что удивило свидетелей — Кириллица — энциклопедия русской жизни
2021-10-01 16:30:31
Вскрытие могилы Гоголя в 1931 году было необходимо – место захоронения писателя у Данилова монастыря было снесено по плану реконструкции Москвы. Прах гения было решено перенести на Новодевичье кладбище. При церемонии присутствовало более двадцати человек, многие из которых настаивают, что тело писателя пострадало не только от времени.
Предсказанная смерть
Вместе с местом упокоения Гоголя переносу подлежали все могилы, которые находились на кладбище Свято-Данилова монастыря. Среди захоронений были деятели культуры, меценаты, писатели. Но повторное захоронение праха писателя породило ряд мистических историй и небылиц, которые после тщательного анализа можно назвать актом вандализма и мародерства.
Литератор Сергей Аксаков говорил о Гоголе так: «Это истинный мученик высокой мысли, мученик нашего времени». Николай Васильевич умер рано, о его смерти ходило множество легенд, первая из которых гласит, что писателя похоронили заживо – за смерть тела приняли глубокий летаргический сон. Гоголь сам ее предсказал в своих произведениях и отрывках дневников.
Тайны стали множиться после вскрытия могилы 31 мая 1931 года. Во время раскопок на монастырском кладбище присутствовали известные деятели культуры того времени: Ю. Олеша, В. Лидин, В. Иванов, А. Малышкин. Сохранились письменные свидетельства, главное из которых – воспоминания литературоведа, писателя и критика Владимира Лидина. Он первым рассказал, что после вскрытия гроба с останками Гоголя обнаружилось, что у покойного отсутствовала голова.
Примечательно, что вместе с прахом Гоголя переносу подлежали еще несколько могил. Во время процедуры Лидин фотографировал порядок работ – в архивах достаточно фото останков публициста А. Хомякова и поэта Н. Языкова, но нет ни одного фотоснимка с гробом Гоголя.
Могилу вскрывали дважды
Лидин очень подробно описал в своих дневниках тот день, 31 мая, когда начались работы по вскрытию могилы Гоголя. Первое, что отметил писатель – гроб был закопан очень глубоко, и когда рабочие стали вынимать пласты земли, наткнулись на человеческий череп. Останки сохранились, и после экспертизы было установлено, что череп принадлежит мужчине очень молодого возраста.
После того, как рабочие подобрались к гробу Гоголя, стало очевидно, что это не простой гроб, а саркофаг. Когда его удалось поднять на поверхность, была поздняя ночь, но работы не останавливались. После того, как был разбит каменный мешок, присутствующие увидели наполовину сгнивший гроб из дубовых досок, в котором покоилось тело без головы.
Уже в 1931 провели расследование, и было установлено, что могилу вскрывали, когда реконструировали надгробие. Мероприятие подготовили в честь столетия со дня рождения Николая Васильевича. Отсюда пошли слухи о том, что кроме переустановки надгробного креста на могильный камень, монахи похитили голову писателя.
Пропавший сюртук
Через несколько лет после эксгумации стали множиться слухи о том, что могила писателя была просто разграблена, и у тела Гоголя отсутствовали не только голова, но и часть сюртука, сапог, ребро и берцовая кость.
По этому поводу сохранились воспоминания еще одного очевидца событий, литератора Вячеслава Полонского, который в своем дневнике утверждает, что останки Гоголя были целые, но присутствующие на вскрытии просто разграбили гроб: «Один оторвал кусок одежды (Малышкин), другой взял «на память» кусок гроба, а писатель А. Стенич, (расстрелянный в 1938 и реабилитированный в 1990-м) просто украл ребро Гоголя»…
О куске одежды пишет и сам Лидин – он прямо говорит, что это он взял сохранившуюся часть сюртука Гоголя и вшил материал в обложку произведения «Мертвые души». Сегодня книга хранится в частной коллекции дочки Лидина.
Ненаписанные свидетельства
Намного интереснее оказались устные свидетельства очевидцев, которыми они делились в приватных беседах. По словам того же Лидина, берцовую кость и левое ребро Гоголя он вместе с другими участниками тайно похоронил на монастырском Новодевичьем кладбище по мистическим соображениям.
Историк-литературовед М. Барановская, которая также присутствовала при вскрытии саркофага писателя, подтверждает, что после того, как гроб открыли, головы у тела Гоголя не было. Ходили слухи, что череп украли по заказу московского коллекционера А. Бахрушина, и якобы среди экспонатов Бахрушинского музея театра есть неизвестные черепа, один из которых точно Гоголя.
Расследование провел Леопольд Ястржембовский, и никаких черепов в музейной коллекции известного московского мецената не обнаружил.
Еще один свидетель раскопок, историк-археолог А. Смирнов, опровергает слова писателей и говорит, что после открытия крышки гроба голова у тела была, но она была нехарактерно повернута почти на 100 градусов.
Историк А.С. Соловьев утверждает, что после того, как место раскопали, гроб вообще не нашли, но в склепе Гоголя была обнаружена сеть подземных ходов и большое количество воздушных шахт…
Свидетельства очевидцев – это, безусловно, лучше, чем ничего, но тайна головы автора «Вия», его перезахоронений, мистических снов и всего прочего остается открытой. Очень жаль, что Владимиру Лидину не удалось сделать ни одного фото – ни саркофага писателя, ни того, что в нем находилось. А может, снимки есть и просто ждут своего часа?
Читайте наши статьи на Дзен«Голова лежала отдельно»: что известно об эксгумации Гоголя
Русская семерка
В 1931 году в Свято-Даниловом монастыре, близ которого был захоронен прах Гоголя, решили устроить колонию для малолетних преступников. Останки же писателя постановили перенести на Новодевичье кладбище. На церемонию перезахоронения собрались многие видные советские литераторы.
© Русская семеркаКогда вскрыли гроб, оказалось, что голова покойного лежит отдельно от скелета. В расчлененном виде было принято хоронить покойников у некоторых языческих племен. В ХIХ же столетии данный ритуал могли совершить те, кто опасался мести колдуна: считалось, что душа не сможет вернуться в безголовое тело. По некоторым данным, Гоголь при жизни не только писал мистические повести, но и занимался магией и колдовством.
Видео дня
По другой версии головы в гробу вообще не было. В 1988 году в газете «Советская Россия» были опубликованы отрывки из дневника бывшего члена Военно-революционного комитета в Москве, дипломата и писателя А.Я. Аросева, в которых говорилось: «На днях был у Вс. Иванова, Павленко, Н. Тихонова. Рассказывали, что отрыли прах Гоголя, Хомякова и Языкова. У Гоголя головы не нашли». Профессор Литературного института, писатель В.Г. Лидин, участвовавший во вскрытии могилы, также писал в своих воспоминаниях: «Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков…» В то же время другие очевидцы рассказывали, что голова была повернута набок.
Никакая официальная информация по поводу «аномалий» с гоголевскими останками не публиковалась. Утверждалось, что сведения засекретили по приказу Сталина.
По словам В. Лидина, допрошенные монахи Свято-Данилова монастыря поведали, что череп якобы забрал московский коллекционер Алексей Бахрушин, основатель Театрального музея, участвовавший в реставрации могилы писателя накануне столетия со дня его рождения, в 1909 году.
Как гласит предание, Бахрушин страстно захотел заполучить бесценный раритет для своего собрания театральных экспонатов. Он заплатил кому-то из могильщиков круглую сумму, и тот похитил для него голову Гоголя. По слухам, череп даже видели в Бахрушинском музее, где он лежал не то в кожаном медицинском саквояже для анатомических инструментов, не то увенчанный серебряным венком, в палисандровом ларце со стеклянным оконцем. Эту гипотезу подтверждал и Лидин, который в своих воспоминаниях сообщал, что в Музее Бахрушина хранятся три черепа — актера Михаила Щепкина, Николая Гоголя и неизвестного.
Поговаривали, что череп Гоголя навлек на Бахрушина неприятности (как раз в это время у него начались проблемы с музеем). Тогда, мол, коллекционер избавился от «экспоната», отдав его внучатому племяннику Гоголя — Яновскому, после чего дела его наладились. Так или иначе, Бахрушин скончался еще в 1929 году, и ответить на вопросы было уже некому.
Истории, Николай Гоголь
Русская семерка: главные новостиСудебный скандал в Лондоне: правда ли русский офицер требовал от Японии деньги за свое предательство Порт-Артура
Александр Македонский: тайна могилы величайшего завоевателя древнего мира
Настроил против себя всю общину: за что посадили еврейского прадеда Ленина
Леденящая душу фотография показывает пустую могилу, когда тело Стивена Смита эксгумировали через 8 лет после смерти в результате «наезда и побега» в ходе расследования убийства наезд», который привел к его смерти.
Тело 19-летнего Стивена Смита было обнаружено на обочине темной дороги в округе Хэмптон, Южная Каролина, в июле 2015 года.
2
Тело 19-летнего Стивена Смита эксгумировано для частного вскрытия. Семейный раздаточный материал2
Леденящая душу фотография пустой могилы появилась после того, как дело Стивена было вновь открыто для расследования как убийства, а полиция назвала имена двух фигурантов. Кредит: TMZЗаместитель коронера по делу ранее определил причину смерти Смита как наезд. -и беги, согласно TMZ.
Тем не менее, вопросы, связанные с определением наезда и побега, остаются в течение многих лет.
Стивен, как сообщается, получил ранение в голову, которое, по мнению некоторых экспертов, могло быть получено от пули или тупого предмета, и, как утверждается, никаких других повреждений ниже туловища подростка обнаружено не было.
Некоторые говорят, что эти травмы выглядят странно, если они стали причиной автомобильной аварии, что заставляет многих предположить, что дело Стивена должно быть расследованием убийства.
Подробнее о преступности
Также не было никаких придорожных признаков столкновения, таких как разбитое стекло или следы шин.
Теперь власти переклассифицировали его как таковой после того, как мать Стивена, Сэнди Смит, много лет боролась за него в кампании.
Поскольку тело эксгумировано, Смит заказала частное вскрытие, чтобы выяснить, что случилось с ее сыном.
Страница GoFundMe была создана, чтобы помочь собрать деньги на процедуру, которая собрала более 118 000 долларов из запланированных 15 000 долларов.
Самый читаемый в The US Sun
РАСКАЧАТЬ ЛОДКУBMW представляет роскошную мини-яхту, подходящую для злодея Бонда на Каннском кинофестивале на пляже
грустьПоклонники пепси умоляют вернуть уникальный напиток после того, как гигант газированных напитков прекратил выпуск вкуса
HARDBALLОпасность! игрок пострадал от «сурового» решения Майим, прежде чем чемпион установил рекорд
«Мы считаем крайне важным искать новую цель — независимую эксгумацию, вскрытие и расследование — и мы запускаем #JusticeForStephen с этой непосредственной целью», — говорится на странице.
«Нам нужен новый, непредвзятый взгляд на его тело и точное определение причины его смерти на основе фактов. На дороге не было никакого мусора, и его травмы не соответствовали наезду.»
Следователь Тодд Проктор, который отреагировал на смерть, сказал Fox News , что, исходя из его 15-летнего опыта, «ничего в этом деле» не может указывать на то, что это было наездом.
«Как и любой следователь, вы уходите от улик — не было никаких доказательств, указывающих на то, что это было наездом, или даже на то, что в этом участвовал автомобиль», — сказал он новостному агентству в 2021 году.
«Это выглядело так, как будто это было больше постановочно. Как будто тело, возможно, положили на проезжую часть».
Дело Стивена тесно связано с судебным процессом над 54-летним Алексом Мердо, который недавно был приговорен к пожизненному заключению за убийство своей жены Мэгги Мердо и сына Пола Мердо.
19-летний парень учился в средней школе вместе со старшим сыном Мердо, Бастером Мердо, 26 лет.
Ходили слухи после того, как власти вновь открыли дело Стивена во время расследования Мердо, но Бастер отрицал свою причастность к смерти Стивена.
Не говоря уже о том, что семь лет назад Смит написала письмо следователям ФБР с просьбой рассмотреть Бастер как подозреваемого в деле ее сына.
Одноклассник якобы сказал старшему брату Смита, Кристоферу, что он был там во время преступления и что Бастер убил его «бейсбольной битой… потому что Стивен был геем», говорится в письме.
Смит также утверждала, что к ней подошел еще один местный житель.
Они якобы сказали, что смерть Смита замели под ковер, чтобы защитить известную местную семью.
Тело 19-летнего парня было обнаружено в 15 милях от семейного охотничьего поместья Мердо площадью 1700 акров, где шесть лет спустя были убиты Мэгги и Пол.
Несмотря на эту информацию, отдел правоохранительных органов Южной Каролины (SLED) выявил двух лиц, представляющих интерес в деле Стивена.
Это Патрик Уилсон и Шон Коннелли, как сообщает местное издание FitsNews.
«И Уилсон, и Коннелли жили в районе, где было найдено тело Стивена Смита, и есть информация, полученная следователями SLED, которая, как сообщается, привлекла к ним более пристальное внимание как к потенциальным подозреваемым», — сказал основатель FitsNews Уилл Фолкс.
Подробнее на The US Sun
Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с освещением The U.S. Sun дополнительных мрачных подробностей, связанных со смертью Стивена Смита.
В U.S. Sun также есть история о леденящем кровь звонке в службу экстренной помощи, который был сделан после того, как прохожий обнаружил тело подростка.
Далее… Чтобы быть в курсе последних новостей по этой истории, следите за новостями на сайте Sun Online. The-sun.com – это место, где вы можете найти лучшие новости о знаменитостях, спортивные новости, истории из реальной жизни, потрясающие фотографии и обязательные к просмотру видеоролики. Поставьте нам лайк на Facebook: www.facebook.com/TheSunUS и следите за нами в нашей основной учетной записи Twitter @TheUSSun.
Dying For It, Atlantic Theater Company ✭✭✭✭
Последнее обновление: 27 апреля 2015 г.
Актерский состав Dying For It. Фото: Арон Фостер Умереть за это
Линда Гросс Театр: Atlantic Theater Company
4 звезды
Воспринимаемая «мудрость» предполагает, что русская комедия — это оксюморон. Не помогают делу годы смертельно скучных интерпретаций чеховских пьес как грандиозных трагедий. Прекрасная экранизация некоторых чеховских рассказов Нила Саймона «Хороший доктор» — своего рода шедевр, показывающий, что веселье и перо русского человека не являются несовместимыми вещами. Более легкие произведения Тургенева и жемчужины, такие как «Ревизор» Гоголя, также ясно демонстрируют, что Россия является родиной нежных комедий и забавного фарса.
Николай Эрдман написал «Самоубийство» в 1928 году, навлек на себя гнев Сталина и тут же был сослан в Сибирь. Пьеса была запрещена и никогда не ставилась при жизни Эрдмана, и только после того, как RSC выкопал ее в 1979 году, она имела настоящий успех как в Англии, так и на Бродвее.
«Свободная адаптация» Мойры Буффини по пьесе Эрдмана с любопытным названием «Умереть за это» только что завершилась в театре Линды Гросс на Бродвее; постановку поставил Нил Пепе для Atlantic Theater Company.
Меня всегда удивляло, почему современные адаптеры русских текстов всегда настаивают на том, чтобы символы регулярно использовали полные имена других персонажей в обычных обменах. «Что вы делаете, Маргарита Ивановна Пересветова?» кажется ненужным для адаптации к современному языку: почему бы не «Что случилось, Мэдж?» если вы стремитесь к ясности и краткости? В этом отношении сценарий Буффини был непоследователен; иногда было разбросано полное имя, иногда только его часть, ласкательное имя или наименование. Тем не менее, когда вы хотите, чтобы люди смеялись, всегда лучше не перегружать их замысловатыми и незнакомыми именами.
Буффини сократил как повествование, так и персонажей, надо сказать, довольно эффективно, но никогда не было ясности в том, должен ли конечный результат быть фарсом с целью или комедией нравов (плохих или иных).
Есть вялость и нерешительность в написании, что является первым препятствием для действительно буйной ночи в театре.История о человеке по имени Семен, которому не удалось построить вокруг себя карьеру. В отчаянии он пытается выучить тубу (не спрашивайте), но терпит неудачу и приходит к выводу, что должен покончить с собой; акт неповиновения и заявление о качестве его жизни. Он хочет оставить записку, чтобы убедиться, что никто не считает себя виноватым.
Однако путь к самоуничтожению вымощен с трудом. Как только становится известно, что он планирует покончить жизнь самоубийством, различные заинтересованные стороны пытаются использовать этот случай в своих целях. Есть подглядывающий почтальон Том, который призывает Семена пожертвовать собой ради «вечеринки», похабная девушка, которая хочет, чтобы его смерть была в высшей степени романтичной, свекровь, которая просто хочет избавиться от него и его бесполезность, член священства, который видит в этом способ укрепить поддержку веры своей паствы, и прогрессивный мыслитель, который хочет, чтобы он убил себя на благо общества.
Устроена большая вечеринка, чтобы провести его с шиком, но, конечно же, ему не удается совершить подвиг. Разочарованные потенциальные празднующие жизни, пожертвовавшие ради «правильного», гнев разного рода и разной степени веселья, довольно забавная сцена с открытым гробом и притворяющимся трупом, а затем неожиданно мрачный поворот. Какой поворот? Ну, это был бы спойлер, как говорят молодые люди.
Не так уж сложно представить едкую реакцию Сталина на оригинал: это такая же черная комедия, как они появляются и прочно уходят корнями в реакцию и приверженность коммунистическим догмам и представлениям, лежащим в основе сталинского государства. Так что в свое время и на своем месте это вызвало бы заметное волнение, возможно, похожее на реакцию Северной Кореи на Sony из-за недавнего фильма.
Дизайнер Уолт Спенглер постарался передать ощущение той далекой России с помощью скрученной и оборванной декорации, с облупившимися обоями, множеством дверей для хлопанья и слежки и лестницей, которая постоянно напоминает о понятии класса, о высшем и низших слоев общества. Как ни странно, он синий — в духе Семена, который с женой Машей, по сути, живет под лестничной клеткой как в стиле Гарри Поттера; хотя, в отличие от Поттера, у них нет ни дверей, ни уединения, кроме темноты.
Костюмы занимают золотую середину: Суттират Ларлаб и Мойра Клинтон представляют собой полусовременный взгляд на одежду крестьян и товарищей, который одновременно и приятен, и успешно напоминает о сталинской эпохе. Есть даже пара музыкантов, которые играют меланхоличную музыку на скрипке и аккордеоне (милые, навязчивые мелодии Джоша Шмидта), чтобы подчеркнуть привычное западное представление о России того времени.
Буффини выбирает в основном современный звучащий язык (кроме вышеупомянутого соглашения о полном имени), и это придает произведению непосредственность, но также решительно отдаляет его от исходного контекста. Так что перед Пепе стоит непростая задача соединить все эти элементы в единое целое.
Благодаря исключительно талантливому актерскому составу ему в большинстве случаев это удается — превосходно.
В центре спектакля, которому предстоит выполнить большую часть тяжелой работы, Джоуи Слотник в роли Семена. Слотнику удается идеально слиться в состоянии непонимания и решимости, столь важном в комических работах такого типа. Он маниакальный, заблуждающийся, смущенный, хитрый и адаптивный; канализационная крыса, бегущая по туннелю, в который он бросился и который быстро наполняется сырой холодной водой.
Технически его работа чистая и стильная; но ему нужно больше изобилия, больше внутреннего огня, больше немного неконтролируемой резкости, чтобы привести его к мастерскому комическому повороту.
Остальные актеры, все с очень четко очерченными второстепенными ролями и особыми юмористическими функциями, одинаково превосходны, но каждый берет уровень своей игры от Слотника. Таким образом, желательно единообразие, но в равной степени моменты, которые могли бы быть пиками Эвереста дикого, покинутого смеха, не достигают этих высот, поскольку никто не выходит за пределы, установленные Слотником.
Мэри Бет Пейл смакует свою язвительную свекровь Семену и является чистой радостью от начала до конца. В роли Маши, многострадальной жены Семена, Жанин Серраллес — это триумф сбитой с толку тоски и непонимания.
Питер Мэлони — радость в роли самого нечестивого священника, побуждающего Семена покончить с собой с наслаждением, столь же тревожным, сколь и правдоподобным (особенно в эти дни фанатичного религиозного рвения), а Клеа Льюис была забавной и причудливой, как Кики, слегка расстроенный влюбчивый проситель, встающий между Семеном и Машей.
Особенно хорош был русский эквивалент Бена Бекли Почтальону Пэту (хотя и с оттенком Джимми Сэвилла), который любит подглядывать за партией и жестковатым интеллектуалом Роберта Стэнтона, который не вписывается ни в какой лагерь.
Лучшими сценами были групповые декорации — восторженная вечеринка в честь запланированного самоубийства Семена и откровение у гроба, когда правда возвращается домой, чтобы насестить. Все актеры были в гармонии друг с другом, восхитительно глупо взаимодействуя, сохраняя при этом верность внутренним мотивам и побуждениям своего конкретного персонажа.