Дворцы в петергофе: Большой петергофский дворец / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Содержание

Большой петергофский дворец / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

1 этап постройки: 1715-1725 гг. 

Архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти.

2 этап постройки: 1745-1755 гг. Архитектор Ф.Б. Растрелли.

Величественный и изысканный, Большой петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. «Раскинув крылья» над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени.

Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.

В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен – Деламот создает в 1766 – 67 гг. два Китайских кабинета.

Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

Большой петергофский дворец долгое время был центром светской жизни. Здесь проходили праздники, приемы, балы и маскарады, на которые приглашалось до трех тысяч гостей. В придворной церкви венчались, крестили детей и служили молебны в ознаменование воинских побед.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно – прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.

Нижний парк / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Даты формирования ансамбля: 1714 — 1723 гг.,

Архитекторы: Иоганн Фридрих Браунштейн (годы жизни неизвестны), Жан-Батист Леблон (1679-1719), Н. Микетти (1675-59), Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865).

Садовые мастера: Л. Гарнихфельт, А. Борисов, Б. Фок, Т. Тимофеев.

Площадь парка — 102, 5 га

Нижний парк создавался по образцу регулярных садов и сохранил все особенности своих французских оригиналов. Хотя к настоящему времени исчезли многие декоративные элементы, время не смогло уничтожить дивную архитектурную гармонию сада, созданного Ж.-Б. Леблоном, талантливым учеником творца версальских садов А. Ленотра. Парк разделен на три связанные между собой части: центральную (Парадную), западную (Марлинскую) и восточную (Монплезирскую).

Планировку Нижнего парка определяют две системы аллей, расходящихся веером от Большого дворца и дворца Марли. Схема планировки продумана настолько глубоко, что ни одно садовое украшение, ни одна деталь не прячется от взглядов гостей. Каждая аллея заканчивается либо дворцом, либо фонтаном. Для регулярного парка характерно симметричное расположение его основных сооружений. На склонах возвышенности устроены каскады – «Большой» (в центральной части, у подножия парадного дворца), «Шахматная гора» (в восточной части) и «Золотая гора» (в западной части). Перед каждым из них – парные фонтаны: «Чаши», «Римские», «Менажерные». Только один из четырех каскадов Нижнего парка расположен в партере – это самый поздний по времени создания «Львиный» каскад, но именно он завершает воплощение идеи Петра, заложенной в композиции парка: каждому дворцу и павильону соответствует свой каскад.

Парк площадью 102, 5 гектаров украшают около 150 фонтанов, среди которых столь любимые детьми и взрослыми шутихи «Дубок», «Зонтик», «Елочки», «Водяная дорога» и «Диванчики».

Верхний сад / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Верхний сад закрыт на комплексную реставрацию до 2024 года. Для посетителей открыт только транзитный проход вдоль Большого петергофского дворца с Разводной на Дворцовую площадь Петергофа. Приносим извинения в связи с возможными неудобствами!

1 этап формирования ансамбля: 1714-1724 гг. Архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, садовый мастер Л. Гарнихфельт.

2 этап формирования ансамбля: 1733-1739 гг. Архитекторы И. Я. Бланк, И. П. Давыдов; скульптор Б. К. Растрелли.

3 этап формирования ансамбля: 1754-1760 гг. Архитектор Ф. Б. Растрелли.

Площадь сада — 15 Га.

Верхний сад, расположенный на террасе перед южным фасадом Большого дворца, воспринимается сегодня, прежде всего, как парадный въезд в императорскую резиденцию. Это своеобразный зеленый вестибюль под открытым небом – гармоничный, светлый, просторный. Его планировка была выполнена по наброскам самого Петра I и лишь незначительно менялась со временем.

При жизни первого российского императора парадный характер сочетался с хозяйственным назначением. Здесь выращивали овощи, фрукты, пряные травы и лекарственные растения, а в прудах, служивших накопителями воды для фонтанной системы, разводили рыбу.

Лишь в 30-х годах XVIII века Верхний сад приобрел исключительно парадный вид. Из него были убраны грядки, в партере поставлены трельяжные беседки и золоченые скульптуры, а в бассейнах устроены фонтаны. В середине XVIII века, в связи с перестройкой дворца по проекту Ф. Б. Растрелли, сад был несколько расширен и с трех сторон обнесен оградой с каменными столбами и решетками из деревянных копий. Парадный вход со стороны Петергофской дороги украсили ворота с массивными пилонами и коваными створами.

Композиционно сад связан с архитектурой Большого дворца. Центральной части соответствует партер с зелеными газонами, включающий в себя три бассейна с фонтанами, расположенные на центральной оси. По сторонам партера находятся два квадратных пруда и три пары симметрично расположенных боскетов, обрамленных стриженым кустарником. По принципу планировки боскеты называются квадратными, косыми и круговыми.

Со времен Анны Иоанновны Верхний сад украшают пять фонтанов, в боскетах у восточного пруда разбит розарий, а у западного – возрожден петровский аптечный огород, на грядках которого выращивают зверобой, душицу, эхинацею, мелиссу, мяту и другие лекарственные травы.

Верхний сад является прекрасным образцом регулярного паркостроения. Его геометрическую планировку подчеркивают прямые аллеи из подстриженных лип, увитые зеленью галереи-берсо, зеленые газоны, обрамленные туями в виде шаров и конусов. Обязательным элементом регулярных садов является скульптура. Самая интересная барочная скульптурная группа – «Нептун» – находится в центральном бассейне. Она была изготовлена в Германии в 1650-х гг., приобретена императором Павлом I и пережила на своем веку немало приключений. Небольшой каскад с южной стороны бассейна украшает бронзовая статуя Аполлона Бельведерского. Партер оживляют выразительные силуэты мраморных изваяний бога садов Вертумна, богини плодородия Помоны, бога тёплого ветра Зефира и Флоры – богини весны. Это произведения итальянского скульптора XVIII века Антонио Бонацца.

В результате комплексной реставрации, проведенной на основе исторических документов в 1960-х годах, Верхний сад стал одним из лучших примеров восстановления регулярного парка XVIII века.

Притягательный в любое время года – и в цвету плодовых деревьев, и пылающий красками осени, и похожий на хрустальный волшебный лес зимой, Верхний сад является прекрасным местом для прогулок жителей Петергофа и его гостей. 

Все дворцы Петергофа

Большой Дворец

Большой дворец первоначально был построен в 1714-1721 годах. Тогда он носил название Верхние палаты и имели весьма скромный вид. Нынешнее же здание Большого дворца восхищает своей блистательной помпезной красотой и торжественностью, присущей стилю барокко. Таким создал его в 1747-1754 годах Бартоломео Растрелли.

Большой дворец является центром всей архитектурной композиции Петергофа. Это изящное трехэтажное здание с галереями стоит на краю естественной шестнадцатиметровой террасы и имеет в длину 300 метров! Центральная часть дворца достигает в высоту 17 м. Ее украшает рельефный щит с монограммой Петра I под императорской короной.

Крыша увенчана золоченой вазой. По обе стороны центрального корпуса симметрично расположились Гербовый и Церковный корпуса с золочеными фигурными куполами. Купол Гербового корпуса завершается вращающимся флюгером в виде трехголового орла с распростертыми крыльями, державой и скипетром в лапах. Центральный купол пятиглавого Церковного корпуса увенчан православным крестом, поднятым на высоту 27 м. Оба корпуса связаны с центральной частью дворца одноэтажными галереями.

Залы Большого дворца отличаются необыкновенной красотой. Декоративные работы выполнялись талантливыми русскими скульпторами, живописцами, мастерами-резчиками и паркетчиками. Великолепная анфилада парадных залов была богато украшена золоченой резьбой по дереву, зеркалами, живописными плафонами, наборными паркетами, резной мебелью. Интерьер Большого дворца возвращает посетителей в роскошную петровскую эпоху, он хранит личные вещи и мебель царственных особ – хозяев Петергофа.

К наиболее интересным парадным залам дворца относятся:

— Танцевальный зал, в котором царит иллюзия простора, создаваемая зеркалами, в которых отражается свет от больших окон напротив зеркал.

— Чесменский зал, название которого происходит от бухты Чесма, в которой русские войска одержали блистательную победу в ходе русско-турецкой войны. Именно в этом зале помещены картины, посвященные теме этого сражения.

— Китайские кабинеты, сверкающие и переливающиеся золотом как лакированные китайские картинки. Кабинеты, созданные в изысканном восточном стиле, украшены китайскими фонариками и расписаны драконами и другими фантастическими существами.

— Тронный зал — самый большой зал дворца. Его площадь 342 кв.м, а высота почти равна ширине. Важнейшим элементом декора этого зала также является живопись – прекрасные портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и родственников Петра I. У восточной стены – парадное тронное кресло первой четверти XVIII в.

— Картинный зал — центральный зал дворца, сохранивший один из самых старых интерьеров. В 1764 г. зал украсила великолепная коллекция из 368 портретов.

— Дубовый кабинет Петра I – сохранен как историческая реликвия и воссоздан с максимальной достоверностью. Мебель кабинета – шкаф-бюро, стулья и кресла – типичны для первой трети XVIII в. Зеркала, чернильница, шандал, походные часы, английская сфера-глобус – это подлинные предметы 1720-x гг.

Дворец Монплезир

Строительство Петергофа начиналось с дворца Монплезир. Он построен в период 1714–1723 гг. Петр I, как гласит предание, сам определил местонахождение этого дворца — на самом берегу Финского залива, чтобы видеть проходящие корабли.

Дворец стоит на высокой террасе, выложенной гранитом. Сам дворец представляет собой легкую почти воздушную постройку. Центральная часть увенчана шатровой крышей. К ней примыкают две галереи – на западе и на востоке, — завершенные небольшими павильонами со световыми фонариками. Это так называемые гостевые галереи дворца.

В центральной части расположен Парадный зал, к которому примыкают с каждой стороны по три помещения: с западной стороны – Секретарская, Спальня, Морской кабинет Петра; с востока – Китайский кабинет, Кухня и Буфетная.

Особенно интересен Морской кабинет Петра I. Здесь хранятся старинные навигационные инструменты и стальная шкатулка с вензелем Петра Великого. На стенах кабинета — дубовые панели, на которых изображены тринадцать типов кораблей начала XVIII века, а окна его выходят на море.

Перед северным фасадом Монплезира устроена Морская терраса. Отсюда открывается великолепный вид на залив, на Кронштадт.

Дворец Монплезир пользовался особой любовью Петра I, который и дал ему такое название «Мое удовольствие». В комплекс дворца входят также Екатерининский корпус, небольшой сад с фонтанами и цветниками, Ассамблейный зал и Банный корпус. Рядом с Банным корпусом разбит маленький Китайский садик с искусственным холмом, на вершине которого стоит скульптурная группа «Амур и Психея».

Дворец «Марли»

Так получилось, что почти все дворцы Петергофа имеют французские названия. Марли, к примеру, Петр I позаимствовал у резиденции французского короля, где он побывал будучи в Европе. Дворец Марли был построен в 1721-1723 гг. В плане он квадратный и имеет четко выраженную кубическую форму. Его двухэтажный фасад перекрыт четырехскатной медной кровлей. Над входом изящные балконы, украшенные коваными решетками с позолотой на черном узоре. Миниатюрный дворец, словно повис над водой и окружен прудами, где плещутся форели и осетры. На каждом этаже всего восемь помещений. Их интерьер достаточно скромен, но убранство комнат дополняется великолепными картинами голландских и фламандских мастеров XVII-XVIII вв.

Дворец Марли является памятником петровской эпохи, сохранившей быт царской усадьбы того времени. В этом дворце хранились вещи Петра — небольшая часть его гардероба, включавшего всего около трехсот предметов. Кроме петровского гардероба, во дворце Марли хранилась мебель, преподнесенные Петру подарки, различные принадлежавшие ему предметы быта и картины.

Эрмитаж

Симметрично дворцу Монплезир располагается изящное здание дворца Эрмитаж.

Миниатюрное двухэтажное здание выглядит очень нарядно. Ажурные кованые решетки окон и балконов украшают северный и южный фасады. Углы здания украшены рустами и пилястрами, а фасады – арочками и полуколоннами.

В петровские времена такие небольшие, но уютные дворцы были очень модны в королевских домах Европы. Они предназначались для общения особо приближенных ко двору лиц или уединенного времяпровождения монархов.

Петергофский Эрмитаж – первое подобное сооружение в России. Он построен в 1721 – 1724 гг. Внутренняя отделка Эрмитажа завершалась уже после смерти Петра I, но в полном соответствии с его замыслом. Стены закрывались дубовыми панелями, в простенках размещались картины.

Только в середине XVIII в. под руководством Растрелли были переоформлены залы Эрмитажа. Стены зала были сплошь закрыты картинами: произведения французских, итальянских, голландских и фламандских мастеров XVII-XVIII столетий, разделенные позолоченными рейками, придали залу особую торжественность.

Последующие два столетия не внесли существенных изменений в облик Эрмитажа. Здесь по-прежнему обсуждались важные государственные дела, общались и отдыхали приближенные двора. Сейчас в Эрмитаже музейная экспозиция.

Дворцы Петергофа — краткое описание и фото

Первый дворец в Петергофе заложил Пётр I, решив создать на южном берегу Финского залива летнюю резиденцию, превосходящую по великолепию и роскоши Версаль.

Формирование дворцово-паркового ансамбля закончилось только к началу XX века. Многие российские императоры предпочитали Петергоф для летнего отдыха, украшая и обустраивая его территорию по своему вкусу.

После революции все дворцовые комплексы стали частью музея-заповедника «Петергоф», признанного в 2008 году одним из семи чудес России.

Большой Петергофский дворец

Большой Петергофский дворец

Доминантой музейного комплекса стал Большой дворец, расположенный между Нижним парком и Верхним садом на естественной террасе высотой в 16 метров. Его открытие состоялось в 1721 году. Позднее, во времена царствования Елизаветы I, дворец был перестроен по проекту Б. Растрелли в стиле «барокко». В здании около 30 залов, которые поражают роскошью убранства. В экспозиции представлены мебель и предметы быта российских императоров и членов их семей начиная с Петра I, а также коллекция из 368 портретов.

Дворец Марли

Дворец Марли на берегу пруда

Марли — один из первых дворцов Петергофа, построенный по проекту Петра I. Небольшое двухэтажное здание кубической формы расположено на берегу пруда в Нижнем саду. И внешняя, и внутренняя отделка отличаются простотой и скромностью интерьеров, выделяются только Дубовый и Чинаровый залы. Украшают помещения картины голландских и фламандских мастеров XVII – XVIII вв. Во дворце хранятся вещи императора Петра I, включая небольшую библиотеку.

Дворец Монплезир

Дворец «Монплезир» в Петергофе

Для дворца «Монплезир» Пётр I выбрал место в Нижнем саду на берегу Финского залива. С его террасы открывается панорама морской акватории и Кронштадта. Одноэтажное здание выполнено в голландском стиле с шатровой крышей и большими окнами. Особый интерес представляет экспозиция Морского кабинета. Здесь представлены навигационные инструменты и шкатулка с личным вензелем царя. Во дворце устроена картинная галерея с работами европейских художников XVII — XVIII веков. В дождливую погоду музей закрыт для посещений. Дворцовый комплекс включает Екатерининский и Банный корпуса, сады с искусственным холмом и фонтанами.

Фермерский дворец

Фермерский дворец в парке «Александрия»

Фермерский дворец был построен в 1831 году в парке Александрия специально для наследника престола Александра II. Здание неоднократно перестраивали и расширяли в связи с увеличением императорской семьи. Во дворце в хорошем состоянии сохранились элементы исторической отделки. В Синем кабинете, где проводились заседания министров, выставлены личные вещи Александра II, в том числе часы с несколькими циферблатами. В здании также открыта экспозиция «Петергофские дачники», воссоздающая атмосферу загородной жизни второй половины XIX века.

Дворец Коттедж

Дворец «Коттедж» в парке Александрия

Для летнего отдыха семьи Николая I в центре парка Александрия был выстроен небольшой уютный Коттедж. Здание и внутренние интерьеры решены в стиле готики, что не характерно для дворцов российских императоров. Экскурсия по Коттеджу поведает о повседневной жизни царской семьи, показывая, как была рачительна в быту императрица Александра Федоровна. Во дворце сохранились ее личная библиотека и рабочий кабинет с предметами быта.

Павильон Эрмитаж

Павильон «Эрмитаж» в Петергофе

Небольшой павильон в форме куба с арочными окнами находится в Нижнем саду, в его западной части. Эрмитаж предназначался для аудиенций Петра I, а позднее Елизаветы Петровны с представителями зарубежных держав. Чтобы закрытые приемы могли проходить без присутствия слуг, в Парадном зале на втором этаже оборудовали специальный поднимающийся с первого этажа стол. Единственный зал второго этажа украшают 124 полотна голландских и французских художников XVII — XVIII вв. А на столах выставлены кулинарные шедевры той эпохи.