Дворец топкапы в стамбуле покои хюррем – Дворец Топкапы в Стамбуле — фото, история, гарем, покои султана. Время работы музея, цена

Дворец Топкапы в Стамбуле — фото, история, гарем, покои султана. Время работы музея, цена

Топкапы — султанский дворец в Стамбуле

Топкапы: история и значение

Топкапы – самая посещаемая достопримечательность Стамбула и второй по посещаемости музей всей Турции. Этот дворец являлся официальной штаб-квартирой османского государства и резиденцией султанов в течение почти 380 лет.

Мы собрали всю важную информацию для туриста – начиная от истории, карты, фото великолепного дворца и заканчивая полезными лайфхаками и ценами билетов в музей и гарем Топкапы в 2019 году.

Что значит слово “топкапы”

Буквальное значение слова “топкапы” (по-турецки topkapı) – “пушечные ворота”. Top с турецкого переводится как “пушечное ядро”, “мяч”, а kapı (капы) – это “ворота”.

Название произошло, вероятно, по той причине, что при въезде и выезде султана из ворот резиденции во дворце палили из пушки почетный залп.

Если вы услышите в Стамбуле словосочетание “Топкапы сарайи” (topkapi sarayı) – это и есть султанский дворец. Ведь s

aray по-турецки значит “дворец”.

 Краткая история дворца

Султан Мехмед-Фатих Второй – завоеватель Константинополя – положил начало строительству дворца Топкапы в 1465 году. В то время Мехмед II жил в другом дворце – в районе нынешней площади Беязит, а гарем имел в отдельном Изразцовом павильоне вблизи нынешнего Топкапы.

Султан Мехмед Фатих начал строить Топкапы в 1465 году

Дворец Топкапы возводили несколько десятилетий в центре Стамбула на мысе Сарайбурну, в живописном месте, на берегу впадения Золотого Рога в Мраморное море:

istanbul-life.info

Турецкий гарем Султана Сулеймана Топкапы, покои Хюррем Султан

Дворцовый комплекс Топкапы — официальная резиденция султанов османской империи, о которой мы уже рассказывали, но есть во дворце еще одна часть, «Харем-и Хумаюн» (Harem-i Hümâyûn) — женская половина дворца. Слово «гарем» происходит от арабского «гарим», что означает защищённый, неприкосновенный и запретный. Гарем Топкапы имеет огромную архитектурную и историческую ценность, и в нем можно отыскать стили зодчества периода XVI — конца XIX веков. Он отчасти олицетворяет эпоху правления Султана Сулеймана I «Великолепного» (Кануни), потому что был возведен с подачи его жены, Роксоланы Хуррем Султан, и это была крупнейшая перестройка дворцового ансамбля Топкапы с момента его основания султаном Мехмедом. Чтобы попасть в турецкий гарем Топкапы, требуется приобрести отдельный билет стоимостью €5. Вход в Гарем почему-то напоминает вход в лифт. 🙂

В Гареме проживали не только многочисленные жены султана (кадын эфендилер), но и его мать (валиде-султан), сестры, дочери и наследники (шехзаде), фаворитки (гюзде) и наложницы (джарийе). Всего здесь одновременно находилось от 700 до 1200 женщин.

К сожалению, для посещения открыт только первый этаж, а верхние этажи и лестницы недоступны для туристов и до сих пор находятся на реконструкции.

Интересное по теме: Дворец Топкапы (Topkapı) — резиденция султанов

Надеемся, что когда-нибудь их тоже откроют, потому что очень интересно было бы ознакомиться с условиями жизни «обычных» наложниц, ведь на первом этаже открыты только покои и залы привилегированных женщин.

Почти над всеми дверьми в гареме располагаются надписи золотыми буквами, но что они означают мы, к сожалению, не знаем — возможно, это цитаты из Корана.

На стенах тоже много надписей.

Коридор евнухов. Здесь находились комнаты так называемых «чёрных евнухов» — караагалар. На эту должность брали только мужчин с темным цветом кожи (негров) и в штате султана их насчитывалось около 400 (почти по одному на каждую женщину в гареме).

Именно в этот двор приезжали кареты за девушками, которые ехали на прогулку или по своим делам. Дальше этого коридора мужчины категорически не допускались.

Все стены внутри оформлены красочными мозаиками из изникской плитки, а потолки шикарно расписаны и их яркость и красоту сложно передать на фотографиях. В Изнике производили мозаичную плитку для многих известных строений Турции, в том числе и для оформления знаменитой Голубой Мечети в Стамбуле.

Красота необыкновенная — ни одна комната не похожа на другую.

Турецкий гарем Топкапы имеет площадь около 6700м2 и состоял из 300 комнат, 46 туалетов, 8 бань (хаммам), 2 мечетей, 6 кладовок для съестных припасов, прачечной, бассейна и больницы. По одним данным тут так же располагалось 4 кухни, но по другим — их не было, а еда доставлялась из Султанского дворца.

Честно говоря,  весьма сложно представить, как все это размещается на такой небольшой площади, но для осмотра открыт только первый этаж — похоже все самое интересное пока скрыто от глаз любознательных туристов.

А это «Двор рабынь» — самый маленький прогулочный дворик гарема с совсем небольшим кусочком неба над головой. Был воссоздан до мельчайших подробностей и даже «снимался» в сериале «Великолепный век». Он же и на заглавной фотографии.

Почти во всех комнатах есть камины, и нам показалось, что они практически одинаковые.

Это то ли это умывальник, то ли один из 46 туалетов — в общем, явно какая-то сантехника. 🙂

В одной из комнат обнаружился «прибор» для мытья ног.

А вот и сами девушки! 🙂

Главной фигурой гарема была мать султана — валиде-султан, и в ее распоряжении находилось более 40 комнат, персональный прогулочный двор и множество служанок.

Незамужние сестры султана во внутренней иерархии авторитетов имели уровень чуть ниже, а за ними уже шли жены. Ниже прогулочный двор валиде-султан.

Для туристов в гареме дворца Топкапы так же открыты покои знаменитой Роксоланы Хюррем Султан (Hürrem Haseki Sultan) — украинской наложницы, ставшей впоследствии женой султана Сулеймана Великолепного, получившей статус султанши, имевшей на него очень большое влияние и родившей ему наследника — султана Селима II.

Ее настоящее имя неизвестно, но по версиям историков разных стран ей приписывают имена Александра, Анастасия или Роксолана.

На окнах позолоченные решетки — «золотая клетка». 🙂

Если одной из рабынь удавалось забеременеть от султана, то она переходила в статус фавориток (или «счастливых» — икбал), получала право совершать прогулки во «Дворе Избранных» и другие привилегии, например, отдельную комнату-спальню, улучшенный рацион питания и рабынь-прислуг.

В этом дворе и места для прогулок больше, и красивый вид на Галату.

Несмотря на всю роскошь и красоту, совсем не хотелось бы здесь оказаться в качестве постояльца, ведь жизнь в турецком гареме подчинялась строгим внутренним законам, распорядкам и правилам.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

После утренней молитвы всем необходимо было отправляться в хамам, а затем, после завтрака, начинались нескончаемые уроки по этикету, шитью, религии, музыке и так далее.

Именно в гареме Топкапы наиболее сильно ощущается история Стамбула и Османской империи, хотя конечно, это наше личное мнение. Гарем заинтересовал нас даже больше, чем сам дворец — очень рекомендуем зайти и в него, если будете посещать Топкапы.

Все отели Стамбула на карте

 

Поделиться «Турецкий гарем Султана Сулеймана во дворце Топкапы и покои Хюррем Султан»

Турецкий гарем Султана Сулеймана во дворце Топкапы и покои Хюррем Султан 2014-04-29T16:00:00+03:00 2019-07-30T15:48:04+03:00 Natalya ‘Poznamka’

poznamka.ru

О покоях и вещах Хюррем в музее Топкапы: наряды, портреты Роксоланы

Покои султана в Топкапы, которые расположены в Стамбуле, достигли возраста в 400 лет. Здесь всегда жили представители Османской империи. Тут сосредоточилась жизнь большой страны. В резиденции султана принимались серьезные решения о будущем империи. Сюда приезжали послы с самых разных стран. Занимает здание большую площадь на территории столицы Турции.

Помещение включает в себя все то, что нужно для роскошной жизни. Речь идет о:

  • жилых и хозяйственных постройках;
  • банях;
  • фонтанах;
  • кладовых;
  • помещениях для приготовления и приема пищи.

Не менее важное место занимает сам султан и его гарем, куда входит не одна сотня наложниц. Бывало, что число женщин достигало тысячи человек. Начиная с 1924 года, здание принято считать музеем. Сюда может зайти любой посетитель.

Покои Топкапы

Коротко о музее

Музей или, как его еще называют — дворцовый корпус, расположен на мысе Сарайбурну. Здесь Босфор и Золотой Рог впадают в Мраморное море. История строительства особняка достаточно проста.

После завоевания Константинополя султан Мехмед построил новый дворец, где заседали все видные деятели Османской империи. Спустя 400 лет в 1854 году Сулейман переехал в новое строение, дворец стал музейным домом.

Всего в Топкапах 4 двора. Первый считается общей территорией, три остальные составляют музейные границы. Сюда попасть можно двумя способами:

  • зайти через Главные ворота или Ворота Повелителя, расположенные возле Собора Святой Софии;
  • через парк нужно пройти до Археологического музея от трамвайных путей.

Важно! Перед входом в Главные ворота есть касса, где продаются билеты.

Стоимость посещения музея составляет 30 лир*. Здесь всегда очередь, причем очень длинная. Лучше приобрести входной билет с помощью автомата. Для этого нужно всего лишь нажать несколько кнопок. Тогда не придется долго стоять.

Для обладателей музейной карты, которую можно приобрести по приезду в Стамбул, проход бесплатный.

Дополнительная информация! Перед входом во Дворец стоит его макет. Так можно представить себе в общих чертах, что сейчас предстоит посетить.

Здесь можно заметить 6 дорожек, уходящих в разных направлениях. Три дороги слева ведут к дивану, гарему и конюшням. Пойти направо, значит попасть в дворцовую кухню, прямо – в следующие ворота, которые ведут в третий двор.

Что касается гарема, то о нем речь пойдет ниже. Можно только упомянуть, что это музей в музее. Поэтому придется купить дополнительный билет. Диван – это кабинет министров, где заседают визирь и послы с разных стран.

Диван

Уникальность дивана в том, что здесь есть маленькое окно, которое закрыто решеткой. Расположено оно прямо под потолком. Благодаря ему султан мог слышать разговоры министров, не выходя к ним. В комнате размещены диваны, на которых возлежали заседающие.

Рядом можно заметить высокую башню, ознаменованную тем, что возле нее проходила церемония инаугурации нового правителя империи. Далее идут Ворота счастья, ведущие в третий двор.

Кухни, у которых огромные трубы в виде куполов, привлекают внимание. Здесь ранее кипела жизнь. Тут выставлены котлы, сковороды, чашки, тарелки, ложки, используемые при приготовлении пищи султану и его гарему.

Вся жизнь Сулеймана протекала в третьем и четвертом дворах.

Важно! В третьем дворе выставлены экспонаты дворца и портреты султанов.

Сокровища Топкапы расположены в третьем дворе. Среди них можно увидеть большой изумруд, который весит три килограмма. Справа от сокровищницы есть выход на балкон, откуда открывается великолепие города. Если идти прямо, то взору открываются экспонаты церковной утвари.

