Эджмиацин церковь: Первопрестольный Святой Эчмиадзин / Организации / Патриархия.ru

Эчмиадзинский кафедральный собор

Вагаршапат, Армения

Экскурсии с этим ТурОбъектом

7 счастливых дней в Армении Экскурсионные от 355$

   

Эчмиадзин находится недалеко от Еревана. Это место, почитаемое армянами всего мира, так как здесь находится центр Армянской Апостольской церкви. Эчмиадзин — прежнее название которого Вагаршапат, — основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны. В 301 году христианство стало государственной религией Армении. Согласно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, то есть Христос, сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для постройки собора. На этом месте в 303 году, где находился древний языческий храм, и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного». Поскольку Армения часто лишалась государственности, то все более возрастала роль верховного религиозного главы всех армян — католикоса. Поэтому Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти страны, хотя и часто разрушался, но и благоустраивался больше других монастырей.

В ХV веке к западной части церкви был пристроен открытый притвор главного входа, над которым возвышалась колокольня с пышным архитектурным убранством. Тогда же были украшены внутренние стены собора. Отделка собора была закончена в 1786 году талантливым художником Овнатаняном. Помимо орнаментов и других украшений художник написал много сцен на темы святого писания, сделал более 120 портретов c изображениями святых и апостолов, реставрировал многие старые. В течение последующих лет многие из фресок были уничтожены. В ХХ веке была осуществлена основательная реставрация. Были укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом. Из мрамора был построен новый алтарь. Мрамором был замощен и пол церкви.
Были обновлены и дополнены росписи внутри храма. Редкой особенностью собора является то, что в нем, кроме главного алтаря в его восточной части, есть еще три алтаря. Два из них соответственно находятся в южной и северной части, а третий является не столько алтарем, сколько святым местом. По преданию именно на это место сошел Христос в своем явлении. Для хранения реликвий и даров, поступающих в церковь, в 1869 году к собору были пристроены помещения, в которых сейчас находится музей. В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван. Слева от входа на территорию монастыря — Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, а справа — кельи монахов.
На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года. Эчмиадзин — резиденция армянского патриарха — католикоса всех армян. Его дворец расположен во дворе монастыря. У входа в резиденцию католикоса возвышаются «ворота Трдата». Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Полагают, что на месте этих ворот размещался дворец армянских царей. На территории монастырского комплекса находится также и Духовная Академия святого Эчмиадзина. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — всего 50 человек. Здесь в основном изучают следующие предметы: логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный так староармянский. При монастыре была открыта и первая армянская школа.
В Эчмиадзине находится еще три древних памятника. Согласно легенде эти храмы воздвигнуты в честь мучениц — первых христианок, бежавших из Рима от преследований императора. Это храмы: Сурб Рипсиме, Сурб Гаянэ и Сурб Шогакат. Храм Сурб Рипсиме построен в 618 году. Это стройное и величественное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. В четырех углах расположены приделы. Из одного из них можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Декоративное убранство здание очень скромное. В 1790 году к нему пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года. Храм Сурб Гаянэ был возведен в 630 году на месте часовни IV века. Он является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон.
Прямоугольное помещение церкви изнутри разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи — изящные звонницы. На архитектурных деталях — орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа. Храм Сурб Шогакат был возведен в 1694 году. Он примечателен своеобразной архитектурой, известной под названием «купольной залы». Единственная дверь, ведущая в церковь открывается из сводчатой галереи, находящейся с западной стороны. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Благодаря тщательным расчетам, строители спокойно обошлись без промежуточных опор. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.
На территории Эчмиадзина находится также здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Здесь преподавал великий композитор Комитас, а сейчас здесь находится художественный музей, носящий его имя. Здесь выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Источник:
https://tury.ru

Фотографии:

Видео:

  • Историко-культурный заповедник “Гарни”
  • Историко-культурный музей-заповедник Звартноц
  • Собор Святого Григория Просветителя
  • Храм Гарни

Отзывы:

Отзывов еще нет. Станьте первым!

 

  •  

Церковь святой Шогакат, храмы Эчмиадзина (Вагаршапат)

  • Об Армении
  • Достопримечательности Армении

Церковь Святой Шогакат (1694 год) – одно из наиболее поздних строений, входящих в архитектурный комплекс Святой Эчмиадзин. Храм являет собой купольный зал, построенный из туфа буроватого оттенка. Конструкция церкви выдержана в стиле, который использовали зодчие в 6-7 веках. Лаконичный, аскетический интерьер сильно напоминает убранство двух других храмов духовного комплекса – церкви Святой Рипсимэ и Кафедрального Собора Эчмиадзина. Церковь входит в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Как доехать до церкви Святой Шогакат из Еревана

Налаженная дорожно-транспортная инфраструктура Армении позволяет добраться до церкви Святой Шогакат на личном автотранспорте либо воспользовавшись услугами доступных туристических компаний, осуществляющих регулярные экскурсии и туры по достопримечательным местам страны. Благодаря географическому положению церкви Святой Шогакат дорога не покажется длинной.

Погода в Эчмиадзине

Благоприятные погодные условия Армении обеспечивают максимальную продолжительность периода посещаемости церкви Святой Шогакат: в Армении теплый сезон начинается уже с марта и длится вплоть до поздней осени, а зима бывает малоснежной и недолгой. Выраженный сезон осадков переменчив. Сезон посещаемости церкви Святой Шогакат зависит от погодных условий.

Интересные факты о церкви Святой Шогакат

  • 1

    По преданию в древней армянской столице Вагаршапат (ныне Эчмиадзин) на том самом месте, где сейчас стоит церковь, располагалась виноградная давильня окруженная виноградниками. В здании давильни скрывались от преследований несколько дев-христианок, бежавших из Рима.

  • 2

    Историч о девах-христианках известна нам по записям средневекового армянского историка Агатангехоса. Девы являлись служительницами одного из раннехристианских монастырей в Риме. Поскольку христианство тогда не являлось государственной религией, представителей этой веры жестоко преследовали. К тому же, случилось так, что римский император Диоклетиан увидел деву Рипсимэ и был покорен ее красотой. Император пожелал взять Рипсимэ в жены, а получив отказ стал преследовать дев-христианок. Рипсимэ и ее спутницы бежали в Армению и нашли пристанище в окрестностях столицы Вагаршапата. Однако, на этом несчастья не закончились. Как-то раз в городе Рипсимэ заметил армянский царь Трдат, который также не смог устоять перед очарованием юной красавицы. Царь пожелал жениться на Рипсимэ, а ее отрицательный ответ привел его в дикую ярость. Трдат приказал найти всех дев и предать их жестокой смерти. Царские слуги вскоре обнаружили убежище. Услышав голоса приближающихся стражников, несчастные девы выбежали из здания давильни. Лишь одна из них не смогла выйти из убежища из-за болезни и приняла смерть прямо здесь. Позже царь Трдат принял христианство и покаялся во всем содеянном. А на могилах невинных мучениц были возведены три церкви — “Рипсимэ”, “Гаянэ” и “Шогакат”.

  • 3

    В записях Агатангехоса не упоминается, как звали третью из дев-христианок. Но, согласно другим источникам — ее имя было Марианэ. По преданию, церковь Шогакат названа так потому, что на этом самом месте на дев-христианок “снизошел луч божественного света с небес”. Если переводить с армянского: “шох” – луч, “кател” – “капать, спускаться”.

Лучшие туры с посещением церкви Святой Шогакат

Кафедральный собор Эчмиадзина (Эчмиядзин) и 4 окружающие церкви – Айпоупен – Веб-сайт Все об Армении и армянах мира.

Доступные темы на этой странице

Почему собор Эчмиадзин является символом христианства?

Эчмиадзин — резиденция Верховного Католикоса всех армян и центр Армянской Апостольской церкви. Это была древняя столица Армении, возникшая в 7 веке до нашей эры как город Вардкесаван. В 140 г. н.э. он был переименован в Вагаршапат, а после принятия христианства в 301 г. н.э. стал резиденцией армянского патриарха.

В 344 г. город перестал быть столицей Армении, а в 453 г. место патриаршего престола пришлось перенести в другое место, но в 1441 г. католикос Киракос вернул престол Вагаршапату, который с тех пор остался домом «католикоса всех армян». ». Подробности истории Армянской православной церкви вы можете найти здесь.

Монастырь, основанный в 6 веке н.э. и именовавшийся с 10 века Эчмиадзином, состоит из комплекса зданий, окруженных кирпичной стеной высотой 10 метров; он включает в себя современный колледж и семинарию.

Нынешний собор на месте первоначальной церкви восходит к VII веку, но был значительно отреставрирован после 1441 года. В сокровищнице собора хранится рука (мощь) св. Григора Лусаворича (св. Григория Просветителя).

Собор и церкви в Эчмиадзине вместе с близлежащими археологическими находками были в 2000 году внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Первопрестольный Святой Эчмиадзин

Какой самый старый собор в мире?

Собор Святого Эчмиадзина в Вагаршапате – первый собор в мире, построенный Святым Григорием (Просветителем) после того, как Армения стала первой страной, принявшей христианство в 301 году нашей эры. Собор был построен между 301-303 гг. н.э., расположен в 23 км (14 милях) к востоку от города Еревана, столицы Армении.

Зачем и где построен Собор Святого Эчмиадзина?

Кафедральный собор Эчмиадзинской Матери считается одним из древнейших христианских сооружений в мире. Название Эчмиадзин произошло от армянского выражения իջավ միածինը, что означает «нисходящий единородный сын». Согласно легенде, Иисус Христос сошел с небес и указал место для строительства церкви.

Собор Святой Эчмиадзинской Матери был построен на этом месте в IV веке (301-303 гг.) после принятия христианства по приказу святителя Григория Просветителя. На месте церкви раньше стояло языческое капище.
Собор построен над проточной водой, которая в настоящее время наполняет колодец, находящийся внутри церкви. Глубина колодца всегда оставалась на одном уровне (7 м), несмотря ни на что.

Церковь Святой Рипсиме

Церковь Святой Рипсиме расположена в 2 км к востоку от площади Комитаса на улице Маштоца и является первой остановкой туристов, посещающих Эчмиадзин из Еревана.

По данным Армянской Апостольской церкви, Рипсиме была одной из монахинь монастыря, расположенного в Древнем Риме. Император Диоклетиан хотел жениться на ней. Однако все монахини решили бежать в Армению и найти приют в Вагаршапате.

Армянский царь Тиридат III, очарованный красотой той самой монахини Рипсиме, тоже пожелал жениться на ней. Однако, получив такой же ответ, царь приказал убить ее и всех остальных монахинь. Они были убиты один за другим.

В память об этих трагических событиях построены три часовни: на могиле святой Рипсиме, на могиле святой Гаяне и третья на месте их проживания; и один из них, чье имя неизвестно, был убит там.

Мученичество Рипсимэ, а также Гаяне и 37 других римских дев ускорили безумие царя Тиридата и последующее обращение в христианство.

В 7 веке вместо часовни была построена церковь Святой Рипсиме. Мощи святой Рипсиме впоследствии были канонизированы и сейчас хранятся в склепе под алтарем церкви. За свою историю церковь неоднократно разрушалась и перестраивалась. В настоящее время находится в отличном состоянии.

В начале 4 века святому Григорию Просветителю было видение, в котором Христос сошел с небес и ударил по земле золотым молотом, чтобы выровнять ее. На его месте он увидел место, где была замучена Рипсиме, с красным основанием, символизирующим кровь, под «столбами облаков, столицами огня, а наверху крестом света».

В видении Христос велит ему воздвигнуть в указанном месте памятник Рипсимэ.
Монументальный внешний вид церкви «считается одним из величайших достижений средневековой армянской архитектуры». Он был описан как «жемчужина армянской архитектуры» и «одна из самых сложных композиций в армянской архитектуре».

Церковь Святой Гаяне

Церковь Святой Гаяне находится в нескольких минутах ходьбы от кафедрального собора Святого Эчмиадзина. Церковь является одной из главных святынь Армянской Апостольской церкви.

Согласно Армянской Апостольской церкви, Гаяне была настоятельницей монастыря в Древнем Риме, откуда сбежали Рипсиме и другие монахини.

Церковь Святой Гаяне представляет собой трехнефную купольную базилику с восьмиугольным барабаном, покоящимся на четырех внутренних колоннах, которые делят внутреннее пространство церкви на три нефа. Три портала ведут внутрь здания.

Езр Католикос построил ее в 630-641 гг. н.э. вместо часовни, возведенной на месте мученической смерти святой Гаяне и ее монахинь, над могилой святой Гаяне. В 1652 г. церковь подверглась капитальной реконструкции, а в 1683 г. к ее западному фасаду была пристроена галерея.

Церковь Святого Шогаката

Церковь Святого Шогаката является более поздним памятником архитектурного комплекса Эчмиадзина. Место, где была построена церковь, по преданию, занимало точило. Здесь был найден приют монахинь, бежавших из Рима.

Святой Шогакат был построен в 1694 году рядом с церковью Святой Рипсиме и находится на святом месте, где была замучена безымянная монахиня, последовавшая за Гаянэ и Рипсиме.

Сооружен из коричневого туфа. Шогакат представляет собой купольную однонефную базилику с полукруглой восточной апсидой, окруженной с обеих сторон узкими часовнями.

Интерьер церкви украшен скромными архитектурными элементами и орнаментами, схожими с убранством церкви Св. Рипсиме и Эчмиадзинского собора.

Как было сказано выше, третья церковь была построена на месте, где жили монахини и одна из монахинь была убита.

Однако Агатангегос, историк, оставивший нам эту легенду о римских монахинях, не упомянул имя монахини, умершей в приюте. Согласно более поздним рукописям выяснилось, что ее звали Мариана.

Существует и другая версия легенды, согласно которой церковь Св. Шогакат была построена на месте, где «пал луч света» на умерших монахинь (дословно от армянского շող (/шох/ – луч) и կաթ ( /кат/ – капля)). Так что считалось, что здесь была убита не только Марианна, но и другие монахини.

Сурп Аствацацин (Пресвятой Богородицы)

Пройдите немного дальше по парку Комитаса и слева увидите церковь Сурб Аствацацин. Ее также называют «деревенской» или «крестьянской» церковью. Находясь в самом сердце Эчмиадзина, церковь Св. Аствацацин имеет великолепный алтарь в стиле рококо, единственный в своем роде в Армении.

Церковь Святой Мариам Аствацацин была построена в 1767 году во время правления католикоса Симеона Ереванци. Согласно каменной надписи, первоначально церковь была деревянной; однако последний был заменен камнем только столетие спустя.

Трехнефная базилика с двухскатной крышей и тремя парами колонн. С каждой стороны от восточной главной апсиды было построено по одной ризнице.
Основная реконструкция церкви состоялась в 1986 году, когда с западной стороны была построена колокольня.

Эчмиадзин – это место, куда хочется возвращаться снова и снова – не только для того, чтобы помолиться, но и для того, чтобы увидеть потрясающе красивые и выдающиеся церкви, не забывая легенду о молодых монахинях, слишком рано лишенных жизни только из-за того, что они христиане. .

Фотогалерея собора и 4-х церквей

Эчмиадзин — Арменоведческая программа

Площадь с нишами


Тип: Площадь с нишами

Местонахождение: Вагаршапат, Армения, 25 км от Еревана.

Дата: 4 век; Восстановлено в 484.

Данные для даты:

Важные детали:

Состояние сохранения:

Реконструкции:

СВЕДЕНИЕ: С. Католикос армян, расположен в Вагаршапате, Советская Армения, 25 км. Из Еревана (координ. 40-08/44-16). Собор, являющийся частью одноименного монастыря, окружен крепостными стенами. заключать в себе ряд структур. В их числе дворец католикоса, семинария, музей, трапезная, дом синода, библиотека, типография, монашеские кельи и другие подсобные помещения. здания. Есть также средневековые Xac’-K’ars, установленные на основаниях, и другие памятники. в том числе «ворота Трдата».

Старые названия собора включают S. Kat’olike Ekelec’i (Армянский собор V в. историк Лазарь Парпеци), Майр Экелецьяцкатолике (7 век Асхарацкойц’), и Солакат Астуакацин. Название Эчмиадзин более позднее, возможно, датируется не ранее. чем в 15 веке.

Св. Эчмиадзин (сошествие Единородного) построен на участке связанном с обращением Армении в христианство. По словам армянского историка, Рассказ Агафангела о видении св. Григория Просветителя, именно в это время место, где Христос сошел с небес с сонмом ангелов, чтобы ударить по земле золотым молотком и вызывать видения круглого основания из золота и высокого столб огня с капителью облака и крестом света.

Три других основания, колонны, капители и кресты были предусмотрены на местах, где христианская дева Рип’симе и ее спутники были замучены армянским язычником Король Трдат. Но С. Грегори также предполагал, что своды с этих участков будут объединены в один. другое и покрыто облачным пологом в виде купола, как бы предвосхищая сводчатая церковь с центральным куполом, характерная для средневекового армянского церкви с 5 века.

Агафангелос также сообщает, что после обращения в христианство св. Григорий и царь воздвиг на этом месте Эчмиадзинский собор. Оригинальное строение 4 века, которая, возможно, была базиликой, была перестроена в V веке по другому плану. и с добавлением купола. Именно эта перестроенная структура соответствует описанию данное в видении св. Григория Агафангелосом, чья История армян также относят к V веку.

Форма церкви оставалась практически неизменной на протяжении веков, хотя и пережил много ремонтов. Согласно Эзнаку (7 век), католикос Саак (3870438) отремонтировал его. Армянский историк V века Лазарь Парпечи, сообщает, что Ваан Мамиконян, персидский наместник Армении (585-507 гг.), церковь перестроена с фундамента ок. 480 г. Согласно Себеосу, она снова была отремонтирована. (7 век) католикоса Комитаса в 618 году. В отрывке упоминается дерево как материал. верхней части церкви, но раскопки показывают, что опоры были сооружены нести тяжесть каменного покрытия (Хатчатрян, 1971), и термин может иметь относится к деревянной раме или крышке. Упоминается еще одна реконструкция католикоса Нерсеса. Алишан (1890 г.).

В период между 7 и 15 веками нет ни документальных, ни эпиграфических свидетельство о дальнейшем ремонте. Патриарший престол был передан в 1441 г. из Сиса обратно в Вагаршапат, но нет никаких записей о строительных работах до тех пор, пока 17 век.

По словам Арак’эля из Тебриза, начиная с 1627 года потребовался капитальный ремонт. Вершина конического покрытия башенки отсутствовала. Крыша церкви была разрушены, некоторые облицовочные камни обрушились, а основания стен были повреждены и были дырки. Щебень вокруг церкви был настолько высоким, что заблокировал лестницу, ведущую в храм. Работу начал католикос Мовсес (1629-32) с ремонта собора. купол. Он также возвел стену с восемью башнями вокруг монастыря, новые жилые помещения и гостевой дом с восточной стороны, монашеские кельи с северной и южной, трапезная, пекарня, амбар и др. строения на юж. Остальные ремонт собора завершил его преемник католикос Филиппос.

Большинство сооружений, возведенных во времена Мовсеса, были разрушены во время Османские Сефевидские войны 1635-1636 годов, но собор остался нетронутым. Аракэль также отчеты о перестройках и ремонтах по заказу католикоса Филиппа (1632-1655) включая строительство новых камер в восточной части двора и ремонт крыши собора. Согласно надписям Католикоса Якоба (1655-1580), Филиппос также предпринял строительство колокольни в 1654 году. Она была завершена в 1657 г. Якобом и украшен в 1664 г. В 1682 г. колокольни на юге, востоке и северное крыло возведено католикосом Елиазаром.

Последующие реконструкции включают работы Католикоса Астуакатура в 1720 г., католикоса Симеона Ереванского в 1777 и 1783 гг. и католикоса Луки в 1784 и 1786 гг. В XIX в. века католикос Георгий IV отремонтировал восточную стену и добавил музей с тремя часовни. Во время понтификата Мкртича Хримеана большая часть внутреннего убранства был удален, часть его сохранилась в музеях Армении.

В 1921 колокольня на южной апсиде обрушилась и была заменена конической структура. В этом проекте участвовали и Тораманян, и архитектор Тамамян.

Раскопки, реконструкция и реставрационные работы, проведенные в 1955-1956 гг., а также в 1959 г. обнаружена урартская стела, фрагменты древних мозаик и настенных росписей, и погребальный костер храма огня под алтарем восточной апсиды, а также археологические свидетельства формы 4 века и стен собора, причалов, арок и своды были отремонтированы. В настоящее время возводятся новые здания на территории г. комплекс.

На основе археологических находок 50-х гг. составлен план первоначального 4-го Собор века обычно считается сводчатой ​​базиликой с нефом. и два узких боковых прохода, три пары Т-образных столбов делили церковь на двенадцать отсеков. Восточная апсида внутри была подковообразной, а сверху пятиугольной. экстерьер. Перед раскопками Тораманян постулировал тетраконх с пятью куполами. были сделаны. Токарский предполагает, что первоначальной формой был сводчатый зал, а Еремян и Хачатрян интерпретируют находки как свидетельство структуры с четырьмя колоннами, не шесть. Хачатрян считает, что это было квадратное сооружение в подарок, к которому в V веке были добавлены купол и четыре выступающие апсиды.

Доказательства датировки раннего собора IV веком включают IV-V века. мозаики и фрески, античные мотивы, вырезанные на более ранних карнизах, и остатки храма огня под алтарем восточной апсиды.

Несмотря на то, что церковь претерпела многочисленные преобразования, она до сих пор сохраняет форму строения V в. Имеет крестообразный план с центральным куполом, четырьмя отдельно стоящие опоры и четыре выступающие апсиды, полукруглые внутри и полигональные снаружи. Центральные опоры, крестообразные в сечении, разделяют внутреннее пространство на девять равных квадратных отсеков. В плане, кроме купола, датируется постройкой, предпринятой Вааном Мамиконяном в 480-х гг. Похожий план можно найти в церкви 7 века в Багаране (А-2177).

Два фигурных рельефа на северной стене датируются V веком, достаточно ранним, чтобы иметь их надписи на греческом языке вместо армянского. Северная стена, на которой они резная — самая старая сохранившаяся внешняя стена церкви, также датируемая 5 веком.

Первый рельеф имеет аркаду с двумя нишами, обрамляющими фигуры святой Феклы и Святой Павел, названный по имени на греческом языке.
Второй рельеф представляет собой плиту с крестом в медальоне, окруженную двумя голубями по бокам. Есть несколько греческих надписей, одна окружает медальон, другая расположена между плечами креста, а другой обрамляет основание медальона на Право и лево. Включены имена жертвователей. Тот же мотив появляется даже ранее в армянской скульптуре, в мавзолее Алка 364 г. н.э. (Агдс, A-0087).

Богатый ансамбль скульптуры снаружи церкви относится к более позднему времени. Включает в себя геометрические и растительные мотивы, а также глухую аркаду и медальоны. со святыми фигурами.

Написаны фрески с изображением сцен из Ветхого Завета и армянских святых о церкви в 17-18 веках Овнатана Овнатанана и его учеников и другие. Эти фрески были сняты в 189 г.1, но были отреставрированы в 1956 году.
Среди других украшений собора – деревянные двери, вырезанные в Тифлисе. в 1888 г.

Тип церкви Эчмиадзин-Багаран упоминается в связи с некоторыми средневековыми церкви в Западной Европе, такие как Жерминьи-де-пре, из-за сходства в планы (Стшиговский, Сахинян, Арутюнян). С. Эчмиадзин, в его плане и его объединении с историей армянской церкви и народа является одним из самых значительных архитектурные памятники Армении.

Библиография:
АЛИШАН Г.Х. Айарарат. Венеция, 1890 г., стр. 209–234.
ЭПЬРИКЯН С. Бнашхархик Баранан. 2 тома. Венеция, 1900-1905 гг. I, 426-428.
ЛИНЧ, Х. Ф.Б. Армения, путешествия и учеба. 2 тома. Лондон, 1901 год; Представитель Бейрут, 1965 г., I, 270-271.
ЭПЬРИКЯН, С.С. Эчмиадзин 303-1903, Венеция, 1903.
РИВО, Г.Т. Architettura Musulmana: Sue Origini e Suo Sviluppo. Милан, 1914, 200-210.
STRZYGOWSKI, J. Die Baukunst der Armenier und Europa. 2 тома. Вена, 1918, 247-249, 332-335. II, 645, 659, 677.
MAX, HERZOG ZU SACHSEN. «Ани унд Эчмиадзин», Хандес Амсориа, 41, 1927, 911.
ТОРАМАНЯН, Т’. Нютэр Айкакан Чартарапетутян Патмутьян. 2 тома. Ереван, 1942-1948 гг. I, 60-63 220-229; II, 61-66.
ТАРАГРОС. «Ми к’ани Хоск’ Эймиатсни Майр Тачари Веранорогутян Масин». Эчмиадзин, Июнь-июль 1946 г., 37.
ЦОВАКАН, Н. «С. Эчмиадзин». Сион, 1950, 155.
АРУТДЖУНДЖАН, В.М. И САФАРДЖАН С.А. Памятники Армянского зодчества. Москва, 1951, 36-37.
ЕРЕМИАН А. Чарам Рипсиме. Ереван, 1955, 77-78, 80.
САИНЯН, А. Касаги Базиликайи Чартарапетутиюне. Ереван, 1955, 135.
САИНЯН А. «Нор Ньютэр Эймиачни Майр Тачари Каруцвацк’и Вераперял», Эчмиадзин, 1956, № 8-9, 60-69, № 11-12, 56-67.
ХАЛП’АХЧЬЯН, Х. «Нор Нивтэр Эчмиацни Ванки эв Вагаршапати Ятакагци Верабереал». Эчмиадзин, № 7, 1960, 24.
САИНЯН А.А. «Эджмиатсни Майр Тачари Чартарапетакан Керпаре». Эчмиадзин, №1, 1961, 43.
ТОКАРСКИЙ Н.М. Архитектура Армении IV-XIV Вв. Ереван, 1961, 91-93, 203-204. Эчмиадзин Альбом, 1962.
ХАТЧАТРЯН, А. «Исторические истории фонда Эчмиадзин», Handes Amsorya. Том. 76, 1962, 100-109.
САИНЯН А.А. «Айкакан Чартарапетут’унеВаг Феодализмми Дарашрджанум (IV-VI Дарер), «Акнарк Ай Чартарапетутян Патмутьян. Ереван, 1964, 115-122.
МЕРСЕРИАН, J. Histoire et Institiutions de l’Eglise Armenienne. Бейрут, 1965, 260-268.
САИНЯН А.А. «Эймиатсни Майр Тачари Скзбнакан Деск’е». Патма-Банасиракан Хандес, № 3, 1966, 71-94.
САИНЯН, А. «Recherches Scientifiques sous les Voutes de la Cathedrale d’Etchmiadzine», Revue des Etudes Armeniennes, Н.С. III, 1966, 39-71.
САРКИСЯН Г.А., ВЛАСОВ А.В. «Архитектура Армении», Всеобщая история архитектуры, III. Москва и Ленинград, 1966, 214-215, 285, 287.
Architettura Medievale Armena, Roma-Palazzo Venezia, 10-30 Giugno, 1968. Рим, 1968 г., 75, 94.
ДЕР НЕРСЕСЯН, С. Армяне. Серия Praeger «Древние народы и места», том. 68. Нью-Йорк, 1970, 75, 102–104.
ХАТЧАТРЯН, А. L’Architecture Armenienne du IV au VI век. Париж, 1971, 67-92, 97-100.
АРУТЮНЯН В.М. Памятники Армении. Бейрут, 1975, 28-31, 237-238.
ДЕР НЕРСЕСЯН, С. Армянское ст. Paris, 1977, and 1978, 28-49 passim, 244.
САИНЯН А.А. «Модулайин Хамакарге Майр Тачари В Дари Гмбетакир Каруцуакум», Патма-Банасиракан Хандес, № 2, 1978, 140.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *