Экспонаты в кунсткамере: Кунсткамера

Содержание

Кунсткамера: пять удивительных экспонатов — ГОРБИЛЕТ

Места Музеи

54321

4 (2 оценки)

Время чтения — 1 минута

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, или Кунсткамера, основана в 1714 году. Пётр I создал её как собрание диковин и научных курьёзов. Количество экспонатов Кунсткамеры насчитывает более миллиона объектов. Мы расскажем вам о пяти музейных сокровищах с интересной историей.

Готторпский глобус

    Огромный даже по нынешним меркам земной и небесный глобус был изготовлен механиком А. Бушем и граверами А. и Х. Ротгизерами в 1651-1664 гг. по проекту Адама Олеария. Он считается самым первым глобусом-планетарием, его диаметр — 3,1 метра. Человек может залезть внутрь и оттуда любоваться картой звёздного неба.

    За свою долгую историю глобус многое повидал. В XVIII он сгорел, специалистам тогда кое-как удалось его восстановить. Во время Великой Отечественной войны экспонат похитили фашисты. В 1948 году его вернули в Музей антропологии и этнографии. Глобус расположен на третьем этаже здания Кунсткамеры. 

    Детский скелет с двумя головами

      Один из самых первых и, пожалуй, самых жутких экспонатов Кунсткамеры. Скелет, в числе нескольких тысяч других диковинок, был выкуплен Петром I у голландского анатома Фредерика Рюйша. Скелет сиамских близнецов одновременно пугает и возбуждает интерес посетителей к человеческой анатомии.

      Ладья небесная

        Ладья небесная — один из немногих примеров синтеза восточного искусства и европейской механики. Это фантазия китайского мастера о том, как мог бы выглядеть небесный корабль. Механическая игрушка представляет собой утончённое прогулочное судно, на котором вместе со своей свитой путешествует богатый китаец. Компанию сопровождает божество-покровитель.

        Корпус ладьи выполнен из дерева и обшит слоновой костью и жестью. Фигурки музыкантов и танцовщиц также сделаны из слоновой кости, а фигурка божества-покровителя — из янтаря.

        Астролябия Арсениуса

          Эта астролябия — одна из 21 сохранившихся астрономических инструментов Гуалтеруса Арсениуса, одного из лучших европейских мастеров. Инструмент помогал определять широты и долготы небесных тел, узнавать время, проводить сложные математические операции.

          Изысканную астролябию украшают Фавна и Фавн, мифические существа, наделённые даром предвидения. Этот экспонат является шедевром декоративно-прикладного искусства и памятником человеческому разуму.

          Кукла, изображающая гейшу

          Моороку О-Мацу

            Это, наверное, самый романтичный экспонат Кунсткамеры. Необыкновенно реалистичная фарфоровая кукла изображает гейшу, с которой цесаревич Николай Александрович познакомился в японском Киото, во время своего восточного путешествия.

            Моорока О-Мацу, так звали девушку, настолько понравилась Николаю, что японский император попросил знаменитого скульптора Кавасиму Дзимбея II выполнить портрет красавицы в реальную величину.

            Комментировать

            Самые интересные экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге —

            Петербургский музей редкостей имени Петра Великого удивит каждого. Здесь можно найти экспозиции, повествующие о жизни народов, уникальные технические экспонаты и выставку аномалий природного развития людей и животных. Мы расскажем вам о самых запоминающихся и выдающихся экспонатах Кунсткамеры.

            Китайская заводная игрушка «Ладья небесная»

            Источник фото: www.kunstkamera.ru

            Игрушка, изготовленная китайскими мастерами в XVIII веке. Представляет собой деревянный корабль, на борту которого располагаются музыканты, танцовщицы, слуги и знатный вельможа. 

            Снаружи экспонат обшит слоновой костью и жестью. Фигурки людей сделаны из такого же материала, а фигурка знатного китайца из янтаря. Судно снабжено механизмом, который приводится в движение ключом, и игрушка начинает перемещаться с помощью колес на днище.

            Ранее считалось, что уникальная игрушка утеряна при пожаре в 1747 г., но позднее, в ходе исследований, этому экспонату петровского времени присуждено одно из главных мест в собрании музея российской академии наук.


            Астролябия Арсениуса

            В музее этнографии Санкт-Петербурга находится одна из 21 астролябий фламандского мастера Гуалтеруса Арсениуса, который в XVI веке занимался изготовлением приборов для ориентации в пространстве. Этот экспонат позволяет быстро определить положение небесных светил при помощи математических расчетов. Ранее такие вещи принадлежали зажиточным помещикам и относились к ценным предметам.

            В коллекцию астролябия передана из Императорской Публичной библиотеки, где прежде хранилась как подарок австрийского полководца Альбрехта Валленштейна. Красивый прибор служил компасом при военных действиях во время Тридцатилетней войны.

            Готторпский глобус

            Источник фото: www. kunstkamera.ru

            Необычный экспонат Кунсткамеры — шар радиусом 3 метра с изображением карты Земли. Интересно, что внутри него можно увидеть карту звездного неба. Автором является популярный механик Адам Олеарий.

            Первоначально Петр Великий получил Большой Готторпский глобус в качестве подарка от епископа Готторпского герцогства Кристиана Августа.

            Музеем петербургской академии наук предмет был отреставрирован после блокады и пожара. Сейчас шар со звездным небом можно осмотреть на 4 этаже Кунсткамеры. Недалеко располагается астрономическая обсерватория. В вечернее время экспозиция вызывает наибольшее восхищение.

            Флейта из человеческой кости

            Музей имени Петра Великого в Санкт-Петербурге может похвастаться одним из популярных музыкальных инструментов тибетского времени. Традиционное название флейты — ганлин. При изготовлении применялась человеческая кость, которую оправляли в металл.

            Исторические данные артефакта:

            • ранее подобные предметы использовались при шаманских обрядах;

            • издаваемая музыка завлекала духов трех миров;

            • запрещалось дуть во флейту без надобности.

            По поверью шаманов, в качестве исходного материала должна быть бедренная кость молодой девушки подросткового возраста из семейства брахманов. А также нередко брали анатомические останки преступников, которых настигла насильственная смерть.

            Гейша О-Мацу


            Автор фото: shakko. Источник: Википедия

            Одним из экспонатов Кунсткамеры, привезенным из Японии, является кукла человеческого роста. Она изображает гейшу, которая понравилась цесаревичу Николаю Александровичу (позднее стал российским императором Николаем II). Японский император попросил скульптора Каваси Дзимбей II сделать ее портрет.

            Сама девушка была гейшей по имени Морока О-Мацу. Встреча с ней произошла в увеселительном заведении, после чего Николай II был очарован ее красотой. Поэтому японский император захотел порадовать гостя и подарил ее в виде куклы.

            Вернувшись в Россию, цесаревич похвастался экспонатом и отдал его музею вместе с другими сувенирами. В своих дворцовых покоях он не захотел ее оставлять.

            Скелет Николя Буржуа

            Музею антропологии Петербурга был подарен скелет преданного слуги Петра I. Экспонат принадлежит к экспозиции кабинета редкостей. Этот человек повстречался императору в путешествии во Францию. Рослый Николя Буржуа привлек внимание Петра I своим ростом — 2,267 м. Он сразу пригласил его на службу, а когда тот умер, его скелет был превращен в музейный экспонат. 

            Пожар в Кунсткамере нанес урон останкам Николя — сгорел его череп. При восстановлении пришлось взять его от другого скелета. Работники музея этнографии имени Петра I часто говорят, что дух обезглавленного французского лакея бродит по помещениям и пугает смотрителей.

            Палеолитическая Венера

            Петербургу повезло обладать фигуркой, вырезанной из бивня мамонта около 25 тысяч лет назад. 

            Есть две версии предназначения данного предмета. В первом случае говорят, что это образ богини, являющейся прародительницей или символом плодородия.

            Вторая версия основана на том, что предмет служит оберегом, приносящим удачу в охоте, талисманом.

            Внешне фигурка имеет характерные черты:

            • схожесть с Афродитой почти не улавливается. Грудь и ягодицы гипертрофированы;

            • руки и ноги не очень акцентированы;

            • исполнена она в реалистической манере с яркой передачей пола.

            Статуэтка была найдена в ходе раскопок на стоянке в 1923 году. Подобные экспозиции были открыты Замятниным С.Н. и Ефименко П.П.

            Индонезийский кинжал крис

            Источник фото: www.kunstkamera.ru

            Кунсткамеру часто посещают любители нетрадиционных верований, в том числе из-за этого инструмента черной магии. Кинжал крис называют чудом кузнечного ремесла. Представляет собой клинок, изогнутый несколько раз. Присутствует асимметричная пята, расширенная у рукоятки. Предмет является примером национального оружия народов Индонезии.

            Название «крис» в переводе с языка жителей острова Явы, где появились такие ножи, означает «колоть». Кинжал находил применение для убийств, казни, брался в сражения. Владельцы ценили такое оружие при боях в замкнутых пространствах. Наличие асимметричного расширения рукоятки позволяло иметь прочный упор при ударе. 

            Особенности криса:

            Кинжал держали в ножнах за поясом или использовали специальный шарф для привязывания к талии. Но приобрести или сделать такое оружие мог не каждый. Только состоятельный человек мог себе его позволить. 

            Детский скелет с двумя головами

            Император Петр Первый интересовался анатомией человека. Его внимание привлекали необычные вещи, например, физические аномалии. Поэтому Кунсткамеру решили пополнить экспозицией уродцев. Основой послужили артефакты из коллекции известного доктора Фредерика Рюйша.

            Экспонат представляет собой детский двухголовый скелет, который был заспиртован. Жуткая картина будоражит посетителей зала. Несчастные сиамские близнецы выставлены на общее обозрение.

            Будущий экспонат попался на глаза царя при посещении Голландии, где он побывал в кабинете знаменитого в Амстердаме анатома. По прошествии 20 лет император узнал, что коллекция скелетов выставлена на продажу. Поэтому несколько экземпляров были приобретены за 30 тысяч золотых гульденов. Сиамские близнецы и другие анатомические экспонаты легли в основу собрания музея антропологии и этнографии.

            Сандаловое изображение Ганеши

            В Кунсткамере коллекция пополнялась не только артефактами, иллюстрирующими быт и развлечения народов разных стран, но и изображениями божеств. Например, индийского Ганеши. 

            Ганеша символизирует мудрость и благополучие. Ему поклонялись торговцы и путешественники, чей путь был долог и труден. Он по праву считается одним из почитаемых богов индуизма.

            Внешне фигура представляет человека с головой слона. Это связано с историей рождения бога. На празднование появления Ганеши забыли пригласить бога Шани, который обозлился и испепелил голову младенца взглядом. Поэтому Брахма дал указание приставить вместо нее другую от первого попавшегося существа. Им оказался слон.

            Сама фигурка сделана из сандалового дерева на подставке. В собрание экспонатов она попала в 1915 году.

            Посетителям в Кунсткамере часто советуют загадывать желание при осмотре этого экспоната и, возможно, Ганеша его исполнит. По фен-шую подобные фигурки советуют приобрести в дом, чтобы был достаток и материальное благополучие.

            : Музеи :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр


            Музей антропологии и этнографии Кунсткамера в Санкт-Петербурге

            31 мая 2019 г. 20:16



            Один из первых музеев России, Кунсткамера была основана Петром I в Санкт-Петербурге еще в 1714 году.


            «Северную Пальмиру» охраняли три символа: ангел Петропавловского собора, корабль на крыше Адмиралтейства и сфера Кунсткамеры. Петр I видел в единстве православных ценностей, природных сил и законов природы предпосылку развития Санкт-Петербурга и России. Кунсткамера продолжала выполнять свою добрую роль оплота образования в России. В нем разместились Петербургская академия наук, ставшая прародительницей Российской академии наук, городской университет и многие другие учебные заведения.

            Фонд музея сформирован на основе коллекции редкостей Петра Великого. Именно он назвал музей на иностранный манер – Кунсткамера, то есть «Кабинет редкостей». Петр I придал внушительный размах сбору коллекции. Экспонаты для первого российского музея чудес везли со всей России. Петр I собирал вещи не из-за их стоимости, а из-за множества анатомических, зоологических, минералогических и других курьезов, представлявших, по его мнению, научную ценность.

            Здание, в котором сейчас находится Кунсткамера, было построено специально для нее в 1734 году. Это великолепный образец эпохи барокко и старейшее музейное здание в мире.

            В настоящее время музей может похвастаться богатыми коллекциями, представляющими традиционную культуру и быт разных стран и народов. Это залы, посвященные Северной Америке и ее коренным жителям, Японии, Африке, Китаю и Монголии, Индии и Индонезии, Австралии и Океании. В них выставлено множество предметов культуры, оружия, инструментов и других артефактов со всего мира.
            Но самым известным является анатомический зал с коллекцией уродств и странностей, таких как сиамские близнецы, двуглавый теленок и другие.
            Отдельные экспозиции посвящены первой астрономической обсерватории Академии наук и Михаилу Ломоносову.
            Музей проводит исследования и реализует детские развивающие программы.


            Экспозиции
            Кунсткамера
            Музей Антропология и этнография
            Обширная коллекция музея посвящена не только анатомии человека; значительная ее часть связана с этнографией. Здесь представлено много информации о разных народах, их быте, культуре, личных вещах.

            Экспозиция «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры» состоит из экспонатов, связанных с научными исследованиями Петра I, его научными опытами и указами.


            Экспозиция «Большой академический (Готторпский) глобус» — первый в истории и когда-то самый большой глобус-планетарий в мире.
            Выставка «Коренные жители Северной Америки» переносит посетителей в увлекательное путешествие от Аляски до Калифорнии.
            Есть также экспозиции, посвященные этнографической культуре и быту Индии, Японии, Кореи, Индокитая, Монголии, Африки, Китая.
            Адрес: Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3, рядом со станциями метро «Адмиралтейская», «Василеостровская», «Спортивная».

            Часы работы: с 11:00 до 18:00 со вторника по воскресенье. Понедельник — выходной.

            Официальный сайт Кунсткамеры
            Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге
            Топ-10 художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга
            Музеи Санкт-Петербурга

             

            Источники: https://kudago. com https:/ /kudago.com

            Автор: Вера Иванова


            Теги: Музей Кунсткамера Музеи Санкт-Петербурга    
            Следующие Предыдущий

            Кунсткамера в Санкт-Петербурге — Музей уродства и антропологии им. Петра Великого

            Если спросить петербуржцев, что им приходит на ум в связи с Кунсткамерой, они обычно ответят: «Эмбрионы, пороки развития, уродства животных» как ассоциации. Но Кунсткамера в Санкт-Петербурге — это больше, чем собрание уродливых существ. Кроме того, это одна из крупнейших в мире коллекций антропологических и этнографических экспонатов.

            Петр Великий и его интерес к наукам

            Петр I был царем в России в конце 17-го и в начале 18-го века. Звание «Великий» он получил не только за свой рост, а за свои реформы в военной, экономической и научной областях. Как интеллектуальный монарх и любитель наук, он стремился познакомить своего гражданина с современными взглядами на знания европейских ученых.
            Следуя своей идее, он инициировал строительство здания, в котором находится сегодняшняя Кунсткамера. Он расположен на противоположном берегу Невы, стоит у Эрмитажа и был первым в то время массивным каменным зданием, созданным для публики.
            Царь разместил в этом великолепном здании библиотеку, музей, анатомический театр и обсерваторию. Так как Петр Великий считал, что каждый человек, желающий заниматься самообразованием, должен быть удостоен чести, он не просил вступительного взноса. Вместо этого он предложил каждому посетителю кофе и конфету. Жаль, что в наше время это уже не так.

            Выявления уродств

            В прежней России люди думали, что уродства являются результатом неестественных сил. По общему мнению, они происходят из-за колдовства и как дело рук дьявола. Петр I. пытается доказать и показать обратное. Именно поэтому он искал аномальные эмбрионы и приобрел коллекции европейских ученых Фредерика Рюйша и Альберта Себа. Помимо коллекций уродств, Кунсткамеру в то время обогатили «живые экспонаты», фактически жильцы.
            Сегодняшние выставки содержат, например, Эмбрионы с циклопическими глазами, тремя конечностями или двумя головами. Все они законсервированы в спирте, чтобы сохранить свое состояние на сотни лет.

            Антропологические выставки

            В противовес страшным цифрам многие исторические объекты рассказывают о жизни разных культур. Первая часть музея посвящена эскимосам и индейцам. Например, вы можете увидеть индейца пуэбло со змеей во рту в рамках ритуала в сезон дождей. Другой индеец носит шкуру оленя в качестве камуфляжа, демонстрируя установленный метод охоты. С помощью шерсти индейцы пытались приблизиться к ничем не примечательной живой природе. Они думали, что дикие звери будут считать их единомышленниками и поэтому будут сохранять спокойствие и не убегать.
            Помимо эскимосов и индейцев, музей посвящен Китаю, Древней Японии, Монголии, Корее, Индии, Индонезии, Индокитаю и Ближнему Востоку.

            Академия наук и Глобус Готдорф

            На третьем этаже представлены работы эрудита Ломонсова, современного ученого и их инструменты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *