Янтарная комната | Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.
Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.
Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.
Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.
Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.
Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.
Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.
Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.
В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.
Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.
Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.
Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.
При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.
Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.
2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».
Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.
Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.
В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.
Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.
Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.
В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.
Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.
Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.
Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.
В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.
Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.
Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.
В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.
В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.
Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.
Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» – возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.
629 фото, как добраться из СПб, ТОП 50 достопримечательностей и история
поделиться: |
Схема парков
Путеводитель
Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Царского Села
Практическая информация для посещения Царского Села: как доехать на электричках и маршрутках, режим работы и цены на билеты в парки и дворцы
подробно →
1
Екатерининский парк
Екатерининский парк является жемчужиной ансамбля и прогулка по нему, как и экскурсия в Екатерининский дворец, можно сказать, входит в обязательную программу посещения Царскосельского комплекса.
подробно →
2
Екатерининский дворец
Ежедневно его великолепные залы посещают тысячи туристов, а наибольшей популярностью в Екатерининском дворце пользуется знаменитая Янтарная комната.
подробно →
3
Янтарная комната
Янтарная комната — это жемчужина Екатерининского дворца и один из самых известных интерьеров, созданных в XVIII веке.
подробно →
4
Александровский парк
Александровский парк входит в состав музея-заповедника «Царское село», но в отличие от своего соседа — Екатерининского парка, он находится в некотором туристическом забвении.
подробно →
5
Александровский дворец
Александровский дворец создан по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги, является памятником архитектуры XVIII века.
подробно →
6
Музей-лицей А. С. Пушкина — Императорский Царскосельский лицей
А. С. Пушкин воспитывался в лицее шесть лет — с 1811 по 1817 год и нашел здесь преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству.
подробно →
7
Камеронова галерея
Построенная при императрице Екатерине II галерея предназначалась для прогулок и философских бесед, также здесь можно было укрыться от непогоды.
подробно →
8
Грот (Утренняя зала)
Во времена Елизаветы стало модно украшать залы раковинами и туфом. Тогда был построен павильон Грот, окруженный с трех сторон водой, внутри похожий на пещеру, покрытую раковинами и морскими камушками.
подробно →
9
Холодная баня (Агатовые комнаты)
Холодная баня — это небольшое двухэтажное здание, на первом этаже которого находились комнаты для прием водных процедур, а на втором — знаменитые Агатовы комнаты — шесть богато украшенных помещений для отдыха и развлечений.
подробно →
10
Павильон Эрмитаж
Павильон Эрмитаж был построен при императрице Елизавете Петровне и предназначался для отдыха в кругу особо приближенных к ней людей.
подробно →
11
Эрмитажная кухня — Красные ворота
Здание имело двойное назначение: оно служило придворной кухней для гостей Эрмитажа, а также в его центре был устроен арочный проезд, ведущий с Садовой улицы к павильону Эрмитаж.
подробно →
12
Верхняя ванна (Мыльня Их Высочеств)
Здание также называлось Мыльней Их высочеств и использовалось членами царской семьи как баня с ванной. Архитектор сумел превратить служебное здание — дворцовую баню, в изящную парковую постройку.
подробно →
13
Нижняя ванна (Кавалерская мыльня)
Нижняя ванна, которую также называли Кавалерской мыльней, выполнена несколько скромнее, чем Верхняя, поскольку она предназначалась для придворных.
подробно →
14
Морейская колонна
Морейская колонна — это первый памятник, установленный в Екатерининском парке в честь победы русской армии и флота.
подробно →
15
Ворота «Любезным моим сослуживцам»
Ворота «Любезным моим сослуживцам» были установлены 17 августа 1817 года в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Это простой по форме памятник выражает признательность Александра I военным, его сподвижникам, прославившимся на поле битвы.
подробно →
16
Адмиралтейство
Первоначально суда хранились в небольшом деревянном шлюпочном сарае, позже для этих же целей был построен комплекс Адмиралтейство, состоящий из трех зданий.
подробно →
17
Павильон «Зал на острову»
Первоначально на острове, расположенном в середине Большого пруда, была построена деревянная зала с галереями. В конце 1740-х годов по проекту Саввы Чевакинского на этом месте соорудили новый, роскошно оформленный в стиле барокко павильон.
подробно →
18
Чесменская колонна
Чесменская колонна воздвигнута в честь победы русской армии и флота в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов. Этот памятник часто называют Орловской и Большой Ростральной колонной.
подробно →
19
Турецкая баня
Часто на покоренных территориях турки устраивали бани в церквях и строительство Турецкой бани стало своеобразным ответным ходом. В павильоне были размещены трофеи.
подробно →
20
Готические ворота
Готические ворота стали первым в России архитектурным изделием из чугуна. Рисунок для сооружения Юрий Фельтен позаимствовал из альбома английской готики «Gothic Decorative Architecture».
подробно →
21
Мраморный мост
Другое название постройки — Палладиев мост, поскольку его прототипом являются мосты, созданные в английских парках архитектором Андреа Палладио. Вместе с тем, строение в Екатерининском парке отличается отсутствием лишних деталей и простотой, четкостью линий, легкостью и воздушностью.
подробно →
22
Пирамида
Беседка в виде гранитной пирамиды построена при Екатерине II в 1770–1772 годах по проекту архитектора Василия Неелова.
подробно →
23
Красный (Турецкий) каскад
Красный (Турецкий) каскад — это одна из плотин, по сторонам которой построены две, немного сужающиеся к верху башенки из красного кирпича.
подробно →
24
Башня-руина
Башня-руина — это памятник, посвященный Русско-турецкой войне 1768–1774 годов, символизирующий падение Османской империи.
подробно →
25
Орловские (Гатчинские) ворота
Орловские (Гатчинские) ворота построены в честь князя, генерал-фельдцейхмейстера Григория Орлова, сумевшего остановить эпидемию чумы в Москве в 1771 году.
подробно →
26
Концертный зал
Павильон Концертный зал построен в 1786 году по проекту Джакомо Кваренги. Это одно из лучших творений архитектора, который назвал его «залом для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере».
подробно →
27
Кухня-руина
Павильон представляет собой небольшую круглую беседку, сложенную из фрагментов подлинных античных памятников, привезенных для Екатерины II из Греции. По замыслу автора, кухня-руина была построена как имитация разрушенного памятника древности.
подробно →
28
Гранитная терраса (терраса Руска)
В 1810 году была построена терраса по проекту архитектора Луиджи Руска. Первоначально она была облицована известняком и называлась террасой Руска. Также на берегу Большого пруда была сооружена Большая гранитная пристань в виде площадки со ступенями, четырьмя круглыми тумбами из гранита и решетчатыми ограждениями.
подробно →
29
Фонтан «Девушка с кувшином» (Молочница)
Фонтан был создан специально для Екатерининского парка и пользуется особой популярностью у посетителей.
Он стал украшением и романтическим символом парка.подробно →
30
Собственный садик
В 1856 году перед южным фасадом дворца часть пейзажного парка была отведена под Собственный садик, закрытый для публики.
подробно →
31
Кагульский обелиск
Кагульский обелиск создан по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1771–1772 годах в честь победы русских войск над турками на реке Кагул.
подробно →
32
Вечерний зал
Павильон Вечерний зал строился полтора десятилетия. Первоначально с 1794 по 1800 год работы велись по проекту архитектора Петра Неелова, а завершено строительство по чертежам Луиджи Руски в 1810–1811 годах.
подробно →
33
Павильон Скрипучая беседка
Екатерина II увлекалась культурой Китая, что отразилась в архитектуре нескольких построек, одна из которых — павильон Скрипучая беседка. На крыше строения установлены три флюгера в виде китайских знамен, издающие скрип при вращении на ветру.
подробно →
34
Большой каприз
Большой каприз представляет собой горку, соединяющую Екатерининский и Александровский парки. В горке устроен тоннель, по которому проходит дорога, ведущая в Александровский парк и Китайскую деревню, а наверху находится беседка в Китайском стиле.
подробно →
35
Малый каприз
Вторая арка находится недалеко от Большого каприза и названа Малым капризом. Меньшая по ширине она расположена со стороны Александровского парка в земляной насыпи.
подробно →
36
Большой Китайский мост
Его невысокий парапет украшают перила в виде изящных ваз, соединенных ветками красных кораллов, выкованными из железа. На четырех гранитных постаментах установлены ярко раскрашенные статуи китайцев в национальной одежде, каждый из которых держит в руках шест с фонарем.
подробно →
37
Малые Китайские мосты
Китайский характер строениям придают портики, покрытые фигурной кровлей и яркая замысловатая раскраска всех деталей.
подробно →
38
Китайская деревня
В конце XVII–XVIII веках Европа была увлечена китайскими и японскими мотивами. Китайский стиль появился и в русской архитектуре — так, в Царском селе возводятся мосты и сооружения, строится и Китайская деревня.
подробно →
39
Крестовый мост
Небольшой по размеру, но величественный Крестовый мост словно повис над Крестовым каналом. Благодаря удачным пропорциям и безукоризненному силуэту он выглядит очень изящно.
подробно →
40
Драконов мост
В его элементах и деталях нашло отражение модное в то время увлечение Китайскими мотивами. На гранитных постаментах установлены статуи крылатых драконов — священных мифологических животных востока.
подробно →
41
Китайский театр
Снаружи Китайский театр имел европейские черты, его декор и архитектурные формы были достаточно просты. Внутренний декор отличался обилием восточных элементов: украшен фигурами китайцев и драконов, щитами со знаками зодиака.
подробно →
42
Гора Парнас
Название горы Парнас заимствовано из греческой мифологии: древние греки считали, что на высокой горе в Фокиде (области в Греции), обитал Аполлон, Бог искусства и покровитель муз.
подробно →
43
Белая башня
Белая башня была построена для детей Николая I и Александры Федоровны — Александра, Николая, Михаила и Константина и была предназначена для их занятий и игр.
подробно →
44
Императорская ферма
Раньше к Александровскому саду прилегал участок земли для выпаса скота — так называемая Императорская ферма, предназначенная для содержания, разведения и продажи рогатого скота лучших русских и западноевропейских пород.
подробно →
45
Арсенал
На первом этаже располагался большой зал, освещенный огромным венецианским окном. На втором этаже размещался восьмиугольный «Зал рыцарей», здесь находилась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшая императору Николаю I.
подробно →
46
Шапель
Облик строения имеет загадочный вид: здание представляет собой две квадратные башни, соединенные широкой аркой, причем, одна из башен полностью «обвалилась».
подробно →
47
Ламский павильон
Ламский павильон был построен в 1820–1822 годах по проекту Адама Менеласа специально для содержания лам, привезенных из Южной Америки.
подробно →
48
Красносельские (Слоновьи) ворота
Красносельские (Слоновьи) ворота, служившие одним из входов в Александровский парк, возведены по проекту Адама Менеласа при Александре I в 1823–1824 годах.
подробно →
49
Федоровский собор
Необходимость возведения собора они объяснили тем, что у недавно созданных сводно-пехотного полка, императорского конвоя и железнодорожного полка, охраняющих царскую резиденцию, не было полкового храма.
подробно →
50
Федоровский городок
Авторы хотели в эпоху начинавшегося XX века создать в Царском селе «живой» музей старины. Федоровский городок должен был стать местом деятельности центром духовного и нравственного возрождения исторических русских национальных традиций.
подробно →
51
Детский домик
Рядом с Александровским дворцом находится Детский пруд, посередине которого расположен Детский остров. На берегу видны спускающиеся к воде гранитные ступени, столбы переправы и каменный домик с заколоченной дверью.
подробно →
Смотрите также:
Царское Cело — фотографии
Золотая осень в Царском селе
Золотая осень в Александровском парке
Золотая осень в Екатерининском парке
Расписание электричек Купчино → Царское Село
Расписание электричек Царское Село → Купчино
Расписание электричек Витебский вокзал → Царское Село
Расписание электричек Царское Село → Витебский вокзал
Музей-заповедник «Царское Село» в СПб — выдающийся образец мировой архитектуры и садово-паркового искусства. Выдающиеся зодчие, скульпторы и художники 18–20 века воплощали в реальность замыслы и пожелания царского двора.
Центром музея-заповедника является Екатерининский дворец, выполненный Ф. Б. Растрелли в стиле русского барокко. Восхищают роскошью Большой зал дворца и ряд парадных залов, среди которых всемирно известная «Янтарная комната».
Другим образцом мировой архитектуры является Александровский дворец, выполненный в стиле классицизма. Комнаты императора Николая II и его супруги Александры Федоровны оформлены в стиле модерн.
Неотъемлемой частью музея-заповедника «Царское Село» являются его парки — Екатерининский и Александровский общей площадью 300 гектаров. В парках Пушкина расположено более 100 архитектурных сооружений — дворцы, павильоны, мосты, мраморные монументы, подражающие готической, турецкой, китайской архитектуре.
Территория, где находится «Царское Село» издавна входила в состав Древнерусского государства под названием «Ижорская земля Господина Великого Новгорода». В 17 веке была захвачена шведами, а в правление императора Петра Великого возвращена России.
Название Царского Села происходит от шведского Saris hoff, Saaris moisio («мыза на возвышенном месте, Сарская мыза»).
В 1710–1720 годах начинается возведение загородной царской резиденции, проводятся мероприятия по упорядочению застройки, возникает слобода дворцовых служителей. Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а чуть позже — Царским Селом.
На протяжении 18 и 19 и начала 20 веков Царское Село считалось летней Парадной императорской резиденцией. С 1811 по 1843 годы здесь находился Царскосельский императорский лицей, в котором воспитывался А. С. Пушкин.
В советское время дворцово-парковый ансамбль «Царское Село» был превращен в музей, а другие здания были отданы под образовательные и оздоровительные учреждения, поэтому в 1918 году город был переименован в Детское Село. В 1937 году в 100-летнюю годовщину смерти А. С. Пушкина город был назван Пушкин.
Два с половиной года был захвачен город Пушкин в годы Великой отечественной войны. В 1942 году была вывезена облицовка стен знаменитой Янтарной комнаты, поиски которой ведутся и по сей день. В послевоенные годы дворцово-парковый ансамбль Царское Село был возрожден из руин.
Сегодня Царское село в СПб — это Государственный музей заповедник, который ежедневно посещают несколько тысяч туристов.
Искусство и архитектура барокко | Определение, характеристики, художники, история и факты
Артемизия Джентилески: Юдифь со служанкой
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Гуарино Гуарини Сэр Сашеверелл Ситуэлл, шестой баронет Паломино Де Кастро и Веласко Жан-Франсуа де Лаарп Франсиско Пачеко
- Похожие темы:
- искусство барочная музыка барочная архитектура Позднее барокко необарокко
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Откуда взялся термин Барокко ?
Термин барокко , вероятно, происходит от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или запутанный мыслительный процесс. Другой возможный источник — португальское слово 9.0024 barroco (испанский barrueco ), используемый для описания жемчуга неправильной формы. В искусствоведении слово барокко стало обозначать что-либо неправильное, причудливое или иным образом отступающее от правил и пропорций, установленных в эпоху Возрождения. До конца 19 века этот термин всегда имел значение странного, преувеличенного и чрезмерно украшенного. Только в новаторском исследовании Генриха Вельфлина « Ренессанс и барокко » (1888 г.) этот термин использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного злоупотребления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.
Подробнее читайте ниже: Происхождение термина
Генрих Вельфлин
Прочтите об историке Генрихе Вельфлине, который превратил слово барокко из слегка завуалированного ругательного термина в название особого стиля и периода.Каковы характеристики искусства и архитектуры барокко?
Произведение, отличающее период барокко, стилистически сложно и даже противоречиво. Течения натурализма и классицизма, например, сосуществовали и смешивались с типичным стилем барокко. Однако в целом в основе его проявлений лежит стремление вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драматизм, динамизм, движение, напряжение, эмоциональное изобилие и тенденция стирать различия между различными искусствами.
Подробнее читайте ниже: Происхождение термина
Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане
См. пример характерной драмы и движения архитектуры барокко в дизайне Франческо Борромини для Сан-Карло-алле-Кватро Фонтане.Как возникли искусство и архитектура барокко?
Три основные тенденции оказали влияние на искусство барокко, первой из которых была Контрреформация. Борясь с распространением протестантской Реформации, Римско-католическая церковь после Тридентского собора (1545—63) приняла пропагандистскую программу, согласно которой искусство должно было служить средством возбуждения веры населения в церковь. Возникший стиль барокко был одновременно чувственным и духовным. В то время как натуралистическая обработка делала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать преданность и передать великолепие божественного. Второй тенденцией была консолидация абсолютных монархий: дворцы в стиле барокко строились в монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать силу централизованного государства, явление, которое лучше всего проявилось в Версале. Третьей тенденцией было расширение интеллектуальных горизонтов человека, подстегиваемое развитием науки и исследованиями земного шара. Это породило новое ощущение человеческого ничтожества (особенно усиленное коперниканским смещением Земли из центра вселенной) и бесконечности природного мира. Пейзажные картины, на которых люди изображаются в виде мельчайших фигурок в огромном пространстве, свидетельствовали об этом меняющемся понимании человеческого состояния.
Подробнее читайте ниже: Три основные тенденции эпохи
Контрреформация
Узнайте больше о Контрреформации, пропагандистской программе, принятой Римско-католической церковью для противодействия распространению протестантской Реформации с помощью искусства и архитектуры.Какие художники связаны со стилем барокко?
Аннибале Карраччи и Караваджо были двумя итальянскими художниками, которые помогли открыть барокко и чьи стили представляют, соответственно, классицистический и реалистический стили. Художница Артемизия Джентилески получила признание в 20 веке за ее техническое мастерство и амбициозные исторические картины. Джан Лоренцо Бернини, чьи достижения включали в себя дизайн колоннады перед базиликой Святого Петра в Риме, был величайшим из скульпторов-архитекторов эпохи барокко. Упорядоченные картины Николя Пуссена и сдержанная архитектура Жюля Ардуэна-Мансара показывают, что импульс барокко во Франции был более сдержанным и классическим. В Испании художник Диего Веласкес использовал мрачный, но мощный натуралистический подход, который имел лишь некоторое отношение к мейнстриму живописи барокко. Тем временем этот стиль немного проник в Северную Европу, особенно на территорию нынешней Бельгии. Величайшим мастером этого преимущественно римско-католического региона, управляемого испанцами, был художник Питер Пауль Рубенс, чьи бурные диагональные композиции и полнокровные фигуры являются воплощением живописи в стиле барокко. Однако искусство в Нидерландах более сложное. Обусловленные реалистическими вкусами своих покровителей из среднего класса, такие выдающиеся мастера, как Рембрандт, Франс Хальс и Иоганнес Вермеер, оставались в значительной степени независимыми от барокко в важных отношениях, но многие художественные тексты, тем не менее, приравнивают их к этому стилю. Однако барокко оказало заметное влияние на Англию, особенно на архитектуру сэра Кристофера Рена.
Подробнее читайте ниже: Архитектура, живопись и скульптура
Артемизия Джентилески
Узнайте больше об Артемизии Джентилески, художнице эпохи барокко, чьи достижения стали известны в 20 веке.Чем стиль рококо отличался от барокко?
Стиль рококо зародился в Париже около 1700 года и вскоре распространился по всей Франции, а затем и в других странах, главным образом в Германии и Австрии. Как и стиль барокко, рококо использовался в декоративно-прикладном искусстве, дизайне интерьера, живописи, архитектуре и скульптуре. Его часто характеризуют как заключительную фазу барокко, но стиль отличается от своего предшественника своим интимным масштабом, асимметрией, легкостью, элегантностью и обильным использованием изогнутых природных форм в орнаменте. Живопись в стиле рококо во Франции, например, началась с изящных, слегка меланхоличных картин Антуана Ватто, достигла кульминации в игривых и чувственных обнаженных телах Франсуа Буше и закончилась вольно написанными жанровыми сценами Жана-Оноре Фрагонара. Французская живопись рококо в целом характеризовалась непринужденной, беззаботной трактовкой мифологических и любовных тем, введением семьи в качестве сюжета, богатой и тонкой кистью, относительно легким тональным ключом и чувственным колоритом.
Рококо
Узнайте больше о рококо, стиле, который часто считается последней фазой барокко, но который во многих отношениях отличается от своего предшественника.Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Искусство и архитектура барокко , изобразительное искусство и проектирование и строительство зданий, созданные в эпоху в истории западного искусства, примерно совпадающую с 17 веком. Самые ранние проявления, произошедшие в Италии, относятся к последним десятилетиям 16 века, в то время как в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, определенные кульминационные достижения барокко не происходили до 18 века. Произведение, отличающее период барокко, стилистически сложно, даже противоречиво. Однако в целом в основе его проявлений лежит стремление вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драматизм, жизненная сила, движение, напряжение, эмоциональное изобилие и тенденция стирать различия между различными искусствами.
Происхождение термина
Термин барокко, вероятно, произошел от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или запутанный мыслительный процесс. Другим возможным источником является португальское слово barroco (исп. barrueco ), используемое для описания жемчуга неправильной или несовершенной формы, и это использование до сих пор сохранилось в ювелирном термине 9.0024 барочная жемчужина .
В художественной критике слово «барокко» стало использоваться для описания всего неправильного, причудливого или иным образом отступающего от установленных правил и пропорций. Этот предвзятый взгляд на художественные стили 17-го века придерживался с небольшими изменениями критики от Иоганна Винкельмана до Джона Раскина и Якоба Буркхардта, и до конца 19-го века этот термин всегда имел значение странного, гротескного, преувеличенного и чрезмерно украшенного. Только благодаря пионерскому исследованию Генриха Вельфлина Renaissance und Barock (1888), что термин «барокко» использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного оскорбления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.
Три основные тенденции эпохи
Три более широкие культурные и интеллектуальные тенденции оказали глубокое влияние на искусство барокко, а также на музыку барокко. Первым из них было появление Контрреформации и расширение ее сфер как территориально, так и интеллектуально. К последним десятилетиям 16 века утонченный придворный стиль, известный как маньеризм, перестал быть эффективным средством выражения, и его непригодность для религиозного искусства все больше ощущалась в художественных кругах. Чтобы противостоять нашествиям Реформации, Римско-католическая церковь после Трентского собора (1545–1563) заняла пропагандистскую позицию, согласно которой искусство должно было служить средством расширения и стимулирования веры общества в церковь. С этой целью церковь приняла сознательную художественную программу, чьи художественные произведения вызывали у верующих откровенно эмоциональную и чувственную привлекательность. Стиль барокко, развившийся из этой программы, был парадоксальным образом и чувственным, и духовным; в то время как натуралистическая обработка сделала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать благочестие и преданность и передать впечатление о великолепии божественного. Церковные потолки в стиле барокко, таким образом, растворялись в нарисованных сценах, которые представляли наблюдателю яркие виды бесконечности и направляли чувства к небесным заботам.
Второй тенденцией была консолидация абсолютных монархий, сопровождавшаяся одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль в покровительстве искусству. Дворцы в стиле барокко были построены в расширенном и монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать силу и величие централизованного государства, явление, которое лучше всего проявляется в королевском дворце и садах Версаля. Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ленена и Жоржа де Ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи 17-го века. (Подробное обсуждение этого явления см. в см. Рембрандт ван Рейн.)
Третьей тенденцией был новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение как человеческого ничтожества (особенно усиленного коперниканским смещением Земли из центра вселенной), так и неожиданной сложности и бесконечности природного мира. Развитие пейзажной живописи 17-го века, в которой люди часто изображаются как мельчайшие фигуры в обширной природной среде, свидетельствует об этом меняющемся понимании человеческого состояния.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться
Пушкин Екатерининский дворец — Путеводитель по экскурсиям
Южное царское село царей Романовых было их резиденцией на протяжении двух столетий до коммунистической революции. Оба названия, Пушкин и Царское Село, используются для описания этого места с прекрасным дворцово-парковым ансамблем.
Все началось с небольшого имения в 18 веке для жены Петра Великого Екатерины (Екатерины). Поселение стало городом Царское Село. С 1811 по 1817 год русский поэт Александр Пушкин провел свои юные годы в Императорском лицее в Царском Селе – или Царском селе. После коммунистической революции он был переименован в Пушкин в честь его знаменитого жителя Александра Пушкина.
Малый дворец Екатерины в Царском Селе был расширен итальянским архитектором Бартоломео Растрелли для дочери Екатерины и Петра Елизаветы. Композиционным центром ансамбля является Екатерининский дворец, построенный более двухсот лет назад. Великолепный бело-голубой дворец переносит всех во времена Елизаветы и Императрицы Екатерины II, полные достоинства и совершенной красоты. Эпоха роста международного авторитета России, расцвета науки и культуры вдохновила архитектора на воплощение в своих творениях концепции могущества России. Декор Екатерининского дворца окончательно сложился в 1756 г.
Позднее некоторые интерьеры Екатерининского дворца были перестроены по проектам архитекторов Ч.Камерона, В.Стасова, И.Монигетти. Благодаря сложности интерьеров, которые охватывают дизайн 18-го и 19-го века, развитие архитектурных стилей можно проследить во всем Екатерининском дворце. Во дворце размещалась большая коллекция картин, скульптур, фарфора, ковров и предметов китайского искусства. Фасад богато украшен колоннами, пилястрами, скульптурами. Все эти украшения были покрыты золотом. На позолоту наружных и внутренних украшений Екатерининского дворца ушло около 100 килограммов золота. До 1941 пятьдесят пять интерьеров Екатерининского дворца хорошо сохранились, но сильно пострадали во время Великой Отечественной войны.
Одной из самых ценных частей Екатерининского дворца была знаменитая Янтарная комната. Прусский король Фридрих Вильгельм Первый подарил российскому императору Петру Великому мозаичные панно и резные изделия из янтаря в 1716 году. Эта Янтарная комната исчезла, когда нацисты отступили в 1944 году. Тайна ее исчезновения является самой драматичной в истории искусства.
Из-за своего цвета янтарь называют солнечным камнем, но на самом деле структура янтаря состоит из смолы и окаменела от определенных деревьев. Прусский король Фридрих Первый использовал свой янтарный кабинет в Берлинском городском дворце, чтобы подчеркнуть свое правление в конце 17 века. Создав этот уникальный шедевр из материала, никогда прежде не использовавшегося для внутренней отделки, красота его берлинского дворца с его янтарным кабинетом станет недостижимой для других королевских особ.
Первоначальный проект с использованием янтаря был поручен главному архитектору прусского королевского двора А. Шлютеру в 1699 году для завершения одной из комнат замка. После смерти Фредерика 1-я работа над этюдом Амбера была приостановлена. Все детали янтарной комнаты и чертежи архитектора были перевезены в берлинский Цейгауз и хранились там до 1716 года, когда русский царь Петр Великий посетил нового прусского короля Фридриха-Вильгельма I. Янтарная комната перешла к Петру Первому как дар и подтверждение союза двух монархов.
Потребовалось два с половиной месяца, чтобы переправить 18 контейнеров с янтарем в Санкт-Петербург в Россию. Лишь в 1746 году Янтарная комната была собрана воедино и служила сначала в Зимнем дворце для официальных приемов. Императрица Елизавета хотела перенести комнату из Зимнего дворца в Летний Екатерининский дворец в Царском Селе. Архитектор Б.Растрелли заново собрал части кабинета, перемежая янтарные панели пилястрами и зеркалами, затем украсил пространство резными позолоченными скульптурами в качестве нового дома для Янтарной комнаты. Он был больше, имея 96 квадратных метров вместо 36, когда Янтарная комната была подарена Петру I. В 1763 году императрица Екатерина Великая приказала заменить расписные панно на настоящие янтарные. За четыре года в проект ушло 450 килограммов янтаря. Янтарная комната была завершена к 1770 году, благодаря чему комната приобрела то состояние, в котором она изображена на старых фотографиях.
Перепады температур и печной нагрев повредили янтарные панно и к началу ВОВ потребовали капитального ремонта. Немецкие войска вошли в город Царское Село в сентябре 19 сентября.41 и очень скоро обнаружил, что янтарные панели были покрыты бумагой, марлей и ватой на стенах во дворце. Янтарную комнату убрали и перевезли в Кенигсберг, тогда столицу немецкой провинции Восточная Пруссия, которая сегодня называется Калининградом.