Дополнительная информация! В центре третьего двора есть фонтан и удивительное дерево.

В четвертом дворе павильоны строились по важным случаям. Например, здесь есть комната для обрезания мальчиков.

Важно! В любом помещении можно фотографировать и снимать видео.

Кем была Хюррем?

Эта хрупкая девушка отличалась тем, что она представляла собой великолепие султана. Музей Топкапы вещи Хюррем Султан содержит бережно. Она была пленена и увезена с украинской земли еще в годы Османской империи. В итоге ее из Александры перекрестили в Роксолану. Так появилась Хюррем Султан.

После очередной бойни в гареме, когда одна из жен Сулеймана расцарапала лицо Роксоланы, последняя стала любимой наложницей. Теперь она заняла лидирующие позиции в доме Султана.

Хюррем Султан

Немного о гареме

Как уже было сказано – это отдельный музей. Топкапы гарем покои Хюррем содержит самые лучшие. Но вообще все комнаты наложниц отличались маленькими помещениями, где можно было только спать и украшать себя.

Само слово гарем означает, священное место или не для всех. Сюда заходили только избранные. Теперь каждый желающий может попробовать себя в роли Султана и войти в гарем.

Дополнительная информация! Здесь 300 комнат, несколько бань, 2 мечети и больница, где лечились только жены и наложницы султана.

Всего тут 4 секции. В одной жили евнухи, отвечающие за безопасность. В другой помещались наложницы. В третьей проживала мать султана, являясь самой властной женщиной гарема. В четвертой жил султан и находился хамам.

Важно! В музее свыше 65 тысяч единиц экспонатов. Это только десятая часть того, что было во Дворце.

Где жила Хюррем и чем она пользовалась?

Тайная комната Хюррем Султан во дворце Топкапы пережила не одну смерть. Роксолана, став любимой и единственной женой Сулеймана, убила всех других женщин в доме. Она даже пошла на убийство своих детей, оставив только любимого сына Селима, который позже стал султаном. Также осталась в живых дочка Хюррем, отданная в юные годы замуж и отосланная со Дворца.

Властная женщина была красива, у нее в пользовании находилось множество украшений, в том числе и ароматические травы. Она даже как-то своему мужу, когда он был в военном походе, порекомендовала пользоваться одеколоном, освежающим тело.

Украшения Сулеймана

Покои Хюррем Султан находились во Дворце Топкапы. Она жила неподалеку от места для сна самого Сулеймана. Один из предметов в сокровищнице – это бриллиант, который султан выменял у бедняка на три деревянных ложки. В итоге камень стал приносить беду. Все, кто владели им, бесследно исчезали.

Часто бриллиант султаны дарили своим наложницам, те же были отравляемы и убиваемы соперницами. В итоге погибали и сами султаны. Сейчас этот предмет хранится в сокровищнице Дворца, его могут увидеть все. А вот стать владельцем вряд ли кто-то захочет.

Стамбул был городом убийств, когда там начали править султаны Османской империи. Людей убивали за самые малые провинности обычно по ночам. Это делали специально обученные люди, которые работали днем садовниками. Им еще в детстве отрезали языки, чтобы они не проговорились о темной стороне дел, творящихся во Дворце султанов.

Краткая биография Хюррем

Гарем в Топкапах отличается своими множественными комнатами, которые перестали быть нужными, когда Хюррем стала женой (первой и последней) у Сулеймана. Она пленила своего мужа красотой, мудростью, своим умом.

В музее Топкапы выложены некоторые наряды Хюррем. Это настоящее чудо!

Важно! Есть, что посмотреть, так как богатство парчи и золото украшают платья Роксоланы.

Артефакт представляет собой предмет, находящийся в закрытом помещении, где хранится драгоценность Хюррем. Речь идет о кольце, ставшем обручальным в ее жизни. Ведь именно она вершила за спиной мужа суд над империей, пока он был в завоевательных походах.

Карта Дворца показывает, насколько близок был конец Роксоланы. Ее подстерегали везде, ее смерти жаждали все. Нередко кто-то из приближенных травился едой, которую должна была есть Хюррем.

Посетители с удовольствием рассматривают предмет роскоши или реликвию, которая прошла реставрацию, относящиеся к сокровищам Роксоланы или Сулеймана. Секрет, который стал таинственным, хранится в сердце властной правительницы, дух которой по суеверию летает среди топа лучших предметов Дворца.

Гарем Сулеймана

Поднимаясь по этажам здания, можно увидеть не один наряд Роксоланы. Поэтажный подъем позволяет понять, насколько трудно жилось девушке вдали от родины. На каждом этаже горькие слезы Александры Лисовской, именно так звали Хюррем.

Сулейман очень любил свою жену. Даже после смерти, он продолжал воспевать ее в стихах. Она умерла от болезни, которая на тот момент была неизвестной для средневековых докторов. Ее не удалось вырвать из оков смерти, но дух Хюррем Султан навсегда поселился во Дворце Сулеймана.

Можно только догадываться, чего стоило Хюррем переселиться во Дворец из Старого дома, где жили все наложницы султана. Она дала понять своему мужу, что его дети очень скучают по нему, особенно тогда, когда он в походе. Находясь в местах, где живет их отец, малышам легче было переносить тягостные разлуки. К тому же во время очередного отъезда Старый дом объяло пламя. Так все наложницы переселились во Дворец Сулеймана, где был организован гарем.

Важно! Сейчас Старый дом отстроен и отдан под университет, где студенты постигают науки мира сего.

