Экспедиции в 2018 году набор в группы: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Топ-10 самых значительных экспедиций РГО за 2018 год

Департамент экспедиционной деятельности Исполнительной дирекции Русского географического общества подвёл итоги 2018 года. Совместно с директором Департамента Сергеем Чечулиным мы отобрали самые значительные.

1. Комплексная археолого-географическая экспедиция по исследованию кургана Туннуг в Республике Тыва. Первый полевой сезон

Загадка, окружённая тайной. Так можно сказать про Туннуг – самый древний из всех известных скифских курганов. В прошлом году его только начали изучать. В археолого-географической экспедиции РГО «Туннуг» участвовали 45 научных работников Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) и 90 волонтёров – юноши и девушки из России, США, Канады, Великобритании, Латвии, Индии, Эквадора и других стран мира.

Курган Туннуг расположен в пойме реки Уюк, вблизи посёлка Чкаловка Пий-Хемского района Республики Тыва. По предварительным данным, захоронение кургана Туннуг относится к тому же историческому периоду, что и кургана Аржаан-1 – самого крупного и (до датировки Туннуга) самого раннего скифского археологического памятника – примерно IX век до н.

э. Благодаря тому, что под каменной насыпью кургана Туннуг вечная мерзлота, есть вероятность обнаружить там нетронутую разложением органику.

В полевой сезон 2018 года экспедиция исследовала периферию кургана. Там были обнаружены ножи, наконечники стрел, фрагменты керамики, китайская монета и другие артефакты, относящиеся к раннему Средневековью – более позднему времени, чем сам курган.

Сергей Чечулин:

Курган обнаружили в 70-е, но сделать с ним ничего не смогли: 2,5 километра вокруг – сплошные болота. Добраться можно или на лошади, или на специальной технике. Мы надеемся совершить здесь немало открытий, поскольку, по-видимому, захоронение не разграбили, а население с почтением относится к древним захоронениям и опасается заходить на их территорию. Для того чтобы привлечь местных жителей к раскопкам кургана, учёные специально пригласили шамана, который совершил обряд и получил разрешение духов. После этого тувинцы приняли активное участие в работе экспедиции.

Ещё одна загадка – откуда на всей территории археологического памятника каменная кладка? Курган изначально сооружали на болоте на искусственной насыпи или местность заболотило позднее? Всё это предстоит выяснить учёным в последующие этапы нашей экспедиции.

Эксперты обнаружили, что захоронения вокруг кургана носят не точечный характер, как предполагалось, а сплошной. Могилы, которые мы нашли на периферии комплекса, относятся не к периоду скифов и хунну, а к средневековой китайской цивилизации. Получается, что вокруг кургана после насыпи почти 1,5 тысячи лет захоранивали людей. Это были могилы наиболее известных, достойных и богатых представителей разных народов. Ничего подобного на ранее изученных курганах в этой местности учёные не встречали.

2. Комплексная археологическая экспедиция в зоне затопления Саяно-Шушенской гидроэлектростанции

Мумию прекрасной незнакомки из далёкого прошлого удалось обнаружить во время археологических раскопок в Тыве. Зону затопления водохранилища Саяно-Шушенской гидроэлектростанции учёные изучают с 1985 года. Мумия относится к I веку до н.э. Она находилась в каменном «ящике».

«На мумии предположительно шёлковые одеяния, расшитый бисером пояс с гагатовой пряжкой, видимо, с рисунком. Около головы найдена деревянная, покрытая берестой круглая коробочка, в которой лежало китайское зеркальце в войлочном футляре. Рядом – два сосуда, один из них – ваза хуннского типа. В сосудах хранилась погребальная трапеза. А на груди – мешочек с кедровыми орешками», – сообщила заместитель директора ИИМК РАН Наталья Соловьёва.

Совместная экспедиция РГО и ИИМК РАН традиционно проходит в Улуг-Хемском и Чаа-Хольском районах Республики Тыва, на отливе Саяно-Шушенского водохранилища. Цель экспедиции – проведение археологических раскопок уникальных могильников периода хунну: Ала-Тей-1, Чирик-Даш, Ыттыг-Аттыг-Ала-Тей и Хая-Ужу на берегу Улуг-Хема. В течение года эти памятники полностью затоплены и открыты для исследования только с конца весны до середины лета.

3. Археолого-географическая экспедиция «Акра – античный город Боспора»

«Крымская Атлантида» скоро станет подводным музеем. История античного города Акра, затонувшего в результате землетрясения, становится всё понятнее для учёных. В июле этого года недалеко от Керчи прошла археологическая экспедиция РГО «Акра – античный город Боспора». Археологи и волонтёры-аквалангисты с использованием специального оборудования исследовали подводную часть города на дне Чёрного моря. В экспедиции приняли участие десять специалистов ИИМК РАН и десять добровольцев Общества, имеющих специальную подготовку для подводных археологических работ.

Античный город Акра расположен неподалёку от посёлка Набережное (Ленинский район, Республика Крым) и, по некоторым данным, основан выходцами из Нимфея или Пантикапея в конце VI века до н.э. Город входил в состав Боспорcкого государства до начала IV века. За свою тысячелетнюю историю Акра подверглась значительным природным воздействиям в силу своего географического положения. В настоящее время развалины города почти полностью скрыты водами Чёрного моря, за исключением западного участка.

Некоторые авторы считают Акру родиной Ахиллеса. Есть упоминания такого названия в древнегреческой литературе. «Акра» переводится с древнегреческого как «холм», «возвышенность». Учёные подчёркивают: у греков этот топоним достаточно распространён, поскольку они предпочитали строиться на холмах. Вероятнее всего, история про родину Ахиллеса – из области легенд. Известно одно – покорителя Трои в Крыму чтили. В 1982 году Лёша Куликов, школьник из Керчи, нашёл на берегу монету Боспорского царства. В 90-е годы, уже будучи выпускником Московского университета, он возглавил экспедицию по изучению Акры. Сначала раскопки велись на суше и лишь потом переместились под воду.

Крымская Атлантида потребовала больших средств на изучение. Поэтому даже в 90-е годы украинские археологи привлекали к этой работе российских коллег. Были годы, когда раскопки прекращались – отсутствовало финансирование. «Черные археологи» в это время беззастенчиво грабили памятник. После возвращения Крыма в состав России наши археологи вернулись в Акру.

В этом году были проведены подводные раскопки жилого квартала на площади 400 кв. метров. Учёные изучили планировку зданий и их конструкцию, провели разборку культурных напластований, выяснили стратиграфию и хронологию археологического объекта. Специалисты на площади 2 га провели подводную разведку затопленной части города и в акватории городской гавани. Там они обнаружили достаточно хорошо сохранившиеся стены и башни. В результате исследований были получены новые данные об истории Северного Причерноморья в целом и античных городов Боспора в частности.

4. Археолого-географическая экспедиция «Тайны древних художников Сибири»

Во время экспедиции, которая прошла с 5 июля по 3 августа вблизи посёлка Красный Камень Боградского района Республики Хакасия, добровольцы РГО и учёные ИИМК РАН исследовали удивительный могильник. Формально он относится к окуневской культуре (культура скотоводов Сибири раннего бронзового века XХV–XVIII веков до н.

э.), но у него выше насыпь и другое строение. Центральное захоронение исследовали несколько лет назад. Там покоилась женщина. В нём нашли мастерски изготовленный костяной гребень. Во втором обнаруженном экспедицией могильнике центральное захоронение было разграблено, и в нём обнаружены останки человека другой эпохи, лежащего в странной позе на левом боку. Предположительно, он принадлежит к последующей, андроновской культуре. Внешность людей в захоронениях – европеоидная, рост высокий, около 180 см. Есть и парные захоронения. В одном из боковых захоронений нашли большое количество дисков из бронзы, которые, скорее всего, нашивали на одежду. По мнению учёных, это захоронение жрицы. В центре располагался большой диск, остальные бляшки обрамляли его. Ритуальный наряд лежал в сумке в ногах погребённой. В захоронениях Красного Камня археологи откопали керамику, бисер, украшения из рогов.

5. Костёнковская палеолитическая экспедиция

Избушка – на мамонтовых ножках! Во время экспедиции, проходившей вблизи сёл Костёнки и Борщёво-5 Хохольского района Воронежской области в этом году, волонтёры РГО и учёные ИИМК РАН исследовали древние жилища, построенные из костей мамонта. Участники обнаружили осколки кремневых орудий, кусочки охры и другие находки возрастом более 20 тысяч лет.

Не все первобытные люди жили в пещерах. Кочевники строили временные жилища типа навесов. Самые крупные кости мамонтов использовали для фундамента. Более мелкие кости искусно располагали над ними, они и составляли верхнюю часть стен. Крыша жилища состояла из бивней, на которые натягивали шкуру мамонта. Часто в эстетических целях стены жилища выкладывали в виде «ёлочки». В середине помещения, в полу, делали углубление для очага.

Подобные сооружения защищали кочующих охотников на мамонтов от зимней стужи. Как правило, их использовали многие поколения людей. Они сообща строили эти жилища, что требовало немалых усилий. Археологи полагают, что на это уходило не менее пяти-шести дней у десяти человек, не считая времени, затраченного на сбор костей. Сделать простой навес было, конечно же, гораздо проще. Это позволяет предположить, что жилища из костей мамонтов предназначались для больших групп людей – целого рода из примерно пятидесяти человек.

Костёнковская палеонтологическая экспедиция прошла с 10 июля по 10 августа.

Костёнки – самая крупная палеолитическая стоянка на территории современной России. Первые по времени поселения человека появились здесь 45 тысяч лет тому назад. За это время человечество сумело пройти путь от небольших групп первых европейцев, только начавших осваивать новый континент, до высокоразвитых обществ «охотников на мамонтов». Находки той эпохи показали, что люди не только сумели выжить в экстремальных условиях приледниковой зоны, но и создали выразительную культуру: они строили достаточно сложные жилые сооружения, делали разнообразные каменные орудия и создавали удивительные художественные образы. Во многом благодаря этим находкам и было создано наше современное представление об этом периоде цивилизации.

6. Северо-западная комплексная экспедиция РГО на внешние острова Финского залива – Гогланд и Большой Тютерс

В результате проведённой в рамках экспедиции РГО большой научной работы в России стало на один заповедник больше. Комплексно исследованный экспедицией остров Большой Тютерс вошёл в состав государственного природного заповедника «Восток Финского залива» и получил охранный статус.

С 1 по 31 августа состоялся основной этап 6-го полевого сезона Северо-западной комплексной экспедиции Русского географического общества на внешние острова Финского залива – Гогланд и Большой Тютерс.

Комплексная экспедиция «Гогланд» – один из самых продолжительных и известных проектов в новейшей истории Русского географического общества. Основные работы 6-го полевого сезона экспедиции прошли на острове Большой Тютерс. Это скала в море площадью 8,3 кв. километров. Она по-прежнему остаётся одним из самых таинственных мест Финского залива: здесь проходили многие исторические события, но долгие годы остров был не доступен для учёных и волонтёров. 

История внешних островов Финского залива

В 2018 году с острова Большой Тютерс вывезли последнюю найденную технику. Из песчаных дюн, с глубины до шести метров, извлекли практически все орудия, составляющие одну из мощных зенитных батарей, которая во времена Великой Отечественной войны позволяла нацистам держать Ленинград в кольце блокады и препятствовать выходу советских кораблей и самолётов в районы Центральной Балтики. Поисковая группа членов РГО разыскала на острове брошенные немецкими захватчиками орудия, технику и вооружение. В 2018 году поисковики нашли и вывезли на материк три 88-мм орудия противовоздушной батареи, пункт управления артиллерийским зенитным огнём, оборудование полевой ремонтной мастерской и другую немецкую технику военного времени.

Находки доставили в Кронштадт, где их восстанавливают специалисты. После этого одни орудия станут экспонатами местного филиала парка «Патриот», другие будут переданы в состав военно-исторических экспозиций по всей стране. Объекты уникальны: три зенитных орудия FlaK 18/36/37, признанные одними из лучших пушек Второй мировой войны, пункт управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО) и прожектор для обнаружения и «ведения» воздушных целей. Самая яркая находка года – так называемый «слухач» – звукометрическая станция, с помощью которой немецкие операторы определяли приближение наших самолётов. Подобный акустический прибор уникален для отечественных музеев. Специалисты команды «Гогланд» убедились в исправности ряда узлов и агрегатов техники и высоко оценили степень её сохранности.

«Образцы очистят от грунта, пыли, песка и сделают экспозицию, чтобы зрители могли посмотреть технику именно в том виде, в каком мы её нашли», – отметил руководитель экспедиции «Гогланд» Артём Хуторской.

Кроме поисковых работ участники экспедиции и волонтёры РГО провели на острове большой объём экологических работ. Специалисты экспедиции составили планы учёта охраняемых объектов и вывоза мусора, изучили и нанесли на карту острова маршруты, по которым будущие посетители заповедника смогут передвигаться, не причиняя вреда природе, сформировали экскурсионные программы и оценили объёмы необходимых ресурсов.

Одновременно с этим учёные зафиксировали изменения, которые произошли с флорой и фауной архипелага.

Эта работа, а также постоянная многолетняя деятельность экспедиции по очистке острова от техногенного, в первую очередь военного, мусора позволили существенно ускорить вхождение острова в состав государственного природного заповедника «Восток Финского залива» в Ленинградской области.

7. Экспедиция «Эстебрюгге»

Уникальное судно «Эстебрюгге» найдено Центром подводных исследований РГО.

«Эстебрюгге» — кайзеровский океанский паровой рыболовный траулер 1907 года постройки. Он был мобилизован в состав немецкого военного флота и вооружён артиллерией. Сторожевой корабль входил в состав 1-й дивизии дозорной полуфлотилии «Восток». Исследователи выяснили, что 100 лет назад, когда кайзеровский флот подошёл вплотную к Кронштадту, сторожевик подорвался на минном заграждении, выставленном моряками только что созданного Рабочее-крестьянского Красного флота. Причём в наших военных архивах нет никакой информации об этом происшествии, ставшем, по сути, первой победой краснофлотцев, и это – настоящее открытие.

С 25 апреля по 5 мая водолазы исследовали Финский залив в районе острова Котлин. Специалисты ЦПИ РГО нашли этот пароход случайно ранее, пока шли в другую экспедицию. Гидроакустическая аппаратура показала донную аномалию с очень чёткими контурами и тенями. В то время волонтёры собирали информацию о минных заграждениях Первой мировой войны, а немецкие поисковики поделились информацией о затонувших в этот период в Финском заливе кораблях. Сверив полученные координаты с архивными, аномалию предварительно идентифицировали как «Эстебрюгге». И первое же погружение водолазов ЦПИ РГО подтвердило предположение. 

Корпус длиной порядка 35 метров стоит на ровном киле на глубине 24 метра северо-западнее Котлина. Взрывом частично разрушена корма, а вот носовая часть и центральная рубка неплохо сохранились. Судя по всему, затонул корабль не сразу – повреждения корпуса относительно небольшие, а по архивным данным, из экипажа, состоящего более чем из 60 человек, погибли пятеро, остальные же успели спастись. В надстройке водолазы нашли рацию и машинный телеграф. За век под водой корпус «Эстебрюгге» полностью проржавел, внутри него все заполнено илом, поэтому исследователи решили спасти от полной гибели фрагменты корабля, имеющие историческую ценность. Небольшие детали подняли со дна с помощью особых «подводных» парашютов, для других – понадобилась кран-балка.

Самой ценной находкой стал корабельный компас.

8. Экспедиция в Горле Белого моря

Восемь затонувших объектов: один плавучий док, три деревянных парусных судна разных типов и размеров, предположительно ХIХ века, и четыре парохода начала ХХ века были найдены в ходе подводной поисковой экспедиции водолазами Центра подводных исследований РГО. Она состоялась с 5 по 20 июня. Её целью был гидроакустический поиск затонувших объектов в акватории Белого моря. 

Возле острова Сосновец на глубине около 40 метров обнаружен лежащий на боку деревянный корпус парусного судна длиной более 20 метров и высотой около 3 метров. Рядом на глубине около 50 метров вверх днищем лежит металлический объект длиной не менее 130 метров и шириной до 30 метров. Вероятно, плавучий док. На траверзе острова Горяинов экспедиционеры нашли два металлических пароходных корпуса. Один пароход лежит на правом борту на глубине 33 метра. Его длина – 113 метров. Он сильно разрушен, но его удалось идентифицировать. Исследователи считают, что это «Африкан Монарх». Ещё один стоит на глубине 30 метров на ровном киле. Его длина – 64 метра, высота – 9 метров. Корабль не имеет видимых следов разрушения. Условно его обозначили как «Хельга».

Ещё два объекта обнаружены на траверзе губы Алдобинской. На глубине 45 метров найден стоящий на ровном киле металлический корпус парохода, разломанного на две части. Он может быть идентифицирован как подорвавшееся в тех местах на мине судно «Лисекер», поскольку имеет схожее водоизмещение. На глубине более 40 метров обнаружен замытый в грунт деревянный корпус длиной 36 метров и шириной до 10 метров. Его идентификация продолжается. На траверзе губы Панфилова экспедиционное оборудование засекло останки деревянного судна. Оно покоится на глубине около 60 метров вверх дном. Длина корпуса – более 10 метров, ширина и высота – по 3 метра.

Севернее на глубине более 60 метров на фарватере обнаружен металлический корпус парохода с оторванной кормой, стоящий с видимым дифферентом в корму. Общая длина – до 80 метров. Наибольшая высота над грунтом в районе рубки – 12 метров. Объект идентифицируется как финский пароход «Урания». Он подорвался на мине 29 июня 1915 года в районе Городецкого маяка, имея на борту груз динамита и бензина.

Почти все эти суда – жертвы Первой мировой. Летом 1915 года в Белом море на главном морском пути, связывавшем Россию с союзниками, и прежде всего с Англией, появились немецкие мины. Первыми от деятельности немецких минёров пали трое поморов-рыбаков. Печальный список пароходов, подорвавшихся на немецких минах в Белом море, рос с каждой летней неделей 1915 года. Вслед за «Уранией» отправились на дно английские транспорты «Твейлэит», «Друмлойсон», «Арндель», груженные углём и лесом, подорвались русская парусная шхуна «Николай» и норвежский углевоз «Лисекер», затем снова «англичанин» – пароход «Мадура» с русской пшеницей и льном в трюмах.

Более тщательное изучение обнаруженных объектов запланировано в новых экспедициях.

9. Экспедиция в национальный парк «Угра» по поиску места падения самолёта

Установить судьбу уникального бомбардировщика Ер-2 стало возможно благодаря слаженной работе различных ведомств. В состав поисковой группы вошли специалисты Русского географического общества, Поискового движения России, Экспедиционного центра Вооружённых сил РФ, Межведомственной комиссии по выявлению и сохранению объектов военно-технической истории и фортификации, представитель Национального парка «Угра», а также учёные Института земного магнетизма РАН.

Останки самолёта обнаружили вблизи деревни Марьино, на территории нацпарка «Угра» в Юхновском районе Калужской области.

Ер-2 (ДБ-240) – дальний бомбардировщик, двухмоторный моноплан с крылом типа «обратная чайка». Самолёт спроектирован в ОКБ-240 под руководством В.Г. Ермолаева. Бомбардировщик был создан на базе пассажирского самолёта «Сталь-7», сконструированного в НИИ ГВФ авиаконструктором Р.Л. Бартини. Опытный ДБ-240 впервые поднялся в воздух 14 мая 1940 года. Серийное производство начато в октябре 1940 года. Ер-2 выпускался на заводах №18 в Воронеже и №125 (39) в Иркутске. Производство было прервано в сентябре 1941-го и возобновлено в 1944 году. Всего было построено 462 экземпляра. В августе и сентябре 1941 года самолёты Ер-2 и ТБ-7 принимали участие в знаменитой серии авианалётов на столицу нацистской Германии Берлин.

Специалисты нашли многочисленные фрагменты обшивки, узлов и агрегатов машины. Идентифицировать самолёт удалось благодаря деталям, сохранившим номерные данные, – дюралевому полукольцу и хомуту. Поисковики установили, что эти фрагменты принадлежат двухмоторному бомбардировщику Ер-2 №1706, входившему с состав 421-го дальнего бомбардировочного авиационного полка 81-й авиационной дивизии.

По архивным данным, 6 октября 1941 года бомбардировщик под управлением капитана Андреева выполнял боевое задание. Его мишенью должны были стать колонны мотомеханизированных войск противника в районе дороги Чипляево – Юхнов. Однако самолёт был сбит с земли зенитной артиллерией и сгорел в 10 километрах к юго-западу от Юхнова. 

В состав экипажа бомбардировщика входили: лётчик – капитан Андреев Виктор Дмитриевич (1912 г.р., погиб), штурман – майор Боков Виктор Сергеевич (1912 г.р., погиб 01.06.1942), воздушный стрелок-радист – младший сержант Козенян Сергей Гиколович (1919 г.р., погиб), воздушный стрелок – сержант Егоренков Иван Дмитриевич (1918 г.р., погиб).

Сейчас поисковики разыскивают ныне живущих родственников погибших лётчиков, чтобы сообщить им место гибели их героических предков.

10. Степная экспедиция РГО

Как выглядит эталонная степь Евразии, сколько требуется времени на её восстановление после распашки земель, какие новые заповедники и национальные парки нужно создать в южных регионах России – теперь мы знаем благодаря Степной экспедиции РГО. Один из этапов исследований проходил с 1 июля по 16 августа. Он охватил восемь регионов России и Казахстана. В экспедиции приняли участие специалисты Института степи УрО РАН и члены Молодёжного клуба при Оренбургском региональном отделении РГО.

Учёные получили новые данные о природном наследии, народах и ресурсах Степной Евразии. Участники экспедиции исследовали ландшафтно-видовые объекты, оценили их современное экологическое состояние, зафиксировали места обитания редких и исчезающих животных, провели описание и фотофиксацию объектов живой и неживой (геологических достопримечательностей) природы.

Экспедицией обследованы малоизвестные природные уникумы Центрального Казахстана: каменные скульптуры, озёра в гранитах, убежища редких видов растений, исторические памятники, ставшие частицей степных ландшафтов.

Степная экспедиция РГО направлена на изучение и систематизацию знаний о природе и историко-культурном наследии степного пояса Евразии. Руководитель экспедиции — академик РАН, научный руководитель Института степи УрО РАН, Вице-президент РГО Александр Чибилёв. Институт находится в Оренбурге и занимается всесторонним изучением степных экосистем.

Александр Чибилёв: «Степная экспедиция Русского географического общества – уникальное информационное окно в степной мир самого большого материка Земли, целью которой является познание и сохранение природного наследия открытых ландшафтов Внутренней Евразии. Экспедиция создана на базе Института степи Российской академии наук по инициативе Учёного Совета РГО в 2011 году. Маршрут экспедиции охватывает территории 12 стран Евразии и 36 регионов России от Венгрии до Монголии. Экспедиция опирается на сотрудничество с региональными отделениями РГО, географами и экологами сопредельных государств». Материалы экспедиции отражены в иллюстрированных книгах, а также на стендах передвижной фотовыставки «Картины природы Степной Евразии», которая побывала во многих городах России и Казахстана.

Ещё несколько нерядовых экспедиций, отмеченных Премией РГО, таких как «Затопленные святыни Мологского края» и «Борт Тюрикова. Возвращение», мы в этот список не включили, поскольку ранее рассказывали о них отдельно.

Северокавказская палеолитическая экспедиция | Институт археологии Российской академии наук

Размер шрифта

Цвет сайта

Изображения

Интервал между буквами

Обычный

Увеличенный

Большой

Интервал между строками

Обычный
интервал

Увеличенный
интервал

Большой
интервал

Шрифт

Без засечек

С засечками

Свернуть панель

Обычная версия сайта

  • Главная
  • Экспедиции
  • 2019
  • Северокавказская палеолитическая экспедиция

Северокавказская палеолитическая экспедиция (начальник экспедиции – чл. корр. РАН Х.А. Амирханов) в составе двух отрядов (начальники отрядов – к.и.н. Д.В. Ожерельев и к.и.н. А.И. Таймазов) в 2019 году продолжила раскопки стоянок раннего плейстоцена Мухкай 1 и Мухкай 2 в Акушинском районе Республики Дагестан. Полевые работы осуществлялись за счет средств грантов РФФИ №№18-09-40026, 17-06-00116. Раскопками исследовались культурные слои, которые относятся к верхней части разрезов стоянок и датируются временем примерно 0,9 – 0,95 млн.л.н. Самые древние (из наиболее исследованных к настоящему времени) культурные слои названных памятников относятся к древности, превышающей 2 млн. лет.н.


Взаимное расположение многослойных стоянок мухкайско-гегалашурской группы раннеплейстоценовых памятников
(стрелками указаны раскопы 2019 года на стоянках Мухкай 1 и Мухкай 2)

Площадь раскопов на стоянках Мухкай 1 и Мухкай 2 составила соответственно 60 кв.м. и 55 кв.м. С уровня дна раскопов, достигнутых в 2018 году, раскопы 2019 года были дополнительно углублены до 3 м на каждом памятнике. Раскопки проводились согласно методике, ориентированной на выявление и документацию исконных очертаний погребенного рельефа в границах раскопа. Это осуществлялось с целью выявления реальных уровней обитания древних людей. В итоге получены коллекции каменных изделий, общее количество которых составляет порядка трех тысяч артефактов.


Слева: Мухкай 1. Вид раскопа 2019 года с высоты птичьего полета
Справа: Мухкай 2. Вид раскопа 2019 года с высоты птичьего полета

Кости млекопитающих, найденные в нижележащих слоях в прошлые годы исследований, в изученных слоях 2019 года не выявлены. Важным является обнаружение на обоих памятниках в единых стратиграфических условиях, и в целом на одинаковом гипсометрическом уровне отрезков небольшой (возможно, одной и той же) палеореки, на берегу которой осуществлялась деятельность людей, обитавших здесь в один из моментов накопления культурных отложений.


Слева: Мухкай 1. Рабочий момент. Расчистка дна русла палеореки
Справа: Мухкай 2. Рабочий момент. Расчистка культурного слоя. На переднем плане – фрагмент палеореки после выборки содержимого заполнения русла

Решение проблемы содержания культуры на стадии, когда угасает культура олдована, но еще не сложился типологический облик новой эпохи – ашеля применительно к Кавказу всегда затруднялось отсутствием здесь конкретных материалов, отвечающих требованиям надлежащего археологического анализа. Под последними понимаются такие показатели, как наличие памятников с протяженными во времени разрезами отложений раннего плейстоцена с многочисленными и хорошо стратифицированными культурными слоями, статистическая представительность археологических материалов, используемых для анализа, функциональная однородность стоянок, коллекции которых привлекаются к сравнительному рассмотрению.


Мухкай 1. Стратиграфия культурных отложений до уровня глубины 6 метров от современной дневной поверхности

Верхи отложений многослойных стоянок Мухкай 1 и Мухкай 2, вскрытых на широкой площади в 2018 и 2019 годах, предоставили выразительные материалы, свидетельствующие о принадлежности последних к стадии, которая характеризует переход от олдована к ашелю.


Мухкай 1, слой 4. Кремневые изделия – пик (1) и нуклеус (2)

В технико-типологическом отношении индустрия, определяемая, как переходная, в основных своих чертах характеризуется такими показателями, как систематическое использование в качестве заготовок крупных (˃10 см) отщепов и соответствующих им по размерам нуклеусов, появление элементов бифасиальной обработки, расширение типологического разнообразия чопперов, появление грубых (не стандартизованных) форм, близких к бифасам. Естественно, этот репертуар дополняется и другими категориями изделий, которые органично связаны с названными (например, пики, ножи и скребла на крупных отщепах, выемчатые орудия и др.).


Мухкай 1, слои 4-6. Типичные кремневые изделия.
1-3 – мелкие отщепы; 4 – чоппер; 5 – скребло на крупном отщепе; 6 – нож на крупном отщепе

В осуществляемых практических разработках стадия, к которой относятся материалы верхней пачки отложений стоянок Мухкай 1 и Мухкай 2, рассматривается нами, как и большинством коллег, которые исследуют олдован Африки, иначе, чем в концепции, предполагавшей последовательность таких составляющих, как «развитый олдован А» и «развитый олдован Б». Эта схема, недавно еще казавшаяся устоявшейся, оказалась не соответствующей реальной картине развития культуры в самом Олдувайском ущелье и она, тем более, не может быть прямо перенесена на иные территории. Особенно, если мы исходим из того, что процесс становления ашеля в разных регионах варьируется, хотя, в целом, сохраняет однонаправленность своих главных технологических и общетипологических векторов.

К признанию переходной от олдована к ашелю стадии в развитии раннепалеолитической культуры Кавказа приводит возможность фиксации в археологических материалах хронологического рубежа, на котором в индустрии еще присутствует типологический набор руководящих форм олдована, но происходят существенные изменения в технологии изготовления орудий. Этот факт (особенно последнее), отмеченный уже давно для материалов Восточной Африки, обнаруживает свои проявления в самых разных регионах и в разное время. Последнее является свидетельством его сути, проявляющейся не единовременно (и, может быть, не единообразно) в ойкумене олдована, но неизбежной в стадиальном отношении для заключительного этапа эволюции индустрии олдована.

Начало смены олдована ашелем на Северо-Восточном Кавказе, как показывают конкретные материалы, полученные раскопками последних двух сезонов, приходится на время около 1 млн.л.н. Процесс этот предстает достаточно протяженным – он охватывает хронологический отрезок протяженностью около 200 тысяч лет.

Х.А. Амирханов, Д.В. Ожерельев, А.И. Таймазов

Интересно 

Петроглифический отряд

В августе 2022 г. Петроглифический отряд ИА РАН продолжил работы по документированию и изучению петроглифов на р. Пегтымель (Чаунский район Чукотского автономного округа)

2022   Далее

Бактрийский отряд

Отчет о полевых исследованиях Бактрийского отряда САЭ ИА РАН в 2022 г.

2022   Далее

117292 Москва, ул. Дм. Ульянова 19,
Институт археологии РАН

Телефон: +7 499 126 47 98
Факс: +7 499 126 06 30
E-mail: [email protected]
Для журналистов: [email protected]

Фирменный стиль

Противодействие коррупции

Пресс-релизы ИА РАН

Популярное

Подразделения

 Подписка на пресс-релизы

   

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии Российской академии наук, 2006 – 2023

Сделано в веб-студии консалтинговой компании «Константа»

Ford Expedition 2018 Первое испытание: Та-Кто?

| Первый тест

Совершенно новый внедорожник растет во всех нужных местах

Полный обзор Ford Expedition

Автомобильный мир находится в постоянном движении. Постоянно разрабатываются новые технологии, регулярно выпускаются новые или обновленные модели. Но не все сегменты развиваются такими же головокружительными темпами, как остальная часть отрасли. Например, класс полноразмерных внедорожников претерпевает изменения гораздо медленнее. До 2018 модельного года Ford Expedition выпускался с небольшими обновлениями с тех пор, как в 2003 году был представлен внедорожник второго поколения. Теперь, спустя 15 лет, наконец-то появился совершенно новый Expedition, и он значительно продвигает класс вперед.

Как и родственный пикап F-150, Ford Expedition 2018 года получил новый кузов с интенсивным использованием алюминия, что позволило снизить вес на целых 300 фунтов. Как и прежде, Expedition выпускается с двумя вариантами длины колесной базы: обычной и максимальной, растянутой почти на фут. Мы попробовали модель Expedition XLT 4×4 2018 года со стандартной колесной базой, которая уже достаточно велика — ее длина составляет 210 дюймов.

Наш внедорожник был оснащен пакетом FX4 Off-Road за 1650 долларов США и группой оборудования Rapid Spec 202A за 5605 долларов США, которая включает в себя информационно-развлекательную систему Sync 3, мониторинг слепых зон с предупреждением о перекрестном движении и мониторинг буксировки прицепа, бесключевой доступ без помощи рук доступ, подогрев передних сидений и рулевое колесо с подогревом. Другие варианты включают навигационную систему за 740 долларов и грузовой пакет за 285 долларов, в результате чего тестируемая цена составила 64 220 долларов. Это определенно много денег, но это также и много машины.

Новый Expedition во многом похож на F-150, но на этом сходство не заканчивается. Внутри вы заметите, что дизайн приборной панели и салона сильно напоминает пикап, дополненный большими блочными вентиляционными отверстиями HVAC, массивным рулевым колесом и встроенным TFT-экраном с интуитивно понятными меню. Expedition также позаимствовал многоуровневый перчаточный ящик с двумя отделениями от Super Duty. Это удобно для хранения мелких вещей, но я не могу отделаться от мысли, что один большой перчаточный ящик будет полезнее в большинстве случаев. Наш автомобиль был оснащен информационно-развлекательной системой Ford Sync 3 с большим емкостным сенсорным экраном с возможностью пролистывания. Интерфейс прост в использовании и навигации, а система совместима с Apple CarPlay и Android Auto.

Передние сиденья удобны, и у обоих пассажиров будет много места в подлокотниках благодаря большой мягкой крышке для хранения на центральной консоли. Одно большое различие между Expedition и грузовиками заключается в том, что у внедорожника есть поворотная ручка вместо традиционного селектора передач на центральной консоли или переключателя на колонке. Циферблат подходит в большинстве ситуаций, и к нему можно просто привыкнуть, но мне пришлось посмотреть вниз, чтобы увидеть, что я делаю, выполняя трехточечный поворот.

В передней части салона приятно находиться, но люди покупают эти массивные вещи ради места за передними сиденьями. Форд был более чем щедр, когда дело дошло до места для ног во втором ряду. «Удивительное пространство второго ряда», — сказал исполнительный редактор Марк Рехтин во время недавнего сравнительного теста между Expedition, Toyota Sequoia, Dodge Durango, Nissan Armada и Chevrolet Tahoe. «Эта штука гигант внутри». Редактор Feature Кристиан Сибо сказал, что у него «лучший второй ряд в группе на сегодняшний день. Он не только откидывается назад, но и правильно откидывается. Действительно супер удобно. Много места для ног, головы и коленей».

Третий ряд столь же впечатляет, предлагая пространство, более чем пригодное для жизни взрослых. Сдвиньте второй ряд вперед, чтобы получить доступ к самым задним сиденьям, просто и интуитивно понятно, и вылезти тоже легко. Как только вы вернетесь туда, вы не почувствуете, что находитесь в штрафной, как в некоторых других внедорожниках. «Третий ряд предназначен для настоящих взрослых», — сказал помощник редактора Скотт Эванс. «У меня здесь есть место сзади, и сиденья не неудобные». Ваши ноги лежат под углом почти 90 градусов, а не на груди, как на заднем сиденье Tahoe. Отсутствие у Expedition заднего ведущего моста, вероятно, как-то связано с этим. Места для ног вполне достаточно для скамейки третьего ряда, но высоким пассажирам может быть тесно. Однако длительные поездки стали более терпимыми благодаря откидывающимся спинкам сидений, USB-портам с обеих сторон, большому количеству места для хранения и заднему автоматическому климат-контролю. Если вам нужно место для вещей, а не для людей, Expedition предлагает огромные 104,6 кубических фута со сложенными обоими рядами.

Все это важно, но как едет новый Expedition? Для большого гудящего внедорожника чертовски хорошо. Езда по шоссе плавная и тихая, что делает этот крейсер очень удобным. Чувство руля по большей части точное, с хорошим ощущением центра. Однако мне приходилось часто вносить поправки, чтобы оставаться на полосе движения на пологих поворотах. В этом может помочь доступная помощь Ford по удержанию полосы движения, которая очень хорошо работает на аналогичном F-150.

Единственный двигатель, доступный для Expedition, — это 3,5-литровый твин-турбо EcoBoost V-6, который более чем подходит для этого применения. Мощность появляется почти сразу и продолжает развивать крутящий момент во всем диапазоне оборотов. EcoBoost 3.5 второго поколения развивает мощность 375 л.с. при 5000 об/мин и 470 фунт-фут крутящего момента при 3500 об/мин, что на 10 л.с. и 50 фунт-фут больше, чем у предыдущей модели Expedition, оснащенной EcoBoost 1-го поколения. Реакция дроссельной заслонки острая, а 10-ступенчатая коробка передач, разработанная совместно Ford и GM, быстро переключается на несколько передач при нажатии правой педали. Эта трансмиссия имеет тенденцию как можно быстрее переключаться на повышенную передачу, даже при движении в гору. Было странно подниматься на шестую ступень выше, но двигатель никогда не чувствовал, что он буксует. Остановка/запуск двигателя входит в стандартную комплектацию и на удивление плавно перезапускается.

Во время испытаний Expedition разогнался до 60 миль в час с места за 6,2 секунды. Совсем неплохо для автомобиля весом более 5700 фунтов. Четверть мили проехал за 14,8 секунды при скорости 91,7 миль в час, а внедорожнику потребовалось 129 футов, чтобы остановиться на скорости 60 миль в час. 390-сильный Nissan Armada 2018 с двигателем V-8 соответствовал ему по ускорению, но остановился на 6 футов короче. У Nissan также есть преимущество Expedition в ноте двигателя. Усиленный V-6 звучит неплохо, но он не будет петь на полном газу, как его восьмицилиндровые конкуренты. Плюс в том, что в движении очень тихо. Еще одним преимуществом V-6 является эффективность. EPA оценивает, что Expedition 2018 достигает 17/22 миль на галлон по городу/шоссе, хотя наши собственные тесты Real MPG показали, что он составляет 14,6/22,3 миль на галлон, что все еще достойно для класса.

Несмотря на то, что он проиграл Nissan, Expedition превзошел Durango, Sequoia и Tahoe в ускорении. И хотя он был одним из самых быстрых в группе, единственным большим внедорожником, который он обгонял, был Tahoe, которому для остановки требовалось аномальное расстояние в 137 футов.

Люди покупают эти автомобили не из-за их управляемости, но мы все равно проверяем это здесь, в Motor Trend. Expedition потребовалось 27,6 секунды, чтобы пройти нашу трассу в виде восьмерки, что поставило его прямо в середину пакета. Однако из-за руля Expedition чувствует себя на извилистой дороге лучше, чем можно было бы ожидать. «Впечатляющий контроль над телом, — сказал Эванс. «Удивительно маленький крен кузова для такого большого автомобиля».

Несмотря на неоднозначные результаты на трассе, субъективные внедорожные характеристики Expedition были неоспоримыми. Проехав все пять внедорожников в Государственном автомобильном парке отдыха Hungry Valley, редакторы согласились, что Ford — лучший вариант, если вы планируете отправиться в глушь. «Форд поставил все остальные грузовики обратно на прицеп в парке для бездорожья… вальсировал насквозь, как будто все было заасфальтировано», — сказал Эванс. «Ничто другое не приблизилось». Рехтин согласился, сказав, что это было «безусловно лучшее бездорожье — просто шел прямо по крутому скользкому холму».

У меня не было возможности буксировать Экспедицию, но те, кто это делал, говорили, что это было довольно легко. Наш прицеп весил 4700 фунтов, что значительно ниже максимальной грузоподъемности Expedition 4×4 в 9200 фунтов, и редакторы сказали, что они вообще почти не замечали этого. Превосходный обзор Expedition и четкая камера заднего вида упростили подключение прицепа. Наш тестер не поставлялся с пакетом Heavy Duty Trailer Tow за 1570 долларов, поэтому у него не было контроллера тормозов прицепа. Хотя это помогло бы отрегулировать тормоза прицепа, Expedition прекрасно остановился без них на 93-мильная поездка в Лебек, Калифорния. Редактор дорожных испытаний Эрик Аяпана сказал, что трансмиссия хорошо справляется с торможением двигателем при движении вниз по склону, а трансмиссия находит и удерживает соответствующую передачу при движении в гору. С прикрепленным трейлером Expedition потребовалось 12,2 секунды, чтобы разогнаться до 60 миль в час, и 18,7 секунды, чтобы преодолеть четверть мили — опять же, почти как у Armada с двигателем V-8.

Ford Expedition 2018 года Сочетание производительности (как на дороге, так и на бездорожье), комфорта, практичности и технологий легко делает его новым эталоном для класса полноразмерных внедорожников. Это не означает гигантского скачка для больших внедорожников, но, учитывая, что сегмент так долго находился в застое, конкурентам есть что наверстать упущенное.

Хорошо выглядит! Подробнее?

Ford Expedition XLT (4×4) FX4 2018
БАЗОВАЯ ЦЕНА 55 900 долларов США
ЦЕНА ПО ПРОВЕРКЕ 64 220 долларов США
СХЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Передний двигатель, 4WD, 8-местный, 4-дверный внедорожник
ДВИГАТЕЛЬ 3,5 л/375 л. с./470 фунт-фут, твин-турбо, DOHC, 24-клапанный, V-6
ТРАНСМИССИЯ 10-ступенчатая автоматическая
СНАРУЖЕННАЯ МАССА (РАССТОЯНИЕ F/R) 5763 фунта (50/50%)
КОЛЕСНАЯ БАЗА 122,5 дюйма
ДЛИНА x ШИРИНА x ВЫСОТА 210,0 x 79,9 x 76,4 дюйма
0-60 миль в час 6,2 с
ЧЕТВЕРТЬ МИЛИ 14,8 с при 91,7 мили в час
ТОРМОЖЕНИЕ, 60-0 МИЛЬ/Ч 129 футов
БОКОВОЕ УСКОРЕНИЕ 0,76 г (среднее)
MT РИСУНОК ВОСЕМЬ 27,6 с при 0,62 г (в среднем)
РЕАЛЬНЫЕ МИЛЛИ НА ГАЛЛОН, ГОРОД/HWY/COMB 14,6/22,3/17,2 миль на галлон
EPA CITY/HWY/COMB FUEL ECON 17/22/19 миль на галлон
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ, ГОРОД/Шоссе 198/153 кВт-ч/100 миль
ВЫБРОСЫ CO2, ГРЕБЕНКА 1,02 фунта/миля

Популярные страницы
  • Сколько стоит Тесла? Дешевле, чем раньше — вот разбивка цен
  • Jaguar дистанцируется от Land Rover во имя роскоши
  • Может ли 3D-печать наконец сделать твердотельные аккумуляторы для электромобилей практичными?
  • Смотрите второй трейлер Fast X: Джон Сина хочет получить пятерку за «Cannon Cars!»
  • Эксперт по Tesla и электромобилям Сэнди Манро: Твердотельные аккумуляторы — это «поцелуй смерти» для бензиновых автомобилей
Trending Pages
  • Сколько стоит Tesla? Дешевле, чем раньше — вот разбивка цен
  • Jaguar дистанцируется от Land Rover во имя роскоши
  • Может ли 3D-печать наконец сделать твердотельные аккумуляторы для электромобилей практичными?
  • Смотрите второй трейлер Fast X: Джон Сина хочет получить пятерку за «Cannon Cars!»
  • Эксперт по Tesla и электромобилям Сэнди Манро: Твердотельные аккумуляторы — это «поцелуй смерти» для бензиновых автомобилей

BIOMA TRAVEL | ПОЛЕВЫЕ КУРСЫ И ЭКСПЕДИЦИИ МОРСКИХ ЧЕРЕПАХ

Свиток

Исследования морских черепах в Коста-Рике

ПРИЕМ ЗАЯВОК 2023!

Забронируйте место

Наша работа — это гораздо больше, чем морские черепахи и наука.

Речь идет об объединении людей и создании неразрывной связи между наукой и гуманитарными науками 

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

«Приключение на всю жизнь»

Кимберли Вильеда, Государственный университет им. Гумбольда

«Выше моих ожиданий»

Майка Риана, Калифорнийский университет в Санта-Барбаре
04

«Раз в жизни возможность»

Джейк Вонг, Калифорнийский университет в Санта-Барбаре

«Все было волшебно»

Антонио Аркос, Калифорнийский университет в Санта-Круз

«Это путешествие было незабываемым и незабываемым»0244

Меган Филлипс, Университет штата Аризона

«Опыт, который бывает раз в жизни»

Миа Ходжкинс, Калифорнийский университет в Санта-Барбаре

Руководство из 4 шагов

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАШЕЙ ПРОГРАММЕ!

Шаг 1. Подать заявку

ВАМ НЕОБХОДИМО ПОДАТЬ ФОРМУ ЗАЯВКИ НА КНОПКУ ПОДАЧА.
ЭТО ПРИЛОЖЕНИЕ НИ К НИЧЕМУ ВАС НЕ ОБЯЗЫВАЕТ.
*Следите за письмом с подтверждением!

Шаг 2.

Забронируйте место

ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫ ПОЛУЧИТЕ ЭЛЕКТРОННОЕ СООБЩЕНИЕ С ПОДРОБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ О НАШЕЙ ПРОГРАММЕ,
, ВЫ МОЖЕТЕ ОБЕСПЕЧИТЬ СВОЕ МЕСТО (ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ ДАТУ ПОЕЗДКИ) В ОДНОЙ ИЗ НАШИХ ЭКСПЕДИЦИЙ, ВНЕС ДЕПОЗИТ в размере 200 долларов США.
Депозит включен в общую стоимость программы и имеет гарантию 3 года. Места быстро заполняются!

Забронируйте место

Шаг 3. ПРИГЛАШАЙТЕ ДРУЗЕЙ ПРИСОЕДИНЯТЬСЯ К

ВЫ ЗНАЕТЕ КОГО-ТО, КТО ХОЧЕТ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ВАМ В ЭТОМ ПРИКЛЮЧЕНИИ?
ГОВОРИТЕ С НИМ ОБ ​​ЭТОЙ ВОЗМОЖНОСТИ И ПУТЕШЕСТВУЙТЕ ВМЕСТЕ!
Мы будем направлять вас и помогать вам со всеми деталями программы, логистикой и консультациями, ожидайте от нас быстрого ответа:)

ШАГ 4 – ЗАВЕРШЕНИЕ ЛОГИСТИКИ

НА ВСЕХ ПРЕДЫДУЩИХ ПРОЦЕССАХ МЫ БУДЕМ ОКАЗЫВАТЬ ВАМ ПОЛНУЮ ПОДДЕРЖКУ. К настоящему моменту вы будете готовы
со всей необходимой информацией о программе для вашей поездки.
Для программ с июня по сентябрь окончательные платежи должны быть произведены 1 апреля, а для программ с декабря по январь — с 1 по 9 октября.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *