Дворец в петергофе фото – Ой!

Содержание

Большой Петергофский дворец: история, описание

Адрес: Петергоф
Начало строительства: 1747 год
Окончание строительства: 1752 год
Архитектор: Бартоломео Франческо Растрелли
Объект культурного наследия Российской Федерации
Координаты: 59°53’04.5″N 29°54’31.7″E

Содержание:  

История строительства

Дворец в XVIII-XX веках

Дворец сегодня

Дубовый кабинет

Информация для туристов

Как добраться

Большой Петергофский дворец на карте

 

Величественное здание Большого дворца стоит на высокой террасе между Верхним садом и Нижний парком Петергофа. Оно доминирует над другими постройками и является композиционным центром всего архитектурного ансамбля. Этот дворец возводили на протяжении полутора столетий, и его проектированием занимались лучшие зодчие своего времени.

Большой Петергофский дворец с высоты птичьего полёта

История строительства дворца

Когда Петр I выбрал место для главного дворца, он доверил воплощать свою мечту опытным архитекторам Иоганну Фридриху Браунштейну, Жану-Батисту Леблону и Николо Микетти. В петровские времена дворцовое здание имело всего два этажа и по размерам не превышало ширину Большого каскада. Так как дворец стоял на возвышении и поднимался над зелеными парками на 16 м, его называли Нагорными или Верхними палатами.

В 1732 году архитектор Михаил Григорьевич Земцов пристроил к зданию две галереи, однако запросы российского двора росли, и главный дворец Петергофа решили полностью реконструировать. Проект роскошной царской резиденции подготовил блистательный зодчий и мастер елизаветинского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Он отлично справился с поставленной задачей — сохранил старую петровскую постройку и придал ей величественный барочный вид. Архитектор возвел дополнительный этаж, увеличил пространство в центре дворца и пристроил два корпуса по бокам, куда можно было попасть через одноэтажные галереи.

Вид дворца из верхнего сада от фонтана Нептун

Каким был дворец в XVIII-XX веках

В 1760-70-е годы роскошные интерьеры барокко стали выходить из моды, поэтому помещения дворца оформили в более сдержанном классическом стиле. По распоряжению Екатерины II в здании появились два оригинальных Китайских кабинета, а залы декорировали лепниной.

Петродворец любили в императорской семье. В небольшой церкви крестили наследников и венчались. В главном здании устраивали пышные праздники и живописные маскарады, на которые собиралось до 3000 гостей. Дворцовые постройки претерпевали постоянные переделки, и каждый раз архитекторы приспосабливали их под новые потребности российского двора. В середине XIX века дочь Николая I Ольга вышла замуж за немецкого принца. По этому случаю в восточном флигеле дворца устроили восемь новых комнат, а саму пристройку стали называть Ольгинской половиной.

Вид дворца из нижнего парка от фонтана Самсон

Во время немецкой оккупации 1941-1944 годов дворец сильно пострадал. Отступающие фашисты сожгли и взорвали здание. Масштабы разрушений были так велики, что мало кто верил, что гордость Петергофа когда-либо будет восстановлена. Однако, благодаря кропотливому труду строителей и реставраторов, случилось чудо. Первые обновленные залы дворца смогли принять посетителей уже в 1964 году.

Дворец сегодня

Несмотря на следы разных архитектурных стилей, Большой дворец выглядит очень гармонично. Художественная целостность постройки стала результатом труда трудившихся здесь талантливых архитекторов. В наши дни здание открыто для туристов. Путешествующие по нему могут наслаждаться красивыми интерьерами, старинной мебелью, коллекциями произведений декоративно-прикладного искусства и картинами.

Вид дворца с морского канала

Фасад, обращенный в сторону Финского залива, протянулся на 268 м. Он производит сильное впечатление, но на самом деле дворец довольно узкий и не такой большой, как выглядит от Морского канала. Внутри него находится около 30 залов и комнат.

Посетители начинают знакомство с дворцом с Парадной лестницы, расположенной в западном флигеле. Белоснежные стены вокруг лестницы богато украшены золотом и искусно расписаны темперой, поэтому ни у кого не остается сомнений, что лестничные марши ведут в императорскую резиденцию. Резные барельефы, вазы и картуши ярко блестят и создают праздничное настроение. Потолок над лестницей украшает расписной прямоугольный плафон, изображающий аллегорию весны.

Танцевальный зал

Все западное крыло занимает Танцевальный зал — самый пышный во дворце. По преданию, строившая его Елизавета Петровна распорядилась не жалеть для этого зала золотых украшений, потому что он служил для приема купцов, которые были очень неравнодушны к золоту. Изюминкой Танцевального зала считают эффектные зеркала-обманки на северной и западной стенах. Такие же зеркала помещены в проемах между окон, и их обилие создает эффект умножения пространства.

Голубую комнату назвали так по цвету стен, затянутых переливчатой голубой тканью. С XVIII века это небольшое помещение использовалось для дворцовой канцелярии. Сегодня в Голубой комнате можно увидеть раритетную мебель XIX столетия, красивые изделия из бронзы и вазы. Чесменский зал был создан для прославления знаменитого Чесменского сражения (1770 год), и эпизоды битвы отражены на живописных полотнах, которыми украшены стены зала.

Тронный зал

Самое большое помещение дворца — это Тронный зал, который занимает 330 кв. м. Благородный белый цвет и лепнина придают ему особенную торжественность. В Тронном зале находится много картин и 12 изящных люстр. Аудиенц-зал имеет гораздо меньшие размеры и в прежние времена служил для приемов гостей. Его стены украшают ложные зеркальные окна, выразительные резные капители и пилястры, а свод — большой живописный плафон.

Рядом с Аудиенц-залом расположена Белая столовая, декорированная в матовых тонах. В отличие от большинства помещений дворца, в ней нет живописи, а стены отделаны только гипсовой лепниной. Сейчас в столовой выставлен старинный сервиз, рассчитанный на 30 гостей и состоящий из 196 предметов.

Картинный зал

От старых Нагорных палат сохранился двухсветный Картинный зал, на стенах которого размещено множество портретов в шпалерной развеске. Женская половина дворца начинается с Куропаточной гостиной, названной так потому, что ее стены обиты нежной шелковой тканью с изображением растительных орнаментов и куропаток. Следом за ней идут Туалетная комната, Диванная комната и Кабинет императрицы.

Дубовый кабинет

Еще в середине XVIII века, когда дворец перестраивали, решено было сохранить личный кабинет Петра I. Мемориальное помещение украшено изящными дубовыми панелями, вырезанными при жизни императора искусным скульптором из Франции Николя Пино. Перед тем, как фашистские войска заняли пригороды Санкт-Петербурга, сотрудникам музея удалось вывезти в безопасное место восемь дубовых панелей, поэтому сегодня посетители Петергофа могут видеть оригинальную обстановку петровских времен.

Дубовый кабинет

Теплые оттенки дерева на стенах и наборном паркете делают квадратную комнату очень уютной. Она имеет невысокий потолок и четыре окна, которые закрывались массивными дубовыми ставнями. В кабинете находятся мраморный камин и два зеркала с резными рамами, а стулья имеют удобные плетеные сиденья.

Здесь хранятся вещи, связанные с Петром I. Это часы-будильник, изготовленные мастером из Аугсбурга Иоганнесом Бреннером. На полках выставлены книги из личной библиотеки императора. Умелые мастера из Италии изготовили его из бронзы и ценных пород дерева и инкрустировали цветным мрамором, кусками яшмы и лазурита.

Большая голубая гостиная

Информация для туристов

Большой дворец находится в Нижнем парке Петергофа, территория которого открыта ежедневно с 9.00 до 20.00. Кассы парка работают с 8.45 до 19.00. Дворец принимает туристов в любой день, кроме понедельника и последнего вторника месяца, с 10.30 до 19.00, а по субботам — до 21.00. Следует иметь в виду, что кассы заканчивают работать за 1 час 15 минут до закрытия. Летом желающих увидеть дворец бывает так много, что залы и комнаты открывают только для экскурсионных групп.

Как добраться

С конца мая до середины сентября от причалов возле Эрмитажа, Сената и Университетской набережной в Санкт-Петербурге до пристани Петергофа ходят быстроходные суда. Петергофская пристань удалена от дворца на 850 м.

Чесменский зал

Маршрутки до Петергофа курсируют от Балтийского вокзала и станций метро «Проспект ветеранов», «Автово» и «Ленинский проспект». Кроме того, в музей-заповедник нетрудно попасть на электричках. С Балтийского вокзала нужно добраться до станции «Новый Петергоф», а оттуда подъехать к Петродворцу на автобусах.

Рейтинг достопримечательности

Большой Петергофский дворец на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Казань

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

putidorogi-nn.ru

Большой петергофский дворец / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

1 этап постройки: 1715-1725 гг. 

Архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти.

2 этап постройки: 1745-1755 гг. Архитектор Ф.Б. Растрелли.

Величественный и изысканный, Большой петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. «Раскинув крылья» над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени.

Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.

В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен – Деламот создает в 1766 – 67 гг. два Китайских кабинета.

Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

Большой петергофский дворец долгое время был центром светской жизни. Здесь проходили праздники, приемы, балы и маскарады, на которые приглашалось до трех тысяч гостей. В придворной церкви венчались, крестили детей и служили молебны в ознаменование воинских побед.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно – прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.

55 лет (1964 год) со дня открытия первых залов после разрушений, причиненных нацистами в годы Великой Отечественной войны: Картинного, Куропаточной гостиной, Диванной, Коронной;

50 лет (1969 год) со дня открытия Тронного и Чесменского залов;

40 лет (1979 год) со дня открытия Аудиенц-зала.

Ущерб, нанесенный дворцу, был настолько велик, что требовал привлечения специалистов самого высокого уровня и разного профиля. Руководить проектом восстановления дворца взялись архитекторы Василий Митрофанович Савков и Евгения Владимировна Казанская.

peterhofmuseum.ru

Петродворец и его парки в Петергофе под Санкт-Петербургом, фото

Адрес: г. Петергоф

Режим работы: с 10.30 до 18.00

Стоимость: 250-450

Многие туристы считают, что музейный комплекс Петродворца или Большого дворца и является непосредственно Петергофом, но это не так. Петергоф сегодня — это целый город с развитой инфраструктурой и с множеством парковых ансамблей 18 и 19 столетий. Тем не менее, большинство туристов стремятся именно в Петродворец и в его великолепные парки, на знакомство с которыми обычно выделяется один день.

Содержание:

  1. Большой дворец
  2. Верхний парк
  3. Нижний парк
  4. Павильон «Эрмитаж»
  5. Дворец Марли
  6. Дворец Монплезир

Петергофский Петродворец

Добраться до Петергофа не сложно, можно по воде, можно на автобусе и т.д. Так что самостоятельное путешествие в завораживающий мир великолепного 18 века позволить себе может каждый. Маршрут знакомства с Петродворцовым комплексом начинается с Верхнего парка (при сухопутном прибытии), или с Нижнего (при прибытии на Метеоре).

Верхний парк небольшой и геометрически правильно организован, его осмотр не представит никаких сложностей. А вот знакомство с Нижним парком нужно планировать, выбрав для обязательного знакомства те его достопримечательности, которые наиболее для вас интересны. Осмотр Большого дворца происходит в летний период только в составе экскурсий, группы формируются прямо на входе при наличии билета.

Большой каскад Нижнего парка

Приезжать в Петергофский Петродворцовый ансамбль лучше к его открытию, к 10.30. Во-первых, может удастся купить билет, избежав многокилометровой очереди, во-вторых, в 11.00 происходит пуск фонтанов, а это очень волшебное зрелище, на которое стоит посмотреть. 

Далее, нужно следовать по обстановке, если билет вы купили, то посетите сначала Дворец, а затем все оставшееся время уделите прогулке по Нижнему парку, сориентировавшись предварительно в его планировке. Можно пойти направо, можно налево, можно прямо — вдоль Морского канала, в любом случае, на вашем пути встретится множество фонтанов, музейных комплексов, и прекрасных парковых видов. 

Фонтан «Адам»

Но имейте в виду, что билет в Нижний парк одноразовый, т.е. на одно посещение, и если вы вышли из парка, то вернуться в него можно только купив новый билет. Кстати, не забывайте свои льготные удостоверения, тогда осмотр многих достопримечательностей будет намного дешевле.

Ансамбль Петергофского Петродворца включает в себя три составляющие: Большой дворец, Верхний парк и Нижний парк, каждая из них прекрасна и заслуживает особого внимания. Но если очередь на посещение Большого дворца зашкаливает, но не тратьте время, сразу идите в Нижний парк, в котором, кроме многочисленных фонтанов, прудов и скульптур, находятся небольшие, но прекрасные дворцы Марли и Монплезир, так любимые Петром, сохранившие его ауру и обстановку, а также множество отдельных музеев. 

Скажем сразу, что осмотреть всё, что имеется в данном дворцово-парковом ансамбле, за один день все-таки нереально, но сохранить о Петергофе и его главной достопримечательности яркое впечатление вполне возможно.

Большой дворец

Самым великолепным и удивительным дворцом Петергофа, конечно же, является Большой дворец, построенный при Петре Первом, а затем расширенный в размерах и украшенный в стиле барокко талантливым Растрелли во времена правления Елизаветы Петровны. Екатерина Вторая также внесла свою лепту в убранство Петродворца, изменив интерьеры некоторых помещений (Белую столовую, Тронный и Чесменский залы) в классическом направлении. Эти изменения, сделанные архитектором Ю.Фельтеном, очень гармонично вписались в общий дворцовый облик.

Петродворец в 19 веке

Приезжал во дворец и Павел Первый, обустроив свою рабочую зону в Дубовом кабинете деда. После гибели Павла в Михайловском замке, его вдова Мария Федоровна любила заезжать сюда в память о муже. Николай Первый приспособил восточное крыло под апартаменты своей дочери Ольги в связи с ее замужеством. 

Таким образом, созданный дворец Петра никогда не был заброшен – потомки продолжали использовать его как летнюю императорскую резиденцию. Дворец вырастал, менялся и развивался.

Дубовый кабинет Большого Петергофского дворца

Вытянутый почти на 300 метров вдоль Финского залива, находящийся на естественном природном возвышении Петродворец разделяет собой Нижнюю и Верхнюю парковые зоны. От дворца к Финскому заливу идет прямая линия Морского канала. Здесь мы видим не просто летний загородный дворец царствующих особ. Петродворец являет собой величие и славу России, а центральный канал символизирует выход России к северным морям. Так было задумано и осуществлено Петром Первым.

Морской канал Петродворца

Богатство убранства Большого дворца впечатлит самого искушенного туриста. Здесь около тридцати неповторяющихся в отделке зальных помещений с гармоничным сочетанием стилей (позолота лепнины растреллевского барокко и торжественность классицизма Ю.Фельтена и Ж. Валлен-Деламота). Креативность в выборе материалов для отделки стен, паркетные полы из разных пород древесины, аллегорические скульптуры, уникальнейшая мебель и изысканные предметы обихода – все здесь завораживает и вызывает неподдельный восторг и преклонение перед искусными создателями этой удивительной роскоши.

Погружение в мир красоты и изыска начинается с Парадной лестницы, декорированной лепниной, металлом, резьбой по дереву, аллегориями, росписями и прочее.

Парадная лестница Петергофского Петродворца

Масштабностью (более 250 кв.метров) и пышностью растреллевского барокко восхитит Танцевальный зал с обилием настоящих и фальшивых окон, с изливающейся на посетителей со всех сторон позолоченной резьбой декора.

Танцевальный зал

Голубая приемная приведет в Чесменский зал – это уже переделанный классический интерьер правления Екатерины Второй. Зал был посвящен известной победе в Чесменском сражении в русско-турецкой войне, поэтому он украшен прекрасными живописными полотнами, посвященными тематике морского боя.

Чесменский зал

Полностью Фельтен переделывает и Тронный зал (более 300 кв.метров). В нем от времен Елизаветы сохранился только растреллевский паркет. Доминирующий белый цвет зала выгодно оттеняет живописные портреты царствующих особ, которые являются основным украшением этого зала. И в центре, за троном, мы видим прекрасную наездницу с ликом Екатерины Второй.

Тронный зал

В таком же стиле оформлена Фельтеном и Белая столовая – монотонная и матовая. Накрытый, как бы в ожидании гостей, стол заставлен английским керамическим столовым сервизом.

Белая столовая

Особый восторг туристов неизменно вызывают китайские комнаты – Восточный и Западный китайские кабинеты (архитектор Ж. Валлен-Деламот). Экзотичность проявляется здесь и в отделке помещений – шелковая обивка стен, миниатюрная роспись, художественные панно, китайские ширмы; и в наличествующих в них предметах – мебели, статуэтках, посуде, шкатулках и прочее.

Внутреннее убранство Петродворца — Китайский кабинет

Между двумя китайскими кабинетами находится очень оригинально оформленный Картинный зал. Это центральное помещение дворца, созданное еще при Петре. Через его окна проходит прямая ось всей Петродворцовой композиции с его Нижним и Верхним парками. При Петре этот зал был Итальянским, и в нем находились французские гобелены и итальянские картины. 

При Елизавете зал был переделан в барочном стиле Ф.Растрелли, а при Екатерине Второй Ж. Валлен-Деламот нашел неординарное решение интерьера этого зала. Дело в том, что Екатерина Вторая незадолго до этого купила у вдовы известного итальянского художника-портретиста П.Ротари порядка 370 работ – портретов его манекенщиц. Вот этими работами и были оформлены все стены зала с применением шпалер.

Картинный зал

Описать все помещения дворца в одной небольшой статье невозможно. Ведь кроме уже перечисленных комнат, есть и прекрасный расстрелевский Аудиенц-зал, Куропаточная гостиная,   Диванная и Туалетная, Кабинет императрицы и Штандартная, Коронная и Дубовый кабинет.

Штандартная зала

Как говориться, лучше один раз увидеть все великолепие Большого Петергофского дворца, пройти по анфиладным его залам, посмотреть из его окон на рукотворные чудеса Верхнего и Нижних парков, на Морской канал в каскадном фейерверке прекрасных фонтанов и еще раз удивиться прозорливости Петра, создавшем здесь это вечное чудо света.

При Елизавете Петровне в восточном корпусе Большого дворца была сооружена придворная Петропавловская церковь, украшенная пятью золочеными куполами. Золотом наполнено и внутреннее убранство восьмиугольного основного церковного зала. В этой церкви происходили венчания и крещения представителей династии Романовых. В частности, почти все дети Николая Второго, в том числе и наследник Алексей, были крещены именно в этой церкви.

Церковь Петра и Павла

Верхний парк

Хотя этот парк был заложен еще при Петре, но его внешний вид сформировался значительно позже. Петр Первый использовал территорию Верхнего сада как огородные плантации. Но позднее, во время правления Анны Иоанновны, Верхний сад был уже украшен фонтанами и облагорожен.


Самым известным фонтаном Верхнего парка и центром всей парковой композиции является известный фонтан «Нептун». Фонтан «Дубовый» является одним из первых в этой зоне. Есть еще и фонтаны, установленные в Квадратных прудах, которые служат накопителями воды для Нижнего парка.


Прогулка туристов по этому саду бесплатна. Недалеко от него находится Колонистский парк и Ольгин пруд, при наличии времени их также очень интересно посетить.

Нижний парк Петродворца

Нижний парк Петергофского дворца сам по себе достоин целого туристического дня! Ведь это почти 200 фонтанов, многие из которых входят в состав каскадных, его малые дворцы – Монплезир и Марли, его пруды и сады Бахуса и Венеры, Эрмитаж и музей Императорских яхт, его живописнейшей Финский залив и прочее-прочее-прочее.

Нижняя парковая зона, тянущаяся вдоль Финского залива на два с половиной километра, имеет форму неправильного треугольника и делится на три перетекающие друг в друга части. В планировке сада четко прослеживается симметричность аллей. Центральная ось – это Морской канал, который прямой линией уходит к заливу. Направо от Большого дворца, под углом 45 градусов, идет ровная аллея к дворцу Монплезир. Зеркально отраженная ей дорога налево ведет к павильону Эрмитаж.

Марлинская аллея, перпендикулярно пересекающая линию Морского канала направо ведет к Лабиринту, а налево к дворцу Марли и Марлинским прудам. На аллеях парка встретятся всевозможные фонтаны и фонтанные каскады – «Адам», «Ева», «Чаша», «Китовый», «Шахматная гора», «Львиный каскад» и многие-многие другие. Причем, водофункциональные системы этих фонтанов созданы еще при самом Петре и при его непосредственном участии!

Львиный фонтанный каскад Нижнего Петергофского парка

Первое, что уже знакомо всем туристам по фото- и киноматериалам, туристическим буклетам, и что прежде всего привлекает в Нижнем парке – это Большой каскад с доминирующей фигурой мощного Самсона, разрывающего пасть льва. Этот прекрасный каскадный монумент появился перед Большим дворцом в 1735 году. А сам каскад строился при Петре. 

Фигура Самсона Большого каскада

На сегодня в нем функционирует около 70 фонтанов. Далее, по ступенькам каскада, по направлению к Морскому каналу, установлено еще порядка 250 позолоченных статуй, тематически обращенных к греческой мифологии. 

Скульптуры Большого каскада

Вдоль Морского канала, соединяющего Большой дворец и Финский залив, так же расположены небольшие фонтанчики, а недалеко от дворца, по обеим сторонам канала, стоят белокаменные павильоны с колоннами, названными по имени их создателя Воронихинскими колоннадами.

Воронихинские павильоны у Морского канала Петродворца

Вдоль канала можно дойти до прекрасной водной глади Финского залива, побережье которого настолько живописно, что без снимков оттуда уйти просто невозможно. Гуляя по побережью, можно дойти до конца канала и на небольшом мысе посетить интересный Музей «Императорские яхты»

Музей «Императорских яхт»

Коллекция музея состоит из одежды императорской семьи, предназначенной для яхтного плавания; моделей императорских яхт, каждая их которых была индивидуальна; редких и интересных фотографий. Посещение этой экспозиции расширит туристический кругозор и внесет определенную изюминку в осмотр Нижнего парка.

Экспонат Музея «Императорских яхт»

С причального мыса можно двигаться на осмотр восточной части парка с дворцом Монплезир, а можно в западную часть с дворцом Марли. И западная и восточная парковые зоны наполнены многочисленными фонтанами, украшены прекрасными цветниками и снабжены многочисленными туристическими дорожками.

Дворец Марли

Этот дворцовый павильон является главным архитектурным сооружением западной парковой части, названной Марлинским садом


К дворцу ведут три лучеобразные аллеи – с востока, с севера и с юга. С западной его стороны находятся оригинальные Секторальные пруды, разделенные между собой дорожками-мостами, а с востока — большой Марлинский пруд, в котором и сегодня водится промысловая рыба. При большом желании за определенную плату туристы могут собственноручно поймать осетра. Правда, потом его придется отпустить обратно. Можно, конечно, заказать из пойманной рыбы жаркое, но это уже совсем другие деньги.

Секторальные пруды у дворца Марли

Двухэтажное дворцовое сооружение Марли построено при Петре Первом по образцу французской императорской резиденции Марли-ле-Руа, но дополнено окружающими его прудами, предназначенными для ведения рыбного хозяйства. Таким образом, хозяйственно-бытовое предназначение Марли сделало его примером русского усадебного хозяйства нового образца.

Кроме рыбного хозяйства, при дворце Марли были разбиты сады с четкой симметричной планировкой. Венерин сад, украшенный статуей Венеры, тянется вдоль южной стороны Марлинского пруда. Он огорожен с севера каменной стеной с нишами.

Венерин сад

С южной стороны пруда расположен сад Бахуса. Его граница отмечена четырьмя фонтанчиками «Тритонов-колоколов». За ними вглубь идут два Менажерных фонтана, спроектированных самим Петром, и завершает водную композицию каскад «Золотая гора», заканчивающийся статуей Флоры.

Сад Бахуса

Сам по себе дворец Марли небольшой, с десятком комнат и с отсутствием парадного зала, но он помнит Петра, и поэтому именно здесь собирались предметы, связанные со временем императора-преобразователя, с его деяниями и его личностью. 

Интерьер дворца Марли

Это одежда, посуда, мебель, картины, купленные лично Петром Первым. Интересно, что Петр ввел европейскую моду не только на одежду, но и на мебель. Именно от него вошло в обиход приобретение и использование шкафов для хранения вещей (ранее все хранилось в сундуках), диванов и прочей европейской мебели для использования в различных помещениях.

Павильон «Эрмитаж»

В западной части Нижнего парка находится еще одно архитектурное сооружение для уединенного обеда и общения царственных особ в близком окружении в 18-19 веках. Это небольшой и изящный двухуровневый павильон Эрмитаж. Нижний его этаж занимала кухня, верхний – гостевой салон.


Блюда из кухни подавались наверх на уже накрытом столе с помощью специального подъемного механизма, и слуги своим присутствием не стесняли гостей. Позднее такая же система была использована Елизаветой Петровной в Царском Селе, а Екатериной Второй в Зимнем дворце при создании Малого Эрмитажа.

Петергофский Эрмитаж начал возводиться при Петре Первом (арх. И. Брауншейн), но сам Петр не дожил до окончания отделочных работ. Эрмитаж был закончен уже при Екатерине Первой, которая любила ужинать здесь со своей дочерью Елизаветой. 


Позднее в Эрмитаже часто устраивала интеллектуальные застолья и Екатерина Вторая. На одном из литературных вечеров именно в этом павильоне впервые прозвучала комедия «Бригадир» Фонвизина в исполнении автора.

На второй этаж хозяева и гости поднимались на подъемном кресле. Это было необычное и забавное изобретение. Но после казуса с Павлом Первым, застрявшим на подъемнике, кресло было заменено лестницей.

Само здание Эрмитажа выглядит как маленькая игрушечная крепость. Эту схожесть усиливает небольшой ров перед зданием, который в 18 веке был заполнен водой. Попасть в Эрмитаж можно было по подъемному мостику, сегодня замененному на постоянный. Единственная зала второго этажа снабжена большими окнами, через которые прекрасно виден сад и Финский залив. Посреди зала великолепно сервированный стол, а стены украшены полотнами западноевропейских художников шпалерным способом, наподобие Картинного зала Большого дворца.

Если вы попали в Петергоф в воскресенье или в праздничный день, то подойдите к Эрмитажу в 12.00,13.00 или 14.00, и вы сможете увидеть подъемный механизм стола в действии.

Дворец Монплезир

Гуляя в восточной половине Нижнего парка, можно любоваться каскадным фонтаном «Шахматная гора», водные струи которого вытекают из пещеры с драконами по черно-белому плато вниз мимо античных скульптур. 

Каскадный фонтан «Шахматная гора»

Также в этой части парка находятся Римские фонтаны, фонтаны «Солнце» и «Пирамида», фонтан-шутка «Диванчики» и многие другие. Как раз за «Диванчиками» и находится известнейший петровский Монплезир (что на французском значит – «мое удовольствие»).


Петр выбрал место для постройки и наметил его архитектурную направленность. Таким образом, личное участие Петра, его пристрастия и пожелания, сформировали дворец как образчик архитектуры начала 18 века. Здесь широко представлены предметы декора, окружающие Петра и символизирующие его время. Это китайский фарфор и русское стекло, голландские изразцы и европейская кухонная утварь, картины и ткани, паркет и мрамор, шедевриальная лепнина и резьба по дереву. Во дворце функционировали водопровод и канализация. Перед дворцом, на побережье Финского залива, располагалась прекрасно обустроенная терраса.

Финский залив в Нижнем парке

Петр любил Монплезир, в котором проводил приемы, встречался с посланцами других государств и принимал государственные решения. После Петра торжественные приемы во дворце проводились вплоть до екатерининских времен. Впоследствии, Монплезир сохранялся как память о Петре Первом.

Чудом не взорванный, но порядком разрушенный во время немецкой оккупации, дворец сегодня – один из обязательных объектов посещения Нижнего парка. Небольшой, но роскошно оформленный, Монплезир приятно удивит и своими парадными залами и жилыми помещениями, Лаковым кабинетом и кухней, китайским фарфором и старинными художественными полотнами.

Убранство внутри дворца Монплезир

Монплезир имеет два корпуса, образующие вместе с ним букву П. Это Банный и Екатерининский корпуса, посещение которых предусматривает отдельную плату.

Вид на Монплезир сверху

Екатерининский корпус сооружен Растрелли для Елизаветы Петровны и назывался он тогда Каменным корпусом. Он создавался для проведения балов и приемов. Впоследствии здесь проживала будущая Екатерина Вторая, которая именно отсюда направилась в Петербург, где произошел дворцовый переворот, приведший ее к власти. После этого данный корпус получил название Екатерининский, а залы корпуса были переоформлены в классическом стиле. Здесь появились Желтый зал и Зеленая приемная. А в правление Александра Первого победа над Наполеоном вызвала новые интерьерные обновления уже в ампирском стиле. Сегодня здесь представлена роскошная мебель этого стиля, декоративная бронза, гобелены, картины, столовые сервизы и многое другое.

Екатерининский корпус Монплезира

Банный корпус – это сочетание Гостевых покоев и Мыльни (бани). В правление Александра Второго Банное отделение было перестроено и усовершенствовано Парной и Холодной ванной. К Банному корпусу относятся кухня, Ассамблейный зал и другие помещения. Этот корпус позволит туристам ознакомиться с бытовой стороной жизни императорских семей.

Душ в Банном комплексе Монплезира

Между корпусами, в образованном внутреннем дворике расположен фонтан «Сноп». От фонтана прямая аллея на северо-запад ведет к каскаду «Шахматная гора», мимо памятника Петру Первому и мимо находящихся невдалеке от памятника Вольеров. Вольеры – это живописные беседки, состоящие из 12 граней – чудом сохранившиеся постройки начала 18 века, когда в них летом висели клетки с птицами.

Памятник Петру Первому в Нижнем парке

К востоку от Памятника Петру Первому по Марлинской аллее мимо Менажирийного и Лебяжьего прудов можно дойти до Лабиринта. Это ландшафтное сооружение из пересекающихся аллей, обрамленных шпалерами, обвитыми кустовой липой. В местах пересечений обустроены небольшие уютные площадки со скамеечками. Центр Лабиринта обозначен бассейном с фонтаном.

Лабиринт Нижнего парка

Конечно, рассказать обо всех фонтанах, скульптурах, просто живописных местах Нижнего парка Петродворца невозможно, да и утомительно. Просто надо приехать туда и погулять по его прекрасным аллеям, сходить в дворцы и музеи, подышать влажным воздухом Финского залива и фонтанов, сфотографироваться на их фоне, навсегда запечатлевая миг своего соприкосновения с чудом, сотворенным руками человека.


Читайте также:

russo-travel.ru

Великолепие русского Версаля | Петергоф, внутреннее убранство: vasily_sergeev — LiveJournal

Цитата сообщения Panter_WomanАнсамбль парков, дворцов и фонтанов — Петергоф (часть 1.)
Петергоф (2) | Ансамбль парков, дворцов

Петергоф – «коронная» резиденция российских императоров.

Музей-заповедник «Петергоф» включающий в себя роскошный комплекс, состоящий из Большого дворца и несколько «малых» дворцов и павильонов, здесь расположен Верхний сад и Нижний парк, 150 фонтанов, а так же входит 21 музей и многое другое…

Петергоф, внутреннее убранство

Парадная лестница. Аллегории Лета и Весны

Танцевальный зал

Этот великолепный зал занимает площадь примерно 270 кв.м. Это самый пышно украшенный зал дворца, созданный Растрелли в 1751-1752 годах и в том же виде сохраненный до наших дней. Особенностью Танцевального зала являются зеркальные окна, которые созданы для того, чтобы зрительно увеличить площадь зала. Есть и настоящие большие окна, расположенные в два яруса. В простенках между окнами установлены большие зеркала, которые также создают эффект умноженного пространства. Танцевальный (Купеческий) зал занимает всё западное крыло дворца. Этот зал отличается обилием золота, есть легенда, что Екатерина Вторая распорядилась не жалеть драгоценный металл при оформлении зала, так как «купцы золото любят».

Тронный зал

Самый торжественный зал во дворце, интерьер которого создал Ю. Фельтен в 1777—1778 годах. Его размеры огромны, и составляют 330 кв. м. Основу интерьера зала составляют живописные полотна, на которых также отражены эпизоды Чесменского сражения.

Над дверными порталами размещены большие портреты Петра Великого и императрицы Екатерины I, на стене напротив — портреты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Все произведения создал Генрих Бухгольц. В этом же зале помещены полотна, на которых изображены 12 родственников Петра Великого.

Чесменский зал

Один из самых известных залов дворца – Чесменский, названный так в память о Чесменском сражении, когда флот России одержал победу в русско-турецкой войне (1768—1774). Екатерина II увековечила это героическое событие в картинах. На полотнах отражались действительные события военных действий, о которых рассказывали участники сражений.

Большая голубая гостиная

Белая столовая также выделяется среди остальных залов дворца отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы, в других интерьерах выполнявшие лишь вспомогательную роль. Все лепные панно выполнялись русскими скульпторами.

В современной экспозиции зала выставлен «Веджвудский сервиз». Посуда, выполненная из фаянса необычного кремового оттенка с тонким цветочным рисунком лилово-сиреневого цвета.Екатерина II заказала сервиз в 1768 году; в 1779 он был получен полностью и включал в себя около 1500 предметов.

Белая столовая

Картинный зал

Аудиенц-зал

Один из китайских кабинетов

vasily-sergeev.livejournal.com

Дворцы Петергофа — краткое описание и фото

Первый дворец в Петергофе заложил Пётр I, решив создать на южном берегу Финского залива летнюю резиденцию, превосходящую по великолепию и роскоши Версаль.

Формирование дворцово-паркового ансамбля закончилось только к началу XX века. Многие российские императоры предпочитали Петергоф для летнего отдыха, украшая и обустраивая его территорию по своему вкусу.

После революции все дворцовые комплексы стали частью музея-заповедника «Петергоф», признанного в 2008 году одним из семи чудес России.

Большой Петергофский дворец

Большой Петергофский дворец

Доминантой музейного комплекса стал Большой дворец, расположенный между Нижним парком и Верхним садом на естественной террасе высотой в 16 метров. Его открытие состоялось в 1721 году. Позднее, во времена царствования Елизаветы I, дворец был перестроен по проекту Б. Растрелли в стиле «барокко». В здании около 30 залов, которые поражают роскошью убранства. В экспозиции представлены мебель и предметы быта российских императоров и членов их семей начиная с Петра I, а также коллекция из 368 портретов.

Дворец Марли

Дворец Марли на берегу пруда

Марли — один из первых дворцов Петергофа, построенный по проекту Петра I. Небольшое двухэтажное здание кубической формы расположено на берегу пруда в Нижнем саду. И внешняя, и внутренняя отделка отличаются простотой и скромностью интерьеров, выделяются только Дубовый и Чинаровый залы. Украшают помещения картины голландских и фламандских мастеров XVII – XVIII вв. Во дворце хранятся вещи императора Петра I, включая небольшую библиотеку.

Дворец Монплезир

Дворец «Монплезир» в Петергофе

Для дворца «Монплезир» Пётр I выбрал место в Нижнем саду на берегу Финского залива. С его террасы открывается панорама морской акватории и Кронштадта. Одноэтажное здание выполнено в голландском стиле с шатровой крышей и большими окнами. Особый интерес представляет экспозиция Морского кабинета. Здесь представлены навигационные инструменты и шкатулка с личным вензелем царя. Во дворце устроена картинная галерея с работами европейских художников XVII — XVIII веков. В дождливую погоду музей закрыт для посещений. Дворцовый комплекс включает Екатерининский и Банный корпуса, сады с искусственным холмом и фонтанами.

Фермерский дворец

Фермерский дворец в парке «Александрия»

Фермерский дворец был построен в 1831 году в парке Александрия специально для наследника престола Александра II. Здание неоднократно перестраивали и расширяли в связи с увеличением императорской семьи. Во дворце в хорошем состоянии сохранились элементы исторической отделки. В Синем кабинете, где проводились заседания министров, выставлены личные вещи Александра II, в том числе часы с несколькими циферблатами. В здании также открыта экспозиция «Петергофские дачники», воссоздающая атмосферу загородной жизни второй половины XIX века.

Дворец Коттедж

Дворец «Коттедж» в парке Александрия

Для летнего отдыха семьи Николая I в центре парка Александрия был выстроен небольшой уютный Коттедж. Здание и внутренние интерьеры решены в стиле готики, что не характерно для дворцов российских императоров. Экскурсия по Коттеджу поведает о повседневной жизни царской семьи, показывая, как была рачительна в быту императрица Александра Федоровна. Во дворце сохранились ее личная библиотека и рабочий кабинет с предметами быта.

Павильон Эрмитаж

Павильон «Эрмитаж» в Петергофе

Небольшой павильон в форме куба с арочными окнами находится в Нижнем саду, в его западной части. Эрмитаж предназначался для аудиенций Петра I, а позднее Елизаветы Петровны с представителями зарубежных держав. Чтобы закрытые приемы могли проходить без присутствия слуг, в Парадном зале на втором этаже оборудовали специальный поднимающийся с первого этажа стол. Единственный зал второго этажа украшают 124 полотна голландских и французских художников XVII — XVIII вв. А на столах выставлены кулинарные шедевры той эпохи.