Контакты. Ливадийский дворец-музей — официальный сайт
RU | EN
Версия для слабовидящих+7 (3654) 31 55 81 Контакты
- Главная
- Контакты
Название организации: | Министерство культуры Республики Крым Государственное автономное учреждение культуры Республики Крым |
Адрес: | Республика Крым, 298655, г. Ялта, пгт. Ливадия, ул. Батурина, д. 44а |
E-mail: | [email protected] |
Для набора номера телефона используйте коды +7 3654, 8 3654
Директор Декушева Лариса Владимировна | 31-55-79 (приемная) |
Заместитель директора Афонин М. ![]() | 31-55-79 |
Заместитель директора Постников К.В. | 31-08-61 |
Главный хранитель музейных предметов – заведующий научно-фондового отдела Фоменко И.Ф. | 31-55-62 |
Заместитель директора Пакилева Е.С. | |
Начальник отдела правовой и кадровой работы Салыкина Я.С. | 31-47-35 |
Начальник производственно-технического отдела Здоровов А.И. | 31-08-61 |
Начальник отдела организационной работы Ильенко В.В. | 31-55-00 |
Заведующий экскурсионного отдела (прием заявок на экскурсионное обслуживание) Рудой Н.П. | +7(978)761-81-71 31-55-81 |
Заведующий отдела научно-просветительских программ Гернет К. ![]() |
Расположение организации на карте
Форма обратной связи
Если вам необходима консультация или вы желаете обратиться к представителям организации с предложением, заполните форму, расположенную ниже. В течение 24 часов ваше сообщение будет обработано, и мы обязательно свяжемся с вами.
Контактное лицо Телефон E-mail * Текст запроса * Введите текcт, указанный на картинке* — обязательные для заполнения поля
От Ливадии до Чаира: крымские дворцы Романовых
Публикации раздела Архитектура
До 3 июля в музее-заповеднике «Царицыно» работает выставка «Романовы. Воспоминание о Крыме». В 11 залах Большого дворца воссоздают атмосферу императорских и великокняжеских резиденций Южного побережья Крыма — с помощью архитектурных макетов, ароматов и мемуаров, которые озвучивают актеры. Почему в Массандре императоры никогда не ночевали, чей дворец-крепость спас последних Романовых и кто выращивал розы Чаира, воспетые в романсе, — читайте в нашем материале.
Ореанда — первый крымский дворец Романовых
Императорский дворец до пожара 1881 года. Фотография: Отто Ренар / Институт истории материальной культуры РАН, Санкт-Петербург
Великий князь Дмитрий Константинович. 1890-е годы. Фотография: Александр Пазетти / Государственный архив Российской Федерации, Москва
Вид на парк и развалины сгоревшего дворца. 1887 год. Фотография: Отто Ренар / Институт истории материальной культуры РАН, Санкт-Петербург
Первой с рабочим визитом приехала на полуостров в 1787 году Екатерина II. Таврический вояж занял более полугода, а путешествие по самому Крыму — всего 13 дней. Ее внук Александр I в 1825 году так влюбился в Ялтинский залив, что решил купить для отдыха на Южном берегу имение Нижняя Ореанда. Он говорил: «Я скоро переселюсь в Крым, я буду жить частным человеком».
Когда Александр I умер, его младший брат Николай I подарил Ореанду своей жене Александре Федоровне, принцессе прусской. И заказал для супруги первый романовский дворец на Южном берегу Крыма. Его «подешевле» спроектировал Андрей Штакеншнейдер. Стройка длилась 10 лет, и супружеская чета так и не увидела дом при жизни.
По завещанию императрицы имение в 1862 году перешло сыну Николая I, Константину Николаевичу. Великий князь часто говорил: «Рай земной, имя коему — Ореанда», — а в поездках по Европе представлялся как «крымский помещик фон Ореандский». В материнском дворце гостил с «женой казенной» Александрой Иосифовной и шестью детьми от официального брака. А потом — и с «женой законной», балериной Мариинского театра Анной Кузнецовой.
За ночь с 7 на 8 августа 1881 года дворец сгорел: дети пошалили на чердаке со спичками. У внука Николая I, Дмитрия Константиновича, «живописные развалины» спустя 13 лет выкупил Александр III. Земли вошли в состав другой резиденции — Ливадия. Сами же руины разобрали полностью только в конце 1940-х годов, когда строили советский санаторий «Нижняя Ореанда».
Сегодня об императорской Ореанде напоминает старинная белокаменная полуротонда на одном из утесов, восточный платан-долгожитель в ландшафтном парке и 137-летняя церковь Покрова Пресвятой Богородицы — ее построили из камней сгоревшего дворца.
Массандра — дворец, где никогда не ночевали
Дворец в имении Массандра. Из альбома фотографий великой княгини Ксении Александровны. 1903–1904 годы. Фотография: Государственный архив Российской Федерации, Москва
На балконе дворца в имении Массандра. Из альбома фотографий великой княгини Ксении Александровны. 1903–1904 годы. Фотография: Государственный архив Российской Федерации, Москва
В 1889 году Александр III купил для больного туберкулезом цесаревича Георгия Александровича у наследников князя Михаила Воронцова имение Массандра. Всего более 960 десятин земли — недостроенный двухэтажный замок по проекту француза Этьена Бушара, ландшафтный парк немца Карла Кебаха и виноградники.
Архитектор Максимилиан Месмахер решил перестроить здание в стиле эпохи Людовика XIII, но по вкусу императора: с невысокими потолками, небольшими комнатами, крепкой дубовой мебелью. Однако и этот дворец стал десятилетним долгостроем.
В итоге и при Александре III, и при Николае II сюда приезжали, чтобы погулять среди черных сосен, устроить пикник, поиграть на природе. В Массандре не оставались на ночь — даже когда дворец достроили.
21-го октября. Понедельник. Отличный солнечный день.
В 2 ½ ч. поехали в колясках в Массандру и там всем обществом играли в Bull. Затем, чтобы отогреться, влезали на сосну и вообще предавались гимнастическим упражнениям. Пили чай и кофе. В 5 ½ возвратились домой. Писал целый вечер Мама. Обедали внизу.
После революции 1917 года в Массандровском дворце располагался туберкулезный санаторий «Пролетарское здоровье», с 1948-го — сталинская дача. В 1992 году Массандра стала филиалом Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.
Ай-Тодор — археологические раскопки Александра Михайловича
Пикник в окрестностях имения Ай-Тодор. За столом великий князь Александр Михайлович (в центре в белом кителе). 1897 год. Из личного фотоальбома великого князя Александра Михайловича. Фотография: Государственный архив Российской Федерации, Москва
Николай Краснов. Малый (Детский) дворец в имении Ай-Тодор. 1900-е годы. Из личного фотоальбома великой княгини Ксении Александровны. Фотография: Государственный архив Российской Федерации, Москва
Раскопки на мысе Ай-Тодор в районе бывшей крепости Харакс. Конец 1890-х годов. Из личного фотоальбома великой княгини Ксении Александровны. Фотография: Государственный архив Российской Федерации, Москва
Младший сын Николая I, Михаил, как и его отец, купил в Крыму землю — около 70 десятин у мыса Ай-Тодор — и подарил жене Ольге Федоровне, принцессе Баденской. По завещанию в 1891 году большая часть имения с дворцом отошла их сыну Александру, а меньшая — Георгию.
Для Александра Михайловича Ай-Тодор был символом детства и счастья. Сюда он привез в 1894 году свою жену — родную сестру Николая II, Ксению Александровну. Чтобы чаще видеться с Ники и Аликс, построил известную «императорскую дорогу» от Ай-Тодора до Ливадии и к 1902 году расширил свою дачу до 200 десятин.
Я испытывал громадное наслаждение, сажая новые деревья, работая на виноградниках и наблюдая за продажей моих фруктов, вин и цветов. Было что-то необыкновенно ободряющее в возможности встать с восходом солнца и говорить самому себе, скача верхом по узкой тропинке, окаймленной непроходимыми наслаждениями роз, — «Вот это реально! Это все — мое! Это никогда мне не изменить! Здесь мое место и здесь я хотел бы остаться на всю жизнь».
Александр Михайлович по профессии был моряком и даже совершил в 20 лет кругосветку, но увлекался археологией. Он пригласил профессионалов на раскопки римской крепости Харакс I–II веков нашей эры и нашел около 500 артефактов. Часть передал в музеи, а часть — использовал при строительстве имения. Например, в детском дворце, который возвел Николай Краснов в 1912 году, античные барельефы украшали интерьеры и фасады здания.
После 1917 года Александр Михайлович и Ксения Александровна покинули Крым — правда, по отдельности: они давно не жили вместе. Их дом стал детским санаторием имени Розы Люксембург.
Сегодня комплекс исторических зданий Ай-Тодора огражден заборами и выставлен на продажу.
Харакс — шотландское шато Георгия Михайловича
Имение великого князя Георгия Михайловича в Хараксе. Начало XX века. Фотография: Василий Сокорнов / Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Алупка
Великий князь Георгий Михайлович на террасе дворца Харакс. 1914 год. Фотография: Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Великая княгиня Александра Георгиевна в саду имения Харакс. Из личного альбома адъютанта великого князя Георгия Михайловича Н.П. фон Кюгельгена. 1907–1911 годы. Фотография: Государственный архив Российской Федерации, Москва
Брат Александра Михайловича, Георгий Михайлович, стал его соседом — как и завещала мать Ольга Федоровна. Георгий Михайлович назвал свое имение «Харакс» — по той самой древнеримской крепости, которую раскапывали на мысе Ай-Тодор. И в 1904–1908 годах Николай Краснов построил дворец и для него — в стиле шотландского шато.
Георгий Михайлович 22 года управлял Русским музеем — с самого его основания в 1893 году. В Харакс он приезжал отдыхать вместе с женой Марией Георгиевной (Минни), принцессой греческой, дочерьми Ниной и Ксенией.
29-го августа. Четверг.
Днем пошел пешком с Ольгой Александровной, Ольгой, Татьяной и Анастасией в Харакс, куда пришли ровно в час времени. Георгий и Минни приехали вчера. Они повели нас в сад и в новый коровник, очень хорошо устроенный. Пили чай в саду у стены дома. Вернулись домой в 6 ¼.
В июле 1914 года Минни повезла детей подлечиться в Англию — оказалось, безвозвратно. А Георгий Михайлович остался на родине — в январе 1919 года его расстреляли в Петропавловской крепости. Харакс стал ведомственным санаторием «Днепр» и остается им до сих пор.
Читайте также:
- История одного здания: усадьба Знаменское-Раёк
- 5 мистических мест Санкт-Петербурга
- Романовы в ссылке: 5 экспонатов Музея семьи императора Николая II
Чаир — парк, в котором цвели розы
Великий князь Николай Николаевич (Младший). Конец 1900-х годов. Фотография: Государственный архив Российской Федерации, Москва
Открытка «Крым. Чаир. Быв[ший] дворец [великого князя] Николая Николаевича, ныне дом отдыха». 1930–40-е годы. Фотография: Хаим Дувид Нояхович Бендицкий / Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Великая княгиня Анастасия Николаевна. Конец 1900-х годов. Фотография: Государственный архив Российской Федерации, Москва
Еще два брата — внуки Николая I, Петр Николаевич и Николай Николаевич, — жили в Крыму по соседству, в имениях Дюльбер и Чаир. И женились на родных сестрах — черногорских принцессах Милице Николаевне и Анастасии Николаевне.
Имение Чаир было семейным гнездышком Николая Николаевича. Он влюбился в Анастасию Николаевну, Стану, когда та была супругой герцога Лейхтенбергского. Семья Романовых была против брака, но после многих трудностей влюбленные смогли обручиться — свадьба прошла в 1907 году в Ялте. А медовый месяц молодожены провели в своем имении.
Десятью годами ранее Анастасия Николаевна прикупила рядом с Дюльбером, где жила ее сестра, полторы десятины земли. В 1902 году Николай Николаевич добрал еще две с половиной и заказал Николаю Краснову виллу в стиле неогрек. Через год в Чаире достроили компактный беломраморный дворец на 40 помещений, а в парке зацвели около двух тысяч кустов роз со всего света — цветы разводила Анастасия Николаевна.
В парке Чаир распускаются розы,
В парке Чаир расцветает миндаль.
Снятся твои золотистые косы,
Снится веселая, звонкая даль
В первый год Первой мировой войны Николай Николаевич был Верховным главнокомандующим Русской армией, а с 1917 года вместе с супругой и ее детьми от первого брака жил в Крыму. Спустя два года семья вместе с другими Романовыми покинула страну.
Сегодня Чаир — закрытая для публичного посещения ведомственная дача.
Дюльбер — «замок Синей Бороды», спасший последних Романовых
Великий князь Петр Николаевич. 1890-е годы. Фотография: Государственный архив Российской Федерации, Москва
Николай Краснов. Дворец в имении Дюльбер великого князя Петра Николаевича. Начало ХХ века. Фотография: Ялтинский историко-литературный музей, Ялта
Великая княгиня Милица Николаевна. 1890-е годы. Фотография: Государственный архив Российской Федерации, Москва
Петр Николаевич был разносторонним человеком: получил военное образование, но увлекался живописью, реставрировал Бахчисарайский дворец, разводил собак. Дворец в мавританском стиле он спроектировал сам — после большого путешествия по Северной Африке.
В 1893 году Петр Николаевич купил на Южном берегу 13 десятин земли. Он чуть не обанкротился из-за дорогих материалов, но за 1895–1897 годы построил дворец из более 100 комнат — «великолепный», или, как говорили крымские татары, «дюльбер».
Дюльбер окружали трехметровые стены с башенками и бойницами. Родственники подтрунивали над Петром Николаевичем, мол, хочет жить «как Синяя Борода». Но именно эта крепость спасла Романовых после революции, когда им грозили расстрелом в Ялте. Под руководством матроса Филиппа Задорожного члены императорской семьи держали оборону весь 1918 год. И 11 апреля 1919 года на британском крейсере «Мальборо» 18 оставшихся Романовых навсегда покинули родину.
Уже более ста лет Дюльбер остается ведомственным санаторием. В августе 2015 года его посетил внук Петра Николаевича — князь Дмитрий Романович. Он стал первым Романовым, который побывал в Крыму в постсоветское время.
Ливадия — резиденция последнего императора
Император Александр III, императрица Мария Федоровна, цесаревич Николай Александрович, великие князья Георгий и Михаил Александровичи, великие княжны Ольга и Ксения Александровны в Ливадии. 1893 год. Фотография: Иван Ностиц / Государственный архив Российской Федерации, Москва
От Ливадии до Чаира: крымские дворцы Романовых. Ливадия
Император Николай II и императрица Александра Федоровна на горе Ай-Петри, Крым. 1909 год. Фотография: Государственный архив Российской Федерации, Москва
Ливадию — самое долгое южнобережное владение Романовых — купили в 1861 году у графов Потоцких. Александр II подарил его жене Марии Александровне, которая болела туберкулезом. По проекту Ипполита Монигетти за пять лет там построили ансамбль из почти 70 объектов — включая Большой императорский дворец и Малый дворец для наследника Александра III.
В 1867 году Александр II встречал здесь первых американских туристов — один из них, Марк Твен, убедился, что Романовы «до удивления похожи на простых смертных». А в 1876 году в этой «летней столице» император принимал решение о начале Русско-турецкой войны.
Александр III нехотя приезжал в Крым из-за жары и скуки, в 1891 году праздновал в Ливадии серебряную свадьбу с любимой Минни — Марией Федоровной, принцессой датской. А в 1894 году в спальне Малого дворца 49-летний император скончался — гроб на руках несли три километра до ялтинского пирса, чтобы отправить в Петербург.
На следующий день после смерти отца в ливадийской Крестовоздвиженской церкви Николай II присягнул на верность престолу, а его «ненаглядная Аликс», принцесса Гессен-Дармштадтская, приняла православие через миропомазание под именем Александры Федоровны. Супруги снова приехали в Крым только спустя четыре года, но с тех пор каждый год отдыхали здесь с детьми. Император работал, а в его свободные часы все катались на яхте «Штандарт», ездили на роликовых коньках, играли в теннис и в домино, навещали родственников. В 1911 году быт обустраивали в Белом дворце, его построил за 11 месяцев Николай Краснов. А в начале лета 1914 года, еще не зная, супруги попрощались с Ливадией навсегда.
В 1922 году в Ливадийской резиденции открыли Музей быта царской семьи Романовых, он проработал пять лет. В феврале 1945 года в дворец приехали на Ялтинскую конференцию Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. С 1993 года здесь работает государственный дворец-музей.
«Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала куратора выставки «Романовы. Воспоминания о Крыме», историка-архивиста Ольгу Исхаковну Барковец.
Фотографии предоставлены организаторами выставки.
Теги:
ЗаповедникНиколай IIНиколай IАлександр IIIМузеиПубликации раздела АрхитектураЕщё
У прекрасного Ливадийского дворца в Ялте трагические воспоминания — Крым, Украина — The Traveling American
Что это такое — В царскую эпоху царская семья и другие аристократы часто ездили на южный берег Крыма, чтобы отдохнуть и расслабиться. После того, как были построены железнодорожные пути до Севастополя, город Ялта превратился в курортный город, и цари из семьи Романовых поручили архитекторам спроектировать дворцы для развлечений и отдыха в этом районе. Самым значительным дворцом был Ливадийский дворец, расположенный в двух милях к западу от порта в Ялте. Они никогда не предполагали, что будущие конфликты, влияющие на судьбы многих народов и лидеров, будут разыгрываться в этой прекрасной резиденции и вокруг нее.
Ливадийский дворец- Царь Александр II построил дворец на ливадийском имении в подарок своей жене в 1860-х годах, а его преемник Александр III много лет жил во втором построенном им дворце. Однако именно царь Николай II построил сверкающий белый дворец, дворы и изысканные сады, которые сейчас находятся на территории, в 1911 году после сноса более ранних построек. Спроектированный известным русским архитектором, Ливадийский дворец был построен в стиле итальянской виллы с белым гранитом, фонтанами, патио и балконами, а также 116 комнатами и современными жилыми помещениями для царской семьи. В течение четырех лет после его завершения царь, императрица и их дети отдыхали здесь весной и осенью. Они были любителями активного отдыха, которым нравилось плавать, кататься верхом, ходить пешком и играть в теннис. Эти счастливые дни внезапно закончились с началом Первой мировой войны в 1914. Гражданская война разразилась по всей России в 1917 году, и революция привела к аресту и последующему убийству царя и его семьи большевиками в 1918 году.
В феврале 1945 года дворец стал международной достопримечательностью, потому что лидеры трех союзных держав, Рузвельт, Черчилль и Сталин, провели большую часть заседаний важной Ялтинской конференции. Они установили условия разделения власти и будущего управления побежденной Германией и другими странами Восточной Европы и Средиземноморья, затронутыми войной. Историки до сих пор спорят об итогах Ялтинской конференции и ее влиянии на 45-летнюю холодную войну, которая вскоре последовала между Советским Союзом и Западом.
После войны дворец иногда использовался в качестве дачи для представителей Коммунистической партии, но новое независимое украинское правительство в 1993 году сделало его национальным музеем и использовало для международных встреч. Дворец остается открытым для публики с тех пор, как Россия взяла этот район под свой контроль в 2014 году.
Интересный факт s- Еще один дворец, построенный царем Александром II около 1900 года, находился в десяти милях к востоку от Ливадии в селе Массандра. Редко используемый дворянством, Массандровский дворец также служил правительственным санаторием, а позже — государственной дачей в Советском Союзе. По иронии судьбы, соглашение 1993 года между Россией и Украиной, которое предусматривало ядерное разоружение Украины, называется Массандровским соглашением, поскольку оно было подписано двумя странами.
Когда ехать- Погода в районе Ялты довольно приятная, с небольшими дождями с мая до середины октября и высокими температурами от 67 до 82 градусов, так что это лучшее время для посещения дворцов и других мест. С ноября по март прохладно, с дождем, снегом и ветром.
ДостопримечательностиДжессика Крист 0 лайковРоссия вновь открывает дворец последнего царя спустя столетие после его казни
Реклама
Продолжить чтение основного сюжетаПоследний дом Николая II отреставрирован и открыт для публики как музей за пределами Санкт-Петербурга.
Гостиная в реконструированном Александровском дворце, открывшемся для публики в качестве музея в августе.![](/800/600/https/xn----8sba1ambcltasql0a6h.xn--p1ai/sites/default/files/dsc03140.jpg)
ST. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия. Мария Рядова вспоминала, как в пыльной комнате Александровского дворца прыгала с одной балки перекрытия на другую и вглядывалась в темную пропасть под ним в тот день, когда она и ее команда рабочих сделали важное открытие.
Куча разбитых синих плиток пряталась в темноте. Эти осколки, как Рядова знала по архивным черно-белым фотографиям, были остатками плитки, которая когда-то украшала стены той комнаты, которая в начале 1900-х годов была личным бассейном и ванной царя Николая II. Но до того, как они были обнаружены, она никогда не знала их цвета.
Открытие этих блестящих кусочков кобальта и бирюзы завершило еще одну часть головоломки, которая реконструировала этот императорский особняк, который когда-то был домом последнего царя России и его семьи.
«Это была невероятная находка, — сказала 40-летняя г-жа Рядова, один из главных архитекторов проекта. «Я чувствовал себя очень вдохновленным».
Вместе с командой архитекторов и исследователей г-жа Рядова провела более десяти лет на этой территории, работая над восстановлением величественного желтого здания до его славы начала 20-го века, до того, как Вторая мировая война и советская реконструкция привели к его разрушению. . 13 августа работы г-жи Рядовой и многих других были наконец представлены, когда Александровский дворец открылся для публики как музей.
Этот дворец, вероятно, станет последним крупным российским императорским особняком, ставшим музеем, сказала специалист-исследователь Татьяна Андреева. Это результат многолетней исследовательской работы 37-летней г-жи Андреевой, г-жи Рядовой и их многочисленных коллег, которые воссоздали интерьеры, работая с несколькими нечеткими цветными картинками, тысячами черно-белых фотографий, несколькими акварелями. , несколько образцов драпировок и воспоминания о дворцовой жизни.
В музее собраны артефакты времен правления последнего российского царя.![](/800/600/https/sun9-32.userapi.com/Af769Sm-Muw0yCIticVSP8SYHvuNrRPCSoKfBA/ruCje1J51DE.jpg)
Для некоторых Александровский дворец стал символом примирения России с ним. «У меня сложное отношение к аристократам досоветской России, — сказал 51-летний Макс Трудолюбов, популярный блогер и обозреватель текущих событий. «Но эти дворцы стали памятниками».
Николай II долгое время представлялся русскому народу либо кровавым и убежденным деспотом — беспощадным угнетателем рабочего класса, либо невежественным и легкомысленным дураком, который по неосторожности позволил своей стране упасть со скалы в пропасть большевизма.
Вновь открывшийся дворец позволит посетителям окунуться в историю страны и составить собственное мнение, считает Лев Лурье, специалист по истории Санкт-Петербурга и семьи Романовых.
«Музей — это театр, где спектакль идет без актеров», — сказал он.
В 2011 году российское государство решило воссоздать личные апартаменты царя, обставленные в стиле модерн и большей частью разрушенные во время Второй мировой войны и последующих советских реконструкций, и создать вокруг них музей. В конце концов, правительство выделило на проект более 28 миллионов долларов, из которых 12 миллионов долларов поступило от музея и частных благотворителей. (Один из таких частных благотворителей, Боб Атчисон из Остина, штат Техас, — энтузиаст, который собрал коллекцию предметов, награбленных из дворца немцами и другими — и проданных на международных аукционах, — и который собирал деньги на ремонт дворец на десятилетия.)
Чтобы воссоздать личные покои царя, команде госпожи Рядовой пришлось переделывать почти все: паркет из протравленного дуба, шерстяные коврики и шелковые драпировки, и даже плевательницы, которыми пользовались царская семья и придворные.
Первоначально построенный в 1796 году Екатериной Великой для ее внука Александра, дворец был частью императорской резиденции в Царском Селе, обширного комплекса дворцов и парков за пределами Санкт-Петербурга, тогдашней столицы России.
В 1905 году правнук племянника Александра, Николай II, перевез сюда свою семью на постоянное жительство, спасаясь от все более хаотичной и опасной жизни в столице, где регулярно вспыхивали беспорядки, а его дед был убит в 1881 году.
Выбор Николая II Накануне революции отказаться от своих войск и воссоединиться с семьей в Александровском дворце разделяет многих, кто изучает период времени.
Для некоторых это обвинение: он поставил свою семью выше интересов своей страны, над которой имел абсолютную власть.
Но для многих православных верующих принятие Николаем II своей судьбы было проявлением смирения. В 2000 году Русская Православная Церковь канонизировала его и его семью как страстотерпцев — категория, используемая для обозначения верующих, претерпевших страдания и смерть с христоподобным благочестием.
В июле этого года, вопреки всем ограничениям, связанным с пандемией, тысячи верующих присоединились к крестному ходу в городе Екатеринбурге, который шел от места расстрела царя (позже он был разрушен) к месту, где покоится его семья были помещены в шахту и растворены серной кислотой.
В некоторых случаях узоры ковров были воссозданы из небольшого уголка, который удалось прокрасться на одну или две фотографии. Фото … Мэри Гельман для The New York Times Александр Палас является частью обширного комплекса дворцов и парков за пределами Санкт-Петербурга.![](/800/600/https/sun1-83.userapi.com/bujZE6hcscj7VGFbP72ZSzyg8j0_8jQgcJx9Zg/odFXqrC7DLw.jpg)
Проходя через почти готовые залы дворца за несколько недель до открытия этим летом, г-жа Рядова сказала, что надеется, что посетители будут в восторге. Она столкнулась со слишком многими проблемами и разочарованиями в этой реконструкции, чтобы думать иначе.
Например, ее расстроили семейные фотографии царя. Будучи заядлыми фотографами, они сделали тысячи снимков внутри дворца, в том числе фотографии, которые можно считать одними из самых ранних селфи в мире. Однако портреты часто бесполезны для реставраторов, потому что полы и потолки обычно вырезаются из рамы.
«Сейчас я всем говорю: фотографируйте свои потолки!» — сказала госпожа Рядова.
Коврики тоже представляли собой проблему: в некоторых случаях целые узоры воссоздавались из маленького уголка, которому удавалось проникнуть в одну или две картины. (Реставрация некоторых потолков приостановлена в надежде, что будут обнаружены новые материалы. )
В 1944 году, после немецкой оккупации, в большинстве домов Царского Села не было окон и крыш. «Страна была в ужасном состоянии, но люди хотели, чтобы эти руины были восстановлены такими, какие они есть», — сказала Ольга Таратынова, директор музея «Царское Село».
Таким образом, несмотря на то, что советское правительство зарекомендовало себя как противник правления царей, оно вкладывало деньги в ремонт их дворцов. «Это было политическое решение, — сказала 66-летняя Таратынова.
С тех пор комплекс стал важным туристическим центром, не говоря уже о символе российской истории. Г-жа Таратынова напомнила, что в 2002 году президент Джордж Буш посетил Екатерининский дворец на месте в качестве гостя президента Владимира Путина. Когда г-н Буш вошел в величественный тронный зал площадью 8500 квадратных футов с позолоченной резьбой по дереву, г-жа Таратынова сказала, что он застыл, загипнотизированный, и просто сказал: «Вау».
«Мы, русские, любим, когда люди приходят в гости и говорят: «Вау!», — сказала она.