец расположился на азиатском берегу Босфора в живописном междуречье рек Гексу и Кючюксу. Каменный дворец был построен в 1857 году и заменил деревянную виллу для краткосрочного летнего отдыха правителя с семьей. Небольшое двухэтажное здание искусно украшено барельефами, лепниной, нишами, колоннами в духе османского барокко. Обустройство залов было поручено мастерам, занимающимся оформлением Венской оперы.

Текфур

Эта древняя памятка архитектуры – отголосок византийского прошлого Стамбула. Дворец относят к XII – XIV векам постройки. Он является частью Влахернского дворцового комплекса. Историки отождествляют Текфур с дворцом Багрянородного, ссылаясь на византийские источники. Комплекс сохранился в состоянии руин, в которых угадываются элементы монументального для своего времени царского дворца. Текфур сохранился лучше других стамбульских дворцов того периода. Из-за возрастающего туристического интереса к данной достопримечательности, комплекс начали поэтапно реставрировать.

Ыхламур

Название этой бывшей летней резиденции переводится как «дворец под липами». Даже сейчас его окружают липовые рощи. Два здания из песчаника и мрамора – парадный Мерасим и приватный Майет – были закончены к 1855 году. Фасады украшала детализированная резьба из камня в барочном стиле. Не смотря на статус султанской обители размеры строений были малы. Сейчас там расположились музей и ресторан.

Дворец Ибрагима-Паши

Этот дворец выделяется из ряда подобных зданий XVI века. Он выполнен из камня, а не дерева, что тогда применяли для жилых строений. Внешний вид его похож на оборонительное сооружение с мощными стенами, лишенными вычурного декора. Дворец получил свое название в честь именитого собственника – великого визиря Паргалы Ибрагима-паши. После его казни дворец перевели в государственную собственность. С 1938 года и поныне – это музей турецкого исламского искусства.

must-see.top

Топкапы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2019; проверки требуют 2 правки.
О фильме 1964 года режиссёра Жюля Дассена см. Топкапи (фильм)

Топкапы́ или Топкапи́ (тур. Topkapı «Пушечные ворота» от top «пушечное ядро; шар; мяч» + kapı «ворота, дверь»), арх. Сера́ль (фр. Serail ← тур. saray «дворец» ← перс. سرای‎ [serai] «большой дом, дворец») — главный дворец Османской империи до середины XIX века. Расположен в историческом центре Стамбула, на мысе Сарайбурну, в месте впадения Босфора и Золотого Рога в Мраморное море.

После падения Османской империи дворец превращён в музей — один из крупнейших по площади в мире. Число экспонатов, выставленных для общего обозрения, достигает 65 000 единиц (и это только десятая часть коллекции). В нем хранятся меч и плащ пророка Мухаммеда, относящиеся к главным мусульманским святыням.

Общая площадь дворцово-паркового ансамбля, окружённого высокими стенами, со всеми примыкающими садами и пристройками, составляет более 700 тыс. кв. м. Это один из исторических районов Стамбула, включённых в 1985 г. в список Всемирного наследия.

«Топкапы» переводится как «Пушечные ворота» — каждый раз, когда султан покидал свою резиденцию, должен был раздаваться пушечный выстрел.

В дохристианские времена на этом месте находился акрополь Византия.

В начале IV века на территории акрополя на месте руин древнего храма Афродиты была возведена первая христианская базилика Константинополя — Церковь Святой Ирины — которая являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае-июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора. После османского завоевания церковь была превращена в арсенал и стала частью первого двора Топкапы.

В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней площади Баязид (на месте площади Быков). От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался вблизи будущего дворца Топкапы — в так называемом «Изразцовом павильоне».

В 1475-78 гг. Мехмед начал сооружать новый дворец — Топкапы. Первые полвека Топкапы служил лишь «рабочей» резиденцией султанов (как это было и во время существования дворца Баязид): «Изразцовый павильон» с гаремом находился за пределами дворцового комплекса. В XVI веке Хюррем (жена Сулеймана I) добилась переноса гарема во дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане Великолепном стало крупнейшей перестройкой дворца с момента его основания.

В последующие века дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи — в нём жили и правили 25 султанов. В 1854 году султан Абдул-Меджид I переехал в новую европеизированную резиденцию — дворец Долмабахче.

В 1923 году, с установлением республики, Топкапы, как и другие дворцы, указом Мустафы Кемаля Ататюрка был объявлен музеем. Резиденцией главы турецкого государства остался дворец Долмабахче.

Cегодня дворец ежегодно посещает около 2 миллионов туристов, что делает его самой популярной достопримечательностью Стамбула и вторым по посещаемости музеем в Турции (1-е место у музея Мевланы в Конье).

Макет дворцового ансамбля

Дворец Топкапы устроен по принципу четырех дворов (авлу), окруженных стеной и разделённых между собой:

  • Главные ворота — Ворота Повелителя или Баб-ы Хюмаюн (осман. Bab-ı Hümayun‎) ведут в первый двор, в котором находились служебные и подсобные помещения, а также древняя церковь Святой Ирины. Это самый крупный двор из четырех, именуемая Двором Янычар. Через мраморные Ворота Повелителя въезжали в резиденцию турецкие султаны. Именно отсюда османские падишахи выходили на пятничную молитву в Айя-Софию. Здесь султаны устраивали различные празднества, а также проводили пятничные намазы. Интересно, что только эта часть дворца была открыта для других посетителей: аудиенции падишаха тут ожидали иностранные послы и высокопоставленные государственные деятели. Особо важным гостям даже позволялось въезжать внутрь верхом на коне.
  • За Воротами Приветствия или Баб-ус-селям (осман. Babü’s-selâm‎), во втором дворе, помещались канцелярия дивана и казна. Здесь находится здание Дивана с Башней Правосудия. При правлении Сулеймана I палата из простой деревянной постройки преобразилась в сооружение, декорированное колоннами, арками, позолоченными решетками и барельефами. В заседании Дивана принимали участие визири, но сам османский падишах в зале отсутствовал. Султан следил за советом из Башни Правосудия, и если он был не согласен с решением чиновников, то закрывал окно, тем самым прерывая собрание и созывая к себе всех министров. Здесь же восьмикупольное здание Внешнего Казначейства, которое функционировало вплоть до середины 19 столетия. Сегодня оно служит галереей, где экспонируются различные виды оружия. Кроме того в данной части Топкапы расположены строения для прислуги, конюшни султана, хамам, дворцовые кухни и мечеть. В этой же части дворца находится вход в гарем, который в наши дни превратился в отдельный музей. Некогда гарем состоял из четырех секций: первая отводилась евнухам, вторая – наложницам, третья – матери падишаха, а четвертая – самому турецкому правителю. В общей сложности здесь насчитывается до 300 комнат, имеется несколько бань, две мечети и женский госпиталь. Многие комнаты достаточно малы и просты в интерьере, чего не скажешь об именитых покоях Хюррем.
  • Проходом в третий двор служат Ворота Счастья (или Блаженства) или Баб-ус-саадет (осман. Babü’s-saadet‎). Здесь располагались гарем, шимширлик (дворик самшитовых деревьев и Кафес, где взаперти жили потенциальные наследники престола) и эндерун (внутренние покои). В различных палатах внутренних покоев размещалась школа Эндерун — центр подготовки управленческих кадров. Сразу за вратами раскинулся Тронный зал, где султан вел свои государственные дела и принимал иностранных послов. Примечательно, что в строении имеется сразу две двери: одна была предназначена исключительно для падишаха, вторая – для всех остальных посетителей. В самом центре третьего двора находится Библиотека, которая предназначалась для учеников дворцовой школы, сегодня в Библиотеке экспонируются книги из личных коллекций султанов. Также из сооружений третьей секции отдельно стоит упомянуть сокровищницу, считающуюся одной из старейших построек в Топкапы, Палату сокровищ, некогда ответственную за сохранность всех драгоценностей султана, и Тайный павильон, выступавший личным особняком турецких правителей. Можно отметить и самую крупную дворцовую мечеть Агалар, куда приходил молиться падишах со своими пажами и оруженосцами.
  • В четвёртом дворе находятся павильоны Реван, Софа и Меджидие, башня Башлала, мечеть Софа, павильон для обрезаний, гардеробная и другие помещения.[2]

Адрес: Cankurtaran Mh., 34122 Fatih/İstanbul.

Время работы: музей открыт ежедневно кроме вторников. В зимний сезон, с 30 октября по 15 апреля, учреждение функционирует по укороченному графику с 09:00 до 16:45. Купить билеты можно до 16:00. В летний период, с 15 апреля по 30 октября, дворец доступен с 09:00 до 18:45. Кассы открыты до 18:00.

Стоимость: на октябрь 2019 года цена за вход в музей Топкапы составляет 72 tl. Для посещения гарема необходимо приобрести дополнительный билет стоимостью 40 tl. Вход в церковь Святой Ирины тоже оплачивается отдельно – 20 tl за персону. Обращаем ваше внимание, что с 1 октября 2018 года турецкие чиновники повысили цены на входные билеты в более полусотне музеев.

  1. ↑ archINFORM — 1994.
  2. ↑ История Османского государства, общества и цивилизации: В 2 т = Osmanli devleti ve medeniyeti tarihi. — М.: Восточная литература, 2006. — Т. 1: История Османского государства и общества. — С. 112—113. — XXXII+602 с. — 2000 экз. — ISBN 5-02-018509-4.

ru.wikipedia.org

Дворцы Турции — VilingStore

Большой или Святой дворец в Константинополе оставался главной резиденцией византийских императоров на протяжении восьмисот лет, с 330 по 1081 гг. Он был заложен Константином Великим между Ипподромом и Святой Софией, перестроен Юстинианом и расширен Феофилом. Детей императора, рождённых в Порфирной зале дворца, называли порфирородными.

Дворцы Турции

Буколеон — византийский императорский дворец на берегу Мраморного моря, в районе Константинополя, названном в честь персидского принца Ормизда. Строительство его приписывалось Феодосию II и Юстиниану, а название, как считалось, произошло от статуи быкольва, украшавшей здешнюю гавань. Сохранившиеся до сего дня руины были, по всей видимости, воздвигнуты императором Феофилом; обращает на себя внимание балкончик, с которого император мог созерцать морскую даль. В 1204 году дворец был разорён крестоносцами и находился в запустении при Палеологах, которые предпочитали жить во Влахернах. Часть развалин была окончательно снесена в 1873 году при строительстве железной дороги.

Дворцы Турции

Дворец Бейлербейи (тур. Beylerbeyi Saray) — летняя резиденция султанов, расположен на азиатском берегу Босфора. Она была заказана султаном Абдулазизом и построена между 1861—1865 в нео-барочном стиле, в основе традиционный план дома характерный для Османской империи. Важные иностранные гости, посещающие Османскую империю останавливались в этом дворце в течение летних месяцев. Султаны любили находиться во дворце Долмабахче в течение зимних месяцев и приезжали сюда только на лето из-за умеренного климата. Полы были покрыты плетеными циновками из Египта, от влажности зимой и жары летом. Есть также большие ковры (типа Хереке), которые украшали пол. Богемные хрустальные люстры, французские часы, а также китайские, японские, французские и турецкие фарфоровые вазы украшают дворец. Сады полны различных видов деревьев, с прекрасным видом на пролив Босфор. Адрес: Дворец Бейлербейи, проспект Чайрбаси, Бейлербейи (Beylerbeyi Palace, Cayirbasi Cad, Beylerbeyi)

Долмабахче (тур. Dolmabahce) — дворец османских султанов на европейской стороне Босфора в Стамбуле на границе районов Бешикташ и Кабаташ.
Строился в 1842-53 гг. для Абдул-Меджида I, который стал тяготиться средневековым дворцовым комплексом Топкапы и желал иметь дворец в стиле барокко, способный посоперничать в изысканности с европейскими резиденциями XVIII века. В качестве архитекторов выступали армяне из семейства Бальянов. На украшение Хрустальной лестницы и прочих интерьеров ушло 14 тонн золота, а общая стоимость строительства превысила пять миллионов золотых фунтов. Среди основных достопримечательностей — подаренная королевой Викторией люстра из богемского стекла, весом почти в пять тонн, и собрание картин Айвазовского, которые художник исполнил по заказу султана.
За несколько десятилетий дворцовый комплекс, первоначально скромный по размерам, разросся до того, что занял 45 тыс. кв. метров. В 1889 г. Абдул-Хамид II перенёс свою резиденцию во вновь построенный дворец Йылдыз, однако его преемники вернулись в Долмабахче. После падения монархии во дворце поселился Ататюрк; здесь он и умер 10 ноября 1938 г. Опустевший дворец оставался музеем вплоть до сентября 2007 года, когда турецкий парламент вернул ему политическую функцию, сделав Долмабахче официальной резиденцией премьер-министра.

Йылдыз-сарай (Yldz Saray; «Звёздный дворец») — дворцово-парковый комплекс в Стамбуле, служивший главной резиденцией османских султанов со времён Абдул-Хамида II (правил в 1876—1909 годах).
Абдул-Хамид покинул приморский дворец Долмабахче из страха перед внезапным нападением флота враждебной державы (например, России). Он поручил расширение царской усадьбы в Йылдызе, изначально обустроенной Абдул-Меджидом I и расположенной в менее уязвимом месте, итальянскому архитектору Раймондо д’Аронко.
Сквер между дворцами Йылдыз и Чираган занимает парк Йылдыз, засаженный экзотическими деревьями и цветами. В нём сохранились Мальтийский павильон Абдул-Азиза, спроектированный Бальянами в разгар придворного увлечения формами европейского барокко, дворец-«шале» с перламутровой гостиной кайзера Вильгельма II, придворный театр и фарфоровая мануфактура.
После падения монархии в Йылдызе некоторое время останавливались приезжавшие в Стамбул главы зарубежных государств и высокопоставленные дипломаты (включая Косыгина и Подгорного), пока наконец он не был преобразован в общедоступный музей.

Кючюксу или Гюксу — вилла султана Абдул-Меджида на азиатском берегу Босфора в Бейкозе, между Анатолийской крепостью и мостом султана Мехмеда. Это яркий памятник т. н. османского барокко — стиля, который практиковали армянские зодчие Бальяны.
Миниатюрный дворец, построенный в 1857 году и в 1944 году превращённый в музей, заменил собой деревянное жилище визиря Махмуда I. Его оформление причудливо сочетает в себе традиционные турецкие мотивы с европейскими диковинками. За убранство помещений отвечали мастера бозара, строившие Венскую оперу.
В отличие от других дворцов султана, вилла отделена от города не высокой стеной, а ажурной решёткой в европейском стиле. Парк в своё время украшали садовые павильоны, большей частью утраченные.

Новый или Малый Влахернский дворец — руинированный трёхэтажный дворец, построенный во Влахернах в начале правления Палеологов. Гадательно отождествляется с упоминаемым в византийских источниках дворцом Багрянородного. Наиболее полное представление о его внешнем виде дают зарисовки Тексье и Зальценберга, выполненные в середине XIX века.
Трёхэтажный корпус гораздо более обширного дворцового комплекса во Влахернах был построен на том месте, где Феодосиевы стены смыкаются со стенами собственно Влахернского предместья. Нижний ярус с четырьмя арками поддерживал второй этаж с пятью крупными окнами и длинным балконом с восточной стороны. Весь верхний этаж, вероятно, занимал двусветный тронный зал. Декоративный эффект основан на излюбленном Палеологами сочетании кирпичной кладки с изразцовыми и беломраморными вкраплениями.
В 1453 году турки ворвались в город через ворота Цирка, которые непосредственно примыкают ко дворцу. В XVI веке в Текфур-сарае, как его прозвали турки, помещался зверинец султана, затем — дом терпимости и еврейская богадельня. В XVIII веке здесь были мастерские по производству изразцов наподобие изникских. В начале XX века на территории дворца пытались наладить производство стеклянной тары.
Несмотря на отсутствие межэтажных перекрытий и крыши, Малый дворец сохранился лучше других константинопольских дворцов и потому даёт наиболее полное представление о светской архитектуре поздневизантийского периода. В начале XXI века ввиду повышенного интереса ко дворцу туристов была предпринята попытка его реставрации с использованием современных материалов.

Мирелейон — дворец византийского императора Романа Лакапина в Константинополе, от которого сохранилась единственная церковь начала X века, обстроенная со всех сторон современными зданиями и действующая в качестве мечети Бодрум-джами (Bodrum Camii).
Ещё до взошествия на престол Лакапин приобрёл «дом мирры» неподалёку от берега Мраморного моря и начал строительство здесь дворца, который должен был соперничать в великолепии с Большим императорским дворцом, расположенном на расстоянии километра. В основу дворца Лакапина легла превращённая в цистерну ротонда V века с куполом диаметром 41,8 м — вторым по величине после римского Пантеона.
После изгнания Лакапина из столицы дворец был обращён в женский монастырь, а в построенной императором дворцовой церкви нашли упокоение не только он сам, но и его супруга и сын-соправитель Христофор. Роман и Христофор были первыми императорами, похороненными за пределами церкви Двенадцати Апостолов.
Во времена Латинской империи семейная святыня Лакапинов была предана огню и заброшена. Только в 1500 году визирь Баязида II обратил внимание на пустующий храм, отремонтировал здание монастырского кафоликона, пристроил к нему минарет и превратил в мечеть, которая, впрочем, пустовала после разрушительных пожаров 1784 и 1900 годов. В 1964—65 годах была предпринята довольно варварская попытка реставрации, следы которой удалось загладить только к 1986 году.
Средневековый интерьер Мирелейона ныне безвозвратно утрачен, однако внешний облик храма не претерпел значительных изменений. Длина стены четверика не более девяти метров; над ним парит световой барабан с полукруглыми окнами.

Топкапы (тур. Topkap) — главный дворец Османской империи до середины XIX века. Название Топкапы в переводе с турецкого означает «пушечные ворота» (тур. top — пушка, kap — ворота, дверь). В публикациях на русском встречается также написание Топкапи. Также известен как Сераль (фр. Serail от персидского Serai — «большой дом, дворец», перешедшего в тур. saray).
Дворец расположен на мысе Сарайбурну, в месте впадения Босфора и Золотого Рога в Мраморное море в историческом центре Стамбула. Площадь дворца более 700 тыс. кв. м., он окружён стеной длиной в 1400 м.

Чираган-Палас (тур. Cragan Saray, англ. Cragan Palace) — пятизвёздочный отель сети Kempinski, который занимает воссозданное из руин здание дворца султана Абдул-Азиза на европейском берегу Босфора (между Бешикташем и Ортакёй в Стамбуле). Отель соединён мраморным мостом с дворцово-парковым комплексом Йылдыз.
Чираганский дворец, равно как мечеть Ортакёй и дворец Долмабахче, изначально представлял собой творение придворных зодчих Бальянов, стремившихся европеизировать османскую архитектуру в направлении стилизации монарших резиденций XVIII века. Строительство велось с 1863 по 1867 годы. В начале XX века во дворце под присмотром военных жил султан Абдул-Хамид II, а в 1909 году здесь проходили первые заседания турецкого парламента.
В январе 1910 года полудеревянный дворец сгорел. Он оставался в руинированном состоянии до 1989 года, когда его воссозданием в спешном порядке занялись японские предприниматели. Интерьеры были реконструированы таким образом, чтобы привлекать в отель туристов, а не отражать исторические реалии. В 2007 году была предпринята попытка приблизить интерьеры к их первоначальному облику.

Continue Reading

vilingstore.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *