Постоянная экспозиция — Летний дворец Петра I
Постоянная экспозиция
Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен в 1711–1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. К оформлению фасадов и интерьеров Летнего дворца были привлечены архитекторы и скульпторы из Западной Европы: Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Жан-Батист-Александр Леблон.
Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу: после кончины Петра дворец никогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров. До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик здания, живописные плафоны аллегорического содержания, сосновые шкафы для одежды, изразцовые печи и отделка стен расписными голландскими плитками, отделка деревянными панелями помещений первого этажа, внутренняя отделка Нижней и Верхней Поварен и Зеленого кабинета. Уникальный ветровой прибор в Кабинете Петра I по-прежнему показывает направление и силу ветра, а также время. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты.
Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры памятника.
Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) — небольшой домик с хозяйственным двором и садом. Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построил собственный дом. Иван Матвеев (Угрюмов), который с 1705 по 1707 г. руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе. Именно эту постройку видел в 1710–1711 гг. автор «Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота»: «Вплоть у речки, — пишет он, — царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами».
По указанию Петра на месте его прежнего дома построили каменное здание по проекту архитектора Д. Трезини. 17 апреля 1712 г. Петр уже переехал жить в Летний дворец, а уже через год царскую резиденцию посетили «заморские» гости: «Третьего дня [июля] пришли сюда 6 кораблей торговых Голландских и Английских, из которых галиот да гукар (типы голландских судов XVIII в.) ко мне причалили, то есть к самым моим палатам….»
После смерти Петра I Летний дворец теряет значение царского жилища. Некоторое время здесь жили придворные служители. В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра, чтившей память об отце, «ветхости» чинят, и бывшую царскую резиденцию в перовой половине XIX века начинают употреблять как место для летнего проживания видных сановников того времени.
К 200-летию Санкт-Петербурга в Летнем дворце состоялась выставка памятников петровской эпохи. Из императорских дворцов, Эрмитажа, Государственного архива были доставлены портреты и гравюры, знамена, военные орудия, предметы мебели и прикладного искусства, книги, чертежи. Кровать Петра I из Александро-Невской лавры, представленная на выставке, и сейчас находится на экспозиции дворца.
После 1917 г. дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник, но еще не имел статуса музея. В 1925 г. дворец был передан в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, в нем устраивались выставки, не связанные с историческим прошлым дворца.
С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. На экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.
В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец — музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А. Э. Гессена.
С 2004 г. Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея. В 2015–2017 гг. во дворце осуществлена комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе реставрации во дворце восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.
Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в семи помещениях Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.
В Зеленом кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившим начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведены очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII в. Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX в. были заменены.
Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце.
Прибор объединяет три циферблата: один из них — часовой, другие два — указатели направления и скорости ветра. Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящимся на крыше, посредством шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом. Ветровой прибор имеет резное обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы — рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров — носов кораблей.Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. В Нижней Поварне представлена раковина из черного мрамора, которая является частью системы водоснабжения петровского времени. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации — первой в Санкт-Петербурге.
На крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер.
резиденции и путевые домики Петра I
Публикации раздела Архитектура
Аудиоверсия: Культурный гид: резиденции и путевые домики Петра I. Часть первая
Зимний и Летний дворцы Петербурга, голландский домик в Подмосковье, путевой дом в Вологде и скромная землянка в Дербенте — резиденции Петра I выглядели по-разному: от роскошных императорских покоев до аскетичной солдатской хижины. Отправляемся на виртуальную прогулку по зданиям, где жил первый русский император.
Голландский домик Петра I в Коломенском
Голландский домик Петра I в Коломенском. Фотография: Михаил Ворожцов / фотобанк «Лори»
Домик Петра I в подмосковном селе Коломенское — точная копия старейшего деревянного здания в нидерландском городе Заандам. Император побывал там в августе 1697 года во время Великого посольства — дипломатического путешествия по Европе. Небольшой заандамский домик принадлежал морскому кузнецу Герриту Кисту. Здание было построено в середине XVII века из дубовых досок, которые остались от обшивки старых кораблей. Петр I прожил в нем восемь дней, пока не уехал в Амстердам.
…Между делом осматривал фабрики, заводы, лесопильни, сукновальни, навещая семьи голландских плотников, уехавших в Москву. Однако красная фризовая куртка и белые холщовые штаны голландского рабочего не укрыли Петра от досадливых разоблачений, и скоро ему не стало прохода в Саардаме (русское название Заандама. — Прим. ред.) от любопытных зевак, собиравшихся посмотреть на царя-плотника.
В середине XVIII века дом Геррита Киста признали национальным достоянием Голландии, и он перешел в собственность королевской семьи. В XIX веке его не раз посещали русские императоры и наследники престола. В 1886 году король Нидерландов Виллем III подарил Домик Петра Александру III. В 2013 году нидерландские мастера построили точную копию этого здания, которую переправили по морю в Петербург, а оттуда — в подмосковное Коломенское.
Дом состоит из двух небольших комнат, в которых восстановлен интерьер конца XVII века: камин с облицовкой из расписных керамических плиток, рабочий стол с книгами и географическими картами, спальное место императора, обустроенное по старой голландской традиции — в нише с дверцами, обтянутыми плотной тканью. Кровать не подходила императору по росту: ему приходилось отдыхать полусидя.
В экспозиции Домика Петра I также представлены модель фрегата XVIII века, кованая оконная петля из дома в Заандаме, книги по географии и морскому делу — в том числе «География генеральная» Бернгарда Варениуса, изданная в Москве в 1718 году.
«Первоначальный дворец» — Домик Петра I в Петербурге
Домик Петра I на Петровской набережной Санкт-Петербурга. Фотография: Andrea Rudi / фотобанк «Лори»
«Первоначальным дворцом» или «Красными хоромами» называли небольшой деревянный дом, возведенный по распоряжению Петра I в конце мая 1703 года. Он стал первым зданием новой российской столицы — Санкт-Петербурга.
Дом в шведском стиле построили из сосновых досок, выкрашенных под кирпич. Крышу украсили изображениями мортиры и ядер. Это означало, что здесь живет «капитан бомбардирской роты» — под таким званием император входил в армейские списки. Стены изнутри обили парусиной, дверные косяки и наличники окон украшала «травная» роспись — цветочный рисунок на черном фоне. В середине здания располагались сени, по сторонам от них — кабинет, столовая и спальня.
В 1723 году Петр распорядился окружить «Первоначальный дворец» защитной галереей. Ее проект разработал архитектор Доменико Трезини. Во времена правления дочери Петра I, императрицы Елизаветы, дом преобразовали в часовню, где хранилась реликвия семьи Романовых — икона Спаса Нерукотворного. Сейчас этот образ находится в Спасо-Преображенском соборе Петербурга.
В середине XIX века вокруг деревянного здания возвели кирпичный «футляр», чтобы уберечь его от воздействия времени. Прилегающий к «Первоначальному дворцу» участок земли оградили чугунными решетками и разбили на нем сад. С 1930 года Домик Петра I принадлежал Петергофскому комплексу, а в 2004-м вошел в состав Русского музея.
Сейчас в Домике Петра восстановлен интерьер XVIII века. В экспозицию входят некоторые вещи, принадлежавшие императору, — суконный мундир, трость, изготовленная восточными мастерами, кресло, небольшая лодка-верейка. Здесь же хранится отлитая из чугуна копия руки Петра, созданная в 1707 году липецкими мастерами.
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I. Фотография: hermitagemuseum.org
В 1712 году Петр I обвенчался с Мартой Скавронской, которая в православии приняла имя Екатерина. Друг и соратник императора Александр Меншиков подарил супругам Свадебные палаты — просторный дом на Адмиралтейском острове, на современной Миллионной улице. Однако уже через четыре года, в 1716-м, Петр задумал построить на этом месте новую резиденцию — Зимний дом, который полностью соответствовал бы его вкусам. Разработку проекта царь поручил архитектору Георгу Иоганну Маттарнови.
Уже через два года Петр приказал вновь перестроить здание и добавить «восемь камор верхняго жилья». В 1719 году архитектор Маттарнови умер, и работу над Зимним дворцом продолжил Николай Гербель. Западное крыло дворца было достроено в феврале 1720 года, а Гербель продолжал работать. Спустя еще два года резиденция стала одной из самых роскошных построек Петербурга. В декабре 1723 года в Парадном зале Зимнего дворца прошло обручение дочери Петра, Анны, с герцогом Голштинским. В 1725 году в этом же зале первый российский император скончался.
Сейчас Зимний дворец Петра I принадлежит Государственному Эрмитажу. До наших дней сохранилась лишь часть помещений: кабинет императора с расписным камином и высоким столом-конторкой, подвал, где сейчас выставлены археологические находки, токарная мастерская царя, небольшая столовая с полной обстановкой времен XVIII века. Снаружи здания воссоздана часть вымощенного камнем парадного двора. Здесь же выставлены царский экипаж и карнавальные сани в виде дракона. В одном из помещений Зимнего дворца хранится фигура Петра. Ее изготовили по гипсовым слепкам с тела царя, а парик для скульптуры сшили из собственных волос императора.
Читайте также:
- История одного здания: дворец Юсуповых на Чистых прудах
- История одного здания: усадьба Знаменское-Раёк
- Куда поехать на зимних каникулах: 5 городов вокруг Москвы
Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I. Фотография: Igor Lijashkov / фотобанк «Лори»
Летний дворец Петра I — одно из самых старых зданий Петербурга. Его построили в 1714 году по проекту Доменико Трезини. Фасад в стиле барокко украшали 29 барельефов немецкого художника Андреаса Шлютера: каждый из них иносказательно изображал одно из событий Северной войны.
Петр поселился в Летнем дворце еще до того, как его достроили, летом 1712 года. Его покои располагались на первом этаже, второй же принадлежал императрице Екатерине. Вплоть до смерти Петра царская семья проводила здесь каждое лето. Позже, почти до середины XIX столетия, здесь располагалась летняя резиденция придворных сановников, а затем император Александр I распорядился открыть Летний дворец для публики.
С 1930-х годов в здании находился историко-бытовой музей. Во время войны дворец сильно пострадал от обстрелов, но уже к 1947 году его отреставрировали и снова открыли для посещений. Затем прошла еще одна реставрация, в ходе которой внутренним помещениям вернули первоначальный облик, отремонтировали полы и отопительную систему, стены обили тканью, как это было во времена Петра. Снаружи здание сохранило свой исторический вид и никогда не перестраивалось.
Сейчас Летний дворец принадлежит Русскому музею. Посетители могут увидеть в интерьерах комнат подлинные вещи XVIII столетия: токарный станок императора, облицованные голландскими изразцами печи и камины, картины с изображениями кораблей и морских сражений, анемометр из царского кабинета, который до сих пор способен показывать направление и силу ветра. Помимо жилых покоев, воссоздана обстановка и других помещений — поварни, ямщицкой, карцера, гардеробной.
Дворец Петра I в Стрельне
Дворец Петра I в Стрельне. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
Дворец в Стрельне построили в 1716 году. Это была скромная загородная резиденция, где Петр I останавливался по пути в Ораниенбаум, Кронштадт и Петергоф. Рядом со зданием располагались хозяйственные постройки, оранжереи, пасека, небольшой сад. Нетипичным для императорской резиденции был огород, где выращивали овощи, лекарственные и пряные травы. По преданию, именно здесь Петр I впервые посадил новую овощную культуру из Голландии — картофель. Рядом с усадьбой текла река Стрелка, в которой разводили рыбу для царского стола.
После смерти Петра императрица Елизавета распорядилась отреставрировать Стрельнинский дворец, но члены царской семьи больше не оставались там подолгу: резиденцию использовали только для короткого отдыха по дороге в Петергоф. В разное время здесь жили Григорий Потемкин, Александр Суворов, Екатерина Дашкова.
При Екатерине II во дворце разместился военный госпиталь. В середине ХIХ века его отреставрировали еще раз и вернули первоначальный внешний вид. В советское время здесь находились детские ясли и больница. Во время войны, в отличие от других исторических зданий в окрестностях Петербурга, Стрельнинский дворец почти не пострадал. В 1980-х годах его передали Государственному музею-заповеднику «Петергоф». Сейчас гости дворца в Стрельне могут увидеть редкий прижизненный портрет Петра, выполненный неизвестным художником, расписную ширму для спальни, праздничный костюм императора и лоскутное одеяло, которое, по преданию, сшила сама Екатерина I.
Дом-музей Петра I в Вологде
Дом-музей Петра I в Вологде. Фотография: stargal / фотобанк «Лори»
Дом-музей Петра I в Вологде — иначе его называют «Петровским домиком» — служил резиденцией императора и его супруги во время визитов в город. Известно, что Петр останавливался здесь по меньшей мере пять раз.
Каменный одноэтажный дом, построенный в XVII веке, ранее принадлежал семье голландских купцов Гоутманов. Искусствовед Георгий Лукомский так описывал это здание: «…двор голландца Гоутмана принадлежал к лучшим посадским местам города, рекомендуя владельца как человека весьма зажиточного, у которого была и каменная палата о трех жильях и на небольшой сравнительно дворовой площади расположено было до девяти жилых помещений, а сверх того и торговая лавка».
После смерти Петра дом в Вологде долго оставался заброшенным. Его восстановили лишь в 1875 году. Сейчас здесь находится Музей Петра I. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска с гербом — рукой, в которой зажата секира. В музее хранится около 100 экспонатов. Среди них — камзолы Петра I, кубок, принадлежавший Александру Меншикову, старинные стулья с голландским гербом на спинках, походные солдатские фляги, украшенные гравировкой.
Домик Петра I в Дербенте
Павильон с остатками землянки Петра I и памятник императору в Дербенте. Фотография: Алексей Гусев / фотобанк «Лори»
Домик Петра I в Дербенте — самый скромный из царских путевых домиков. В земляной хижине император останавливался на несколько дней в 1722 году, во время Персидского похода. Жители города относились к этому месту с глубоким почтением — почти как к святыне. В середине XIX века наместник Кавказа Михаил Воронцов распорядился окружить землянку оградой из якорных цепей и каменных столбов. Затем на этом месте построили каменный павильон.
До революции Домик Петра I в Дербенте посещали члены императорской династии, высокопоставленные дворяне и знаменитые иностранцы — в том числе французский писатель Александр Дюма. Однако в советское время исторический памятник был почти заброшен, а павильон вокруг него использовали сначала как столовую, затем перестроили его в жилой дом.
В 2015 году, к 2000-летию Дербента, землянку Петра I восстановили и присвоили ей статус музея. Павильон XIX века тоже был восстановлен, рядом с ним появился памятник императору. В экспозицию входят предметы, которые археологи нашли во время раскопок: старинные монеты, пули, нательные кресты, фрагменты оружия.
Автор: Ирина Кирилина
Теги:
ГородаАрхитектурные стилиПамятники архитектурыАрхитекторыДостопримечательностиДворцыУсадьбыИнтересные фактыАрхитектураПубликации раздела Архитектура
Ещё
Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге Россия
Летний дворец Петра I считается одним из старейших зданий Санкт-Петербурга. Он расположен в очень красивой местности под названием Летний сад. Сад был заложен в начале 18 века, когда Северная столица только основывалась и только начинала развиваться.
Поскольку император Петр I хотел создать атмосферу Версаля, она пригласила для работы над проектом многих известных архитекторов и садовников. На самом деле ему это удалось, и Летний сад остается одним из самых популярных мест отдыха горожан и гостей города.
Проект Дворца
Летний дворец Петра I не пышный. Это довольно скромное здание в стиле барокко, мало похожее на королевский особняк. Он расположен в междуречье Невы и Фонтанки, на месте бывшего особняка шведского майора Эрика фон Конова. Двухэтажное каменное здание было спроектировано Доменико Трезини. Однако первый проект был создан самим императором, а затем архитектор просто редактировал его.
Планировка двух этажей одинаковая. Всего 14 комнат, 2 кухни и 2 внутренних коридора. Комната императора находилась на первом этаже, а второй этаж был отдан его супруге – императрице Екатерине. Хозяева использовали дом только в теплое время – с мая по октябрь. Поэтому стены Летнего дворца тонкие, а окна имеют по одной раме. Фасад дворца украшают 28 барельефов, изображающих моменты Северной войны. Крышу украшает медная лопасть с изображением Святого Георгия, побеждающего змея. Флюгер запускал внутренний механизм ветряной машины, а специальная приборная панель показывала направление и скорость ветра. Этот необычный инструмент Петр заказал в Дрездене.
Внутренний вид Летнего дворца. Фото с сайта
Несмотря на внешнюю простоту, Летний дворец Петра I имел все необходимое. Он читал письма, рассматривал жалобы и встречал своих гостей в известковой комнате. Неподалеку стоял токарный станок, на котором император холодно работал. Кроме того, были спальня, часы, кухня и столовая и огромный актовый зал. Был даже арестантский дом. Внутренний вид дворца воспевал (аллегорически) победу Российской империи над Швецией в Северной войне.
Интересно, что Летний дворец Петра I был оборудован канализацией, самой первой в Санкт-Петербурге. Здание было промыто с трех сторон водой, которая попала в дом через насосы. Поток Фонтанки работал как движущая сила системы. К сожалению, после наводнения 1777 года система прекратила свою работу.
Рядом с дворцом было еще одно здание. Он включал в себя Янтарную комнату, огромную библиотеку и кабинет множества различных предметов, собранных Императором. Например, была анатомическая коллекция голландского ученого Фредерика Рюйша, ставшая впоследствии стартовым составом знаменитой Кунсткамеры (Кунсткамеры).
Летний дворец Петра Великого сохранял свою основную функцию загородной резиденции до середины XVIII века. Позже его использовали клерки. Некоторое время дворец оставался заброшенным, что, собственно, и спасло его от возможных перестроек. В 1934 году он стал историко-художественным музеем.
Здание сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, но массовая реконструкция, происходившая в 50-х годах 20 века, помогла восстановить дворец. Ныне Летний дворец Петра Великого входит в состав Государственного Русского музея.
Read also
Information About the Excursion
Schedule
OPEN | |
---|---|
Wednesday, Friday-Monday | 10:00-20:00 |
CLOSED | |
Tuesdays |
Общественный транспорт
Адрес | |
---|---|
Летний Сад, A | |
Gostiny Dvor | |
Buses | |
Summer Garden (Letnyy Sad) | 46 |
Marshrutkas | |
Summer Garden (Letnyy Sad) | K-107, K- 212, K-76 |
Поделиться
Большой дворец Петра Великого – Новости округа Фейет
Доктор Уотсон Э. Миллс шесть раз ездил в Россию и дважды посетил Петергоф. Он добавляет: «Эта поездка в Петергоф более 20 лет назад была для меня особенной, потому что я разделил ее со своим сыном Михаилом. Несмотря на то, что старый Советский Союз распался за несколько лет до нашего приезда, многие остатки старого порядка остались. Мы своими глазами увидели темную сторону жизни в коммунистической стране и еще больше оценили наше свободное общество дома».Мы с сыном прилетели в Москву и осмотрели Красную площадь и храм Василия Блаженного с его многочисленными разноцветными, «луковичными» куполами. Мы гуляли вдоль реки Мокка, гуляли по садам Кремля и даже видели Ленина, лежащего в могиле на Красной площади. Мы восхищались красивыми станциями метро, хотя указатели на кириллице заставляли нас гадать. Но как бы увлекательно это ни было, Москва была лишь промежуточной остановкой, поскольку мы ждали внутреннего рейса в Санкт-Петербург, который станет нашей базой, когда мы посетим Петергоф, великий дворец Петра Великого (1672-1725).
В Санкт-Петербурге мы забронировали номер в «плавучей» гостинице. На самом деле, этот отель был списанным и постоянно пришвартованным круизным лайнером, хотя и гораздо меньшим разнообразием, чем бегемоты, к которым мы привыкли в США. Мы выбрали это жилье, потому что центральным пунктом нашего путешествия в Россию будет Петергоф, расположенный примерно в 15 милях к востоку от Санкт-Петербурга.
Как и многие другие туристы, мы решили добраться до Большого дворца по воде. Мы сели на судно на подводных крыльях (30 минут) на набережной Эрмитажа за Зимним дворцом в Санкт-Петербурге, и во время короткого путешествия я поймал себя на том, что представляю, как цари приближаются к этому величественному дворцу по тем же водам. Когда судно на подводных крыльях подошло к причалу в Петергофе, и вода плескалась о берег, я задумался, какие известные мировые лидеры высадились здесь, когда я собирался это сделать.
Когда мы шли от пирса, мы натолкнулись на пару огромных богато украшенных ворот. Перед нами простирались регулярные сады поистине гигантских размеров. В этих садах были золотые фонтаны, мраморные статуи и аллеи, обсаженные деревьями. Даже новообретенное богатство российских олигархов-миллиардеров, бессовестно нажившихся после распада Советского Союза, не может сравниться с богатством и расточительностью царей, чьи излишества присутствуют в Петергофе у всех на виду. Что касается демонстрации богатства, то в Петергофе коллекция современных олигархов, состоящая из самолетов «Гольфстрим», дач на берегу моря и «Ламборгини», выглядит пустяком. Мы стояли там, буквально ошеломленные увиденным, когда внезапно перед нашими глазами ожил впечатляющий Большой каскад с 60 фонтанами, работающими на полную мощность. В центре его стоит золотая статуя Самсона, разрывающего челюсть льва. В этом Большом каскаде находится более 250 всемирно известных статуй и других реликвий, что делает его самым грандиозным фонтаном в мире. Каждое утро включаются фонтаны, а из громкоговорителей звучит «Гимн великому городу».
Петергофские сады имеют уникальную систему водоснабжения, питающую многочисленные фонтаны. Электрические насосы не требуются. Вода подается самотечной системой водоснабжения длиной 22 км, искусно спроектированной с учетом естественного уклона местности. Эта система обеспечивает достаточное количество воды для фонтанов и каскадов, чтобы они могли работать до 10 часов в день.
Почти все хоть что-то знают о Версале во Франции. Однако немногие когда-либо слышали о русском «Версале», но некоторые сказали бы, что Петергоф даже более фантастичен, чем дворец в Версале. Петр посетил Францию и посетил Версаль, и его больше всего впечатлило величие этого места, поэтому он задумал свои собственные сады и комплекс фонтанов, но в гораздо большем масштабе, чем то, что он видел во Франции. Над проектом Петергофа (что в переводе с голландского означает «Петров двор») было собрано много талантливых архитекторов. Петр Великий привык добиваться своего и в равной степени стремился казнить тех, кто возражал против его претенциозных идей величия. Он не удовлетворился просто строительством города, носящего его имя, на берегу Балтийского моря. Он пошел дальше и решил, что ему тоже нужен близлежащий дворец. С ним, как и ожидалось, никто не возражал – по крайней мере, недолго!
В разные годы он руководил строительством великолепной «летней» усадьбы, включавшей в себя не только сам Большой императорский дворец, но и множество других «внешних» построек и несколько больших парков. Дворец был парадной летней царской резиденцией на протяжении 200 лет до Октябрьской революции, когда по специальному указу Владимира Ленина вся усадьба была национализирована.
Место обычно известно как Петергоф, хотя в 1944 году название было ненадолго изменено на Петродворец («Дворец Петра») — попытка дегерманизировать его название после вторжения нацистов в Россию во время Второй мировой войны. . После распада старого Советского Союза в 1991 было восстановлено первоначальное название, а дворец и парк снова стали называться Петергофом. Сегодня Петродворец — это название окружающего города.
Работы над Петергофом прекратились после смерти Петра в 1725 г., и действительно, Петергоф был почти заброшен, пока в 1740 г. на престол не вступила дочь Петра Елизавета. Елизавета поручила Бартоломео Растрелли, уже завершившему Дворец в Петербурге, построить в Петровдорце поистине царский дворец. Растрелли решил сохранить оригинальное здание в своем проекте, и результат получился в высшей степени элегантным. Длинный узкий дворец имеет минимальное убранство — главными стилистическими изюминками Растрелли являются два белых павильона с позолоченными куполами на концах крыльев. Бело-бежевый дворец величественен, но не подавляющ, и служит прекрасным фоном для элегантно формального Верхнего сада. Благоустройство парка продолжалось на протяжении 18 и 19 вв.го века, поскольку Петергоф снова стал официальной императорской резиденцией во время правления Николая I. Он приказал построить скромный Коттеджный дворец в 1826 году.
Во время Второй мировой войны оккупационные войска немецкой армии разрушили большую часть Петергофа. Многие фонтаны были сильно повреждены, а дворец частично взорван и оставлен гореть. Однако реставрационные работы начались почти сразу после окончания войны и продолжаются по сей день. Нижний парк был вновь открыт для публики в 1945. В результате многие здания и скульптуры в Петергофе были отреставрированы, повсюду видна новая позолота. Первоначальная заявленная цель Петергофа заключалась в том, чтобы праздновать и претендовать на доступ к Балтийскому морю. Внутри Петергофа есть много картин известного русского художника Ивана Айвазовского, изображающих морские сражения. Петергоф знаменует имперскую экспансию и модернизацию России.
Скульптура в ПетергофеВнутри Большой дворец значительно богаче, и тот факт, что интерьеры пришлось почти полностью реконструировать после Второй мировой войны, ничуть не умаляет их сегодняшнего величия. Роскошные интерьеры дворца сохранили удивительное единообразие стиля. Сегодня при входе во дворец посетителей встречает невероятно богато украшенная Парадная лестница, украшенная множеством позолоченных статуй. Основные моменты включают богато украшенный бальный зал и тронный зал с красивым паркетным полом. Западно-китайский кабинет выполнен в восточном стиле, с украшенными драгоценностями красными и зелеными стенами и элегантным китайским чайным сервизом. Гостиная Императорского люкса украшена прекрасными шелковыми гобеленами. Остальная часть Императорского люкса, личных покоев королевской семьи, меблирована в роскошных 19стиль го века. Затем идет простой Дубовый кабинет Петра Великого и соседняя Коронная комната, которая на самом деле была Императорской спальней.
Самым поразительным аспектом экстерьера комплекса Петергоф являются его величественные парки, фонтаны и каскады, которые вместе с многочисленными усаженными деревьями аллеями составляют прекрасный фон для царских зданий.
Впечатляющие парки Петергофа отличаются разнообразием стилей, которые они представляют. Эти парки представляют почти двухвековую европейскую аристократическую моду, выполненную в соответствии с самыми строгими стандартами — никаких затрат не было слишком много.