Подводя итоги, стоит отметить, что Хюррем являлась самой влиятельной женщиной тех времен. Ее напористость отлично видна в письмах, некоторые из которых сохранились до сих пор и хранятся, как древний артефакт. Из ласковой девушки, Роксолана стала властной женщиной, повелительницей, по указу которой действовала вся империя.

Прийти и посмотреть, где она жила, чем она занималась, можно в музее Топкапы. Здесь получится увидеть музей в музее, наряды и драгоценности, которые составляют лишь десятую часть от всего того, что имел султан в то время.

turproezdka.ru

Дворец Топкапы в Стамбуле. Третий двор — Двор Эндерун, Покои султана, Сокровищница. Часть 3.


Всего 73 фото

Сейчас мы находимся перед Вратами Счастья что ведут в Третий двор — личные покои султана, Гарем, Сокровищницу, библиотеку, Тронный зал, где особо важных гостей принимал султан. Третий двор являлся внутренней частью двора, закрытой для посетителей. Здесь были личные покои Султана, а вход в них осуществлялся строго по его дозволению. Третий двор — Двор Эндерун (что значит «самый внутренний») являлся частной частью двора, предназначенный для мужчин («selâmlık»). Он также назывался «Harem-iHümâyûn» – Гарем, где Султан жил со своей семьёй.

Это вид в сторону Ворот Счастья от здания Дивана во Втором дворе.
02.

Двор Эндерун, созданный в период правления Мехмеда Завоевателя (1451-1481 гг.), включает в себя патио, где находятся личные покои Султана, мраморную террасу под названием «Sofa-iHümayun» (Императорский зал), скрывающую от глаз сад правителя с великолепными цветниками. На территории этого двора также находилась школа Эндерун, созданная для обучения молодёжи, нанятой по системе Девширм (Devşirme). Девширм  – способ найма молодых людей иностранного происхождения с целью их дальнейшей службы для Османской империи.
03.

Врата счастья или Врата Блаженства (Bâbü’s-saâde or Bab-üsSaâdet) являются входом во внутренний двор дворца (Enderûn), также известный как Третий двор, и отделяют внешнюю часть дворца (Birûn) от внутренней.
04.

Ворота олицетворяют присутствие правителя во дворце. Никто не мог проходить через них без разрешения повелителя. Даже Великому визирю предоставлялось подобное разрешение только по определённым дням и в особых случаях. Врата Блаженства, являющиеся главной дверью в личные покои правителя, оставались всегда запертыми. А несогласованное проникновение через них расценивалось как строжайшее нарушение закона и вызов власти Султана.

На камне переднего фасада выгравированы: надпись «Во имя Господа нашего, Милостивого и Милосердного», монограмма Махмуда II, написанная его собственной рукой. На боковых фасадах были начертаны монограммы Абдул-Хамида. А на заднем фасаде содержатся надписи с именами некоторых правителей Османской империи. Эти записи также содержат упоминание о реконструкциях врат.
05.

Врата находились под контролем Главного Евнуха Гарема (Bâbü’s-saâdeAğası), а также под надзором его подчинённых. Врата были возведены во время первоначального строительства дворца Топкапы в XV веке в качестве колоннадного прохода с куполом, опирающимся на мраморные колонны. Они выполнены в стиле рококо и имеют декорации, относящиеся к эре правления Абдул-Хамида I и Селима III (1789-1807 гг.).
06.

Деревянный купол, покоящийся на четырёх мраморных колоннах, является отражением  турецкого стиля барокко. Он был возведён в эпоху правления Абдул-Хамида I (1775 г.). А простые декорации потолка и карнизов, флажки на куполе и его обод выполнены в стиле ампир в период правления Махмуда II (1808-1839 гг.).
07.

08.

09.

В обе стороны от ворот располагались помещения Главного Евнуха Гарема (Bâbü’s-saâdeAğası) и Белых Евнухов (Akağalar), которые несли ответственность за третий внутренний двор. Вход в эти помещения осуществлялся через арочный проход (датированный XVI веком) со стороны Площади Диван.
10.

Боковые галереи Ворот Счастья со стороны Второго двора
11.

12.

В центральном объеме ворот на мраморном полу обращает на себя внимание необычное место «с непонятной надписью» даже для тех кто немного владеет английским: «The Place for The Sacred Standart». Здесь было водружено «Великое знамя Ислама» — исключительная реликвия Османской империи. Сейчас оно находится в Сокровищнице что в пределах Третьего двора вместе с другими уникальными артефактами речь о которых будет впереди.
13.

Ворота достаточно малы в своем внутреннем объеме и сразу выводят нас в Третий двор к Тронному залу.
14.

Если посмотреть влево и вправо от выхода из Ворот Блаженства в Третий двор мы увидим Помещения Белых Евнухов со стороны Третьего двора (фото выше и ниже).
15.

Тронный зал (Зал Аудиенций) или ArzOdası

Палата Аудиенций, также известная как Зал Аудиенций и Тронный Зал (ArzOdası- ArzDîvanhanesi), расположена прямо за Вратами Блаженства и связана с ними одним карнизом.
16.

Зал Аудиенций являлся ключевым местом, обеспечивавшим контакт Султана с государственным советом. Также в Зале Аудиенций правители обычно принимали послов иностранных государств. Здесь есть две двери: одна в передней части, а вторая в задней. Задняя дверь использовалась только султанами, а передней пользовались государственные высокопоставленные чиновники и послы, которые удостаивались аудиенции.
17.

Подношения, вручавшиеся послами, размещались напротив большого окна с железными прутьями, располагавшегося прямо посередине главного фасада между двумя дверьми и входом для внесения подарков по левую сторону (PişkeşKapısı, слово Pişkeş здесь употребляется в значении «подарок, принесённый Султану»).
18.

19.

20.

Эпоха правления Сулеймана Великолепного стала самым знаменательным периодом в истории Зала Аудиенций.  В здании было произведено несколько реконструкций в период с XVI по XIX века. Но стихотворная надпись, украшающая купол над Тронным Залом, гласит, что Зал Аудиенций был построен во время правления Мехмеда III (1595-1603 гг.).
21.

22.

Обойдем Тронный зал по галерее слева
23.

Тронный Зал был спасён во время пожара в 1856 году. Он был отреставрирован в период правления Абдул-Меджита. Здание было тогда перестроено в стиле ампир архитектором и ремесленником, построившим дворец Долмабахче, и дошло до наших дней с декорациями в неоклассическом стиле и стиле ампир.

С северной стороны Тронного зала оставлена для обзора вертикальная полоса старой строительной кладки стен здания с тройными слоями плинфы.
24.

25.

26.

27.

На дальнем плане и правее — Помещения Белых Евнухов.
28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Если смотреть от Ворот Счастья левее — перед нами Мечеть Агалар. Эта мечеть является самой большой мечетью во дворце. Она также имеет самую древнюю конструкцию, датирующуюся XV веком и построенную во время правления Мехмеда Завоевателя.
35.

Султан, оруженосцы и пажи приходили сюда молиться. Мечеть расположена по диагонали двора, чтобы обратиться лицом к Мекке. Она находится во дворе Эндерун рядом с Павильоном Священной мантии со стороны Золотого Рога.
36.

Три окна в задней части большой части помещения выходят в Гарем, где молятся Султаны, а также жены и матери повелителя.
37.

Здание использовалось в качестве склада с 1881 года и до тех пор, как было отреставрировано в 1916 г. На новой надписи, начертанной в 1928 году, закреплены основные положения о реконструкции мечети, проведенной в 1925 г. Книги из библиотеки Ахмеда III (библиотеки Эндерун) и прочих библиотек дворца были перенесены в это строение. Таким образом, все библиотеки дворца были объединены в одну под названием «Новая библиотека дворца».

38.

vladimirdar.livejournal.com

Дворец Топкапы в Стамбуле. Второй двор — Диван, Казначейство, Гарем и Дворцовые кухни. Часть 2.


Всего 84 фото

Сейчас мы с вами находимся во Втором дворе дворца Топкапы в Стамбуле. В отличие от Первого здесь тихо, спокойно, нет обычного шума туристических групп. Все как будто перестают говорить лишние слова. Само по себе деление территории дворца Топкапы на четыре двора создает по мере продвижения по ним всё более глубокое понимание, что ты находишься в сокровенном месте. Это явно чувствуется. Здесь в частности находился Гарем османских султанов — одно из самых тайных мест империи. Это сокровище султаны охраняли как зеницу ока — Гарем символизировал обладание всеми сокровищами мира на земле, показывал власть султана и его величие одновременно как Повелителя. Второй двор также известен как площадь Дивана (Divan Meydanı) или площадь Правосудия, так как он является пристанищем двух важнейших государственных учреждений –  Зала для заседаний министров (Divanhane) и башни Провосудия, где четыре раза в неделю обсуждались государственные дела.

Второй двор Топкапы был создан в 1465 г. во время правления Мехмеда II (Завоевателя), однако окончательный его расцвет пришелся на эпоху правления Сулеймана I (Великолепного). Именно в 1525-1529 гг. он был расширен и обновлен. Он являлся административным центром Османской империи, а также площадью, где проходили различные торжественные церемонии. Со всех сторон он окружён сводчатыми галереями. Ключевым элементом всего двора являются Врата Счастья или Врата Блаженства (Bâbü’s-Saâde), олицетворяющие султана и ведущие в его часть дворца. С правой стороны двора располагаются дворцовые кухни; с левой стороны – здание государственного совета (Дивана), внешнее казначейство, вход в Гарем и Башня правосудия.

Сейчас мы как раз во Втором дворе. Здание на фото ниже — галерея Ворот Приветствия. Один взгляд назад.
02.

Сводчатые галереи справа от Ворот Правосудия и Фонтан.
03.

Итак, Второй двор был местом  проведения торжественной церемонии восхождения султана на трон (Cülûs), церемонии вручения Священного флага (Sancak-ıŞerif) командирам вооружённых экспедиций, отправляющихся в военный поход. Также на его территории отмечались религиозные праздники (например, ArifeDivanı и BayramlaşmaTöreni), выдавалось жалование (ulûfe) солдатам кавалерии (Sipahi) и янычарам, проводились приёмы послов иностранных  государств.
04.

Церемония распределения жалования, проходившая каждые три месяца, была одним из самых ярких событий и получила название Победное заседание (GalebeDivanı). Приём иностранных послов и сановников обычно назначался на тот же день, что и Победное заседание, так что они  могли быть свидетелями того, как жалование и еда щедро распределялись между стройными рядами солдат, стоящими вдоль сводчатых галерей двора. Это был своего рода способ продемонстрировать иностранным послам и высокопоставленным чиновникам силу и богатство Османской империи.  Затем послы доставлялись Великим визирем в Залы для заседаний консулов, где в их честь проводился торжественный банкет.
05.

Рассказывают что под Второму двору дворца спокойно разгуливали косули, павлины и другие экзотические животные и птицы.

Здание государственного совета — Диван

Первое здание государственного совета представляло собой постройку из дерева, возведённую по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1451-1481 гг.). Современное арочное строение возникло в результате реконструкции, проведенной в 1527-1529 гг. (во время правления Сулеймана Великолепного) по проекту главного архитектора Алаэддина, а также после серии дальнейших успешных ремонтных работ.
06.

Башня Правосудия

Изначально башня была сконструирована по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1444-46/1451-81 гг.) в качестве киоска, а позже перестроена и расширена  Сулейманом Великолепным в период с 1527 по 1529 гг. Верхняя часть башни имеет конусообразную заостренную форму. При правлении Махмуда II была увеличена дальность обзора с башни с помощью усовершенствования её фонаря в 1825 (1820) году. С течением времени на башню был добавлен бельведер в стиле ампир. Это произошло в эпоху правления Абдул-Азиза (1861-1876 гг.). Лестница этой пятиэтажной башни датируется XIX веком.
07.

Башня Правосудия  была спроектирована по образцу традиционных дворцовых башен, что давало государю возможность осматривать с её вершины город и дворец, и в частности, наблюдать за заседаниями государственного Совета из окна башни. Сейчас Башня Правосудия фактически является частью здания Госсовета (Дивана).

08.

Арочные галереи здания Дивана были огорожены золочёными сетками и дверьми с добавлением барельефов в стиле рококо.
Кстати слева на фото ниже — вход в Гарем.
09.

10.

Непрерывно ловишь себя на мысли об использованных в архитектуре дворца бесчисленных античных колонн…
Их капители правда уже османского стиля.
11.

vladimirdar.livejournal.com

Дворец Топкапы, Роксолана и тайны гарема

Когда мы определились с планами о поездке в Стамбул одна подруга мне сказала: «Если в Топкапы вы увидите Халита Эргенча, то возьмите у него автограф».
Набор слов какой-то. Что такое Топкапы? Кто такой Халит Эргенч?
Оказалось, все просто. Топкапы — это бывший дворец турецких султанов, ставший музеем.
А Халит Эргенч — актер, исполнитель роли султана Сулеймана I Великолепного в сериале «Великолепный век», ставшего любимым зрителями в некоторых странах.

Я сериал не смотрела, но представляю, какие страсти в нем кипели, ведь сюжет основан на реальных событиях — плененная турками украинка-наложница Анастасия (она же Роксолана, Хюррем, Александра) становится возлюбленной султана Османской империи Сулеймана, упорно стремится к власти, достигает ее, беспощадно уничтожая на своем пути всех соперниц и недоброжелателей.

Халита Эргенча во дворце Топкапы мы не встретили.
Но припасенную на всякий случай фотографию актера в залах дворца доставали несколько раз, чем вызывали улыбки у охраны. Как бы ни ругал премьер Турции Эрдоган сериал «Великолепный век» и его создателей за искажение исторических фактов и попытки «показать молодежи историю Турции в негативном свете», но популярности дворцу Топкапы сериал добавил.

Хотя и без этого место знаменательное и туристами любимое — здесь несколько веков решались судьбы страны, казнили и миловали, на каждом шагу плели интриги и боролись за выживание.
А что творилось в гареме…
Давайте к рассказу обо всем этом и перейдем.

Через несколько лет после захвата Константинополя турками, на старом акрополе Византия, построенном еще при императоре Септимии Севере, началось возведение первого османского дворца. Дворец Топкапы («Дворец у пушечных ворот») со стороны моря защищали древние византийские стены протяженностью около двух километров, а от города его отделяла стена длиной одна тысяча четыреста метров, построенная турками.

Территория дворца состоит из нескольких дворов, в которых располагаются здания, построенные в разное время. Посетители входят на территорию дворцового комплекса Топкапы через массивные ворота «Bab-i Humayum» («Имперские или Высочайшие ворота»).

Они расположены как раз напротив тыльной части Софийского собора. Вход в эти ворота беспрепятственный, но останавливаются здесь туристы часто — сфотографироваться вот с такими бравыми парнями.

Первый двор — это еще не дворец. Можно сказать предбанник.
Здесь расположена церковь Святой Ирины и кассовая зона, где можно приобрести билеты для посещения дворца. В султанские времена в первом дворе располагались хлебопекарни, монетный двор и штаб-квартира янычар.

В конце первого двора располагаются вторые ворота — «Ворота приветствия». Великим визирям, высоким чиновникам и иностранным послам дозволялось доезжать верхом до этих ворот. Дальше они должны были следовать пешком. Второй двор использовали в государственных целях. Здесь отмечали важнейшие события Османской империи и отмечали религиозные праздники. Здесь же иностранные послы проводили часы на деревянной скамье в тревожном ожидании приема. С ними сидели и неугодные визири. Это ожидание могло стать последним в их жизни.

На втором дворе также располагались кухни, в которых готовили еду примерно для 4000 человек, проживающих на территории дворца. Для султана и его семьи готовили на отдельной кухне, на которую ежедневно доставляли мясо 40 свежих и соленых быков, 200 баранов, 100 ягнят, 10 телят, 200 куриц, 200 пар цыплят, 100 пар голубей, 50 гусей и 50 индеек. В помещениях кухонь выставлена утварь и представлена выставка китайского и японского фарфора турецких султанов. Турки утверждают, что это третья по величине дворцовая коллекция восточного фарфора в мире, уступающая только пекинской и дрезденской.

Во втором дворе располагается и здание бывшего «Дивана» (Зала заседаний), в котором раз в неделю собирался Тайный совет. Султан мог присутствовать на заседаниях незаметно, наблюдая за происходящим через специальное окошко. Во втором дворе располагается и вход в султанский гарем, но о нем чуть позже.

Третий и четвертый дворы были предназначены для более уединенной жизни султана. Из второго двора ворота Баб Саадет («Ворота счастья») вели в третий двор — «Эндерун» («Внутренний дворец»). В четвертом дворе расположены несколько павильонов, а также комната обрезаний и комната главного лекаря. Иностранцам в эту часть Топкапы попасть было очень сложно. А любопытным, пытающимся подглядывать за султаном, грозила смерть. Рассказывают, что один из иностранцев решил понаблюдать за происходившим на территории дворца с помощью подзорной трубы. Султан прогуливался по саду, заметил подсматривающего, и тихо отправил стражников в его направлении. Это был последний приступ любопытства в жизни того иностранца.

Третий и четвертый дворы — это еще и сокровищницы.
Здесь хранятся реликвии пророка, оружие, ювелирные украшения, султанские троны и т.д.
Фотографировать в сокровищницах запрещено, но не сильно-то и хотелось. Мне интереснее ывать на свежем воздухе, чем рассматривать блестящее и жутко дорогое.


Резиденция турецких правителей находилась в Топкапы до 1839 года.
Впоследствии резиденцию правителей Османской империи перенесли на острый мыс, располагавшийся
между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог. А дворец Топкапы стал местом жительства овдовевших султанш, для услужения которым было назначено 55 поваров и кондитеров.

Про гарем.
Слово «гарем » имеет арабское происхождение, сами же турки называли его «darussade» («дом блаженства»). До принятия ислама турки не знали многоженства, и только в Х в. они переняли от арабов эту традицию.

До XVI в. султанский гарем располагался в старом дворце, на месте которого теперь расположен Стамбульский университет. Топкапы был официальным дворцом, в котором решались государственные дела. Но знаменитая Роксолана уговорила Сулеймана Великолепного разрешить ей поселиться в Топкапы. Позднее, гарем вырос и превратился в большой комплекс, состоящий из нескольких сотен комнат.

Вначале турки привозили девочек из завоеванных стран. Когда же время войн прошло, они стали покупать их у работорговцев. Вновь прибывавших девочек называли «аджеми» («новенькие») , затем они становились наложницами. После специального обучения двенадцать самых юных и прекрасных наложниц отправляли в услужение султану. Понравившиеся девушки впоследствии могли стать его женами. После смерти султана его жены (в том числе и любимые), имевшие только дочерей, должны были выйти замуж за высокопоставленных чиновников или переехать вместе с матерью умершего султана в старый дворец. Любимые жены, родившие наследников, оставались в гареме навсегда.

Очень часто решение многих вопросов в Османской империи зависело от прихоти самого влиятельного придворного — «кызлар-агасы» (начальника черных евнухов), который руководил внутренним двором султана (женской половиной). Черных евнухов детьми похищали в Эфиопии и Судане, потом особым способом кастрировали, чтобы сделать охранниками в гареме. Они отвечали за связи гарема с внешним миром, а кызлар-агасы следил еще и за порядком продвижения женщин по ступенькам гаремной иерархии.
К тому же на нем лежала и другая важная обязанность — отбирать в гарем новых девочек-рабынь.

Имя кызлар-агасы с опаской произносили даже высшие сановники Османской империи, прекрасно сознававшие, что достаточно даже легкого неудовольствия с его стороны — и любой из них может лишиться не только должности, но и жизни. Так, в XVI I I в. кызлар-агасы Бешир в течение почти тридцати лет пользовался практически неограниченной властью. После его смерти выяснилось, что в личной казне этого бывшего раба, хранится около 3 000 000 пиастров, 160 роскошных доспехов и 800 часов, украшенных драгоценными камнями.

За стенами дворца разворачивались истории великих султанов и коварных султанш, одной из которых была 15-летняя украинка (или русская, по-разному говорят) Анастасия, ставшая военной добычей и попавшая к Рустем-паше — визирю султана Сулеймана Великолепного. Визирь рассудил, что яркая и умная красавица будет замечена во дворце и он тоже получит свою выгоду.

За раскатистый смех Роксолану прозвали «Хюррем», что значит «Смеющаяся». В шестнадцать лет она приняла ислам, затем стала возлюбленной Сулеймана Великолепного, вышла за него замуж и вытеснила из его сердца всех, превратившись в незаменимую соратницу и женщину, по-настоящему милую его сердцу. Свое влияние на супруга она использовала в полной мере, устраняя неугодных со своего пути.

В первую очередь Роксолана уничтожала соперниц и всех сыновей султана, кроме законного наследника. Не пощадила Роксолана и собственных детей, пожертвовав жизнями двух сыновей и благополучием двух дочерей, ради любимого сына Селима.

Досталось и благодетелю, когда-то разглядевшему потенциал Роксоланы. Она отдала ему в жены свою юную дочь. Паша забылся в объятиях девушки. Роксолана с помощью дочери собрала «достоверные» сведения и представила их Сулейману Великолепному как заговор принца Мустафы и Рустем-паши с целью свержения султана. Визирь умер в умелых руках палача, хотя султан в свое время поклялся ему, что, пока он жив, будет жив и паша… Но в кофейнях Стамбула долго еще шептались о том, как отрубленную голову Рустем-паши поставили обрубком на раскаленный песок, а она все бормотала вываливающимся языком: «Хюр-р-рем»…

Говорят, что Хамсе-султан, мать султана Сулеймана, сама ко всему привычная, бросилась к cыну: «Останови Хюррем!» Султан выслушал мать и только повторил свою любимую фразу, вошедшую в историю: «В Топкапы приказы не отменяют».

С тех пор прошло несколько столетий. Образ Хюррем оброс легендами и домыслами, и теперь трудно понять, какой она была настоящей — отдававшей жестокие приказы об убийстве неугодных или ведущей интеллектуальные беседы с архитектором Синаном.

Прекрасная, умная и жестокая Роксолана умерла раньше своего супруга. Тоскующий султан Сулейман приказал архитектору Синану соорудить в саду у мечети усыпальницу, ставшую местом успокоения его дорогой Хюррем.

 А итальянский писатель де Амичес писал о дворце Топкапы как о «единственном в своем роде историческом памятнике, комментирующем и освещающем почти всю жизнь Оттоманской династии. На его колоннах и стенах, на стволах его деревьев записана самая интимная, самая тайная летопись империи; 25 султанов жили здесь, здесь утвердилась династия. Здесь она достигла апогея своего величия, здесь же началось ее падение.

Это была крепость, дворец, святилище. Там была голова империи и сердце исламизма; это был город в городе, величественная цитадель с многочисленным населением под защитой целой армии. Эти старинные стены заключали бесконечное разнообразие зданий, уголков, полных наслаждений, и уголков, полных ужаса. Султаны здесь рождались, вступали на трон, здесь их низвергали, бросали в темницы или зверски убивали.

Здесь сходились нити почти всех политических заговоров и раздавались крики мятежей; сюда стекалось золото и здесь текла самая чистая кровь империи; здесь потрясали в воздухе огромным мечом, сверкавшим над головами ста народов; сюда в продолжение трех веков встревоженная Европа, недоверчивая Азия и испуганная Африка обращали свои взоры, как на дымящийся вулкан, угрожающий всему миру».

P.S. При создании поста внимательно читала книгу «Стамбул» Надежды Иониной из серии «Тайны знаменитых городов» и использовала информацию из книги.

О Стамбуле уже написала вот что:
Кое-что о Стамбуле
MERHABA, СТАМБУЛ!
Стамбульский музей Пера
Дневник путешествия в Стамбул
По Босфору и не только
О стамбульских котиках и не только
Стрит-арт в Стамбуле
На лестнице Камондо
Одри Тоту, поезд «Восточный экспресс» и стамбульские вокзалы
Сокровища Капалы-чарши
Египетский базар в Стамбуле
Стамбул с высоты небоскреба «Сапфир»
У Галатского моста
Стамбул с Галатской башни
Собор Святой Софии в Стамбуле
Церковь Святой Ирины — православная святыня Стамбула
Цистерна Базилика — подземное водохранилище в Стамбуле
Две небольшие, но очень интересные стамбульские мечети
Пройтись по Истикляль

Фильм о нашем путешествии в Стамбул:


fluger19.livejournal.com

Весенний Стамбул, часть 5: Гарем — во дворце Топкапы

Как помнит наш пытливый читатель, прошлым постом, посвященным церкви Святой Ирины, мы начали серию из трех постов о походе во дворец Топкапы. Автор долго раздумывал, как бы разбить всю эту бездну фото, чтобы не утомить читателя длиннопостом. Не придумалось ничего оригинальнее, чем сделать еще 2 поста: один про внутреннюю часть дворца, а другой — про виды дворца снаружи.


И сегодня мы с вами, дорогие и уважаемые, заглянем в покои дворца Топкапы. Поклонники сериала «Великолепный век» будут пребывать в ощущении постоянного дежа вю, ну а поскольку автор так его и не смотрел, то впечатления его ярки и ничем не разбавлены. Ощутим же себя султанами на час!


Однако, если в прошлом посте автор восхищался отсутствием щупачей и нюхачей якобы антитеррористической направленности, дебильно медленно работающих касс и других искусственных препятствий на пути к Святой Ирине, то на входе во второй двор дворца Топкапы всего вышеперечисленного хватило с лихвой. Очередь в кассу на жарище без единственного навеса напоминала автору его странное детство во времена разваливающегося социализма, а конкретнее — привоз черешни на колхозный рынок и очередь за ней. Впрочем, чуть позднее подобные очереди наблюдались и к цистерне с молоком — это был единственный способ купить молоко. Все двигалось так же медленно, так же отдельные граждане норовили проскочить вперед. А как же терминалы с билетами, призванные разгрузить эту безысходность, спросят наши читатели, бывавшие в Стамбуле? А никак! Нет, в отличие от, скажем, совсем уж безобразно работающих касс Петергофа они тут хотя бы есть, но ни один терминал не работал.

Но автор был упорен, к тому же, его мозги были тщательно пропингованы отважной путешественницей Мунис, мечтавшей попасть в Топкапы не один год подряд, и потому деваться было некуда. Спустя 30-60 минут ожидания на палящем солнце билеты были куплены, пройдены щупачи и нюхачи на воротах во второй двор Топкапы, именуемых Воротами Приветствий (хотя тут уже больше актуально название «ворота ругательств»), и дворец наконец-то был достигнут. Ура! Виды всех этих дворов унд ворот ждут нас в следующем посте, ну а пока мы зайдем в сам дворец. Туда нужно было брать дополнительный билет, к счастью, его можно было сразу купить вместе с основным. Доступный для осмотра дворец именовали Гарем, хотя открыты помещения не только гарема.

Дворец Топкапы был построен османами после завоевания Константинополя. До середины 19 века он служил резиденцией султанов. Позже резиденцией стал дворец Долмабахче. А при Ататюрке дворец Топкапы стал музеем.

1. По узкой лестнице спускаемся в помещения Гарема. На каждой ступени иные туристы норовят сделать селфи.

2. Во дворе Гарема.

3. Автор утомился от стояния в очереди за билетами на жаре и похода в помещение дворцовой кухни, где его фрустрировали размеры котлов. Потому с усталости не сразу догадался правильно настроить фотоаппарат, из-за чего пострадало качество некоторых фото в начале поста… Но в дальнейшем, мы обещаем, автор исправится!

4. Средневековые санузлы не могли оставить автора равнодушным.

5. Два крана, почти на английский манер.

6. Светят звезды на потолке.

7. Помещение гаремного хамама.

8. Двор Гарема укрыт от солнца крышами и навесами.

9. Впечатлила курительная комната.

10. — Что вы тут курите?! — воскликнул автор.

11. Плитка с орнаментом и вязь.

12. Гаремная ванная.

13. Помещение Гарема. Увы, из-за полумрака смазано.

14. Гарем. Какую жену выбрать сегодня?..

15.

16. В Гареме.

17. Гаремный камин.

vlpol32.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о