Дворец растрелли: список самых известных работ великого архитектора — Tripster.ru

Мастер соборов и дворцов Франческо Растрелли

Новости 26.05.2023

В Швеции обнаружили петроглифы возрастом 2700 лет

Сборник

Участники Второй мировой

Новости 15.01.2023

Умер Вахтанг Кикабидзе

Новости 14.01.2023

Умерла Инна Чурикова

Франческо Растрелли было всего 16 лет, когда он впервые приехал в Россию вместе со своим отцом. Карло Расстрели был одним из тех, кто по приглашению царя прибыл в новую столицу Российской империи, чтобы построить там западный город. Это была задумка Петра I, который понимал, что без помощи европейских архитекторов ничего не получится.

Юный Франческо очень рано проявил свой яркий талант самобытного зодчего.

Этому помогли и знания, которыми с ним щедро делился отец, его лучший учитель. Позже Растрелли сам станет обучать петербургских мастеров секретам европейской градостроительной науки, создавая русскую школу.

Портрет архитектора Бартоломео Растрелли, около 1700−1771 гг. Пьетро Ротари. (Русский музей)

Слава лучшего архитектора России пришла к Растрелли в 1730-е. Фаворит царицы Анны Иоанновны доверил Растрелли построить в Курляндии дворцы своей резиденции: Рундальский дворец и дворец в Митаве. Это официально первые сохранившиеся до наших дней творения архитектора. Эрнст Иоганн Бирон был в восторге от выполненной работы. Благодаря его рекомендациям Франческо стал обер-архитектором императрицы. Строил Растрелли и для Михаила Воронцова, любимца Елизаветы Петровны. Работа растянулась на 9 лет, и в итоге Воронцов стал обладателем роскошной усадьбы, где буквально каждая мелочь представляла собой истинное произведение искусства. Однако содержать это великолепие Воронцову оказалось не по силам, и дворец пришлось продать в казну.

В здании разместили пажеский корпус, а позже — суворовское училище.

Воронцовский дворец. (wikipedia.org)

Правление Елизаветы Петровны стало расцветом славы Франческо Растрелли. Они оба мечтали превратить Петербург в лучший город на земле и, к счастью, имели схожие представления о том, что для этого надо сделать. После того как императрица посетила построенный мастером Летний дворец, она убедилась: этот иностранец — настоящий гений. Во дворце было 160 апартаментов. Все они были в зеркалах и богатом убранстве. Впоследствии жил здесь и наследник престола Павел I. Однако, став императором, он без промедления снёс Летний дворец. На его месте император построил Михайловский замок, где в ночь на 12 марта 1801 года его убили заговорщики.

Впрочем, все ожидания царицы и щедрые авансы Растрелли превзошёл, когда воплотил в жизнь самую заветную её мечту — Петергофский дворец. Он без преувеличения получился сказочным и затмил прославленную резиденцию французских королей. Территорию верхних садов Растрелли обустроил на французский лад. Интерьер восхищал продуманностью деталей: начиналось всё с парадной лестницы, одно только кружево перил которой завораживало взор. Ни одна комната в этом огромном здании не повторяла другую. Всё было изысканно и уникально.

Петергофский дворец. (wikipedia.org)

Многие влиятельные люди, восхищённые работами Растрелли, хотели, чтобы он строил и для них. Одним из таких счастливчиков оказался сподвижник императрицы — Сергей Григорьевич Строганов. Через 1,5 месяца Строгановский дворец был готов. Каждая его деталь, как и всегда, была шедевром и отражала неповторимый стиль зодчего. Строгановский дворец является одним из символов Петербурга, а его парадный зал — единственным помещением, не нуждающимся в восстановлении.

Самой большой многоярусной колокольней в России должен был стать Смольный собор. Растрелли строил храм на берегу Невы, но воплотить в жизнь грандиозный план полностью, к сожалению, не удалось. Началась война с Пруссией, и Елизавете Петровне пришлось урезать бюджет. Тем не менее собор получился превосходным, а сочетание традиции русского зодчества с элементами европейской архитектуры придало ему праздничность и живописность.

Ещё один безусловный шедевр Франческо Растрелли — Екатерининский дворец. Именно там российские монархи принимали своих знаменитых иностранных гостей. Даже самых избалованных роскошью вельмож восхищал интерьер дворца. В здании, протянувшемся более чем на 300 м, архитектор воплотил всё, что его завораживало в русской архитектуре.

Екатерининский дворец. (wikipedia.org)

В Царском Селе одним из павильонов значится Эрмитаж (в переводе с французского — место уединения). Здесь российские государи удостаивали избранных аудиенцией. Все углы этого затейливого маленького дворца выделены сдвоенными коринфскими колоннами. Такой приём, придающий всем постройкам воздушность, был у Растрелли излюбленным.

По велению Елизаветы Петровны, был создан ещё один архитектурный памятник — Зимний дворец. В нём сочетались лучшие композиционные приёмы мастера. Но Растрелли не удалось завершить отделку всех интерьеров дворца. Сейчас это знаменитый на весь мир музей.

Зимний дворец. (wikipedia.org)

До завершения Дворцовой церкви императрица не дожила. Первым, кто зашёл внутрь нового здания, был Пётр III. Его настолько поразила красота увиденного, что он наградил архитектора орденом святой Анны и званием генерал-майора. Для Бартоломео Франческо Растрелли это была первая царская награда за 26 лет службы.

Когда-то Варфоломей Варфоломеевич Растрелли даже не представлял, что можно строить дворцы там, где, как ему казалось после солнечного Парижа, невозможно жить. Но его талант преодолел все преграды.


Сборник: Участники Второй мировой

В вооружённом конфликте участвовали 62 государства.

Военные действия велись на территории Европы, Африки и Азии.

  • Статьи
  • Африка
  • XX век

Лето 1941 года: Африка

Лето 1941 года: Африка

В пустыне практически отсутствует местное население, поэтому потери среди гражданских лиц были минимальны, а военным не приходилось решать моральные дилеммы.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

СССР – Германия: подготовка к войне

СССР – Германия: подготовка к войне

ВПК Советского Союза работал на полных оборотах, и к моменту нападения Германии на нашу страну численный перевес в технике у нас был огромный.

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Китай в годы Второй мировой войны

Китай в годы Второй мировой войны

Китай внёс значительный вклад в борьбу с захватчиком и потерял большое количество своих граждан.

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Япония во Второй мировой войне

Япония во Второй мировой войне

План нападения Японии на СССР — «Кантокуэн», — озвученный ещё в июле 1941 года, так и не был приведён в исполнение. Почему?

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Император Хирохито: «символ демократии»

Император Хирохито: «символ демократии»

Хирохито, император Страны восходящего солнца, для союзнических войск Второй мировой стал одним из самых ненавистных людей на земле.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Феникс из пепла: Британия после 1945-го

Феникс из пепла: Британия после 1945-го

Победив во Второй мировой войне, британцы отказались от имперских амбиций.

  • Статьи
  • Африка
  • XX век

Лето 1941 года: Африка

В пустыне практически отсутствует местное население, поэтому потери среди гражданских лиц были минимальны, а военным не приходилось решать моральные дилеммы.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

СССР – Германия: подготовка к войне

ВПК Советского Союза работал на полных оборотах, и к моменту нападения Германии на нашу страну численный перевес в технике у нас был огромный.

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Китай в годы Второй мировой войны

Китай внёс значительный вклад в борьбу с захватчиком и потерял большое количество своих граждан.

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Япония во Второй мировой войне

План нападения Японии на СССР — «Кантокуэн», — озвученный ещё в июле 1941 года, так и не был приведён в исполнение. Почему?

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Император Хирохито: «символ демократии»

Хирохито, император Страны восходящего солнца, для союзнических войск Второй мировой стал одним из самых ненавистных людей на земле.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Феникс из пепла: Британия после 1945-го

Победив во Второй мировой войне, британцы отказались от имперских амбиций.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Москва в руках Монгола

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Берия и женщины

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Дикие помещики (18+)

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Отряд №731: Инкубатор смерти (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • I век

Сулла — диктатор, сгнивший заживо

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Туркестанский легион вермахта

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

От бурдалю до ретирадника

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Испанский грипп: пандемия, которая унесла тысячи жизней

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что казнили Джордано Бруно?

  • Статьи
  • Европа
  • XI-XV вв.

Преступление и наказание в средневековой Европе

  • Статьи
  • Европа
  • XV-XVIII вв.

Самые ужасные пытки (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Дело о подделке чая и товарного знака

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Ненасытная Виктория

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

От чего умер Ленин?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Королева Виктория: символ на троне

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Как Смоленск стал русским

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Открытое письмо Фёдора Раскольникова Сталину

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы Берия пришёл к власти

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Мишка Слепой: полвека за решёткой

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 271671
Москва в руках Монгола
  • 📚 Статьи
  • 👀 225016
Берия и женщины
  • 📚 Статьи
  • 👀 190433
Дикие помещики (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 184806
Отряд №731: Инкубатор смерти (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 178684
Сулла — диктатор, сгнивший заживо
  • 📚 Статьи
  • 👀 178335
Туркестанский легион вермахта
  • 📚 Статьи
  • 👀 174825
От бурдалю до ретирадника
  • 📚 Статьи
  • 👀 164351
Испанский грипп: пандемия, которая унесла тысячи жизней
  • 📚 Статьи
  • 👀 163238
За что казнили Джордано Бруно?
  • 📚 Статьи
  • 👀 136740
Преступление и наказание в средневековой Европе
  • 📚 Статьи
  • 👀 1201045
Самые ужасные пытки (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 830721
Дело о подделке чая и товарного знака
  • 📚 Статьи
  • 👀 816292
Ненасытная Виктория
  • 📚 Статьи
  • 👀 625275
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
  • 📚 Статьи
  • 👀 515146
От чего умер Ленин?
  • 📚 Статьи
  • 👀 495040
Королева Виктория: символ на троне
  • 📚 Статьи
  • 👀 437171
Как Смоленск стал русским
  • 📚 Статьи
  • 👀 372532
Открытое письмо Фёдора Раскольникова Сталину
  • 📚 Статьи
  • 👀 368394
Что, если бы Берия пришёл к власти
  • 📚 Статьи
  • 👀 366724
Мишка Слепой: полвека за решёткой

Растрелли Франческо — биография архитектора, личная жизнь, фото, работы

Франческо Бартоломео Растрелли был придворным архитектором Петра I и всех монархов эпохи дворцовых переворотов. Он спроектировал и построил Большой дворец в Петергофе, Зимний и Воронцовский дворцы, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. А на закате карьеры Растрелли стал генерал-майором, кавалером ордена Святой Анны и академиком архитектуры.

Ранние работы при Петре I и его наследниках

Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году. Его отец — придворный скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли — с ранних лет обучал сына мастерству.

В 1716 году, после смерти короля Франции Людовика XIV, семья Растрелли переехала в Санкт-Петербург. Глава семьи поступил на службу ко двору Петра I и в строящемся городе на Неве отливал пушки и скульптуры для интерьеров. Франческо помогал отцу проектировать дворцы и продолжал учиться — ездил в Италию, Германию, Францию.

Большой Екатерининский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1752-1756. Фотография: Александр Щепин / Фотобанк Лори

Воронцовский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1749-1757. Фотография: A.Savin / Wikipedia

Спустя четыре года Растрелли начал первый самостоятельный проект — дворец на Миллионной улице для молдавского государственного деятеля Дмитрия Кантемира. Внешний облик дворца был выдержан в стиле барокко, модном в те годы в Европе. Растрелли распланировал здание так, что вдоль набережной располагались залы для приемов, а с другой стороны находились комнаты отдыха. На первом этаже расположился просторный вестибюль, над ним — высокий парадный зал с лепниной и резными каминами, которые изготовил Растрелли-отец. Дворец достраивали уже после смерти Петра I во время правления Екатерины I.

После удачного дебютного проекта к Растрелли стали обращаться с заказами представители русской знати. В 1730 году архитектор построил дворец для князя Ивана Долгорукого.

Недостроенные дворцы при Анне Иоанновне и Анне Леопольдовне

В 1730 году на престол взошла Анна Иоанновна. В моде по-прежнему оставался стиль барокко, и Растрелли получал всё новые заказы. В этом же году он построил для императрицы деревянные Зимний и Летний дворцы в Москве, Манеж между Невским проспектом и Большой Морской улицей в Санкт-Петербурге. А чуть позже взялся за Рундальский замок фаворита Эрнста Иоганна Бирона в Курляндии (область современной Латвии).

Растрелли не только спроектировал курляндский дворец и регулярный парк перед ним, но и сам курировал строительство: заключал договоры с поставщиками рабочей силы и материалов.

Большой Петергофский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли и др. 1745-1755. Фотография: Александр Тарасенков / Фотобанк Лори

Смольный собор. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1748-1764. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

Первой построили центральную часть замка. Вместо ленточных фундаментов Растрелли соорудил свайные с платформами-ростверками из натурального камня. Так ему удалось распределить нагрузку на грунт под частями зданий разной этажности. Этот же тип фундамента он использовал и в других проектах. Стены дворца возвели из кирпича, а кровлю выполнили из нового материала — луженой жести. Она стоила дорого и внешне напоминала серебро. Боковые блоки Растрелли не успел завершить: Эрнст Бирон стал герцогом Курляндии и поручил итальянцу возвести резиденцию в Митаве. К этому времени изменился стиль Растрелли: архитектор перестал использовать облицовку фасадов колотым камнем, перешел от пилястр — прямоугольных выступов — к полуколоннам, которые группировал в тройки или пары. Окна он проектировал с полукруглым верхом и свойственным барокко обилием резных элементов и лепнины на наличниках.

Митавский замок тоже не был завершен. После дворцового переворота в пользу великой княжны Анны Леопольдовны Растрелли вернулся в Петербург. Здесь по приказу первого министра Бурхарда Христофа фон Мюнниха он начал строить Летний дворец в Летнем саду. Очередная смена монарха в ноябре 1741 года помешала завершить и этот проект.

Проекты Растрелли при Елизавете Петровне

Елизавета I стала основоположницей галломании в России: в годы ее правления появилась мода на все французское. Растрелли, который долгое время сотрудничал с немцами Бироном и Минихом, почти на три года попал в немилость императрицы. Придворным архитектором стал Михаил Земцов, который знал Растрелли и привлекал его к различным проектам, а после смерти Земцова Елизавета Петровна восстановила самого Растрелли в должности. Как обер-архитектор он завершил и Аничков дворец по проекту Земцова, и собственный Летний в Летнем саду.

Зимний дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1754-1762. Фотография: Vitas / Фотобанк Лори

Строгановский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1753-1754. Фотография: Александр Алексеев / Фотобанк Лори

Во время правления Елизаветы I Растрелли создал свои самые масштабные сооружения: ансамбль Смольного монастыря, Большой Петергофский дворец, Большой дворец в Царском Селе. Про проекту Растрелли Иван Мичурин построил в Киеве Андреевскую церковь и царскую резиденцию. Одновременно с императорскими поручениями Растрелли продолжал выполнять заказы знати, например построил дворцы графа Михаила Воронцова и барона Сергея Строганова. Частные строения возводились по типу императорских резиденций, но были меньше и отличались сдержанным оформлением.

В 1754 году Елизавета Петровна издала указ о строительстве нового Зимнего дворца по проекту Бартоломео Растрелли. Зимний возводили на берегу Невы, площадь перед дворцом окружали галереями, а к воде вела Иорданская лестница, по которой в Крещение спускались к проруби-иордани. Императрица рассчитывала, что дворец будет готов в двухлетний срок. Однако в 1761 году Елизавета I умерла, а дворец завершили уже при императоре Петре III.

Впервые за долгую службу Франческо Растрелли получил награду за свой труд из рук монарха — стал кавалером ордена Святой Анны. Петр III присвоил итальянцу звание генерал-майора.

Отставка при Екатерине II

Приход к власти Екатерины II в 1762 году совпал с закатом стиля барокко в архитектуре. К тому же императрица не одобряла чрезмерные траты на позолоченный декор и другие излишества. Растрелли остался без заказов. Когда архитектор был в отпуске в Италии, Екатерина II поручила профессору Петербургской академии художеств Жан-Батисту-Мишелю Валлену-Деламоту переделать внутренние покои Зимнего дворца. Узнав об этом, Растрелли вернулся в Петербург и подал в отставку.

Рундальский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1736-1768. Фотография: Joanna Malesa / Фотобанк Лори

Митавский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1738-1772. Фотография: Борис Сунцов / Фотобанк Лори

Вскоре из ссылки вернулся Эрнст Бирон и нанял архитектора, чтобы достроить Рундальский и Митавский замки в Курляндии. Но и здесь Растрелли не задержался: сын Бирона заменил его молодым датским архитектором. В 1766 году Растрелли отправился в Берлин и попытался попасть на прием к прусскому королю Фридриху II, ценителю барокко и рококо. Однако король его не принял, посоветовал сделать гравюры по эскизам и организовать выставку. В январе 1771 года, за три месяца до смерти архитектора, академики Императорской Академии художеств решили принять Растрелли «в число наиболее именитых членов Императорской Академии художеств в качестве почетного вольного общника».

Когда и где умер мастер русского барокко — неизвестно. Датой смерти принято считать 29 апреля 1771 года, когда Екатерина II своим указом распорядилась выплатить пенсию Растрелли его наследнику — Франческо Бартолиати.

Все дворцы Франческо Растрелли — описание, много фото, маршруты

Туристический образ Петербурга сформировал архитектор Франческо Растрелли. Его роскошные дворцы – визитная карточка северной столицы России. Бартоломео Франческо Растрелли был родом из Италии. Он приехал в Россию со своим отцом и впоследствии стал придворным архитектором российских императоров.

Растрелли работал в период расцвета архитектурного стиля барокко. В России этот стиль ассоциируется с ним. Все самые известные царские дворцы Петербурга были построены архитектором Растрелли и его учениками.

В этом обзоре на онлайн-путеводителе Геомерид вы сможете увидеть самые известные дворцы и церкви, построенные Бартоломео Франческо Растрелли в Санкт-Петербурге и окрестностях. В списке указаны годы начала строительства. Завершение строительства этих дворцов, как правило, затягивалось.

1. Рундальский дворец, Латвия — 1735
2. Большой Петергофский дворец, Петергоф — 1747
3. Андреевская церковь, Киев — 1747
4. Смольный монастырь, Санкт-Петербург — 1751
5. Екатерининский дворец, Царское Село — 1752
6. Строгановский дворец, Санкт-Петербург — 1753
7. Зимний дворец, Санкт-Петербург — 1754

Флорентийский Бартоломео Карло Растрелли, отец известного русского архитектора, был приглашен Царь Петр I в Россию в 1716 г. для строительных работ в Петербурге. Он был известным скульптором, но в Петербурге Растрелли увидел, что здесь более востребованы архитекторы, а не скульпторы. Он отправил сына учиться архитектуре за границу.

Расцвет творчества Франческо Растрелли приходится на царствование Елизаветы Петровны в 1740-1760 гг. В это время было заложено или построено большинство императорских дворцов Петербурга. В царствование Екатерины II стиль барокко стал выходить из моды, ему на смену пришел классицизм, который своей суровостью резко контрастировал с обилием лепнины и узоров на фасадах дворцов Растрелли.

За годы работы в Петербурге Франческо Растрелли построил около 12 дворцов, множество домов для придворных. Многие из них не сохранились или сохранились до наших дней со значительными реконструкциями, произведенными в более поздние годы.

Пройдите по гиперссылкам, чтобы подробно прочитать о каждом дворце и увидеть большое количество фотографий

Рундальский дворец, Латвия — 1735

Строительство Рундальского дворца было начато курляндским герцогом Эрнстом фон Бироном в 1736 году. фаворит российской императрицы Анны Ивановны (1730-1740), мало интересовавшийся государственными делами, и поэтому в то десятилетие Российской империей фактически правил Бирон.

Рундальский дворец, вид из обычного парка

Большой внутренний двор Рундальского дворца вымощен булыжником

Учитывая свой неограниченный доступ к российской казне, Бирон хотел построить на своей родине (Герцогстве Курляндии и Земгалии) великолепный дворец, равный императорским дворцам России и поручили это задание известному архитектору Франческо Растрелли. К тому времени звезда Растрелли только восходила, но все отмечали его талант, который впоследствии в полной мере реализовался в его проектах загородных дворцов под Петербургом.

Большой Петергофский дворец, Петергоф — 1747

Большой Петергофский дворец — одно из первых произведений Бартоломео Франческо Растрелли, самого известного архитектора Петербурга 18 века. Несмотря на свой роскошный вид, особенно со стороны Нижнего парка, Петергофский дворец невелик – в нем всего 30 комнат. Как и во всех дворцах Растрелли, в Петергофском дворце много таких украшений, как золоченая резьба по дереву.

Большой Петергофский дворец и фонтаны Большого каскада

Вид на Большой Петергофский дворец из Верхнего сада

Здесь расположены самые известные залы Большого Петергофского дворца: Тронный зал, Чесменский зал (в честь победы над турками в Чесменском сражении 1770 г.), Танцевальный Зал или Бальный зал, Зал Аудиенций и Картинный зал. Особую роскошь Петергофскому дворцу придают фонтаны. Большой каскад — одна из самых выдающихся фонтанных систем в мире. Строительство Большого каскада было начато в 1715 г. Его официальное открытие состоялось в 1723 г.

Андреевская церковь, г. Киев — 1747

Андреевская церковь освящена в честь апостола Андрея Первозванного. Он построен на вершине Андреевской горы над Подолом. Это один из самых красивых православных храмов Киева, построенный в 1754 году по проекту архитектора Франческо Растрелли. Строительством храма занимались местные мастера, но Растрелли руководил проектом и вносил необходимые правки, связанные с необходимостью укрепления фундамента.

Андреевская церковь построена в Киеве в 1754 году по проекту архитектора Бартоломео Растрелли

Купола Андреевской церкви в Киеве в стиле украинского барокко

Церковь заложена по приказу российской императрицы Елизаветы Петровны во время ее 1747. Проект в стиле барокко разработал ее придворный архитектор Франческо Растрелли. Архитектурный стиль церкви очень похож на дворцы, построенные Растрелли в Санкт-Петербурге в те же годы.

Смольный монастырь, Санкт-Петербург — 1751

Смольный монастырь построен близ меандра Невы, в месте ее впадения в Охту (там находилась крепость Ниеншанц). В семнадцатом веке это место было довольно далеко от города, и императрица Елизавета хотела уединиться здесь на закате своей жизни со 120 монахинями, дочерьми знати. Место она выбрала потому, что там находился Смольный дворец (дворец не сохранился), где Елизавета провела свои юные годы.

Вид на Смольный собор со Шпалерной улицы

Корпус монашеских келий Смольного монастыря. Елизавета распорядилась предоставить монахиням «отдельные апартаменты, включая комнату для прислуги»

Работы по строительству Смольного собора начались в 1751 году. Строительство многих царских дворцов еще не началось, и Елизавета уже думала, куда ее потратить ее старость. Собор окружали жилища для «монахинь из знатных родов». Надо признать, что Растрелли спроектировал собор и жилища в великолепном дворцовом стиле. Елизавета устроила так, что у каждой монахини были «отдельные комнаты, в том числе комнаты для прислуги, кладовая и кухня».

Екатерининский дворец, Царское Село — 1752

Первый небольшой дворец с «16 парадными комнатами» был построен для супруги Петра Великого Екатерины в Царском Селе еще в 1710 году (примерно в то же время, что и Петергоф). Великолепный дворец в стиле барокко был построен лишь спустя несколько десятилетий. В 1752 году Елизавета I заказала этот дворец известному архитектору Франческо Растрелли.

Екатерининский дворец в Царском Селе за пределами Санкт-Петербурга

Центральный корпус Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны регулярного парка

Екатерининский дворец имеет длину 325 метров. Так как дворец достраивался и достраивался в царствование Екатерины II, он получил название Екатерининского дворца. Растрелли так часто перестраивал дворец, стремясь довести его красоту до совершенства, что Екатерина сравнивала его с Пенелопой, которая «сломала утром то, что сделала вчера». Интерьеры дворца были роскошно украшены золотом, а его экстерьеры были в основном синими и белыми. Из-за обилия золота анфиладу парадных залов даже называли «Золотой анфиладой».

Строгановский дворец, Санкт-Петербург — 1753

Строгановский дворец был построен в 1753 году знаменитым придворным архитектором Франческо Растрелли, создавшим немало шедевров в Петербурге. В конце 18 века во дворце случился пожар, значительно повредивший интерьеры здания. От растреллиевских интерьеров во дворце почти ничего не осталось, кроме Бального зала. В 1801 году после пожара Строгановский дворец был восстановлен архитектором Воронихиным.

Вид на Строгановский дворец со стороны Невского проспекта

Вид на Строгановский дворец со стороны реки Мойки

Знаменитый Минеральный кабинет построен по проекту архитектора Воронихина. Над кабинетом виден купол второго этажа, в котором также находится коллекция минералов. На первом этаже, кроме образцов минералов, располагалась Строгановская библиотека. Бальный зал, также называемый Залом Растрелли, остался практически нетронутым. Потолок украшен плафоном Джузеппе Валериани.

Зимний дворец, Санкт-Петербург — 1754

В 1703 году Петр I заложил город на Неве, и почти сразу же столица была перенесена в строящийся город. Конечно же, императорский дворец (называемый Зимним) стал основным зданием на главной площади города. Однако сегодня дворец был построен архитектором Франческо Растрелли только в 1754-1762 годах, через пятьдесят лет после основания города.

Дворцовая площадь и Александровская колонна на фоне Эрмитажа (Зимнего дворца) дом

Зимний дворец (Эрмитаж) в лучах заходящего солнца с Дворцовой набережной

Зимний дворец стал самым большим дворцом Растрелли в Санкт-Петербурге. На протяжении нескольких столетий дворец был главной парадной резиденцией российских императоров, а сейчас это крупнейший музей России и один из крупнейших и лучших музеев мира. Позже появилось второе название — Эрмитаж (от французского слова «эрмитаж», означающее «убежище»), которым первоначально называли несколько уединенных покоев Екатерины II. И сегодня название «Эрмитаж» гораздо более распространено, чем старое название — Зимний дворец.

Бартоломео Растрелли: биография архитектора эпохи барокко


Смольный собор Санкт-Петербург
(1748-64). Шедевр русского
зодчества конца 18 века.

ТЕРМИНЫ
Краткое руководство по терминологии
см. в Глоссарии по архитектуре.

Растрелли Архитектура

Один из величайших Архитекторы, работавшие в России, Франческо Бартоломео Растрелли был главным ответственный за стиль архитектуры который стал известен как русское барокко, что сделало его важным вкладчиком к русскому искусству, а также как один из великих барокко архитекторы 18 века. Начинал как придворный художник под Петр Великий (годы правления 1682-1725), до назначения старшим придворным архитектор в 1730 году императрицей Анной. В этой роли Растрелли поставил кампания архитектурного обновления и строительства, проводившаяся в течение правление Анны (1730-40), Елизаветы (1741-62), Екатерины (1762-1769)6) и Александра I (1801-25), создавшего неповторимый стиль барокко. архитектура, сочетающая русские типологии с эпохой Возрождения архитектуры, а затем итальянского и французского барокко. С помощью несколько других архитекторов эпохи барокко и многие другие русские художников, он достиг мощной монументальной прямолинейности в своих рисунках, а также необыкновенные декоративные эффекты от цветных фасадов Летнего дворца (1740-44; разрушен), Петергофский дворец, близ Петербурга (1747-55), Смольный монастырь и собор (1748-64), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-56) и Зимнем дворце (1754-62). Кроме того, его интерьеры были известны своим роскошным рококо. стиль и использование зеркал. Так же, как Дворец Версаля породил мини-ренессанс в деятельности французских дизайнеры и французы Декоративно-прикладное искусство, так оформление царских построек Санкт-Петербурга стимулировал появление большой школы ремесленников и мастеров-ремесленников: традиция романовского искусства, кульминацией которой стали изысканные украшения Пасха Фаберже яйца. (См. также: русский Живопись: 18 век.)

Биография

Бартоломео Растрелли родился в Париже. сын скульптора и архитектора Карло Бартоломео Растрелли. Прибытие в России в возрасте 15 лет он получил свой первый архитектурный заказ в 1721 году, в петровскую эпоху Искусство, когда его пригласили спроектировать дворец для князя Деметра Кантемира. Молдавии. С самого начала целью Растрелли было ввести Романова Барокко с новейшими итальянскими мотивами. Все прошло хорошо, и как его дела понравился русский двор, поэтому он поднялся по служебной лестнице, став старшим придворный архитектор в 1730 году: должность, которую он сохранил при императрицах Анне и Елизаветы (1730–1762). Помимо перечисленных выше, его основной комиссии включали: Андреевскую церковь, Киев (1748-67), Воронцов. Дворец, Санкт-Петербург (1749 г.-57), павильон Эрмитаж, Царское Село (1749 г.), Мариинский дворец, Киев (начало 1752 г. ) и Строгановский дворец в Санкт-Петербурге. (1753-54). Другие здания включают Митавский дворец и Анненгоф. Дворец в Лефортово.

Популярность и влияние Растрелли дали у него много последователей, которые сформировали отдельную архитектурную школу под названием « Русское барокко «. Среди них были русские архитекторы: С.И.Чевакинский (1713-83), Кокоринов А.Ф. (1726-72), Кн. Дмитрий Васильевич Ухтомский (17191774), В.И.Баженов (1737-99), Казаков Матвей Федорович (1737-1813) и Старов И.Е. (1743-1808), некоторые из которых приняли принципы неоклассицизма. искусства и поступил на службу к императрице Екатерине Великой.

Их преемница Императрица Екатерина II (Екатерина Великий), однако, считал архитектуру барокко слишком старомодной. Она заменила Растрелли шотландским архитектором Чарльз Кэмерон (1745-1812), спроектировавший ряд зданий. в более современном стиле неоклассицизма архитектуры, включая Павловский дворец (1782-86) и Александровскую Дворец (1812 г.), близ Петербурга. Тем временем Растрелли ушел в отставку. Курляндское герцогство, прибрежный регион Латвии, где ему было дано задание завершить и украсить несколько дворцов, принадлежащих герцогу двор, такой как Рундальский дворец, Пилсрундале (завершен в 1767 г.) и Елгава Дворец (завершен в 1772 г.). Незадолго до своей смерти Растрелли был избран действительный член Императорской Академии художеств, Санкт-Петербург.

Спроектированные здания Бартоломео Растрелли

Екатерина Дворец (1752-56)
Екатерининский дворец — дворец в стиле рококо, расположенный в бывшем городе Царское Село, к юго-востоку от Санкт-Петербурга, Россия. Разработано около 1717 года, немецкий архитектор Иоганн-Фридрих Браунштейн, как летняя резиденция императрицы Екатерины I, расширенная архитекторами Михаил Земцов и Андрей Квасов по просьбе императрицы Анны, перед дочь ее императрица Елизавета наконец обратилась к Растрелли и спросила его снести здание и заменить его более грандиозным и ярким Структура рококо. Его новое здание ослепляло как придворных, так и послов.

Петергоф Дворец (1747-55)
Расположен в Санкт-Петербурге и образует ряд дворцов и садов. — иногда его называют «русским Версалем» — Петергоф Дворец был построен Петром Великим, а затем расширен Растрелли, который добавлены крылья и переработана часть садов и фонтанов.

Смольный монастырь и собор (1748-64)
Смольный Воскресенский женский монастырь, расположенный вблизи к реке Неве, Санкт-Петербург, состоит из русского православного собора окружен комплексом монастырских построек. Первоначально построенный для Элизабет, дочь Петра Великого, решившая стать монахиней после того, как отказался от престолонаследия. Однако случилось так, что ее преемник Царь Иван VI был свергнут в 1741 году, а Елизавете это удалось, хотя работа над монастырем продолжалась по ее указанию. Собор монастыря находится считается одним из величайших произведений Растрелли. Собор планируется колокольня сделала бы собор самым высоким зданием в России, но смерть Елизаветы помешала его завершению. Лишь в 1835 г. здание было наконец завершено. Близлежащий Смольный институт, важный историческое здание, названное в честь монастыря.

Зимний дворец (1754-62)
Официальная Санкт-Петербургская резиденция русских царей (1732-1917), монументальный зелено-белый Зимний дворец проектировали самые разные архитекторы, прежде всего Растрелли, использовавшие стиль, известный как «русский». или «елизаветинское» барокко. В форме вытянутого прямоугольника, его главный фасад простирается на 250 метров. В здании находится примерно 1500 комнат, 1780 дверей, 950 окон и 120 лестниц. Позже он стал символ русской революции 1917 года.

Другие крупные здания по проекту Растрелли включают:

— Летний дворец (1740-44; разрушен)
— Андреевская церковь, Киев (1748-67)
— Павильон Эрмитаж, Царское Село (1749)
— Воронцовский дворец, Санкт-Петербург (1749-57)
— Мариинский дворец , Киев (нач. 1752)
— Строгановский дворец Санкт-Петербург (1753-54)

Прочее Ведущий Архитекторы барокко

В дополнение к упомянутым выше архитекторам, среди самых известных дизайнеров барокко:

Австрия/Германия
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656-1723)
Якоб Прандтауэр (1660-1726)
Иоганн Динценхофер (1663-1726)
Андреас Шлютер (1664-1714) 9 0009 Бальтазар Нойманн (1687-1753)
Йозеф Эмануэль Фишер фон Эрлах (1693–1742)
Ганс Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф (1699–1753)
См.: Немецкое барокко Искусство (ок. 1550-1750) и немецкое Художники барокко.

Богемия/Чехия
Семья архитекторов Динценгоферов (1643-1744)
Якуб Августон (1668-1735)
Ян Блажей Сантини Айхель (1677-1723)

Великобритания
Сэр Кристофер Рен (1632-1723)
Сэр Джон Ванбру (1664-1726)

Франция
Луи Лево (1612-70)
Андре Ле Нотр (1613-1700)
Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708)
См.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта