Какой будет новая постоянная экспозиция Кунсткамеры — 12 июня 2022
Афиша Plus
Куда пойдем сегодня
12 июня 2022, 13:01
3 комментарияФото: Павел Каравашкин, «Фонтанка.ру»Поделиться
«Фонтанка» увидела новую постоянную экспозицию, которой суждено стать лицом Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого, и узнала, чем хороша эта «Кунсткамера в Кунсткамере» и правы ли были те, кто опасались, что музей из-за нее лишится того, чем известен, а значит, и посетителей.
Кунсткамера меняет «визитную карточку». Новая постоянная экспозиция, открытая к 350-летию Петра Первого на первых двух этажах башни, демонстрирует вкратце самое главное, как «конспект» основной коллекции, который можно показать туристам, у которых мало времени. Она же намечает будущий путь музея — выставлять даже самые «страшные» экспонаты в привлекательном свете, как того и хотели их собиратели. А вот от массового показа «консервов» и «баночек», как авторы ребрендинга называют знаменитую коллекцию «уродцев» (или, говоря научно, тератологические экспонаты) — здесь как от фирменного знака музея постепенно отходят. Впрочем, не насовсем.
«Петровская кунсткамера, или Башня знаний» — официальное название новой экспозиции. Ее первый этаж — это три «кабинета», первые коллекции музея: кабинет «надсмотрителя» Кунсткамеры, обербиблиотекаря Иоганна Шумахера, та самая коллекция Фредерика Рюйша (одного из наставников Петра) и петровские коллекции. Они поданы как красивые инсталляции в витринах (дизайнер — Денис Куканов), расставленные художественно и просторно, не «по рядам» с бирками. Центральный круг формируют витрины с надписями в старинном стиле — «артифициалии», «раритеты», «минералы», «натурализм» и «анатомия». По бокам — витрины с инструментами — геометрическими и медицинскими, монетами, восточными диковинками. Цель — показать то, каким видел мир человек в XVIII веке. Teatrum Mundi (мировой театр) в одном пространстве.
Поделиться
«И идея вернулась: мы показываем анатомию там, где она должна располагаться, и бесенята вернулись домой. Их отправляли в отдельный зал, где они представляли собой такую выставку «консервов». А выставка науки и искусств, науки как познания анатомии человека, искусства художника смерти, — отдельная, философски глубокая миссия Рюйша, когда он пытался преодолеть порог жизни и смерти», — говорит директор музея Андрей Головнев.
Без экскурсовода и этикеток (журналистов пускали до того, как они были расставлены, поэтому подачу материала оценить не удалось) экспозиция оставляет приятное, хоть и легковесное, впечатление выставки-настроения. Разобраться в сути и истории представленных вещей (у каждого предмета есть свой причудливый путь, каким и по каким причинам он попал в музей) все же интереснее. Поэтому «Фонтанка» попросила главного экспозиционера выбрать хотя бы три самых интересных предмета, для примера, и рассказать о них.
«Вот, например, шаманский костюм нганасанов: народ такой живет у нас в Сибири — на Таймыре и так далее, — показывает на одну из витрин доктор исторических наук Елена Перевалова, ведущий научный сотрудник центра исследования Арктики. — По петровскому указу было велено доставлять из Сибири не только их одежду, но и самих шаманов со всей их атрибутикой. В конце жизни Петр пытался вылечиться с помощью шаманов, и такие указы были и в Березовский уезд, и в Якутский край — самое лучшее отправить Петру. А вот о том, добрались ли они сюда или нет — рассказов нет. Но, по крайней мере, атрибуты и их костюмы были сюда доставлены. Сохранились реестры передачи предметов из Сибири сюда, в Кунсткамеру. «Сибирский губернатор отправил…» — и целый список разных народов: полностью костюмы и женские, и мужские, и среди них — шаманские».
Второй предмет, который выбрала собеседница «Фонтанки», — разделенная на множество отделений коробочка зубов, удаленных лично императором Петром I.
Поделиться
«Он их складывал в коробочку, и при них есть записочки, у кого и когда Петр выдернул эти зубы, — рассказывает Перевалова. — Вообще рассказывают анекдотические случаи, но в источниках сохранилось, что у него всегда с собой был набор хирургический, и он как узнает про кого-нибудь, что у того зуб болит, — сразу направлялся к человеку, отказать ему было практически невозможно. И теперь у нас есть целая коллекция зубов».
Ещё один экспонат — уже современный — висит под потолком музея.
«В Кунсткамере всегда было много чучел животных, точно были крокодилы, черепахи, рыба — осетр очень большой, и это все на иллюстрациях, гравюрах видно, — продолжает доктор исторических наук. — И мы решили воспроизвести это и тоже завести своего крокодила. Но мы хотели, чтобы на нас «Зеленые» не обижались, взять крокодила какого-нибудь, который уже погиб. Оказалось, что самая большая крокодиловая ферма находится в Екатеринбурге, и у них нашелся замороженный крокодил, который умер — его некуда было девать. Мы его купили и сделали чучело. То есть мы никого не убили, слава тебе господи, ни один крокодил не погиб. Какой это вид — в Зоологическом музее сейчас определяют, какой-то кайман или нет. Умер он от подагры».
На втором этаже экспозиции «Петровская кунсткамера, или Башня знаний» размещены предметы из коллекций, собранных во время первых Академических экспедиций и первых российских кругосветных путешествий — Головина и Литке, Беллинсгаузена и Лазарева, Крузенштерна и Лисянского, «физических экспедиций» Палласа и Георги. Художественно оформлены и продуманы не только витрины, но и дизайн выставки в целом: в ее оформлении использовались подлинные рисунки из отчётов учёных по экспедициям, так что если на стене изображена, например, палица, — это та самая палица, что лежит в витрине.
Поделиться
«Мы хотели показать, что богаты многим, а не только баночками, — объясняет Елена Перевалова. — Мы хотели, чтобы все — с первого этажа по шестой, по знаменитый глобус — понималось как Кунсткамера, а не только баночки. Хотя и эту коллекцию мы тоже любим, и когда-нибудь ей уделим особое внимание, а для особо интересующихся сделаем отдельный зал. Честно говоря, у нас не все выдерживали в том зале, где находились эти препараты, летом особенно. Мы падающих мужчин ловили — не только детей, вызывали им скорую помощь. Это сложно все увидеть в одном зале и в массе. Мы попытались сделать это эстетически по-другому, именно как понимал это Рюйш — должна быть красота в этом, а не ужас».
Отдельно сотрудница музея подчеркнула, что коллекция «должна передохнуть»:
«Она выставлялась очень долго, а так долго нельзя эти препараты выставлять, они должны находиться в особых условиях. К сожалению, у нас не было ни одной витрины с климат-контролем. Сейчас у нас климат-контроль будет».
Главный экспозиционер объясняет, как повлияет выставка на восприятие музея: «До сегодняшнего дня у нас Кунсткамера состояла из представления разных народов, и все знали про эти наши баночки. А теперь мы решили воспроизвести саму идею Кунсткамеры — петровскую. Появились артифициалии, натуралии, раритеты, курьезы. Мы хотели хотя бы эту сердцевину — а, по крайней мере, будет эта башня, первый, второй этаж и так далее — преобразовывать, чтобы передать дух петровской Кунсткамеры. Поэтому у нас в первой витрине — коллекции из персонального собрания Петра, то есть мы знаем, что эти предметы конкретно были в его ранних коллекциях. Так что если вы почувствовали, что здесь что-то другое появилось, какой-то другой дух, и он отличается от всей Кунсткамеры — мы к этому и стремились. Это называется «Петровская кунсткамера», мы хотели, чтобы тут Петр был хозяином, и то, как он мир понимал и видел, мы себе представили».
Алина Циопа, «Фонтанка. ру»
По теме
- Тяга к ужасному. Бесплатный день в Кунсткамере привел к очередям на вход в музей
06 декабря 2022, 15:27
- День Кунсткамеры отметят бесплатным входом, экскурсиями ученых и пальбой из пушки
02 декабря 2022, 20:42
- В Русский музей зашел стимпанк. В Мраморном дворце до конца лета показывают «три в одном»
13 июля 2022, 19:55
- «А в учебнике что нам говорили: царь-плотник, прост в общении». Реставраторы удивили гардеробом Петра I
13 декабря 2022, 21:25
- Алхимическая печь с бронзовыми «мумьями» и сказка из-за конторки. Гид по главной выставке зимы в Эрмитаже
24 ноября 2022, 13:04
УДИВЛЕНИЕ0
ПЕЧАЛЬ2
Комментарии 3
читать все комментариидобавить комментарийПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
- ВКонтакте
- Телеграм
- Яндекс. Дзен
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости СМИ2
сообщить новость
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.
- Группа вконтакте
Новости компаний
Комментарии3
Новости компаний
Когда музей закрыт. Петербуржцев приглашают на концерты в Манеж
МТС представляет серию музыкальных концертов и аудиовизуальных перфомансов в рамках проекта МТС Live Sessions(16+), которые пройдут в ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге. В пространстве одного из крупнейших выставочных залов России выступят Тося Чайкина, POLE и Zventa Sventana. Проект «МТС Live Sessions» нацелен на знакомство массового зрителя с многогранностью и разнообразием музыкальных жанров и других форм искусства через живые выступления артистов на известных творческих площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Вот уже второй раз проект проходит…
20 и 21 сентября – «Турандот» и «Золушка» Ростовского музыкального театра на сценах Мариинского театра
С 20 по 22 сентября в Санкт-Петербурге состоятся Дни культуры Ростовской области. В честь 85-летия, которое в этом году отмечает Ростовская область, ведущие учреждения культуры Дона представят свое творчество на одних из крупнейших площадках Северной столицы. В Мариинском театре две свои яркие премьеры покажет Ростовский музыкальный театр. Оперу «Турандот» Дж.Пуччини ростовчане покажут 20 сентября на сцене Маринский-2. В ростовской постановке задействованы видеопроекция и LED-экраны, неон, мобильные двухуровневые декорации, футуристичные…
Заслуженный коллектив России исполнит две великие симфонии ХХ века
7 и 13 февраля в Большом зале Петербургской филармонии Заслуженный коллектив России выступит под управлением народного артиста России Николая Алексеева. Прозвучат две великие симфонии XX века — Девятая Густава Малера и Пятая Дмитрия Шостаковича. Концерт Заслуженного коллектива 7 февраля входит в цикл «Филармония — 100. История в зеркале десятилетий», посвященный 100-летию Петербургской филармонии, которое она отмечает в 2021 году. Цикл объединяет программы знаменитых дирижеров, исполненные в разное время в Большом зале. 7 февраля прозвучат…
ТОП 5
1Погибших в Макеевке стало больше. Причиной в Минобороны назвали мобильники
497 507
2Центр Петербурга парализован. Но эти очереди необычные — они за красивым и вкусным
76 022
793РБК: В Москве убили 34-летнюю радиоведущую «Русское Радио Вологда»
64 245
124Есть ли предпосылки? Депутат комитета Госдумы по обороне рассказал, ждать ли новую волну мобилизации
62 858
145Готовьте подштанники. В Петербург идёт нешуточный мороз
62 630
27Новости компаний
7 удивительных экспонатов Кунсткамеры: от гигантского глобуса до кукольной гейши
В 1714 году, 306 лет назад, в России открылся первый музей. Кунсткамеры — кабинеты исторических, художественных, естественно-научных и других редкостей или просто собрания диковин — стали популярны в XVI и XVII веках. Государев кабинет, позже Кунсткамера, сегодня называется скучнее — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, — но в нём до сих пор можно найти невероятные экспонаты.
1. Армиллярная сфера
Фото: Shutterstock (aapsky)Шпили зданий Санкт-Петербурга — отдельная тема для статьи. На шпиле Адмиралтейства блистает кораблик, верхушку шпиля Петропавловки венчает шестиметровый крест с фигурой парящего ангела, а на шпиле Кунсткамеры находится действующая модель мира (правда, только с точки зрения древних) — армиллярная сфера.
Армиллярная сфера — один из древнейших астрономических приборов, изобретенный более двух тысяч лет назад, возможно, в Древнем Вавилоне. А может, и в Древней Греции — предполагаемым автором иногда называют Эратосфена. Ещё Птолемей предлагал для измерения координат звезд использовать армиллярную сферу. Её называли небесной астролябией и использовали как инструмент навигации, определяющий расположение Солнца и звезд.
2. Бенинская бронза
Жемчужина африканской части экспозиции — бенинская бронза: литые изображения людей, правителей Бенина, воинов, членов царских семей, животных. Название дважды обманчиво — не только из-за материала (на самом деле это латунь, не бронза), но и потому, что границы средневекового королевства Бенин не совпадают с границами современных государств и сегодня дворец находился бы на территории Нигерии, а не соседнего Бенина.
Бенинскую культуру и искусство постигла горькая судьба. В 1897 году город был захвачен английскими войсками и сожжен. Множество бронзовых (ну вы поняли, каких на самом деле) рельефов и фигур, находившихся во дворце правителя, было разграблено и распродано. Коллекции разошлись по свету, музеям, частным собраниям.
Литые изделия вызвали в Европе большой интерес к африканской культуре — собственно, с них и началось увлечение Африкой. Они были отлиты в XIII–XVI веках. Многие вещи в африканских странах считались и до сих пор считаются магическими — это относится и к предметам из дворца правителя Бенина. Бенинские предметы искусства — большая редкость, мало какие музеи могут похвастаться такой коллекцией.
3. Большой Готторпский глобус
Большой Готторпский глобус — первый и некогда самый большой в мире глобус-планетарий диаметром 3,1 метра: если через дверку войти внутрь и поднять голову (можно даже присесть на скамью вдвенадцатером), то на сфере вы увидите изображение карты звездного неба.
Глобус сделали для Готторпского герцога Фридриха III в 1651 году по проекту ученого и замечательного картографа Адама Олеария. Он был внутри и снаружи облицован медными листами, отполирован и оклеен холстом. Весила оригинальная конструкция более 3,5 тонны. В 1713 году глобус подарили Петру I, он добирался в Петербург три года и только в 1717 году попал в Кунсткамеру.
А в 1747-м глобус сгорел. Конечно, такая вещь не должна была пропасть бесследно. Его восстановили в 1748–1752 годы и назвали Большим академическим. Для глобуса даже построили отдельный домик в Царском Селе — Глобусный.
Во время войны глобус вывезли в Германию; в Ленинград он вернулся в 1948 году, на этот раз его разместили в башне Кунсткамеры, где он сегодня и находится. Так что приходите смотреть (и сидеть на скамеечке внутри).
4. Гейша О-Мацу
В 1890-е царевич Николай (будущий император) отправился в путешествие в Японию, откуда привёз татуировку на предплечье (черный дракон с красным брюхом и цветными ушками), четыре шрама от сабельных ударов (из-за нападения фанатика-самурая) и несколько экспонатов для Кунсткамеры. Среди них — кукла в человеческий рост, портрет гейши Моороки О-Мацу.
Царевич познакомился с девушкой редкой красоты и обаяния в Киото. Она ему очень понравилась, а император Японии, узнав об этом, попросил скульптора Кавасиму Дзимбея II о сюрпризе для будущего императора — портрете гейши. Куклу подарили Николаю, но в Петербурге он её почему-то сразу сдал в Кунсткамеру вместе с другими сувенирами.
Сейчас кукла О-Мацу хранится в фондах музея.
5. Палеолитические Венеры
Эти толстенькие тетушки — вернее, их статуэтки с гипертрофированными женскими формами — ничуть не напоминают изящные творения Античности и скульптуры Праксителя. Отнеситесь к названию иронически: учёные назвали Венерами фигурки возрастом 40 тысяч лет в шутку, и они далеки от идеала современности. У них огромные грудь и ягодицы, важные для деторождения. В далекие времена о таких формах можно было только мечтать. Тем не менее это одни из первых образцов древнего искусства.
По одной версии, палеолитические Венеры — это образы богини-прародительницы-матери всего; по другой — обереги или изображения реальных женщин. Статуэткам в коллекции Кунсткамеры из бивня мамонта примерно 22 тысячи лет. Их раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году. Сейчас старинные статуэтки находятся в фондах музея.
Костёнки — всемирно знаменитый археологический заповедник. Там на площади в 10 квадратных километров открыто множество стоянок верхнего палеолита. А подобных статуэток в мире немного — в общем, тоже древность и редкость.
6. Флейта из человеческой кости
Удивительный для западной культурной традиции экспонат — и обычный ритуальный предмет тибетского буддизма и религии бон.
В Тибете такие флейты называют «ганлин». Их делают из бедренной человеческой кости, обработанной специальным образом, чтобы можно было извлекать звук. Считается, что звук ганлина объединяет и связывает миры: он слышен и в верхнем мире, где обретают боги, и в нижнем, где скитаются духи. Шаманы считали лучшим материалом бедренную кость девочки-подростка из семьи брахманов, хотя подходят для ритуальной цели и кости казненных преступников. Важно: дудеть в такую флейту лучше всего на кладбище.
7. Прочтенные письмена
Фото: Wikimedia CommonsВ части экспозиции, посвященной Южной Америке, есть раздел о загадочном племени майя. Его культура дошла до нас во множестве архитектурных и вещественных памятников, многие из них украшены странными изображениями — надписями. С тех пор как Шампольон прочел надписи на Розеттском камне и расшифровал египетские иероглифы, письменность майя оставалась главной загадкой для ученых. Первым расшифровать письмена майя удалось научному сотруднику Кунсткамеры Юрию Кнорозову, кавалеру ордена Ацтекского орла. Кнорозову, которого ученики считали гением, даже поставили памятник в Мексике — с кошкой на руках, а вот из соавторов его диссертации кошку вычеркнули. Сам Кнорозов был очень раздосадован этим обстоятельством, потому что считал, что именно им двоим, человеку и кошке, удалось прочесть письменность майя.
В экспозиции музея находится и еще один предмет, связанный с научной деятельностью Кнорозова — памятник протоиндийской цивилизации, печать с изображением горбатого быка зебу и знаками письменности; это дар правительства Индии за вклад в дешифровку письменности цивилизации Инда.
Петербург Россия Октябрь 2016 Экспонаты Музея Антропологии Этнографии Кунсткамера Эмбрионы – Стоковое редакционное фото © defrocked #245154552
Петербург Россия Октябрь 2016 Экспонаты Музея Антропологии Этнографии Кунсткамера Эмбрионы – Стоковое редакционное фото © defrocked #245154552Изображения
ВидеоРедактированиеМузыка и звуковые эффекты
Инструменты
Предприятие
Цены
Все изображения
ВойтиРегистрация
Только для редакционного использования
Чтобы загрузить это изображение,
создайте учетную запись
У вас уже есть учетная запись? Войти
Я согласен с Пользовательским соглашениемПолучать рассылку и специальные предложения
Санкт-Петербург, Россия-08 октября 2016: экспонаты Музея антропологии и этнографии Кунсткамеры. Эмбрионы в банках.
— Фото defrocked
Получите это изображение всего за €1,44 с нашим новым гибким планом
Попробуйте сейчасПохожие лицензионные изображения:
ПодробнееПодробнее
Та же серия:
Санкт-Петербург, Россия-08 октября 2016 г.: экспонаты Музея антропологии и этнографии Кунсткамеры. Эмбрионы в банках.Св. Петербург, Россия-08 октября 2016 г.: экспонаты Музея антропологии и этнографии Кунсткамеры. Эмбрионы в банках.Св. Петербург, РОССИЯ 15,10,2015 — герой басни Крылова, на постаменте его памятника, Летний сад. Петербург, РОССИЯ 15,10,2015 — герой басни Крылова, на постаменте его памятника, Летний сад. Санкт-Петербург, Россия 15-10-2015-Скульптура писателя Крылова на постаменте, Летний сад. Петергоф, Россия-07 апреля 2019 г.: Сотрудники музея моют фонтаны в старом парке в весенний день. Санкт-Петербург, РоссияSt. Петербург, РОССИЯ 15,10,2015 — герой басни Крылова, на постаменте его памятника, Летний сад. Петербург, Россия-08 октября 2016 г.: экспонаты Музея антропологии и этнографии Кунсткамеры. Старинный африканский исторический костюмSt. Петербург, Россия-08 октября 2016 г.: экспонаты Музея антропологии и этнографии Кунсткамеры. Маска азиатского идола.Подробнее
Usage Information
Вы можете использовать эту бесплатную редакционную фотографию «Санкт-Петербург, Россия — 08 октября 2016 г.: экспонаты Музея антропологии и этнографии Кунсткамеры. Эмбрионы в банках.» для личных и некоммерческих целей в соответствии со Стандартной лицензией. Это стоковое изображение можно использовать для иллюстрации историй в газетных и журнальных статьях и постах в блогах. Обратите внимание, что редакционные стоковые фотографии нельзя использовать в рекламных или рекламных материалах.
Вы можете купить эту редакционную фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 4771×3240. Дата загрузки: 14 февраля 2019 г.
DepositPhotos
Язык
Информация
- Часто задаваемые вопросы
- Все документы
- Доступны на
- . Журнал
- +49-800-000-42-21
- Связаться с нами
- Depositphotos Отзывы
Контакты и поддержка
© 2009-2023. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.
Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.
Высокие гости
Illustre Gäste. Kostbarkeiten der Kunstkammer Würth, Ausstellungsansicht, Kunstgewerbemuseum 2021 © Staatliche Museen zu Berlin / Давид фон Беккер Illustre Gäste. Kostbarkeiten der Kunstkammer Würth, Ausstellungsansicht, Kunstgewerbemuseum 2021 © Staatliche Museen zu Berlin / Давид фон Беккер Illustre Gäste.ПредыдущийСледующий
10.12.2021
к
10. 07.2022
Kunstgewerbemuseum
С 2006 года в Государственном музее Берлина выставлено около 30 небольших произведений искусства из коллекции Вюрта. В рамках специальной выставки в Kunstgewerbemuseum изысканные работы Kunstkammer Würth теперь будут представлены в гораздо большем масштабе. Продолжая выставку «Энтони Каро: Скульптура Страшного суда» из коллекции Вюрта в Gemäldegalerie (20 декабря 2019 г.до 1 ноября 2020 г.), это вторая часть серии выставок, состоящей из четырех частей, поскольку коллекция Вюрта представлена в различных филиалах Государственного музея Берлина.
Европейские кунсткамеры (кабинеты искусства и редкостей) с широким спектром коллекций, которые включали как предметы искусства, так и природные артефакты различного происхождения, передавали весь космос. Эти королевские коллекции были созданы не только для личных удовольствий и созерцания, они также были сформированы материальными интересами и желанием продемонстрировать власть. Кунсткамеры существовали как символы богатства и статуса, играли роль в поддержании дипломатических отношений, а также функционировали как инвестиции. Но некоторых людей побуждала к созданию своих коллекций и жажда знаний. Название «Выдающиеся гости» не только указывает на высокую художественную, материальную и интеллектуальную ценность объектов, но также намекает на потенциал объектов «иллюстрировать» мир (миры) (от латинского illustrare; «просвещать, объяснять, славить»).
Кунсткамеры были особенно популярны в 16 и 17 веках
После своего расцвета в 16 и 17 веках даже многие из наиболее значительных и выдающихся кунсткамер были распущены в 18 веке или объединены в другие собрания. За прошедшие годы бизнесмен Райнхольд Вюрт собрал значительное количество разрозненных предметов, выдержавших испытание временем, уделив особое внимание произведениям из родного региона коллекционера Гогенлоэ, Германия. На этой специальной выставке около 70 экспонатов, в том числе небольшие скульптуры, кубки, другие сосуды для питья и искусно оформленные шкатулки из драгоценных материалов, дают репрезентативное представление и обзор Кунсткамеры Вюрт.