Дворец растрелли: Ф. Растрелли | Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Ф. Растрелли | Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Екатерининский дворец

Фридрих Гартман Баризьен. Вид Большого Царскосельского дворца. 1760

Большой Царскосельский дворец 1755-1761. Гравюра по рисунку М.Махаева

Павильон «Эрмитаж». Екатерининский парк

Павильон «Эрмитаж». Екатерининский парк

Янтарная комната. Екатерининский дворец

Большой зал. Екатерининский дворец

Золотая анфилада. Екатерининский дворец

ЛуиджиПремацци. Картинный зал, 1870

Эдуард Гау. Церковь в Большом Царскосельском дворце. 1860-е

Екатерининский дворец

Павильон «Грот». Екатерининский парк

Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли
(1700 — 1771)

Граф, итальянец по происхождению, Растрелли родился в Париже. Сын архитектора и скульптора Карла-Бартоломео Растрелли учился у отца. В 1716 году приехал в Санкт-Петербург с отцом, заключившим договор с императором Петром I. С 1722 года начал работать самостоятельно как архитектор. В период с 1722 по 1730 годы дважды ездил в Италию и Францию совершенствоваться в архитектурном деле (один раз на 5 лет). Выполнял частные заказы в Санкт-Петербурге и Москве. С воцарением императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году стал ее любимым придворным архитектором. Генерал — майор, кавалер ордена Святой Анны, академик архитектуры (1770). Имел учеников и последователей. С воцарением императрицы Екатерины II в 1762 году Ф. -Б. Растрелли временно вышел в отставку, в 1763 году был уволен окончательно и уехал в Швейцарию.
 
Архитектора часто называют мастером «елизаветинского барокко». Основные его работы в Санкт-Петербурге: Смольный монастырь, дворец М. И. Воронцова, дворец А. С. Строганова, Летний дворец Елизаветы Петровны (находился на месте Михайловского (Инженерного) замка), Большой Петергофский дворец, Зимний дворец (интерьеры перестроены после пожара).

С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете Петровне Ф. Растрелли возглавлял строительство царскосельской резиденции. В этот период он заново перестроил весь Большой (Екатерининский) дворец. По его проекту в регулярной части Екатерининского парка были воздвигнуты павильоны «Эрмитаж» (1746-1752) и «Грот» (1755-1756). В 1754-1757 годах по чертежам и модели Ф. Растрелли в Екатерининском парке была построена Катальная горка, разобранная в 1792-1795 годах. На ее месте по проекту архитектора Л. Руска была построена Гранитная терраса, сохранившаяся и поныне.

В 1750-1752 годах в центре Зверинца, на месте которого была разбита пейзажная часть Александровского парка, по проекту Ф. Растрелли был построен павильон «Монбижу», на месте которого в начале XIX века по проекту А. Менеласа был сооружен Арсенал.

Дворцы Франческо Растрелли в Спб — описание, много фото, маршруты

Туристический образ Санкт-Петербурга сформирован архитектором Франческо Растрелли. Его роскошные дворцы являются визитной карточкой северной столицы России. Бартоломео Франческо Растрелли был родом из Италии. Он приехал в Россию со своим отцом и потом стал придворным архитектором русских императоров. 

Растрелли работал в период расцвета архитектурного стиля барокко. В России этот стиль ассоциируется именно с ним. Все самые известные царские дворцы в Санкт-Петербурге построил архитектор Франческо Растрелли и его ученики.
В этом обзоре на онлайн путеводителе Геомерид вы можете посмотреть самые известные дворцы и церкви, которые Бартоломео Франческо Растрелли построил в Санкт-Петербурге и окрестностях. В списке указаны годы начала строительства. Окончание строительства этих дворцов, как правило, затягивалось.

1.    Рундальский дворец, Латвия – 1735
2.    Петергофский дворец, Петергоф — 1747
3.     Андреевская церковь, Киев — 1747
4.    Смольный монастырь, С-Петербург — 1751
5.    Екатерининский дворец, Царское Село-1752
6.    Строгановский дворец, С-Петербург — 1753
7.    Зимний дворец, Санкт-Петербург — 1754

Флорентиец Бартоломео Карло Растрелли, отец знаменитого русского архитектора, был приглашен царем Петром I в Россию в 1716 году для строительных работ в Санкт-Петербурге. Он был известным скульптором, но в Санкт-Петербурге Франческо Растрелли увидел, что здесь более востребованы архитекторы, а не скульпторы. Он отправил своего сына учиться заграницу архитектуре.  

Расцвет творчества Франческо Растрелли пришелся на годы царствования Елизаветы Петровны в 1740-1760 годах. В это время были заложены или построены большинство императорских дворцов Санкт-Петербурга. Во время царствования Екатерины II стиль барокко начал выходить из моды, на смену ему пришел классицизм, который своей строгостью резко контрастировал с обилием лепнины и узоров на фасадах дворцов Растрелли.

За годы своей работы в Санкт-Петербурге Франческо Растрелли построил около 12 дворцов, множество домов для придворных. Многие из них не сохранились или дошли до наших дней со значительными реконструкциями, произведенные в поздние годы.

Переходите по гиперссылкам, чтобы подробно почитать о каждом дворце и посмотреть большое количество фотографий

Рундальский дворец, Латвия – 1735

Строительство Рундальского дворца было начато в 1736 году герцогом Бироном. Он был фаворитом русской императрицы Анны Иоанновны (1730-1740), которая мало интересовалась государственными делами, так что это десятилетие российской империей фактически управлял Бирон.

Вид на Рундальский дворец со стороны регулярного парка

Большой внутренний двор Рундальского дворца выложен булыжниками

Учитывая неограниченные возможности по использованию российской казны, Бирон решил построить в своих родных землях (герцогство Курляндии и Земгале) великолепный дворец, равный императорским дворцам России, и привлек к этому известного архитектора Франческо Растрелли. К тому времени звезда Растрелли только восходила, но все отмечали его талант, который впоследствии в полной мере реализовался в его проектах загородных дворцов под Санкт-Петербургом.

Большой Петергофский дворец, Петергоф — 1747

Большой Петергофский дворец является одной из наиболее ранних работ архитектора Франческо Растрелли, самого известного архитектора Санкт-Петербурга 18 века. Несмотря на роскошный внешний вид дворца, особенно со стороны Нижнего парка, сам дворец не очень большой – всего 30 залов. Как и во всех дворцах Растрелли здесь очень много декора с золоченой резьбой по дереву. 

Большой Петергофский дворец и фонтаны Большого Каскада

Вид на Большой Петергофский дворец со стороны Верхнего Сада

Самые известные залы дворца – Тронный, Чесменский (в честь победы над турками в Чесменской бухте в 1770 году), Танцевальный, Аудиенц-зал, Картинный. Особую роскошь Большому Петергофскому дворцу придают фонтаны Большого Каскада, которые является одним из самых выдающихся фонтанных сооружений в мире. Каскад начал создаваться в 1715 году, а его торжественный запуск состоялся в 1723 году.

Андреевская церковь, Киев — 1747

Андреевская церковь освящена в честь Апостола Андрея Первозванного. Она построена на вершине Андреевской горы над Подолом. Это один из самых красивых православных храмов Киева, построенный в 1754 году по проекту архитектора Франческо Растрелли. Строительством храма занимались местные мастера, но Растрелли курировал проект и вносил необходимые правки, связанные с необходимостью укрепления фундамента.

Андреевская церковь была построена в Киеве в 1754 году по проекту архитектора Бартоломео Растрелли

Купола Андреевской церкви в Киеве в стиле украинского барокко

Церковь была заложена по приказу императрицы Елизаветы Петровны во время ее паломнической поездки в Киев. Проект в стиле барокко разработал ее придворный архитектор Франческо Растрелли. Архитектурный стиль церкви очень похож на дворцы, которые Франческо Растрелли в те же годы возводил в Санкт-Петербурге. Кроме Андреевской церкви Франческо Растрелли также построил в Киеве Мариинский дворец.

Смольный монастырь, С-Петербург — 1751

Около излучины реки Невы, в месте впадения в нее реки Охта Архитектор Франческо Растрелли построил Смольный монастырь. В 17 веке это место находилось далеко за городом, и императрица Елизавета хотела удалиться сюда на покой, на склоне своих лет вместе с 120 монахинями, представительницами дворянских родов. Это место было выбрано ей, так как здесь находился Смольный дворец (не сохранился), где Елизавета провела свою юность.

Вид на Смольный собор со стороны Шпалерной улицы

Корпуса монашеских келий в Смольном монастыре. Елизавета распорядилась для монахинь предусмотреть «отдельные апартаменты с комнатой для прислуги

Работы по возведению Смольного Собора начались в 1751 году. Еще не началось строительство многих царских дворцов, а Елизавета уже думала, где она проведет свою старость. Вокруг собора расположены корпуса «келий монахинь из благородных семей». Нужно признать, что и сам собор, и келии, архитектор Франческо Растрелли построил в великолепном дворцовом стиле. Елизавета распорядилась для каждой монахини предусмотреть «отдельные апартаменты, с комнатой для прислуги, кладовой для припасов и кухней».

Екатерининский дворец, Царское Село – 1752

Первый небольшой дворец с «16 светлицами» был построен в Царском Селе для жены Петра I Екатерины еще в 1710г (так же как и Петергоф), однако великолепный Екатерининский дворец в стиле барокко, который мы видим сейчас, был построен спустя несколько десятилетий. Его строительство начал при Елизавете I, в 1752 году, знаменитый архитектор Франческо Растрелли.

Екатерининский дворец в Царском Селе в окрестностях Санкт-Петербурга

Центральная часть Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны регулярного парка

Длина Екатерининского дворца Растрелли составила 325 метров. Окончание строительства и отделка пришлись на период правления Екатерины II, поэтому его стали называть Екатерининским дворцом. Франческо Растрелли доводя красоту дворца до совершенства, так часто перестраивал его, что Екатерина начала сравнивать архитектора с Пенелопой «на утро он ломал то, что построил вчера». Внутренняя отделка имеет очень богатый золотой декор, во внешнем декоре преобладают голубой и белый цвета. Анфиладу парадных зал из-за обилия позолоты стали называть «Золотая Анфилада».

Строгановский дворец, С-Петербург — 1753

Строгановский дворец спроектировал и построил в 1753 году знаменитый придворный архитектор Франческо Растрелли. В конце 18 века во дворце произошел пожар, значительно повредивший интерьеры здания. От интерьеров Растрелли во дворце почти ничего не сохранилось, кроме Бального зала. В 1801 году Строгановский дворец после пожара восстановил архитектор Воронихин.

Вид на Строгановский дворец с Невского проспекта

Вид на Строгановский дворец со стороны реки Мойки

Воронихин создал известный минералогический кабинет. Сверху над кабинетом можно видеть купол второго этажа, где также храниться коллекция минералов. Внизу в кабинете помимо образцов минералов храниться библиотека Строгановых. Бальный зал, его еще называют Зал Растрелли, сохранился почти в первозданном виде. Потолок украшает плафон Джузеппе Валериани.

Зимний дворец, Санкт-Петербург – 1754

В 1703 году Петр I основал город на Неве, и практически сразу столица была перенесена в строящийся город. Императорский дворец (названный Зимний дворец), естественно, стал главным зданием на главной площади города. Однако тот Зимний дворец, который мы видим сейчас, построен только в 1754-1762 гг архитектором Франческо Растрелли, спустя 50 лет после основания города.

Дворцовая площадь – здание Эрмитажа (Зимнего Дворца) и Александровская колонна перед ним

Зимний дворец (Эрмитаж) со стороны Дворцовой набережной в лучах заката

Зимний дворец стал самым большим Дворцом Франческо Растрелли в Санкт-Петербурге. Несколько столетий он являлся главной парадной резиденцией российских императоров, а сейчас является крупнейшим музеем России и одним из лучших музеев мира. Позже появилось второе название — Эрмитаж (от французского Hermitage – жилище отшельника), которым сначала называли несколько уединенных комнат Екатерины II. Сейчас название Эрмитаж имеет гораздо большее распространение, чем старое название – Зимний дворец.

Биография Франческо Бартоломео Растрелли, архитектора в Санкт-Петербурге

Франческо Бартоломео Растрелли был последним великим архитектором эпохи барокко, работавшим в Санкт-Петербурге, и он дожил до того, как роскошно украшенный стиль, который он отстаивал, потерял популярность у городской элиты . Тем не менее, как создатель Зимнего дворца и Екатерининского дворца в Царском Селе, его имя является синонимом необычайной, порой чрезмерной роскоши, которой наслаждались и демонстрировали российские правители Романовы в 18 веке, возможно, наиболее ярким аспектом Санкт-Петербурга. .Архитектура Петербурга для посетителей.

Родившийся в Париже, он был сыном Карло Растрелли, скульптора, приехавшего в Санкт-Петербург в 1716 году, чтобы работать на Петра Великого. Он начал свое профессиональное образование под руководством своего отца (также получившего образование архитектора) и, как предполагается, учился в Европе в какой-то момент в 1720-х годах. Его первым заказом в 1721 году было строительство дома в Санкт-Петербурге для князя Дмитрия Кантемира, бывшего правителя Молдовы, на Миллионной улице, но его карьера пошла в гору в конце 1730-х годов, когда он начал работать на Эрнста Иоганна фон Бирона, фаворит императрицы Анны Иоанновны. Первым его проектом для нового покровителя стала школа верховой езды на Невском проспекте (1730 г., снесена). Затем его отправили в Курляндское и Земгальское герцогство на территории современной Латвии, где фон Бирон стал герцогом в 1737 году. Там Растрелли построил для фон Бирона два дворца — в Рундале (1736-1740) и Елгаве (1738-1740). Он также стал главным архитектором императорского двора.

Когда фон Бирон отошел от власти в 1740 г., Растрелли был отозван в Санкт-Петербург и ему было поручено спроектировать Летний дворец (1741-1744 гг.

, снесен в 1793 г.) в Летнем саду для Анны Леопольдовны, матери и регентши Ивана VI. После очередного дворцового переворота в феврале 1741 г., приведшего к власти императрицу Елизавету, Растрелли сохранил свой пост главного архитектора, но новых заказов от императрицы не получал до 1744 г., когда она приказала ему построить Мариинский дворец как свою летнюю резиденцию в Киеве. (1744-1755). В следующем году он начал работы по реконструкции и косметическому ремонту Большого дворца в Петергофе (официально открыт в 1755 году).

Следующим проектом Растрелли был Смольный монастырь (1748-1764), где сама Елизавета подумывала стать монахиней. Собор является бесспорным шедевром архитектуры позднего барокко, хотя он еще строился, когда Растрелли впал в немилость, и только в 1835 году Василий Стасов завершил строительство. В том же 1748 году Растрелли использовал почти идентичный проект Андреевского собора в Киеве (1748-1767). В том же году Растрелли начал работу в Царском Селе, завершив в 1749 году павильон Эрмитаж.

. В 1752 году началось строительство Екатерининского дворца, который благодаря своим богато украшенным фасадам и роскошным интерьерам стал одним из самых известных экстравагантных дворцов в мире, выходящим далеко за рамки часто заявляемой цели создания «русского Версаля».

Только реконструкция Зимнего дворца Растрелли (1754-1762) может сравниться с Екатерининским дворцом по величию и роскоши, и эти два огромных сооружения, возможно, не имеют себе равных в Европе по декоративной роскоши. Однако с точки зрения архитектурной ценности, возможно, что (незначительно) более скромные дворцы, созданные Растрелли для графа Михаила Воронцова (на Садовой улице, 1749 г.-1757) и барон Сергей Строганов (на Невском проспекте, 1753-1754) — лучшее свидетельство его талантов.

Вскоре после завершения строительства Зимнего дворца Екатерина Великая унаследовала российский престол, и витиеватые замыслы Растрелли оказались анафемой для ее прогрессивных вкусов. Он был уволен императрицей с должности главного архитектора в 1763 году и вернулся к своему старому покровителю герцогу фон Бирону в Курляндию, где работал над интерьерами двух дворцов, созданных им тремя десятилетиями ранее. Точно неизвестно, когда Растрелли вернулся в Петербург, но в феврале 1771 года он был принят в члены Академии художеств, а через два месяца умер в городе. Место его могилы неизвестно.

Работы: Большой дворец (Петергоф), Дворцовая часовня (Петергоф), Павильон Эрмитаж (Царское Село), Екатерининский дворец (Царское Село), Смольный собор, Воронцовский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец

Памятники и мемориалы: Памятник итальянским архитекторам на Манежной площади, Памятник Растрелли в Царском Селе, Площадь Растрелли (площадь Растрелли)

Связано с: Карло Растрелли, Юрий Фельтен, Михаил Земцев

Бартоломео Растрелли: биография архитектора эпохи барокко


Смольный собор Санкт-Петербург
(1748-64). Шедевр русской архитектуры конца 18 века.

ТЕРМИНЫ
Краткое руководство по терминологии
см. в Глоссарии по архитектуре.

Растрелли Архитектура

Один из величайших Архитекторы, работавшие в России, Франческо Бартоломео Растрелли был главным ответственный за стиль архитектуры который стал известен как русское барокко, что сделало его важным вкладчиком к русскому искусству, а также как один из великих барокко архитекторы 18 века.

Начинал как придворный художник под Петр Великий (годы правления 1682-1725), до назначения старшим придворным архитектор в 1730 году императрицей Анной. В этой роли Растрелли поставил кампания архитектурного обновления и строительства, проводившаяся в течение правление Анны (1730-40), Елизаветы (1741-62), Екатерины (1762-1769)6) и Александра I (1801-25), создавшего неповторимый стиль барокко. архитектура, сочетающая русские типологии с эпохой Возрождения архитектуры, а затем итальянского и французского барокко. С помощью несколько других архитекторов эпохи барокко и многие другие русские художников, он достиг мощной монументальной прямолинейности в своих рисунках, а также необыкновенные декоративные эффекты от цветных фасадов Летнего дворца (1740-44; разрушен), Петергофский дворец, близ Петербурга (1747-55), Смольный монастырь и собор (1748-64), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-56) и Зимнем дворце (1754-62).
Кроме того, его интерьеры были известны своим роскошным рококо. стиль и использование зеркал. Так же, как Дворец Версаля породил мини-ренессанс в деятельности французских дизайнеры и французы Декоративно-прикладное искусство, так оформление царских построек Санкт-Петербурга стимулировал появление большой школы ремесленников и мастеров-ремесленников: традиция романовского искусства, кульминацией которой стали изысканные украшения Пасха Фаберже яйца. (См. также: русский Живопись: 18 век.)

Биография

Бартоломео Растрелли родился в Париже. сын скульптора и архитектора Карло Бартоломео Растрелли. Прибытие в России в возрасте 15 лет он получил свой первый архитектурный заказ в 1721 году, в петровскую эпоху Искусство, когда его пригласили спроектировать дворец для князя Деметра Кантемира. Молдавии. С самого начала целью Растрелли было ввести Романова Барокко с новейшими итальянскими мотивами.

Все прошло хорошо, и как его дела понравился русский двор, поэтому он поднялся по служебной лестнице, став старшим придворный архитектор в 1730 году: должность, которую он сохранил при императрицах Анне и Елизаветы (1730–1762). Помимо перечисленных выше, его основной комиссии включали: Андреевскую церковь, Киев (1748-67), Воронцов. Дворец, Санкт-Петербург (1749 г.-57), павильон Эрмитаж, Царское Село (1749 г.), Мариинский дворец, Киев (начало 1752 г.) и Строгановский дворец в Санкт-Петербурге. (1753-54). Другие здания включают Митавский дворец и Анненгоф. Дворец в Лефортово.

Популярность и влияние Растрелли дали у него много последователей, которые сформировали отдельную архитектурную школу под названием « Русское барокко «. Среди них были русские архитекторы: С.И.Чевакинский (1713-83), Кокоринов А.Ф. (1726-72), Князь Дмитрий Васильевич Ухтомский (17191774), В. И.Баженов (1737-99), Казаков Матвей Федорович (1737-1813) и Старов И.Е. (1743-1808), некоторые из которых приняли принципы неоклассицизма. искусства и поступил на службу к императрице Екатерине Великой.

Их преемница Императрица Екатерина II (Екатерина Великий), однако, считал архитектуру барокко слишком старомодной. Она заменила Растрелли шотландским архитектором

Чарльз Кэмерон (1745-1812), спроектировавший ряд зданий. в более современном стиле неоклассицизма архитектуры, включая Павловский дворец (1782-86) и Александровскую Дворец (1812 г.), близ Петербурга. Тем временем Растрелли ушел в отставку. Курляндское герцогство, прибрежный регион Латвии, где ему было дано задание завершить и украсить несколько дворцов, принадлежащих герцогу двор, такой как Рундальский дворец, Пилсрундале (завершен в 1767 г.) и Елгава Дворец (завершен в 1772 г.). Незадолго до своей смерти Растрелли был избран действительный член Императорской Академии художеств, Санкт-Петербург.

Спроектированные здания Бартоломео Растрелли

Екатерина Дворец (1752-56)
Екатерининский дворец — дворец в стиле рококо, расположенный в бывшем городе Царское Село, к юго-востоку от Санкт-Петербурга, Россия. Разработано около 1717 года, немецкий архитектор Иоганн-Фридрих Браунштейн, как летняя резиденция императрицы Екатерины I, расширенная архитекторами Михаил Земцов и Андрей Квасов по просьбе императрицы Анны, перед дочь ее императрица Елизавета наконец обратилась к Растрелли и спросила его снести здание и заменить его более грандиозным и ярким Структура рококо. Его новое здание ослепляло как придворных, так и послов.

Петергоф Дворец (1747-55)
Расположен в Санкт-Петербурге и образует ряд дворцов и садов. — иногда его называют «русским Версалем» — Петергоф Дворец был построен Петром Великим, а затем расширен Растрелли, который добавлены крылья и переработана часть садов и фонтанов.

Смольный монастырь и собор (1748-64)
Смольный Воскресенский женский монастырь, расположенный вблизи к реке Неве, Санкт-Петербург, состоит из русского православного собора окружен комплексом монастырских построек. Первоначально построенный для Элизабет, дочь Петра Великого, решившая стать монахиней после того, как отказался от престолонаследия. Однако случилось так, что ее преемник Царь Иван VI был свергнут в 1741 году, а Елизавете это удалось, хотя работа над монастырем продолжалась по ее указанию. Собор монастыря находится считается одним из величайших произведений Растрелли. Собор планируется колокольня сделала бы собор самым высоким зданием в России, но смерть Елизаветы помешала его завершению. Лишь в 1835 г. здание было наконец завершено. Близлежащий Смольный институт, важный историческое здание, названное в честь монастыря.

Зимний дворец (1754-62)
Официальная Санкт-Петербургская резиденция русских царей (1732-1917), монументальный зелено-белый Зимний дворец проектировали самые разные архитекторы, прежде всего Растрелли, использовавшие стиль, известный как «русский». или «елизаветинское» барокко. В форме вытянутого прямоугольника, его главный фасад простирается на 250 метров. В здании находится примерно 1500 комнат, 1780 дверей, 950 окон и 120 лестниц. Позже он стал символ русской революции 1917 года.

Другие крупные здания по проекту Растрелли включают:

— Летний дворец (1740-44; разрушен)
— Андреевская церковь, Киев (1748-67)
— Павильон Эрмитаж, Царское Село (1749)
— Воронцовский дворец, Санкт-Петербург (1749-57)
— Мариинский дворец , Киев (нач. 1752)
— Строгановский дворец Санкт-Петербург (1753-54)

Прочее Ведущий Архитекторы барокко

В дополнение к упомянутым выше архитекторам, среди самых известных дизайнеров барокко:

Австрия/Германия
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656-1723)
Якоб Прандтауэр (1660-1726)
Иоганн Динценхофер (1663-1726)
Андреас Шлютер (1664-17014 Баль) 35667-19014 Баль)
Йозеф Эмануэль Фишер фон Эрлах (1693-1742)
Ганс Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф (1699-1753)
См.: Немецкое барокко Искусство (ок. 1550-1750) и немецкое Художники барокко.

Богемия/Чехия
Семья архитекторов Динценгоферов (1643-1744)
Якуб Августон (1668-1735)
Ян Блажей Сантини Айхель (1677-1723)

Великобритания
Сэр Кристофер Рен (1632-1723)
Сэр Джон Ванбру (1664-1726)

Франция
Луи Лево (1612-70)
Андре Ле Нотр (1613-1700)
Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708)
См.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта