Тайна улыбки Джоконды
Вера Винниченко
«Квантик» №5, 2019
Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (полное название «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо») считается одним из самых загадочных произведений живописи. Искусствоведы до сих пор спорят, куда подевались брови Моны Лизы, кто нарисован на картине; некоторые настаивают, что художник изобразил самого себя. Но самой большой тайной считается мистическая улыбка Джоконды. «Неопределённость её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей… доносит до нас красочную полифонию духовной жизни» — радовался великий искусствовед В. Н. Гращенков. «Мы ощущаем присутствие существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа» — думал историк искусств Б. Р. Виппер, когда смотрел на картину. «Никто не разгадал её улыбку, никто не истолковал её мысли» — горевал З. Фрейд, величайший психиатр. А вот врач Кристофер Адур из Окленда считал, что улыбка Моны Лизы такая прекрасная и загадочная, потому что у дамы был паралич: она не могла пошевелить губами.
В 2004 году биолог Маргарет Ливингстон, профессор из Гарварда, смогла разгадать тайну улыбки Джоконды. Но чтобы понять, как Леонардо да Винчи добился своего «мистического» эффекта, нам нужно немного поговорить о том, как устроен человеческий глаз.
Свет, отражённый от видимых объектов, через зрачок попадает на сетчатку (рис. 1). Сетчаткой называется слой светочувствительных клеток. Они способны с помощью специальных белков (ретиналя) превращать энергию света в энергию электрического импульса. После того как свет преобразовался в электрический импульс, он поступает в головной мозг по зрительному нерву. То, что происходит в головном мозге с этим импульсом, — очень увлекательная история. Но мы сосредоточимся на том, что происходит в сетчатке глаза.
В сетчатке есть два типа светочувствительных клеток: колбочки и палочки. Колбочки отвечают за цветовое зрение, а палочки — за чёрно-белое. У нас, у людей, есть три вида колбочек: так называемые «синие», «зелёные» и «красные». Синие колбочки лучше всего преобразуют в электричество синий свет, зелёные — зелёный, а красные — красный. А все остальные цвета получаются путём комбинации этих трёх цветов.
Откуда же берётся, например, жёлтый цвет, если у нас для этого нет специальной жёлтой колбочки? Дело в том, что жёлтый свет чуть-чуть активирует и зелёные и красные колбочки одновременно. Этот комбинированный сигнал поступает в мозг, а мозг уже вычисляет: возникает ощущение жёлтого цвета.
Колбочки и палочки расположены на сетчатке неравномерно: колбочки сосредоточены в центре, а палочки — по краю сетчатки. В самом центре сетчатки находится зона, в которой особенно много колбочек и совсем нет палочек. Эта зона называется фовея (рис. 1), что в переводе с латыни означает «ямка». Фовея — зона максимальной остроты зрения. Поэтому та часть изображения, которая попадёт на фовею, будет видеться чётко. Но поскольку фовея очень маленькая, нам приходится перемещать её с одной части изображения на другую, «сканировать» объект. Вот, например, траектория движения глаз при рассматривании профиля Нефертити.
А вот и разгадка великой тайны. Леонардо нарисовал улыбку Джоконды с помощью теней. Эти тени почти невидимы для фовеи, но отлично различаются краями сетчатки. Получается, что когда мы смотрим на глаза, нос, брови, мы видим эти тени, и Мона Лиза улыбается. Но как только мы переводим нашу фовею на кончики губ, эти тени пропадают, и Мона Лиза уже не улыбается. Получается, что она как бы играет с нами.
Художник Мария Усеинова
улыбка Джоконды и другие загадки великих произведений искусства
Удивительно, но еще в 1900 году картина «Мона Лиза» была совсем непопулярной среди обывателей. Известность «Джоконда» получила только после того, как ее украли. Похищение произошло 21 августа 1911 года работником Лувра – итальянским художником-декоратором Винченцо Перуджей. Его мотивы до сих пор достоверно неизвестны, но считается, что Перуджа хотел вернуть «Джоконду» на ее историческую родину.
По подозрению в краже был арестован поэт Гийом Аполлинер. И даже Пабло Пикассо находился под подозрением. Но поиски полиции не давали никаких результатов, СМИ откровенно смеялись над расследованием, помещая сенсационные заголовки на первые полосы журналов и газет.
Картина так и была бы бесследно утеряна, если бы не просчет похитителя. Спустя два года в Италии Перуджа отозвался на объявление в газете и предложил продать «Джоконду» директору галереи Уффици. На самом деле отдавать оригинал «Моны Лизы» он не спешил и планировал сделать копии, выдавая их за настоящую работу Леонардо да Винчи. В конце концов картина вернулась в Париж, вору дали небольшой срок в тюрьме, но и на этом «страдания» полотна не закончились. Не раз «Джоконда» становилась жертвой вандализма – то обольют кислотой, то бросят камень, то запустят глиняной чашкой. Со временем «Мона Лиза» обросла множеством легенд и загадок. Об истории этого шедевра и других известных произведений искусства, таящих в себе великие загадки, читайте в нашем материале.
Джоконда – женщина легкого поведения?Еще больше интересных фактов о «Джоконде» вы сможете узнать в главной премьере сезона – «Историческом детективе с Николаем Валуевым» в субботу, 21 августа, в 8:25 на телеканале «МИР».
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Считается, что на картине изображена Лиза Герардини – супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Однако полотно не раз подвергалось анализу, исследованиям и даже конспирологическим теориям. Так, некоторые предполагают, что на знаменитой картине изображена женщина легкого поведения, мол, в XVI веке в Италии без бровей и ресниц ходили именно дамы этой профессий. Правда, есть теория, что изначально Мона Лиза была обладательницей густых бровей, которые исчезли после неудачной попытки реставрации. Но и это еще не все. Есть исследователи, которые считают, что на картине художник изобразил своего любовника по прозвищу Салаи (Дьяволенок) или даже самого себя – как бы он выглядел, если бы был женщиной. До сих пор остается непонятным, почему Леонардо да Винчи после того, как закончил картину, не передал ее заказчику, а бережно хранил у себя до конца жизни.
«Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи
*картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», моделью для которой был Салаи. Возможный гомоэротизм этого произведения был предметом рассмотрения искусствоведов, а на эскизе картины ясно виден эрегированный пенис.
Но больше всего людей занимает улыбка Моны Лизы, говорят, чтобы на устах модели постоянно играла улыбка, художник на протяжении четырех лет (именно столько он потратил на свою работу) приглашал шутов и музыкантов. Считается, что Джоконда улыбается вполне нормальной улыбкой, однако при более долгом просмотре картины кажется, что улыбка становится язвительной, насмешливой или печальной.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Существует несколько теорий, объясняющих эту загадку:
Чужая улыбка. Говорят, что это улыбка самого художника или его любовника Салаи. Как будто в этих хитрых, приподнятых уголках губ скрывается вся тайна взаимоотношений да Винчи с его учеником.
В глазах смотрящего. Все зависит от того, в каком настроении пребывает зритель, считают американские ученые Кристофер Тайлер и Леонид Концевич. Улыбка Джоконды в целом нейтральна, все дело в психологии нашего восприятия. Поэтому в плохом настроении в Лувр лучше не ходить.
Потрепало время. Фотоэксперт Жак Фрэнк утверждает, что изначально у женщины была на 100% жизнерадостная и счастливая улыбка, опечалило ее время, вместе с которым лицо Моны Лизы трансформировалось и изменило свои черты.
Смотрите не туда. Доктор Ливингстон из Гарварда считает, что да Винчи писал рот Джоконды, глядя ей в глаза. Таким образом, все дело в нашем визуальном восприятии. То, что попадает в центральную область, мы видим четко, то, что в периферическую – размыто. Поэтому, глядя в глаза Моны Лизы, мы видим тени на щеках, говорящие об улыбке. Когда же переводим взгляд на рот – тени пропадают.
Проблемы со здоровьем. Доктор Мандип Мехра считает, что ухмылка женщины вызвана недостаточной активностью щитовидной железы. Британский искусствовед Джонатан Джонс считает, что у Джоконды был сифилис (якобы по свидетельствам, сохранившимся в бухгалтерских книгах флорентийского монастыря, женщина покупала в местной аптеке acqua di chiocciole – воду улиток, которую в то время использовали для лечения сифилиса). До этого врачи предполагали, что у героини портрета паралич лица, болезнь Паркинсона – потому что правая рука подозрительно прижимает левую, будто она пытается сдержать неконтролируемое движение, глухота и даже синдром Дауна, что мешало ей полноценно улыбаться.
Неопознанный летающий объект«Джоконда» – не единственная картина, собравшая в себе множество засекреченных деталей. Наверное, вокруг каждого произведения искусства можно построить множество теорий и мифов. Так, например, одна из известнейших картин Доменико Гирландайо «Мадонна со святым Джованнино» несет в себе удивительную тайну. На первый взгляд, в полотне нет ничего примечательного, кроме, собственно, самой Мадонны, маленького Христа и святого Джованнино. Но посмотрите в правый верхний угол – что это? Многие утверждают, что на средневековой картине изображено не что иное, как летающая тарелка. Уфологи утверждают, что это прямое доказательство того, что инопланетяне существуют. Искусствоведы же полагают, что эти божественные шары света – символ, который часто встречается на религиозных картинах.
«Мадонна со святым Джованнино» Доменико Гирландайо
И вот еще одна картина с библейским сюжетом и НЛО. Написана она голландским художником Арентом де Гелдером и носит название «Крещение Христа».
«Крещение Христа» Арент де Гелдер
«Руки противятся ему» – страшилка современностиКартину Билла Стоунхэма «The Hands Resist Him», написанную в 1972 году, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но она имеет довольно интересную историю. Художник уверяет, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, дверь – представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла – проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки – это альтернативные жизни или возможности. Возможно, о полотне бы так никто и не узнал, если бы в 2000 году его не выставили на продажу на eBay. Продавцами оказалась женатая пара, которая обнаружила картину в заброшенной пивоварне и забрала ее с собой. Они не придумали ничего лучше, как повесить ее в комнату своей дочери. Постепенно в их жизни стали происходить ужасные события.
«The Hands Resist Him» Билл Стоунхэм
«Однажды утром наша дочь, которой было 4,5 года, принялась нас убеждать, что ночью дети на картине дрались и вышли прямо в комнату», – утверждала семья.
После чего родители решили установить в комнату камеру с датчиком движения и заметили, что девочка-кукла на картине меняет свое местоположение, вынимает пистолет и направляет его на мальчика. Впрочем, семья все равно уверяла, что ничего сверхъестественного в этом нет и, скорее всего, это просто игра освещения. Картина была выставлена на аукцион, на странице которого побывало большое количество людей. Особо впечатлительные писали, что при одном взгляде на картину с ними происходили странные вещи: кто-то терял сознание, а кого-то бросало в жар.
Сам автор картины, Стоунхэм, только посмеивается над чересчур мнительными людьми.
«Сотворение Адама» – анатомическое искусствоЭто одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы, созданная Микеланджело. Будучи в основном скульптором, Микеланджело не особенно рвался рисовать фрески на потолке храма. Кроме того, известно, что Микеланджело имел очень хорошие знания в области анатомии человека, это и видно на его фреске.
«Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти
Первым сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга отметил американский врач Фрэнк Линн Мешбергер. Думается, что на фреске Микеланджело воплотил в жизнь идею: творящее начало в лице Бога с ангелами – это прежде всего мыслительный центр. Четко можно проследить борозды, которые разграничивают части головного мозга. При близком рассмотрении можно обнаружить варолиев мост, гипофиз, две позвоночные артерии, среднюю лобную, угловую и надкраевую извилину. Но и это еще не все: с другой стороны было замечено, что красная ткань вокруг Бога имеет форму человеческой матки, а свисающий зеленый шарф может быть недавно разрезанной пуповиной.
«Это интересная гипотеза, которая представляет сцену Творения как идеализированное представление физического рождения человека. Она объясняет пупок, который появляется на Адаме, что сначала сбивает с толку, потому что он был создан, а не рожден женщиной», – писал эксперт искусства Энрико Брускини.
Есть много доказательств того, что Микеланджело радикально не соглашался со многими католическими традициями. Некоторые считают, что для того, чтобы унизить Папу Юлия II и католическую церковь, художник изобразил дополнительное скрытое ребро на теле Адама – ребро Евы. Это говорит о сотворении Адама и Евы бок о бок, что отличается от католической традиции. Согласно ей, Ева была создана после Адама.
«Портрет четы Арнольфини» – кладезь скрытых символовКартина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» чуть ли не самое обсуждаемое полотно эпохи раннего Возрождения. В ней зашифровано огромное количество скрытых символов, которые раскрывают настоящий сюжет. Споры о том, кто же на самом деле на ней изображен, не утихают до сих пор. Считается, что это портрет купца Джованни ди Николао Арнольфини и его жены Джованна Ченами, но архивы говорят, что поженились они после того, как картина была готова. Некоторые искусствоведы считают, что это мог быть тот же купец, но с бывшей женой или вовсе его двоюродный брат. На картине изображена церемония бракосочетания.
«Портрет четы Арнольфини» Ян ван Эйк
Во-первых, неясно, беременна ли женщина. При первом взгляде зритель скажет – очевидно же, что да! Но историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились именно в таком стиле, а героиня картины к тому же держит длинный подол своего платья.
Во-вторых, Арнольфини держит жену левой рукой, что означает «брак левой руки» – союз между людьми из разных социальных кругов. Интерьер комнаты также скрывает в себе много символов – апельсины демонстрируют благосостояние и райское блаженство, собака – верность, четки – благочестие.
Отдельное внимание уделяется зеркалу. Раму украшают десять медальонов с изображением Страстей Христовых. Через сцены Страстей отображался символический брак Христа с Церковью, соответственно, проводилась параллель с христианским браком. Эксперты обращают внимание на одну деталь – со стороны мужчины изображены эпизоды Страстей до смерти Христа, а со стороны женщины – после. Это объясняется тем, что портрет женщины посмертный, либо она умерла во время работы над картиной. О смерти невесты говорит и другой символ – люстра. В ней горит свеча только над мужчиной.
Расположение фигур говорит о роли супругов – женщина стоит около постели в глубине комнаты, тем самым символизируя роль хранительницы очага. Мужчина стоит около открытого окна – это означает принадлежность к внешнему миру.
«Девушка с жемчужной сережкой» – а была ли жемчужина?Эта картина является наиболее известной из работ нидерландского художника Яна Вермеера, ее часто сравнивают с «Джокондой». Полотно было написано примерно 356 лет назад, поэтому известно о нем очень мало.
«Девушка с жемчужной сережкой» Ян Вермеер
До сих пор стоит вопрос о том, кто изображен на картине. Есть версия, что художник изобразил собственную дочь – Марию. Но это не единственная загадка. Эксперты считают, что на самом деле на картине изображена не жемчужная сережка – украшение слишком большое для натурального жемчуга. Возможно, это венецианское стекло или перламутр. На полотне также не видно подвески, за которую «жемчужина» крепится к уху, а яркий белый блик вверху сережки может быть деформацией при одной из реставраций картины. Кроме того, ученые из расположенной в Гааге галереи Маурицхейс в ходе исследования выяснили, что на самом деле сзади девушки изображен не просто темный фон, а складки зеленой ткани.
Manos Hadjidakis – Gioconda’s Smile (1965, Vinyl)
More images
Α1 | Les Nuages | 2:25 | |
Α2 | Le Soldat | 2:54 | |
Α3 | The Virgin In My Neighborhood | 2:55 | |
Α4 | Contessa Esterhazy | 2:18 | |
Α5 | Rain | 2:54 | |
A6 | The Athletes | 3:35 | |
Β1 | Le Concert | 3:16 | |
Β2 | Mr. Noll | 1:56 | |
β3 | Портрет моей мамы | 2:39 | |
β4 | The Killers | 3:22 | |
B5 | Lones | ||
B5 | 9000Lones | ||
Lones | |||
9000 9000 | 3:22 | ||
0008 B6 | Вальс с моей тенью |
- Компания звукозаписи — Mercury Record Productions, Inc.
- Аранжировка – Билли Байерс
- Оркестровка, дирижер [оркестр] – Манос Хаджидакис
- Продюсер – Куинси Джонс
- Автор сценария – Манос Хаджидакис
Еще больше экзотических новых музыкальных впечатлений от всемирно известного кинокомпозитора.
Создатель блестящей музыки к фильму «Никогда в воскресенье».
Записано в апреле 1965 года в Нью-Йорке.
Напечатано в США.
Первое издание для США.
Также выпущен в моно (MGF-27547).
Включает два дополнительных трека «The Athletes» и «Le Soldat», которых нет в греческом издании.
Включает внутренний футляр с принтом компании.
- Rights Society: BMI
New Submission | Το Χαμόγελο Της Τζοκόντας = Gioconda’s Smile (LP, Album, Mono) | Columbia | 33GCX 108 | Greece | 1965 | |
Новая отправка | Gioconda’s Smile (LP, альбом, Mono) | Fontana | MGF 27547 | US | 1966 | |
Новая подчинение | ||||||
0003 | Το Χαμόγελο Της Τζοκόντας (LP, Album, Stereo, Repress) | Columbia | 2J 062-70243 | Greece | 1975 | |
New Submission | Το Χαμόγελο Της Τζοκόντας (Cassette, Album , Reissue, Stereo) | EMI | 2J 244 70243 | Greece | 1975 | |
New Submission | Το Χαμόγελο Της Τζοκόντας = Gioconda’s Smile (CD, Album) | Columbia | 14C 045 702432 | Greece | 1987 |
Edit Release
All Versions of this Release
New Submission
Buy VinylSell Vinyl
- Have:38
- Want:64
- Avg Рейтинг: 4,9 / 5
- Рейтинги: 10
- Последнее продано:
- Самая низкая: € 8,84
- Median: 24,23
- : € 30,30 2 9011 2 9011 2 9011 2 9011 2 9011 2 9011 2 9011 2 9011 2 9011 211111111111111111111111111111111111111111111111111112. 0003
Сообщить о подозрительной деятельности
Бэзил Рэтбоун: Улыбка Джоконды
Пьеса в трех действиях Олду Хаксли. Открыт в лицее Театр, Нью-Йорк, 7 октября 1950 г. После 41 спектакля пьеса отправился в тур. Продюсер и постановщик Шепард Траубе.
Состав персонажей
Генри Хаттон Джанет Спенс Валери Тейлор Медсестра Брэддок Мерсия Суинберн Клара Маргаретта Уорвик Дорис Мид Мэриан Рассел Доктор Либбард Джордж Релф Дженерал Спенс Чарльз Фрэнсис Горничная Эмили Лоуренс Надзиратель Чарльз Джеррард Настройка настоящего времени (1950), Весна.
Действие I, Сцена 1 Гостиная в загородном доме Хаттонов, Англия. Сцена 2 То же; полночь того же дня
Акт II, сцена 1 То же; около двух месяцы спустя.Сцена 2 Один месяц позже
Акт III Время поздней осениСцена 1 Общие Гостиная Спенса Сцена 2 Тюрьма клетка. Сцена 3 Общие гостиная Спенса; поздно ночью. «Когда умирает жена-инвалид Генри Хаттона, он женится на 21-летней Дорис Мид и намного моложе его. Языки шевелятся. Расследование показало, что жена отравлен, а Хаттон осужден и приговорен к повешению. Его второй брак был был шоком для Джанет Спенс, которая давно любила Хаттона. Как раз вовремя, чтобы спасти его с виселицы, она признается в убийстве доктору Либбарду». Ко., 1951), стр. 318.]
Рэтбоун в роли Генри Хаттона
Хаттон (Рэтбоун) в тюремной камере«Улыбка Джоконды» (автор Олдос Хаксли; продюсер Шепард Траубе) была Рассказ и фильм Хаксли, прежде чем стать пьесой. Своя хитрость ироничный сюжет еще имел определенное грубое очарование на Бродвее [когда он открылся]. . . но Джоконда Смайл представила скорбное доказательство того, что сцена может навредить произведению. письма и того, как время может подчеркнуть недостатки писателя. . . . Игра вряд ли претендует на звание тайны; но взамен настаивает на том, чтобы быть почти все остальное, психологическое и эмоциональное, культурное и философское. Есть большая масса клеток смерти и грозы, окровавленные руки и летальные хайболлы; людей, обезумевших от вины, обезумевших от страха, сквернословящих от разочарования. Существует попурри метафизики от Евангелий до Кьеркегор; поэзии от Марвелла до Шелли; живописи от Модильяни до Чанне. В результате, хотя иногда и хороший разговор, а иногда и хороший пурпурный театр, своего рода лажа. . . . Но, как и многие по существу критические таланты, стремящиеся быть творческий, он доходит до крайностей и создает сверх меры; когда он не литературен, он становится зловещим. И здесь, без доспехов стиля, он бросается с каждым ржавая сабля театральности. Улыбка Джоконды — скорее маниакальный смех. А также постановка — с Бэзилом Рэтбоуном в роли мужа и Валери Тейлор блестяще переигрывает, когда женщина презирает — добавляет стук педали к стуку ключи».