Эйзенах германия дом баха – история, фото, как добраться, адрес на карте и время работы в 2019

история, фото, как добраться, адрес на карте и время работы в 2019

Дом Баха (Bachhaus) – музей в городе Эйзенах в Тюрингии, посвященный жизни и творчеству великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

История

Фахверковый дом, в котором сегодня располагается музей, был построен около 550 лет тому назад. В 1907 году в этом доме был открыт первый в мире музей Баха.
Семья Иоганна Себастьяна Баха переехала в Эйзенах в 1671 году, когда отец будущего композитора, Иоганн Амвросий Бах получил в городе должность музыкального директора. Первым жилищем Бахов в Эйзенахе стал небольшой фахверковый дом на улице Риттергассе, 11 (Rittergasse). В 1674 году семья выкупила дом на улице Флейшгасс, ныне улица Лютерштрассе, 35 (Fleischgass, probably Lutherstraße 35). Этот дом до нашего времени, к сожалению, не сохранился; он был расположен в ста метрах от того здания, в котором сегодня находится музей.
Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в тюрингском городе Эйзенах; а спустя два дня после рождения был крещен в местной церкви Святого Георгия. Свои первые десять лет жизни юный Бах провел в Эйзенахе. Музыкальные традиции семьи с рождения привили мальчику любовь к музыке и связали с профессией музыканта. Ещё в раннем детстве отец научил юного Баха играть на многих струнных и духовых музыкальных инструментах.

Семья Бахов была широко известна в музыкальной среде; представители этого семейства работали органистами и капельмейстерами при дворах ландграфов и курфюрстов с первой половины XVI до конца XVIII веков. В 1665 году двоюродный дядя Иоганна Себастьяна Баха – Иоганн Кристоф Бах был назначен органистом в церковь Святого Георгия в Эйзенахе (после него в этом же храме служили ещё трое представителей семьи Бахов). С 1692 по 1695 годы Иоганн Себастьян Бах учился в местной латинской школе, где уроки музыки были включены в расписание по четыре дня в неделю; ученики пели в хоре церкви Святого Георгия.
1 мая 1694 года умерла мать Баха Элизабет, а 20 февраля 1695 года скончался отец. В июле 1695 года Иоганн Себастьян и его брат Иоганн Якоб переезжают из Эйзенаха в Ордруф, чтобы жить в семье старшего брата отца.
Дом, в котором располагается сейчас музей Баха, является одним из старейших жилых домов в Эйзенахе. Первоначально он состоял из двух зданий: восточная часть была построена в 1456, а западная часть — в 1458 годах. В 1611 году обе части были соединены. В те времена, в домах, как правило, первый этаж использовался как хозяйственное помещение, в котором размещался, в том числе, и домашний скот. Среди экспонатов музея Баха — колокольчик 1688 года, который напоминает о прошлом дома, в котором находится сейчас музей великого композитора.
В годы Второй мировой войны Эйзенах дважды подвергался массированным бомбардировкам – 23 ноября 1944 года и 5 апреля 1945 года. После апрельского авианалета, дом, в котором находился музей Баха, был разрушен. 22 апреля 1946 года Командованием Советской Армии был подписан приказ о восстановлении музеев Иоганна Себастьяна Баха в Эйзенахе и Арнштадте и назначении директором музея Конрада Фрейзе (Conrad Freyse), занимавшего этот пост с 1923 года.
В 2005-2007 годах, при финансовом содействии Правительства Германии и Европейского союза, музей Баха был реконструирован. Затраты на реконструкцию составили около 4,3 млн евро. Сегодня музей располагается в двух зданиях – старом (историческом) и новом (построенном в ходе реконструкции). На 600 метрах выставочной площади представлены уникальные экспонаты, раскрывающие величие гения выдающегося композитора эпохи барокко.

Зал музыкальных инструментов

В зале Музыкальных инструментов (Instrument Hall) представлена коллекция из более чем 400 экспонатов, в том числе — 28 музыкальных инструментов эпохи барокко и раннего классицизма, среди которых примечательны три старинных струнных музыкальных инструмента: семиструнная виола да гамба, созданная в Лейпциге другом и соратником Баха Иоганном Кристианом Хоффманом в 1725 году, пятиструнная виолончель пикколо (Северная Богемия, 1750 год) и виола д’амур с шестью основными и шестью резонансными струнами (Вена, конец XVII — начало XVIII в.в.).

К инструментам эпохи барокко относятся и два камерных органа (один создан швейцарскими мастерами в середине XVIII века, второй – в Тюрингии в середине XVII века), спинет —  разновидность клавесина (созданный в 1765 году в Страсбурге Иоганном Генрихом Зильберманом, племянником Готфрида Зильбермана, на чьих инструментах Бах играл в Лейпциге) и копия клавесина, созданного тюрингским мастером из Брайтенбаха Иоганном Генрихом Харрасом в 1705 году.

Сад в стиле барокко

Около входа в музей Баха в 1907 году был разбит небольшой красивый сад в стиле барокко. Хотя во времена Баха это место служило пастбищем для домашних животных и местом для выращивания овощей и фруктов, сегодня сад во внутреннем дворике музея является культурным наследием и находится под охраной государства. На противоположной от сада стороне улицы находится дом, в котором семья Бахов недолго жила по приезде из Эрфурта в Эйзенах.

Из сада экскурсия по музею Баха продолжается через дверь нового здания, где размещаются специальные выставки, а затем – по лестнице на первый этаж исторического дома-музея. 

Информация для туристов

Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00; 24 и 31 декабря – с 10.00 до 14.00. Экскурсии можно заказать в нерабочее время.
Стоимость билетов: для взрослых – 8,50 евро; для групп от 10 человек – по 6,50 евро; для школьников и студентов – 4,50 евро; семейный билет (двое родителей с детьми школьного возраста) – 19 евро; для детей в возрасте до 6 лет и членов Общества Баха – вход бесплатный.
Продолжительность основной экскурсии – 1 час. В стоимость экскурсии включен 20-минутный концерт на исторических клавишных музыкальных инструментах (два органа, клавикорды, спинет Зильбермана и клавесин). Концертный зал рассчитан на 63 человека (поэтому групповой визит в музей должен быть забронирован заранее по телефону или электронной почте).

Более подробная информация об экскурсиях — на официальном сайте музея.
Посещение музея доступно людям с ограниченными возможностями.
Как добраться: от главного железнодорожного вокзала Эйзенаха – 15 минут пешком; от Рыночной площади и церкви Святого Георгия – 10 минут пешком.
Телефон: +49 (0) 3691 7934-0
Факс: +49 (0) 3691 7934-24
E-mail: [email protected]
Официальный сайт: www.bachhaus.de

www.turizm.ru

Дом Баха в Айзенахе: самый посещаемый музыкальный музей Германии | Немецкая музыка: от классики до современных стилей | DW

Величайший из немецких композиторов Иоганн Себастьян Бах (JohannSebastianBach) после своей кончины в 1750 году на долгие годы был почти забыт. Первая подробная его биография вышла лишь спустя полвека. А возрождение широкого интереса к его творчеству началось лишь в середине 19 века. Но к концу столетия оно переросло в подлинный культ, и зашел вопрос о создании музея Баха. Сегодня таких музеев даже три: в Лейпциге, Кётене и Айзенахе. Айзенахский — старейший и до сих пор самый посещаемый. Каждый год десятки тысяч людей приезжают в тюрингский город, где родился Бах.

«Семейный профсоюз» Бахов

«Все Бахи жили в Айзенахе», — это простую рифму в состоянии запомнить даже самый нерадивый школяр. Действительно, старинный тюрингский город (его первое упоминание в летописях относится к 1180 году) на протяжении двух веков был, так сказать, «штаб-квартирой» разветвленного музыкального рода Бахов.

Иоганн Себастьян Бах

Великий Иоганн Себастьян, весьма неравнодушный к истории своего рода, даже составил семейную хронику, в которой писал: «Родоначальника фамилии звали Фейт Бах. По профессии он был пекарь. Жил в венгерском городе Пресбурге. Но когда в 16 веке эту местность охватили религиозные волнения, он был вынужден уехать оттуда в поисках другого пристанища. С тем имуществом, которое ему удалось спасти, он отправился в Тюрингию, где надеялся обрести покой и полную безопасность».

От булочника, про которого известно, что он хорошо играл на цитре и скрипке, пошла музыкальная династия Бахов. В своей хронике Бах упоминает о 53-х членах семьи, так или иначе связанных с музыкой: они были канторами, церковными органистами, городскими музыкантами. К концу 17 века — времени рождения Иоганна Себастьяна — буквально все музыкальные должности в Тюрингии занимали представители семейства Бахов.

Раз в году, как правило, в Айзенахе, проводился родовой «съезд», на котором не только обсуждались дела семейные (например, устройство сирот и помощь вдовам), но также распределялись должности и заказы. Словом, семья функционировала как первоклассный профсоюз.

Где эта улица, где этот дом?

Иоганн Себастьян родился 21 марта 1685 года в Айзенахе, где его отец, Иоганн Амброзиус Бах (JohannAmbrosiusBach), служил придворным и городским музыкантом — «штадтпфайфером». Его профессиональные обязанности были весьма широки. Так, ему предписывалось ежедневно трубить с башни ратуши, по воскресеньям осуществлять сопровождение церковной службы, а также играть в придворной капелле. Однако основной доход приносила работа на свадьбах, крестинах и других праздниках.

Рано осиротев, Иоганн Себастьян уже в 10 лет покинул родной город, отправившись на обучение к старшему брату. Тем не менее он до конца жизни считал себя айзенахцем и подписывал официальные письма латинским «Bachusisenacus», то есть «Бах из Айзенаха». Прожив 25 лет в Лейпциге, он так и не стал гражданином этого города, оставаясь официально «бюргером Айзенаха». Словом, у Айзенаха есть все поводы считать Баха «своим».

«Не тот» дом…

«Долгие годы, в частности, во времена ГДР, об этом не говорили официально. Но сегодня мы вынуждены признать: здание, в котором расположен наш музей — это не родной дом Баха», — разводит руками директор музея Йорг Ханзен (JörgHansen). О том, что старинный бюргерский дом, приобретенный для музея на собранные по подписке средства, не был «домом Баха», узнали приблизительно в 1927 году — спустя двадцать лет после открытия музея.

Собственно, когда началась большая слава Баха, никто уже не знал, в каком именно доме он родился. Было известно, что крещен он был в церкви Св.Георгия (Georgenkirche), а значит, родился где-то по соседству. Позже, когда были найдены старинные налоговые ведомости, удалось установить, что Бах родился в доме, который стоял примерно в ста метрах от музея и был, увы, снесен в середине 19 века за ветхостью.

От двери до органа

В музее Баха с большой любовью и тщанием восстановлена обстановка, какой она могла быть в доме композитора в его детстве. Для этого на протяжении десятилетий собирались оригинальные предметы интерьера, мебель и, конечно, музыкальные инструменты: старинные скрипки, гобои, челесты, валторны и настоящий тюрингский орган 1650 года постройки.

«А это был любимый инструмент Иоганна Себастьяна», — говорит директор музея Ханзен и показывает на небольшой дорожный клавесин весом всего в 15 килограммов. «Это аналог современного электропианино». Особая гордость музея — «дверь Баха». Это подлинная дверь, некогда закрывавшая вход в лейпцигскую квартиру Баха. Сегодня она соединяет основное и новое здания музея. Новое было открыто в 2007 году, и сегодня представляет собой некий гибрид мультимедийного выставочного пространства и концертного зала. Сев в мягкое кресло, здесь можно с наслаждением погрузиться в музыку Баха. И вопрос о том, «настоящий» ли это дом или нет, кажется совершенно неважным.

Как вы считаете: имеет ли смысл посвящать столько музеев одному — пусть и великому — человеку? Наш адрес: [email protected].

www.dw.com

Город Айзенах (Eisenach) — Тюрингия (Freistaat Thüringen) — Русская жизнь и объявления в Германии-MEINLAND.RU

Eisenach — город в Тюрингии, Германия. Расположен между северными взгорьями Тюрингенского леса и Хайнигским национальным парком. Население: 42,8 тыс. человек (2010).
Внутреннее деление  :  11 подрайонов
Обербургомистр: Маттиас Дот
Площадь: 103,84 км
Население: 42 777 человек (2010)
Телефонный код: +49 3691
Почтовый индекс: 99817
Автомобильный код: EA
Официальный код: 16 0 56 000
Официальный сайт:      перейти на официальный сайт города Айзенах (Eisenach).

История Айзенаха связана с Вартбургским замком, который, согласно легенде, был построен в 1067 году. Рядом с замком находилось по меньшей мере три поселения, которые объединились в одно во второй половине XII века. Образовавшийся город, Айзенах, впервые упоминается в хрониках в 1180 году.

В течение последующих десятилетий на Вартбурге происходили события, ныне ставшие легендарными. Наиболее известное из них — «Состязание певцов на Вартбурге» (Sängerkrieg (нем.), часть легенды о Тангейзере).

После Тюрингской войны (1247—1264) Айзенах отошёл к Веттинской династии из Мейссена. Позже на территории современной Тюрингии было основано несколько миниатюрных государств, и в 1596 году. Айзенах стал столицей герцогства Саксен-Эйзенах, которое просуществовало с небольшими перерывами до 1809 года, пока не было включено в состав герцогства Саксен-Веймар-Эйзенах.

Айзенах был городом, где провёл детство Мартин Лютер, хотя он не был рождён там; он жил там и позже, получив покровительство Фридриха Мудрого во время преследования за свои религиозные взгляды. Именно во время пребывания в Вартбургском замке Лютер перевёл Новый Завет на немецкий. Город также известен как родина Иоганна Себастьяна Баха.

В 1869 году в Айзенахе была основана Социал-демократическая рабочая партия Германии, впоследствии слившаяся с Общенемецкой рабочей ассоциацией, образовав Социал-демократическую партию Германии.

Районы
    * Бертерода
    * Хёцельсрода
    * Маделунген
    * Нойенхоф-Хёршель
    * Нойкирхен
    * Штокхаузен
    * Штедтфельд
    * Штрегда
    * Варта-Гёринген

Достопримечательности:

Площади в центре города.

Карлсплатц (Karlsplatz): на неё выходят церковь св. Николая и ворота св. Николая, единственные выжившие ворота города.

Марктплатц (Marktplatz): рыночная площадь с церковью св. Георгия, ратушей, замком в стиле барокко, а также с некоторым количеством представляющих архитектурную ценность административных зданий и купеческих домов. Здесь же находится позолоченный фонтан св. Георгия, покровителя города, спроектированный Гансом Леонардом в 1549 г.

Якобсплан (Jakobsplan): названа по имени часовни, уничтоженной пожаром в Средние века. Здесь находятся памятник св. Георгию в центре площади, часть старых городских стен (в том числе, смотровые башни) и сад Гёте.

Фрауэнплан (Frauenplan): небольшая площадь, названная из-за «церкви Нашей Девы». Сама церковь была снесена в стратегических целях в 1306 г. Сегодня Фрауэнплан — место расположения дома Баха и памятника ему.
Городской дворец

Городской дворец (Stadtschloss): расположен в северной части Рыночной пощади. Он был построен между 1742 и 1745 годами. Дворец был сооружён по чертежам Готфрида Генриха Кроне, архитектора Эрнста—Августа, герцога Саксен-Веймарского. Сегодня городской дворец используется для проведения особых выставок и как музей исторических ценностей и предметов искусства Тюрингии.


Ратуша
До 1596 г. ратуша (Rathaus) на Рыночной площади использовалась как винный подвал. В 1636 г. здание было уничтожено огнём, и в 1641 г. на его месте было построено новое. Южная часть строения потерпела значительный ущерб в ходе бомбардировок в 1945 г., во время Второй мировой войны. В 1996 г. здание было реконструировано, и теперь в нём располагаются администрация города и сберегательный банк.


 Дом Крейцнахера и графская резиденция
Остатки здания эпохи Ренессанса, построенного купцом Крейцнахером в 1539 г. и включавшего башню с винтовой лестницей, а позже находившегося в распоряжении графа Эрнста—Августа, который между 1741 и 1743 гг. разобрал здание, чтобы соорудить из него городской дворец. Сейчас, после реконструкции, в здании находится туристический офис Айзенаха.


Дом Лютера
Дом Лютера (Lutherhaus) — один из старейших и наиболее красивых деревянно-кирпичных домов, сохранившихся в Айзенахе. Во время своего обучения в школе (1498—1501 гг.) в этом доме проживал Мартин Лютер. В настоящее время здание представляет собой музей, предлагающий мультимедиа-выставки, связанные с этим периодом. Музей разбит на пять частей, в каждой из которых можно увидеть иллюстрации жизни Лютера, а также его времени и учения.

Памятнику Баху
Оплаченный хорошо известными музыкантами, памятник размером более чем в натуральную величину изображает Иоганна Себастьяна Баха в одежде и парике хормейстера церкви св. Фомы. Монумент был сооружён в 1884 г. Адольфом фон Донндорфом и расположен на Фрауэнплан рядом с домом Баха.

Дом Баха
Дом Баха (Bachhaus) стал первым во всём мире музеем, посвящённым жизни и работе И. С. Баха, в 1907 г. Дому насчитывается больше 600 лет, и, как говорят, именно в нём 21 марта 1685 г. родился будущий великий композитор. Сегодня в музее расположены несколько артефактов, а также множество музыкальных инструментов XIX и XX веков.
Мемориал «Goldener Lowe»

7 августа 1869 г. на этом месте была основана Социал-демократическая Рабочая партия Германии (позже преобразовавшаяся в Социал-демократическую партию Германии). Сейчас на этом месте находятся три постоянных выставки и архивная библиотека, открытая для посещения. Общество Августа Бебеля проводит лекции и семинары на исторические темы и темы, связанные с текущими политическими процессами.


Музей Рейтера — Вагнера
Построенный Людвигом Бонштедтом между 1866 и 1868 гг., этот неоклассический дом принадлежал Фрицу Рейтеру, известному поэту, писавшему на нижненемецком диалекте. После его смерти дом отошёл в собственность города, и теперь в нём располагается второй по величине музей Рихарда Вагнера в мире.


Сад Картаус и галерея
Притягивающий взгляд парк — всё, что осталось от стоявшего на этом месте монастыря, освящённого в честь св. Елизаветы в 1380 г. В 1700 г. это место стало королевским огородом, а во времена Гёте превратилось в естественный парк. Сегодня посетителей привлекает разнообразие деревьев, ухоженных тропинок и клумб. Крытая галерея и фойе (Wandelhalle) изначально были построены как места для питья минеральных вод и входили в план курорта, который так никогда и не был претворён в жизнь.

Обсудить город Eisenach на форуме в разделе Земли и города Германии.


meinland.ru

Айзенах — Школа Путешественника

Айзенах – (44 000 человек) лежит на северо-западе горного массива Тюрингенский лес. Тюрингенским лесом называют горы средней высоты в земле Тюрингия, протяжённостью около 150 км, шириной до 35 км с самой высокой точкой — 982 м. Город стоит у слияния двух рек, Хёрзель и Нессе. Со всех сторон его обступили горы — Вартенберг с юга, Ландграфенберг с северо-востока и Питерсберг с востока. К северу от него лежит Вартбургское плато, с юго-запада — плато Федерикопф.

История Айзенаха связана с Вартбургским замком, который, согласно легенде, был построен в 1067 году Людвигом Прыгуном. Рядом с замком находились, по меньшей мере, три поселения, которые объединились в одно во второй половине XII века. Образовавшийся город, Айзенах, впервые упоминается в хрониках в 1180 году. Через Айзенах проходила важная торговая дорога из Киева во Франкфурт на Майне. Да и Вартбург нуждался в «товарах и услугах», что тоже повлияло на расцвет города. После Тюрингской войны (1247—1264) Айзенах отошёл к Веттинской династии из Мейссена. Позже на территории современной Тюрингии было основано несколько миниатюрных государств, и в 1596 году Айзенах стал столицей герцогства Саксен-Айзенах, которое просуществовало с небольшими перерывами до 1809 года, пока не было включено в состав герцогства Саксен-Веймар-Эйзенах.

Айзенах был городом, где провёл детство Мартин Лютер, хотя он родился в Айслебене, но жил с семьей здесь.

Это его дом и одна из самых старых построек города, где Мартин Лютер провел 3 года (1498-1501). Рядом разместилось кафе «Библия». Внутреннее убранство дома неоднократно изменялось, однако неповторимые элементы интерьера были все же сохранены. На сегодняшний день в доме проходит выставка экспонатов позднего Средневековья, и комнаты где жил Мартин Лютер. В Айзенахе он учился в латинской школе при храме Святого Георгия. К сожалению, здание школы не сохранилось, но теперь на ее месте построена новая школа для младших классов. Позже, во время преследования за свои религиозные взгляды, Мартин Лютер получил покровительство Фридриха Мудрого, и жил под вымышленным именем «Юнкер Георг» в замке Вартбург, где закончил перевод Нового Завета на немецкий язык. На Карловой площади стоит памятник Мартину Лютеру.

Айзенах — это родина Иоганна Себастьяна Баха. На городской площади Фрауэнплан стоит дом Бахов и памятник Иоганну Себастьяну. Монумент был создан в 1884 г. Адольфом фон Донндорфом на деньги известных музыкантов.

Дом Баха – самый главный музыкальный музей города. Именно в этом доме будущий композитор появился на свет. Экспозиция позволяет проследить как профессиональную, так и частную жизнь композитора. Здесь расскажут о жизни Баха в родном городе и о его семье, покажут его личные вещи. Тут же хранятся музыкальные инструменты семьи Бахов. Что интересно, все они в рабочем состоянии. Дом Баха в Айзенахе стал первым музеем, посвященным композитору. Открылся он в 1907 году. Ввиду обширности экспозиции дом-музей дополнен современной пристройкой, здесь можно посидеть в круглых креслах и послушать многие из творений этого музыкального гения. Посещение музея также включает в себя 20-минутный концерт на старинных инструментах.

Еще с XVII века в Германии ходила шутка «Каждый Бах — музыкант, каждый музыкант — Бах». Все Бахи были музыкантами, кроме основателя династии Фейта Баха, жившего В XVI столетии, он был булочником и держал мельницу. Однако предание говорит, что и он прекрасно играл на каком-то струнном инструменте, и очень любил музыку. Отец, дядя, дед, прадед, братья, все сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были: кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером или концертмейстером в различных городах Германии… В соборе Святого Георгия в центре Айзенаха члены этой музыкальной семьи 130 лет были органистами, здесь же Иоганн Себастьян Бах пел в церковном хоре.

Красивый исторический центр Айзенаха интересен многими достопримечательностями:

— здесь можно увидеть самый узкий дом в Германии, ширина которого 2 метра 5 см, площадь – 20 м², при этом дом имеет два этажа.

— дворец-резиденция XVIII века привлекает коллекцией народных и мануфактурных промыслов Тюрингии XVI — XIX веков. Основу экспозиции составляют богатейшие собрания фарфора, фаянса и стекла, происходящие из многочисленных мануфактур центральной и западной Тюрингии, а также главных ее центров — Эрфурта, Ваймара, Геры, Готы, Рудольштадта.

— городской храм Св. Георгия, где венчалась Святая Елизавета со своим супругом ландграфом Людвигом;

— Ратуша, на которой отмечена мера — «локоть» (на нем торговцы и покупатели мерили сукно) и позорное кольцо для воров, мошенников и других преступников.

— Городская аптека

— ворота Святого Николая и храм Святого Николая XII века

Айзенах имеет вековые традиции автомобилестроения – здесь выпускали автомобили «Вартбург» до 1989 года. А сейчас открыт завод Опель. Посетить город Айзенах Вы можете в турах —

club.silver-ring.ru

самый посещаемый музыкальный музей Германии

“Дом Баха”: слева старое здание, справа – новое

Более 60 тысяч человек в год переступают порог старейшего в мире музея Иоганна Себастьяна Баха в его родном городе. Большинство из них не знает, что это, увы, не родной дом великого композитора.

Величайший из немецких композиторов Иоганн Себастьян Бах после своей кончины в 1750 году на долгие годы был почти забыт.

Первая подробная его биография вышла лишь спустя полвека. А возрождение широкого интереса к его творчеству началось лишь в середине 19 века.

Но к концу столетия оно переросло в подлинный культ, и зашел вопрос о создании музея Баха. Сегодня таких музеев даже три: в Лейпциге, Кётене и Айзенахе. Айзенахский – старейший и до сих пор самый посещаемый. Каждый год десятки тысяч людей приезжают в тюрингский город, где родился Бах.

“Семейный профсоюз” Бахов

“Все Бахи жили в Айзенахе”, – это простую рифму в состоянии запомнить даже самый нерадивый школяр.

Действительно, старинный тюрингский город (его первое упоминание в летописях относится к 1180 году) на протяжении двух веков был, так сказать, “штаб-квартирой” разветвленного музыкального рода Бахов.

Великий Иоганн Себастьян, весьма неравнодушный к истории своего рода, даже составил семейную хронику, в которой писал:

“Родоначальника фамилии звали Фейт Бах. По профессии он был пекарь. Жил в венгерском городе Пресбурге. Но когда в 16 веке эту местность охватили религиозные волнения, он был вынужден уехать оттуда в поисках другого пристанища. С тем имуществом, которое ему удалось спасти, он отправился в Тюрингию, где надеялся обрести покой и полную безопасность”.

От булочника, про которого известно, что он хорошо играл на цитре и скрипке, пошла музыкальная династия Бахов. В своей хронике Бах упоминает о 53-х членах семьи, так или иначе связанных с музыкой: они были канторами, церковными органистами, городскими музыкантами. К концу 17 века – времени рождения Иоганна Себастьяна – буквально все музыкальные должности в Тюрингии занимали представители семейства Бахов.

Раз в году, как правило, в Айзенахе, проводился родовой “съезд”, на котором не только обсуждались дела семейные (например, устройство сирот и помощь вдовам), но также распределялись должности и заказы. Словом, семья функционировала как первоклассный профсоюз.

Где эта улица, где этот дом?

Иоганн Себастьян родился 21 марта 1685 года в Айзенахе, где его отец, Иоганн Амброзиус Бах (JohannAmbrosiusBach), служил придворным и городским музыкантом – “штадтпфайфером”.

Его профессиональные обязанности были весьма широки. Так, ему предписывалось ежедневно трубить с башни ратуши, по воскресеньям осуществлять сопровождение церковной службы, а также играть в придворной капелле. Однако основной доход приносила работа на свадьбах, крестинах и других праздниках.

Рано осиротев, Иоганн Себастьян уже в 10 лет покинул родной город, отправившись на обучение к старшему брату. Тем не менее он до конца жизни считал себя айзенахцем и подписывал официальные письма латинским “Bachusisenacus”, то есть “Бах из Айзенаха”.

“Не тот” дом…

Прожив 25 лет в Лейпциге, он так и не стал гражданином этого города, оставаясь официально “бюргером Айзенаха”. Словом, у Айзенаха есть все поводы считать Баха “своим”.

“Долгие годы, в частности, во времена ГДР, об этом не говорили официально. Но сегодня мы вынуждены признать: здание, в котором расположен наш музей – это не родной дом Баха”,

– разводит руками директор музея Йорг Ханзен.

О том, что старинный бюргерский дом, приобретенный для музея на собранные по подписке средства, не был “домом Баха”, узнали приблизительно в 1927 году – спустя двадцать лет после открытия музея.

Собственно, когда началась большая слава Баха, никто уже не знал, в каком именно доме он родился. Было известно, что крещен он был в церкви Св.Георгия (Georgenkirche), а значит, родился где-то по соседству.

Позже, когда были найдены старинные налоговые ведомости, удалось установить, что Бах родился в доме, который стоял примерно в ста метрах от музея и был, увы, снесен в середине 19 века за ветхостью.

От двери до органа

В музее Баха с большой любовью и тщанием восстановлена обстановка, какой она могла быть в доме композитора в его детстве. Для этого на протяжении десятилетий собирались оригинальные предметы интерьера, мебель и, конечно, музыкальные инструменты: старинные скрипки, гобои, челесты, валторны и настоящий тюрингский орган 1650 года постройки.

“А это был любимый инструмент Иоганна Себастьяна. Это аналог современного электропианино”,

– говорит директор музея Ханзен и показывает на небольшой дорожный клавесин весом всего в 15 килограммов.

Особая гордость музея – “дверь Баха”. Это подлинная дверь, некогда закрывавшая вход в лейпцигскую квартиру Баха. Сегодня она соединяет основное и новое здания музея.

Новое здание было открыто в 2007 году, и сегодня представляет собой некий гибрид мультимедийного выставочного пространства и концертного зала. Сев в мягкое кресло, здесь можно с наслаждением погрузиться в музыку Баха. И вопрос о том, “настоящий” ли это дом или нет, кажется совершенно неважным.

Анастасия Буцко, dw.com

www.classicalmusicnews.ru

Айзенах. Мартин Лютер

История города Айзенах тесно связана с расположенным неподалёку замком Вартбург. Рекомендуем сначала прогуляться по Вартбургу и познакомиться с событиями и людьми, чья воля вершила судьбу этого города.

Город стоит у слияния двух рек, Хёрзель и Нессе. Со всех сторон его обступили горы – Вартенберг с юга,  Ландграфенберг с северо-востока и Питерсберг с востока. К севера от него лежит Вартбургское плато, с юго-запада – плато Федерикопф. Спустившись с Вартенберга, оказываешься в запутанном лабиринте улочек утопающего в зелени Айзенаха.

Своему существованию Айзенах обязан Вартбургу. Рядом с замком располагалось несколько поселений. Во второй половине XII века они объединились и в 1180 году Айзенах удостоился упоминания в хрониках, как самостоятельная городская единица. Важная торговая дорога из Киева во Франкфурт на Майне проходила аккурат через Айзенах. Да и Вартбург нуждался в “товарах и услугах”, что тоже повлияло на расцвет города.

  • ВОРОТА СВЯТОГО НИКОЛАЯ, ХРАМ СВЯТОГО НИКОЛАЯ

Не будем долго перечислять важные вехи в череде событий, их было достаточно. Познакомимся с историей города в самом Айзенахе. В него мы попадём по одной из дорог, Вартбург-аллее, она приводит к древним восточным воротам города – святого Николая. Ровесник Айзенаха, до 1832 года ворота выполняли свою основную функцию – контролировали въезд и выезд из города, а по ночам их тяжёлые створы запирали на ключ.
Въездные ворота св.Николая и церковь св.Николая в Айзенахе соединены поздней арочной стеной “под средневековье”

Впервые Мартин Лютер вошёл в Айзенах через эти ворота весной 1498 года, он приехал изучать латынь в айзенахской школе. Последний раз знаменитый проповедник покинул город через эти же ворота святого Николая в 1540 году.

Рядом находится церковь святого Николая. Позднероманская постройка не намного моложе одноимённой башни, строительство храма завершили в 1180 году. Это единственная сохранившаяся романская базилика в Тюрингии. Интересно, что до Реформации церковь служила главным собором монастыря святого Николая, в ней совершали службы три Айзенахских прихода, а ещё она была храмом женского бенедиктинского монастыря. Древнюю церковь можно обозреть только с Карлсплатц.

Айзенах. Храм святого Николая

Ворота и храм находятся на востоке площади. Здесь сразу понимаешь, что находишься в городе Лютера. Мешковатая фигура проповедника в длинной рясе попадается и в витринах, и на городских схемах. Встреча с Лютером неизбежна на Карловой площади.  Его образ довольно типичен – глаза реформатор возвёл к небу, перст назидательно указует на Библию (1896 г., скульптор Дондорф).

Айзенах. Карлсплац

От Карловой площади отходят несколько улиц. Александер-штрассе ведёт на запад и сразу выводит к Рыночной площади (Маркт-плац). Николас-штрассе ведёт на север, а Йоганнесштрассе – на юго-запад. Карта приложена ниже.

На Йоганнес-плац находится самый узкий во всей Германии фахверковый жилой дом. (Сами не нашли. Фото отсюда.) Сейчас это музей с небольшой выставкой картин, керамики и исторических интерьеров.

Ширина дома на Йоганнес-плац всего 2,05 м

А мы пройдём по пешеходной Карлштрассе, она соединяет Карлову и Рыночную площади.
Центральная артерия города мало чем отличается от других пешеходных улиц. Главное её назначение – торговля. Она похожа на длинный узкий рынок – продавцы не стесняются выставлять товар на улицу, горожане и туристы живо интересуется разнообразной мелочью. В предновогоднюю неделю во многих магазинах хорошие скидки, чем мы с удовольствием воспользовались. И не забыли об архитектурных достоинствах Айзенаха. Карлштрассе – типичная очень милая немецкая улица со своей изюминкой, но без ярких шедевров, с обилием открытых лотков, предлагающих вкуснющие жареные колбаски.

Оживлённый поток жителей и туристов с пешеходной улицы вливается на Маркт плац.

  • РЫНОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ. МАРКТ-ПЛАЦ

На протяжении столетий на Маркт-плац по средам шла оживлённая торговля. Главная площадь города по всему периметру застроена разностилевыми зданиями. Барочный дворец герцога Эрнста-Августа, ренессансная ратуша, собор святого Георгия, – важнейший  храм Айзенаха.
В 1180 году собор основал Людвиг III Добрый, а в 1221 году 20-летний Людвиг IV Святой из династии Людовингов венчался с будущей святой, 14-летней венгерской принцесой Елизаветой (подробно об этом событии в статье Вартбург). Иоганна Себастьяна Баха тоже крестили в приходском храме св. Георгия.

Айзенах. Храм св.Георгия. Маркт-плац

К сожалению, церковная школа, где обучался юный Мартин Лютер не сохранилось, но известно, что она была пристроена к южной части церкви св. Георгия. Школу снесли, когда понадобилось расширить двор францисканского монастыря. Будущий реформатор пел в хоре этой церкви. Только за пару дней до своего “исчезновения” в Вартбурге, Лютер читал проповедь в переполненной церкви св.Георгия. Именно поэтому, скрываясь в Вартбурге, реформатор назывался Георгом (Йоргом).

Совсем рядом с храмом св. Георгия стоят остатки старого монастыря францисканцев. Здесь был заточён монах Иоганн Хильтен, он предсказал, что нужно ожидать появление церковного реформатора. В ту пору Мартин  Лютер ещё учился в латинской школе.

Во время знаменитого Вартбургского празднества немецкие студенты, его участники,  получили  благословение в соборе св.Георгия.

Сегодняшний облик храма сложился ко второй половине XVI века. Раньше надгробные плиты Людовингов находились в церкви святого Георгия, сейчас их перенесли в Вартбург.

С колокольней церкви святого Георгия перекликается башня ратуши. Её видно из прилегающих улиц, один из фасадов ратуши выходит на Карлштрассе. От старой ратуши XVI века сохранился лишь фундамент. Существующее здание восстановлено после 1945 года, когда ратуша сильно пострадала во время бомбёжки. Интересно, что в её погребах хранилось вино. И если вы попадёте в Айзенах, не пропустите обычных для средневековых ратуш атрибутов – контрольных весов меры “локоть” – ею торговцы и покупатели мерили сукно, и позорного кольца для всякого рода преступников. Они находятся в самом низу эркера ратуши.
Напротив ратуши, в северо-восточной части площади внимание привлекает муниципальная аптека. Типичный городской фахверк XVI века (1560 год). Феодальная знать строила каменные палаты, а фахверк, как правило, возводился богатыми жителями и городскими магистрами. Таким образом они старались утвердить свой возрастающий авторитет. Нижний этаж аптеки кирпичный, с широкими окнами-арками, они гораздо больше входного портала. А уже выше – торжество фахверкового каркаса.

Айзенах. Муниципальная аптека

Самое внушительное светское здание на Маркт-плац – герцогский дворец-резиденция, он занимает почти всю северную часть площади. Великий герцог Эрнст-Август перенёс свою резиденцию из Айзенаха в Веймар и затеял грандиозную перестройку Маркт-плац. Он решил снести свой старый дворец, и разобрать около десятка домов на северной стороне площади. На фундаменте старых построек зодчий Готфрид Генрих Кроне исполнил свой оригинальный проект.

Айзенах. Дворец герцога Эрнста-Августа

Дворец Кроне дошёл до нас лишь частично, но убедиться в высоком мастерстве архитектора можно посетив Тюрингский музей, он расположился в стенах дворца, Торжественный зал и конюшня сохранились без переделок. Коллекция музея рассказывает о народных и мануфактурных промыслах Тюрингии. Это собрания фарфора, стекла, фаянса, кузнечного ремесла.

В центре площади расположен фонтан с фигурой покровителя Айзенаха – святого Георгия. Восьмиугольная чаша выполнена в готическом стиле, автор скульптуры – Ганс Леонгард, 1549 год.
Ещё одно интересное здание на рыночной площади – жилой дом начала ХХ века.

Жилой дом 1902-1904 на Маркт плац. Айзенах

Высокое нарядное фахверковое строение в южной части площади привлекает паломников со всего мира. Это жилой дом, один из древнейших в Айзенахе, его нижняя часть сохранилась с XV века. В середине XVI века дом купил автор фонтана св. Георгия, Ганс Леонгард и перестроил его для себя. Но не талантливый мастер прославил этот дом. С 1498 по 1501 год, перед отъездом на учёбу в университет Эрфурта, здесь жил знаменитый проповедник и реформатор Мартин Лютер.

Айзенах. Дом Мартина Лютера

О жизни Лютера и коллекции музея рассказано в отдельной статье.

  • ЦЕРКОВЬ ПРОПОВЕДНИКОВ

С рыночной площади на северо-запад ведёт Унтере Предигерграссе. Немного поднявшись по ней, мы увидим церковь проповедников. Храм построил один из Людовингов, Генрих Распе в память о невестке, вдове брата, святой Елизавете, сразу после её канонизации, в 1230 году. И хоть церковь св. Георгия старше церкви Проповедников, глядя на неё никак не ошибёшься в возрасте храма.

Айзенах. Церковь Проповедников

В настоящее время в стенах церкви Проповедников открыт музей раннехристианской скульптуры.

Если пройти ещё выше, то окажетесь у церкви св. Анны. Раньше там был лазарет святой Анны. Предполагается, что неподалёку жили Линдеманны – дед и бабка Лютера по материнской линии. Мы же вернёмся на Маркт-плац, оттуда проще добраться до ещё в одного музея. Вернее, дома-музея Иоганна Себастьяна Баха.

  • МУЗЕЙ ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА В АЙЗЕНАХЕ

В отличие от яркого эффектного фахверка, дом семьи Бах внешне непримечателен.
Но именно здесь, 21 марта 1685 года родился великий композитор. В Айзенахе Бахи жили с начала XVII века, а их род прослеживается в Тюрингии с начала XVI. В семье и до Иоганна Себастьяна  были флейтисты, скрипачи, учителя пения, канторы, органисты. Такая музыкальная родословная объясняется очень просто: Бахи искали и находили себе невест только в семьях музыкантов.

Небольшой музей рассказывает не только о жизни самого композитора, но и представляет типичную обстановку бюргерского дома конца XVII века. Гостиная, которая одновременно служила и столовой, комнаты старших членов семьи, спальня, хозяйственные помещения. Мебель скромная, грубовато исполненная.
В таких интерьерах старинные музыкальные инструменты отнюдь не антиквариат или предметы искусства. Это орудия семейного ремесла, прокормиться которым порой бывало непросто.

Когда у семилетнего Иоганна Себастьяна обнаружилось тоненькое сопрано, ему позволили солировать в школьном хоре. Дети пели на мессах, на городских торжествах, на свадьбах и праздниках в богатых домах.

Старейшее помещение в доме – кухня. Когда Бах родился, этот камин уже стоял здесь. По убранству и утвари кухни можно судить, как выглядели подобные помещения в домах горожан среднего достатка.
Мебель и экспонаты в доме Бахов собиралась из соседних домов и других жилых особняков Тюрингии в 1906 году, когда решили открыть здесь музей. Некоторые же предметы добавили позже, их обнаружили во время раскопок вокруг дома и во внутреннем дворе.

На снимке – рабочая комната Баха. Она вполне могла так выглядеть. Известно, что композитор сочинял музыку, сразу записывая ноты, без музыкального инструмента, позже проигрывал отдельные части на клавикордах.
В доме была большая теологическая библиотека, книг на религиозные темы у Бахов хранилось больше, чем в приходской церкви. Бах много работал с этими текстами, сочиняя кантаты. Сохранился Новый Завет в переводе Мартина Лютера с многочисленными пометками композитора на полях.

Осмотр музея заканчивается выходом в уютный внутренний двор со старым колодцем, остатками сада и цветника.
Если у вас будет время, задержитесь в музее Баха. В самом большом помещении дома, где когда-то был хлев для скотины, устроен концертный зал. Стоимость билета на экспозицию  включает посещение небольшого концерта, музыканты исполняют произведения великого композитора несколько раз в день, один из концертов начинается в 14 часов.

При выходе на Фрауэнплан с вами попрощается бронзовый Бах. Памятник композитору заказали и оплатили известные музыканты. Иоганна Себастьяна Баха изобразили в одежде и парике хормейстера церкви св. Фомы.
Скульптуру рядом с домом Баха на  Фрауэнплан  установили в 1884 году, её автор Адольф фон Донндорф.

  • ВИЛЛА РОЙТЕРА. МУЗЕЙ ВАГНЕРА

В Айзенахе есть ещё один музей, связанный с именем другого великого композитора, Рихарда Вагнера. Он находится на южной окраине города, на живописной вилле Фрица Ройтера, видного немецкого писателя-демократа, последние годы он жил в Айзенхе. Вилла расположена на склоне заросшего скалистого холма с красивым прудом у подножия.

Коллекция музея Вагнера знакомит с жизнью композитора, рассказывает о его творчестве. Здесь хранятся личные вещи, документы, бесценные нотные записи. По насыщенности айзенахская коллекция уступает лишь центральному музею Вагнера в Байройте. Здесь экспонируется посмертная маска музыканта – одна из пяти оригинальных оттисков, сделанных в Венеции скульптором А.Бенвенути 13 февраля 1883 года.

  • МУЗЕЙ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ  (Automobilbau Museum Eisenach)

В здании бывшего автозавода AWE, в его «восточной столовой» (Ostkantine),  в настоящее время находятся экспонаты автомобильной выставки – начиная от Дикси до последней модели Вартбурга. На старом снимке припаркованные автомобили колесили по улицам Айзенаха, сейчас некторые пополнили коллекцию музея.

Если вы располагаете временем, посетите охотничьи особняки в окрестностях Айзенаха – это интересные архитектурные комплексы середины XVIII века. Расположенные на фоне классического пейзажа, они производят большое впечатление. Одну из таких вилл, Вильгельмшталь, с восторгом описывал Гёте, когда сопровождал герцога Карла-Августа в охотничьей поездке.

А мы вернёмся в Айзенах. Предложим ещё пару городских снимков

и карту центра города.

На карте цифрами отмечены некоторые упомянутые в статье достопримечательности:
5.Театр; 6.Церковь св.Елизаветы; 7.Церковь св.Анны; 9.Церковь Проповедников, музей; 10.Ратуша; 11.Герцогский дворец; 12.Собор св.Георгия; 13.Дом-музей Мартина Лютера; 14.Дом-музей И.С.Баха; 20.Памятник Мартину Лютеру; 21.Церковь св.Николая, ворота св. Николая

В Айзенахе мы ещё посетим музей Мартина Лютера. И отправимся в Эрфурт.

При написании статьи использовалась литература:
1.Ю.Маркин “Вартбург-Айзенах-Эрфурт-Ваймар”, М.”Искусство”, 1995,
2.Herbert von Hintzemsterm “Luther in Eisenach”, Wartburg Verlag
3.Путеводитель “Eisenach Wartburg”

kraeved1147.ru

Дом Баха в Айзенахе: самый посещаемый музыкальный музей Германии | Немецкая музыка: от классики до современных стилей | DW

Величайший из немецких композиторов Иоганн Себастьян Бах (JohannSebastianBach) после своей кончины в 1750 году на долгие годы был почти забыт. Первая подробная его биография вышла лишь спустя полвека. А возрождение широкого интереса к его творчеству началось лишь в середине 19 века. Но к концу столетия оно переросло в подлинный культ, и зашел вопрос о создании музея Баха. Сегодня таких музеев даже три: в Лейпциге, Кётене и Айзенахе. Айзенахский — старейший и до сих пор самый посещаемый. Каждый год десятки тысяч людей приезжают в тюрингский город, где родился Бах.

«Семейный профсоюз» Бахов

«Все Бахи жили в Айзенахе», — это простую рифму в состоянии запомнить даже самый нерадивый школяр. Действительно, старинный тюрингский город (его первое упоминание в летописях относится к 1180 году) на протяжении двух веков был, так сказать, «штаб-квартирой» разветвленного музыкального рода Бахов.

Иоганн Себастьян Бах

Великий Иоганн Себастьян, весьма неравнодушный к истории своего рода, даже составил семейную хронику, в которой писал: «Родоначальника фамилии звали Фейт Бах. По профессии он был пекарь. Жил в венгерском городе Пресбурге. Но когда в 16 веке эту местность охватили религиозные волнения, он был вынужден уехать оттуда в поисках другого пристанища. С тем имуществом, которое ему удалось спасти, он отправился в Тюрингию, где надеялся обрести покой и полную безопасность».

От булочника, про которого известно, что он хорошо играл на цитре и скрипке, пошла музыкальная династия Бахов. В своей хронике Бах упоминает о 53-х членах семьи, так или иначе связанных с музыкой: они были канторами, церковными органистами, городскими музыкантами. К концу 17 века — времени рождения Иоганна Себастьяна — буквально все музыкальные должности в Тюрингии занимали представители семейства Бахов.

Раз в году, как правило, в Айзенахе, проводился родовой «съезд», на котором не только обсуждались дела семейные (например, устройство сирот и помощь вдовам), но также распределялись должности и заказы. Словом, семья функционировала как первоклассный профсоюз.

Где эта улица, где этот дом?

Иоганн Себастьян родился 21 марта 1685 года в Айзенахе, где его отец, Иоганн Амброзиус Бах (JohannAmbrosiusBach), служил придворным и городским музыкантом — «штадтпфайфером». Его профессиональные обязанности были весьма широки. Так, ему предписывалось ежедневно трубить с башни ратуши, по воскресеньям осуществлять сопровождение церковной службы, а также играть в придворной капелле. Однако основной доход приносила работа на свадьбах, крестинах и других праздниках.

Рано осиротев, Иоганн Себастьян уже в 10 лет покинул родной город, отправившись на обучение к старшему брату. Тем не менее он до конца жизни считал себя айзенахцем и подписывал официальные письма латинским «Bachusisenacus», то есть «Бах из Айзенаха». Прожив 25 лет в Лейпциге, он так и не стал гражданином этого города, оставаясь официально «бюргером Айзенаха». Словом, у Айзенаха есть все поводы считать Баха «своим».

«Не тот» дом…

«Долгие годы, в частности, во времена ГДР, об этом не говорили официально. Но сегодня мы вынуждены признать: здание, в котором расположен наш музей — это не родной дом Баха», — разводит руками директор музея Йорг Ханзен (JörgHansen). О том, что старинный бюргерский дом, приобретенный для музея на собранные по подписке средства, не был «домом Баха», узнали приблизительно в 1927 году — спустя двадцать лет после открытия музея.

Собственно, когда началась большая слава Баха, никто уже не знал, в каком именно доме он родился. Было известно, что крещен он был в церкви Св.Георгия (Georgenkirche), а значит, родился где-то по соседству. Позже, когда были найдены старинные налоговые ведомости, удалось установить, что Бах родился в доме, который стоял примерно в ста метрах от музея и был, увы, снесен в середине 19 века за ветхостью.

От двери до органа

В музее Баха с большой любовью и тщанием восстановлена обстановка, какой она могла быть в доме композитора в его детстве. Для этого на протяжении десятилетий собирались оригинальные предметы интерьера, мебель и, конечно, музыкальные инструменты: старинные скрипки, гобои, челесты, валторны и настоящий тюрингский орган 1650 года постройки.

«А это был любимый инструмент Иоганна Себастьяна», — говорит директор музея Ханзен и показывает на небольшой дорожный клавесин весом всего в 15 килограммов. «Это аналог современного электропианино». Особая гордость музея — «дверь Баха». Это подлинная дверь, некогда закрывавшая вход в лейпцигскую квартиру Баха. Сегодня она соединяет основное и новое здания музея. Новое было открыто в 2007 году, и сегодня представляет собой некий гибрид мультимедийного выставочного пространства и концертного зала. Сев в мягкое кресло, здесь можно с наслаждением погрузиться в музыку Баха. И вопрос о том, «настоящий» ли это дом или нет, кажется совершенно неважным.

Как вы считаете: имеет ли смысл посвящать столько музеев одному — пусть и великому — человеку? Наш адрес: [email protected].

www.dw.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *