Дворец в ораниенбауме: Музей «Большой Меншиковский дворец» / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Содержание

Музей «Большой Меншиковский дворец» / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Дата постройки: 1711-1727 гг.

Архитекторы: Д.М. Фонтана (1670-1712?) И.Ф. Браунштейн (даты жизни неизвестны), И.Г. Шедель (1680-1752).

Большой Меншиковский дворец – старейшее сооружение Ораниенбаума. Во дворце и его окружении отчетливо ощущается дух времени – эпохи преобразований и борьбы за выход к Балтийскому морю. Расположен он почти у самых вод залива, связан с морем, устремлен к нему, словно олицетворение главной цели всех деяний петровского времени – утверждения России на берегах освобожденного моря.

А. Д. Меншиков деятельно принимал участие в создании дворца, в 1711 году заложенного по его указанию на границе возвышенности, образованной естественным путем. Для строительства своей резиденции Светлейший князь пригласил иностранных архитекторов: Ф. Фонтана, И. Ф. Браунштейна, И. Г. Шеделя.

Композиционным центром дворца является двухэтажный корпус, увенчанный княжеской короной, к которому примыкают одноэтажные скругленные галереи с двумя павильонами. У его подножия мастерами Вицлавом и Грацом был разбит регулярный сад, декорированный скульптурами и фонтанами. Гости прибывали во дворец на кораблях по морскому каналу, прорытому в 1719 году.

Величественный облик дворца, его грандиозный размах и богатые интерьеры вызывали восхищение и удивление. В усадьбе гостей ожидало множество «диковинок». Например, в центре восточной галереи когда-то располагалась «турецкая баня» со стеклянной крышей, которую посещал и сам император Петр I. Залы и жилые комнаты были декорированы росписью по штукатурке и на холсте, шпалерами, мрамором, даже свинцовые переплеты окон были позолочены, а стены многих комнат были облицованы голландскими и немецкими кафлями. Во дворце имелось два особых покоя, предназначенных для императора: спальня и передняя. Их декор был сравнительно прост, лишь камин и стены были облицованы голландскими плитками.

Небывалая роскошь загородной резиденции Светлейшего князя по своему размаху в то время превосходила даже Петергоф. Но после опалы Меншикова все его имения были конфискованы в казну. В 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала Ораниенбаум наследнику российского престола великому князю Петру Федоровичу, впоследствии императору Петру III.

Именно при Петре Федоровиче восточный павильон Большого Меншиковского дворца получил свое нынешнее имя – «Японский». По указанию Великого князя внутри поместили коллекцию дорогостоящего фарфора. По преданию, именно в Японском павильоне 29 июня 1762 года царствовавший всего 186 дней император подписал отречение от престола в пользу жены, ставшей императрицей Екатериной II и новой владелицей Ораниенбаума.

На ранних этапах своего существования Ораниенбауму суждено было стать свидетелем главных трагедий эпохи дворцовых переворотов. Но XIX столетие было временем относительного покоя, когда настоящим ангелом-хранителем резиденции стала великая княгиня Елена Павловна. Новая хозяйка искала и находила иные формы самовыражения, сделав Ораниенбаум совершенно другим, оригинальным, не потеряв при этом его былую прелесть. В середине XIХ века дворцовые интерьеры были изменены по проектам известных архитекторов А. И. Штакеншнейдера, Г. Боссе, Л. Бонштедта, Г. Прейса в модном тогда стиле эклектики, при котором допускалось смешение разнородных стилевых элементов. От Елены Павловны Ораниенбаум перешел во владение её дочери, Екатерины Михайловны, а затем и внукам – немецким герцогам Мекленбург-Стрелицким.

В 1918 году дворец передали в ведение Местного совета, и он поступил под охрану Комиссариата имущества Республики. В Большом дворце в разное время размещались госпиталь, Сельскохозяйственное училище, Лесной техникум с общежитием. В 1934 году здание дворца было отдано ВМФ – пространство Церковного павильона разделили межэтажными перекрытиями, а уникальный иконостас начала XVIII века демонтировали. Только в 1995 году началась передача Большого дворца музею-заповеднику. Его двери как музея открылись для посетителей в сентябре 2011 года.

В трехвековой истории Большого Меншиковского дворца времена расцвета неоднократно сменялись периодами забвения и упадка. Тем не менее, дворец избежал катастрофических разрушений, кардинальных перестроек и сохранился до наших дней, как один из немногих подлинных памятников русской архитектуры первой половины XVIII века.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

В переводе с немецкого языка «ораниенбаум» означает «померанцевое (апельсиновое) дерево». Предание связывает происхождение этого названия с эпизодом Северной войны, когда на территории будущей мызы Меншикова была найдена маленькая оранжерея померанцевых деревьев, над каждым из которых огромными буквами была выведена надпись «Oranienbaum». Находка так понравилась Петру, что он пожелал дать такое название усадьбе. Известно также, что еще в 1703 году он назвал одну из вотчин Меншикова под Воронежем Ораниенбургом. Изображение померанцевого дерева с его ярко-оранжевыми плодами становится главным элементом герба Ораниенбаума.

После опалы Меншикова усадьба переходит во владение Адмиралтейской коллегии, но уже в 1743 году императрица Елизавета Петровна жалует ее наследнику престола, великому князю Петру Федоровичу, и его супруге, великой княгине Екатерине Алексеевне, — и Ораниенбаум становится резиденцией малого двора. Для забав будущего императора на территории Верхнего парка по всем правилам фортификационного искусства возводится «потешная» крепость «Петерштадт». В наши дни о недолгом царствовании Петра III напоминают сохранившиеся крепостные ворота и дворец свергнутого императора.

Особое место в истории русской культуры занимает ансамбль Собственной дачи, задуманный императрицей Екатериной II, еще в бытность ее великой княгиней, как загородная резиденция, с Китайским дворцом для приемов и Катальной горкой для летнего развлечения.

В конце XVIII века Ораниенбаум становится собственностью великого князя Александра Павловича (Александра I). Затем – летней резиденцией его младшего брата Михаила Павловича. Его дочь Екатерина Михайловна, в замужестве герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, и внуки – Елена, Георгий и Михаил, проживающие в Ораниенбауме вплоть до своего отъезда в эмиграцию, — бережно хранят наследие своих предков.

После революции 1917 г. ораниенбаумские дворцы национализируются. В дворцовых постройках располагаются новые службы: учебные и военные учреждения, госпитали. Тяжелым испытанием для бывшей великокняжеской резиденции становится Великая Отечественная война, когда Ораниенбаум оказывается в фашистском окружении. Защитники легендарного Ораниенбаумского «пятачка», выдержав натиск врага, отстаивают этот небольшой участок земли, ставший опорным пунктом обороны. Благодаря мужеству наших солдат, в резиденции сохраняются подлинные дворцы и павильоны, спасаются музейные коллекции.

В 1948 году городу присваивают имя Ломоносов – в честь великого русского ученого, основавшего в 1754 году недалеко от Ораниенбаума, в деревне Усть-Рудица, фабрику цветного стекла.

В наши дни, долгое время пребывавший в забвении, Ораниенбаум начинает возрождаться.

Распахнул свои двери для посетителей Большой (Меншиковский) дворец, приводится в порядок парк, после долгой и трудной реставрации открыта часть интерьеров Китайского дворца.


Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум», дошедший до наших дней в своем первозданном виде, – это блестящая страница в истории отечественной художественной культуры.

Дворец Петра III / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Дата постройки: 1758-1762 гг. 

Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794)

Непременной частью парадных загородных резиденций XVIII века являлись различного рода «увеселительные» постройки. Они предназначались для беззаботного времяпрепровождения царя и его окружения, «малых церемоний» и приемов. Существовала также традиция строительства в летних резиденциях «потешных» военных крепостей, которые использовались для забав императорских и великокняжеских детей. В Ораниенбауме подобная крепость «Петерштадт» была построена для великого князя Петра Федоровича, в будущем императора Петра III.

По очертаниям крепость напоминала двенадцатиконечную звезду, лучи которой окаймляли валы и широкий ров. Здесь находились постройки военного назначения, лютеранская кирха, а также императорский дворец, который, в отличие от других строений, был двухэтажным. Из всех построек «Петерштадта» сохранились только дворец и Почетные ворота. Миниатюрный дворец Петра III по утонченности пропорций и изысканности декора – одно из самых совершенных произведений архитектуры XVIII века. Это первая самостоятельная работа Антонио Ринальди в России, несущая в себе черты рококо – стиля, не получившего широкого распространения в нашей стране.

Размеры и сдержанная внешняя отделка дворца носят характер интимной загородной резиденции. Эта постройка не предназначалась для торжественных приемов и церемоний, а служила местом для отдыха после военных учений. В изысканных интерьерах царил собственный прекрасный и уютный мир хозяина – музыканта и страстного коллекционера. Первый этаж занимают служебные помещения, не имеющие художественной отделки. На втором этаже 6 комнат: Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Спальня и Будуар. Назначение и расположение комнат полностью отвечало дворцовому этикету и быту. Несмотря на малый размер помещений, в каждом из них подчеркнут их дворцовый характер – не роскошью, но утонченностью и изысканностью использованных материалов. Ринальди обращался к декоративным приемам, уже не раз использованным в русской архитектуре. Лаковые панно интерьеров Дворца Петра III напоминают о Лаковом кабинете «Монплезира», а шпалерная развеска живописных полотен Картинного зала – часто используемый декоративный прием оформления залов императорских дворцов первой половины XVIII века.

Дворец Петра III практически не пострадал во время Великой Отечественной войны и ныне предстает в своем первозданном виде. Посетители музея имеют уникальную возможность пройти по залам, которые хранят память о необычном русском императоре, а также спуститься из его покоев по тайной винтовой лестнице на территорию крепости «Петерштадт».

В музее представлены личные вещи Петра Федоровича: треуголка, шарф, мундир полковника голштинского пехотного полка. Будучи комендантом крепости, он не раз появлялся в этом наряде на балконе дворца, чтобы поприветствовать своих подчиненных.

Сегодня дворец Петра III не только редкий памятник зодчества XVIII века и первое из сохранившихся до наших дней произведений А. Ринальди. Во Дворце Петра III собрана уникальная коллекция живописи европейских художников XVII-XIX веков, предметы мебели и произведения декоративно-прикладного искусства.

Большой Ораненбаумский дворец «Ораниенбаум»

Архитекторы: Ф. Фонтана, И. Г. Шедель, И. Ф. Браунштейн, 1711-1727

Большой Ораненбаумский дворец – один из немногих памятников петровского зодчества, сохранившихся до наших дней. Другое название дворца – Меншиковский. Он был построен в 1710-1725 гг. архитекторами Д. М. Фонтана и И. Г. Шеделя.

Возвышенность, где находиться этот великолепный, обращенный к морю и развернутый по дуге длинно в двести десять метров дворец, имеет два яруса террас с отвесными стенами, пандусами и лестницами. Террасы составляют подножие дворца и придают его облику монументальность, торжественность и неожиданную легкость. Здание как бы парит над берегом.

Главный корпус дворца двухэтажный. К нему с обеих сторон примыкают развернутые дугой одноэтажные крылья. Они заканчиваются высокими павильонами – Церковным и Японским. К павильонам с южной стороны примыкают флигеля – Фрейлинский и Кухонный, которые ограничивают собою Парадный двор (курдонер).

План сложной конфигурации и словно самостоятельные объемы разной высоты предопределили архитектурно-пластический строй Большого дворца.

Памятник архитектуры раннего барокко. Построен на отвоеванном в ходе Северной войны участке побережья Финского залива, полученном в собственность А. Д. Меньшиковым, который лично руководил всеми работами в Ораниенбаумедо момента своей опалы в 1727 году. В строительстве и последующих перестройках дворца принимали участие М. Г. Земцов, П. М. Еропкин, И. К. Коробов, М. Л. Гофман, Ф. Б. Растрелли, А. Ринальди, Г. А. Боссе, Г. Г. Прейс, К. Г. Прейс, О. А. Паульсон. Дворцовая церков была освящена 3 сентября 1727 года в честь Святого Великомученника и Целителя Пантелеймона.

С 1743 года Ораниенбаум являлся резиденцией великого князя Перта Федоровича, будущего императора Петра III и его супруги княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Большой дворец перестраивается для нужд «малого двора» под руководством Ф. Б. Растрелли. Он переделал дворцовые интерьеры, а позади восточного павильона выстроил дворцовый флигель, оградивший с востока парадный вход. В Восточном павильоне на золоченых резных кронштейнах разместил более 200 предметов японского и китайского фарфора. С этого времени павильон стал называться Японским. Также были переделаны террасы перед северным фасадом. В Нижнем саду разбиваются цветочные партеры, размещаются померанцевые и лавровые деревья в кадках, подстриженные в виде шаров и конусов, аллеи украшает привезенная из Италии мраморная скульптура.

С 1762 г. во дворце работал архитектор А. Ринальди. Вновь переделав террасу, он соорудил великолепную гранитную лестницу с полуциркульным балконом. Интерьеры дворца были украшены живописью, лепкой, тканями и зеркалами.

В 1770-е годы по проекту А. Ринальди сооружаются подпорные стены террас и гранитное крыльцо, сохранившееся до настоящего времени. В конце XVIII столетия по указу императора Павла I владельцем Большого дворца становится его старший сын великий князь Александр Павлович, будущий император Александр I. В период с 1809 по 1825 год Большой дворец является императорской резиденцией.

С 1827 года дворцом владеют братья императора, великие князья Константин и Михиил Павловичи. Новый этап перестройки связан с именем великой княгини Елены Павловны, вдовы великого князя Михаила Павловича, которая владела Ораниенбаумом почти полвека. Усадьба становится ее любимым местом летнего отдыха, во дворце происходят заметные изменения в планировке и декоративной отделке интерьеров при участии архитекторов Л. Бонштедта, Г. Боссе и Г. Г. Прейса.

В 1873 году дворец наследует дочь Михаила Павловича и Елены Павловны — великая княгиня Екатерина Михайловна, в замужестве герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, передавшая его своим детям — герцогам Михаилу и Георгию Мекленбург-Стрелицким. Герцог М. Г. Мекленбург-Стрелицкий владел Большим дворцом до 1917 года.

Во время Первой мировой войны здесь размещался военный госпиталь, в 1919 году он уступил место средней Сельскохозяйственной школе, затем здание передали Лесному техникуму, а еще через десять лет дврец поступил в распоряжение военно-морских сил.

Восстановительные работы во дворце начались в 1946 году, после чего здание было передано для размещения Научно-исследовательского института, а в 1948 году перешел в ведение Министерства судостроительной промышленности. В 1956 году по проекту, архитекторов К. Д. Халтурина, при участии А. Э. Гессена и Е. В. Казанской проведена комплексная восстановильная реставрация фасадов дворца. В 1980-е гг. по проекту ЛФ института «Гипротеатр» отреставрирован Японский (восточный) павильон дворца, в котором проходили временные музейные выставки.

Большой Меншиковский дворец г. Ломоносов

Большой Меншиковский дворец и Нижний сад — единственный дворцово-парковый ансамбль эпохи Петра I, стиль которого сохранился до наших дней. Сегодня мы можем видеть характерное барочное здание с регулярным парком, в масштабах и великолепии которого ярко проявились честолюбивые замыслы первого сподвижника императора — А.Д. Меншикова.

Уже само местоположение дворца — на побережье — символизировало утверждение России на берегах Балтийского моря. Многие современники отмечали сходство в размещении Меншиковского дворца с императорскими дворцами в Стрельне и Петергофе: так же на уступе, фасадом к морю.

Дворец протянулся на 210 метров на уступе вдоль берега моря и словно парит над всем окружающим ландшафтом. Главный корпус дворца имеет два этажа, к нему примыкают дуги двух одноэтажных крыльев, оканчивающиеся высокими павильонами — Японским и Церковным.
Внутренние помещения дворца были не слишком велики, но отличались изысканностью и разнообразием декорации.

Первая меньшиковская резиденция представляла собой деревянный дворец или «старый деревянный дом на горе», просуществовавший до 1740 года. Большой дворец в Ораниенбауме был заложен в 1711 году по проекту итальянского архитектора Джованни Фонтана. Спустя несколько лет строительство возглавляет Иоганн Шедель.

Окончание строительства одного из самых великолепных загородных дворцов петровской эпохи в 1727 году по срокам совпало с крушением власти влиятельного А.Д. Меншикова. К этому времени в Ораниенбауме был создан Нижний сад в регулярном стиле, от которого к морю был прорыт судоходный канал. Дворец представлял собой центральную часть, две галереи, Японский и Церковный павильоны, связанный с дворцом служебный корпус. Также в поместье имелись бани, скотный и птичий дворы, кузнеца, мельница, конюшня, погреба.

После опалы Меншикова Ораниенбаум был в распоряжении Адмиралтейств-коллегии и перестраивался для размещения во дворце Морского госпиталя. Но в 1743 году Ораниенбаум был отдан как парадная резиденция великому князю Петру III, будущему наследнику престола.

Работы по архитектурно-декоративному оформлению дворца были поручены Бартоломео Франческо Растрелли, который пристроил восточный служебный флигель, сформировав тем самым парадный двор, и перепланировал Нижний сад. Уже с 1746 года великокняжеская семья каждое лето проводили в Ораниенбауме. С 1756 года главным архитектором дворца становится Антонио Ринальди, который внес новые стилистические черты раннего классицизма и рококо.

В 1792 году Большой Меншиковский дворец и Петерштадт были переданы Морскому кадетскому корпусу, но уже через несколько лет Ораниенбаум вновь получил статус летней великокняжеской резиденции и был передан Александру Павловичу.

До 1917 года Ораниенбаум сменил несколько владельцев, продолжая находиться в собственности императорской семьи. В 1918 году дворец передали в ведение Местного совета и он поступил под охрану Комиссариата имущества Республики. В Большом дворце разместили госпиталь, сельскохозяйственное училище, Лесной техникум с общежитием. В 1934 году здание дворца было передано ВМФ, тогда и пространство Церковного павильона разделили межэтажными перекрытиями, уникальный иконостас демонтировали.

В годы Великой Отечественной войны Большой (Меншиковский) дворец получил незначительные повреждения, по сравнению с дворцами других пригородов Санкт-Петербурга.

Передача Большого дворца музею-заповеднику началась в 1995 году. В 1996 году для посетителей был открыт Японский павильон, как единственная отреставрированная часть дворца.
В 2011 году после масштабной реставрации были открыты 10 залов центрального корпуса. 2 августа 2012 года к этим десяти залам, добавились еще четыре комнаты женской половины: Большой кабинет, Спальня, Камер-юнгферская и Проходная. Сегодня весь дворцовый комплекс находится под контролем музея-заповедника «Ораниенбаум».

Адрес Большой Меншиковского  дворца:
г. Ломоносов, Дворцовый пр., 48

Часы работы «Музея-заповедника Ораниенбаум»: пн-вс с 09:00 до 20:00
Контактные данные «Музея-заповедника Ораниенбаум»: +7 (812) 422-80-16

Сайт в сети интернет: http://www.peterhofmuseum.ru/page.php?id=7&page=70

Дворцово-парковый ансамбль в Ораниенбауме (Ломоносове) / Большой Меньшиковский дворец

Князь Меншиков действительно знал толк во дворцах, ведь его дворец в этом комплексе занимает центральное положение. Но не только сам дворец, а весь комплекс можно назвать уникальным. Ведь то, что мы видим, за исключением нескольких реставраций, не претерпело изменений и сохранило свой первозданный вид с петровских времен. И если некоторые постройки хоть сколько-нибудь изменились (например, катальную горку уже увидеть не получится), то дворец может перенести нас своей атмосферностью прямо в 18-й век.

Интересный момент: шикарные дворцы и размах их убранства должны сулить владельцам роскошную жизнь, но в случае с этой семьей все произошло ровно наоборот. В настоящее время во дворце проводится интерактивная экскурсия, которая наглядно и поэтапно показывает все периоды жизни этого строения — менялись владельцы, менялись ценности, менялись судьбы.

Строительство и обустройство резиденции:
роскошь, о которой можно только мечтать

Князь Меншиков находился при правлении Петра I в довольно завидном положении, и ни у кого даже не возникало мысли относительно того, что расположение царя будет утеряно. Поэтому князь рассчитывал все со стратегической точностью: сначала нужно получить хорошее место, затем возвести там сооружение, которое прослужит потомкам, далее обустроить его как можно богаче. И после этого жить в свое удовольствие при царе.

Ораниенбаум был летней резиденцией семьи, так как для городской жизни Меншиков уже озаботился приобретением городской резиденции на Васильевском острове. Над созданием городской резиденции работал тот же зодчий, но при проектировании нового дворца перед ним уже стояли более сложные и амбициозные задачи.

План выглядел вполне реальным и адекватным, учитывая позицию, которую занимал приближенный царя, и его возможности. Строительство началось в 1710 году, через пару лет после того, как князь получил земли на берегу Финского залива. Относительно названия Ораниенбаума ходят легенды, но чаще всего упоминается апельсиновое дерево, которое и изображено на гербе. Таким названием было никого не удивить во времена Петра, когда прозападничество успешно культивировалось и поощрялось. Остатки предполагаемых теплиц до сих пор можно заметить на территории парка, поэтому такая версия кажется весьма правдоподобной.

Меншиков не был намерен мелочиться и хотел сделать свой дворец поистине роскошным, поэтому к строительству были привлечены самые талантливые и известные зодчие — например, Джованни Мария Фонтана. Дворец строился очень долгое время, поэтому через несколько лет после начала строительства эта важная миссия была передана другому архитектору, а именно Иоганну Готфриду Шеделю, который и завершил строительство спустя 15 лет после его начала.

По нашим меркам строительство заняло очень много времени, но в те времена нельзя было сказать, что это долго. С другой стороны, владельцы не ждали окончательного завершения строительства, прежде чем начать здесь отдыхать. Совсем нет. Во дворце было примерно 76 комнат, и несмотря на то, что в целом он был не закончен, в это время его уже посещали представители знати. Здесь устраивались излюбленные Петром ассамблеи и празднества.

Отдельную главу жизни усадьбы представляет собой строительство Нижнего сада, который был любим всеми посетителями не менее, чем основное сооружение. Через этот сад можно было отправиться на лодочную прогулку по Финскому заливу. Огромный, занимающий площадь около пяти гектаров сад изобиловал плодовыми деревьями, что вызывало немалый восторг. Здесь можно было найти как привычные нам овощи и фрукты, так и их экзотические виды, которые выращивались в теплицах.

Сама конструкция дворца детально продумана и интересна. Например, основной корпус — двухэтажный, но к нему присоединялись два одноэтажных павильона — японский (потому что там хранился дальневосточный фарфор) и церковный (потому что там располагалась придворная церковь). Фасад в длину составлял более 200 метров! Даже из описания очевидно, что дворец был абсолютно роскошным сооружением, особенно по тем временам. Кроме того, он расположился на возвышенности и как будто бы «смотрел» на Финский залив, а такое местоположение можно даже назвать стратегически важным и выгодным.

Конечно, на внутреннем убранстве дворца было сосредоточено неменьшее внимание: кожаные обои с золотой росписью, дорогие ткани и отделка мрамором, паркет из дорогого дерева, украшенные шикарными плафонами потолки. Здесь можно было увидеть самые «выставочные» картины и самую утонченную посуду. Одним словом, дом был богат.

Непростая карьерная траектория Меншикова

Как нам известно, в 1725 году в связи с кончиной Петра Великого престол заняла его супруга Екатерина I. Меншиков в данный период находился на пике своей карьеры и уже занимал такое положение, что даже назвать его правой рукой Петра будет преуменьшением. Фактически он управлял страной, но перестановка политических сил пошатнула его планы — уверенность в расположении Петра II была ложной.

Это время можно назвать временем расцвета усадьбы, ведь Меншиков проводил здесь большую часть своего времени. Большую популярность имел досуг, который предпочитал и сам Петр, — это охота, различные увеселения и травля зверей (благодаря особенностям лесной фауны — здесь водились редкие животные). Резиденция гремела на весь Петербург. Меншиков не раз приглашал Петра в свою летнюю резиденцию на охоту и увеселения, которые были царю по душе. Об этом свидетельствуют в том числе и исторические данные, в которых содержится упоминание о пребывании императора в резиденции в течение нескольких летних недель 1727 года. После этого владелец усадьбы ожидаемо получил новое звание и чин генералиссимуса и полного адмирала, да и вся его семья стала еще почетнее и желаннее для двора.

Естественно, это подпитывало убеждение Меншикова в непоколебимости его авторитета и статуса у государя. А расположение молодого императора длилось недолго, и уже в начале осени все звания были отобраны, а вся семья Меншикова сослана.

На этом история дворца могла бы и закончиться, но этого не произошло. Прошло какое-то время, и он был передан сначала во владение Канцелярии, а затем — Адмиралтейств-коллегии. Конечно, новоселы не могли поддерживать внутреннее состояние дворца и территорию близ него в должном состоянии, поэтому постепенно все растаскивалось и приходило в упадок. Кульминация произошла примерно в 1737 году, когда дворец заняло отделение Морского госпиталя, а в павильонах расположился профильный театр и отделение хирургии.

Новая жизнь дворца

Новая жизнь дворца началась после передачи его во владение Петру III с его семьей в 1745 году. Очевидно, что пребывать в запущенной и разрушенной резиденции было посредственным удовольствием, поэтому за дело реабилитации строения взялся именитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Усадьба снова зажила: были украшены ворота, посреди двора расположился бассейн, были сооружены фонтаны в саду, заменены решетки, переделана лестница, которая сейчас является одним из выдающихся фрагментов ансамбля. От прежнего убранства мало что осталось, поэтому отделка и меблирование осуществлялись заново, учитывая современные тенденции. Комнаты дворца отделали и меблировали вновь с учетом всех веяний моды.

Таким образом, дворец обрел новую жизнь, но, как позже покажет сводка событий, и этой семье роскошная усадьба не принесла счастья. Размолвка Петра и Екатерины заключалась в первую очередь в отсутствии теплых чувств. У Петра была возлюбленная Елизавета, но, чтобы с ней воссоединиться, необходимо было как-то избавиться от жены. Никто не ожидал, что Екатерина выйдет из этой ситуации победительницей — именно здесь, в 1762 году Петр отказался от престола. Как мы знаем, закончилось эта история очень плохо: Екатерина, взойдя на престол, жестоко сжила супруга со света.

И снова пустота

Для самого Петра пребывание в Ораниенбауме было сродни празднику, ведь усадьба находится за городом, где можно избежать влияния родственников и общения с элитой, придворной знатью. Здесь Петр сосредоточился на общении с солдатами и офицерами, от которых он многое перенял.

Но того же нельзя сказать о Екатерине — ей этот дворец был не нужен и не интересен, поэтому долгое время он стоял без дела, а впоследствии был передан Морскому кадетскому корпусу. В связи с использованием дворца «не по назначению» внутреннее убранство снова пришло в негодность.

Таким образом, дворец жил в ритме качелей: сначала расцвет, потом упадок, затем снова расцвет. Следующая трансформация дворца была реализована Александром I, так как эта усадьба была дарована ему отцом. Но сам он здесь не жил, здесь поселилась семья его брата, которая, к слову, действительно реанимировала усадьбу и привела ее в исконный вид. Так или иначе, вплоть до революции здесь обитали потомки Михаила Павловича. Естественно, ремонт пришлось делать заново. Как обычно, с привлечением именитых зодчих — в этот раз Карла Росси и Андрея Штакеншнейдера.

После революции здание дворца снова заняли утилитарные учреждения — техникум, госпиталь и военно-морское ведомство. Во время Великой Отечественной войны дворец остался цел, в отличие от многих других сооружений, и это можно назвать настоящим чудом! И тем не менее прежнего энтузиазма возможность его облагораживания не вызывала. Только в 1995 году началась реставрация, а в 2011 году дворец был открыт для посещения, это приурочили к 300-летию Ораниенбаума.

Приглашаем посетить Вас всемирно знаменитые дворцово-парковые ансамбли, опоясывающие Санкт-Петербург: Петергоф (Петродворец) с уникальным Нижним парком, в котором есть не только 4 каскада и 150 фонтанов, но и Большой Императорский дворец, множество малых дворцов и музеев; Пушкин (Царское Село), с Восьмым чудом Света — Янтарной комнатой, расположенной в Екатеринискоим дворце, и большим количеством парков и павильонов; Павловский дворец и парк, который Жаклин Кеннеди назвала главной жемчужиной в ожерелье Петербурга; город военно-морской славы — Кронштадт, с уникальным Морским собором; и остальные пригороды — Гатчина, Стрельна, Ораниенбаум …

история и достопримечательности. Большой (Меньшиковский) дворец, Нижний сад и другие

Ораниенбаум (Ломоносов)

История Ориенбаума

     источник: encspb.ru

В 40 км от Санкт-Петербурга раскинулся еще один удивительный пригород Северной столицы – город Ломоносов, прежнее название которого звучит как Ораниенбаум. Здесь расположен музей-заповедник, хранящий архитектурные шедевры XVIII веков. Освоение этих живописных земель на берегу Финского залива начал еще сподвижник Петра I Александр Данилович Меньшиков, который решил построить здесь свою загородную резиденцию. Так был возведен Большой дворец, который своим великолепием затмевал даже дворец Петра I, строившийся в это же время в Петергофе. Рядом был разбит прекраснейший Нижний сад. В 1727 году князь Меньшиков впал в царскую немилость и был отправлен в ссылку. А его имущество, в том числе и Ораниенбаум, были переданы в казну. В 1743 году императрица Елизавета Петровна подарила Ораниенбаум своему сыну – будущему императору Петру III. Новый хозяин построил в Ораниенбауме ансамбль Петерштадт, в который вошла мощная крепость и дворец. Новый этап строительства в Ораниенбауме начался с приходом к власти супруги Петра III — Екатерины II. Государыня сделала Ораниенбаум своей летней резиденцией и соорудила здесь живописнейший дворец «Собственная дача».

Главная особенность дворцов и парков Ораниенбаума в том, что они не были подвержены разрушению по время Второй Мировой Войны, как многие пригороды Петербурга – Гатчина, Павловск, Царское село. Поэтому все постройки здесь – подлинные. Сегодня в дворцово-парковый комплекс входит несколько ансамблей: Большой дворец и Нижний сад, Петерштадт с дворцом Петра III и Петровским парком, Собственная дача с ее главными постройками — Китайским дворцом и павильоном Катальной горки. Ораниенбаум до сих пор считается одним из красивейших пригородных садово-парковых ансамблей Петербурга. В 1948 году городу было присвоено имя выдающегося русского ученого Михаила Ломоносова, поскольку неподалеку находилась его лаборатория по производству цветного стекла.

Большой (Меньшиковский) дворец

Большой дворец был построен первым хозяином Ораниенбаума – князем Меньшиковым в 1710-1727 гг. По масштабу и декору он не имел себе равных в Петербурге и его пригородах. Дворец не зря носит название «Большой». Издалека он кажется просто огромным. Монументальность постройке придает факт расположения его на возвышенности. Это создается впечатление, что дворец парит над берегом. От фасада к морю спускаются террасы. К главному двухэтажному корпусу дворца с двух сторон примыкают дугой одноэтажные крылья, которые заканчиваются двумя высокими павильонами – Церковным и Восточным. К павильонам примыкают Фрейлинский и Кухонный флигеля. Петр III переделал дворцовые интерьеры. А Восточный павильон, в связи с появлением в его интерьере двухсот предметов японского и китайского фарфора получил новое название – Японский.

Нижний сад

Выдающимся образцом садово-паркового искусства является Нижний сад. Он входит в комплекс Большого дворца. В центре Нижнего сада были разбиты партеры с цветниками, которые окружали ряды лип, кленов и елей. Также в саду были посажены плодовые деревья (яблони, вишни и т.д.). Сад украшали фонтаны и скульптуры.

Крепость Петерштадт и дворец Петра III

Император Петр III строит в Ораниенбауме крепость Петершадт и дворец Петра III.

Их строительство велось в 1762-1774 годах. Крепость, которая, увы, не сохранилась до наших дней, представляла собой весьма мощное строение, укрепленное бастионами, башнями, подъемными мостами и окруженная рвом с водой. Причина ее недолговечности в том, что большинство построек в ней были деревянными. Все, что осталось от крепости Петерштадт – это каменные Почетные ворота. А вот каменный двухэтажный дворец Петра III сохранился практически в первозданном виде. Дворец Петра III отличается весьма необычной планировкой. Он представляет собой небольшой павильон почти кубической формы, увенчанный балюстрадой. В плане дворец имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по плавной дуге. Именно эта часть здания – плавный переход от одной стороны здания к другой – и играет роль главного фасада. Нижний этаж предназначался для слуг и не имел художественного убранства, зато верхний этаж отличался изысканностью и парадностью. Комнаты отделаны лаковой росписью и тонкой резьбой. В этом дворце в 1762 году Петр III отрекается от престола.

Петровский парк

Этот небольшой, но удивительно уютный и милый уголок природы был создан в 30-х годах XIX века. Композиционной основой Петровского парка являются Нижний и Верхний пруды. Особую живописность Петровскому парку придают водопады, устроенные из гранитных скатов ступеней и разбросанных гранитных глыб и романтические руинные арочные мосты, переброшенные через речку Карость.

Верхний парк

Территориально Верхний парк делится как бы на две части – восточную его часть занимает комплекс Петерштадт, а западную – комплекс «Собственная дача».

Современный облик Верхнего парка – это созданный в середине XIX века пейзаж.

Особое очарование Верхнему парку придают мосты, органично вписавшиеся в его ландшафт, а также украшающие его архитектурные сооружения.

Концертный зал

В 1749-1751 годах по проекту архитектора Растрелли на территории парка был возведен небольшой дворец – каменный двухэтажный, увенчанный балюстрадой и высокой крышей. Перед залом раскинулся пруд, через который перекинуто два каменных моста с гранитными тумбами и железными перилами. В 1808 году здание Концертного зала было передано военному сухопутному госпиталю.

Собственная дача

Главными постройками «Собственной дачи» являются Китайский дворец и павильон Катальной горки, а также сооружение Китайской кухни.

Китайский дворец, созданный Антонио Ринальди по приказу Екатерины II, стал настоящим чудом своей эпохи. Современники называли его не иначе как «чудо, полное чудес». Дворец был украшен произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Стены украшены лепкой с позолотой, затянуты шелком и расшиты драгоценностями.

Сохранившийся павильон Катальной горки – небольшое трехэтажное сооружение. И хотя от внешней его роскоши мало что осталось (ранее павильон был украшен колоннами, скульптурой и вазами), его внутренняя отделка до сих пор поражает своей роскошью.

Внутренние помещения отделаны живописью, лепкой, позолотой, искусственным мрамором. Декоративная отделка XVIII века сохранилась в своем первоначальном виде.

Китайская кухня

Глядя на этот небольшой одноэтажный павильон, с антресольным этажом, увенчанный широким плоским куполом, трудно представить себе его назначение. А все потому, что он много раз перестраивался. Изначально же это был Фрейлинский павильон Китайского двора, построенный Ринальди в стиле барокко. В 1852-53 павильон был перестроен и получил новое название – Китайская кухня.

Собственная дача

Верхний парк

Китайская кухня

Ораниенбаум / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

В переводе с немецкого языка «ораниенбаум» означает «апельсиновое дерево». Легенда связывает историю названия с эпизодом из Северной войны, когда на территории будущей Меншиковской усадьбы была обнаружена небольшая оранжерея из апельсиновых деревьев с надписью: «ORANIENBAUM», написанной большими буквами над каждой из них. их. Находка так понравилась Петру, что он пожелал дать усадьбе такое название. Известно также, что еще в 1703 году он назвал одну из Меншиковских вотчин в окрестностях Воронежа Ораниенбургом.Изображение апельсинового дерева с его ярко-оранжевыми плодами стало главной эмблемой герба Ораниенбаума.

После отстранения Меншикова усадьба была передана во владение Адмиралтейской коллегии. Но уже в 1743 году императрица Елизавета Петровна подарила его наследному принцу великому князю Петру Федоровичу и его супруге великой княжне Екатерине Алексеевне. Таким образом, Ораниенбаум стал резиденцией меньшего двора. На территории Верхнего парка для развлечения будущего императора построили «забавную» крепость .Он назывался «Петерштадт» и был построен по всем правилам фортификационного искусства. Сегодня напоминающие крепостные ворота и дворец свергнутого императора напоминают нам о недолгом царствовании Петра III.

Ансамбль «Частная дача» занимает особое место в истории русской культуры. Он был задуман как загородная резиденция императрицей Екатериной II, когда она была великой княгиней. С Китайским дворцом для приемов и горкой для летних развлечений.

В конце XVIII века Ораниенбаум стал собственностью великого князя Александра Павловича (Александра I). Позже это была дача младшего брата Михаила Павловича. Его дочь Екатерина Михайловна в браке с герцогиней Мекленбург-Стрелицкой и внуки — Елена, Георгий и Михаил, проживавшие в Ораниенбауме вплоть до эмиграции, бережно относились к наследию своих предков.

После революции 1917 года дворцы Ораниенбаума были национализированы.В постройках дворца размещались новые службы: учебные и военные учреждения, а также больницы. Самым тяжелым испытанием для бывшей резиденции великого князя стала Вторая мировая война, когда Ораниенбаум оказался в осаде нацистов. Защитники легендарного Ораниенбаумского «котла» , выдержав натиск врага, сохранили тот небольшой участок земли, который стал опорным пунктом обороны. Благодаря мужеству русских солдат в резиденции, помимо музейных коллекций, сохранились аутентичные дворцы и павильоны.

В 1948 году городу было присвоено имя Ломоносова, в честь великого русского ученого, который в 1754 году основал завод цветного стекла недалеко от Ораниенбаума в селе Усть-Рудица.

В наши дни Ораниенбаум, долгое время находившийся в забвении, начинает возрождаться. Двери Большого Меншиковского дворца открыты для посетителей, парк приводится в порядок и после долгой и сложной реставрации открыта часть интерьеров Китайского дворца.


Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» , сохранивший первозданный вид, — яркая страница в истории художественной культуры страны.

Китайский дворец, Ораниенбаум, Санкт-Петербург

В этом очаровательном здании в южном углу парка Ораниенбаума нет ничего особенного китайского. Построенный Антонио Ринальди между 1762 и 1768 годами, это было первое крупное здание, заказанное Екатериной Великой, которая планировала использовать здание в качестве своей частной дачи. Фактически императрица провела там всего 48 дней за 34 года своего правления. Тем не менее, здание, которое в настоящее время проходит полномасштабную реконструкцию, считается одним из лучших образцов рококо в России, с великолепно богато украшенным интерьером, в котором представлены различные стили конца 18 века, в том числе шинуазри — тенденция, импортированная в Санкт-ПетербургПетербург из Англии, а не с Востока.

Китайский дворец в стиле рококо в Ораниенбауме

Снаружи дворец представляет собой относительно простое здание, одноэтажное, за исключением небольшого центрального павильона, окрашенного в мягкую комбинацию охристого и желтого цветов. Семнадцать комнат внутри, украшенных Ринальди и другими ведущими художниками и мастерами того времени, украшены розовыми, синими и зелеными скальолами, расписными шелками и замысловатой лепниной. Паркетные полы «Ринальди» красиво украшены с использованием нескольких видов редких русских и импортных пород дерева.Среди изюминок интерьеров Китайского дворца — Салон из бисера, стены которого увешаны 12 панно с богато раскрашенными гобеленами, изображающими экзотических птиц и фауну. Тонкие белые стеклянные бусины, которые образуют фон гобеленов, придают всей комнате прозрачное мерцающее качество, которое было разработано, чтобы быть особенно эффектным в мерцающем свете белых ночей. В полной мере влияние шинуазри проявляется в ярком Большом китайском салоне, стены которого покрыты панелями из дерева и моржовой кости с изображением восточных пейзажей и большими китайскими фонарями, висящими по углам.В комнате также есть бильярдный стол английского производства с великолепной резьбой по дереву.

Интерьеры Китайского дворца особенно ценятся, потому что они почти полностью сохранились со времен Екатерины. В то время как большинство интерьеров императорских дворцов Санкт-Петербурга пришлось полностью реконструировать после бессмысленного разрушения нацистскими захватчиками, украшения Китайского дворца были успешно эвакуированы и повторно установлены в начале пятидесятых годов. Однако они хронически нуждаются в реставрации, и этот процесс наконец-то начался в Эрнесте, в котором участвуют несколько крупных российских и международных природоохранных агентств.Срок завершения работ пока не установлен.

Открыт: С 1 мая по 9 октября: ежедневно с 10:30 до 18:00. Последний вход в 17:00.
Выходной: 1 мая — 9 октября: понедельник. 10 октября по 30 апреля: ежедневно
Вход: Взрослый: 400,00 рублей Дети: 200,00 рублей
Фото и видео: Запрещено
Примечание о доступности: Извините, этот музей не Доступно для инвалидов.

Ораниенбаум (Ломоносов), Санкт-Петербург, Россия

Поместье в Ораниенбауме, все еще известное послевоенным названием Ломоносов, является самым старым из Императорских дворцов в окрестностях Санкт-Петербурга, а также единственным дворцом, который не был захвачен нацистскими войсками во время Великой Отечественной войны. Большой дворец, основанный князем Меншиковым, ближайшим советником Петра Великого, является одним из самых роскошных образцов петровской архитектуры, сохранившихся до наших дней, хотя до недавнего времени сам дворец находился в запустении.После смерти Меншикова Ораниенбаум перешел в собственность государства и использовался как хоспис, пока в 1743 году его не подарила императрица Елизавета своему племяннику, будущему Петру III. Петр сделал Ораниенбаум своей официальной летней резиденцией и преобразовал один угол парка, приказав построить «Замок Шутки» и небольшую цитадель, в которой будет находиться его гольштейнская охрана. Этот своеобразный ансамбль, получивший название Петерштадт, по большей части был снесен при Павле. Антонио Ринальди, архитектор итальянского происхождения, который также спроектировал Большой дворец в Гатчине и Мраморный дворец в Санкт-Петербурге.В Петербурге в 1758 году Петром было поручено построить скромный каменный дворец рядом с крепостью, и он сохранился до наших дней.

  • Большой Меншиковский дворец — пожалуй, самая впечатляющая достопримечательность Ораниенбаума

  • Площадь перед Большим Меншиковским дворцом

  • Скульптуры в парке в Ораниенбауме

После свержения Петра Екатерина Великая поручила Ринальди построить Китайский дворец в Верхнем парке в качестве своей официальной загородной резиденции.Однако Екатерина мало времени проводила в Ораниенбауме, который она возненавидела во время брака с Петром, и к концу 18 -го -го века поместье было превращено в Морское кадетское училище. Дворец снова стал императорской резиденцией во время правления Александра I и сохранял этот статус до революции, когда он сразу же был открыт как музей. Хотя Ораниенбаум так и не был захвачен немцами, он подвергся бомбардировке во время войны, и, хотя Большой Меншиковский дворец уцелел, его реставрации уделялось гораздо меньше внимания, чем более известным поместьям в Петергофе и Царском Селе.Сегодня небольшой, но элегантный парк практически полностью отреставрирован, а полная реставрация дворцов, наконец, набрала обороты за последнее десятилетие.

Один из немногих сохранившихся образцов особняка петровского барокко, этот чрезвычайно элегантный дворец изначально был загородным домом князя Меншикова, ближайшего советника Петра Великого.

Холостяцкий дворец царя Петра III в Ораниенбауме представляет собой скромное двухэтажное здание, спроектированное итальянским архитектором Антонио Ринальди.

Китайский дворец в Ораниенбауме, построенный Ринальди для Екатерины Великой, является одним из очень немногих примеров архитектуры рококо в России.

В парке Ораниенбаума есть сады и просторные луга. Он лучше сохранился, чем содержащиеся в нем дворцы, а также, вероятно, является наименее людным из пригородных парков Санкт-Петербурга.

Детали транспорта из Санкт-Петербурга.-Петербург и другие полезные советы путешественникам по посещению парка и дворцов Оранинебаума.

История Ораниенбаума | Пригород и королевские резиденции

Ораниенбаум (Апельсиновое дерево) не так популярен среди туристов, как другие подобные дворцы, но, тем не менее, это прекрасное место для пикника или прогулки по тихим садам и сосновым лесам. Поместье в Ораниенбауме, все еще известное послевоенным названием Ломоносов, является самым старым из Императорских дворцов вокруг Св.Петербург. Князь Александр Меншиков, один из лучших друзей Петра Великого, начал строительство усадьбы и ее Большого дворца. Дворец — один из самых роскошных образцов петровской архитектуры, сохранившихся до наших дней.

В 1743 году, через несколько лет после смерти Меншикова, императрица Елизавета подарила имение своему племяннику, будущему Петру III, который сделал Ораниенбаум своей официальной летней резиденцией. Антонио Ринальди, архитектор итальянского происхождения, который также спроектировал Большой дворец в Гатчине и Мраморный дворец в Санкт-Петербурге.По заказу Петра в 1758 году рядом с крепостью был построен скромный каменный дворец, который сохранился до наших дней.

После свержения Петра III Екатерина Великая сделала его одним из своих мест для отдыха и поручила Ринальди построить небольшой китайский дворец в Верхнем парке с элементами барокко снаружи и рококо внутри. К сожалению, Екатерина мало времени проводила в Ораниенбауме и со временем даже возненавидела его во время брака с Петром, и к концу 18 века поместье было преобразовано в Морское кадетское училище.Ораниенбаум снова стал императорской резиденцией во время правления Александра I, сохраняя этот статус вплоть до русской революции 1917 года. После прихода к власти большевиков Ораниенбаум был немедленно преобразован в музей и открыт для публики.

Хотя Ораниенбаум так и не был захвачен немцами, он подвергся бомбардировке во время войны. Хотя Большой Меншиковский дворец уцелел, его реставрация не стояла на повестке дня, как более известные усадьбы Петергофа и Царского Села.Сегодня этот элегантный небольшой парк был почти полностью отреставрирован, что дает уникальное представление о жизни императорской семьи России практически с момента основания Санкт-Петербурга. Дворцовый ансамбль внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Реставрационная программа Китайского дворца, Ораниенбаум, Санкт-Петербург

Zoë Allen
Консерватор рам и мебели

Рис. 1. Внешний вид Китайского дворца.Фото Н. Кармазина (щелкните изображение, чтобы увеличить)

Китайский дворец расположен в Ораниенбауме, историческом комплексе парков и дворцов на южном берегу Финского залива в сорока километрах от Санкт-Петербурга, недалеко от Петергофа (рис. 1).

Дворец поистине уникален тем, что большая часть великолепного внутреннего убранства, мебели и экспонатов является оригинальной и восходит к постройке дворца. Ораниенбаум пережил бурную историю и, в отличие от многих отдаленных дворцов, остался невредимым во время нацистской осады Санкт-Петербурга.В начале осады коллекции дворцов Ораниенбаума были эвакуированы. Примечательно, что во время войны его ненадолго открыли в знак надежды и воодушевления для людей. Другие русские дворцы жили не так хорошо, и многие из них были почти полностью разрушены. Поэтому в послевоенный период средства были выделены куда-то еще, и Китайский дворец пережил период забвения.

Морозно-холодная зима, жаркое лето и влажная весна и осень вызывают большие колебания температуры и влажности.Эти экстремальные погодные условия и время сказались на тканях и интерьере здания. Основные проблемы — протекающая крыша, поднимающаяся влажность и плохой дренаж.

В ответ на нанесенный ущерб Всемирный фонд памятников (WMF) 1 в Великобритании обратился с призывом помочь в спасении дворца. Были собраны средства, и в настоящее время реализуется программа восстановления Китайского дворца. Проведен аварийный ремонт кровли, улучшен водоотвод, установлена ​​система экологического мониторинга для снятия показаний как внутри, так и снаружи здания.Сейчас начались работы по замене крыши, ремонту и укреплению фундамента здания и прилегающих террас.

Еще одним этапом программы реставрации Китайского дворца является устранение повреждений внутренней отделки. Фонд WMF в Великобритании обратился ко мне с предложением присоединиться к группе консерваторов для оказания помощи в этой части программы.

Я приехал в Санкт-Петербург в мае 2005 года с двухнедельным визитом вместе с Уиллом Блэком (директор по российским проектам, WMF), Юргеном Хубером (старший консерватор мебели, Wallace Collection) и Карлом Стейси (независимый реставратор).Наша основная задача заключалась в том, чтобы помочь запустить программу работ по сохранению, возможно, одного из самых великолепных залов — Салона из бисера (рис. 2).

Рис. 2. Салон из бисера. Фотография Фрица фон дер Шуленбурга (щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Парково-дворцовый ансамбль датируется началом XVIII века. Среди бывших жителей — князь Меншиков, основатель имения Ораниенбаум, а затем царь Петр III.У обоих были построены дворцы. В 1762 году в Ораниенбауме произошел один из самых драматических эпизодов в истории России — захват власти Екатериной Великой. Находясь в резиденции в имении, царь Петр III был арестован и свергнут в результате судебного переворота под руководством своей жены. После смещения он был заключен в тюрьму и вскоре после этого убит Алексеем Орловым, сообщником Екатерины и братом ее возлюбленного Григория Орлова.

После захвата власти императрица Екатерина II сделала свой первый заказ в качестве царицы.Она хотела, чтобы на территории Ораниенбаумского парка было построено частное поместье (дача). Для нее на территории имения построили два увеселительных павильона — Китайский дворец и Павильон Слайдинг Хилл, которые включали наклонную конструкцию длиной 532 м, предназначенную для спуска в специальных экипажах на колесах. Эти двое были построены как часть попытки очаровать и ослепить Европу и как место для развлечения друзей и любовников Екатерины в летние белые ночи, когда дневной свет преобладает в течение суток.

Китайский дворец считается уникальным примером искусства рококо в России и одним из самых изысканных памятников стиля рококо в Европе. Он был построен между 1762 и 1768 годами Антонио Ринальди с помощью некоторых великих мастеров и художников того времени, включая Джованни Тьеполо, Джузеппе и Серафино Бароцци. Дворец состоит из 17 комнат. Богатство и разнообразие их декора захватывают дух. Мифологические картины, расписной шелк, скальола и искусно выполненная лепнина украшают потолки и стены, а полы с замысловатым узором, разработанные Ринальди, выполнены с использованием множества различных разновидностей редкой местной и иностранной древесины.Китайский дворец был назван так в конце восемнадцатого века из-за стиля оформления четырех его комнат. Шинуазри, являвшееся тенденцией в рамках движения рококо, в то время было в моде в архитектуре Англии, и Екатерина очень восхищалась им.

Стены Салона из бисера покрыты 12 панно, на которых изображены причудливые сцены с птицами, цветами и экзотическими пейзажами. Эти сцены, окруженные розовыми завитками, листьями и другими мотивами рококо, замысловато вышиты на фоне мерцающих белых стеклянных бусин.Обширная палитра цветов, используемых в вышивке, сохраняет большую часть своей первоначальной яркости. Серафино Бароцци спроектировал панели, которые были сшиты русскими швеями из стекляруса местного производства.

Панно окружено богато резными и позолоченными рамками (рис. 3). Это колонны с пальмовыми пучками (примерно 300 x 16 см), украшенные гирляндами экзотических цветов и горизонтальные орнаментированные секции, которые отражают вышитые розовым цветом детали рококо на основных панелях.

Рисунок 3.Визуальный осмотр оригинальной позолоченной схемы 18 века. Фотография Зои Аллен (щелкните изображение, чтобы увеличить)

Резные рамы позолочены маслом и водой. Комбинация двух техник заставляет каркас сиять и блестеть: участки, покрытые масляной позолотой, дают перламутровое сияние, в отличие от блестящего полирования участков, покрытых водной позолотой. Удивительно, но изначально в комнате был стеклянный пол с цветочными узорами и разными секциями цветного стекла. Позже он был заменен на нынешний пол, который следует оригинальному стеклянному дизайну с использованием другой древесины.Можно только представить сияющий эффект стеклянного пола, украшенных бисером панелей и мерцающего полированного золота при свете свечей.

Общее состояние резного и позолоченного архитектурного каркаса очень хорошее. Наибольший ущерб был нанесен, когда рамы и вышитые панели были быстро разобраны, складированы и впоследствии повторно установлены во время и после войны. Физические повреждения привели к небольшим потерям резной детали и золоченой поверхности. Однако текстильные панели очень хрупкие.Из-за ослабленных волокон они провисают и не могут удерживать собственный вес. Они срочно нуждаются во внимании.

Предварительный шаг в консервации интерьера комнаты начался в прошлом году, когда Юрген Хубер был приглашен для проведения обследования состояния элементов из позолоченного дерева, предложить методы обработки и связаться со специалистами по консервации для этого визита. При осмотре элементов золоченого дерева выявлены участки подъема и активного отслаивания золоченой поверхности. Консолидацию этих областей необходимо будет провести до начала любых других работ.

Дальнейшие шаги по обработке помещения будут включать в себя обследование состояния и предложения по обработке вышитых и вышитых бисером панелей (будет выполняться консерватором по текстилю) и, в конечном итоге, демонтаж рам и панелей для консервационной обработки. В тесном сотрудничестве реставраторы из обеих дисциплин разработают новые методы повторного подвешивания рам и панелей.

Целью нашего визита было начать профессиональное сотрудничество и установить отношения, чтобы запустить программу работ.Было важно поддерживать тесную связь с персоналом Дворца и российскими экспертами для обмена знаниями и идеями. Главный хранитель дворца Владимир Клементьев в течение многих лет изучал подлинные банкноты для работы мастеров и художников во дворце. Его исследования привели к глубокому пониманию того, как изначально возник дворец и какие части были позже дополнены или отремонтированы. Его знания бесценны для любого сохранения или восстановления оригинальных схем

.

В ходе визита мы провели дополнительные исследования помещения с русскими позолоченными консерваторами, из КГОП 2 (русский эквивалент английского наследия) и Китайского дворца.Нам удалось подтвердить, что большая часть позолоты на резных архитектурных рамах — это оригинальная схема восемнадцатого века. Достаточно редко можно встретить оригинальную позолоту на архитектурном убранстве интерьеров, которая часто многократно позолочена. Также были обсуждены и согласованы с этими реставраторами золочения методы и материалы, предложенные для закрепления каркасов из золоченого дерева.

Мы также обсудили экологический контроль и ведение домашнего хозяйства с персоналом Дворца. У них есть собственный климатолог, и проблемы ухудшения состояния, вызванные неблагоприятными условиями окружающей среды, хорошо изучены и контролируются в меру своих возможностей с ограниченными ресурсами и оборудованием.Персонал очень усердно работает, чтобы обеспечить хороший уход за дворцом и очень хороший режим уборки. Вместе мы смогли определить, какое оборудование потребуется персоналу для выполнения существующей программы ухода и какое оборудование необходимо для начала консервационных работ в интерьере, например, освещение, легкие строительные леса и т. Д.

Для дальнейшего развития отношений WMF в Великобритании любезно организовал визиты в другие учреждения. Мы не только посетили недавно отреставрированные дворцы и сады Петергофа и Царского Села, но и посетили Мастерскую по консервации мебели и позолоты в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.Недавно отреставрированные дворцы демонстрируют невероятное мастерство и мастерство сохранения в России. Возможно, это связано с традицией передачи навыков через ученичество или от отца к сыну, которая существует и по сей день. Во время посещения природоохранных студий мы познакомились с двумя командами отца и сына, работающими там.

Наша поездка помогла выявить практические аспекты, которые необходимо решить, чтобы приступить к реализации предлагаемой программы работ по консервации Салона из бисера.За две недели стало очевидно, что бюрократические требования могут быть довольно сложными.

Были решены логистические проблемы, например, когда мог начаться первый этап консолидации. Это должно быть в теплые месяцы, чтобы внутренняя температура была достаточно высокой, чтобы материалы могли работать. Кроме того, необходимо будет рассмотреть последствия проведения консервационных работ одновременно с предоставлением доступа общественности.

В настоящее время доступны средства для обработки комнаты, и после проведения первоначальных исследований работы должны начаться в ближайшее время.Россия — поистине волшебное место, и мне очень понравилось там время. Было очень приятно и очень ценно встретиться там с сотрудниками Китайского дворца и другими профессиональными консерваторами.

Благодарности

Я хотел бы поблагодарить WMF в Великобритании и Юргена Хубера за приглашение участвовать в качестве консультанта в таком интересном проекте, наших хозяев — в частности Владимира Клементьева, Елену Харькову и Татьяну Королеву за их теплый прием и экскурсию по поместью Оранинбаум. Иван Гарманов за свое время знакомит нас с Эрмитажем.Я благодарен Эми Андерсон за то, что она прочитала этот текст и внесла полезные дополнения и исправления.

Список литературы

1. Всемирный фонд памятников (www.wmf.org.uk) был основан как благотворительная организация в 1965 году в Нью-Йорке и является ведущей частной некоммерческой организацией, работающей с местными сообществами и партнерами. К настоящему времени WMF помогла остановить утрату более 400 важных сайтов в 80 странах. Офис в Великобритании возглавляет программу восстановления Китайского дворца (тел .: 020 7730 5344).
2. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории
и культуры Санкт-Петербурга.

Китайский дворец, Ораниенбаум, Санкт-Петербург — Путеводитель для вас

Китайский дворец в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Адрес: г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Дворцовый пр., 46,

Описание

Дворец в Ораниенбауме назван так из-за внутреннего убранства залов — роскошные китайские орнаменты украшают стены дворца.Когда-то здесь праздновали победу русской армии в боях с турками, а теперь проводят экскурсии и рассказывают об императорах и царицах.

Ринальди построил загородную резиденцию Екатерины II в 1760-1768 годах. До этого времени Китайский дом / Китайский Дом уже находился в Ораниенбауме, только он был деревянным и располагался недалеко от крепости Петерштадт на берегу реки Караста. Здание построено в стиле рококо, который (в отличие от более пышного и помпезного барокко) отличается изысканностью, изысканностью и тонким вкусом.Китайский дворец / Китайский Дворец создавался не для официальных приемов, а для отдыха и развлечения Екатерины II и ее близких.

Западная часть дворца полностью принадлежала царице, восточная — ее сыну Павлу Петровичу, которому к концу строительства исполнилось 14 лет.

Всего в Китайском дворце залов 17; ; в них танцевали, играли в карты и устраивали пиршества. Более того, каждый номер был оформлен по-своему и отличался от всех остальных.В качестве украшений использовались золочение и зеркала, лепнина и роспись.

Парадная анфилада (основная ось здания) включает в себя Зал муз / Зал Муз, Голубую гостиную / Голубую Гостинную и кабинет Стеклянный кабинет / Стеклярусный Кабинет, Большой зал / Большой зал и музей. Сиреневый салон / Сиреневая Гостиная, Малый и Большой Китайские кабинеты.

Именно в этом дворце императрица и ее свита праздновали исход русско-турецкой войны, хотя за 34 года своего правления Екатерина II провела всего 2 месяца на собственной даче.

Такое пренебрежение, конечно, было незаслуженным. Роскошь дворца вызывает головокружение: обилие декоративной росписи, украшающей стены, полы из ценных пород дерева, позолоченная лепнина, мрамор, барельефы, настенные росписи, не могли не потрясти воображение. Ко всему перечисленному добавить пруд, к которому вела живописная лестница, скульптуры на древнегреческие темы и знаменитую комнату Glasshouse — и это оказался настоящий рай. Для оформления залов в восточном стиле многие арт-объекты были доставлены из Китая и Японии.Во дворце хранятся предметы искусства XVIII века — картины и коллекции фарфора, привезенные с Востока и из Европы, резная и позолоченная мебель, созданная русскими резчиками и позолочниками по рисункам Ринальди.

Особого внимания заслуживает паркет, отличающийся разнообразием рисунков и цветов. Первоначально пол в комнатах был мраморным, а в 1770 году его заменили наборным паркетом, для изготовления которого использовалось более 20 видов деревьев, среди которых красное, черное и коричневое дерево, а также самшит, амарант. и персидский орех.

Залы Китайского дворца

В 1850 году вход в здание перенесли на восточную сторону, где была пристроена Большая Антикамера, служившая вестибюлем. Экскурсия по Китайскому дворцу начинается с этого помещения, своеобразного коридора. Здесь установлен монитор, и пока группа собирается, можно посмотреть фильм об истории дворца. Чугунные торшеры, сделанные в 19 веке в Париже, были установлены у двери, ведущей в следующий зал Муз, а ранее они стояли на крыльце у входа в Антикамеру.

Зал Муз / Зал Муз

За Антикамерой следует Зал Муз, который часто называют Живописной галереей. Его стены украшают картины итальянского художника Стефано Торелли, изображающие Аполлона с амурами и девятью музами, олицетворяющими искусство. На потолке можно увидеть богиню красоты и любви Венеру и милости ее спутников.

Стеклянный шкаф / Стеклярусный кабинет

Декор Стеклярусного Кабинета самый оригинальный.Зал украшают двенадцать панно, расшитых стеклянными бусинами (длинными трубчатыми бусинами). На основе стекловолокна выполнена вышивка флисовыми нитками с изображением экзотических растений и птиц на фоне сказочных пейзажей. Каждое панно отделено от соседней резной позолоченной рамой. Аналогов Стеклярусного Кабинета нет в мире.

Голубая гостиная / Голубая Гостиная

Изначально стены этой комнаты были отделаны синим шелком, поэтому гостиную называют синей.Позже ветхий материал убрали, а на стенах разместили полотна петербургского художника Александра Бейдемана, созданные в 1862-1868 годах.

Розовая гостиная / Розовая Гостиная

Потолок Розовой Гостинной с изображением Дианы расписан венецианским художником Гаспаро Дицциани. Украшением гостиной также являются два живописных панно с изображением амуров. Ранее зал украшали парадные и камерные портреты Екатерины II.По легенде, в этой комнате часто играл маленький Павел, сын императрицы.

Шкаф / Гардеробная

Раньше Гардеробную украшали элегантной мебелью и картинами. Сейчас здесь только камин и бледно-голубые стены, украшенные резьбой и лепниной.

Большой зал / Большой зал

Большой зал — главный зал Китайского дворца, его еще называли Приемно-Овальным залом (зал имеет форму эллипса).Зал расположен в центре главной парадной анфилады. Большой зал служил для приема гостей, поэтому его оформление отличается строгостью и торжественностью. Высота помещения 8,5 метра, в его отделке использован искусственный мрамор различных цветов и росписи, лепнина и мозаика. Наличие колонн делает интерьер несколько классическим.

Передняя / Передняя

Передняя изначально служила вестибюлем; гости входили в него через центральный вход.Их восхищение вызывало все вокруг — паркетный пол, напоминающий ковер, стены, расписанные Стефано Торелли, и живописный потолок «Аполлон и искусство» (приписываемый Серафино Бароцци и Стефано Торелли)

В середине XIX века дворец перешел во владение Великой княгини Екатерины Михайловны, став подарком на свадьбу с герцогом Георгом Мекленбург-Стрелицким. По ее заказу архитектор Людвиг Бонштедт внес незначительные изменения — построил второй мансардный этаж с южной стороны дворца и создал застекленный вестибюль-галерею.

В 1922 году дворец превратили в музей, а в годы войны Китайский дворец частично пострадал в результате блокады, артиллерийских обстрелов и бомбардировок, хотя боевых действий на территории Ораниенбаума не было. В годы, последовавшие за войной, в Ломоносове велись реставрационные работы, и к 1949 году посетители имели возможность полностью осмотреть дворец.

В настоящее время внутри дворца ведутся реставрационные работы — семь из них восстановлены из семнадцати залов.

Подробнее



Умеренное 2 дня

Береговая экскурсия

Санкт-Петербург, Россия

от 241 $

История и достопримечательности. Большой (Меншиковский) дворец, Нижний сад и др.

Ораниенбаум (Ломоносов)

История Ораниенбаума

источник: encspb.ru

В 40 км от Санкт-Петербурга находится еще один замечательный пригород Северной столицы — город Ломоносов, прежнее название которого звучит как Ораниенбаум.Здесь находится музей-заповедник с шедеврами архитектуры 18 века. Освоение этих живописных земель на берегу Финского залива начал еще один сподвижник Петра I Александр Данилович Меньшиков, который решил построить здесь свою дачу. В результате был возведен Большой дворец, блеском которого затмил даже строившийся в то же время в Петергофе дворец Петра I. Рядом был посажен красивый Нижний сад. В 1727 году князь Меншиков попал в царскую опалу и был отправлен в ссылку.Все его имущество, включая Ораниенбаум, было передано в казну. В 1743 году императрица Елизавета Петровна подарила Ораниенбаум своему сыну, будущему императору Петру III. Новый хозяин построил Петерштадтский комплекс в Ораниенбауме, который включал мощную крепость и дворец.

Еще один этап строительства в Ораниенбауме начался с возведения на престол жены Петра III, Екатерины II. Императрица превратила Ораниенбаум в свою летнюю резиденцию и построила там живописный дворец, который назвала «Частным коттеджем».

Главной особенностью дворцов и парков Ораниенбаума является то, что они не подвергались разрушениям, вызванным Второй мировой войной, как большинство пригородов Санкт-Петербурга, Гатчины, Павловска, Царского Села. Таким образом, все постройки сохранились в первозданном виде.
Сегодня дворцово-парковый комплекс включает в себя несколько групп: Большой дворец и Нижний сад, Петерштадт с дворцом Петра III и Петровский парк, Частный коттедж с его главными постройками — Китайским дворцом и павильоном Катальная горка.Ораниенбаум до сих пор считается одним из красивейших загородных садовых комплексов Петербурга. В 1948 году городу было присвоено имя выдающегося русского ученого Михаила Ломоносова, потому что здесь располагалась его лаборатория по производству витражей.

Большой (Меншиковский) дворец

Большой дворец был построен первым владельцем Ораниенбаума князем Меншиковым в 1710-1727 годах. По размерам и убранству ему не было равных в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Название дворца «Гранд» оправдано его огромными размерами.Монументальности зданию добавляет его расположение на холме. Создается впечатление, будто дворец парит над берегом. С фасада террасы спускаются к морю. По бокам к главному двухэтажному дворцовому зданию примыкают одноэтажные флигели, завершающиеся двумя высокими павильонами — церковным и восточным. Павильоны примыкают к флигелям «Фрейлинский» и «Кухня». Петр III переделал дворцовые интерьеры. Новое название — «Японский» — восточный павильон получил из-за новой коллекции из 200 предметов японского и китайского фарфора.

Нижний сад

Выдающийся образец садово-паркового искусства — Нижний сад. Он является частью комплекса Большого дворца. Посреди Нижнего сада созданы цветочные партеры, окружающие ряды лип, кленов и елей. Кроме того, он известен своими фруктовыми деревьями (яблони, вишни и др.). Сад также украшали фонтаны и скульптуры.

Петерштадтская цитадель и дворец Петра III

Император Петр III построил Петершадскую цитадель и дворец Петра III в Ораниенбауме.Их строительство длилось с 1762 по 1774 год. Крепость, которая, увы, не сохранилась, когда-то была очень мощным сооружением, усиленным бастионами, башнями, подъемными мостами и окруженная рвом с водой. Причина его хрупкости заключалась в том, что большинство построек в нем были деревянными. Все, что осталось от крепости, — это Петерштадт, каменные ворота Почета. Каменный двухэтажный дворец Петра III сохранился практически в первозданном виде. Дворец Петра III имеет очень необычную планировку. Это небольшой павильон почти кубической формы, увенчанный балюстрадой.Дворец представляет собой квадрат, один из углов которого срезан плавной дугой. Именно эта часть здания — плавный переход от одной стороны здания к другой — играет роль главного фасада. Первый этаж предназначался для прислуги и не имел художественных украшений, а вот верхний этаж отличается элегантностью и великолепием. Комнаты украшены лакированными картинами и прекрасной резьбой. В этом дворце Петр III отрекся от престола в 1762 году.

Петровский парк

Этот небольшой, но удивительно уютный и красивый уголок природы был основан в 1830-х годах.Композиционная основа Петровского парка — Нижний и Верхний пруды. Особую привлекательность парку придают водопады из гранитных ступеней и разбросанных гранитных валунов, а также романтические арочные мосты через реку Карост.

Верхний парк

Территориально Верхний парк разделен на две части — восточную часть занимает Петерштадт, а западную — «Частный коттедж». Современный вид Верхнего парка такой же, как и в середине 19 века.Особый шарм парку придают мосты, органично вписывающиеся в его ландшафт, а также декоративная архитектура.

Концертный зал

В 1749–1751 годах был возведен небольшой двухэтажный дворец по проекту Растерли, увенчанный балюстрадой и высокой крышей. Перед залом находится пруд, пересекаемый двумя каменными мостами с гранитными постаментами и железными перилами. В 1808 году здание концертного зала было передано военному госпиталю.

Частный коттедж

Основными постройками «Частного коттеджа» являются Китайский дворец и павильон «Катальная горка», а также Китайская кухня.Китайский дворец, созданный Антонио Ринальди по приказу Екатерины II, стал настоящим чудом той эпохи. В народе это называли «чудо, полное чудес». Дворец был украшен картинами, скульптурами и предметами декоративно-прикладного искусства. Стены украшены золотой лепкой, покрыты шелком и расшиты бижутерией. Нынешний павильон «Катальная горка» представляет собой небольшое трехэтажное здание. Хотя от былой роскоши мало что осталось (раньше павильон украшали колонны, скульптуры и вазы), его внутреннее убранство до сих пор поражает посетителей своим великолепием.Интерьер отделан картинами, скульптурами, лепниной, позолотой и искусственным мрамором. Декоративная отделка 18 века сохранилась в первозданном виде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *