На затонувшем в XIX веке корабле «Эребус» обнаружили набор чертежных инструментов
Подводные археологи из Канады исследовали «Эребус» — один из двух затонувших кораблей пропавшей полярной экспедиции Джона Франклина. За 11 дней работы им удалось найти 275 артефактов, среди которых выделяется набор чертежных инструментов, обнаруженный в офицерской каюте. Об этом сообщило издание CBC.
В 1845 году под руководством сэра Джона Франклина началась британская полярная экспедиция по исследованию последней неизвестной части Северо-Западного морского прохода через Северный Ледовитый океан. В ее состав входило два бывших бомбардирских судна Королевского военно-морского флота: «Эребус» и «Террор», приспособленных для плаваний во льдах по самым современным стандартам XIX века. Экипаж состоял из 129 человек, большинство из которых были англичанами.
Больше полутора веков исследователи пытаются восстановить, что происходило с экспедицией, все участники которой погибли (о двух из них можно прочитать в материале «Хорошо сохранились»).
Однако систематические работы по поиску затонувших кораблей и останков погибших моряков дают результат. Так, в 2014 году исследователи нашли остов «Эребуса», а спустя два года — «Террора». Причем последнее судно удалось найти в 96 километрах от предполагаемого места крушения.
Канадские подводные археологи сообщили о новых результатах исследования затонувшего корабля «Эребус». В течение 11 дней команда исследователей совершила 56 погружений, каждое из которых длилось около двух часов.
Хотя исследователям удалось изучить всего лишь небольшую часть судна, они обнаружили 275 различных артефактов, например, посуду.
Некоторые находки заслужили отдельного внимания. Так, в одной из офицерских кают они нашли зеленую коробку, которая, на первый взгляд, напоминала книгу. Однако оказалось, что это набор чертежных инструментов, которыми, возможно, пользовались для составления карты передвижения по Северо-Западному проходу. Кроме того, они наткнулись на тисненый кожаный фолиант, внутри которого находились листы бумаги и перо. Возможно, это был какой-то дневник или журнал учета.В прошлом году генетикам удалось подтвердить личность одного из участников погибшей экспедиции Джона Франклина. Сравнение ДНК из человеческих останков с острова Кинг-Уильям и предполагаемых потомков членов экипажа выявило, что исследованные кости принадлежали прапорщику Джону Грегори, служившему инженером на корабле «Эребус».
Археология Историяпризраки Арктики из XIX века – GoArctic.ru – Портал о развитии Арктики
Кадр из сериала «Террор», сюжет которого частично основан на истории экспедиции Джона Франклина.
Фото: AMC
Спустя 170 лет поисков у острова Кинг-Вильям не так давно были найдены обломки судов Erebus и Terror экспедиции Джона Франклина. Почти два столетия это путешествие среди британских и канадских историков считалось самым загадочным, а пропавшие суда называли «призраками Арктики».
Последняя надежда
19 мая 1845 года от берегов Темзы вышли два в те времена самых современных британских судна Erebus и Terror. Известный исследователь и военный королевского флота сэр Джон Франклин по заданию адмиралтейства Великобритании был отправлен на поиски морского пути между Атлантикой и Тихим океаном через Арктику.
Сэр Джон Франклин перед отправлением в экспедицию. Источник: Commonwealth Broadcasting Network
В те времена, как и сегодня, геополитика была главной движущей силой в исследовании замёрзшего океана. Учитывая, что и в те времена Российская Империя активно искала северный морской путь у берегов Сибири, британские политики, преследуя эти же цели, отправляли исследователей для поиска короткого пути из Европы в Азию на севере американского континента.
В те времена северо-западный морской путь казался миражом. Британский мореплаватель и капер Мартин Фробишер ещё в XVI веке совершил три экспедиции в поисках этого пути. После него удачу испытывали Джон Дэвис, Генри Гудзон, Томас Баттон, Уильям Баффин и многие другие. Поиск этого пути был целью последней экспедиции Джеймса Кука в Тихом океане (1776-1779 гг). Его путешествие остановила суровая зима в Беринговом проливе.
Экспедиция Джона Франклина была последней надеждой англичан найти то, что за несколько столетий не удалось ни одному британскому мореплавателю. Ради такой цели не жалели ни денег, ни ресурсов.
Самая роскошная полярная экспедиция
Erebus и Terror были мощными военными кораблями, обеспеченные новейшей технологией викторианского периода. Перед экспедицией их корпуса обшили стальными пластинами, а оба судна стали первыми кораблями Королевского флота, на которых были установлены паровые двигатели. Они позволяли двигаться Erebus и Terror со скоростью в 4 узла. Для большей приходилось по старинке поднимать паруса.
Корабли Erebus и Terror в издании Illustrated London News 24 мая 1845 г. Источник: klaipeda.diena.lt
Тщательно подготовились и к суровым условиям Арктики. Например, чтобы защитить винт от ледовых масс была установлена система, которая позволяла его встроить в корпус. Современники экспедиции признавали, что ещё ни одно путешествие не сопровождалось таким огромным количеством специальных технологий и даже роскошью. Ради комфорта экипажа в полярных условиях корабли оборудовали системой внутреннего обогрева, в офицерских каютах стояли столы из красного дерева, а столовые приборы были серебряными.
Исследователей обеспечили запасами продовольствия минимум на три года. Кроме обычных продуктов, таких, как мука или мясные консервы, на суда погрузили 4,5 тыс. литров лимонного сока, который должен был защищать от цинги, несколько тонн чая, шоколада, алкогольных напитков (в основном рома, водки и вина) и табака.
Позаботились и о духовной пище. Библиотеки Erebus и Terror насчитывали 1,5 тыс. книг, 200 из которых были библиями. Каждый экипаж был обеспечен всевозможными учебниками – они предназначались для обучения неграмотных моряков. Рыля, с 50 мелодиями, всевозможные музыкальные инструменты, даже дагерротипный фотоаппарат (предшественник современного фотоаппарата), — всё это пополнило запасники технического оснащения мореплавателей.
Модель корабля Эребус, скованного во льдах. Музей Nattilik Heritage Centre, Йоа-Хэйвен, Нунавут, Канада. Фото: Kerry Raymond
Удивительно, но участники экспедиции не запаслись хоть сколько-то серьёзным арсеналом оружия. Хотя бы для охоты на наземных и морских млекопитающих. В путешествие взяли всего несколько ружей, да и то, чтобы разнообразить меню исследователей блюдами из птицы.
Трагическая судьба
После коротких остановок на шотландских Оркнейских островах и в Гренландии, суда направились в арктическую Канаду, сквозь лабиринт островов и полуостровов надеясь найти путь в Тихий океан. 26 июля 1845 года на своём пути они встретились с двумя китобойными судами. Это был последний контакт экспедиции с европейцами. С тех пор их больше никто не видел и не слышал.
За следующие 150 лет было организовано свыше 30 поисковых экспедиций, которые в надежде найти хоть какие-то следы экипажей прочёсывали островную часть канадской Арктики. Но точного ответа о судьбе Джона Франклина и его команды найти не удавалось. Поисковики обнаружили брошенные лагеря, останки погибших путешественников и их вещи: от фрагментов одежды, до десертных ложечек.
Найденные вещи, принадлежащие участникам экспедиции. Источник: Wikimedia Commons
Весной 1859 года под грудой камней на острове Кинг-Вильям был найден документ с двумя сообщениями из которых стало понятно, что оба судна полтора года провели в ледовом плену. За это время, в муках от суровых арктических морозов, погибло 24 мужчин. Включая и руководителя всей экспедиции Джона Франклина, который в своё последнее путешествие отправился в возрасте 59 лет.
Выжившие намеревались добраться до материковой части Канады, но ни один из 105 мужчин там так и не появился.
Записка, найденная в мае 1859 года в пирамиде на острове Кинг-Уильям, в которой частично изложена судьба экспедиции. Источник: Wikimedia Commons
Впечатляющие находки
Что привело к трагической судьбе так хорошо подготовленной экспедиции? Поисковики надеялись, что ответ на этот вопрос получат, когда обнаружат обломки потерянных судов.
Чтобы найти один из кораблей погибших исследователей потребовалось 170 лет. 7 сентября 2014 года морские археологи из канадского агентства природного наследия Parks Canada на относительном мелководье, неподалёку от острова Кинг-Уильям, обнаружили обломки судна Erebus. А ещё два года спустя на глубине 24 метров было найдено и судно самого Джона Франклина Terror.
По словам археолога-подводника агентства Parks Canada Райана Харриса, сложно было поверить, что под водой покоится именно Terror. В интервью The New York Times он рассказал, что судно сохранилось практически в идеальном состоянии. Повреждёнными оказались только мачты и такелаж.
Несмотря на то, что сезон погружений в арктических водах очень короткий, а вода здесь всегда очень холодная, исследователям удалось осмотреть 20 кают корабля. Водолазы поэтапно передвигались из одного помещения в другое: тарелки и чашки по-прежнему были аккуратно расставлены на полках, а столы и кровати стояли на своих местах. Создавалось такое впечатление, что команда неспешно покинула судно.
Источник: CBC News
Хотя, как считают археологи, корабль затонул быстро. Его не успели повредить ледовые массы. Единственная зона, куда археологи-подводники так и не смогли добраться, была спальня капитана. Видимо, человек, который покинул каюту последним, запер двери.
С обоих судов на сегодняшний день уже поднято около 350 различных артефактов. Историки надеются, что они помогут разгадать загадку гибели экспедиции Джона Франклина. Все элементы планируют выставить в музее путешественников на том же острове Кинг-Вильям, в деревне Йоа-Хейвен.
***
Михаил Киселёв, специально для GoArctic
Экспедиция Франклина | Корабли, история, теории, открытия и факты
Экспедиция Франклина
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 1845 — 1848
- Местонахождение:
- Канада
См. всю связанную информацию →
Экспедиция Франклина , британская экспедиция (1845–1848 гг.) под руководством сэра Джона Франклина, направленная на поиск Северо-Западного прохода через Канаду и запись магнитной информации в качестве возможного средства навигации. Экспедиция закончилась одной из самых страшных катастроф в истории полярных исследований. Все 129члены экипажа и офицеры HMS Erebus и HMS Terror погибли при загадочных обстоятельствах. Британский флот предпринял самые обширные поисковые работы в своей истории, но обнаружил несколько тел и не нашел следов кораблей. Прошло почти 170 лет, прежде чем Erebus и Terror наконец были обнаружены в арктических водах Канады.
Экспедиция: подготовка, отъезд и исчезновение
В начале казалось, что экспедиция увенчается успехом. 59У трехлетнего Франклина и старших офицеров Фрэнсиса Крозье и Джеймса Фитцджеймса был многолетний опыт полярных исследований. Кроме того, Erebus и Terror были уникальным образом подготовлены к арктическому путешествию. Их носы были усилены дополнительными слоями дерева и железа для защиты от льда. Оба корабля были оснащены паровыми двигателями в дополнение к парусам, и на каждом корабле были системы парового отопления и оборудование для производства пресной воды. Кроме того, Erebus и Террор перевозил крупный рогатый скот, свиней и кур, а также трехлетний запас консервированных супов и овощей.
Экспедиция отбыла из Великобритании 19 мая 1845 года. Франклин командовал «Эребус », Фитцджеймс был его заместителем, а Крозье был капитаном «Террор ». Корабли остановились в западной Гренландии, чтобы пополнить запасы. В конце июля 1845 года два китобойных корабля заметили Terror и Erebus в Баффиновом заливе, Канада, прежде чем экспедиция пересекла пролив Ланкастер. Больше европейцы их не видели.
Поиск
Два года ни от Франклина, ни от его людей не было ни слова. В 1848 году вторая жена Франклина, леди Джейн Франклин, помогла убедить Адмиралтейство и правительство начать то, что стало, пожалуй, крупнейшей поисковой операцией в истории военно-морского флота. В течение многих лет сухопутные и морские экспедиции обыскивали район, куда были отправлены корабли, но нашли лишь несколько артефактов и несколько разбросанных человеческих останков. Судебно-медицинская экспертиза показала, что мужчины страдали от голода, цинги и отравления свинцом. Считалось, что последняя болезнь, вероятно, вызванная зараженными жестяными банками, сыграла значительную роль в гибели экспедиции. Исследователи также обнаружили, что на некоторых костях были порезы, указывающие на каннибализм. Большая часть экипажа просто исчезла.
Поиски пропавшей экспедиции Франклина продолжались на протяжении 19 и 20 веков. С годами постепенно выстраивалась приблизительная последовательность событий, основанная на информации поисковых экспедиций, устных рассказах инуитов и работах исследователей. Одним из ключевых ресурсов была записка о победном дне от 25 апреля 1848 года, написанная Крозье и Фитцджеймсом. Он был найден в мае 1859 года в каменной пирамиде на острове Кинг-Уильям. Согласно записке, экспедиция Франклина провела зиму 1845–1846 годов на острове Бичи, а затем летом 1846 года отправилась вниз по проливу Пил. У острова Кинг-Уильям, Эреб и Террор застряли во льдах, что вынудило мужчин провести зимы 1846–1847 и 1847–48 годов на острове. Сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года. В записке также говорилось, что Крозье, Фитцджеймс и команда покинули корабли и направлялись к тому, что сейчас называется Бэк-Ривер на материковой части Канады. Путешествие протяженностью 248 миль (400 км) потребовало от 105 выживших пересечения острова Кинг-Уильям и пересечения морского льда, прежде чем достичь реки. Позже местные инуиты сообщили поисковикам, что от 35 до 40 белых мужчин погибли в устье Бэк-Ривер. Однако местонахождение остальных членов экипажа было неизвестно.
Обнаружение
«Эребуса» и «Террор»Наконец, в 2010-х годах тайна того, что случилось с двумя кораблями, была раскрыта. Сочетание исследований устных историй инуитов, продолжающейся работы современных исследователей и использования высокотехнологичного подводного оборудования позволило ученым обнаружить сначала Erebus в заливе Королевы Мод в 2014 году, а затем Terror в заливе Террор в 2014 году. 2016 г. Оба затонувших корабля были обнаружены у острова Кинг-Уильям. В ходе многочисленных погружений были обнаружены различные артефакты.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Эти открытия подчеркивают важность устных рассказов инуитов в сборе информации об экспедиции. Однако в течение многих лет их счета были отклонены. В 1850-х годах британские поисковики взяли интервью у инуитов на острове Кинг-Уильям и рассказали о невероятных страданиях экипажа, включая каннибализм. Однако эти утверждения вызвали возмущение в Англии, и рассказы инуитов были отвергнуты. Прошло более века, прежде чем их отчеты были серьезно исследованы, и они оказали неоценимую помощь исследователям. Кроме того, обсуждения экспедиции все чаще включали точку зрения инуитов.
Л. Сью Боу
Сэр Джон Франклин | Биография, Смерть, Эреб и Террор
Сэр Джон Франклин
См. все СМИ
- Дата рождения:
- 16 апреля 1786 г. Англия
- Умер:
- 11 июня 1847 г. (61 год) недалеко от острова Кинг-Уильям
- Роль в:
- Битва за Новый Орлеан Битва при Трафальгаре Наполеоновские войны
См. весь связанный контент →
Сэр Джон Франклин (родился 16 апреля 1786 г. , Спилсби, Линкольншир, Англия — умер 11 июня 1847 г., недалеко от острова Кинг-Уильям, Британские арктические острова [сейчас на территории Нунавута, Канада]), Английский контр-адмирал и исследователь, возглавивший злополучную экспедицию (1845 г.) в поисках Северо-Западного прохода, канадского арктического водного пути, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Франклин также является предметом биографии сэра Джона Ричардсона, которая была первоначально опубликована в 1856 году в восьмом издании Британская энциклопедия .
Франклин поступил на службу в Королевский флот в возрасте 14 лет, сопровождал Мэтью Флиндерса в его исследовательском путешествии в Австралию (1801–1803 гг.) и участвовал в битвах при Трафальгаре (1805 г.) и Новом Орлеане (1815 г.). Он командовал Trent в арктической экспедиции капитана Дэвида Бьюкена в 1818 году, которая стремилась достичь Северного полюса.
С 1819 по 1822 год Франклин провел сухопутную экспедицию от западного берега Гудзонова залива до Северного Ледовитого океана и обследовал часть побережья к востоку от реки Коппермайн на северо-западе Канады. По возвращении в Англию он опубликовал Рассказ о путешествии к берегам Полярного моря в 1819, 20, 21 и 22 (1823) годах.
Во время второй сухопутной экспедиции в тот же регион (1825–1827 гг.) Франклин возглавил группу, которая исследовала побережье Северной Америки на запад от устья реки Маккензи на северо-западе Канады до Пойнт-Бичи, ныне на Аляске. Вторая группа следовала вдоль побережья на восток от Маккензи до Коппермайн. Эти усилия, которые добавили новые знания о примерно 1 200 милях (1 932 км) северо-западного края береговой линии Северной Америки, были описаны в Рассказ о второй экспедиции к берегам Полярного моря в 1825, 1826 и 1827 годах (1828). Франклин был посвящен в рыцари в 1829 году и с 1836 по 1843 год занимал пост губернатора Земли Ван-Димена, ныне Тасмании. Terror, с 128 солдатами и офицерами. В последний раз суда были замечены британскими китобоями к северу от Баффинова острова у входа в Ланкастер-Саунд в конце июля. В 1847 году, когда не было получено никаких известий, были отправлены поисковые отряды. В течение 12 лет различные экспедиции искали первооткрывателей, но их судьба была неизвестна до 1859 года., когда последняя поисковая миссия, отправленная в 1857 году второй женой Франклина, леди Джейн Франклин, во главе с капитаном Фрэнсисом Леопольдом МакКлинтоком, достигла острова Кинг-Уильям, к югу и западу от пролива Ланкастер. Были найдены скелеты экипажей судов и письменный отчет об экспедиции до 25 апреля 1848 года. на острове Бичи (1845–1846 гг.). Возвращаясь на юг вдоль западной стороны острова Корнуоллис, они прошли через Пил-Саунд и пролив Франклина. В сентябре 1846 года они застряли во льдах пролива Виктория у острова Кинг-Уильям (примерно на полпути между Атлантическим и Тихим океанами). К апрелю 1848 года там погибли Франклин и еще 23 человека. Корабли, все еще скованные льдом, были покинуты 22 апреля 1848 года, и 105 выживших попытались направиться на юг через материковую часть Северной Америки к Бэк-Ривер, по-видимому, прибегая к каннибализму по пути. Старая эскимосская женщина рассказала МакКлинтоку, как голодающие падали и умирали на ходу. Сам Франклин так и не доказал существование Северо-Западного прохода, но небольшая группа из его экспедиции, возможно, достигла пролива Симпсона, который соединялся с западными прибрежными водами, ранее посещенными Франклином.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Вскрытие, проведенное в конце 20-го века на сохранившихся телах нескольких членов экипажа, позволяет предположить, что ботулизм, цинга и отравление свинцом, возможно, вызванные употреблением некачественных консервов, могли способствовать умственному и физическому упадку экипажа Франклина. В 2008 году ряд канадских государственных, частных и некоммерческих агентств начали миссию по обнаружению дополнительных археологических свидетельств экспедиции Франклина. Этот поиск увенчался успехом в сентябре 2014 года, когда дистанционно управляемый подводный аппарат получил гидроакустические изображения затонувшего корабля, который позже был идентифицирован как 9-й.