Экспедиция лаперуза: Поиски и экспедиции Лаперуза

Содержание

Поиски и экспедиции Лаперуза

  • весь сайт
  • мероприятия
  • статьи
  • документы
  • подборки
  • весь каталог
  • автор
  • название
  • предметная область
  • ISBN/ISSN
  • расширенный поиск

Just finished Karel Čapek’s
book? Put a tick above.

#1

Лекторий Франкотеки Библиотеки иностранной литературы продолжает цикл «Франкофонные исследователи и первооткрыватели»

, посвященный достижениям географов, путешественников, военных дипломатов, биологов и врачей.

Экспедиция французского мореплавателя Жана Франсуа де Лаперуза на двух кораблях «Буссоль» и «Астролябия» с экипажем в 223 человека в конце 1785 г. отбыла из порта Брест и вошла в Тихий океан, обогнув мыс Горн. Лаперуз посетил остров Пасхи и Гавайские острова. Обширные исследования провела экспедиция в северных водах Тихого океана у берегов Аляски, Камчатки и Сахалина. В декабре 1787 г. Лаперуз прибыл на архипелаг Самоа и открыл там самый крупный остров Савайи, а также маленькие острова Маноно и Аполима. Затем он направился к берегам Австралии. Корабли вошли в бухту Порт-Джексон в феврале 1788 г. Французы прибыли на шесть дней позже того, как англичане основали колонию Новый Южный Уэльс в Австралии. Отсюда Лаперуз направил в Париж отчет, в котором кратко описал свое плавание и изложил план дальнейших действий: обследовать острова Санта-Крус и в обход Новой Голландии плыть к острову Маврикий в Индийском океане. Однако этому плану не суждено было сбыться.

Корабли Лаперуза пропали без вести.

О великих открытиях Жана Франсуа де Лаперуза, а также о долгих поисках места его гибели вы сможете узнать на лекции!

Лектор: Борис Семянников — член Географического общества, Союза журналистов Москвы и России, Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов, Союза военных моряков.

#3

Внимание! Количество мест ограничено. Вход на мероприятие строго по предварительной регистрации. Для посещения Библиотеки вам понадобится читательский билет или паспорт. Во время пребывания в помещениях Библиотеки необходимо использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать социальную дистанцию.

Мы заботимся о вашей безопасности, поэтому просим с пониманием отнестись к ограничению числа присутствующих на встрече.

Трансляция лекции также будет доступна на странице Франкотеки в Facebook.

82

Культурный центр «Франкотека»

Поделиться

Графика

Мы используем cookies

Во время посещения данного сайта, Библиотека иностранной литературы (сервисы libfl. ru) может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия

Лаперуз, Жан Франсуа



Лаперуз, Жан Франсуа

1741–1788

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Жан Франсуа Лаперуз

Лаперуз, Жан Франсуа (La Prouse, Jean Franois) (1741–1788), французский морской офицер и первопроходец. Родился 22 августа 1741 близ Альби. Поступил на службу в военно-морской флот Франции в 1756. В 1778–1783, когда Франция воевала с Англией, Лаперуз служил в Северной Америке, в основном у восточных берегов Канады, и участвовал в захвате фортов Принца Уэльского и Йорк в Гудзоновом заливе. В 1785 французское правительство направило Лаперуза на поиски Северо-Западного прохода. Ему предстояло исследовать просторы Тихого океана в качестве командира судов «Астролябия» и «Буссоль». В 1786 Лаперуз подошел к берегу Аляски в районе горы Св. Ильи. Экспедиция пересекла океан и у побережья Азии открыла пролив между Сахалином и Хоккайдо (названный в его честь) и пролив Цугару (Сангарский) между Хоккайдо и Хонсю, а также побывала на Гавайских островах, в Макао и на Филиппинах. Переводчик Ж.Б. Лессеп с материалами и картами экспедиции был отправлен во Францию наземным путем через Сибирь. В 1787 бльшая часть экипажа «Астролябии» была перебита на о-вах Самоа.

В 1788 Лаперуз посетил бухту Ботани в Новом Южном Уэльсе, где экспедицию видели в последний раз. Только в 1826 английский капитан П.Диллон обнаружил останки судов Лаперуза на о.Ваникоро в группе о-вов Санта-Крус (севернее Новых Гебрид). По записям Лаперуза, сохраненным Лессепом, в 1797 была опубликована книга Путешествие вокруг света (Voyage autour du monde) в четырех томах (русский перевод Путешествие в южном и северном Тихом океане в продолжение 1785, 1786, 1787 и 1788 годов. СПб, 1800).

Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».


ЛАПЕРУ́З ДЕ ГАЛÓ (la pе́rouse de Galaup) Жан Франсуа (1741–1788), французский мореплаватель, капитан 1-го ранга, граф. Руководитель кругосветной экспедиции 1785–1788 годов, которой предписывалось исследовать почти весь Тихий океан на двух фрегатах – «Буссоль» и «Астролябия». В центре Гавайской цепи Лаперуз открыл о. Некер и скалу Лаперуз. У берегов Северной Америки было прослежено 3000 км прибрежной полосы от 60° до 36°30 северной широты.

После пересечения Тихого океана весной 1787 года Лаперуз начал съёмку побережья Восточной Азии от полуострова Корея до пролива, названного Татарским. Летом, дефилируя между сахалинским и азиатским берегами, открыл залив Чихачёва, добрался до сужения и принял начало пролива Невельского за вход в мелкий залив. Двигаясь к Югу, обследовал более 700 км приморья Сахалина до его юж. мыса, первым прошёл из Японского в Охотское море проливом Лаперуза, названным в его честь, затем проливом Буссоль в Тихий океан и в сентябре прибыл в Петропавловск. Чуть позже в стычке у островов Самоа погибло 11 моряков, включая капитана «Астролябии». Открыв остров Савайи, крупнейший в группе, Лаперуз прибыл в бухту Ботани в Вост. Австралии, откуда в марте 1788 года отправился на Север и пропал без вести. Лишь через 176 лет выяснилось, что оба фрегата потерпели крушение у острова Ваниколо (острова Санта-Крус) во время сильного циклона. Имя Лаперуза, кроме пролива, присвоено леднику и горе.

Современная иллюстрированная энциклопедия. География. Росмэн-Пресс, М., 2006.


Литература:

Варшавский А.С. Лаперуз. М., 1957

Лаперуз Ж.Ф. Путешествие Лаперуза в Южном и Северном Тихом океане. – Краеведческий бюллетень (Магадан), 1995, № 1

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Тайна выживших в экспедиции Лаперуза: потерпели крушение в Торресовом проливе?

Окончательная судьба экспедиции под руководством Жана-Франсуа де Галаупа, графа де Лаперуза, оставалась загадкой с тех пор, как в марте 1788 года фрегаты «Астролябия» и «Ля Буссоль» вышли из залива Ботани, исчезнув, как казалось, в просторы Тихого океана.

Экспедиция вышла из французского порта Брест в 1785 году. Два корабля с 225 офицерами, командой и учеными были набиты припасами и торговыми товарами для четырехлетнего плавания по Тихому океану, целью которого было повторить подвиги Открытие капитана Джеймса Кука. Король Людовик XVI проявил личный интерес к предприятию и помог составить планы и маршрут.


Читать далее: Когда дело доходит до истории исчезновения океана, HMAS Perth — это верхушка айсберга.


Лаперуз также получил приказ исследовать новую британскую колонию в Австралии. Он прибыл к заливу Ботани в Новом Южном Уэльсе в январе 1788 года, чтобы увидеть Первый флот Артура Филипа на якоре, и таким образом стал свидетелем начала европейского заселения континента. В течение шести недель французы расположились лагерем на северном берегу залива: в этом районе сейчас находится юго-восточный пригород Сиднея, носящий его имя.

Портрет графа де Лаперуза, около 1792 года. Национальная портретная галерея, Канберра

Перед отъездом из Австралии, чтобы продолжить свое путешествие, Лаперуз оставил письма британцам для пересылки во французское военно-морское министерство. В них он подробно описал, как планировал покинуть Тихий океан через Торресов пролив, узкий водный путь, разделяющий Австралию и Новую Гвинею, и вернуться во Францию ​​​​к июню 1789 года. Обеспокоенность возросла, когда они не прибыли, как ожидалось. В 1791 Национальное собрание Франции направило экспедицию на поиски просроченного штурмана, но безуспешно. Говорят, что король Людовик XVI по пути на гильотину в 1793 году спросил своих похитителей: «Есть ли новости о Лаперузе?»

Упрямый ирландский капитан, наконец, решил загадку почти четыре десятилетия спустя. В 1826 году Питер Диллон увидел европейские предметы в Тикопии на Соломоновых островах, которые, по словам местных жителей, прибыли с близлежащего острова Ваникоро. Он подозревал, что они с кораблей Лаперуза. В конце концов, он получил командование исследовательским судном «Исследования» и прибыл в Ваникоро в 1827 году, узнав об ужасной судьбе «Астролябии» и «Ла-Буссоля»: оба фрегата разбились об окаймляющий остров риф во время шторма. Артефакты, собранные Диллоном, были доставлены в Париж, где их идентифицировали как принадлежащие экспедиционным судам.

Островитяне Ваникоро также рассказали, как выжившие с кораблей Леперуза потратили несколько месяцев на постройку небольшой двухмачтовой шхуны, используя древесину, извлеченную из обломков и вырубленную в густых лесах острова. После завершения они спустили судно и уплыли.

Что стало с этим судном и его командой, отчаянно пытавшейся вернуться во Францию, остается загадкой. Последующие книги и статьи о Лаперузе задавали те же вопросы: выплыло ли судно из лагуны Ваникоро или на него напали местные жители на каноэ? Если он ускользнул, то затонул и утонул под волнами? Или выжившие умерли от жажды или голода в море? Или они снова потерпели кораблекрушение где-то в Тихом океане?


Читать далее: Транзит Венеры: рассказ о двух экспедициях


Статья в индийской газете 1818 года, возможно, может пролить свет на судьбу спасательного корабля Ваникоро. В декабрьском номере «Мадрасского курьера» за 1818 год рассказывалось, как в сентябре того же года корабли «Клодин» и «Мэри», направлявшиеся в Калькутту из Сиднея, бросили якорь у острова Мюррей на островах Торресова пролива. Там они спасли потерпевшего крушение индийского моряка Шайка Джумаула, пережившего крушение торгового судна «Утренняя звезда» четырьмя годами ранее у северного побережья Квинсленда.

На борту «Мэри» Шейк Джумаул дал интервью о своем опыте на острове. Он сообщил, что видел на островах сабли и мушкеты, «отлично сделанные от английских», а также компас и золотые часы. Когда он спросил островитян, откуда они взяли эти вещи, старик рассказал, как тридцать лет назад у Большого Барьерного рифа, в пределах видимости острова Мюррей, потерпел крушение корабль. Белые люди прибыли из нее на лодках, но в последовавшем сражении все были убиты, кроме мальчика, которого пощадили и воспитали как одного из них.

Западная часть Мера (остров Мюррей) и соседние острова Вайер (слева) и Дауар (справа), 1 декабря 2016 г. Гаррик Хичкок

В состав экипажа экспедиции входит юнга Франсуа Мордель из портового города Трегье в Бретани, на северо-западе Франции. Может быть, это последний выживший в экспедиции Лаперуза?

Статья с описанием потерпевшего крушение была воспроизведена в нескольких других газетах того же дня в Австралии, Великобритании, Франции и других странах, и наблюдатели отметили, что это может относиться к экспедиции Лаперуза. Каким-то образом история Шайка Джамаула была в значительной степени забыта в последующие годы.

Хронология точно совпадает, так как это было 30 лет назад, в конце 1788 или начале 1789 года, когда выжившие Лаперуза покинули Ваникоро на своем маленьком судне. Кроме того, историкам не известно о каком-либо другом европейском корабле в этом регионе в то время.

Торресов пролив, который включает северную часть Большого Барьерного рифа в Австралии, усеян рифами, скалами и песчаными отмелями. Его называют «кладбищем кораблей», так как известно, что более 120 судов потерпели крушение в его коварных водах. Судно, о котором сообщил Шайк Джумаул, является самым ранним из известных кораблекрушений в проливе и даже в восточной Австралии.

Могло ли случиться так, что последний этап экспедиции Лаперуза закончился трагедией на севере Австралии? Будем надеяться, что будущее извлечение артефактов с места крушения на Большом Барьерном рифе, которое еще предстоит обнаружить, или с островов даст окончательное подтверждение.

Однако одна загадка Лаперуза, скорее всего, так и останется неразгаданной.

Жители острова Мюррей показали Шайку Джамаулу одежду молодого потерпевшего кораблекрушение и плакали, вспоминая, как он вместе с двумя молодыми девушками однажды ночью покинул остров на каноэ. Его островные друзья искали их, но больше их никто не видел. Пытался ли он вернуться во Францию? Он попал в аварию на море? Или он потерпел кораблекрушение где-то в третий и последний раз?

Последний член экипажа, выживший, потерпевший крушение. Хотя его личность и судьба неизвестны, он не затерялся в памяти.

Граф Лаперуз | Версальский дворец

Французский мореплаватель и исследователь

1741-1788

Жан-Франсуа де Гало, граф де Лаперуз, был морским офицером, впервые отличившимся в боях против Англии и во время войны за независимость Америки в 1778 году. Его храбрость привлекла внимание Людовика XVI, который в 1785 году поручил ему возглавить путешествие научных открытий вокруг земного шара. Отправившись на двух фрегатах, Лаперуз и экипажи были потеряны в море три года спустя.

Полное название
Жан -Франсуа Галауп

Титул
Comte de la Pérouse

Life
1741 — 1788

Его следы в Версале
его репрезентации

в 1785 году Луис XVI, на пробу Свои репрезентации

в 1785 году. , маршал Кастри, поручил Лаперузу возглавить кругосветное путешествие. Он впервые попал в поле зрения короля за большое мужество и доблесть, которые он продемонстрировал во время американской войны за независимость, в которой Франция встала на сторону американских колоний против Великобритании. Экспедиция, поддержанная Людовиком XVI, рассматривалась как важный шаг на пути к восстановлению политического положения Франции: французские морские возможности нуждались в укреплении, неизведанные земли и торговые возможности ждали открытия, а новое путешествие пополнило богатство знаний, накопленных Францией. Путешествие Кука в области географии, гидрографии, физики, астрономии, минералогии, ботаники и метеорологии. Идея путешествия, связанного с открытием, сильно понравилась королю, который давно интересовался исследованиями, географией и естественными науками.

Экспедиция была прежде всего необыкновенным человеческим приключением. Два фрегата — La Boussole и L’Astrolabe — отправились в плавание, каждый с экипажем из 110 офицеров, матросов и ученых под командованием Лаперуза и Флерио де Лангля. Чтобы облегчить их исследования, экспедиция была оснащена лучшими научными инструментами того времени, а также хорошо укомплектованной справочной библиотекой.

Людовик XVI дает указания Лаперузу, 29Июнь 1785 г. , Николя-Андре Монсио (1817)

© Château de Versailles, р-н. RMN / © Кристоф Фуэн

Больше информации на сайте коллекций

Первоначально предполагалось, что путешествие продлится три года, и снаряжение экспедиции на такой срок было серьезной задачей. На каждое судно было загружено 350 бочек с едой, а также 1000 тонн оборудования и предметов для продажи в портах, в которых они остановились. Экспедиция переплыла семь морей между 1785 и 1788 годами. Ожидалось, что они вернутся во Францию ​​летом 1789 г., но суд не получил дальнейших известий от Лаперуза после того, как корабли покинули залив Ботани в Австралии в марте 1788 года. Тайна и беспокойство, связанные с судьбой экспедиции, побудили короля отправить спасательную миссию, но безрезультатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *