Потерянное покорение: что на самом деле случилось с пропавшими кораблями «Эребус» и «Террор» | Публикации
ПутешествияИстории
Истории, видимо, присуще английское чувство юмора. Обычно она сохраняет имена удачливых путешественников-первооткрывателей. Но в случае с экспедицией Франклина, ставшей самым крупным провалом всех арктических исследований, сделала исключение.
Солнечным днем 19 мая 1845 года на пристани английского Гринхайта собралась огромная толпа. Настроение царило праздничное: два корабля Королевского военно-морского флота, «Эребус» и «Террор», отправлялись в Арктику. Высокие чины произносили патетические речи, играл оркестр, девушки прижимали к глазам платочки, провожая одетых в парадную форму моряков в плавание. Даже руководитель экспедиции сэр Джон Франклин махал ярким красно-зеленым платком своей жене леди Джейн и дочери Элеоноре, пока причал не заслонило следовавшее за «Эребусом» грузовое судно с припасами «Баретто Джуниор».
Корабли скрылись за горизонтом, и это был последний раз, когда 129 моряков видели в живых. Экспедиция Франклина бесследно исчезла, став одной из самых трагических и загадочных страниц в исследовании Арктики и заодно породив множество домыслов о судьбе моряков.
Пойти туда, не знаю куда
Перед экспедицией стояла цель — открыть, а точнее, дооткрыть Cеверо-Западный проход, самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий через Канадский архипелаг. Дело, казалось, было за малым. К середине XIX века лишь небольшая часть пути оставалась неразведанной. Ее-то и поручили нанести на карты Джону Франклину, чтобы еще раз утвердить Британию в статусе королевы морей.
Причем лучше было поторопиться, потому что в спину английским лордам уже дышала Российская империя, в те годы владевшая (через Российско-американскую торговую компанию) значительными территориями на Аляске, в Канаде и Калифорнии.
Маршрут экспедиции Франклина
❶ Корабли вышли из Гринхайта в мае 1845 года
❷ Последний раз экспедицию видели в море Баффина в августе того же года
❸ На о. Бичи в 1850 году спасатели нашли записку Джона Франклина
❹ Корабли вмерзли в лед у побережья о. Кинг-Уильям
❺ Остов «Эребуса» обнаружили в заливе Куин-Мод в 2014 году
Поиски Северо-Западного прохода велись с середины XVI века, и довольно успешно. В 1576–1631 годах англичанами были открыты значительные территории: пролив Дейвиса и море Баффина, Гудзонов пролив, Гудзонов залив и бассейн Фокса. В 20-е годы XIX века англичанин Уильям Парри открыл проливы Ланкастер, Барроу и Вайкаунт-Мелвилл; в следующей экспедиции — проливы Фьюри-энд-Хекла и Принс-Риджент.
Поэтому задача экспедиции Франклина не казалась невыполнимой: нужно было всего-навсего обследовать небольшой участок в Канадской Арктике. Правда, ни один корабль еще не заходил так далеко на юг от пролива Ланкастер и на запад от полуострова Бичи из-за тяжелых ледовых условий. Однако в этот раз Британское географическое общество решило пойти ва-банк.
Как вы судно назовете
Если бы белые медведи умели читать, они наверняка оценили бы английский юмор, увидев названия на бортах кораблей. Флагманский «Эребус» («Мрак») и «Террор» («Ужас») являли собой впечатляющее зрелище. На оснащении не экономили: на судах стояли экспериментальные паровые двигатели. Корпусы были усилены дополнительными металлическими пластинами, несколькими слоями тикового дерева и канадского вяза, добавленными к изначальной дубовой обшивке. К тому же «Эребус» и «Террор» уже успели пройти боевое крещение — участвовали в успешной антарктической экспедиции Джеймса Росса 1839–1843 годов. Так что суда могли пройти — и прошли — через такие льды, где ни одно другое судно того времени не смогло бы уцелеть.
Тем не менее тревожные звоночки начались уже на этапе подготовки: Адмиралтейство обратилось с почетным предложением возглавить новую экспедицию к организатору одного из первых походов к Северному полюсу Уильяму Парри, но тот вежливо ответил, что северному сиянию предпочтет скучную штабную должность в Лондоне. Второй кандидат — Джеймс Росс, считавшийся восходящей звездой полярных исследований, — отказался, объяснив, что после недавней свадьбы теплая постель молодой жены интересует его куда сильнее, чем вечная мерзлота. Третий претендент был слишком молод, а четвертый вообще ирландец! (Последние, к слову, все же попали в экспедицию: Джеймс Фитцджеймс стал капитаном «Эребуса», а Фрэнсис Мойра Крозье — капитаном «Террора».)
В результате, изрядно намучившись, Адмиралтейство пригласило Джона Франклина, который мало того что имел за плечами три неудачные экспедиции, но еще и был староват для таких походов (на момент начала плавания ему исполнилось 59 лет). К тому же за глаза его называли «человеком, съевшим свои башмаки»: во время сухопутной экспедиции в Канаду, которую Франклин возглавил в 1819 году, ему и его людям, умиравшим от голода, пришлось включить в рацион спальные мешки из бычьей кожи и даже собственную обувь. Тогда, кстати, Джон Франклин искал все тот же Северо-Западный проход.
История поиска
По самому оптимистичному прогнозу «Эребус» и «Террор» должны были преодолеть Северо-Западный проход за лето 1845 года, достичь Аляски, России и Китая и выйти в теплые воды Тихого океана. Но в Лондоне понимали, что, скорее всего, кораблям придется минимум раз перезимовать во льдах. Поэтому первые три года никто особо не беспокоился из-за отсутствия вестей.
Первой тревогу забила леди Джейн Франклин, жена Джона Франклина. В 1848 году она призвала Адмиралтейство направить корабли на поиски ее мужа. Чтобы немного подстегнуть инертную бюрократическую машину, леди Франклин развернула кампанию в прессе и объявила о награде любому, кто сообщит информацию об экспедиции.
Последними, кто видел корабли Франклина, были экипажи двух китобойных судов в море Баффина в августе 1845 года, то есть спустя три месяца после начала экспедиции. Тогда же, во время последней стоянки в заливе Диско на западном побережье Гренландии, пять человек из экипажа были высажены на суда сопровождения и отправлены домой. Наверняка впоследствии они не раз рассказывали эту историю в портовых пабах за кружкой эля.
По следам «Эребуса» и «Террора» отправились корабли «Энтерпрайз» и «Инвестигейтор» под руководством капитана Джеймса Росса, за три года до этого дальновидно отказавшегося возглавить экспедицию. Но спасатели сами столкнулись с суровыми погодными условиями и, проведя три зимы во льдах, вернулись не солоно хлебавши.
Обычно капитаны возводили пирамиды из камней на островах по пути следования корабля, оставляя в них письменные сообщения для спасателей. Но не в этот раз. Как выяснится потом, из 200 выданных специально для этой цели медных цилиндров Джон Франклин использовал только один в конце мая 1847 года, причем записка была составлена путано и неинформативно. По необъяснимой причине Франклин неправильно указал год зимовки, перепутал координаты острова, рядом с которым находились корабли, и завершил записку оптимистичным «All good!» , что можно трактовать и как «Все в порядке», и как «У всех все хорошо». И это притом что на тот момент умерли минимум три члена команды! А вот каким курсом пойдут корабли дальше, в документе не было ни слова.
То же самое касалось и запасного плана — складов с продовольствием на тот случай, если морякам придется оставить корабли и возвращаться пешком, что было нередкой практикой. Спасатели не нашли ни намека на них! Корабли и люди словно испарились в воздухе.
Эта неудача и солидная сумма в 20 000 фунтов подстегнули всеобщий интерес. К 1850 году пропавших искали в общей сложности 13 кораблей из Англии и США и несколько сухопутных экспедиций. Тогда-то на острове Бичи были найдены три могилы моряков экипажа Франклина, датированные апрелем 1846 года. Но судьбу остальных участников экспедиции и кораблей это не прояснило.
Новые данные появились спустя четыре года, причем абсолютно случайно. Путешественник Джон Рэй, исследовавший полуостров Бутия для Компании Гудзонова залива, повстречал группу эскимосов, и те рассказали ему о 35–40 погибших от голода белых людях и даже показали предметы, им принадлежавшие. На вилках, ложках и ножах стояло клеймо корабля «Эребус».
В Англии Джон Франклин, несмотря на провал экспедиции, считался народным героем, мужественно сложившим голову во славу короны. Так что эта находка могла бы прославить Джона Рэя и сделать его на родине всеобщим любимцем. Но в отчете, направленном в Адмиралтейство, он указал, что, со слов эскимосов, в последние дни моряки с «Эребуса» и «Террора», судя по состоянию трупов и содержимому котелков, занимались каннибализмом.
Такого пятна на репутации народного героя Джона Франклина британская общественность стерпеть не могла. В прессе началась травля Джона Рэя. Несколько разгромных статей написал даже Чарлз Диккенс. Чтобы английские офицеры опустились до людоедства? Немыслимо! Разумеется, кощунственная мысль, что одной только христианской моралью и чувством долга перед родиной сыт не будешь, в голову никому не приходила.
Как бы то ни было, Адмиралтейство не могло и дальше выделять средства на поиски моряков, так как, во-первых, было очевидно, что спустя почти десять лет вряд ли кто остался в живых, а во-вторых, более актуальной повесткой дня стала Крымская война с Россией. Члены экспедиции были официально объявлены «трагически погибшими при исполнении служебного долга».
Стойкая леди Джейн Франклин отказалась от звания вдовы и причитавшейся ей военной пенсии и снарядила еще одну экспедицию за свой счет, купив паровую 177-тонную яхту «Фокс». И в 1859 году на острове Кинг-Уильям удалось найти три скелета и записку, нацарапанную на полях документа, оставленного ранее Франклином. Она-то отчасти и пролила свет на события.
Если тон первого письма был мажорно-приподнятым, то от второго, написанного всего через год, разило отчаянием. Автор, капитан «Террора» Фрэнсис Мойра Крозье, сообщал, что после двух невероятно сложных зимовок во льдах оставшиеся в живых моряки покинули корабли и 22 апреля 1848 года пешком отправились на юг. Еще в послании было сказано, что руководитель экспедиции сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года. А значит, он никоим образом не мог быть замешан в каннибализме или других поступках, неподобающих джентльмену, о чем Джейн Франклин с гордостью сообщила в газеты.
Поиски останков моряков и самих кораблей продолжались вплоть до 1880-х, однако в целом особых успехов не достигли. Но спасательные экспедиции внесли огромный вклад в исследование арктического региона, нанеся на карту тысячи километров береговой линии Канадской Арктики. По иронии судьбы потеря экспедиции принесла гораздо больше географических знаний, чем могло бы ее успешное возвращение.
Новая волна интереса к экспедиции Франклина поднялась спустя сто лет. При помощи современных технологий ученые нашли еще несколько артефактов и останков людей Франклина с отметинами от режущих предметов, что, увы, подтвердило версию о каннибализме. Поиски экспедиции Франклина стали отдельным жанром у любителей приключений. На этом поприще отметился даже знаменитый «выживальщик» Беар Гриллс. В 2010 году он на двух жестких надувных лодках прошел Северо-Западным проходом, чтобы привлечь внимание к проблеме глобального потепления.
Остов «Эребуса» был найден в сентябре 2014-го на глубине 11 метров в восточной части залива Куин-Мод. А спустя два года неподалеку от острова Нунавут нашелся и «Террор».
Остров невезения
С 1819 по 1836 год в экспедициях, пытавшихся открыть Северо-Западный проход, участвовало 513 человек, из них погибло семнадцать. Ни одна из экспедиций, исследовавших регион как до, так и после Франклина, не понесла столь существенных потерь. Поэтому судьба «Эребуса» и «Террора» наводила на мысль, что произошло нечто экстраординарное. Какие только версии не появлялись в прессе: от загадочной болезни, поразившей всю команду, до гигантского и, по всей видимости, довольно морозоустойчивого спрута! Жюль Верн в «Путешествии и приключениях капитана Гаттераса» предположил, что экспедиция Франклина наткнулась на огромный действующий вулкан под Северным полюсом, а Дэн Симмонс в романе «Террор» одного за другим скормил моряков кровожадному эскимосскому демону в обличье белого медведя Туунбаку. (Кстати, по этому роману в апреле 2018-го года вышел одноименный сериал.)
Пропажа двух кораблей, оснащенных по последнему слову техники, да еще с лучшими моряками Королевского военно-морского флота на борту, казалась невозможной. И разрозненные находки только добавляли загадок.
Теперь, когда корабли найдены и путь экспедиции реконструирован, ясно, что к катастрофе привел не какой-то один фактор, а череда несчастливых случайностей и закономерностей.
Начать с того, что Джон Франклин выбрал неправильный маршрут. Примерно в конце августа 1846 года корабли достигли острова Кинг-Уильям, и руководителю экспедиции нужно было решить: идти вдоль западного побережья или восточного. По уставу такое решение могло быть принято только после разведки местности ледовыми боцманами. Их в экспедиции было двое, причем весьма опытных. Они должны были сообщить, что, хотя путь на запад короче, именно там сильный ветер гонит паковый лед прямиком из Северного Ледовитого океана. Восточное побережье Кинг-Уильяма покрывается льдом минимум на месяц позже. Джон Франклин тем не менее решил идти на запад, и уже через неделю корабли намертво вмерзли в лед, о чем и сообщал в своей записке капитан Крозье.
Пойди они тогда на восток, судьба экспедиции могла бы быть совсем другой. И это вовсе не сослагательное наклонение, которое, как все знают, не терпит история. Через каких-то 50 лет норвежец Руаль Амундсен на небольшом судне «Йоа» обошел злополучный Кинг-Уильям с востока и стал официальным первооткрывателем Северо-Западного прохода.
К тому же лето 1847 года выдалось экстремально холодным, и, когда моряки поняли, что кораблям не удастся выбраться из ледяного плена, было уже слишком поздно предпринимать пеший поход за помощью (она была от них в 2900 километрах).
Низкие температуры лишили людей возможности охотиться на тюленей, моржей или карибу — обычных летних обитателей тех широт. Да и в любом случае среди участников экспедиции не было ни одного человека, кто имел бы навыки охоты на крупных животных. Сработал эффект Даннинга — Крюгера: британцы были уверены, что если уж дикари-эскимосы научились выживать в суровых условиях Арктики, то высокоцивилизованным европейцам это не составит труда.
К этому добавилась банальная ошибка в расчетах. Предполагалось, что люди были обеспечены провиантом на три года в условиях полного рациона или на семь лет в случае сильно урезанного, но все же приемлемого дневного пайка. Однако в реальности еды едва хватило до весны 1848 года. К тому же часть консервов оказалась непригодной из-за банальной халатности и жадности снабженцев.
Адмиралтейство заключило контракт всего за несколько месяцев до старта, а на корабли консервы доставили в страшной спешке за два дня до отплытия. Проверять качество не было времени. Консервы оказались низкого качества, почти половина из них были негерметичными, да еще в пищу попал свинец из припоя. Позже спасательные экспедиции в нескольких местах находили запаянные банки, заполненные гнилым мясом, а иногда даже опилками или песком. Та же участь постигла и главное средство для борьбы с цингой — консервированный лимонный сок.
В 1980 году канадский антрополог Уоррен Бити эксгумировал останки трех моряков с острова Бичи. Помимо банальных диагнозов вроде истощения, туберкулеза и пневмонии исследователи выявили, что в костях всех похороненных содержание свинца в десять раз превышало норму. Само по себе это не могло стать причиной смерти, но очень сильно ослабляло сопротивляемость организма прочим болезням и суровым условиям.
В итоге в апреле 1848 года, когда стало очевидно, что единственный шанс спастись — это покинуть корабли, перед истощенными до предела и страдавшими от цинги моряками стояла практически невыполнимая задача. Им нужно было совершить изнурительный поход на юг и успеть добраться до побережья материка, пока не грянули морозы. Остатков испорченных консервов вряд ли хватило бы на все путешествие, и надежда была на то, что они встретят по пути эскимосов, которые поделятся с ними пищей или научат охотиться.
Поэтому обессиленные люди волоком тащили лодки, полные совершенно ненужных для выживания вещей, но которые можно было бы обменять на еду. На острове Кинг-Уильям одна из спасательных экспедиций обнаружила лодку, груженную столовым серебром, книгами, фарфоровой посудой…
А вот с полезными вещами было сложнее. На борту «Террора» и «Эребуса» стояли фрейзеровские патентованные плиты, слишком громоздкие для транспортировки. Это означало, что, покинув корабль, люди лишались горячей пищи и вынуждены были питаться только подгнившим мясом и замороженными супами. На слабеньких спиртовках, имевшихся у моряков, еду невозможно было разогреть (только до температуры чуть выше нуля), к тому же они нужны были, чтобы топить лед для получения воды.
Экспедицию ждал печальный финал: все участники погибли еще до конца 1848 года, так и не добравшись до помощи. И как бы ни было велико искушение списать неудачи экспедиции на злые силы или чудовищных монстров, случившееся с экспедицией идеально описывает «Бритва Хэнлона»: «Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью». Или, как в случае с Франклином, некомпетентностью, халатностью и самоуверенностью.
Но, с другой стороны, ведь только бросая вызов обстоятельствам, человечество сумело добраться до полюсов, опуститься на дно океанов и отправить в космос «Теслу». И то, что в глазах современников — слабоумие и отвага, в веках останется безумством храбрых.
Материал опубликован на сайте Maximonline.ru
Мария Пименова
Теги
- путешествия
- история
Генетики впервые установили личность участника погибшей экспедиции Франклина
Генетики впервые подтвердили личность одного из участников британской полярной экспедиции 1845 года, проходившей под руководством сэра Джона Франклина, все 129 членов которой погибли на севере Канады. Сравнение ДНК из человеческих останков с острова Кинг-Уильям и предполагаемых потомков членов экипажа выявило, что исследованные кости принадлежали прапорщику Джону Грегори, служившему инженером на корабле «Эребус». Статья опубликована в журнале Polar Record.
В 1845 году под руководством сэра Джона Франклина началась британская полярная экспедиция по исследованию последней неизвестной части Северо-Западного морского прохода через Северный Ледовитый океан. В ее состав входило два бывших бомбардирских судна Королевского военно-морского флота – «Эребус» и «Террор», приспособленных для плаваний во льдах по самым современным стандартам XIX века. Экипаж состоял из 129 человек, главным образом – англичан, но присутствовали также ирландцы и шотландцы. Примечательно, что почти все они не имели опыта полярных экспедиций.
Более полутора веков исследователи пытаются восстановить, что происходило с экспедицией, все участники которой погибли. Первые трое не перенесли первую же зимовку на острове Бичи. В сентябре 1846 года оба судна оказались в ледяной западне близ острова Кинг-Уильям и никогда больше не выходили в открытое плавание. Часть экипажа погибла при зимовках уже на Кинг-Уильяме, в том числе и сам Джон Франклин. Оставшиеся члены экипажа предприняли в 1848 году тщетную попытку добраться до материка пешком.
Дуглас Стентон (Douglas R. Stenton) из Университета Уотерлу совместно с канадскими учеными провели исследование человеческих останков с острова Кинг-Уильям, где погибла большая часть участников британской полярной экспедиции 1845 года под командованием Джона Франклина.
В распоряжении исследователей находились результаты анализов ДНК, полученных из 20 зубов и 21 образца костей из археологических памятников экспедиции. Генетики смогли установить, что останки принадлежали 27 людям, имевшим западноевропейское происхождение. Это согласуется с составом экспедиции. Ученые решили сравнить имевшиеся данные с образцами ДНК, полученными от живых потомков погибших моряков. Первые 16 попыток не дали никаких положительных результатов. Однако в 2019 году с исследователями связался человек, идентифицировавший себя как прямой потомок прапорщика Джона Грегори, который служил инженером на корабле «Эребус». Анализ ДНК подтвердил, что он прямой потомок Грегори по отцовской линии в пятом поколении.
Исследования ученых не позволили им установить точную дату и место рождения Джона Грегори. Однако перепись населения, данные о рождении, крещении и браке свидетельствуют, что он родился в Ланкашире между 1801 и 1804 годом. Авторы заключили, что они доказали нахождение Грегори среди 105 членов экспедиции, покинувших корабли в конце апреля 1848 года. Его смерть предположительно произошла в мае 1848 года, когда ему было 43–47 лет. Дополнительно ученые провели реконструкцию лица Грегори, чтобы дать приблизительное представление о его внешности при жизни.
Ранее мы писали, что исследователи из канадской некоммерческой организации Arctic Research Foundation обнаружили корабль «Террор» из полярной экспедиции Франклина, пропавший в 1847 году, рядом с островом Кинг-Уильям Канадского Арктического архипелага
Михаил Подрезов
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Сэр Джон Франклин | Биография, Смерть, Эреб и Террор
Сэр Джон Франклин
См. все СМИ
- Дата рождения:
- 16 апреля 1786 г. Англия
- Умер:
- 11 июня 1847 г. (61 год) недалеко от острова Кинг-Уильям
- Роль в:
- Битва за Новый Орлеан Битва при Трафальгаре Наполеоновские войны
См. весь соответствующий контент →
Сэр Джон Франклин , (родился 16 апреля 1786 года, Спилсби, Линкольншир, Англия — умер 11 июня 1847 года, недалеко от острова Кинг-Уильям, Британские арктические острова [сейчас на территории Нунавута, Канада]), Английский контр-адмирал и исследователь, возглавивший злополучную экспедицию (1845 г.) в поисках Северо-Западного прохода, канадского арктического водного пути, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Франклин также является предметом биографии сэра Джона Ричардсона, которая была первоначально опубликована в 1856 году в восьмом издании Британская энциклопедия
Франклин поступил на службу в Королевский флот в возрасте 14 лет, сопровождал Мэтью Флиндерса в его исследовательском путешествии в Австралию (1801–1803 гг.) и участвовал в битвах при Трафальгаре (1805 г.) и Новом Орлеане (1815 г.). Он командовал Trent в арктической экспедиции капитана Дэвида Бьюкена в 1818 году, которая стремилась достичь Северного полюса.
С 1819 по 1822 год Франклин провел сухопутную экспедицию от западного берега Гудзонова залива до Северного Ледовитого океана и обследовал часть побережья к востоку от реки Коппермайн на северо-западе Канады. По возвращении в Англию он опубликовал Рассказ о путешествии к берегам Полярного моря в 1819, 20, 21 и 22 (1823) годах.
Во время второй сухопутной экспедиции в тот же регион (1825–1827 гг.) Франклин возглавил группу, которая исследовала побережье Северной Америки на запад от устья реки Маккензи на северо-западе Канады до Пойнт-Бичи, ныне на Аляске. Вторая группа следовала вдоль побережья на восток от Маккензи до Коппермайн.
Эти усилия, которые добавили новые знания о примерно 1 200 милях (1 932 км) северо-западного края береговой линии Северной Америки, были описаны в Рассказ о второй экспедиции к берегам Полярного моря в 1825, 1826 и 1827 годах (1828). Франклин был посвящен в рыцари в 1829 году и с 1836 по 1843 год занимал пост губернатора Земли Ван-Димена, ныне Тасмании. Terror, с 128 солдатами и офицерами. В последний раз суда были замечены британскими китобоями к северу от Баффинова острова у входа в Ланкастер-Саунд в конце июля. В 1847 году, когда не было получено никаких известий, были отправлены поисковые отряды. В течение 12 лет различные экспедиции искали первооткрывателей, но их судьба была неизвестна до 1859 года., когда последняя поисковая миссия, отправленная в 1857 году второй женой Франклина, леди Джейн Франклин, во главе с капитаном Фрэнсисом Леопольдом МакКлинтоком, достигла острова Кинг-Уильям, к югу и западу от пролива Ланкастер. Были найдены скелеты экипажей судов и письменный отчет об экспедиции до 25 апреля 1848 года.Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Вскрытие, проведенное в конце 20-го века на сохранившихся телах нескольких членов экипажа, позволяет предположить, что ботулизм, цинга и отравление свинцом, возможно, вызванные употреблением некачественных консервов, могли способствовать умственному и физическому упадку экипажа Франклина. В 2008 году ряд канадских государственных, частных и некоммерческих агентств начали миссию по обнаружению дополнительных археологических свидетельств экспедиции Франклина. Этот поиск увенчался успехом в сентябре 2014 года, когда дистанционно управляемый подводный аппарат получил гидроакустические изображения затонувшего корабля, который позже был идентифицирован как 9-й.0029 Эребус
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Майклом Рэем.
Что случилось с экипажем Эребуса и Террора?
Два корабля, HMS Terror и HMS Erebus , покинули Англию в 1845 году для поиска Северо-Западного прохода — жизненно важного морского пути между Атлантическим и Тихим океанами.
Экспедицией командовал капитан сэр Джон Франклин, опытный полярный исследователь, который уже дважды руководил поисками Северо-Западного прохода.
Однако его последнее путешествие в Арктику закончилось трагедией.
Оба корабля погибли, все 129 человек на борту погибли. Это самая страшная катастрофа в истории британских полярных исследований.
На поиски Террор и Эреб были отправлены десятки экспедиций. Многие из предметов, обнаруженных во время этих миссий , теперь хранятся в Национальном морском музее как реликвии обреченного путешествия Джона Франклина.
А что на самом деле случилось с экипажем Террор и Эреб
Узнайте больше о реальной истории Terror и Erebus и узнайте, что оставленные предметы могут рассказать нам о команде, которая так и не вернулась домой.
Национальный морской музей должен открыться с 17 мая. Откройте для себя объекты, извлеченные из экспедиции «Эребус и Террор», в галерее «Полярные миры».
Посетите полярные миры Ознакомьтесь с нашими планами возобновления работы
Вкратце: история Эребуса и Террора
В мае 1845 года два корабля, HMS Erebus и HMS Terror , отплыли из Великобритании на территорию, которая сейчас называется Нунавут в Северной Канаде.
Исследования арктического побережья вселили большой оптимизм в то, что поиск и нанесение на карту последней части Северо-Западного прохода — морского пути, соединяющего Атлантический и Тихий океаны, — теперь в пределах досягаемости.
Исследователь Джон Франклин, предпринявший две предыдущие попытки найти его, очень хотел получить приз.
По прежним стандартам Erebus и Terror были мощными и роскошными, с системами отопления и огромным запасом консервов. В конце июля два корабля были замечены китобойным судном в Баффиновой бухте, ожидая, пока лед очистится в Ланкастер-Саунде и отправится в Берингов пролив.
Это был последний раз, когда кто-либо из 129членов экипажа когда-либо видели живыми.
После двух лет отсутствия каких-либо сообщений от миссии Франклина Адмиралтейство отправило поисковую группу, но безуспешно.
Всего в Арктику было отправлено 39 миссий, но только в 1850-х годах начали появляться доказательства того, что случилось с людьми. Точные обстоятельства их смерти до сих пор остаются загадкой.
Какой была жизнь на борту «Эребуса» и «Террора»?
Мужчины на борту кораблей экспедиции Франклина столкнулись с суровыми условиями — в сильный мороз даже снятие балаклавы могло сорвать кожу и бороду с подбородка. Поэтому экипажи готовились как могли.
Куратор Клэр Уорриор собирает воедино опыт людей Франклина:
Короткий ответ: мы не знаем, какой была жизнь на самом деле. У нас пока нет ни одного из журналов или бортовых журналов, которые можно было бы вести на борту корабля.
Но у нас есть много свидетельств из других источников о том, через что могли пройти мужчины. Используя их, мы можем максимально приблизиться к пониманию того, что могли видеть и чувствовать экипажи Эребус и Ужас .
Экспедиции отправляются весной, чтобы успеть пройти как можно дальше до наступления зимы, когда их продвижение было остановлено.
Можно увидеть незнакомую дикую природу, такую как нарвалы (которых называли «морскими единорогами»), и всплески растительной жизни, включая ярко-желтые маки.
Арктика могла быть местом леденящего тумана и бурлящего моря, и экипажи экспедиций иногда оказывались во власти огромного давления морского льда и непредсказуемого поведения айсбергов. Кроме того, время от времени это было потрясающе красиво, с ослепительными цветами и сияющим небом.
Корабль Франклина застрял во льдах в отдаленном и пустынном районе, который инуиты редко посещали, называя его Тунуник, «задняя часть запредельного». Они не могли рассчитывать на мясо, одежду и масло у местных жителей, как это было в других экспедициях. Но запасов им хватило года на три, а британские экспедиции имели опыт зимовки в Арктике…
Клэр Уорриор, старший куратор выставок
«Пот превращается в лед» — проблемы полярных исследований
Температура снаружи может упасть до -48°C ночью, до -35°C днем . Условия на борту корабля не обязательно были намного теплее: предыдущие экспедиции сообщали, что офицеры сидели в шинелях под палубой при минусовой температуре. Но корабли Франклина были оснащены системой отопления, которая, возможно, делала жизнь немного приятнее.
Изображение
Вероятно, каждую неделю мужчин осматривали на наличие признаков цинги .
Воспаление десен было ранним признаком, но цинга может означать, что старые раны вновь открываются, зубы расшатываются, а кожа легко покрывается синяками.
Экспедиции поставлялись с лимонным или лаймовым соком, чтобы предотвратить это , но это было постоянной проблемой в полярных экспедициях, так как свежие фрукты и овощи не были доступны. Инуиты ели мясо сырым, что обеспечивало им достаточное количество витамина С.
Узнать больше об этом объекте
Проведение магнитных и метеорологических наблюдений должно было стать ключевой частью научной задачи экспедиции, но люди должны были делать это осторожно. Поднесение холодных металлических инструментов к глазу могло привести к повреждению кожи или даже ее удалению , и мужчинам приходилось задерживать дыхание, чтобы остановить образование конденсата на стеклянных частях.
Таскать сани тоже может быть сложно, если люди исследуют пространство за пределами корабля. Даже при температуре на улице -50°С сильно потеешь; когда ты остановишься, пот может превратиться в лед в нижнем белье .
При обморожении на пальцах могут образоваться волдыри, что делает кожу невероятно нежной, а повреждения пальцев ног являются обычным явлением. Кожа становится очень холодной и болезненной, затем краснеет, затем онемевает и бледнеет по мере замерзания тканей. При нарушении кровоснабжения может начаться гангрена – ткань мертва . В этом случае может потребоваться ампутация. Язвочки могут образовываться, когда, например, после насморка под подбородком образуется лед.
Снятие балаклавы банка сорвать кожу и бороду с подбородка в сильный мороз.
Гипотермия – это всегда то, о чем следует помнить при таких температурах. Особенно важно не промокнуть. Люди будут неконтролируемо дрожать, становиться «сонными» и говорить невнятно, у них будет амнезия и спутанность сознания, а их сердце замедляется. Затем они могут потерять сознание.
Коровы, овцы и обезьяна — животные на борту «Эребуса» и «Террора»
Корабли стартовали с крупным рогатым скотом, овцами, свиньями и курами, которых нужно было есть на ранних стадиях.
Тремя домашними животными на борту Erebus были обезьяна, которую леди Франклин подарила кораблю, старая ньюфаундлендская собака по кличке Нептун и кошка. Обезьяна была забавным, но надоедливым вором, Нептун был очень популярен среди экипажа, а кошка нужна была для ловли крыс.
В то время как у морских пехотинцев и офицеров были свои каюты, у экипажа не было стационарных спальных мест. Они свесили свои гамаки с палубных балок на открытой площадке перед грот-мачтой.
Всего на корабли было доставлено 7088 фунтов табака для жевания или курения в трубке.
В середине зимы температура на улице опускалась ниже минус 40 градусов и ртуть в термометрах затвердевала. Корабль был загружен 2700 фунтами свечей, чтобы обеспечить свет в долгие темные зимние месяцы.
Как вы готовитесь к экспедиции в Арктику?
‘Они наладили последние связи со своей жизнью’: люди сэра Джона Франклина погибли у своей лодки во время экспедиции Северо-Западного прохода
Узнать больше об этой работе
Что случилось с Эребом и Террором?
Два военных корабля Франклина прошли вверх по проливу Веллингтон, прежде чем повернуть на юг к острову Бичи, где им предстояло провести зиму. Весной они плыли на юг по проливу Пил, но у самой северной точки острова Кинг-Уильям были пойманы в ловушку ледяным потоком по проливу Мак-Клинток.
Весной 1847 года группа экспедиции прошла по льду к мысу Победы на берегу и оставила письменный отчет о своем путешествии.
Считается, что они достигли мыса Гершель на южном побережье острова, заполнив неисследованную часть Северо-Западного прохода. Сэр Джон Франклин умер в июне того же года.
Все еще застрявшие во льдах, Эреб и Террор дрейфовали на юг, пока капитан Крозье не приказал их покинуть в апреле 1848 года. Ослабленные голодом и цингой, 105 выживших мужчин направились на юг к реке Грейт-Фиш. Большинство из них погибли во время марша вдоль западного побережья острова Кинг-Уильям.
Записка о победных очках
В 1859 году был обнаружен единственный клочок бумаги, раскрывающий что-либо о том, что произошло. Его часто называют запиской о победных очках .
На полях этой стандартной формы Адмиралтейства было написано от руки сообщение, в котором говорилось, что корабли были покинуты 22 апреля 1848 г. и застряли во льдах с 12 сентября 1846 г.
105 офицеров и экипаж под командованием капитана Ф. Р. М. Крозье отправился пешком к Бэк-Ривер (или Рыбной реке Бэка, как ее тогда называли). В записке подтверждалось, что Джон Франклин умер 11 июня 1847 г.
Узнайте больше о записке Victory Point
Поиски Эребуса и Террора
Через два года после последнего контакта с экспедицией Франклина была запущена первая из серии экспедиций, чтобы найти их или выяснить, что случилось с Эребом и Ужасом .
Гибель сэра Джона Франклина, британского героя, захватила общественное мнение. Между 1847 и 1880 годами более 30 поисковых экспедиций отправились в Арктику в надежде выяснить судьбу экспедиции.
Следы первого зимнего лагеря Франклина на острове Бичи были найдены в 1850 году, но его прогресс и судьба остались загадкой.
По настоянию вдовы Франклина леди Джейн Франклин, парламента и даже британской прессы по мере роста общественного беспокойства Адмиралтейство отправляло экспедиции как по суше, так и по морю.
Однако к 1850 году разгадки судьбы экипажа так и не было. Британское правительство после сильной критики предложило существенное вознаграждение в размере 20 000 фунтов стерлингов всем сторонам, которые могли сообщить новости.
В течение следующих 30 лет новости и реликвии, такие как консервные банки, снежные очки и столовые приборы просачивались обратно в Британию. Вместе эти объекты говорят о том, что произошло: гибель всего экипажа из-за сочетания факторов, включая цингу и голод.
Изображение
Каннибализм, безумие и отравление — что на самом деле произошло с экипажем «Эребуса» и «Террора»?
В 1854 году доктор Джон Рэй привез инуитам рассказы о том, что экспедиция погибла где-то к западу от Бэк-Ривер.
Похоже, что некоторые мужчины прибегли к каннибализму, так как многие тела были изуродованы, а части тел были найдены в кастрюлях.
Узнать больше об этом объекте
В 1981 году, более чем через 100 лет после того, как последняя поисковая экспедиция вернулась домой, судебно-медицинский антрополог доктор Оуэн Битти вернулся к судьбе экипажа в рамках экспедиции Франклина 1845–1848 годов по судебно-медицинской антропологии (FEFAP).
Реликвии и человеческие останки, не замеченные предыдущими поисковиками, были собраны на участках острова Кинг-Уильям.
Человеческие останки были проанализированы с использованием современных методов судебно-медицинской экспертизы в попытке установить, что могло стать причиной гибели экипажа, и определить, останки каких членов экипажа были обнаружены.
Благодаря исследованиям Битти было обнаружено, что количество свинца в костях некоторых мужчин было экспоненциально высоким, что привело к теории о том, что отравление свинцом могло быть одним из факторов, способствовавших гибели экспедиции.
Во время более поздних исследований на острове Бичи Битти и специализированная группа эксгумировали и провели вскрытие трех замечательно сохранившихся членов экипажа, которые погибли и были похоронены во время арктической экспедиции.
Исследование тканей, собранных с тел мужчин, подтвердило более раннюю теорию Битти о том, что отравление свинцом было одним из факторов, приведших к гибели экспедиции.
Битти также предположил, что консервы экспедиции, провозглашенные передовой технологией и хранящиеся в изобилии, были загрязнены свинцовым припоем, используемым для герметизации банок, и, скорее всего, были виновниками этого.
Дайвер извлекает графин из обломков HMS Erebus (© Parks Canada)
Обнаружение затонувших кораблей Erebus и Terror
В 2014 и 2016 годах обломки кораблей HMS Erebus и Terror были наконец обнаружены, что пролило новый свет на широко обсуждаемую судьбу последней экспедиции Франклина.
Дальнейшие погружения, проведенные подводными археологами из Парков Канады в сотрудничестве с Фондом наследия инуитов, выявили еще более интересные находки.
Что эти новые открытия из глубин могут рассказать нам о судьбе экспедиции Франклина?
Узнать больше о поиске
Узнать больше об обнаруженных объектах
Посетите полярные миры в Национальном морском музее и осмотрите артефакты и реликвии экспедиции Франклина.
Узнать больше Спланируйте посещение Национального морского музея
Откройте для себя книги о HMS Erebus и HMS Terror
Узнайте больше об истории последней экспедиции Франклина
Магазин
Экспедиция сэра Джона Франклина «Эребус и Террор»: находки
£18,99
Сэр Джон Франклин отправился на кораблях «Эребус» и «Террор» в 1845 году в путешествие на поиски Северо-Западного прохода.